Практическая работа по теме конституционное право. Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "конституционное право". Материалы для практических занятий

Управление образования и науки липецкой области

ГОБ ПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»

по организации и выполнению

практических работ

по учебной дисциплине «Конституционное право»

Липецк 2016 г.

Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Конституционное право» разработаны в соответствии с требованиями к результатам обучения ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Разработчики:

Дворникова И.В.-преподаватель

Одобрено на заседании цикловой комиссии ___________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _____________________________

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе (или УМР) _____________________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………..….4

Общие требования для студентов по выполнению практических работ………………………..…………………………………7

Показатели оценивания работ………………………………8

Требования к технике безопасности практических работ …

Практическая работа №1 -6……………….

Практическая работа №7-13……………….

Список литературы ………………………………………….

Введение

Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Конституционное право» и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Самостоятельная работа направлена на освоение следующих результатов обучения:

Уметь

Знать

Вышеперечисленные умения и знания необходимы для формирования следующих профессиональных общих компетенций, согласно ФГОС СПО и образовательной программе по профессии/специальности код :

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Обязательная нагрузка на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине Конституционное право в соответствии с учебным планом и рабочей программой составляет 40 часов.

Данная методическая разработка включает: методические рекомендации для студентов по выполнению каждого вида самостоятельной работы, рекомендуемые к использованию источники информации и задания внеаудиторной самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины Конституционное право. Методическая разработка призвана помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины.

В таблице 1 приводится распределение учебной нагрузки на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам дисциплины/МДК, в соответствии с рабочей программой дисциплины/ПМ код

Таблица 1 – Нагрузка на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

Название раздела и темы дисциплины/МДК

26

Раздел 1.Конституционное право-ведущая отрасль права.

Тема 1.1 .Конституционное право, как отрасль права РФ.

Практическая работа № 1

Раздел 2.Конституция РФ-основной закон государства.

Тема 2.1. Понятие и сущность Конституции .

Тема 2.2. Практическая работа № 2

Раздел 3.Основы конституционного строя .

Тема 3.1. Практическая работа № 3

Тема 3.2. Практическая работа № 4

Тема 3.3. Общественные объединения.

Практическая работа № 5

Раздел 4.Основы правового статуса личности в РФ.

Тема 4.1. Практическая работа № 6

Тема 4.2. Гражданство РФ.

Практическая работа № 7

Тема 4.3. Практическая работа № 8

Тема 4.4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина . Практическая работа № 9

Раздел 5. Федеративное устройство.

Тема 5.1. Федеративное устройство РФ.

Практическая работа № 10

Тема 5.2. Субъекты РФ.

Раздел 6. Органы государственной власти в РФ.

Тема 6.1. Государственные органы РФ.

Тема 6.2. Президент РФ.

Тема 6.3. Федеральное Собрание РФ.

Практическая работа № 11

Тема 6.4. Федеральные органы исполнительной власти.

Тема 6.5. Судебная власть в РФ.

Тема 6.6. Прокуратура РФ.

Практическая работа № 12

Тема 6.7. Государственные органы субъектов РФ.

Раздел 7. Местное самоуправление в РФ.

Тема 7.1. Местное самоуправление в РФ.

Тема 7.2.

Практическая работа № 13

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2. Подготовка к контрольным работам, экзамену

1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.

4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.

5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6. Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.

Показатели оценки

Обоснованность и правильность изложения ответа на вопрос преподавателя по проверяемой теме дисциплины/МДК;

Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

1. При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2. Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.

4. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5. Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6. В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

Краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;

Логичность изложения материала конспекта;

Уровень понимания изученного материала.

4. Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития металлургической отрасли или отражать потребности работодателя – ОАО «НЛМК».

2. При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.

3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.

5. Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.

6. Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.

7. Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

Полнота и качественность информации по заданной теме;

Свободное владение материалом сообщения или доклада;

Логичность и четкость изложения материала;

Наличие и качество презентационного материала.

5. Выполнение практических заданий

6. Работа со справочной литературой

1. Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Если требуется выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.

2. Обратите внимание, как выполнялось аналогичное задание на занятии с помощью преподавателя.

3. Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.

4. Выполните предложенную задачу, используя выписанные формулы и конспект лекций.

5. В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.

6. Проанализируйте полученный результат (сопоставив известные теоретические положения в специальной литературе и конспекте лекций с полученным результатом). Например, после расшифровки марки или выбора марки стали для конструкции или инструмента сравните ваш результат с марочником стали или электронными справочниками, просмотрите рекомендуемую литературу по данной теме.

7. Выполнение задания должно сопровождаться необходимыми пояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками на справочную и специальную литературу. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

Грамотная запись условия задания и ее решения;

Грамотное использование формул (при необходимости);

Грамотное использование справочной литературы;

Точность и правильность результатов;

Обоснование выполнения задания.

7. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам и подготовка к их защите

    Обратитесь к методическим указаниям по проведению лабораторных и практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

    Повторите основные теоретические положения по теме лабораторной или практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

    Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.

    Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных или практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

Оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;

Качественное выполнение всех этапов работы;

Необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;

Правильное оформление выводов работы;

Обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

Практическая работа №1.

Тема 1.1. Конституционное право как отрасль права РФ.

