Методические указания по изучения дисциплины 'Уголовное право'. Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине "уголовное право" Методичка по уголовному праву общая часть

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права»

Российское уголовное право Общая часть

Учебно-методическое пособие

Издание четвертое, исправленное и дополненное

Под редакцией доктора юридических наук, профессора Б.Т. Разгильдиева

УДК 343 (470) (072.8)

ББК 67.408 (2 Рос) я73

Данное пособие предназначено для практических занятий по Общей части российского уголовного права, поэтому содержит большой объем фактического материала из судебной практики.

Соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

УДК 343 (470) (072.8)

А.Г. Блинов – тема 8 (в соавторстве с Н.П. Иваник), темы 9 (в соавторстве с Е.В. Евстифеевой), 17; Ю.И. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с С.Ю. Бытко); С.Ю. Бытко – введение, тема 11 (в соавторстве с Ю.И. Бытко); Г.В. Верина – темы 4 (в соавторстве с Н.С. Шостак), 7, 18; Л.В. Григорьева – тема 6; В.Ф. Иванов – темы 1, 3, 5 (в соавторстве с Кобзевой Е.В.), 16; А.Н. Красиков – тема 12 (в соавторстве с Б.Т. Разгильдиевым); Б.Т. Разгильдиев – тема 12 (в соавторстве с А.Н. Красиковым); Н.А. Лопашенко – тема 10; А.В. Нечепурнов – тема 14; М.С. Рыбак – тема 13; Е.А. Симонова – тема 15 (в соавторстве с Н.Ю. Клименко); Е.В. Кобзева – тема 5 (в соавторстве с Ивановым В.Ф.); Н.Ю. Клименко – тема 15 (в соавторстве с Е.А. Симоновой); Е.В. Евстифеева – темы 2, 9 (в соавторстве с А.Г. Блиновым).

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор В.И. Комиссаров ;

кандидат юридических наук, доцент А.Е. Михальчук

Печатается по решению учебно-методического совета ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

Введение

Учебно-методическое пособие по Общей части российского уголовного права выполнено в традиционной для отечественной высшей юридической школы форме. В пособии даются: перечень основных вопросов, выносимых на занятие; краткие методические указания; список научной и учебной литературы, нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, подлежащих изучению. Рекомендуемые специальные источники являются дополнительными к учебникам и учебным пособиям. Монографии, постатейный материал по теме студенты избирают по своему усмотрению. Студентам следует иметь в виду, что без изучения специальной литературы глубокое уяснение материала затруднительно. Знание постановлений Пленума Верховного Суда РФ, указанных в данном практикуме, является для студентов обязательным.

Кроме методических указаний пособие содержит задачи (казусы), решение которых традиционно и небезосновательно считается в отечественных юридических учебных заведениях наиболее эффективной формой изучения уголовного права, поскольку обеспечивает приобретение студентами соответствующих навыков разрешения вопросов практического характера, выработку умения применять положения уголовного закона к тем или иным жизненным ситуациям, имеющим уголовно-правовое значение.

Вместе с тем следует иметь в виду, что глубокое изучение теоретических положений является предпосылкой правильного применения уголовного закона в конкретных жизненных случаях. Поэтому решение казусов является не самоцелью, а одним из средств углубленного изучения уголовно-правовой теории и получения навыков практического применения теоретических знаний. Задачи желательно решать в письменном виде, т.к. это позволяет студентам вырабатывать навыки составления соответствующих документов. Решение каждой задачи должно быть развернутым, обоснованным соответствующими ссылками на положения уголовного закона, теории российского уголовного права, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Казусы представляют собой описанные в лаконичной форме фабулы конкретных уголовных дел, с которыми когда-либо сталкивалась судебно-следственная практика. Чаще всего это опубликованные в средствах массовой информации или в специальной юридической литературе материалы уголовных дел. Однако судебная практика не всегда сталкивается с ситуациями, которые можно было бы использовать для изучения некоторых уголовно-правовых институтов. В этом случае приводятся искусственно созданные фабулы никогда не существовавших уголовных дел.

Деятельность юриста является публичной. Это обязывает студентов учиться правильно и красиво говорить, уметь точно и в лаконичной форме излагать свои мысли. Определенные навыки подобного рода можно приобрести, приучая себя к воспроизведению по памяти на занятиях содержания казуса - это будет началом решения любого казуса. Затем студент должен дать точный юридический анализ явления, подкрепляя свои выводы ссылками на уголовный закон, другие нормативные акты, постановления Пленума Верховного Суда РФ. В заключение надо сформулировать ответ на основной вопрос задачи. После этого в обсуждении решения принимают участие другие студенты. Преподаватель контролирует и направляет этот процесс, подводя в конце обсуждения итоги.

Ниже приводится библиографический список, рекомендуемый для изучения всего курса Общей части уголовного права. Кроме того, к каждой теме прилагается дополнительный список специальной литературы и нормативных актов.


Настоящие методические указания предназначены для студентов Московской финансово-юридической академии (МФЮА), выполняющих дипломные работы по уголовному праву.

Настоящие методические указания предназначены для студентов ОВО и ОЗО, выполняющих курсовые работу по уголовному праву (часть Общая). В них содержатся задания и рекомендации по написанию работы в целях глубокого усвоения законодательного материала, теоретических положений и выработки навыков письменного обоснования решения при применении уголовного закона.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Игорь Викторович: Доброго времени суток! В каком порядке оформляется список литературы в дипломной работе по уголовному праву?

Ответ: В любом дипломе список литературы оформляется так: 1) Нормативно-правовые акты. 2) Материалы судебной практики. 3) Учебники, монографии. 4) Материалы из периодических изданий. 5) Диссертации и авторефераты диссертаций. Читать полностью

Ольга: Подскажите, что нужно отразить во введении дипломной работы? Я пишу диплом по уголовному праву на тему "Объект преступления".

