Федеральный государственный фонд территориального развития. Методика распределения финансовых средств из фонда регионального развития. Бюджетные и внебюджетные фонды

Проект федерального закона

"Об основах государственной региональной политики,

порядке ее разработки и реализации"

Настоящий Федеральный закон устанавливает цели и содержание государственной региональной политики, определяет компетенцию и регламентирует действия и правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации (далее - государственной региональной политики).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Нормативная правовая база формирования государственной региональной политики Российской Федерации

Нормативной правовой основой формирования региональной политики Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы по установленным в настоящем федеральном законе предметам государственной региональной политики. В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Государственная региональная политика - самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами.

Региональное развитие - режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.

Регулирование регионального развития - специально организуемые системные действия общегосударственного, регионального и местного масштаба но обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, направленного на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Приоритеты государственной региональной политики - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.

Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона

Предметом настоящего Федерального закона являются правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, возникающих по поводу организации разработки и реализации государственной региональной политики.

Статья 4. Цель и задачи государственной региональной политики

Государственная региональная политика имеет своей целью:

Реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

К задачам государственной региональной политики относятся:

Формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

Создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

Создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации.

Статья 5. Содержание государственной региональной политики

Содержание государственной региональной политики определяется в соответствии с целью и задачами государственной региональной политики, установленными в статье 4 настоящего закона, предметом ведения Российской Федерации и предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленными в статье 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Статья 6. Участники разработки и реализации государственной региональной политики

Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:

Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Федеральные фонды регионального развития.

По усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики

При разработке и реализации государственной региональной политики учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в ее осуществлении.

Порядок и формы участия органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Организация разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Статья 8. Базисные условия разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Базисными условиями разработки государственной региональной политики в Российской Федерации являются:

концепция и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработанные в исполнение требований Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ;

Социальные и макроэкономические показатели развития субъектов Российской Федерации;

Финансово-экономические обоснования развития регионов на трех-пятилетний срок;

План развития государственного и муниципального сектора социальной сферы и экономики региона;

Социально-демографическая статистика;

Данные о реализации федеральных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации за три года, предшествующих разработке государственной региональной политики;

иные сведения, необходимые для разработки государственной региональной политики.

Статья 9. Руководство и координация разработки государственной региональной политики

Организацию разработки государственной региональной политики осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет функции федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики.

Статья 10. Полномочия федерального органа по координации разработки государственной региональной политики

Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет координацию и методическое руководство деятельности федеральных министерств и ведомств, а также исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по разработке государственной региональной политики Российской Федерации и подготавливает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики.

Федеральный орган исполнительной власти по координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации вправе:

Запрашивать у министерств и ведомств Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацию, необходимую для разработки государственной региональной политики и сведения (отчеты) о результатах ее проведения за определенный период;

Проводить анализ состояния выполнения федеральных целевых программ государственной региональной политики на местах, проверять по поручению Правительства Российской Федерации деятельность федеральных фондов регионального развития и выдавать им обязательные предписания, направленные на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ.

Статья 11. Государственный доклад о реализации государственной региональной политики

Правительство Российской Федерации ежегодно рассматривает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики и утверждает указанный доклад.

В указанном государственном докладе представляется фактическая, аналитическая и прогнозная информация:

о состоянии и перспективах развития федеративных отношений в Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития отдельных субъектов Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития местного самоуправления в Российской Федерации;

об эффективности и результативности государственной региональной политики и о задачах Правительства Российской Федерации по реализации этой политики на следующий год.

Указанный доклад Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в дополнение к документам и материалам, предусмотренным статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Материалы доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной региональной политики служат основанием для внесения Государственной Думой изменений и дополнений в федеральные целевые программы регионального развития.

Статья 12. Орган координации разработки государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации

Орган координации разработки предложений по формированию государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации определяет высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Полномочия органа по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации

Орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации:

По согласованию федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики изучает ход выполнения федеральных целевых программ и эффективность участия в их реализации органов и организаций соответствующих субъектов Российской Федерации;

Запрашивает у исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других органов и организаций необходимую информацию для подготовки и обоснования предложений по формированию государственной региональной политики и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, координирующий действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики;

Взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, федеральными фондами регионального развития, ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в сфере разработки и реализации государственной региональной политики. Органы и организации, к которым обратился федеральный орган координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации и орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской обязаны в месячный срок направить в их адрес соответствующую информацию.

Статья 14. Финансирование разработки государственной региональной политики

Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в конкретных субъектах Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Особенности содержания государственной региональной политики в депрессивных регионах

При формировании федеральных целевых программ государственной региональной политики в депрессивных регионах, наряду с основными направлениями государственной региональной политики, выделяются дополнительные направления государственной региональной политики, определяющие конкретные меры вывода этих регионов из депрессивного состояния. В эти программы включается раздел о выделении соответствующему субъекту Российской Федерации федеральных субвенций, бюджетных ссуд на длительный период, иных финансовых заимствований, а также источники их погашения.

Статья 16. Сроки проведения государственной региональной политики

Государственная региональная политика оформляется в виде среднесрочных (три-пять лет) федеральных целевых программ.

По депрессивным территориям федеральные целевые программы государственной региональной политики составляются на период, необходимый для вывода этих территорий из депрессивного состояния.

Статья 17. Требования к федеральной целевой программе регионального развития

Федеральная целевая программа регионального развития должна включать:

Порядок информационного обеспечения разработки и реализации государственной региональной политики;

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок разработки и реализации федеральных программ в сфере экономического, социального, природно-ресурсного, экологического и культурного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов государственных внебюджетных фондов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

Порядок финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

Порядок деятельности федеральных фондов регионального развития;

Порядок межрегиональной интеграции совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Механизм содействия развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

Порядок государственной поддержки депрессивных территорий в границах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Порядок установления и введение на отдельных территориях особых режимов их функционирования (сложно-построенные субъекты Российской Федерации, закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны, зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, особо охраняемые природные территории).