Цель работы:

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

В одной из республик в составе РФ-республика «Б», а так же ещё в 6 республиках и 10 областях РФ граждане России на общероссийском референдуме 12.12.1993 года проголосовали против новой Конституции РФ. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей от числа принявших участие в голосовании, причём, на выборы пришло 58,8% зарегистрированных избирателей.

Вопрос: Распространяется ли действие Конституции РФ на территории республики «Б»?

Задача №2.

Прежним уголовным кодексом РФ была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной собственности, чем за хищение личной собственности.

Вопрос: Какой из основ конституционного строя России противоречит в данном случае УК РФ?

Литература:

:

2013 . - 416 c.
2013 . - 728

Практическая работа №2.

Тема 2.2. Развитие конституционного законодательства в России.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.
Семья Фоминых, имеющая детей в возрасте 7 и 15лет, оформила документы для выезда на ПМЖ (постоянное место жительства) в США. 15-ти летняя дочь Фоминых отказалась уезжать из России.

Вопрос: Как будет решаться вопрос о выезде из России семьи Фоминых, если:

а) Дочь согласна на выезд в США, но не хочет менять гражданство РФ?

б) Дочь вообще не хочет уезжать из России?

Задача №2.

Гражданин « B », проживающий в Саратовской области,имеет мать по национальности немку,а отца- русского. В официальных документах его национальность «русский».
Гражданин «В» обратился в органы ЗАГСа (записи актов гражданского состояния) с просьбой заменить его национальность на «немец», мотивируя это тем,что его отец погиб, когда он был ребенком, воспитывала его мать, которая научила его немецкому языку и традициям.Отдел ЗАГСа просьбе «В» отказал. Тогда он обратился в суд с иском об изменении своей национальности.
Вопрос: Правомерен ли отказ органов ЗАГСа,и как суд должен решить данное дело в соответствии с конституционными положениями?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа № 3.

Тема 3.1. Понятие основ конституционного строя России.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Кто из перечисленных ниже граждан не может принимать в выборах:

а) священнослужители;

б) военнослужащие;

в) заключенные, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

г) подозреваемые, находящиеся в следственных изоляторах;

д) лица не достигшие 18-летнего возраста;

е) душевнобольные.

Задача №2.

В период избирательной компании по выборам Президента РФ было выдвинуто 3 кандидата. За несколько дней до выборов один из них скоропостижно скончался, а другой снял свою кандидатуру?

Вопрос:

а) Будут ли проводиться выборы в данном случае?

б) Каковы должны быть действия Центральной Избирательной Комиссии РФ?

Задача №3.

Председателем Правительства ПРФ временно замещающего Президента РФ, находящегося на лечении, назначен референдум о внесении в Конституцию поправки, которая вводит пост вице-президента.

Вопрос: конституционно ли в данном случае действие Председателя Правительства РФ?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №4.

Тема 3.2. Избирательная система и референдум в РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Работа с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Рассмотреть и законспектировать Вопрос :

Функции избирательных комиссий;

Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Задача №1

Администрация высшего учебного заведения предъявила доценту П. обвинение в том, что он на проводимом учебном занятии утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию демократическим государством.

Вопрос :

Обоснованы ли претензии администрации к доценту П.?

Задача №2

Начальник отдела кадров одного из российских РУВД Агафонов отказал в приеме на работу на вакантную должность оперуполномоченного уголовного розыска гражданину России Панакидису, мотивируя это тем, что последний незадолго до этого приобрел греческое гражданство и теперь является гражданином с двойным гражданством.

Вопрос :

Законны ли действия Агафонова?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №5.

Тема 3.3. Общественные объединения.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1

Гражданин Украины Соболь, отбывающий наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести на территории России в одном из исправительных учреждений Ленинградской области, обратился с заявлением в компетентные органы России о приеме в гражданство РФ, мотивируя это тем, что его супруга является гражданкой России, а также тем, что он зарегистрирован и проживает в течение последних десяти лет в Санкт-Петербурге.

Вопрос :

Удовлетворят ли заявление Соболя компетентные органы? Обоснуйте ответ.

Задача №2

Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства.

Вопрос :

Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №6.

Тема 4.1. Понятие основ правового статуса личности в РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Президент РФ избирается на срок:

а) 7 лет;

б) 4 года;

в) 6 лет?

Задача №2.

Президентом России моет быть гражданин РФ:

а) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет;

б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

в) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Задача №3.

Одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ:

а) не более двух сроков подряд;

б) не более трёх сроков подряд;

в) не более четырёх сроков подряд?

Задача №4.

Действующая конституция была принята:

Задача №5.

Федеральное Собрание является:

а) представительным органом;

б) представительным и законодательным органом;

в)исполнительным органом?

Задача №6.

Гарантом Конституции РФ является:

а) Конституционный Суд РФ;

б)Президент РФ;

в) Государственная Дума РФ?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №7.

Тема 4.2. Гражданство РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ является:

а) министр обороны РФ;

б) Премьер-министр РФ;

в) Президент РФ?

Задача №2.

Президент РФ вправе создавать следующие акты:

а) указы и постановления;

б) указы и распоряжения;

в) постановления и распоряжения?

Задача №3.

Государственная Дума избирается сроком на:

а) 2 года;

б) 4 года;

в) 5 лет.

Задача №4.

