Срок полномочий центральной избирательной комиссии рф. Центральная избирательная комиссия рф. Новый состав комиссии

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.
Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов, и срок ее полномочий - четыре года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная комиссия полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной избирательной комиссии довольно значительны.

  • Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:
    • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
    • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;
    • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему "ГАС - выборы". Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 марта 2016 г. истекает пятилетний срок полномочий действующего шестого состава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. 28 марта состоится первое заседание ее нового состава, в ходе которого будет избран новый председатель Центризбиркома. Владимир Чуров, возглавлявший комиссию с 2007 г., не был назначен на новый срок.

Центральная избирательная комиссия - государственный коллегиальный орган, главная задача которого состоит в организации проведения выборов и референдумов в России. Порядок формирования и статус комиссии установлен федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. и другими законодательными актами.

Полномочия комиссии

Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет проверку поступления и расходовании средств кандидатов, устанавливает итоги голосования, а также оказывает правовую, организационно-техническую и иную помощь избирательным комиссиям. Также к полномочиям ЦИК относится развитие российской избирательной системы, внедрение средств автоматизации на выборах, рассмотрение жалоб на решения избиркомов субъектов Федерации и др.

История

Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации образована указом президента РФ Бориса Ельцина от 24 сентября 1993 г.
Первый состав комиссии - 20 человек - был утвержден главой государства 29 сентября 1993 г. Десять из них - по предложению региональных парламентов, десять - органов исполнительной власти субъектов РФ. Обязательным условием являлось наличие у претендентов высшего юридического образования либо ученой степени в области права (затем, с 2007 г. требовалось высшее образование).
После проведения парламентских выборов в декабре 1993 г. ведомство было переименовано в Центральную избирательную комиссию РФ. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. установил, что ЦИК действует на постоянной основе и осуществляет руководство деятельностью избиркомов по выборам президента, депутатов Госдумы, иных федеральных госорганов, а также по проведению референдума РФ. Срок полномочий комиссии был определен в четыре года, а количество ее членов сокращено до 15 человек, пять из которых назначаются Госдумой, пять - Советом Федерации и пять - президентом РФ.
В декабре 1994 г. - марте 1995 г. был сформирован новый состав ЦИК. Впоследствии комиссия формировалась каждые четыре года - в 1999, 2003, 2007 и 2011 гг. В 2010 г. срок полномочий ЦИК был увеличен до пяти лет, в соответствии с этим ее шестой состав работал с 2011 г. по 2016 г.

Руководители ЦИК

С момента образования в Центризбиркоме сменилось четыре председателя. Первым руководителем комиссии в сентябре 1993 г. стал заместитель главы Верховного Совета РФ Николай Рябов (переизбран в марте 1995 г.). Во главе ЦИК осуществлял организацию парламентских выборов в 1993 и 1995 гг., а также президентских в 1996 г.
В ноябре 1996 г., после назначения Рябова послом РФ в Чешской Республике, главой ЦИК был избран Александр Иванченко. Он руководил Центризбиркомом три года, в течение которых в России не было проведено ни одной федеральной избирательной кампании. В 1999 г. Иванченко возглавил совет директоров Независимого института выборов, позднее - Центр обучения избирательным технологиям при ЦИК.
Третий состав Центризбиркома РФ в марте 1999 г. избрал председателем Александра Вешнякова, который проработал на этом посту до 2007 г. При нем были проведены четыре избирательные кампании: в 1999 и 2003 гг. - выборы в Госдуму, в 2000 и 2004 гг. - президентские выборы. В 2007 г. не вошел в пятый состав комиссии, спустя год был назначен послом РФ в Латвии.
Место председателя ЦИК в марте 2007 г. занял Владимир Чуров (переизбран в марте 2011 г.). Осуществлял руководство проведением парламентских (2007, 2011) и президентских выборов (2008, 2012). В 2016 г., при формировании нового состава ЦИК, не был включен в число его членов.

Состав и структура ЦИК

Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса. Пять из них назначаются Госдумой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями и депутатскими объединениями. Пять - Совет Федерации по предложению руководителей и парламентов субъектов РФ. Еще пять членов ЦИК назначает своим указом глава государства. Комиссия тайным голосованием избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря ЦИК РФ.
Также в состав ЦИК входят члены с правом совещательного голоса. Они могут участвовать в заседаниях комиссии, однако не вправе голосовать по тем или иным вопросам, рассматриваемым ЦИК. Это представители участвующих в парламентских выборах партий, зарегистрированных кандидатов на пост президента РФ, а также инициативных групп по проведению референдума.
Обеспечение деятельности комиссии и исполнение принятых ею решений возложено на аппарат ЦИК. В его составе, согласно штатному расписанию, - 277 человек.
При Центризбиркоме созданы Федеральный центр информатизации, который занимается информационным обеспечением деятельности ЦИК, а также созданием и эксплуатацией Государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы"). Также при ЦИК действуют Российский центр обучения избирательным технологиям, Контрольно-ревизионная служба и Общественный научно-методический консультативный совет.

