Какой властью наделена государственная дума. II созыв Государственной Думы. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы

Российская государственная Дума начала свою деятельность в современной российской истории в декабре 1993 года. Она представляет собой нижнюю палату парламента. Представители входящие в состав думы избираются сроком на 4 года. Но в случае досрочного роспуска их полномочия могут быть прекращены досрочно.

Процесс голосования и полномочия

Для принятия каких-либо законов и постановлений, депутаты проводят голосование. Чтобы постановление было принято, за него должно проголосовать большая часть присутствующих, около 300 человек. В некоторых случаях, для принятия постановления или же закона необходим кворум.

Государственная дума наделена полномочиями принятия поправок к статьям Конституции и российских законодательных актов. Кроме того, она способно преодолеть наложенное Президентом или Советом Федерации , дает свое согласие на внесение новых поправок в конституцию, а также одобряет принятие новых законов или же внесение изменений в старые.

Государственная Дума способна решать такие кадровые вопросы:

  • Вынесение своего согласия на решение президента о назначении председателя правительства;
  • Отстранение от занимаемой должности президента;
  • Выражение своего доверия или недоверия правительству;
  • Утверждение или освобождение от должности руководителя счетной палаты;
  • Утверждение или освобождение от должности руководителя российского центрального банка;
  • Утверждение или освобождение от должности представителей входящих в российскую центрально избирательную комиссию;
  • Утверждение или освобождение от должности уполномоченного по правам человека;
  • Утверждение или освобождение от должности своих доверенных лиц в составе совета федерации.

Кроме того, государственная дума обладает правом поддерживать или отклонять решение президента об амнистии и создавать временные органы для проверки деятельности российского центрального банка.

История возникновения Государственной думы

В Российской Империи этот государственный орган был создан в 1906 году. Основным фактором создания думы являлось изменение конституционного строя в стране. Произошел переход от полной власти Императора к конституционной монархии.

За год до этого был принят закон о гражданских свободах и учреждения государственной думы, власть которой ограничивала монархическую. Также был создан двухпалатный парламент. Согласно новым нормам законодательства император, совместно с государственным советом и думой, осуществлял управление страной. Однако, ни дума не совет не имели права самостоятельного утверждения принятых ими законодательных актов и постановлений. Их должен был утверждать император.

Выборы в государственную думу Российской Империи

Так как в Российской Империи возникло большое число политических партий то было принято решение о порядке проведения выборов в состав государственной думы. К наиболее значимым партиям относились – радикальная и умеренно-прогрессистская партия, РСДРП, партия конституционных демократов, торгово-промышленный союз и другие партии.

Избирательным правом наделялись все граждане Российской Империи мужского пола, которым исполнилось 25 лет. Однако это право не распространялось на такие категории населения как студенты, солдаты и паденные рабочие.

Выборы проводились собраниями имевшимися во всех российских губерниях и больших городах. Представители этих собраний выбирались куриями в состав которых входили жители городов, землевладельцы, рабочие и крестьяне.

Крупные землевладельцы имеющие большие земельные наделы голосовали самостоятельно, мелкие же, избирали своего представителя который имел право голоса.

Процесс выборов для крестьян был разделен на 4 ступени. Первым делом они избирали волостной сход, далее- уездный съезд, после – представителей от уездного съезда и лишь потом – выборщиком в избирательное собрание от губернии.

Для рабочих утверждался вначале выбор своих представителей для уездного съезда, а после этого для собрания избирателей в большом городе или губернии.

Полномочия

Государственная дума Российской Империи была наделена полномочиями по разработки и внесению законодательных актов, решения вопросов касающихся строительства железных дорог, утверждения бюджета и создания различных акционерных обществ.

Состав думы был наделен полномочиями сроком на 5 лет. Деятельность депутатов контролировалась избирателями и они могли быть отстранены решением Сената. Могла дума быть распущена и досрочно. Для этого требовалось решение Императора. В состав думы для принятия каких-либо законодательных актов могли входить государственный совет, министры и депутатские комиссии.