Какая форма правления в РФ:

а) республиканская;

б) президентская;

в) монархия?

Задача №5.

Может ли гражданин РФ быть лишён гражданства:

а) Да;

б) Нет?

Задача №6.

Приобретение гражданства другого государства означает:

а) приостановление гражданства РФ;

б) автоматически влечёт за собой прекращение гражданства РФ;

в) не влечёт за собой прекращение гражданства РФ?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №8.

Тема 4.3. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Совет Федерации состоит из:

а) 150 представителей;

б) 170 представителей;

в) 186 представителей;

г) 198 представителей?

Задача №2.

Государственная Дума Российской Федерации состоит из:

а) 350 депутатов;

б) 400 депутатов;

в) 450 депутатов?

Задача №3.

Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин РФ:

а) достигший возраста 18 лет, имеющий право участвовать в выборах;

б) достигший возраста 21 года, имеющий право участвовать в выборах;

в) достигший возраста 23 лет, имеющий право участвовать в выборах?

Задача №4.

а) да;

б) нет.

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №9.

Тема 4.4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной органов государственной власти и органов местного самоуправления:

а) да;

б) нет?

Задача №2.

Является ли Федеральное собрание постоянно действующим органом?

а) да;

б) нет;

в) только в чрезвычайных ситуациях.

Задача №3.

Первое заседание Государственной Думы РФ открывает:

а) президент РФ;

б) премьер-министр РФ;

в) старший по возрасту депутат.

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа№10.

Тема 5.1. Федеративное устройство РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №4.

Может ли оно и то же лицо являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы РФ?

а) да;

б) нет.

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №11

Тема 6.3. Федеральное Собрание РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Вопрос :

Что по Вашему означает презумпция невиновности?

а) человек не виновен, пока его не поймали на месте преступления;

б) человек не виновен, пока его вина не будет доказана судом;

в) человек не виновен, если он докажет свою невиновность;

г) человек не виновен, пока следствие не докажет свою виновность.

Задача №2.

Статья 30 Конституции РФ закрепляет свободу деятельности общественных объединений.

Вопрос :

Означает ли это возможность создания любого общественного объединения?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №12

Тема 6.6. Прокуратура РФ.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Через месяц после избирания Государственной Думы Президент РФ внёс на её рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Государственная Дума в течении 10 дней рассматривала предложенную кандидатуру, а затем её отклонила. Президент РФ вновь внёс её на рассмотрение в Государственную Думу ту же кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь её отвергла. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.

Вопрос :

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации и какие имено?

Задача №2.

Гражданка К. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение прокуратуры города прекратить уголовное дело по факту гибели ее мужа, мотивировав это обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатов расследования.

Вопрос :

Правомерно ли обращение? Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Практическая работа №13

Тема 7.2. Органы местного самоуправления.

Цель работы: научится работать со специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

Уметь : работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям; применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Знать : основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

Задача №1.

Гражданин Семенюк проживал на Украине до 20 лет, там же он получил паспорт. В 2004 году он переехал к бабушке в Россию и вскоре женился на российской гражданке.

Вопрос :

Каким способом Семенюк может приобрести гражданство РФ и в какие органы он должен обратится для получения Российского гражданства?

Задача №2.

Гражданин П. обратился к начальнику почтового отделения с жалобой на то, что получил заказное письмо открытым, и попросил разобраться в случившемся. Начальник почтового отделения заявил, что такими мелочами, как разбирательство по поводу вскрытого письма он разбираться не станет. Тогда П. подал жалобу в федеральный суд.

Вопрос :

Имеются ли основания для обращения в суд? Что говорят об этом положения Конституции РФ?

Литература:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование. :

Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728

Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Нормативные правовые акты

    Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48г.

    Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

    Конституция РФ 1993г.

    Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята 12.06.90г.

    Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г.

    Федеральный закон от 04.03.98г. №33 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

    Федеральный закон от 12.06.2002г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. от 09.11.2009г.).

    Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. №5 «О референдуме РФ» (в ред. от 24.04.2008г.).

    Федеральный закон от 19.05.95г. №82 «Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2008г.).

    Федеральный закон от 11.07.2001г. №95 «О политических партиях» (в ред. от 19.07.2009г.).

    Федеральный закон от 31.05.2002г. №62 «О гражданстве РФ» (в ред. от 28.06.2009г.).

    Закон РФ от 19.02.93г. №4528-1 «О беженцах» (в ред. от 23.07.2008г.).

    Закон РФ от 19.02.93г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 23.07.2008г.).

    Федеральный закон от 25.07.2002г. №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в ред. от 28.06.2009г.).

    Закон РФ от 25.06.93г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в ред. от 25.12.2008г.).

    Федеральный закон от 15.08.96г. №114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (в ред. от 28.06.2009г.).

    Федеральный конституционный закон от 26.02.97г. №1 «Об Уполномоченном по правам человека» (в ред. от 10.06.2008г.).

    Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №1 «О государственном флаге РФ» (в ред. от 08.11.2008г.).

    Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №2 «О государственном гербе РФ» (в ред. от 10.11.2009г.).

    Федеральный конституционный закон от 25.12.2000г. №3 «О государственном гимне РФ» (в ред. от 22.03.2001г.).

    Федеральный конституционный закон от 17.12.2001г. № 6 «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» (в ред. от 31.10.2005г.).

