Умышленное посягательство на свободу предпринимательской и иной деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Воспрепятствование предпринимательской деятельности

Статья 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» открывает главу 22 УК "Преступления в сфере экономической деятельности". Данная статья является базовой, незримо взаимосвязанной с рядом определений, терминов и понятий, находящимися в других статьях главы 22 УК. Статья 169 гласит:

«1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, -

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Уже в самом наименовании ст. 169 УК РФ законодатель определяет сферу применения данного закона и то, что ответственность наступает не только за воспрепятствование законной предпринимательской, но и "иной" деятельности. Под "иной деятельностью" понимается не только предпринимательская, но и всякая другая деятельность общественных, религиозных, кооперативных и других организаций, причем не обязательно имеющих своей главной и экономической целью извлечение прибыли.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности посягает на свободу предпринимательской и иной деятельности, закрепленную в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Конструируя ст. 169 УК РФ, законодатель стремился, на мой взгляд, с одной стороны, создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования в экономике, а с другой стороны, защитить конституционные права лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, как хозяйствующих субъектов и как полноправных участников гражданского оборота, - и этим способствовать стабильности национальной экономики.

В названии ст. 169 УК РФ заложено словосочетание "предпринимательская и иная деятельность", что устраняет недочеты этой статьи. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Субъектом предпринимательства могут быть как организации (юридические лица) как коммерческого, так и некоммерческого характера (ст. 50 ГК РФ), и граждане. Последние вправе заниматься такой деятельностью за счет своего труда, без создания в этих целях организации. Гражданин признается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Правомерность деятельности должностных лиц в сфере экономики, включая саму предпринимательскую деятельность, это не что иное, как законность деятельности таких лиц. Законность этой деятельности определяется не только Конституцией РФ, ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов. В самом обобщенном и упрощенном виде указанные правовые нормы регламентируют:

Основания и порядок получения статуса предпринимателя;

Обязанности предпринимателя по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота;

Ответственность предпринимателя;

Компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности);

Порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий;

Возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц См.: Коротков А.П. , Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности // Российский следователь. 2009. N 5. С. 17..

Процесс доказывания вины лица, совершившего преступление по признакам ч.1 ст. 169 УК РФ (либо по иной статье УК РФ, расположенной в главах 22 - 23 УК РФ), представляет трудность для следствия. Указанные преступления характеризуются только умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел). Но как раз умысел и является труднодоказуемым при расследовании преступлений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.169 УК. Во-первых, потому что "чиновник-регистратор" либо иное должностное лицо всегда сошлется на "недоразумения" в своих действиях, "забывчивость", "занятость" либо на неумышленную "ошибку" в других действиях (бездействиях) и т.д. Во-вторых, как правильно отмечает А.Э. Жалинский, вина в преступлениях по признакам ст. 169 УК РФ "...доказывается особо. В ряде случаев она может устанавливаться судами в гражданском и арбитражном процессе" См.: Жалинский А.Э. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-ИНФРА-М, 2006. С. 229..

Наибольшую сложность для следствия (дознания) при расследовании состава преступления ст. 169 УК РФ может представлять как законодательное, так и смысловое понятие следующей формулировки диспозиции этой статьи: "...деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения". Здесь с самого начала следует уяснить два понятия, заложенные волей законодателя в диспозицию ст. 169 УК РФ: "должностное лицо" и "должностное лицо, использующее свое служебное положение", а точнее фраза: "...совершены должностным лицом, с использованием своего служебного положения". Именно эти два указанных понятия сосредоточены и в других статьях Уголовного кодекса, а поэтому их уяснение имеет предопределяющее значение для квалификации того или иного противоправного деяния.

С легальным определением понятия должностного лица особых проблем в уголовном праве нет, ибо оно содержится в примечании к ст. 285 УК РФ. Хотя в тексте примечания и сказано, что это определение относится к статьям главы "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК РФ, в которых содержится это понятие, вряд ли имеются. Таким образом, под должностными лицами понимаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом крайне важно знать, какие лица не могут признаваться должностными. Не признаются должностными лицами и, следовательно, не могут нести ответственность как исполнители воспрепятствования законной предпринимательской деятельности лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. те, кто постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации независимо от форм собственности (в том числе в государственных и муниципальных унитарных предприятиях), а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (потребительская кооперация, общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд, негосударственное и немуниципальное учреждение и др.). Характерно, что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут препятствовать законной предпринимательской деятельности, совершая такие преступления, как монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179) и иные преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Изд. "Юрид. центр ПРЕСС", 2008. С. 75..