Вместе с созданием государственной думы, были проведены изменения и с Государственным советом. Он превратился в верхнюю палату, которая была наделена такими же полномочиями как и дума. После принятия думой законов они поступали на утверждение в Государственный совет. Если он их утверждал, то они отправлялись на подпись к Императору. В составе Совета были как представители выбранные избирателями, так и назначенные распоряжением императора.

К избирательному составу Совета относились представители от академии наук, духовенства, дворянских и земских собраний, крупные промышленники и торговцы. В состав Совета который назначался решением Императора входили высшие государственные сановники. Все они могли одновременно входить не только в Совет, но и в Думу.

Прекращение деятельности

В начале Первой мировой войны в российском правительстве и Думе произошло небывалое единение. Однако, поражения российских войск быстро внесли раскол. Все больше стало критических высказываний по поводу действий как правительства, так и самого Императора. Проводилась частая смены различных министров.

В Думе был создан прогрессивный блок, в состав которого вошло большая часть депутатов. Основными их требованиями было проведение множества реформ и освобождение политических заключенных.

Все это продолжалось вплоть до начала 1917 года, когда Император, своим указом, распустил государственную думу. Однако, депутатами был создан временный комитет, который в будущем стал своеобразной основой для учреждения временного правительства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Г. по настоящее время.

Государственная дума Российской империи была впервые созвана в г., во время революции. Первым шагом к созданию Думы стал указ от 18 февраля г., которым были легализованы политическая агитация и политические партии. 6 августа г. император Николай II Александрович подписал манифест об учреждении Государственной думы, которую предполагалось наделить законосовещательными полномочиями. Но из-за бойкота выборов со стороны революционных кругов и сочувствующей им либеральной общественности положения манифеста не были реализованы. Путь к созыву Государственной думы, наделенной уже законодательной властью, был открыт изданием манифеста от 17 октября г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Председатель Совета министров С. Ю. Витте убедил Николая II подписать этот акт, призванный способствовать «прекращению сей неслыханной смуты» . Манифест провозглашал предоставление подданным политических свобод и созыв Государственной думы с более расширенным по сравнению с манифестом от 6 августа электоратом. Никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой. 11 декабря г. был опубликован указ об изменении «Положения о выборах в Государственную думу», изданного в августе. В порядок избрания депутатов вносились заметные коррективы, расширявшие состав электората. Выборы оставались цензовыми, многоступенчатыми и куриальными, но к прежним куриям - землевладельческой, городской и крестьянской - добавлялась рабочая, значительно увеличивалось число городских избирателей. Полномочия Государственной думы были обобщены в акте от 20 февраля г. «Учреждение Государственной думы». Она обладала законодательной инициативой, но не имела права возбуждать вопрос об изменении «Основных государственных законов», которыми определялся государственный строй Российской империи. Законодательными полномочиями был наделен и Государственный совет, который ранее действовал в качестве законосовещательного учреждения. 23 апреля г. была издана новая редакция «Основных законов». Согласно статье 7, император должен был осуществлять законодательную власть в единении с Государственной думой и Государственным советом. В статье 4 утверждалось: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть» , из формулировки прежней редакции «Основных законов» было исключено понятие неограниченной власти.

С точки зрения теории конституционного права, отождествляющего самодержавие с абсолютизмом, предполагающим нераздельную полноту обладания законодательной властью, «Основные законы» в их новой редакции содержали внутреннее противоречие. Наделение палат законодательными полномочиями сообщало государственному строю России черты конституционной монархии, но сохранение самодержавного правления не соответствовало их основным принципам. Теоретики государственного права признавали, что с изданием манифеста от 17 октября г. Россия фактически стала конституционной монархией, и с этого времени самодержавие, упоминаемое в «Основных законах», приобрело значение суверенитета, а не абсолютной власти.