Ответ: Здравствуйте, Ольга! Во введении упор должен быть сделать на актуальности темы - это "лицо" Вашего диплома. В этой части нужно отразить проблемы научной трактовки объекта преступления, которые до сих пор не нашли своего решения в российском уголовном праве. Читать полностью

Если у Вас есть вопросы, касающиеся написания дипломов и курсовых по уголовному праву, пишите на refermaker[собачка]yandex.ru

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Уголовное право» являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной и заочной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум»

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА « Уголовное право »

« общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла»

По специальности 030912 «Право и организация социального

Обеспечения»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Миллерово

2013

Составитель: Селиванов Владимир Александрович, преподаватель ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум»

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Уголовное право» являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО РО «Донецкий сельскохозяйственный техникум» по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной и заочной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

Темы практических занятий

страницы

Практическое занятие № 1. Решение практических ситуаций, связанных с определением принципов действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц

Практическое занятие № 2 . Определение объекта преступления как элемента состава преступления.

Практическое занятие № 3. Определение объективной стороны состава преступления

Практическое занятие № 4 Определение субъективной стороны состава преступления

Практическое занятие № 5. Решение практических ситуаций, связанных с определением субъекта состава преступления.

Практическое занятие № 6. Решение практических ситуаций, связанных с определением стадий совершения умышленных преступлений.

Практическое занятие № 7. Определение форм и видов соучастия, оснований и пределов ответственности соучастников.

Практическое занятие № 8. Разграничение соучастия и прикосновения к преступлению

Практическое занятие № 9. Решение практических ситуаций, связанных с определением обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Практическое занятие № 10. Решение практических ситуаций, связанных с определением вида и размера уголовной наказания, наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, при вердикте присяжных заседателей о снисхождении и других обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Практическое занятие № 11. Решение практических ситуаций, связанных с квалификацией преступных посягательств против чести и достоинства личности, его деловой репутации.

Практическое занятие № 12. Решение практических ситуаций, связанных с посягательствами против собственности.

Практическое занятие № 13. Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Практическое занятие № 14. Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере общественной безопасности.

Практическое занятие № 15. Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере здоровья населения и общественной нравственности.

Практическое занятие № 16. Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на государственную власть, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «Уголовное право» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы,

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Методические указания по выполнению практического занятия № 1

Раздел 1 . Общая часть

Тема 1.2 . Уголовный закон

Решение практических ситуаций, связанных с определением принципов действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц

Учебная цель : формировать умения определять действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Учебные задачи:

  1. Научиться определять тип действия уголовного закона во времени и обосновывать свой ответ.
  1. Научиться определять основания уголовного преследования гражданина с учетом действия уголовного закона в пространстве .

Студент должен

Знать:

  • отличительные признаки уголовного закона, действия уголовного закона

Уметь:

  • определять действия уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Задачи практической работы :

  1. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  2. Оформить отчет.

методические указания ,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь
  2. Ручка.

1. Кто имеет право законодательной инициативы?

  1. Понятие закона и порядок его принятия.
  2. Понятие уголовного закона.
  3. При каких обстоятельствах закон имеет обратную силу?

Правила безопасности:

Норма времени: 2 часа

Задание №1

Фабула дела:

Следователь С.О. при Миллеровском ОВД гражданин С. 1.02.04 года примерно в 23 часа, двигаясь на автомобиле ВАЗ 3106 по ул. Московской г. Т не справился с управлением автомобиля и совершил наезд на пешехода Р. , в результате чего потерпевший получил телесные повреждения, повлекшие за собой вред здоровью средней тяжести.

С. усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Однако в ходе проверки информации о ДТП, уголовный закон изменился, в связи с чем, согласно нового уголовного закона, в действиях С. с 3.02.04 г. усматриваются признаки административного правонарушения.

Несмотря на изменения в УК РФ, прокурор, проводивший проверку, возбудил уголовное дело в отношении С. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. С целью проведения экспертиз и получения достоверной информации о вреде здоровья потерпевшего.

По вышеуказанной фабуле дела необходимо выполнить следующие задания:

  1. Определить основания возбуждения уголовного дела в отношении следователя С. с учетом действия уголовного закона по кругу лиц.
  1. Определить тип действия уголовного закона во времени и обосновать свой ответ.
  1. Определить основания уголовного преследования гражданина С. с учетом действия уголовного закона в пространстве.
  1. Законно ли привлечение к уголовной ответственности по возбужденному в отношении его уголовному делу, с учетом действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц? Ответ обоснуйте.

Преподаватель _______________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 2

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.3 . Объект преступления

Название практической работы:

Определение объекта преступления как элемента состава преступления.

Учебная цель : формировать умения определять объект состава преступления

Учебные задачи:

1.Научиться определять объект преступления

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • Понятие и виды объектов преступления;
  • факультативные признаки объекта преступления.

Уметь:

Определять объект преступления и его факультативные признаки

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и значение объекта состава преступления?
  2. Каковы виды объектов преступления?
  3. Каково отличие предмета преступления от объекта преступления?
  4. Отличие объекта преступления от потерпевшего?

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Задание 1. Определите основной и дополнительный объект преступления, предмет преступления и потерпевшего при совершении грабежа гражданином А., который, угрожая применением телесных повреждений гражданину Б., открыто похитил у него сотовый телефон стоимостью 4 тыс. рублей. Ответ обоснуйте.

Задание 2. Определите наличие или отсутствие объекта преступления, когда гражданин А. тайно изъял на территории фирмы ТОО «Исток» и на момент совершения преступления противоправных действий гражданина А. на балансе в ТОО «Исток» не состоял. Ответ обоснуйте.

Задание 3. Определите объект преступления при совершении дорожно -транспортного происшествия, в результате которого погиб пассажир автомобиля гражданин Н.», у которого остались жена, мать, двое детей. Определите потерпевшего в результате совершения данного преступления.

Задание 4. Определите объект преступления при совершении хулиганских действий гражданина А., который из хулиганских побуждений причинил в общественном месте гражданину Б. телесные повреждения средней тяжести.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Методические указания по выполнению практического занятия № 3

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.4 . Объективная сторона преступления

Название практической работы:

Определение объективной стороны состава преступления

Учебная цель : формировать умения определять объективную сторону состава преступления

Учебные задачи:

1.Научиться определять объективную сторону состава преступления

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • Понятие и признаки объективной стороны состава преступления.