    Федеральный закон от 10.01.2003г. №19 «О выборах Президента РФ» (в ред. от 19.07.2009г.).

    Федеральный закон от 05.08.2000г. №113 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (в ред. от 14.02.2009г.).

    Федеральный закон от 18.05.2005г. №51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (в ред. от 19.07.2009г.).

    Федеральный закон от 08.05.94г. №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (в ред. от 12.05.2009г.).

    Федеральный конституционный закон от 17.12.97г. №2 «О Правительстве РФ» (в ред. от 30.12.2008г.).

    Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. №1 «О судебной системе РФ» (в ред. от 09.11.2009г.).

    Закон РФ от 26.06.92г. №3132-1 «О статусе судей в РФ» (в ред. от 28.11.2009г.).

    Федеральный конституционный закон от 21.07.94г. №1 «О Конституционном Суде РФ» (в ред. от 02.06.2009г.).

    Федеральный закон от 17.01.92г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в ред. от 28.11.2009г.).

    Федеральный закон от 06.10.99г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 18.07.2009г.).

    Федеральный закон от 06.10.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 28.11.2009г.).

    Указ Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2009г.).

    Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 05.10.2009г.).

    Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325.

    Положение о Государственном Совете РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000г. №1602.

    Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000г. №849.

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

Баклай М.В. Конституционное право России: учебник -М: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012-208с /Профессиональное образование.

Меньшеков В.Л. Конституционное право России: учебник.-М:ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013-208с.Профессиональное образование.

Дополнительные источники:

1. Конституционное право России; Юристъ - , 2013 . - 416 c.
2. Конституционное право России; Юнити-Дана - Москва, 2012. - 672 c.
3. Конституционное право зарубежных стран; Юнити-Дана, Закон и право - Москва,
2013 . - 728 c.
4. Конституционное право зарубежных стран; Норма, Инфра-М - Москва,
2013 . - 394 c.
5. Авакьян С. А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России; Издательство МГУ - Москва,
2013 . - 720 c.
6. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум; Городец - Москва,
2013 . - 400 c.
7. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России; Издательство МГУ, Инфра-М, Норма - Москва,
2013 . - 304 c.
8. Карпов А. В. Конституционное право России; Омега-Л - Москва,
2013 . - 208 c.
9. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва,
2012 . - 416 c.
10. Леонтьев О. В. Юридические основы медицинской деятельности. Практикум по правоведению; СпецЛит - Москва,
2012 . - 128 c.
11. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва,
2012 . - 592 c.
12. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва,
2013 . - 504 c.

Информационные справочно-правовые системы:

«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

http ://

Практикум содержит общие правила изучения дисциплины «Конституционное право», программу учебного курса, примерные списки литературы ко всему курсу и по каждой теме, перечни нормативных правовых актов по каждой теме, планы практических занятий, примерные вопросы для подготовки к экзамену, темы курсовых и дипломных работ. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030900.65 Юриспруденция (дисциплина «Конституционное право», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.

Примеры.
Сабуров, будучи депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, при голосовании за проект Федерального закона «О бюджете Российской Федерации
на 2005 год» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатской группы было принято решение о лишении депутата Государственной думы депутатских полномочий.

Депутат Государственной думы Российской Федерации Ивановский совершил наезд на велосипеде на гражданина Зайкина, когда тот в нетрезвом состоянии переходил дорогу в неположенном месте. Можно ли совершить следующие действия:
а) задержать депутата.
б) произвести в отношении депутата обыск, допрос, арест,
в) возбудить в отношении депутата уголовное дело,
г) произвести иные следственные действия: допрос свидетелей, осмотр места происшествия и т. д.?
Каков порядок привлечения депутата Государственной думы к административной ответственности?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конституционное право, Практикум, Казанков С.П., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Гражданское право, Методические указания, Асташкин Р.С., 2019
  • Налоговые споры, Проблемы, анализ, решение, Караханян С.Г., Баталова И.С., 2008
  • Введение в систему математического образования России, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Лебедева С.В., 2014
  • Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 2, Певцова Е.А., 2012

Следующие учебники и книги.

ЮРИДИЧЕСКАЯ школа

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Конституционное право»

Юриспруденция»


Материалы для практических занятий

Трудоемкость практических занятий по дисциплине «Конституционное право» составляет 2 часа в неделю. На семинарах студент должен уметь свободно излагать усвоенный теоретический материал, а также решать задачи с применением Конституции и иных источников конституционного права.

Главной целью практических занятий по конституционному праву является научить студента оперировать основными категориями отрасли и науки, понимать процессы, положенные в основу государственно-правового строительства в России, анализировать и применять нормы, содержащиеся в источниках конституционного права.

Практическое занятие № 1. Конституционное право - отрасль права и юридическая наука (6 ч)

Теоретическая часть

1. Конституционное право - ведущая отрасль российского права.

2. Понятие, предмет конституционного права России как отрасли права.

3. Государственно-правовые нормы - понятие, структура и виды.

4. Государственно-правовые институты.

5. Источники конституционного права России.

6. Государственно-правовые отношения - понятие, основания возникновения, изменения и прекращения.

7. Субъекты и виды государственно-правовых отношений.

8. Понятие, предмет и методы науки российского конституционного права.