Статья 18. Порядок утверждения федеральных целевых программ государственной региональной политики

Проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики, и представляются для одобрения Правительству Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации одобренные проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики вносит в Государственную Думу, которая рассматривает их в порядке, установленном для рассмотрения и принятия федеральных законов. Одновременно в Государственную Думу вносятся технико-экономическое и финансовое обоснование необходимости утверждения соответствующей федеральной целевой программы и ожидаемые социально-экономическое, экологические и иные результаты ее реализации.

Федеральные законы об утверждении федеральных целевых программ государственной региональной политики подписываются и обнародуются в порядке, установленном статьей 107 Конституции Российской Федерации.

Глава 3. Реализация государственной региональной политики

Статья 19. Порядок реализации государственной региональной политики

Государственная региональная политика реализуется путем организации согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными соответствующими федеральными законами. Такие законы могут приниматься:

По инициативе Правительства Российской Федерации;

По инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

По инициативе законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований), поддержанной органами государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

Свои инициативы по данному вопросу полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, представительные и исполнительные органы местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований) реализуют через законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Федеральные фонды регионального развития

В соответствии с гражданским законодательством Правительство Российской Федерации образует федеральные фонды регионального развития - некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в соответствующих регионах Российской Федерации.

Порядок учреждения федеральных фондов регионального развития определяется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст.7 ).

Правовой статус и состав попечительского совета каждого федерального фонда регионального развития утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики и согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности федеральные фонды регионального развития активно сотрудничают с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Федеральные фонды регионального развития вправе выступать гарантами кредитов, получаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 21. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ. В качестве соучредителей таких фондов могут выступать федеральные фонды регионального развития.

Статья 22. Финансовое обеспечение государственной региональной политики

Финансовое обеспечение государственной региональной политики осуществляется из федерального бюджета и финансовых средств, полученных от предпринимательской деятельности федеральных фондов регионального развития и фондов содействия реализации федеральных целевых программ.

При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации включает в него специальный раздел "Государственная региональная политика", содержащий показатели финансирования федеральных целевых программ государственной региональной политики на очередной финансовый год, который составляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

После принятия федерального бюджета на очередной финансовый год расходование соответствующих финансовых средств, выделенных на реализацию государственной региональной политики осуществляется соответствующими федеральными фондами регионального развития.

Статья 23. Отчетность о реализации государственной региональной политики

Федеральные фонды регионального развития ежегодно, не позднее 1 февраля нового финансового года представляют Правительству Российской Федерации (федеральному органу исполнительной власти, координирующему действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики) отчеты о ходе выполнения соответствующих федеральных целевых программ государственной региональной политики и согласованные с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке этих программ.

Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 10 февраля нового финансового года, представляет Президенту Российской Федерации материалы о ходе реализации государственной региональной политики.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Федеральному Собранию Российской Федерации выделяет специальный раздел о государственной региональной политике.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 10 марта информирует законодательный (представительный) орган государственной власти об участии исполнительных органов государственной власти соответствующего субъекта в реализации федеральной целевой программы государственной региональной политики по конкретному региону.

Глава 4. Информационное обеспечение государственной региональной политики

Статья 24. Государственная система регионального мониторинга

В Российской Федерации формируется и действует государственный мониторинг социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее - региональный мониторинг).

Региональный мониторинг представляет собой постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки результативности и эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики.

Статья 25. Задачи регионального мониторинга

Региональный мониторинг должен обеспечить информационно-аналитическую базу для:

Обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственной региональной политики;

Прогнозирования и анализа кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

Оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики;

Обоснования с учетом остроты и общефедерального значения конкретных региональных ситуаций мер государственной поддержки отдельных территорий с использованием в этих целях федеральных целевых программ решения проблем регионального развития, особых организационно-правовых режимов на отдельных территориях (в том числе приграничных), механизмов дополнительной поддержки депрессивных территорий, межбюджетных отношений и содействия межрегиональной интеграции;

Разработки системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральных округов;

Подготовки ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетах государственной региональной политики в Российской Федерации.

Статья 26. Содержание регионального мониторинга

Региональный мониторинг включает деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального (в том числе, демографического и этно-национального) и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы, осуществляющие региональный мониторинг обязаны обеспечить:

Методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач регионального мониторинга;

Внесение в Федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

Развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера;

Обеспечение методической и технической совместимости этих баз данных в рамках единой информационной системы "Региональный мониторинг";

Координация системы регионального мониторинга с другими системами государственного мониторинга, а также с ведомственными системами мониторинга и соответствующими базами данных;

Организация мониторинга материалов, характеризующих региональные ситуации и распространяемых через средства массовой информации федерального, регионального и местного уровней;

Организация анализа данных регионального мониторинга, составления целевых информационно-аналитических материалов для органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Обеспечение гласности и общедоступности первичной информации и информационно-аналитических материалов системы регионального мониторинга.

Статья 27. Организация регионального мониторинга

Организация работ по формированию системы регионального мониторинга возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. По представлению этого федерального органа исполнительной власти Правительство Российской Федерации утверждает порядок проведения государственного регионального мониторинга.

В этом порядке должны быть отражены:

Согласованное по срокам и содержанию распределение заданий между исполнительными органами государственной власти;

Виды и исполнители работ;

Объем и содержание необходимой информации для составления федеральных целевых программ регионального развития;

Перечень и содержание аналитических материалов;

Формы представления и распространения информации и аналитических материалов;

Мера ответственности и контроля за ходом выполнения работ по региональному мониторингу.

Статья 28. Контроль за реализацией государственной региональной политики

Контроль за реализацией государственной региональной политики осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в субъектах Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы государственной региональной политики осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 29. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять законы и иные нормативные правовые акты о содействии в реализации государственной региональной политики в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ФОНДА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Общие положения

Основная часть федеральных целевых программ регионального паритета, одобренных Правительством Российской Федерации к реализации, имеют в своем составе конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)», для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации для получения федеральной финансовой помощи, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Поэтому данная методика решает эту задачу.

Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 01.01.01 г., предназначена в первую очередь для оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития и поэтому основная часть финансовых средств Фонда должна быть направлена для улучшения социальной и экономической среды именно этих регионов, что будет содействовать снижению уровня дифференциации экономического и социального пространства Российской Федерации.

Целью Методики является определение порядка и оценка необходимости оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития.