Несколько сложнее выглядит понятие "использование своего служебного положения", которое конструктивно связано не только с определением "должностное лицо", но и с понятием "государственный служащий". Хотя формулировка определения "лицо, занимающее государственные должности" и дается законодателем в п.2 и п.3 примечания к ст. 285 УК РФ, тем не менее она требует уточнений. Так, о связи вышеупомянутых понятий, конкретизации этих формулировок, пожалуй, удачнее всего сказал Ю.Н. Старилов: "...Правовое положение государственного служащего определяется прежде всего двумя понятиями: "должность в структурно-правовом смысле" и "должность в конкретно-функциональном смысле". ...При этом надо иметь в виду, что государственный служащий не владеет занимаемой им должностью, она принадлежит государственной администрации. ...При этом в понятие "государственная служба" входит и понятие "муниципальная служба" Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 2006. С. 108 - 109..

Диспозиция ч.1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие квалифицирующие признаки воспрепятствования законной предпринимательской деятельности:

1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

4) незаконное ограничение их самостоятельности;

5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя (или коммерческой организации).

Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Очевидно, что почти вся диспозиция ст. 169 УК РФ построена на принципе неправомерности отказа в государственной регистрации и (или) уклонения от государственной регистрации коммерческой организации или ИП. Это говорит о том, что правоприменитель так или иначе должен знать те или иные правила, касающиеся государственной регистрации указанных участников гражданского оборота.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия или бездействие препятствуют законной предпринимательской деятельности, и желает этого. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Они могут только характеризовать общественную опасность данного преступления. В качестве цели выступает невозможность осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом или иной деятельности либо ее осуществление в пределах и на условиях, определенных виновным. Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы, "желание продемонстрировать свою власть и значимость" и т.п. Преступление является оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч.1 ст.169 действий (бездействий), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.

Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ, являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46) и гражданским законодательством (ст. 11, 12, 13 ГК РФ) вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской деятельности влечет ответственность уже по ч.2 ст. 169 УК РФ. Субъектом такого преступления может быть и другое должностное лицо, необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. В.И. Радченко и А.С. Михлина. М.: Спарк, 2000. С. 361 - 362.. Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные частью первой данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных действий должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий коммерческой организации и обязывает их к соблюдению определенных условий деятельности. О крупном ущербе. В примечании комментируемой статьи, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей. Законодатель не дает ориентира крупного ущерба, и он является оценочным понятием. Однако его исчисление должно производиться по общим правилам: зависит от характера и объема законной предпринимательской деятельности, начиная от учета упущенной выгоды (ст. 15, 16 и п. 4 ст. 393 ГК РФ) до потери рабочих мест.

Общественная опасность состава этой статьи заключается в разрушении единого правопорядка в сфере экономики, в ослаблении узаконенной государством дисциплины должностных лиц, что может привести к использованию государственной власти в частных интересах, в нарушении экономических интересов общества, государства и отдельных участников экономического оборота.

Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное - обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Непосредственный объект - общественные отношения , складывающиеся в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности .

Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности : а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

А)Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Б) Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБР не более чем в течение б месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

В) Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливаются единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Г) Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Д) Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы . Никакое должностное лицо не имеет права ограничивать права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

прямым умыслом . Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления - только должностное лицо . Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный . Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Квалифицированные составы. Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения , определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169) представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями. Нормы, содержащие составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и злоупотребления должностными полномочиями, соотносятся между собой как специальная и общая . При наличии признаков воспрепятствования уголовная ответственность наступает по ст. 169 УК. Следует, однако, заметить, что сфера уголовно наказуемого по ст. 169 шире сферы применения ст. 285 УК по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.

Обязательными условиями привлечения к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями выступают: последствие - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность . Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - формальный состав и наказуемо вне зависимости от мотива . Таким образом, в конкуренцию со ст. 285 УК вступает лишь воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее существенный вред правоохраняемым интересам и совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Воспрепятствование без перечисленных признаков со ст. 285 не конкурирует, поскольку не подпадает под уголовно наказуемое должностное злоупотребление.