9. Значение, роль и задачи науки конституционного права на современном этапе.

Практическая часть

1. Порассуждайте над названием отрасли конституционное (государственное) право. Как соотносятся между собой понятия «конституционное» и «государственное» право?

2. В Конституции РФ найдите нормы, детально регулирующие конституционно-правовые отношения, а также нормы общего регулирования, которые затем получают свое развитие в правовых актах других отраслей права.

Пример детального регулирования : часть 1 статьи 107 Конституции РФ «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ».

Пример общего регулирования : часть 1 статьи 8 конституции РФ «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

3. Найдите в Конституции РФ 1993 г. примеры норм, состоящих из: а) гипотезы и диспозиции; б) диспозиции; в) гипотезы, г) диспозиции и санкции.

4. Опираясь на Конституцию РФ, приведите примеры государственно-правовых отношений.

1. Дайте определение следующим понятиям:

1) Правовой акт


2) Нормативно-правовой акт

3) Акт официального толкования

4) Акт правоприменения

6) Подзаконный акт

7) Нормативный договор

8) Судебное решение

5. Составьте таблицу, представляющую порядок опубликования и вступления в силу правовых актов федеральных органов государственной власти. В таблице должны быть отражены:

ü срок вступления в силу со дня первого официального опубликования;

Примечание: таблица должна быть составлена на основе статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» , Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» , Указа Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» .

6. Анализируя нормы Конституции РФ, ответьте на вопрос: в каких случаях принятие федеральных конституционных законов обязательно?

Практическое занятие № 2. Конституция Российской Федерации - Основной Закон российского государства (6 ч)

Теоретическая часть

1. Понятие и сущность Конституции России.

2. Развитие российского конституционного законодательства.

3. Порядок принятия и изменения Конституции РФ.

4. Юридические свойства Конституции России.

5. Основные черты Конституции, ее значение как ядро правовой системы.

6. Становление российского конституционализма.

7. Конституционная ответственность в Российской Федерации.

8. Институт конституционного контроля - понятие, этапы развития. Виды и процедуры Конституционного контроля.

9. Порядок формирования, организация работы, предметы ведения и полномочия Конституционного Суда РФ.

Практическая часть

2. Как непосредственно применять нормы Конституции, всегда ли это возможно? Вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не соответствует Конституции, или же суд должен приостановить производство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ? При подготовке к ответу на данный вопрос см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №8 от 31 октября 1995 г. И Постановление Конституционного Суда о толковании ст. 125, 126, 127 Конституции РФ).

3. Назовите статьи Конституции РФ, которые толковались Конституционным Судом РФ. Используйте Постановления КС о толковании Конституции.

4. Совпадают ли даты принятия и вступления в силу Конституции России 1993 года?

5. Являются ли источниками права Послания Президента?

6. Во время обсуждения проекта Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» одна из фракций Государственной Думы предложила установить 6-месячный срок рассмотрения конституционных поправок законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Факт нерассмотрения данного вопроса в указанный срок предлагалось расценивать как одобрение конституционной поправки.

Дайте конституционно-правовую оценку предложениям фракции Государственной Думы.

В какие сроки и в каком порядке рассматриваются конституционные поправки в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

7. Президент РФ на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своим указом включил в статью 65 Конституции РФ новые наименования республик: Ингушетия (вместо Ингушская Республика), Северная Осетия –Алания (вместо Республика Северная Осетия), Калмыкия (вместо Республика Калмыкия – Хальм Тангч) и Чувашская Республика (вместо Чувашская Республика – Чуваш Республика).

Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то на каком правовом основании?

8. Федеральный министр Р занимается предпринимательской деятельностью через своих доверенных лиц, в том числе участвуя в управлении ОАО «Сатурн».

Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением?

Если да, то какие меры конституционно-правовой ответственности возможны в отношении федерального министра?

Конституционное право России. Практикум. Авакьян С.А.

2-е изд. - М.: 2009. - 400 с.

Практикум является пособием для изучения конституционного права России. Содержит задания и методические указания к семинарским занятиям по конституционному праву России, общие требования по выполнению курсовых работ по конституционному праву России, перечень предлагаемых тем курсовых работ и рекомендации по каждой теме, а также Программу учебного курса конституционного права России. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и иных учебных заведений, планами которых предусмотрено преподавание конституционного права России.