Основные принципы

Оказание федеральной финансовой помощи для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами :

- прозрачности процедуры определения субъектов Российской Федерации, нуждающихся в федеральной финансовой помощи и софинансируемых инвестиционных проектов;

- приоритетности оказания помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития;

- равенства субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным центром в определении размера финансовой помощи;

- эффективности использования федеральной финансовой помощи;

- конкурсности инвестиционных проектов, предлагаемых к софинансированию с использованием средств федерального бюджета ;

- гарантированности со стороны субъекта Российской Федерации софинансирования инвестиционных проектов из средств регионального бюджета и внебюджетных источников.

Общие условия и правила

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на получение федеральной финансовой помощи из ФРР:

1. Если проводимая регионом финансовая политика не противоречит действующему федеральному законодательству.

2. Если проводимая регионом инвестиционная политика соответствует направлениям проводимых Правительством Российской Федерации экономических и социальных реформ.

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на финансирование из федерального бюджета только по одной из трех групп, предусмотренных Программой и ежегодно определяемые по оценке уровня социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации:

Группа I – регионы, находящиеся в группе с «крайне низким» уровнем развития .

Группа II - регионы, находящиеся в группе «низкого» уровня развития.

Группа III – регионы, находящиеся в группе «ниже среднего» уровня развития.

С целью исключения возможности одних регионов иметь необоснованные преимущества в получении больших объемов федеральной финансовой помощи из ФРР при сокращении возможностей для других регионов вводится ограничение объема возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации из Фонда регионального развития.

Объем федеральной финансовой помощи определяется только по результатам конкурса проектов субъектов Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе.

В случае, когда по ряду субъектов Российской Федерации общие объемы федеральных финансовых средств на софинансирование победивших в конкурсе проектов окажутся меньше объемов соответствующих регионов, на оставшийся объем объявляется дополнительный конкурс для всех регионов, допущенных к участию в конкурсе.

Определение состава групп регионов,
нуждающихся в федеральной финансовой помощи

Определение состава групп осуществляется на основе оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов .

Осуществление оценки уровня развития региона базируется на следующих основных принципах:


· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;

· обеспечение максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического развития регионов;

· учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

· адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

· достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития регионов с позиций принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления ;

Система показателей включают в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения , оценку общего состояния уровня социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов

В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j - означает номер региона, RF – для среднероссийских показателей, а нижний индекс t – рассматриваемый год.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в данной методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности страны:


- коэффициент уровня покупательной способности (КУ) – рассчитывается как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_MИН) в регионе к среднероссийскому показателю:

- районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по регионам России (К_Уд) – определен на основе данных Госстроя России о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры .

Перечень базовых индикаторов оценки уровня развития

Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития регионов:


1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KУ):

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд):



2. Удельный вес площади, оборудованной канализацией, %

3. Удельный вес площади, оборудованной центральным отоплением, %

4. Удельный вес площади, оборудованной ваннами (душами), %

5. Удельный вес площади, оборудованной газом, %

6. Удельный вес площади, оборудованной горячим водоснабжением , %

7. Удельный вес площади, оборудованной напольными электроплитами, %

14. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся

15. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (число лет) – все население

16. Доля населения, имеющего высшее специальное образование среди занятых в экономике, %

17. Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на конец года), кв. м. на человека

18. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, %

С целью учета дополнительной нагрузки, создаваемой мигрантами на инфраструктуру в регионах, все показатели, рассчитываемые на душу населения, учитывают коэффициент миграционного прироста .

Источники информации - Госкомстат России, Госстрой России.

Источник информации о миграционных процессах в регионах - данные Госкомстата России и МВД России.

Расчет интегрального показателя

Расчет интегрального показателя проводится поэтапно путем реализации следующей последовательности вычислительных итераций.

На первом этапе по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формулам:

а) Если исходный показатель (частный критерий) https://pandia.ru/text/78/101/images/image014_49.gif" width="12 height=13" height="13">, тем выше качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной подсчитывается по формуле:

(1)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image018_34.gif" width="33" height="21 src="> - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя.

б) Если исходный показатель (частный критерий) х связан с анализируемым интегральным показателем свойством убывающей зависимости (т. е. чем больше значение х, тем ниже качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной https://pandia.ru/text/78/101/images/image019_35.gif" width="127 height=58" height="58"> (2)

где и - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя по регионам.

На втором этапе строятся сводный показатель обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры(12-й индикатор) и сводный показатель обеспеченности населения субъекта Российской Федерации объектами инженерной инфраструктуры(13-й индикатор) по формулам:

(3)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image023_31.gif" width="19" height="24 src="> - вес этого индикатора в сумме.

На третьем этапе строится общий интегральный показатель уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации по формуле:

DIV_ADBLOCK318">


3. Допуск регионов к участию в конкурсе проектов определяется на основе оценки эффективности финансовой политики , осуществляемой субъектом Российской Федерации.

Оценка эффективности финансовой политики определяется по методике Минфина России на основе оценки использования регионом финансовых инструментов по назначению. При этом основным критерием является оценка качества управления региональными финансами .

Оценка финансовой политики, проводимой регионами, осуществляется Минфином России и результаты оценки направляются в Минэкономразвития России для учета при формировании групп регионов, допускаемых к конкурсу проектов.

Оценка эффективности проводимой регионом инвестиционной политики определяется на основе комплексных региональных программ социального и экономического развития.

Определение объема возможной финансовой помощи регионам

После определения состава групп регионов осуществляется расчет объемов возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации по Программе.

Объем рассчитывается для каждого региона пропорционально численности населения субъекта Российской Федерации и пропорционально отклонению от среднероссийского уровня развития без выделения каких-либо приоритетов внутри группы по следующей формуле:

Коэффициент, учитывающий численность населения, рассчитываемый по формуле:

где - численность населения j-го региона

Условия проведения конкурса проектов

Конкурс проводится конкурсной комиссией Минэкономразвития России с включением представителей Минфина России и субъектов Российской Федерации.

Конкурс проектов проводится раздельно по каждой группе регионов по показателям экономической и социальной эффективности проектов региональных программ, по которым субъекты должны представить бюджетные заявки .