Уметь:

Определять признаки объективной стороны состава преступления.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. По указанным фабулам дел выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и значение объективной стороны преступления?
  2. Каковы формы общественно – опасного деяния?
  3. Понятие общественно – опасных последствий и их виды?
  4. Каковы признаки объективной стороны преступления?
  5. Каковы виды составов преступлений по конструкции его объективной стороны?

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. примерно в 22 часа 1.05.2011 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в гараже гаражного кооператива, расположенного на восточной окраине города М., в ходе ссоры со своим знакомым гражданином Б. намеренно нанес последнему пять ударов палкой по различным частям тела. Причинил телесные повреждения гражданину Б., повлекшие за собой вред здоровью средней тяжести.

Задание 1.

Определить видовой объект преступления, форму общественно – опасного деяния и непосредственный объект преступления.

Задание 2. Определить обязательные признаки объективной стороны состава преступления, конструкцию объективной стороны.

Задание 3. Определить факультативные признаки объективной стороны состава преступления.

Задание 4. Определить вид наступивших последствий по форме (конструкции) объективной стороны состава преступления.

Задание 5. Определять способ и обстановку совершения преступления (элементы обстановки).

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Методические указания по выполнению практического занятия № 4

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.5 . Субъективная сторона преступления

Название практической работы:

Определение субъективной стороны состава преступления

Учебная цель : формировать умения определять субъективную сторону состава преступления

Учебные задачи:

1.Научиться определять субъективную сторону состава преступления

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • Понятие и признаки субъективной стороны состава преступления.

Уметь:

Определять признаки субъективной стороны состава преступления, формы вины.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. По указанным фабулам дел выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

5.Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и задачи субъективной стороны преступления?
  2. Понятие вины, признаки вины?
  3. Понятие интеллектуального и волевого критериев вины? Формы вины?
  4. Мотивы преступления, дать понятие цели преступления и эмоций?
  5. Что означает троякое правовое значение факультативных признаков субъективной стороны?

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 ч

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. имел умысел на тайное хищение чужого имущества, 8.05.2012 года, примерно в 22 часа 50 минут тайно проник через выставленное им окно в склад магазина по улице Советская города М. откуда изъял продовольственные товары на сумму 4 тыс. рублей. С похищенным товаром гражданин А. стал выходить из склада. Однако охранник склада заметил А., когда тот выходил через выставленное окно склада. Стал требовать от А. возвращение товара. Однако А., увидев охранника, стал убегать с похищенным товаром с места преступления.

Задание 1 . Определить интеллектуальный критерий вины гражданина А. при совершении преступления.

Задание 2. Определить волевой критерий вины гражданина А. при совершении преступления.

Задание 3. Определить форму вины, обосновать свой ответ.

Задание 4. Определить мотив и цель совершения преступления гражданином А.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель_______________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 5

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.6 . Субъект преступления

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с определением субъекта состава преступления.

Учебная цель : формировать умения определять субъекты состава преступления.

Учебные задачи:

1.Научиться определять субъекты состава преступления

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • понятие и признаки состава преступления

Уметь:

  • определить признаки состава преступления.

Задачи практической работы :

Повторить теоретический материал по теме практической работы.

Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

По указанным фабулам дел выполнить задания.

Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

Методические указания,

Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Определить понятие и признаки субъекта преступления.

2.Дать понятие вменяемости и невменяемости, ограниченной вменяемости.

  1. Дать определение специального субъекта.
  2. Дать понятие возраста привлечения к уголовной ответственности.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. 1.06.1988 года рождения по предварительному сговору с гражданином Б. 15.07.1989 года рождения на почве личных неприязненных взаимоотношений умеренно причинили телесные повреждения гражданину В. во дворе дома города М. примерно в 23 часа 50 минут 14.07.2005 года, чем причинили вред здоровью средней тяжести.

Задание 1.

В случае установления вменяемости правонарушителей определить субъект преступлений.

Фабула дела:

Следователь Миллеровского ОВД гражданин Г . получил уведомление о том, что Миллеровская прокуратура в отношении его возбудила уголовное дело за совершение правонарушения.

Задание 2.

Определить является ли следователь субъектом преступления при возбуждении уголовного дела в отношении его при указанных обстоятельствах. Определить условия, при которых следователь может быть субъектом преступления.

Фабула дела:

Гражданин Л. , 15 лет, воспользовавшись отсутствием своего отца дома, без разрешения родителей выехал за рулем автомобиля своего отца на улицу города М. , где, не справившись с управлением, совершил наезд на пешехода. В результате ДТП пешеход погиб.

Задание 3.

Определить, имеется ли в деянии несовершеннолетнего состав правонарушения. Ответ необходимо обосновать с точки зрения наличия или отсутствия состава преступления.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель _____________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 6

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.7 . Стадии совершения умышленного преступления

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с определением стадий совершения умышленных преступлений.

Учебная цель : формировать умения определять стадии совершения преступления, разграничивать оконченное преступление от неоконченного преступления.

Учебные задачи:

1.Научиться определять стадии совершения преступления, разграничивать оконченное преступление от неоконченного преступления.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • сущность стадий приготовления и покушения на преступление

Уметь:

  • разграничивать стадии совершения преступления, оконченное преступление от неоконченного.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. По указанным фабулам дел выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и виды стадий совершения преступления.
  2. Понятие и сущность приготовления к преступлению.
  3. Понятие и сущность покушения на преступление.
  4. Условия, при которых возможен отказ от совершения преступления.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. 23 лет в период с 1.05.06 г. по 2.05.06г. в условиях домашней мастерской изготовил монтировку типа «фомки» для взлома замков с целью проникновения в продовольственный магазин в г. М и совершения кражи продуктов. В этот же период гражданин А. договорился с несовершеннолетним гражданином Б. , 16 лет, о совместном совершении кражи из магазина, убедив его в необходимости совершения преступления.

После этого, 3.05.06 г. примерно в 23 часа гражданин А. взял «фомку», мешки для упаковки похищенного, зашел домой к гражданину Б. , чтобы совместно с ним прийти к магазину и совершить там кражу. Однако гражданин Б. отказался идти с ним в магазин для совершения кражи. Тогда гражданин А. один пошел к магазину, расположенному в г. М , где сам сорвал замки дверей магазина, проник в него и стал складывать в мешки товары с прилавков магазина. При попытке выйти из магазина с похищенным товаром на общую сумму более 5000 рублей гражданин А. был задержан сотрудниками вневедомственной охраны в помещении магазина.