Формат: pdf

Размер: 6 ,1 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Часть IЗадания и методические указания к семинарским занятиям по конституционному праву России
Общие положения 7
Тема 1. Конституционное право России - отрасль права и наука 10
Тема 2. Конституционное развитие России. Действующая Конституция РФ 15
Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 30
Тема 4. Гражданство Российской Федерации 48
Тема 5. Конституционный статус человека и гражданинав Российской Федерации 56
Тема 6. Федеративное устройство России 63
Тема 7. Избирательная система и избирательное право Российской Федерации 79
Тема 8. Президент Российской Федерации 85
Тема 9. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 93
Тема 10. Конституционно-правовые основы системы федеральных
органов исполнительной власти. Правительство Российской
Федерации 100
Тема 11. Конституционный Суд Российской Федерации 102
Тема 12. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации 107
Тема 13. Конституционно-правовые основы местного
самоуправления в Российской Федерации 113
Часть 2 Выполнение курсовых работ по конституционному праву России
Вводные пояснения 119
Методические рекомендации по подготовке, оформлению
и защите курсовых работ 121
Примерная тематика курсовых работ по конституционному
праву России 133
Рекомендации по предлагаемым темам курсовых работ
по конституционному праву России 137
Часть 3 Программа учебного курса «Конституционное право России»
Нормативные источники и литература ко всем разделам 335
Раздел 1. Конституционное право России как отрасль права,
наука и учебный курс 337
Раздел 2. Основы учения о конституции. Конституционное
развитие России. Действующая Конституция
Российской Федерации 340
Раздел 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 344
Раздел 4. Конституционный статус человека и гражданина
в Российской Федерации 351
Раздел 5. Государственное устройство Российской Федерации 358
Раздел 6. Конституционное закрепление системы органов
государственной власти в Российской Федерации 368
Раздел 7. Избирательная система Российской Федерации 369
Раздел 8. Президент Российской Федерации 376
Раздел 9. Федеральное Собрание - парламент Российской
Федерации 381
Раздел 10. Конституционно-правовые основы системы федеральных
органов исполнительной власти. Правительство
Российской Федерации 386
Раздел 11. Конституционно-правовые основы судебной власти
и прокуратуры в Российской Федерации 389
Раздел 12. Конституционный Суд Российской Федерации 391
Раздел 13. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации 393
Раздел 14. Конституционные основы местного самоуправления
в Российской Федерации 397

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАКТИКУМ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАКТИКУМ

Под редакцией С. А. Белова

УДК 342.9 ББК 67.401

БеловС. А., канд. юрид. наук, доц. - тема 1 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 2-3, тема 4 (в соает. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 5 (всоает. с Кудряшовой О. А.), тема 6, тема 7 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), тема 8 (в соавт. с Гриценко Е. В., Громовым А. В.). тема 9 (всоавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.), темы 10-11, тема 12 (в соавт. с Гриценко Е. В., Елисеевой С. В.);

Гриценко Е В., д-р юрид. наук, проф. - тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 8 {в соавт. с Беловым С. А., Громовым А. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Елисеевой С. В.), тема 12 (в соавт, с Беловым С. А., Елисеевой С. В.);

Елисеева С. В. - тема 1 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 4 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 7 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 9 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.), тема 12 (в соавт. с Беловым С. А., Гриценко Е. В.);

Кудряшова О. А. - тема 5 (в соавторстве с Беловым С. А.)

а также всех студентов юридического факультета СПбГУ, занятия с которыми послужили стимулом и важным подспорьем при работе над практикумом.

Рецензенты:

С. В. Васильева.кандидат юридических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»" (НИУ ВШЭ);

Е. В. Тарибо , кандидат юридических наук, начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда РФ

Конституционное право: Практикум / Под ред. С. А. Белова -

А28 СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2013. - 108 с.

ISBN 978-5-288-05375-7

Практикум представляет собой учебное пособие по курсу «Конституционное право». В практикуме представлены учебные задания в виде задач-казу- сов, а также заданий по системному толкованию и сопоставлению правовых норм, по изучению и подготовке для обсуждения в аудитории решений Конституционного Суда РФ, научных статей и глав из книг. Кроме того, к каждой из 12 тем, разбитых на 4 модуля, приведен список рекомендуемой литературы и вопросов для изучения.

Практикум ориентирован на освоение как общей теории и доктрины конституционного права, так и проблем реализации конституционных принципов и норм в Российской Федерации.

Рекомендуется для проведения практических занятий по курсам «Общее конституционное право», «Конституционное право России» и смежным дисциплинам в высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы по юридическим специальностям.

Предисловие редактора

ление положений нормативных источников

риалов для обсуждения в аудитории

Модуль I. Общая характеристика и принципы конституционного

Тема 1. Конституционное право в правовой системе

Тема 2. Основы теории конституции

Тема 3. История и особенности конституционного развития России

Тема 4. принципы конституционного государства

Модуль II. Конституционно-правовой статус человека

и гражданина

Тема 5. Принципы правового регулирования и реализации прав

и свобод человека и гражданина

Тема 6. Институт гражданства и правовое положение иностранцев.

Модуль III. Конституционные механизмы народовластия

Тема 7. Правовое положение политических партий и других общест-

венных объединений

Тема 8. Непосредственная демократия. Свободные выборы как форма

народовластия и способ формирования органов власти.

Референдум

Модуль IV. Основы организации государственной власти.

Организация государственной власти в РФ

Тема 9. Форма государственного устройства. Территориальная орга-

низация государственной власти в России

Тема 10. Институт главы государства. Конституционные основы ор-

ганизации исполнительной власти

Тема 11. Законодательная власть. Конституционно-правовой статус

законодательных (представительных) органов власти в РФ

Тема 12. Судебная охрана Конституции

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Цель предлагаемого читателю Практикума по конституционному праву - помочь преподавателю учить, а студентам - учиться. Его задача - дать возможность в рамках курса конституционного права освоить не только теорию, но и механизм практического применения конституционно-право- вых норм.