Критерии оценки проектов:

Социальная и экономическая значимость проекта для региона,

Доля населения, для которого решаемая проектом проблема является актуальной,

Сроки ввода мощностей проекта,

Ареал действия проекта (локальный, межпоселковый, межрегиональный),

Количество создаваемых проектом новых рабочих мест,

Социальный и экономический эффект на рубль федеральных средств,

Степень софинансирования проекта из регионального и муниципальных бюджетов и внебюджетных средств .

Сметная стоимость строительства определяется в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятии, зданий и сооружений (СНиП).

Еще одним крупным каналом федеральной финансовой помощи является Фонд регионального развития (далее – ФРР), идея создания которого впервые была закреплена в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах. Согласно Концепции в рамках ФРР осуществляется консолидация ранее разрозненных капитальных расходов федерального бюджета (в том числе – по реализации федеральных и региональных целевых программ, проектов отраслевого финансирования ипр.), которые направлены на создание на всей территории Российской Федерации социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством гарантий. Для распределения средств из ФРР должно определяться минимальное количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта Российской Федерации для реализации на его территории предусмотренных федеральным законодательством государственных услуг. На следующей стадии должен определяться общий объем ФРР, подлежащий распределению между субъектами РФ, у которых социальная инфраструктура недостаточно развита. Особенностью ФРР согласно концепции является то, что его средства выделяются только в форме субсидий – то есть на условиях долевого финансирования целевых расходов. Доля финансирования проекта со стороны субъекта Федерации, получающего субсидии из ФРР, должна составлять не менее 50 процентов. На наш взгляд, это условие о софинансировании может применяться при осуществлении выравнивания экономического потенциала (в рамках Бюджета развития), но для социального выравнивая оно является слишком жестким, так как депрессивные регионы зачастую испытывают дефицит бюджета текущих расходов и вряд ли способны аккумулировать ресурсы для осуществления капвложений.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2001 год объем ФРР составляет 33 350 00 тыс. руб. (0,28 процентов расходной части федерального бюджета или 1,78 процентов расходов федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней»). ФРР представляет собой совокупность ассигнований по всем Федеральным целевым программам развития регионов. В бюджете 2001 года в ФРР сосредоточены ассигнования по 41 такой программе.

Несмотря на существенный объем средств ФРР, порядок и условия их распределения законодательно не регламентируются и отданы на усмотрение Правительству РФ. Более того, даже у Правительства отсутствует единая политика распределения средств ФРР, так как объединенные в Фонде программы развития регионов были утверждены Постановлениями Правительства в разные годы с разными целями и скорее в результате давления конкретных региональных лобби, нежели вследствие сознательной федеральной стратегии.

О том, насколько далека действующая методика формирования ФРР от описанной в Концепции говорят, в частности, такие факты. Согласно Концепции через ФРР могут финансироваться исключительно капиталовложения на выравнивание социальной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации, тогда как инвестиционная поддержка производственного развития регионов должна осуществляться преимущественно на возвратной основе в рамках Бюджета развития РФ. Однако из 41 утвержденной в составе фонда программы регионального развития в названиях 10 термин «социальное развитие» вообще не упоминается. В 2001 году из ФРР предполагается, в частности, финансировать несколько региональных экологических программ, программу «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга», программу обеспечения сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области, программу социально-экономического развития города-курорта Сочи ипр. Доля федерального финансирования по различным ФЦП совершенно различна. Среди реципиентов помощи из ФРР присутствуют регионы, уровень социальной инфраструктуры которых не только не ниже, но значительно выше среднероссийского уровня, например, город Санкт-Петербург, Калининградская область, Челябинская область и Республика Саха (Якутия).

Кроме того, уровень эффективности расходов по федеральным целевым программам вообще (как региональным, так и федеральным) в настоящее время является крайне низким. Это связано, во-первых, с тем, что расходы по этим программам представляются вне рамок бюджетной классификации, а следовательно, крайне непрозрачны. Во-вторых, бюджетное законодательство не предусматривает возможности ведения лицевых счетов в Федеральном казначействе для организаций негосударственной формы собственности, на которых обычно возлагается реализация предусмотренных программами инвестиционных проектов. Таким образом, отсутствует возможность контроля за соблюдением целевого назначения выделяемых из бюджета ассигнований. Хотя теоретически в случае срыва инвестиционного проекта по вине подрядчика можно привлечь к ответственности его должностных лиц, это не гарантирует возможности взыскания израсходованных нецелевым образом бюджетных средств.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым существенно изменить порядок формирования и расходования ФРР, и в частности:

Закрепить в законе принципы и условия распределения ФРР;

Провести инвентаризацию действующих программ регионального развития, обеспечив перевод на возвратные принципы финансирования (через Бюджет развития, предназначенный для поддержки на конкурсной основе коммерческих инвестиционных проектов) программ, не отвечающих целям ФРР, обеспечить всем субъектам РФ равный доступ к средствам ФРР, унифицировать условия предоставления федеральной помощи из указанного фонда;

Законодательно закрепить механизм, обеспечивающий целевое расходование средств, выделяемых по ФЦП, в том числе по ФЦП, финансируемым через Фонд регионального развития.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ)

Как и Фонд регионального развития, Фонд развития региональных финансов начал формироваться в составе федерального бюджета, начиная с 2000 года. На 2001 год объем его средств запланирован в сумме 6000 00 тыс. руб. (0,32 процентов расходов по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней»).

Закон о бюджете определяет лишь общие цели ФРРФ («активизация процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ»), делегируя право конкретизации порядка расходования его средств Правительству Российской Федерации, которое должно в этом вопросе руководствоваться соглашением с Международным банком реконструкции и развития о займе на соответствующие цели. В настоящее время единственным нормативным документом Правительства, затрагивающим вопрос расходования ФРРФ, является Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах.

В соответствии с Концепцией двумя основными направлениями расходования средств ФРРФ являются:

1. Предоставление кредитов регионам, успешно осуществляющим меры по финансовому оздоровлению (отказ от неденежных форм исполнения бюджетов, переход на казначейскую систему, внедрение систем управления государственным и муниципальным долгом, реструктуризация задолженности предприятий и бюджетных обязательств, использование конкурсного распределения государственного и муниципального заказа, ликвидация внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным законодательством ит.д.) и активно проводящим экономические реформы (сокращение дотирования жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики, снижение перекрестного субсидирования тарифов, установление стабильной и транспарентной системы взаимоотношений между бюджетом субъекта Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований ит.д.).