Задание 1.

Определите момент начала и окончания приготовления к совершению преступления гражданином А. и гражданином Б .

Задание 2.

Определите момент начала и окончания покушения на преступление гражданином А .

Задание 3.

Определите момент оконченного преступления, совершенного гражданином А . Какое это преступление?

Задание 4.

В каком случае гражданин А. мог совершить оконченное преступление – кражу из магазина? Ответ обоснуйте.

Задание 5.

Определить условия, при которых гражданин Б. добровольно отказался от совершения преступления.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель _________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 7

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.8 . Соучастие в преступлении

Название практической работы:

Определение форм и видов соучастия, оснований и пределов ответственности соучастников.

Учебная цель : формировать умения определять формы и виды соучастия, виды соучастников, основания и пределы их ответственности.

Учебные задачи:

1.Научиться определять формы и виды соучастия, оснований и пределов ответственности соучастников

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • понятие, признаки, формы и виды соучастия, виды соучастников и пределы их уголовной ответственности

Уметь:

  • определять форму и вид соучастия, пределы уголовной ответственности.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. По указанной фабуле дела выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Дать характеристику особенностям совершения преступлений двумя и более лицами.
  1. Понятие соучастия в преступлении, признаки соучастия.
  2. Определить понятия форм и видов соучастия.
  3. Пределы ответственности соучастников преступления.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. Б .с просьбой о приобретении у него огнестрельного оружия с целью совершения с использованием этого оружия разбойного нападения, которое он намеревался совершить совместно с гражданином В .

А Б. совместно с гражданином В. Г

Задание 1.

Определить соучастников разбойного нападения и форму соучастия.

Задание 2.

Определить виды соучастников и дать уголовно-правовую характеристику субъективной стороны каждому соучастнику преступления.

Задание 3.

Определить пределы и основания уголовной ответственности каждому соучастнику разбоя.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Методические указания по выполнению практического занятия № 8

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.8 . Соучастие в преступлении

Название практической работы:

Разграничение соучастия и прикосновения к преступлению

Учебная цель : формировать умения разграничивать соучастие в совершении преступления от прикосновения к преступлению.

Учебные задачи:

1.Научиться определять разграничивать соучастие в совершении преступления от прикосновения к преступлению.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • понятие добровольного отказа от совершения преступления, понятие прикосновения к преступлению

Уметь:

отличать соучастие в совершении преступления от прикосновения к преступлению

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. По указанной фабуле дела выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и сущность эксцесса исполнителя в соответствии со ст. 36 УК РФ.
  1. Понятие и условия добровольного отказа от совершения преступления.
  1. Условия освобождения от уголовной ответственности организатора преступления и подстрекателя к преступлению.
  1. Каковы отличия соучастия в преступлении от прикосновения к преступлению?

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Гражданин А. обратился к своему знакомому военнослужащему Б . с просьбой о приобретении у него огнестрельного оружия с целью совершения с использованием этого оружия разбойного нападения, которое он намеревался совершить совместно с гражданином В .

За вознаграждение военнослужащий похитил автомат АКМ-74М из своей части и передал его гражданину А . При этом, военнослужащему было известно, что с помощью этого оружия будет совершено разбойное нападение. Однако кто совершит разбойное нападение, при каких обстоятельствах, ему не было известно. Впоследствии гражданин Б. совместно с гражданином В. наняли такси под управлением гражданина Г ., прибыли к месту совершения преступления, после чего в присутствии таксиста и других посторонних лиц совершили разбойное нападение, с места происшествия скрылись.

Задание 1 .

Определить лиц, выполнивших объективную сторону приготовления к совершению разбоя, но не являющихся соучастниками преступления. Ответ обосновать.

Задание 2.

Определить, при каких обстоятельствах военнослужащий, продавший автомат АКМ гражданину А. для совершения разбойного нападения, не будет являться соучастником разбоя. Ответ обосновать.

Задание 3.

Если военнослужащий не будет соучастником разбоя, будет ли он нести уголовную ответственность, согласно обстоятельствам, указанных в фабуле дела? Дать обоснованный ответ.

Задание 4.

При каких обстоятельствах водитель такси будет признан соучастником разбойного нападения? Дать обоснованный ответ.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель _______________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 9

Раздел 2 . Преступление

Тема 2.9. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с определением обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Учебная цель : формировать умения определять обстоятельства, исключающие преступность деяний

Учебные задачи:

1.Научиться определять обстоятельства, исключающие преступность деяний.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • обстоятельства, исключающие преступность деяния;

Уметь:

  • определять наличие или отсутствие тех или иных обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

Методические указания,

  1. Нормативная литература:

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ.

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Определить отличие правомерного поведения от правонарушения.
  1. Назвать виды обстоятельств, исключающих преступность деяний.
  1. Необходимая оборона, условия правомерности применения необходимой обороны.
  1. Крайняя необходимость и условия ее правомерности.
  2. Понятие обоснованного риска. Использование приказа или распоряжения.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Задание 1.

При нападении группы хулиганов на улице на работника милиции последнему были причинены телесные повреждения, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью, в результате чего он потерял сознание. Примерно через минуту к милиционеру вернулось сознание, он увидел уходящую от него толпу хулиганов. Тогда он выстрелил в группу нападавших и уходящих от него, в результате чего смертельно ранил одного из них.

Определите правомерность применения оружия работником милиции. Имелись ли условия для применения оружия? Если нет, то при каких условиях возможно применение оружия в целях необходимой обороны?

Задание 2.

Определить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния директора предприятия, который допустил растрату спирта со склада предприятия при следующих обстоятельствах. Во время грозы в цеху предприятия была повреждена кровля, в результате чего была явная угроза выхода из строя высокоточного дорогостоящего оборудования. С целью устранения этой угрозы директор нанял срочно «шабашников», которые согласились срочно перекрыть кровлю цеха во время дождя за денежные средства и спирт, который они хотели употребить во время и после выполнения работы. Директор согласился и без оформления бухгалтерских документов безучетно допустил растрату спирта.

