Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства. Федеративное государственное устройство

Особенности федеративного устройства государства. Понятие политико-территориального устройства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных ре­гионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из кото­рых свойственны свои принципы организации территории и взаимо­связей между центром и местами.

Федерализм (от фр. federalisme) - это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаи­модействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффек­тивное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позво­ляло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоя­тельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориаль­ных единиц - субъектов федераций; конституционное разграничение компетенции между ними и центром; недопустимость изменений гра­ниц без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объ­единения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федера­ции; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъ­ектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разгра­ничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для про­изводного от него и более узкого по смыслу понятия - «федеративное государство» (федерация - лат. foederatio - объединение, союз).

Федеративное государство, федерация - одна из основных форм организации государств, сложная структура которой состоит из не­скольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закреп­ленной политической самостоятельностью вне пределов и полномо­чий общего государства в целом.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Вместе с тем суще­ствует единая система границ и ее охраны.


2. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

3. Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

4. Наряду с федеральными конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систе­му законов, соблюдая приоритет федеральных конституции и системы права.

5. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

6. Гражданство в федерации, как правило, двойное: каждый граж­данин считается гражданином федерации и гражданином соответст­вующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гаранти­руется равноправие всех граждан на территории федерации.

7. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является ор­ганом общенародного представительства и избирается всенародно.

Сущность государственного суверенитета. Сущность народного, национального суверенитета. Теоретической основой федерализма является концепция сувере­нитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со вре­мени государственных образований, а его научное осмысление и оп­ределение - в конце Средних веков. С тех пор продолжаются дискус­сии о сущности суверенитета.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. souverainete - верховная власть, верховные права) - политико-правовое обоснование и опре­деление приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Основные идеи и положения государственного суверенитета. В Московской Руси идея суверенитета верхов­ной власти воплотилась в понятии и политической практике самодер­жавия (сам, т. е. один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV в., отнюдь не означало неограни­ченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные ин­ституты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверени­тете был окончательно решен к XVIII в. в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в боль­шинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной вла­сти, т. е. перехода от монархических к парламентским, стала преобла­дать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представ­ляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство - нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной террито­рии или в разных его регионах. Народ как совокупная общность яв­ляется носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности фе­дерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концеп­ция российских государствоведов Л. Карапетяна, И. Умновой, В. Чир-кина и других, о неделимости государственного суверенитета как ка­чественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее Многонационального народа.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

Неотчуждаемость суверенитета;

Его неограниченность;

Верховенство власти;

Неделимость суверенитета;

Неабсолютность власти;

Юридическое равенство фактически во многих случаях нерав­ных социальных субъектов;

Приоритет народного суверенитета.

В целом на современном этапе развития международного сообще­ства, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого обще­ства, так и политикой более могущественных государств по вовлече­нию в свой состав других народов и государств, с сохранением их от­носительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые об­разовалось в США (1787г.), затем в Мексике (1824г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В со­временном мире из более чем 180 государственных образований, по­давляющее большинство которых являются многонациональными, фе­деративная форма закреплена в конституциях 25 государств с охватом 50% территории и 1/3 населения планеты. Федерации сформированы, как правило, на основе территориального или национально-террито­риального деления.

Анализ условий формирования федерализма в России. Политическое и юридическое значение федеративного договора. Федерализм как форма государственного устройства России кон­ституционно, т. е. юридически, был признан Конституцией РСФСР 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения главным образом национальных проблем.

До принятия 12 июня 1990г. Декларации о государственном суве­ренитете Российскую Федерацию вообще нельзя было рассматривать как суверенное государство. Хотя в Конституции Советского Союза, в состав которого Россия входила, декларировалось, что все союзные республики суверенны, зависимость от союзного центра была близка к абсолютной.

Стремясь вырваться из круга сверхцентрализации, многие регионы стали настаивать на праве выхода из состава Российской Федерации, причем если сначала протесты были направлены против главенства власти Союза ССР, то впоследствии - и против самой Российской Федерации. Актуализировалась задача нового государственного устройства.

На пути становления России как нового федеративного государства сделано два крупных шага. Первый - заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов - с другой. Это были, по сути дела, три отдельных договора, имеющие учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые изъявили желание быть субъектами Федерации. Это было не идущее сверху вниз распределение прав или полномочий, а равноправное согласование интересов общих (федеративных) и осо­бенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.

В момент подписания Федеративного Договора его участники действительно выступали суверенными государствами, но, создав, пользу­юсь своими суверенными правами, новое государство - Российскую федерацию, республики как бы «переместили» значительную часть своих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Договора). Это важный юридический момент. Федеральным органам государст­венной власти предоставлено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, субъекты РФ сумели выделить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые их объединяют в целое и требуют идентичного (общего для всех, универ­сального) правового оформления.

Второй шаг - принятие Конституции РФ 1993 г. В ее тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления Рос­сии как федеративного государства в современной трактовке этого понятия.

1. Конституция подчеркивает, что в основе федеративного уст­ройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 Т. 5).