  • I Государственная дума (апрель - июль г.)
  • II Государственная дума (февраль - июнь г.)
  • III Государственная дума (ноябрь г. - июнь г.)
  • IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. - октябрь г.)
  • Государственная дума Российской Федерации (с г.)

Литература

  • Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1–4. СПб., 1906–1914. Пг., 1915–1917;
  • Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907–1914. Пг., 1915–1916;
  • Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.;
  • Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905–1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.;
  • Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994;
  • Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986;
  • Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990;
  • Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906–1911. М., 1991;
  • Рос. законодательство X–XX вв. М., 1994. Т. 9;
  • Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995;
  • Гос. дума, 1906–1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.;
  • Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906–1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998;
  • Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906–1917: Дневник и восп. М., 2001;
  • Столыпин П. А. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1.
  • Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905;
  • Восторгов И. И., свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906;
  • он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911;
  • Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1–4: Портреты и биографии. М., 1906–1913;
  • Васильев Н. П. II Дума. М., 1907;
  • Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909;
  • Богданович С. Н., свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911;
  • Сендерко М., свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912;
  • Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913;
  • Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913;
  • Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе // ИЗ. 1981. № 106. С. 302–322;
  • Гос. Дума в России (1906–1917 гг.): Обзор. М., 1995;
  • Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. Ì., 1996;
  • Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906–1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998;
  • Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906–1917). Каз., 1999;
  • Кудрина Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003;
  • Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит // ИЗ. 2001. № 122. С. 240–250;
  • Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002;
  • Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х–1918 гг.). М., 2002. С. 343–390;
  • Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004;
  • Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23).
  • РГИА. Ф. 1278.

Источники

  • Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197

Депутатский состав Думы был следующим. Всего в Государственную Думу II созыва было избрано 518 депутатов. Из них: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом.

Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Таким образом, несмотря на террор, на различные ухищрения и злоупотребления властей во время выборов, II Государственная Дума оказалась ещё более левой, более оппозиционной царскому правительству, чем предыдущая.

За год до начала работы Государственной Думы II созыва, то есть 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, которое было призвано реализовать обещания, данные в манифесте 17 октября. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором.

Кроме того, Дума была наделена полномочиями рассматривать бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Но, следует отметить, что почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы.

Дума заслушивала отчет о постройке государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний, если при этом требовалось изъятие из общего законодательства.

Как и раньше, устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов.

Важнейшим вопросом, который обсуждался как первой, так и второй Государственной Думой, был аграрный.

Следует отметить, что депутаты от партии кадетов продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

На повестке дня Думы стояли также законопроекты об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др.

При этом из этих проектов был принят только один - об отмене смертной казни (но он был отклонен Государственным Советом, который по Указу "О переустройстве учреждения Государственного Совета" от 20 февраля 1906 г. был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

Отметим, что ст.87 Основных законов ограничивала законодательные права Государственной Думы, предоставив императору право в период прекращения заседаний Думы, а продолжительность заседаний Думы и сроки перерывов определялись императором, издавать чрезвычайные указы, имевших силу законов.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот). Император после роспуска Государственной Думы второго созыва, издал новый избирательный закон по выборам в неё.

Издание такого закона являлось грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым император не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в основные государственные законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу.

Надо сказать, что новое Положение о выборах серьезно сокращало представительство крестьян в Думе. Причем общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в два раза.

Кроме того, представительство от рабочих было ограничено ещё больше чем от крестьян. Существенные изменения были внесены в порядок выборов и от городской курии. Теперь она была разделена на два разряда - крупная буржуазия и мелкая буржуазия. При этом значительно выросло число выборщиков от землевладельческой курии. Она получила самое большое число выборщиков - 49 %.

Заметим, что данным законом было сокращено представительство от национальных окраин.

По новому избирательному закону прошли выборы в Государственную Думу третьего и четвертого созыва (1907 и 1912 гг.) История государства и права России/под ред. Ю.П. Титова. М.: Былина, 1997.С. 255. .

«Революционный процесс в начале ХХ в.»