Концепция не говорит прямо о целевой направленности таких кредитов, но, учитывая заявленную задачу кредитования – «скорейшее достижение бездотационными и низкодотационными регионами финансовой самостоятельности и повышение кредитоспособности» – очевидно, речь идет о технических кредитах на интенсификацию рыночных реформ. В этом смысле ФРРФ является своеобразным противовесом Фонду регионального развития, ориентированному на инвестиционную поддержку отсталых субъектов РФ.

2. Осуществление технической помощи органам власти субъектов РФ в проведении бюджетных реформ.

В рамках этого направления предполагается оказывать методическую помощь региональным и местным властям по управлению финансами, совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, проводить обучение и подготовку кадров региональных и местных финансовых органов.

Помимо рассмотренных в настоящей работе фондов высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» имеют следующие расходы:

а) Государственная поддержка дорожного хозяйства – 203 000 00 тыс. руб. (10,9 процентов расходов по разделу).

Данная статья расходов впервые появилась в разделе «Финансовая помощь бюджетам других уровней» в 2001 году в связи с ликвидацией Федерального дорожного фонда, через который ранее осуществлялись, в частности, расходы на предоставление субвенции и субсидии субъектам Российской Федерации на нужды строительства и реконструкции дорожных объектов, обеспечивающих международные или межрегиональные транспортные связи, а также дотации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в случаях, когда средств территориальных дорожных фондов недостаточно для обеспечения их содержания.

б) Различного рода дотации и субвенции бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО) на общую сумму 101 489 14 тыс. руб. (5,43 процентов расходов по разделу).

Эта статья расходов является традиционной для федерального бюджета и отражает специфику статуса ЗАТО, каковым признается «имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан». В отличие от прочих муниципальных образований ЗАТО находятся в ведении Федерации. Это выражается, в частности, в том, что дотации на финансирование текущих расходов ЗАТО выделяются из федерального бюджета непосредственно (а не через бюджеты субъектов Федерации, на территории которых они расположены, как это делается в отношении прочих муниципальных образований).

Другой существенной особенностью статуса ЗАТО является порядок зачисления в их бюджеты налоговых доходов. Вплоть до 1999 года в их бюджеты подлежали зачислению доходы от всех федеральных, региональных и местных налогов, собираемых на их территории (абзац 2 пункта 1 статьи 5 Закона), при этом органы местного самоуправления ЗАТО были вправе устанавливать дополнительные льготы по всем видам налогов для налогоплательщиков, зарегистрированных на их территории. Негативный эффект этих законодательных положений проявлялся двояким образом. Во-первых, эти дополнительные налоговые льготы оплачивались за счет федерального бюджета, предоставляющего дотации на покрытие бюджетного дефицита ЗАТО. Во-вторых, формальная перерегистрация на территории ЗАТО налогоплательщиков, осуществляющих хозяйственную деятельность в других регионах, приводила к общему сокращению налоговых поступлений в федеральный бюджет и региональные бюджеты.

Попытка перекрыть канал налогового уклонения путем регистрации в ЗАТО организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в других регионах, была осуществлена в 1999 году. Федеральным законом от 2 апреля 1999 года 6№7-ФЗ были внесены изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании. Установлено, что право на дополнительные льготы по налогам и сборам имеют только организации, имеющие не менее 90 процентов основных средств и осуществляющие не менее 70 процентов своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно - территориальных образований (в том числе не менее 70 процентов среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования, и не менее 70 процентов фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования).

Кроме того, в соответствии с законом от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» с 2000 г. подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть федеральных налогов и сборов, налогоплательщики – предприятия и организации, зарегистрированные в ЗАТО, вносят в федеральный бюджет, за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры. Дополнительные налоговые льготы не предоставляются по налогу на добавленную стоимость, акцизам, а также по налогам и сборам, зачисляемых в целевые бюджетные фонды. Кроме того, закон ограничил общую сумму средств, оставляемых в распоряжении юридических лиц в результате применения дополнительных льгот по налогам и сборам и уплаты обязательных отчислений, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры, величиной 50% от сумм, начисленных по налогам и сборам в соответствующем отчетном периоде без применения льгот, при этом льготы по акцизам на подакцизные товары не предоставляются.

Законом о федеральном бюджете на 2001 год от 27.12.2000 г. №15-ФЗ было продлено действие введенного в 2000 году порядка распределения налоговых поступлений, собираемых на территории ЗАТО, причем этот порядок был распространен также и на ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры. Согласно ст.52 указанного закона из всех видов федеральных налогов дополнительные налоговые льготы органам местного самоуправления ЗАТО разрешено предоставлять только по налогу на прибыль в части ставок и в пределах сумм, исчисляемых и уплачиваемых в доходы их бюджетов.


Приложение. Перечень расходных полномочий,
возложенных действующим федеральным
законодательством на субнациональные бюджеты (по данным Минфина РФ)