Новый состав комиссии

Седьмой состав ЦИК России был сформирован в феврале - марте 2016 г., при этом комиссия обновилась на 60%. Шесть членов шестого состава были назначены на новый срок. Из них по квоте Госдумы - Евгений Колюшин и Валерий Крюков; Совета Федерации - Майя Гришина, Сиябшах Шапиев и Антон Лопатин; по квоте главы государства - Борис Эбзеев.
Новыми членами комиссии стали девять человек, в том числе бывшие уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова (2014-2016), вице-спикер Госдумы Николай Левичев (2011-2016), сенатор Николай Булаев (2015-2016) и др.
Первые выборы, которые предстоит провести новому составу ЦИК, состоятся 18 сентября 2016 г. В этот день в России пройдет единый день голосования, совмещенный с выборами депутатов Госдумы РФ седьмого созыва.
Срок полномочий седьмого состава ЦИК истекает в марте 2021 г.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренных Конституцией и избираемых гражданами (федеральных выборов). В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на Комиссию возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

г) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

е) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

ж) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

к) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

л) ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

м) ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

н) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления ее деятельности.

ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона. АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции: (1) организация федеральных выборов, (2) организация референдума РФ, (3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, (4) содействие развитию избирательной системы России.

После того, как я рассмотрела полномочия ЦИК России, у меня создалось мнение, что на данный момент ЦИК России сама нарушат избирательные права граждан России тем, что в избирательных бюллетенях была отменена графа «против всех». Ведь Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным Законом и международными договорами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство Конституции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам установлена большая законная сила, чем российским законам – буквально в этой части Конституции РФ говорится следующее:

«… Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

А согласно ч.2 ст.8 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (которая была заключена в г. Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от 02.07.2003 № 89-ФЗ и вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.): «Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать “за” или “против” какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить ограничения на избирательные права. Так согласно п. «б» ст. 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах»: «Каждый гражданин должен иметь … без необоснованных ограничений право и возможность: б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Право на голосование против всех списков является базовым, именно с таких позиций оно излагается в международных договорах, признанными Россией. Однако ЦИК РФ при утверждении формы избирательных бюллетеней дискриминировала указанные избирательные права применением норм федерального избирательного законодательства, противоречащих положениям, закрепленных в международных договорах России.

Но тогда получается, что если Российское избирательное законодательство противоречит международным договорам, то оно уже не подлежит применению в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ и выборы в нашей стране становятся незаконными, причем заведомо до их проведения.

- феде ральный государственный орган, возглавляющий систему избирательных комиссий, комиссий референдума, образуемых для подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумов (всенародного голосования) в Российской Федерации. Учрежден указом Президента РФ от 29 сентября 1993 г. № 1505. Согласно действующему законодательству Российской Федерации основными функциями ЦИК России являются: подготовка и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации; обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах и референдумах; руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; обеспечение и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, общественных объединений; контроль за подготовкой и проведением выборов и референдумов всех уровней. ЦИК России, равно как и возглавляемая ею система избирательных комиссий, по специфике своих функций и правовой природе не может быть отнесена ни к одной из трех ветвей государственной власти, установленных Конституцией РФ 1993 г., а занимает самостоятельную нишу в механизме Российского государства. Комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, другие печати и штампы, а также эмблему. Официальное сокращенное наименование комиссии, согласно ее Регламенту, - ЦИК России. Порядок формирования, правовой статус и правила работы ЦИК России закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законах о выборах, Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», а также в Регламенте ЦИК России. Отдельный федеральный закон, определяющий статус ЦИК России, до настоящего времени не принят. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Независимый статус ЦИК России, а равно и других избирательных комиссий, комиссий референдума, закрепленный законодательно, является важной гарантией самостоятельной ответственной деятельности ЦИК России и руководимых ею комиссий. Порядок формирования Комиссии, установленный ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который конкретизируется в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отличается тем, что это единственный федеральный государственный орган, который формируется на паритетных началах тремя другими высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти. Этот порядок призван обеспечить представительство в комиссии различных политических сил, их сбалансированность, принятие беспристрастных решений, выражающих общегосударственные, общенародные интересы. Состав комиссии установлен в количестве 15 членов с правом решающего голоса. При этом по пять членов комиссии назначают Совет Федерации, Государственная Дума и Президент РФ. В соответствии с законом и Регламентом руководители ЦИК России - председатель, заместитель председателя, секретарь - избираются самой комиссией из своего состава тайным голосованием с использованием бюллетеней. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Члены комиссии организуют работу по конкретным направлениям деятельности ЦИК России и несут ответственность за результаты этой работы. Регламентом ЦИК России установлено 14 направлений работы. Распределение обязанностей между членами комиссии по этим направлениям осуществляется постановлением ЦИК России. ЦИК России совместно с другими государственными органами и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, экспертизу законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляет другие важные функции, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов. Воля ЦИК России как государственного органа выражается в актах, принимаемых Комиссией. Акты Комиссии в зависимости от характера вопроса принимаются большинством от установленного числа членов комиссии либо от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Они носят разные названия: инструкция, положение, устав, правила, разъяснения, методические рекомендации. Все эти наименования вторичны, поскольку утверждаются постановлением ЦИК России - единственным официальным актом, принимаемым Комиссией как коллегиальным органом. Акты Комиссии не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, на них не распространяется прокурорский надзор. Тем не менее они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления, всеми коллективными и индивидуальными субъектами (участниками) избирательных кампаний, референдумов, а также нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Решения Комиссии публикуются в официальном печатном органе ЦИК России - журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», передаются в другие средс тва массовой информации и размещаются в Интернет-сайте ЦИК России. Акты Комиссии, в отличие от актов органов исполнительной власти, не могут быть отменены в административном порядке. Они могут быть отменены полностью или частично только Верховным Судом РФ при подаче заинтересованными организацией либо лицом соответствующего заявления и если к этому имеются законные основания. Литература: Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // 2002. № 24. Ст. 22.53; Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М., 2003. © Биктагиров Р.Т.