Задание 3.

Определить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния, когда работник милиции при преследовании автомобиля с преступником не справился с управлением служебного автомобиля, совершил ДТП, в результате чего служебный автомобиль получил повреждения и восстановлению не подлежал, ущерб составлял 240 тыс. рублей.

Задание 4.

Определить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяния милиционера, когда работник милиции, преследуя на автомобиле нарушителя ПДД – мотоциклиста, стал обгонять его и резко затормозил перед мотоциклом. В результате этого мотоциклист не справился с управлением, упал с него и погиб в результате полученных травм.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель__________________________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 10

Раздел 3 . Наказание

Тема 3.2. Назначение наказаний

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с определением вида и размера уголовной наказания, наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, при вердикте присяжных заседателей о снисхождении и других обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Учебная цель : формировать умения определять размеры наказания при обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научить определять размеры наказания при обстоятельствах, указанных в разделе 3 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • особенности назначения условных наказаний с учетом конкретных обстоятельств дела

Уметь:

  • определять размер наказания в соответствии со статьями 64-70 УК РФ.

Задачи практической работы :

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Выполнить задания.
  4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

методические указания,

  1. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

  1. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

  1. Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).
  2. Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Понятие и признаки уголовного наказания.
  2. Назначение наказания по совокупности приговоров.
  3. Назначение наказания по совокупности преступления.
  4. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законодательством.
  1. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовное наказание.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Задание 1.

Определить максимальный срок наказания по совокупности преступлений небольшой тяжести, если по одному из преступлений может быть вынесен максимальный срок – 1 год лишения свободы, а по другому – 2 года лишения свободы.

Задание 2.

Определить максимальный срок наказаний по совокупности преступлений, одно из которых небольшой тяжести, а другое – особо тяжкое преступление.

Задание 3.

Определить максимально возможное наказание по совокупности приговоров, если по предыдущему приговору виновному осталось отбыть 13 лет лишения свободы, а за вновь совершенное преступление ему возможно максимальное наказание – 15 лет лишения свободы.

Задание 4.

Определить максимально возможное наказание лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершенном преступлении, за которое максимально возможное наказание – 6 лет лишения свободы, но заслуживающему снисхождения.

Задание 5.

Определить максимальный размер наказания гражданину К. , который совершил преступление средней тяжести, после совершения которого, он полностью загладил ущерб потерпевшему, активно способствовал раскрытию преступления, прибыв в ОВД с явкой с повинной.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Методические указания по выполнению практического занятия № 11

Раздел 6 . Преступления против личности

Тема 6.3. Преступления против чести и достоинства личности

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с квалификацией преступных посягательств против чести и достоинства личности, его деловой репутации.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 129-130 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 129-130 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • составы преступлений против чести и достоинства личности

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям, предусмотренным статьями 129-130 УК РФ.

Задачи практической работы :

  1. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  2. Выполнить задания.
  3. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

методические указания,

Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Дать понятие чести личности.
  2. Дать понятие достоинства личности.
  3. Дать понятие преступления против чести и достоинства личности.
  1. Дать понятие клеветы.

5. Дать понятие оскорбления

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия

Фабула дела:

Гражданин А с целью устранения конкурента в предпринимательской деятельности 1.05.05г. в 6 часов наклеил на дверях подъездов 16-квартирного дома № 81 по улице Вешневой города М листовки, содержащие заведомо для А ложные сведения, подрывающие деловую репутацию предпринимателя Б , о чем последнему стало известно. Тогда предприниматель Б по данному факту обратился с заявлением в мировой суд о привлечении гражданина А к уголовной ответственности.

Задание 1.

А , 32 года.

Задание 2.

А .

Фабула дела:

Гражданин В. 2.06.05г. примерно в 18 часов во дворе № 6 по улице Северной города М. в присутствии примерно 15 посторонних гражданином Г. , у которого была хромота в результате операции на стержне ноги.

В ходе ссоры гражданин В. публично стал демонстрировать хромоту гражданина Г. , имел умысел унизить его как человека в присутствии посторонних.

По данному факту гражданин Г. обратился с заявлением в мировой суд о привлечении гражданина В . к уголовной ответственности.

Задание 3.

В .

Задание 4.

В .

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ.

Преподаватель ______________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 12

Тема 7.1. Преступления против собственности

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с посягательствами против собственности.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 158-168 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 158-168 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • составы преступлений против собственности

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям против собственности.

Задачи практической работы :

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Выполнить задания.

Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература:

методические указания,

Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

Понятие и формы собственности в РФ.

Понятие предмета хищения.

Понятие имущества. Право на имущество.

Понятие изъятия.

Понятие незаконного изъятия.

Понятие безвозмездного изъятия.

Виды хищений чужого имущества.

Формы хищения чужого имущества.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия

Фабула дела:

Гражданин А. 33 лет, имея умысел на тайное хищение чужого имущества, 21.09.05г. примерно в 23 часа тайно проник на территорию домовладения гражданина Б. , где зашел в загон для домашней птицы, откуда похитил 10 кур на общую сумму 1200 рублей, с места происшествия скрылся.

Задание 1.

Дать квалификацию преступного деяния гражданина А .

Задание 2.

Дать уголовно-правовую характеристику преступного деяния гражданина А .

Фабула дела:

Гражданин Б. , имея умысел на тайное хищение чужого имущества, 21.05.05г. примерно в 15 часов зашел в магазин ООО «Светлана» города М. , при этом, воспользовавшись временным отсутствием продавца магазина, похитил с прилавка бытовую технику на общую сумму 2500 рублей. С похищенным стал выходить быстрым шагом из магазина. Однако продавец, вернувшись в торговый зал, заметила гражданина Б. , выходящего из магазина с похищенным товаром, стала преследовать его, требуя вернуть товар.

Заметив продавца, преследовавшего его, гражданин Б. стал убегать с похищенным товаром с места происшествия.

Задание 3.

Дать квалификацию преступного деяния гражданина Б .

Задание 4.

Дать уголовно-правовую характеристику преступного деяния гражданина Б. , характеристику конструкции объективной стороны состава преступления.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право .