В то же время возможны ситуации, когда деяния, совершенные должностным лицом при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, выходят за рамки ст. 169 УК. Не охватывается ею, например, оказание давления руководителем лицензионной палаты местной администрации на руководителя экспертной группы с целью получения отрицательного экспертного заключения о возможности осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности. Руководитель лицензионной палаты должен привлекаться к уголовной ответственности за неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности - по ст. 169 УК; за злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в оказании давления на руководителя экспертной группы (в форме отдачи распоряжений, приказа, угрозы неприятностями по службе и т.п.), - по ст. 285 УК при наличии вышеназванных признаков этого преступления (последствия и специального мотива) и за подстрекательство к совершению руководителем экспертной группы служебного подлога - по ст. ст. 33 и 292 УК.

Незаконное предпринимательство.(ст. 171 УК РФ) Отграничение от уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Непосредственным объектом здесь являются отношения, регулирующие занятие предпринимательской деятельностью.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; в) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

А) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации как первая форма преступной деятельности будет иметь место, когда индивидуальный предприниматель или коммерческая организация уклоняются от регистрации, имея для этого все возможности. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные уклоняются от этой обязанности. В случаях, когда предприниматель занимается запрещенной законом экономической деятельностью, его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влечет уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - по ст. 228 УК.

Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) индивидуальный предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации, не намереваясь ее осуществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствующие субъекты представили заявление и все необходимые документы в орган юстиции и, не дожидаясь получения регистрационного свидетельства, начали экономическую деятельность; в) предпринимательская деятельность продолжается после аннулирования регистрационного свидетельства или получения отказа в регистрации решением органа, выдавшего его, или суда. При всех вариантах поведения предпринимательство будет незаконным.

Б) Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации . Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

В) Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем . Регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

Г) Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, но не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет 125 видов деятельности, на осуществление которых получение лицензии является обязательным.

При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три варианта поведения, как и при первой форме.

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235 УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.

Д) Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и лицензия на определенный вид предпринимательства, но он нарушает условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные требования. Общими требованиями являются: а) предпринимательство должно осуществляться только в том виде деятельности, на который лицензия получена; лицензия выдается на один вид деятельности; б) лицензия выдается определенному индивидуальному предпринимателю или руководителю (собственнику) юридического лица; в) нельзя передавать лицензию другим лицам; г) соблюдать законы Российской Федерации и правила противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельности, наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей конкретной предпринимательской деятельности. Отступления от этих требований могут быть признаны преступными, но, как представляется, не во всех случаях, а только при нарушении основных условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть просто отозвана в административном порядке, что и делается на практике.

Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной предпринимательской деятельности, будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий: а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов , связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических лиц, представивших в регистрирующий орган документы, содержащие заведомо ложные сведения, - по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом . Лицо осознает, что занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

Субъект преступления - лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по статье 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ.

По конструкции состав сформулирован двумя способами. Если в характеристику объективной стороны включить причинение крупного ущерба , то такой состав следует считать материальным . Преступление будет считаться оконченным с момента причинения крупного ущерба. В том случае, если объективная сторона преступления будет характеризоваться извлечением дохода в крупном размере , то такой состав следует признать формальным и преступление будет считаться оконченным с момента получения такого дохода.

Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) если деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК - свыше 1 млн. руб.

Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 180 УК РФ.

Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 171.1 УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171 и статьи 238 УК РФ.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 171 УК РФ, а также по статье 181 УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует.

Отличие от уклонения от уплаты налогов.

С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия "незаконное предпринимательство". Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства - органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Подчеркнем еще раз, мотивы совершения незаконного предпринимательства могут быть самыми различными, и не всегда они связаны именно с уклонением от уплаты налогов. Поэтому, на наш взгляд, в подобного рода делах решающим должен быть субъективный фактор. Если будет установлено, что виновный занимался незаконной предпринимательской деятельностью именно с целью неуплаты налогов и других обязательных выплат, то только тогда может идти речь о поглощении составом незаконного предпринимательства состава преступления по ст. 198, 199 УК РФ. В этом случае можно согласиться с мнением о том, что причинение ущерба государству вследствие неуплаты налогов и других обязательных платежей является одним из возможных последствий таких действий, полностью охватывается составом незаконного предпринимательства и дополнительной квалификации по ст. 198, 199 УК РФ не требуется.

Проблемы уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ)

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности не относится к числу распространенных, если исходить из официальной статистики.