Изучение феномена революционного процесса в России студенту важно начать с определения причин первой русской революции. Что послужило поводом для ее возникновения? Какие противоречия существовали в российском обществе? Какое событие стало катализатором революции 1905–1907 гг.? Обозначьте этапы революционного движения и его кульминацию. Какой характер носила первая русская революция? Опираясь на текст документа «Из петиции рабочих и жителей Петербурга (9 января 1905 г.)» (1) , скажите, в чем состояли основные требования петиции рабочих и жителей Петербурга царю Николаю II? Как они их аргументировали? Почему власти встретили мирную манифестацию пулями?

Нарастание революции заставило правительство пойти на уступки. Какие права были дарованы подданным Российской империи Манифестом 17 октября 1905 г. (2) ? Изменилась ли политическая жизнь в России после Манифеста? Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права? Какими правами была наделена Государственная Дума и сравните их с полномочиями императора.

В процессе подготовки на первый вопрос студенту стоит уяснить, что Манифест 17 октября 1905 г. послужил легализации нескольких десятков политических партий. На какие основные группировки, течения можно их подразделить? Обсудите содержания партийных программ, обратив особое внимание на идеал государственного устройства, методы переустройства общества, отношение к самодержавию, аграрному вопросу. Сделайте вывод об их различиях (3–7) . Почему правительство пошло на роспуск I и II Государственных Дум и изменение избирательных законов? При ответе используйте материалы собственной таблицы «Правые, центристские и левые партии России в начале ХХ в.». В конце обсуждения первого вопроса важно определить итоги и значение первой русской революции.

Выявление причин, породивших февральскую революцию 1917 г., приведут студента к ответам на следующие вопросы. Как Россия за несколько дней стала самой демократической страной мира? Чем завершилась вторая в истории России революция? Каковы были ее характер и особенности? Какие задачи она решила? Почему результаты революции февраля 1917 г. привели к размежеванию политических сил, и какие пути развития России они выявили?

Внимание студентов следует обратить на текст Декларации Временного правительства (8) . Проанализируйте его и дайте общую оценку политической программы правительства. Какие политические свободы провозглашались в этой Декларации? Как решались вопросы о гражданских правах, об отмене сословий и национальном равноправии? Как в документе предлагалось решить вопрос о государственном устройстве, конституции, выборах? Какое значение имело требование о созыве Учредительного собрания? Предлагала ли Декларация конкретные решения вопросов о мире, земле, форме правления? Почему в ней был включен пункт о невыводе и неразоружении войск Петроградского гарнизона, «принимавших участие в революционном движении»? Как это обещание правительства могло повлиять на ситуацию в столице? В. И. Ленин называл Россию весной 1917 г. одной из самых свободных стран. Подтверждает ли эту оценку текст Декларации? Какие возможности дальнейшего развития страны открывал это документ?

На основании фрагментов из «Апрельских тезисов» В. И. Ленина (9–10) проанализируйте тактику большевиков весной и летом 1917 г. Как В. И. Ленин охарактеризовал своеобразие текущего момента в России? Объясните, почему В. И. Ленин считал законченным первый этап революции и возможным переход к социалистической революции?

Для того чтобы обозначить альтернативы развития страны, студенту необходимо изучить и дать анализ мероприятиям Временного правительства, Петроградского Совета, А. Ф. Керенского, Л. Г. Корнилова? В чем их различия? Почему политические кризисы, разразившиеся в апреле, июле и августе 1917 г. повлияли на авторитет Временного правительства? Послужила ли февральская революция на возникновение такого своеобразного общественного движения, как анархизм? Каковы его основные идеи?

Анализ революционного процесса в октябре 1917 г. важно начать с характеристики положения России к осени 1917 г., обозначения проблем и противоречий, которые приобретали наибольшую остроту. Следует уяснить, почему партия большевиков стала единственной партией, укрепившей свое влияние в условиях углубляющегося кризиса. Чем была вызвана популярность лозунгов большевиков?