Преподаватель _________________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 13

Раздел 7. Преступления в сфере экономики

Тема 7.2 Преступления в сфере экономической деятельности

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний по ст. 169-199 УК РФ.

Учебные задачи:

1 научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 169-199 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • конкретные составы преступлений в сфере экономической деятельности

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям, предусмотренным ст. 169-199 УК РФ.

Задачи практической работы :

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

3. Выполнить задания.

4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература:

методические указания,

2. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Каковы принципы осуществления экономической деятельности?

2. Назовите непосредственный объект преступлений в сфере экономической деятельности.

3. Назовите дополнительные объекты преступлений в сфере экономической деятельности.

4. Дать классификацию преступлений в сфере экономической деятельности.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А 35 лет, зарегистрированный в качестве предпринимателя, в домашних условиях, по месту своего жительства в г. М , ул. Зеленая, 5, изготавливал водку из спиртосодержащей жидкости, не имея лицензии на осуществление этого вида деятельности. В период с 1.10.05г. по 3.10.06г. гражданин А в результате изготовления и продажи поддельной водки получил доход в размере 300 тыс. рублей.

Задание 1.

Дать квалификацию преступных деяний гражданина А .

Задание 2.

Дать уголовно-правовую характеристику преступного деяния гражданина А .

Фабула дела:

Предприниматель А заключил договор с ТОО «Колос» на аренду земли (100 га) на условиях менее выгодных для ТОО «Колос», чем такой же договор, который предлагал в это время заключить предприниматель Б с этой же коммерческой организацией. При этом А 20.03.06г. с целью устранения конкурента незаконно передал директору ТОО «Колос» - гражданину В имущество на сумму 20 тыс. рублей, в результате чего директор ТОО «Колос» заключил договор аренды с предпринимателем А , не смотря на то, что такой же договор с предпринимателем Б был более выгодным для ТОО «Колос».

Задание 3.

Дать квалификацию преступным деяниям гражданина А и директора ТОО «Колос» - гражданина В .

Задание 4.

А и гражданина В .

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ .

Методические указания по выполнению практического занятия № 14

Тема 8.1. Преступления против общественной безопасности

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере общественной безопасности.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 205-227 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 205-227 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • конкретные составы преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям, предусмотренным статьями 205-227 УК РФ.

Задачи практической работы :

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания.

4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература:

методические указания,

2. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

3. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Каковы источники общественной безопасности?

  1. Понятие социальных источников опасности.
  2. Понятие общественного порядка.
  3. Дать характеристику субъективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 213 УК РФ – хулиганство.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А .19 лет, находясь в состоянии алкогольного опьянения на улице Ленина города М около кинотеатра, примерно в 20 часов 2.06.2005г. стал беспричинно приставать к отдыхающим гражданам. В ответ на это гражданин Б. стал требовать от А прекращения противоправных действий. А вытащил из своей одежды металлическую палку, стал нападать на незнакомого ему гражданина Б. в присутствии посторонних граждан, нанес один удар палкой в область плеча гражданина Б. , причинив ему телесные повреждения, повлекшие за собой вред здоровью средней тяжести, после чего с места преступления скрылся.

Задание 1.

Дать квалификацию противозаконным действиям гражданина А .

Задание 2.

Дать уголовно-правовую характеристику преступным деяниям гражданина А .

Фабула дела:

Гражданин А. 20.09.05г. в течение времени примерно с 8 часов до 18 часов в условиях домашней мастерской по месту своего жительства по адресу: с. Сергеевка передал газовый пистолет в руки для стрельбы боевыми патронами, который был обнаружен и изъят работниками прокуратуры. Согласно заключению эксперта пистолет, изъятый у гражданина А. , является огнестрельным оружием.

Задание 3.

Дать квалификацию преступным деяниям гражданина А .

Задание 4.

Дать уголовно-правовую характеристику преступного деяния гражданина А .

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ .

Преподаватель __________________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 15

Раздел 8. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Тема 8.2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на общественные отношения в сфере здоровья населения и общественной нравственности.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 228-245 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 228-245 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • конкретные составы преступлений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям, предусмотренным статьями 228-245 УК РФ.

Задачи практической работы :

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания.

4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература:

методические указания,

2. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

3. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Назвать признаки незаконного оборота наркотических веществ.
  1. Каковы критерии определения крупного размера наркотических веществ?
  1. Понятие проституции. Насильственные и ненасильственные способы вовлечения в проституцию.
  1. Дать понятия: организации притонов; содержание притонов.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А., 28 лет, находясь на стационарном лечении в горбольнице города Б в хирургическом отделении, тайно проник в склад на территории больницы, откуда совершил хищение медицинских препаратов, содержащих наркотические вещества, на сумму 5000 рублей, однако при выходе из склада был задержан работниками больницы, в связи с чем использовать похищенный препарат не смог.

На месте совершения ДТП в действиях следователя С . усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Задание 1.

Дать квалификацию преступным деяниям гражданина А .

Задание 2.

Дать уголовно-правовую характеристику преступным деяниям гражданина А .

Фабула дела:

Гражданин А. , 38 лет, в период с 1.06.05 по 2.06.05г. на окраине города Б. из своего ружья расстрелял 10 бродячих собак, заманивая их кормом к месту расстрела.

Задание 3.

Дать квалификацию преступным деяниям гражданина А .

.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ .

Преподаватель ____________________________Селиванов В.А.

Методические указания по выполнению практического занятия № 16

Раздел 9. Преступления против государственной власти

Тема 9.2. Преступления против государственной власти

Название практической работы:

Решение практических ситуаций, связанных с посягательством на государственную власть, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.

Учебная цель : формировать умения давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных ст. 285-293 УК РФ.

Учебные задачи:

1. научиться давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяний, предусмотренных статьями 285-293 УК РФ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Знать:

  • конкретные составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Уметь:

  • давать квалификацию и уголовно-правовую характеристику деяниям, предусмотренным ст. 285-293 УК РФ.

Задачи практической работы :

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить задания.

4. Оформить отчет.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература:

методические указания,

2. Нормативная литература:

-Уголовный кодекс РФ

-Конституция РФ

-Комментарий к УК РФ, копии приговоров суда 1-й инстанции

3. Технические средства обучения:

Компьютер, телевизор

Рабочая тетрадь (в клетку, в линейку или на печатной основе).