Название нормативного акта Сущность расхода Вид расхода Сфера расходной компетенции
ФЗ от 12.01.95 №5-ФЗ "О ветеранах" Льготы для ветеранов Социальная защита населения Совместная, фактически в 2001 г. расходы компенсируются из федерального бюджета дотационным субъектам РФ
ФЗ от 24.11.95 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Льготы для инвалидов Социальная защита населения Совместная, фактически в 2001 г. расходы компенсируются из федерального бюджета всем субъектам РФ
ФЗ от 19.05.95 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановление Правительства РФ № 883 от 4.09.95 г. "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей” Пособия на ребенка Социальная защита населения Совместная, фактически расходы компенсируются из федерального бюджета всем субъектам РФ
Закон РФ от 15.05.91 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Льготы, гарантии и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 25.05.98 г № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей Национальная оборона Федеральная
Указ Президента РФ от 05.05.92 №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Льготы для многодетных семей Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 09.06.93 №5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" Льготы для доноров Здравоохранение БК не установлена
Закон РФ от 13.01.96 №12-ФЗ "Об образовании" (ст.ст. 40, 54, 55) Освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов с доходов от основной деятельности; гарантированный размер должностного оклада педагогических работников; льготы для педагогических работников Образование БК не установлена, фактическое финансирование Осуществляется бюджетами, в ведении которых находятся указанные учреждения
ФЗ от 12.01.96 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Пособия на погребение Социальная защита населения Совместная
Закон РСФСР от 18.10.91 №1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Льготы для жертв политических репрессий Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 01.08.96 № 107-ФЗ "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" Компенсация удорожания стоимости питания обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Социальная защита населения Совместная
Закон РСФСР от 18.04.91 №1026-1 "О милиции" Содержание криминальной милиции финансируется из федерального бюджета, милиции общественной безопасности (численностью не менее установленной федеральным законодательством) - из региональных и местных бюджетов
Указ Президента РФ от 15.10.92 №1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" Распространение на несовершеннолетних узников концлагерей льгот по материально-бытовому обеспечению, установленных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны Социальная защита населения Совместная, принципы компенсации совпадают с принципами компенсации расходов по ФЗ “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов”
Закон РФ от 09.01.97 № 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Соц. труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" Льготы для ветеранов из числа Героев Соц. труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы Социальная защита населения
Закон РФ от 15.01.93 №4301-1 "О статусе Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" Льготы для ветеранов из числа Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы Социальная защита населения Совместная, принципы компенсации совпадают с принципами компенсации расходов по ФЗ “О ветеранах”
Постановление Правительства РФ от 20.06.92 №409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Нормирование расходов на содержание учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социальная защита населения Совместная, фактическое финансирование осуществляется бюджетами, в ведении которых находятся указанные учреждения
ФЗ от 21.12.96 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социальная защита населения
Закон РФ от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" Финансирование органов прокуратуры Обеспечение деятельности федеральных органов власти Федеральная
ФЗ от 21.12.94 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" Финансирование государственной противопожарной службы Обеспечение противопожарной безопасности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 №5221-1 Финансирование таможенных органов Федеральная
ФЗ от 02.08.95 №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Финансирование государственных и муниципальных учреждений системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Социальная защита населения Совместная
Постановление Верховного Совета № 4202-1 от 23.12.92 "Положение о службе в органах внутренних дел" Материально-бытовое обеспечение сотрудников органов внутренних дел Обеспечение правоохранительной деятельности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Постановление Правительства РФ от 30.07.94г № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" Финансовая поддержка медицинской промышленности Государственная поддержка отраслей промышленности Совместная
Закон РСФСР от 21.12.90 № 438 "О социальном развитии села" н/д Оказание финансовой помощи местным бюджетам Региональная
ФЗ от 19.02.93 №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Социальная защита населения Совместная
Постановление Правительства РФ от 21.08.92 №610 "О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации" н/д Социальная защита населения Совместная
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 №409 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселков" с последующими дополнениями н/д Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 26.06.92 №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" Материально-бытовое обеспечение судей Федеральная
Постановление Правительства РФ от 13.08.97 №1005 "Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания" Бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
Постановление Правительства от 03.05.94 №419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" Льготы реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
ФЗ от 19.08.95 №149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Социальная защита населения Совместная, разграничение расходов де юре не проведено
Указ Президента РФ от 02.10.92 №1153 "О мерах по усилению социальной защищенности военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей" Материально-бытовое обеспечение военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел Федеральная
Постановление Правительства РФ от 26.06.95 №604 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" Жилищное обеспечение военнослужащих Национальная оборона Федеральная
Указ Президента РФ от 12.03.93 г. № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" Финансирование милиции общественной безопасности (местной милиции) Обеспечение правоохранительной деятельности Совместная, при наличии определенных принципов разграничения расходных полномочий
Постановление Правительства РСФСР от 26.11.91 №20 "Об утверждении положения о российской транспортной инспекции министерства транспорта Российской Федерации" Материально-техническое обеспечение сотрудников транспортной инспекции министерства транспорта Российской Федерации Обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти Федеральная
Постановление Правительства РФ от 19.08.94 №979 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" Финансирование военных комиссариатов Национальная оборона Федеральная
Закон РФ от 03.04.95 N40-ФЗ "Об органах ФСБ в РФ" Финансирование органов ФСБ Обеспечение безопасности государства Федеральная
Закон РФ от 14.05.93 №4979-1 "О ветеринарии" Финансирование учреждений ветеринарной службы БК не определена Фактически финасирование осуществляется бюджетом того уровня, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения
Указ Президента РФ от 12.04.93 №443 "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования" Стипендии для студентов и аспирантов вузов Образование БК не определена
ФЗ от 06.02.97 №27-ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ" Финансирование внутренних войск Обеспечение безопасности государства Федеральная
Закон РФ от 28.06.91 г. "О медицинском страховании граждан в РФ" Отчисления на медицинское страхование неработающего населения за счет субнациональных бюджетов Здравоохранение БК не определена, фактически финасирование осуществляется региональными бюджетами
Постановление СМ РСФСР от 26.08.65 №994 "Школьники, проживающие в сельской местности" н/д Социальная защита населения Совместная
ФЗ от 21.07.97 №118-ФЗ "О судебных приставах" Финансирование службы судебных приставов Функционирование федеральной судебной системы Федеральная
Закон РФ от 08.05.94 №3-ФЗ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации" Материально-бытовое обеспечение депутатов Совета Федерации и Госдумы Обеспечение деятельности Федерального Собрания РФ Федеральная
Приказ Минавтотраспорта РСФСР от 24.12.87 №176 "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР" (от 12.06.90 N 63) Дотирование убытков автотранспортных предприятий в связи с установлением льготных тарифов для отдельных категорий населения Государственная поддержка автомобильного транспорта Совместная
Постановление Правительства РФ от 18.01.92. N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" Образование БК не определена
Постановление Правительства РФ от 24.06.96. N 741 "Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования" Финансовая поддержка учащейся молодежи Образование БК не определена
Постановление правительства РФ от 16.12.92. N 981 "О льготах по оплате проезда в транспорте для учащихся государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, студентов и аспирантов гос. и муниц. высших учебных заведений и научно-исслед. институтов, слушателей подготовительных отделений при государственных и муниципальных высших учебных заведениях" Финансовая поддержка учащейся молодежи Образование БК не определена
Указ Президента РФ от 24.12.98 г. N 1638 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции" Материальное обеспечение сотрудников федеральных “силовых” ведомств оОеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти Федеральная
Постановление Правительства РФ от 11.08.92 №572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Социальная защита населения Совместная
Постановление Правительства от 28.02.96 №213 «О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения» Материальное обеспечение медицинских работников Здравоохранение БК не определена
ФЗ от 28.03.98 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Материально-бытовое обеспечение военнослужащих Национальная оборона Федеральная
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 N5487-1 Финансирование здравоохранения Здравоохранение БК не определена
Уголовно-процессуальный кодекс «Исправительно-трудовой Кодекс» с 01.07.97 Финансирование уголовно-исполнительной системы Исполнение уголовных наказаний системы БК не определена
ФЗ от 26.11.98 №175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку Теча» Льготы и компенсации для граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку Теча Социальная защита населения Совместная