Статья 169 УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2954 в ныне действующей редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. описывает признаки состава преступления в основном объективной стороны воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, такие как неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Как показывает изучение судебной и следственной практики по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлении о воспрепятствовании законной предпринимательской и иной деятельности, а также проведенный опрос 42 следователей органов внутренних дел, к подследственности которых Уголовно-процессуальным кодексом РФ отнесены дела этой категории, почти все из перечисленных признаков состава преступления, предусмотренного ст.169 УК РФ, не имеют однозначной трактовки в правоприменительной практике. И это несмотря на то, что ст.169 УК РФ является бланкетной, что, казалось бы, облегчает задачу правоприменителя, поскольку позволяет ему использовать специальные юридические термины в том значении, в котором они употребляются в так называемом позитивном законодательстве.

Однако многие из причин, по которым анализируемая норма оказалась невостребованной, заключаются как раз в недопонимании правоприменителем значения неуголовно-правовых категорий, используемых законодателем при описании признаков составов экономических преступлений, в частности, состава воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Сказанное заставляет тщательно исследовать термины, посредством которых выражен уголовно-правовой запрет как отдельно друг от друга, так и в контексте.

Данные термины можно разделить на две группы: термины, имеющие значение близкое к общеупотребительному, и специальные юридические термины, отражающие содержание той или иной правовой категории. Смысл разделения заключается в преимущественном применении к указанным видам терминов различных способов толкования. Так, трактовка терминов, имеющих значение, близкое к общеупотребительному (1-я группа), должна быть основана, в первую очередь, на грамматическом способе толкования. А юридические термины, значение которых установлено неуголовным законодательством, но используемые в статьях Особенной часта УК РФ (2-я группа), уясняются, прежде всего, посредством систематического способа толкования, которое служит, главным образом, целям выяснения логической связи между отдельными нормами.

К первой группе относятся термины воспрепятствование, отказ, уклонение, ограничение, вмешательство, зависимость. Ко второй - законная предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация указанных субъектов предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в ней и уклонение от нее, специальное разрешение (лицензия) на осуществление определенной деятельности, выдача такого разрешения, включая основания для отказа в выдаче, неправомерные отказ от выдачи и уклонение от нее, права и законные интересы указанных субъектов предпринимательской или иной деятельности, ограничение прав, законных интересов, самостоятельности этих субъектов, незаконное вмешательство в деятельность этих субъектов, организационно-правовая форма этих субъектов, должностное лицо и использование им своего служебного положения.

В науке ведется широкая дискуссия относительно понятия объекта, на который посягают преступления в сфере экономической деятельности. Нет определенности и в вопросе о том, что представляет собой объект, охраняемый уголовно-правовой нормой об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. В связи с этим разработано собственное определение круга общественных отношений, защищаемых указанной нормой.

Исследователями объект определяется как права, свободы, интересы и гарантии субъектов предпринимательской деятельности (Б.В. Волженкин, Б.М. Леонтьев, Н.А. Лопашенко, В.Б. Мельникова, П.Н. Панченко), деятельность должностных лиц, правопорядок в сфере экономики и интересы общества, государства, отдельных участников экономического оборота (А.Э. Жалинский) и т.д. В авторских определениях объекта говорится об общественных отношениях как возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (Б.В. Яцеленко), обеспечивающих сферу предпринимательства и интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Л.Д. Гаухман), определяющих деятельность органов власти в сфере регулирования экономической деятельности (В.Е. Мельникова), существующих по поводу организации и осуществления предпринимательской деятельности (И.В. Шишко).

С учетом сказанного можно предложить следующую формулировку непосредственного объекта воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Непосредственный объект данного преступного деяния, таким образом, составляют общественные отношения, обеспечивающие закрепленными конституционными и иными нормами, свободы экономической деятельности и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.8 и 34 Конституции РФ).

Вопрос о наличии дополнительного объекта важен не только для уголовно-правовой теории, его решение непосредственно связано с проблемой конкуренции составов, возможности вменения совокупности преступлений, то есть вопрос этот имеет значение, прежде всего, для правоприменительной практики.

Верной представляется точка зрения о наличии у преступного воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности дополнительного объекта, состоящего в нарушении общественных отношений в сфере деятельности должностных лиц Рудовер Е. А.. Воспрепятствование законной предпринимательской или инойдеятельности:Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. -М.,2004..

Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности - создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

Формы преступного воспрепятствования названы в законе:

  • 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 2) уклонение от их регистрации;
  • 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
  • 4) уклонение от его выдачи;
  • 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
  • 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Формы альтернативны и самостоятельны; для оконченного преступления достаточно совершения действий, подпадающих хотя бы под одну из названных выше форм.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Под государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Закон о госрегистрации юридических лиц понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.

Эту форму воспрепятствования, а также уклонение от лицензирования следует разграничивать с административным правонарушением, предусмотренным в ст.14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По ч.1 этой статьи административным штрафом наказывается несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Несвоевременное внесение записей в реестр предполагает, что состоялось положительное решение регистрирующего органа о государственной регистрации любого вида, однако в нарушение закона соответствующие записи в реестр внесены не были. При уголовно-наказуемом воспрепятствовании решение о государственной регистрации отсутствует.

С сожалением следует констатировать, что ныне не решен вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение сроков государственной регистрации. Как указывалось выше, они не могут составлять более чем пять рабочих дней с момента представления необходимых для регистрации документов. Разумеется, если сроки затягивания процесса регистрации значительны, следует ставить вопрос об уголовной ответственности должностного лица по ст.169 УК РФ, в частности, по анализируемой форме деяния. Если же срок пропущен на несколько дней, и далее состоялось решение о регистрации, или отказ в ней, установить умысел лица, виновного в пропуске сроков, в воспрепятствовании законной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не представляется возможным. Однако должностные лица в такой ситуации и к административной ответственности привлечены быть не могут, в связи с отсутствием таковой.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения законодательства, согласно которым отдельными видами деятельности юридическое лицо, а равно предприниматель без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п.1 ст.49 ГК РФ и др.).

Право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.

Конкретных разновидностей проявления этой формы преступления на практике может быть неограниченно много: отказ государственных банков выдавать льготные кредиты предпринимателям без образования юридического лица или кредитовать унитарные предприятия; назначение частых аудиторских проверок общественных организаций; аннулирование лицензий на ведение определенных видов деятельности всем предприятиям, кроме, например, акционерных обществ; ограничение деятельности производственных кооперативов территориально или по времени; навязывание ущемляющих законные интересы коммерческих организаций условий договоров и т.п.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, расторжении договоров как якобы не соответствующих требованиям антимонопольных органов, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, в принудительном "устраивании" на работу в организацию нужных виновному лиц, либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц и т.п.

Из числа проблем квалификации, возникающих по объективной стороне воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, следует выделить две наиболее сложные.

Первая связана с тем, что в действиях должностных лиц возможны ситуации сочетания правомерных и неправомерных действий: имея, например, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации или в лицензировании, должностное лицо не принимает документы, одновременно требуя за совершение указанных действий взятку. Есть ли здесь неправомерный отказ в регистрации или лицензировании, о котором говорится в ст.169 УК РФ? Представляется, на поставленный вопрос можно ответить только отрицательно. Если имели место законные основания для отказа в регистрации или лицензировании (при наличии, например, в документах не соответствующей действительности информации), предпринимательская или иная деятельность не могла быть официально подтверждена и отказ должен быть признан правомерным. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отсутствует.

О вымогательстве взятки применительно к ч.4 ст.290 УК РФ говорить, видимо, нельзя, поскольку виновный не угрожает причинением вреда законным интересам лица.

Действия должностного лица следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки за совершение им заведомо незаконных действий и одновременно как приготовление к получению взятки за незаконные действия.

Вторая проблема в рамках объективной стороны заключается в разграничении форм преступного воспрепятствования между собой. Неправомерный отказ в регистрации или лицензировании и уклонение от совершения этих действий сходны между собой. Как расценить ситуацию, когда должностное лицо под различными, не соответствующими закону предлогами систематически не принимает документы на государственную регистрацию или, положим, продляет срок регистрации, когда такая возможность законом не предусмотрена? Представляется, что здесь имеет место уклонение от регистрации или от лицензирования. Законодатель употребляет этот термин для характеристики одной из форм воспрепятствования, чтобы подчеркнуть характер неправомерных действий виновного должностного лица; объективная сторона растянута во времени, преступное деяние выражается не одномоментно, а серией действий, в совокупности составляющих воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. - Волтерс Клувер, 2007.