2. Правовую основу Российской Федерации и ее эффективного функционирования составляет Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15).

3. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).

4. Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, принадлежности к национально-государственному или административно-территориальному образованию (ст. 6).

5. Конституция признала разнообразие национальной, демогра­фической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 5; ч. 2 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 63; ч I ст. 76) (см. рис. 14.1).

Основные признаки федеративного государства.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.

Наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств :

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

Основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Aсимметричные .

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (ФДР Эфиопия, США), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (Респ. Индия, Фед. Респ. Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные и смешанные .

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных - по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (Россия).

По способу образования федерации делятся на: договорные и конституционные.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распр. заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре могут быть условия входа (в Конституц. США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (в договоре об образовании СССР).

Степень централизации: централизованные (Индия, Россия) и децентрализованные (Швейцария, США).

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

Современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государствен­ного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентра­лизацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществ­ляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонта­ли, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществ­ляемой с помощью разделения властных полномочий по верти­кали между федеральными государственными органами и орга­нами государственной власти субъектов Федерации.

На пути становления России как нового федеративного госу­дарства сделано два крупных шага. Первый - заключение 31 мар­та 1992 г. Федеративного договора между федеральными орга­нами государственной власти, с одной стороны, и органами вла­сти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и авто­номных округов, с другой стороны. Это было не тради­ционное, идущее сверху вниз распределение прав или полномо­чий, а равноправное согласование интересов общих (федератив­ных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государ­ственной власти по всей территории страны.

Федеральным органам государственной власти предостав­лено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нор­мы правового регулирования в соответствующих областях обще­ственной и частной жизни. Субъекты РФ сумели выде­лить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые требуют идентичного правового оформления.

Второй шаг - принятие Конституции 1993 г. В ее тексте за­ложены нормы, создающие основы для становле­ния РФ как федеративного государства.

Особоемнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Пост. КС РФ от 21.12.2005 года № 13-П).

«Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.



Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.»

Особенности РФ: российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десят­ков народов как этнотерриториальных общностей вокруг рус­ского народа, являющегося ядром и главной цементирующей си­лой многонационального федеративного государства.

Особенность современного рос­сийского федерализма в нем сочетаются территориальные и национальные (на­ционально-территориальные) начала.

Особенность современного российского федера­лизма состоит в том, что это - сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

83 субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9-13 объектов.

РФ - асимметричная федерация, допус­кающая разнохарактерные статус, политическое, гос-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов, одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие - по терр-ному признаку: края, области, а также города Москва и С-Пбр; тре­тьи - по смешанному национально-терр-ному (автоном­ная область и автономный округ). Установились три модели конституц. устр-ва субъектов РФ.

Конституция РФ исходила из Федеративного договора и за­крепила его компромиссные положения: с одной стороны, равно­правие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с фе­деральными органами гос. власти; с другой - под­твержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, понимается верховенство и независимость государст­венной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из РФ, что идет вразрез международным нормам.

Особенностью РФ, несомненно создаю­щей проблему, является правовой статус автономных округов - их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъ­ектамиРФ, но территориально входят в состав области, края.

Противоречием российского федерализма является закрепленное в КРФ положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

1. Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

Унитарная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства.

Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

Наличие единых для всего государства высших органов власти.

Наличие единой системы законодательства в государстве.

Наличие единого гражданства в государстве.

Наличие единой денежной единицы в государстве.

Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства. Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике.

Немного теории

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства. Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные.

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие). Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Причины возникновения федераций

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Способы образования

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации.

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

Форма адми. нистративно территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и др.), имеющие собственные… … Географическая энциклопедия

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - (от лат. foederatio союз, объединение) сложное, союзное государство, объединяющее административно территориальные или национальные образования субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США,… … Юридическая энциклопедия

Союзное государство. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

федеративное государство - Государство, в которое входят федеративные единицы (республики, штаты, кантоны, земли), сохраняющие некоторую долю самостоятельности, но существуют единые федеральные органы, единое гражданство и пр., например, современная Россия или Германия.… … Словарь по географии

Тип государства, основанный на союзе нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором субъекты нового государства сохраняют часть своих права. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

Федеративное государство - см. Федерация … Энциклопедия права

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - (от лат. federatio союз) объединение двух или нескольких государственно территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

- (от лаг. foederatio союз, объединение) сложное, союзное государство, объединяющее административно территориальные или национальные образования субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США,… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - см.: Федерализм. Федеративная республика. Государственное устройство. Российская Федерация Россия. Субъект Российской Федерации … Энциклопедический словарь конституционного права

Федеративное государство - см. Федерация … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Книги

  • Федерализм. Концепт и практика российского проекта , С. О. Алехнович. Исследовательский проект по комплексному изучению российского федерализма имеет длительную историю. Предлагаемая монография продолжает теоретические изысканияфедерализма, но с критических…
  • Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами , В. Гайдук. Монография посвящена анализу актуальных проблем российского федерализма – обеспечения государственной целостности Российской Федерации, единства государственной власти в Российской Федерации,…