Ручка.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Дать характеристику объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
  1. Дать характеристику объективной стороны вышеуказанных преступлений.
  1. Дать характеристику субъективной стороны этих же преступлений.
  1. Дать характеристику должностного лица.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете.

Норма времени: 2 часа

Задания для практического занятия:

Фабула дела:

Гражданин А. с целью освобождения его от уголовной ответственности передал оперативному работнику милиции гражданину Б. деньги в сумме 10 тыс. рублей во время задержания его на месте совершения кражи 20.05.06г. примерно в 5 часов в складе зернотока ТОО «Мир». При этом гражданин Б. укрыл преступные действия гражданина А. от регистрации и проверки факта кражи, получив от гражданина А указанную сумму.

Задание 1.

Дать квалификацию преступных действий гражданина А. и гражданина Б .

Задание 2.

А .

Задание 3.

Дать уголовно-правовую характеристику преступных действий гражданина Б .

Фабула дела:

Работник государственного пожарного надзора гражданин А. 21.07.06г., согласно плана проведения проверки соблюдения правил пожарной безопасности объектов госучреждений, не в полном объеме проверил административное здание администрации города М . В своем предписании не указал на отсутствие средств пожаротушения в этом здании. В результате чего, при неосторожном обращении с огнем работников администрации, 22.07.06г. примерно в 17 часов в здании возник пожар, очаг которого невозможно было затушить в связи с отсутствием средств пожаротушения. В результате пожара часть здания и имущества сгорела, ущерб от пожара составил более 1 млн. рублей.

Задание 4.

Дать квалификацию деяний работника государственного пожарного надзора – гражданина А .

Задание 5.

Дать уголовно-правовую характеристику преступных деяний гражданина А .

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю по дисциплине Уголовное право в тетради для выполнения практических работ .

Преподаватель ___________________________________Селиванов В.А.

Список литературы

Нормативные правовые акты

. 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета, 25 декабря 1993.(О принятии поправок от 30.12.2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 №7 –ФКЗ).

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 01.11.91 г. (В., 1991, №52).

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г.

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8.01.97г.

5. Федеральный закон «О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 215.1» от 27.05.98 г.

  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25.06.98 г.

7.Закон РФ от 28.11.91 г. «О гражданстве РФ» в редакции Закона от 16.02.95 г. (В., 1992, №6; СЗ, 1995, №7).

  1. Закон РФ от 01.04.93 г. «О Государственной границе РФ» (В., 1993, № 17; СЗ, 1994, № 16; СЗ, 1996,№50;СЗ, 1997,№29;СЗ, 1998, №31).
  2. Закон РФ от 18.04.91 г. «О милиции» (В., 1991, № 16; В., 1993, № 10; В., 1993, № 32; СЗ, 1996, № 25 06.12.99 г.).
  3. Закон РФ от 02.07.92 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. Федерального закона от 21.07.98 (СЗ, 1998, №30).
  4. Постановления Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РФ:

- от 01.09.87 г. № 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» (БВ С, 1988
, №2); от 05.12.86 г. № 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» (БВС, 1987, №1; БВС 1994, № 3; БВС, 1997, № 1); от 29.04.96 г. № 1 «О судебном приговоре» (БВС, 1996, № 7); от 25.12.90 г. № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность», с изменениями от 21.12.93 г.; от 25.06.76 г. № 4 «О практике применения судами законодательства о борьбе с 1976, № 4; БВС, 1977, № 6; БВС, 1983

Основные источники

.

1.Уголовное право: учебник / И.А. Семенцова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  1. Сборник задач по уголовному праву России / Под ред. проф. Малкова В.П. - Казань, изд-во КГУ, 1994.

Дополнительная литература

  1. Рарог А.И. Проблемы субъективной стороны преступления. - М.: ВЮ" МЮИ, 2009.
  2. Клепицкий И.А. Банкротство как преступление в современном уголовном праве. - Государство и право, 1997, №9.
  3. Бородин СВ. Ответственность за убийство: квалификация и назначение по российскому праву. - М.: Юристъ, 2010

Информационные справочно – правовые системы:

«Консультант Плюс», «Гарант».


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Для студентов 3 – 4 курсов

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Робак В. А.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ

Уголовное право Российской Федерации является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Уголовное право - одна из фундаментальных и профилирующих дисциплин в вузах юридического профиля. Без глубокого и прочного знания уголовного права не может быть профессионально полноценного юриста. Это объясняется важной ролью уголовного права в регулировании и защите общественных правоотношений, его особым местом среди юридических дисциплин, органичным взаимодействием уголовного права с другими отраслями права – уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, судебной психиатрией и медициной, гражданским, предпринимательским, трудовым, административным правом. Уголовное право лежит в основе деятельности судебных и правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции и других. Уголовный закон защищает наиболее значимые для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее строгую реакцию со стороны государства. Поэтому знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права.

Глубокие знания уголовного права невозможны без обязательного сочетания приобретения определенных знаний на лекции с настойчивой подготовкой к практическим занятиям и преподаванием своего виденья (на основе соответствующих законов, практики их приложений и литературных источников) относительно решения того или другого вопроса, умения вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения на отмеченных занятиях.

Практическое занятие – одна из основных форм учебы при изучении курса уголовного права, его цель заключается в отработке навыков практического применения норм уголовного права для решения вопросов, которые возникают в процессе функционирования уголовного законодательства.

Целью практического занятия является:

Углубление, систематизация, закрепление знаний;

Развитие общей культуры речи;

Формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;

Аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).

На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и рассматриваются задачи, решение которых выносится на самостоятельную работу.

Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:

Предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;

Решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);

Разбор решения в аудитории.

При решении задач необходимо исходить с того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предусматриваются установленными и доказанными, а лица, которые фигурируют в фабуле задачи, информированы об этих обстоятельствах и, осознают их значение, если другое не оговорено в условии задачи.

Позитивное оценивание решения задачи имеет место если студент, не только правильно ответил на вопросы, которые относятся в задаче, но и юридически аргументировал свой ответ, с ссылкой на соответствующие нормы и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.