Название нормативного акта Сущность расхода Вид расхода Сфера расходной компетенции
Постановление ВС РФ от 27.12.91 №2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Льготы и компенсации для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска Социальная защита населения Совместная
Закон РФ от 09.10.92 №3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" Содержание учреждений культуры Культура БК не определена, фактически финасирование осуществляется бюджетом того уровня, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения

Глава 3. Тенденции в распределении
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета
в 1992-2001 годах

Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации является одним из основных элементов системы межбюджетных отношений. В этой главе мы остановимся на обзоре и анализе основных тенденций в распределении федеральной финансовой помощи бюджетам регионов, начиная с 1992 года.

Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 1992–2000 годах (см. Таблицу 1). Из данных, представленных в таблице, видно, что общий объем перечисляемых в субъекты Федерации средств в течение рассматриваемых девяти лет колебался в достаточно широких пределах: от 1,37% ВВП в 1999 году до 3,4% ВВП – в 1994 году. При этом можно отметить, что значительные колебания объема финансовой помощи регионам были в основном обусловлены изменениями в объеме средств, направляемых по таким каналам, как "средства, перечисляемые в рамках взаимных расчетов", "субвенции" и остальные виды нерегулярной финансовой помощи. В противоположность показателю совокупного объема финансовой помощи, колебания которого сложно объяснить экономическими причинами (скорее, они объясняются политической ситуацией в каждый период), структура федеральной финансовой помощи демонстрирует более объяснимые тенденции. Так, после 1995 года наблюдается рост доли трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов в общем объеме финансовой помощи субъектам Федерации – после введения данного вида финансовой помощи в 1994 году, когда общая сумма трансфертов была сравнительно невелика и составила 10% (причина столь низкой доли трансфертов может быть той, что собственно финансирование трансфертов началось с середины 1994 года).

В 1995 году наблюдается значительный рост доли трансфертов из ФФПР в общем объеме выделенной из федерального бюджета финансовой помощи регионам (до 64%). По существу, 1995 год следует считать первым годом полноценного существования такого вида финансовой поддержки регионов, как трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов, т.к. впервые в рамках бюджетного процесса, предусмотренного новой российской Конституцией, Министерством финансов был подготовлен расчет распределения трансфертов из ФФПР, которое впоследствии было утверждено Государственной Думой в составе закона о федеральном бюджете на 1995 год. Однако необходимо указать на то, что высокая доля трансфертов из ФФПР в общем объеме финансовой помощи лишь частично объясняется тем, что формализованно распределенные трансферты в данный период стали преобладающим видом финансовой помощи. Принятое годом ранее решение о том, что основным источником средств для межбюджетного выравнивания должны являться трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов, в 1995 году в большой степени соблюдалось федеральными властями, но при этом необходимо учитывать предоставленную в том же году возможность финансирования трансферта из ФФПР в виде зачета поступлений налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет с территории региона. Из Таблицы 1 видно, что в 1995 году наблюдалась максимальное за весь период наблюдений значение доли трансфертов за счет федеральной доли налога на добавленную стоимость в общем объеме федеральной финансовой помощи регионам (17%).

В 1996-1997 годах можно видеть некоторое снижение доли трансфертов из ФФПР в общем объеме финансовой помощи. Такое снижение происходило по двум причин: в 1996 году произошел рост доли средств, выделенных субъектам Федерации в виде средств, переданных в рамках осуществления взаимных расчетов (до 35% всей финансовой помощи), а для 1997 года характерно финансирование региональных бюджетных расходов в виде выделенных из федерального бюджета бюджетных ссуд (около 25% всех переданных в регионы средств).

Ужесточение политики федеральных властей по отношению к финансированию финансовой помощи в 1998 году привело к росту доли трансфертов из ФФПР в федеральной финансовой помощи. Следует отметить, что вместе с ростом доли трансфертов из ФФПР в структуре федеральной финансовой помощи наблюдалось снижение трансфертов, выделяемых в счет зачета федеральной доли НДС (как в абсолютных, так и в относительных значениях). Впоследствии, в 1999 и 2000 годах, сумма выделенных из федерального бюджета трансфертов стабилизировалась на уровне 0,98% ВВП, а их доля в структуре федеральной финансовой помощи составила, соответственно, 71% и 67%.

Таким образом, в отношении структуры финансовой помощи из федерального бюджета можно сделать следующие выводы. В течение 1992-2000 гг. основными источниками финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации со стороны федерального бюджета являлись:

Субвенции (средства, направляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации целевым назначением), которые были основным видом федеральной финансовой поддержки субъектов в 1992 году (53%). Необходимо указать на рост доли субвенций в структуре финансовой помощи в 1999 год (до 14%), однако начиная с этого года в виде субвенций распределялись средства на федеральную поддержку северного завоза (рассчитанные по методике, аналогичной методике распределения ФФПР), а также иные виды целевой финансовой помощи, входящей в состав трансферта из ФФПР;

Средства, переданные субъектам Российской Федерации, в рамках осуществления взаимных расчетов (канал безвозмездной передачи регионам финансовых средств, распределяемых в ходе исполнения федерального бюджета, на цели текущей финансовой поддержки) – оставались одним из основных видов финансовой поддержки в 1992–1998 годах, однако наибольшая доля средств, выделяемая регионам по данному каналу характерна для 1993–1994 гг. (72% и 74% соответственно);

Трансферты из Фонда финансовой поддержки регионов (основной вид нецелевой федеральной финансовой поддержки субъектов Федерации, распределяется на основании единой методики) – начиная с 1995 года являются основным каналом передачи финансовых средств субъектам Федерации, доля которых выросла с 10% до 70%.