При подготовке к третьему вопросу следует также рассмотреть ход вооруженного восстания в Петрограде 24–26 октября 1917 г. Для определения его роли и значения студенту необходимо помнить, что оценка произошедших в октябре 1917 г. в России событий неоднократно пересматривалась в историографии. Безусловно, по форме это был переворот, приведший к власти партию большевиков, РСДРП (б). Однако поддержка II съезда Советов придала новой власти законность, тем более что в его решениях она характеризовалась как временная, существующая до созыва Учредительного собрания и утверждения им новой Конституции.

Необходимо отметить, что во время изучения темы «Революционный процесс России в начале ХХ в.» важно обратиться к документам и материалам эпохи революций и гражданской войны, которые помогут студенту преодолеть однозначность, односторонность трактовок и оценок основных событий, процессов. По многим вопросам в пособии приводятся документы, содержащие различные точки зрения на одно и то же событие. Существенное место занимают документы, характеризующие позиции эсеров, меньшевиков, кадетов и других партий по важнейшим вопросам и событиям, определившее остроту политических столкновений в эти годы. Источники демонстрируют не только реальность диктатуры пролетариата или военной диктатуры, но и возможность либерально-демократической альтернативы. Документальные материалы подтверждают, что революция в октябре 1917 г. стала возможной в результате резкого обострения различных спектров противоречий: между городом и деревней, центром и окраиной, государством и личностью, русскими и «инородцами», помещиками и крестьянами, продолжающей политикой войны и общенародным стремлением к миру.

Используя текст документов (11–14) , дайте анализ первым преобразованиям нового правительства. Выскажите свою точку зрения о возможных перспективах политики большевиков. Как они намеревались решить наиболее сложные вопросы?

Во второй части занятия подводятся итоги революционного процесса начала ХХ в., дается компаративный анализ характеру и особенностям революций в России. Проследите возможные альтернативы разрешения противоречий в стране и дайте оценку масштабу борьбы общественных сил за выбор пути дальнейшего развития. Какие альтернативы были реальны? После прихода большевиков к власти были ли до конца исчерпаны все альтернативы?

Историю установления советской власти, внутренней и внешней политики правительства большевиков следует рассматривать в контексте документов (11–14) , раскрывающих большевистские представления об однопартийном характере диктатуры пролетариата, о неизбежности быстрой победы мировой социалистической революции, о праве советской власти на «экспорт революции». О чем свидетельствуют данные документальные материалы? Появляются ли первые нарушения прав человека? Принципы какой экономической системы и идеологии воплощаются в этих текстах?

В заключительной части семинара важно определить значении Октябрьской революции, проанализировав фрагменты высказываний ее современников (В. Ленина, Л. Троцкого, А. Богданова, Р. Люксембург, М. Горького и др.) (15–19) . Сравните позиции авторов. Чем Вы объясняете такой «разброс» мнений и оценок одного и того же периода и главного события года? Чьи позиции Вам покажутся более точными и объективными? Как последующая история советской страны за три четверти века подтвердила (или опровергла) оценки и прогнозы, содержащиеся в приводимых Вами документах? Приведите конкретные факты, подтверждающие Ваши рассуждения.

Тема 2. Россия нэповская (1921–1929 гг.)

Цель : изучить новую экономическую политику в эпицентре политической борьбы.

Задачи :

· обозначить причины введения новой экономической политики;

· определить цели, принципы нэпа;

· охарактеризовать содержание и методы проведения новой экономической политики;

· сравнить политику военного коммунизма и нэпа;

· обсудить причины свертывания новой экономической политики;

· рассмотреть предпосылки объединения советских республик;

· проследить механизм взаимодействия между центром и союзными республиками;

· сформировать представление о внутрипартийной борьбе за власть в СССР;

· определить истоки сталинизма.

Вопросы для обсуждения:

1. Новая экономическая политика: цели, принципы, содержание.

2. Создание СССР.

3. Внутрипартийная борьба и истоки сталинизма.