Разграничивать необходимо и такие формы состава, как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица и ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в их деятельность. Ограничение прав и законных интересов есть ни что иное, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; и то, и другое представляет собой незаконное вмешательство в их деятельность. Так, ограничив право юридического лица или индивидуального предпринимателя на заключение контрактов (договоров) с какой-либо фирмой, должностное лицо, без сомнения, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта и одновременно незаконно вмешивается в его деятельность.

Законодатель предпринял попытку отграничения первой анализируемой формы воспрепятствования от последних, указав на причину ограничения прав и законных интересов, - ею выступает организационно-правовая форма. Думается, однако, что на практике эта причина практически недоказуема. Поэтому разграничение таких форм, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и незаконное вмешательство в их деятельность, в настоящее время практически невозможно; следовало бы на законодательном уровне оставить только одну - последнюю - форму.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.169 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.

Мотивы и цели не относятся к числу обязательных признаков субъективной стороны, они могут быть любыми (месть, ненависть, личная неприязнь, зависть и др.).

Должностное лицо может действовать из корыстных побуждений. При наличии признаков взяточничества, его следует дополнительно привлекать к ответственности по ст.290 УК РФ.

Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно использует при этом свое служебное положение. Понятие должностного лица дано в примечании к ст.285 УК РФ.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере реализации гарантированных Конституцией РФ прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 8).

С объективной стороны это преступление совершается в одной из следующих форм:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонение от их регистрации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

4) уклонение от его выдачи;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконное ограничение самостоятельности;

7) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Для квалификации содеянного достаточно совершения хотя бы одного из перечисленных действий (одного бездействия).

Неправомерный отказ в регистрации или выдаче специального разрешения выражается в вынесении должностным лицом необоснованного незаконного решения. При этом состав преступления отсутствует, если запрашиваемая деятельность не подлежит регистрации, лицензированию либо является незаконной.

Уклонение имеет более завуалированный характер и выражается в невынесении без достаточных оснований в установленный срок какого-либо решения (о регистрации, выдаче лицензии или об отказе в регистрации или выдаче лицензии). Уклонение может также выражаться в непринятии документов, подаваемых на регистрацию, получении их должностным лицом без соответствующей регистрации в журнале входящей корреспонденции и невыдаче документа, подтверждающего их прием. В отличие от неправомерного отказа, уклонение имеет длящийся характер.

От уклонения следует отличать ситуации, когда заявление оставлено без движения или рассмотрения, потому что заявителем представлены не все документы или не произведена полная оплата регистрационных действий.

Ограничение прав и законных интересов может выражаться в ущемлении прав и законных интересов предпринимателя, в том, что предпочтение отдается лишь одним из них, кому-то из них создаются благоприятные условий деятельности, а кому-то наоборот и т.п. При этом критерием наличия (или отсутствия) такой дискриминации должна выступать организационно-правовая форма. Чаще всего условия дифференцируются в зависимости от формы собственности организации, что не образует данного состава.

Незаконное ограничение самостоятельности представляет собой вмешательство в деятельность предпринимателя, ограничение свободы выбора контрагентов, принятия кадровых решений, определения ценовой политики, заключения сделок как по кругу лиц, так и по территории или видам товаров.

Иное незаконное вмешательство может выражаться в необоснованном закрытии предприятия, приостановке его деятельности, необоснованном направлении контролирующих и проверяющих организаций и т.п.

Состав преступления сконструирован как формальный, т.е. деяние окончено с момента совершения любого из перечисленных в нем действий (бездействия).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут иметь различный характер и, как правило, на квалификацию содеянного не влияют. Некоторые формы преступления, например уклонение, могут служить завуалированным способом вымогательства взятки.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, использующее свое служебное положение.

Квалифицирующие признаки I степени (ч. 2 ст. 169 УК) выражаются в совершении того же деяния в нарушение вступившего в законную силу судебного акта либо в причинении крупного ущерба (свыше 1,5 млн руб.).

В первом случае дополнительным объектом выступают интересы правосудия. Субъектом преступления здесь может являться как лицо, которое первоначально отказало в регистрации, выдачи лицензии и т.п., так и лицо, которое не принимало решения по первоначальному регистрационному действию, однако совершило указанные действия вопреки вступившему в законную силу судебному решению.

40. Незаконное предпринимательство. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) и незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).