Решение задач по Особенной части уголовного права студент должен начать с характеристики всех признаков каждого элемента состава преступления, которые содержатся в законе или исходят из его содержания, и сравнить с обстоятельствами, отмеченными в задании. Например, нужно назвать объект преступления, описанного в законе, и характерные для него признаки (предмет преступления), и назвать объект и предмет посягательства, отмеченные в задании. Дальше следует назвать характерные признаки объективной стороны описанного в законе состава преступления (действие, бездеятельность, последствия, причинная связь, а в некоторых случаях еще и время, место, способ и обстановка совершения преступления), и сравнить их с наличием или отсутствием таких признаков в задании. Так же (сравнительным путем) устанавливаются субъективная сторона и субъект преступления, который анализируется.

Решение задач является отдельной формой изучения уголовного права. Она направлена преимущественно на овладение навыками относительно практики применения норм этой отрасли права. Такая практика, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть предмета уголовного права как учебной дисциплины в юридическом высшем учебном заведении.

Иногда содержание задачи требует решение более широкого круга вопросов: наличие признаков, по которым следует разграничивать смежные преступления, обоснование квалификации преступлений по их совокупности, определение роли каждого соучастника при общем совершении преступления или обстоятельств, которые имеют решающее значение при квалификации преступления (отягчающие обстоятельства, способ совершения преступления, размер причиненного вреда, и тому подобное).

Следовательно, основными целями решения задач по уголовному праву является:

1) приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с нормативным материалом уголовно-правового характера преимущественно в правоприменительной (практической) плоскости;

2) выработка умения давать собственную уголовно-правовую оценку конкретным жизненным ситуациям (фактическим обстоятельствам);

3) достижение надлежащего уровня обоснования собственной уголовно-правовой оценки фактических обстоятельств;

4) приближение учебных форм усвоения уголовного права к содержанию конкретных “уголовно-правовых элементов” соответствующих процессуальных документов реальных уголовных дел.

Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем доклада.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Общая трудоемкость Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля успеваемости
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практ. (семин.) Из них интерактив
Раздел 1. Особенная часть
6 семестр
1.1 Тема 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений - - -
1.2 Тема 2. Преступления против жизни и здоровья
1.3 Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.4 Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.5 Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина - -
1.6 Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних - -
1.7 Тема 7. Преступления против собственности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.8 Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.9 Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - -
Зачет
Итого за 6 семестр
7 семестр
1.10 Тема 10. Преступления против общественной безопасности Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.11 Тема 11. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности -
1.12 Тема 12. Экологические преступления - -
1.13 Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.14 Тема 14. Преступления в сфере компьютерной информации - -
1.15 Тема 15. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - -
1.16 Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.17 Тема 17. Преступления против правосудия - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.18 Тема 18. Преступления против порядка управления - Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
1.19 Тема 19. Преступления против военной службы - -
1.20 Тема 20. Преступления против мира и безопасности человечества - -
Экзамен
Итого за 7 семестр
Итого за учебный год

Учебный курс «Уголовное право России. Особенная часть» имеет органическую связь с предшествующим ему курсом «Общая часть уголовного права Российской Федерации». Поэтому студентам уже должны быть известны принципы уголовного права, общие понятия и категории уголовно-правовой науки, общие правила обоснования уголовной ответственности, назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительных мер медицинского характера.

В лекциях по особенной части уголовного права следует, опираясь на базовые уголовно-правовые категории, раскрывать содержание признаков конкретных составов преступлений, а также акцентировать внимание на категоризации анализируемых преступных посягательств с учетом положений, содержащихся в статье 15 УК РФ, и пределах уголовной ответственности (наказаний) за их совершение. При этом важно акцентировать внимание студентов на проблеме разграничения смежных составов преступлений и отграничения уголовно наказуемых деяний от непреступного поведения. В обязательном порядке необходимо осуществлять мониторинг информации об изменениях в действующем уголовном законодательстве, увязывать, теоретический материал с развивающейся практикой применения закона, источником которой, прежде всего, должны служить постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам.

Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, краткого пояснения цели, к которой должны стремиться студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы. В процессе обсуждения проблем темы следует стимулировать студентов к активному участию в дискуссии, при этом избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающими студентами. При проведении семинарского занятия полезен юридический анализ конкретных актов правоприменения. При этом целесообразно предложить студентам самостоятельно подбирать практический материал для иллюстрации соответствующих теоретических положений, используя, например, журнал «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». Для самостоятельной работы студентов в целях овладения ими основами квалификации преступлений, уяснения отличительных характеристик составов преступлений предлагается решение задач. Суть задачи состоит в даче студентам обоснованной уголовно-правовой оценки отдельно взятой жизненной ситуации, содержащейся в сборнике задач или предложенной преподавателем.

Одной из форм контроля за самостоятельной работой студентов являются консультации преподавателя кафедры уголовного права и криминологии, проводимые еженедельно. В ходе проведения самостоятельной работы студентов преподавателем могут быть предложены для изучения и конспектирования научные статьи выдающихся ученых-юристов, рекомендованы темы докладов и научных сообщений для выступления на семинарском занятии, студенческом кружке по уголовному праву, научной конференции студентов.

В процессе принятия зачета преподаватель должен не только проверить наличие суммы знаний и способность студента правильно их применять, умение анализировать усвоенные определения правовых понятий и категорий, аргументировано отстаивать собственную позицию, но и оценить качество полученных студентом знаний с тем, чтобы при необходимости скорректировать свой способ изложения материала на лекциях в следующем семестре.

На предэкзаменационной консультации экзаменатор должен рекомендовать студентам предпочтительную учебную, научную, справочную литературу, а также разъяснить, каким образом строить ответ на экзамене, чем руководствоваться при отборе информации по экзаменационным вопросам, как пользоваться программой курса, которая в обязательном порядке должна быть на экзамене. Оценивая знания студента, экзаменатор должен проявлять объективность, принципиальность, справедливость и одновременно доброжелательность, уважение к аргументированному мнению экзаменуемого, стимулировать желание студента к творческой работе.


Похожая информация:

  1. Agrave; КС РФ фактически признал доминирование публично-правовых критериев в регулировании отношений с государственной собственностью