Задачи сформулированы таким образом, что в большинстве случаев либо нет «правильного^ решения, а есть лишь возможные варианты (атакое на практике случается довольно часто, ведь в умении решать подобные проблемы состоит профессионализм юриста), либо решение, напротив, более

или менее очевидно. И в том, и в другом случае важен метод решения проблемы: в первую очередь ценен не окончательный результат, а способ его достижения. Самое важное - научиться обосновывать свою точку зрения, защищать свою позицию перед оппонентами, предугадывать возможные контраргументы. Для этого иногда необходимо поменять роль, мотивировать различные, порой полярные решения одной и той же проблемы.

При решении задач могут возникать самые разные затруднения. Например, в том случае, если есть норма, которая легка для понимания, необходимо лишь найти зту норму и дать ей правильное толкование. Если нормы нет (отсутствует в законе, похожих ситуаций не знает судебная практика и т. д.), то необходимо решать задачу на основе общих принципов права, путем системного толкования общих норм и т. д.

Ответы на задачи бесполезно искать в учебнике. Их там нет. Однако при решении задач учебник может пригодиться как справочный материал и как образец изложения правовой логики. Для того чтобы решить задачу, следует искать аналогии в решениях Конституционного Суда РФ, практике других судов, в специальной литературе. Учение - это активный процесс.

Задачи не охватывают всех вопросов, освещаемых в лекционном курсе. Решение задач - не проверка широты знаний, а проверка умения их применять, проверка глубины освоения теории на практических примерах.

Успехов в учебе!

С. А. Белов

Задачи и учебные задания практикума ориентированы на программу курса «Конституционное право», изучаемого студентами бакалавриата на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета с 2010 г. Особенностью этой программы стало совмещение в рамках одной дисциплины конституционного права России иобщего конституционного права - сравнительного изучения общей теории конституционного права и отдельных конституционно-правовых институтов. Характеристика принципов и отдельных институтов конституционного права России дает-

ся в сравнительном аспекте, т. е. в сопоставлении с мировыми моделями конституционно-правового регулирования. Тем не менее многие задачи

и все учебные задания, направленные на системное толкование правовых норм, предполагают решение их в рамках российской Конституции и законодательства ввиду сложностей доступа к полному массиву источников

конституционного права зарубежных государств. При решении задач

и выполнении учебных заданий необходимо по возможности сопоставлять

зарубежные и отечественные подходы к решению поставленных проблем, аргументировать свои выводы ссылками не только на российские, но и на иностранные конституции, законодательные акты, судебную практику и отдельные прецеденты, а также мнения авторитетных зарубежных ученых, поскольку большинство поставленных конституционно-правовых проблем характерны не только для Российской Федерации.

Другой особенностью Практикума стало использование интерактивных методов усвоения учебного материала. Помимо общих положений теории,

которые должны усваиваться в рамках лекционных занятий, при изучении конституционного права необходимо обязательное самостоятельное про-

чтение хрестоматийных источников (научных статей, наиболее значимых решений Конституционного Суда РФ), указанных в разделе «Учебные за-

дания». Эти материалы затем должны обсуждаться на аудиторных занятиях.

Кроме задач, которые составляют основной учебный материал, исполь-

зуется и другой тип учебных заданий - сопоставление двух или нескольких положений одного или разных нормативных источников, требующее их

системного истолкования. Как правило, подбор требующих анализа нормативных положений указывает на какую-то конституционно-правовую проблему, некоторые из них ранее уже были предметом рассмотрения судов, другие - еще нет. Если поставленная проблема уже решалась су-

дами, недостаточно воспроизведения или повторения уже состоявшегося

решения - необходимы поиск собственных аргументов и собственная

структура обоснования выводов, анализ ранее вынесенных решений.

В практикуме сознательно не приводится список нормативных актов - во-первых, это превращало бы практикум в программу курса, во-вторых,

потребовалось бы ежегодное переиздание практикума ввиду постоянных

изменений в законодательстве. Подбор тех правовых актов, которые подлежат применению, остается частью решения задачи.

В материалах каждой темы приводится литература, при подборе которой авторы ставили перед собой задачи, с одной стороны, указать такие работы, которые затрагивают самые принципиальные проблемы консти-

туционного права, и, с другой стороны, не сильно перегружать студентов.

В конце каждой задачи, как правило, сформулированы вопросы, которые должны послужить Вам ориентиром для решения задачи. Ваше решение,

однако, не должно сводиться лишь к абстрактному ответу на эти вопросы. Вопросы указывают общее направление, в котором следует двигаться, круг тех проблем, которые надлежит затронуть в контексте описанной в задаче

ситуации, какие из изложенных в условии фактических обстоятельств необходимо принимать во внимание, а какие можно игнорировать.

Решение любой задачи должно быть максимально похожим на судебное решение, по возможности содержать описательную часть (где на основе условия задачи излагаются фактические обстоятельства и основная

правовая проблема), мотивировочную часть (где приводится аргументация решения) и резолютивную часть (где формулируется итоговый вывод). Принципиально неверно вместо решения предлагать передать спор на рассмотрение суда - фактически это означает отсутствие необходимого правового решения.

Ряд задач предполагает оценку возможных способов правовой защиты и разрешения возникшего конфликта. В этом случае надлежит дать ответ на вопрос, в какой суд может обратиться субъект, средствами какого судопроизводства может быть разрешен конфликт, какие условия должны

быть при этом соблюдены.