Незаконная банковская деятельность является частным случаем незаконного предпринимательства. Банковская деятельность - особый вид предпринимательства, обусловленный запретом на ее совмещение с любыми иными видами предпринимательской деятельности, особым органом регистрации и лицензирования, необходимостью лицензирования не только самой деятельности, но и отдельных ее видов (например, осуществления валютных операций; обслуживания населения), повышенными требованиями к уставному капиталу и т.п.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере реализации установленного порядка осуществления предпринимательской (ст. 171 УК) или банковской (ст. 172 УК) деятельности.

Объективная сторона этих преступлений может выражаться в любой из следующих форм:

1) осуществление без регистрации предпринимательской (ст. 171), банковской (ст. 172) деятельности или отдельных банковских операций (ст. 172);

2) осуществление без специального разрешения (лицензии) предпринимательской (ст. 171), банковской (ст. 172) деятельности или отдельных банковских операций (ст. 172), когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

Регистрация предпринимательской или банковской деятельности является юридическим фактом, с которым связывается появление нового хозяйствующего субъекта: индивидуального предпринимателя, коммерческой организации - юридического лица, банковского учреждения, обладающих обособленным имуществом и способных участвовать в коммерческом обороте.

Если без регистрации осуществляются запрещенные виды деятельности (торговля оружием, наркотическими средствами; эксплуатация проституции; содержание притонов, подпольных казино и т.п.) это не образует состава данного преступления, а квалифицируется по специальным нормам УК.

Помимо двух альтернативных форм совершения этого преступления, объективная сторона содержит также альтернативные криминообразующие признаки: причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК крупный размер должен превышать 1,5 млн руб. В первом случае состав преступления материальный, а при извлечении дохода формальный.

В состав причиненного при незаконном предпринимательстве или незаконной банковской деятельности ущерба принято включать и суммы неуплаченных налогов (поскольку с незарегистрированной деятельности таковые уплачиваться не могут). Дополнительная квалификация при этом по ст. 199 УК не требуется. Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном или особо крупном размере, действия лица квалифицируются по ст. 171 УК.

Обязательным признаком материального состава преступления является причинная связь.

Субъективная сторона при причинении ущерба может характеризоваться прямым или косвенным умыслом, а при извлечении дохода - только прямым.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При осуществлении зарегистрированной предпринимательской деятельности без лицензии в качестве субъекта выступает руководитель организации.

Квалифицирующие признаки и в том, и в другом составе характеризуются совершением преступления организованной группой или извлечением дохода в особо крупном (более 6 млн руб.) размере.

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173 УК РФ) .

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере реализации установленного порядка создания и реорганизации юридического липа. Дополнительным объектом могут признаваться имущественные права и законные интересы отдельных граждан, предприятий, организаций или государства в целом. Статья 50 ГК РФ дифференцирует юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Объективная сторона преступления выражается в образовании (создании, реорганизации) юридического лица через подставных лиц. Помимо создания или реорганизации юридического лица, объективная сторона преступления может выражаться в представлении регистрирующему органу данных, повлекших внесение в Единый государственный реестр юридических лиц измененных сведений о подставных лицах (об уступке доли, увеличении чьей-либо доли, включении в состав организации новых учредителей (участников) ит.п.).

Законодатель указывает в качестве своеобразного способа совершения этого преступления - образование юридического лица через подставных лиц. Согласно примечанию к ст. 173.1 УК под подставными понимаются лица, «которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в Единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом».

По законодательной конструкции состав преступления формальный, однако момент его окончания в законе точно не определен. Исходя из необходимости толковать все сомнения в пользу виновного, следует признать моментом окончания этого преступления государственную регистрацию. Поэтому действия, предшествующие регистрации (введение в заблуждение подставных лиц, подписание у них документов якобы другого содержания или по другому решению учредителей, представление документов в регистрирующий орган и т.п.), непосредственно направленные на регистрацию юридического лица с использованием подставных лиц, но не завершенные ею по не зависящим от виновного обстоятельствам, квалифицируются как покушение.

Субъективная сторона посягательства - прямой умысел.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При реорганизации в этом качестве нередко выступает руководитель юридического лица или его заместитель.

Квалифицирующими признаками законодатель называет:

а) совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения и (или)

б) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 173 УК).

Использование лицом своего служебного положения может выражаться во влиянии на принимаемое другими участниками организации решение посредством их обмана, уговора, подкупа, запугивания и т.п.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ).