В отдельные периоды (1996 и 1997 годы) значительно возрастает доля непогашенных федеральных бюджетных ссуд субъектам Федерации (10% и 25%);

В течение всего рассматриваемого периода наблюдался устойчивый рост доли дотаций в общем объеме финансовой помощи из федерального бюджета (средства, перечисляемые из федерального бюджета бюджетам закрытых-административно территориальных образований) – отчасти это объясняется изменением политики по отношению к бюджетам закрытых административно-территориальных образований – начиная с 1998 года происходит постепенное замещение средств, получаемых бюджетами ЗАТО от предоставления льгот по федеральным и региональным налогам, прямыми дотациями из федерального бюджета.

Таблица 1 Объем и структура финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета в 1992–2000 гг.

Дотации
% ВВП 0,00% 0,02% 0,09% 0,06% 0,09% 0,13% 0,10% 0,06% 0,16%
% финансовой помощи 0% 1% 3% 3% 4% 5% 6% 4% 11%
Субвенции
% ВВП 0,79% 0,69% 0,42% 0,12% 0,12% 0,09% 0,02% 0,20% 0,03%
% финансовой помощи 53% 26% 12% 7% 5% 4% 1% 14% 2%
Всего трансферты из ФФПР
% ВВП 0,00% 0,00% 0,36% 1,17% 1,04% 1,22% 1,12% 0,98% 0,98%
% финансовой помощи 0% 0% 10% 64% 44% 49% 70% 71% 67%
в том числе:
Трансферты
% ВВП 0,00% 0,00% 0,36% 0,86% 0,68% 0,86% 1,00% 0,98% 0,98%
% финансовой помощи 0% 0% 10% 47% 29% 35% 62% 71% 67%
Трансферты за счет НДС
% ВВП 0,00% 0,00% 0,00% 0,31% 0,36% 0,36% 0,12% 0,00% 0,00%
% финансовой помощи 0% 0% 0% 17% 16% 14% 8% 0% 0%
Средства, переданные по взаимным расчетам
% ВВП 0,61% 1,95% 2,54% 0,42% 0,81% 0,43% 0,36% 0,14% 0,29%
% финансовой помощи 41% 72% 74% 23% 35% 17% 22% 10% 20%
Ссуды за вычетом погашения другим уровням гос. управления:
% ВВП 0,09% 0,03% 0,02% 0,04% 0,23% 0,64% -0,03% -0,28% 0,00%
% финансовой помощи 6% 1% 1% 2% 10% 25% 0% 0% 0%
Недоперечислено отчислений от бюджетов субъектов РФ в целевые бюджетные фонды
% ВВП 0,00% 0,00% 0,00% 0,02% 0,05% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
% финансовой помощи 0% 0% 0% 1% 2% 0% 0% 0% 0%
Всего: средства, переданные бюджетам других уровней власти
% ВВП 1,49% 2,70% 3,40% 1,80% 2,30% 2,50% 1,60% 1,37% 1,87%
% финансовой помощи 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%

Региональные фонды – организации, которые не ведут коммерческой деятельности, а объединяют в своем лице финансовые средства предприятий региона для развития субъекта федерации. Учредителями местных фондов в регионах могут выступать органы, осуществляющие исполнительную власть в субъектах федерации, и объединенные организации по защите прав вкладчиков и собственников акций.

Региональные фонды являются составляющей частью финансовых ресурсов федерации, наряду с региональным бюджетом и средствами компаний, которые они предоставляют для развития инфраструктуры региона.

Региональный формируется посредством следующих поступлений:

  • взносов граждан и экономико-хозяйствующих субъектов, которые вносятся добровольно;
  • прибыли, полученной путем выдачи займов на местном уровне, а также доходов от аукционов и лотерей;
  • привлечения финансирования из организаций, кооперативов и других общественных объединений населения;
  • административных штрафов.

Решение по созданию регионального фонда принимается представительными органами субъекта федерации. После принятия такого решения исполнительные региональные органы создают банковские счета, на которых в дальнейшем хранятся все поступления местного фонда. Управление фондом происходит посредством создания коллегиального органа, который состоит из представителей органов власти, а также действующих организаций, заинтересованных в регулировании деятельности фонда. Все движения денежных средств в региональном фонде контролируются коллегиальным органом.

Назначение региональных фондов

Создается для осуществления конкретных целей. К ним относятся:

  • концентрация финансирования, полученного от предприятий региона и органов власти, для осуществления мероприятий по развитию социальной сферы и быта субъекта федерации;
  • увеличение заинтересованности органов региональной власти в достижении высоких результатов хозяйственной деятельности субъекта;
  • укрепление финансовой базы, что способствует бесперебойному выполнению плановых задач и оптимальному функционированию;
  • повышение эффективности использования материальных ресурсов и финансирования региона;
  • увеличение значимости связи органов управления регионом и местных хозяйствующих субъектов;
  • освобождение организаций от задач по развитию субъекта федерации, которые не являются основными в рамках вида хозяйственной деятельности.

Средства, привлеченные в региональный фонд, используются на улучшение инфраструктуры субъекта федерации, строительные работы по возведению объектов социально-культурного назначения и финансирование плановых расходов, если они превысили ожидаемый уровень, а также на другие цели, не противоречащие учредительным документам и действующему законодательству.

В настоящее время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется из следующих фондов:

· Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

· Фонда компенсаций;

· Фонда софинансирования социальных расходов;

· Фонда регионального развития;

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.

Средства фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.

Распределение трансфертов проводится в два этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).

Фонд компенсаций , созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.

Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития (ФРР) . Сущность Фонда – объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель – предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.


Общими принципами распределения субсидий Фонда являются:

· целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности);

· определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;

· соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.

Обязательным условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.

Выделение средств из федерального бюджета осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение средств из федерального бюджета запрещено.