Первый этап решения задачи - определить и сформулировать суть поставленной в задаче проблемы. Проблема может быть связана с несовершенством правового регулирования, не учитывающего какие-то

определенные ситуации, требующие правового решения, с наличием

противоречий в действующих правовых актах. Проблема может состоять также в конфликте правовых позиций судов или содержания нормативных

актов, возможности двойственного толкования нормативных положений или юридической необоснованности требований, обращенных к суду при

их внешней убедительности.

Второй этап решения задачи - подготовить план обоснования позиции, последовательность рассмотрения разных аспектов обозначенной

проблемы, выстроить взаимосвязанную логику рассуждений, где отдельные тезисы опираются на предшествующие аргументы и вытекают из них, а общий ход обоснования приводит к необходимому решению.

При решении задач-казусов необходимо выявить и дать оценку аргументам сторон, сопоставить эти аргументы, указав, какие из них можно считать убедительными, а какие нет и почему, предложить собственную

аргументацию итогового вывода (решения). Аргументация должна быть построена с учетом необходимости собрать максимальное количество аргументов в защиту собственного решения и одновременно опровергнуть

любые противоположные доводы.

Если в задаче можно обнаружить различные варианты решения проблемы, необходимо обозначить эти варианты, однако выбрать один, наиболее

убедительный, приведя доводы в пользу собственного вывода и против остальных вариантов. Не следует пытаться обосновывать все возможные варианты решения.

(а) нормативного регулирования (конституции, международные акты, действующее законодательство);

(б) правовой доктрины (мнения ученых и практиков относительно правовой природы анализируемых отношений, принципов и целей правового регулирования);

(в) практики толкования и применения нормативных положенийв решениях конституционных и высших судов России и зарубежных стран,

Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции или

арбитражных судов.

Однако перечисленные материалы должны быть использованы как обоснование собственной позиции, а не вместо нее. Ссылки даже на самые

позиции. Именно свои рассуждения должны представлять основное содержание текста решения задачи.

Необходимо не только определить источники, подлежащие приме-

нению в поставленной ситуации, но и обосновать применимость именно

данных правил с учетом характера и природы складывающихся правоотношений. Если Вы ссылаетесь на судебное решение, решавшее похожую проблему, Вы должны объяснить, почему Вы считаете этот прецедент

Третий этап решения задачи состоит в формулировании итогового вывода по задаче. Завершая изложение собственной аргументации, необходимо прийти к общему выводу, сформулировать позицию в одном или двух предложениях, подытожив предшествующие рассуждения. Вывод должен быть явным и очевидным образом основываться на приведенных ранее аргументах.

удостовериться, что заданные вопросы получили ответ в контексте выявлен-

ной проблемы, а сделанные выводы достаточно логичны и обоснованы, все

необходимые источники по поставленной проблеме приведены в решении.

ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приступая к решению этого типа заданий, не следует ограничиваться простым формальным сопоставлением нормативных актов по их юридической силе. Необходимо определить смысл и юридическое содержание

приведенных в условии нормативных положений, объем толкования

каждого положения, прибегнув к известным и доступным Вам способам толкования (историческому, системному, грамматическому, сравнитель- но-правовому, соотнесению с основными принципами, учету практики применения и т. д.).

Можно выделить два основных этапа выполнения задания данного типа. Первый этап заключается в уяснении проблемы соотношения при-

веденных норм (выявление коллизии).

В первую очередь следует определить и сопоставить приведенные нормы по предмету регулирования, т. е. выявить содержание приведенных норм. Выявление содержания норм должно осуществляться не изолированно, а в общем контексте правового регулирования. С самого начала необходимо учитывать содержание других нормативных положений, выявлять область, в которых эти положения могут пересекаться или как-то затрагивать смысл друг друга (выявление коллизионной сферы).

Затем нужно выявить, в какой части приведенные положения с учетом

предложенного толкования входят в возможное противоречие друг с другом по смыслу и юридическому содержанию.

Второй этап предполагает разрешение коллизии, которое состоит в уяснении допустимости или недопустимости «сосуществования» приведенных норм в результате конституционного истолкования их соотношения.

Результатом решения этого типа заданий должен быть вывод о том,

совместимы ли нормы друг с другом либо нет, является ли конфликт их содержания подлинным или кажущимся (не подтверждающимся при более

глубоком анализе). Второму варианту следует по возможности отдавать предпочтение, поскольку большинство коллизий разрешается и нормы согласовываются друг с другом в результате применения правил толкования норм в их взаимосвязи с учетом презумпций конституционности законов и внутренней согласованности системы нормативно-правовых актов. Однако такое толкование должно быть выявлено и убедительно обосновано.

В случае обнаружения противоречия (коллизии) следует выбрать ту норму, которая должна иметь приоритет, и привести аргументы в обоснование этого решения. Следует предложить решение КОЛЛИЗИИ путем обоснования приоритета той нормы, которая в большей степени соответствует общим принципам права или общим принципам данной отрасли.

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ

При подготовке приведенных в учебных заданиях материалов для

обсуждения в аудитории необходимо внимательно прочитать соответству-

ющие материалы и проанализировать их содержание. Необходимо сфор-

позиции суда, выявить сильные и слабые стороны использованной аргу-

ментации, обозначить тезисы, с которыми можно согласиться и которые вызывают возражения. Эти возражения должны обосновываться ссылками на другие научные источники, законодательство или судебную практику.