Основной непосредственный объект рассматриваемых преступлений - общественные отношения в сфере реализации установленного порядка проведения финансовых операций и совершения сделок, исключающего вовлечение в хозяйственный оборот и участие в нем денежных средств и имущества, добытых преступным путем.

Дополнительный объект - имущественные интересы физических и юридических лиц.

Предметом преступления являются денежные средства и иное имущество, приобретенные преступным путем.

Денежные средства могут быть выражены в российской или в иностранной валюте, в наличной или безналичной форме.

К иному имуществу в силу ст. 128 ГК в частности относятся вещи, ценные бумаги, имущественные права. Имущество может быть как движимым, так и недвижимым; это и старинные монеты, произведения культуры и искусства, антиквариат, ювелирные изделия, украшения и т.п. Разновидностью имущества может выступать и само предприятие как единый имущественно-хозяйственный комплекс.

Имущество, включая денежные средства, должно быть получено преступным путем (хищение, торговля оружием, наркотиками, эксплуатация проституции и т.п.). При этом наличия преюдициального приговора не требуется - достаточно установить в ходе расследования сам факт преступного происхождения имущества и осведомленность об этом виновных лиц.

Применительно к ст. 174 УК речь идет об имуществе, заведомо добытом преступным путем другими лицами (не принимавшими непосредственного участия в преступлении, результаты которого легализуются), а в ст. 174.1 - о легализации имущества, добытого в результате преступления самим виновным (участником предикатного преступления).

С объективной стороны легализация выражается в совершении сделок или финансовых операций с указанным имуществом.

По законодательной конструкции составы преступлений формальные.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

При отсутствии такой цели состав данного преступления отсутствует. Это означает, что виновный не просто распоряжается имуществом, добытым преступным путем, как своим собственным, а стремится придать преступно приобретенному видимость законно полученного (по наследству, в результате дарения или безвозмездного пользования и т.п.).

Субъект преступления специальный. В соответствии со ст. 174 это лица, которые не принимали непосредственного участия в легализуемом преступлении, а согласно ст. 1741, наоборот, лица, принимавшие участие в предикатном (легализуемом) преступлении.

Для вменения ст. 174 УК лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему это имущество, должны быть достоверно известны все обстоятельства такого приобретения.

Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по ст. 174 УК, а действия продавца - по ст. 174.1 УК (п. 14 пост. № 32 Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).

Квалифицирующим признаком I степени (ч. 2 ст. 174, ч. 2 ст. 1741 УК) выступает крупный размер, который должен превышать 1,5 млн руб. При совершении продолжаемого преступления крупный размер исчисляют исходя из всех входящих в объективную сторону преступления финансовых операций или сделок по легализации.

В качестве квалифицирующих признаков II степени установлены совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 3 ст. 174, п. «а» ч. 3 ст. 1741 УК) и лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 1741 УК).

Квалифицирующие признаки III степени имеют место, когда преступление совершено организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 174, п. «а» ч. 4 ст. 1741 УК) или в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 4 ст. 1741 УК).

Особо крупный размер формализован в примечании к ст. 174 УК и должен в обоих случаях превышать 6 млн руб.

Объект: общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Объективная сторона: действия и бездействия должностного лица.

К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности.

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства, следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе (например, установление предельного объема производства или сбыта продукции).

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла.

Конструкция состава: формальный.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 169 УК РФ):

Деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Объект: установленный порядок земельных отношений, т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ.

Объективная сторона: содержит три формы преступной деятельности:

1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости;

3) занижение размеров платежей за землю.

Субъект: специальный - должностное лицо.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Конструкция состава: формальный.

Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета

Объект: отношения по установленному законодательством учету юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учету ценных бумаг.

Объективная сторона: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные.

Субъект: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона: вина в форме умысла и альтернативно указанная цель - внесение в единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или систему депозитарного учета недостоверных сведений либо иными целями, направленными на приобретение права на чужое имущество.

Конструкция состава: формальный. Преступление считается оконченным с момента представления документов лично или через представителя, сдачи документов в почтовую организацию или иную службу доставки, отправления документов по электронной почте или ввода их в автоматизированную систему, независимо от того, повлияли ли указанные действия на внесение данных в соответствующий реестр.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 170.1 УК РФ):

Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 170.1 УК РФ):

Деяние, предусмотренное частью второйнастоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

Неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг или системе депозитарного учета как способ внесения в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает квалифицирующим признаком (ч. 2).

Насилием является нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью (ч. 3 ст. 170.1УК).