Законность правовой основы местного самоуправления. Понятие правовой основы местного самоуправления. Понятие правовой основы местного самоуправления

– имеет только определенное направление, т.е. предоставляется одним предприятием другому, связанному с первым технологической цепочкой. В обратном направлении коммерческий кредит невозможен.
В настоящее время фирмы активно используют форму реализации своей продукции – продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях. Также отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая и как кредиторы и как заемщики.

Каковы отличительные особенности коммерческого и банковского кредитов?

Объем коммерческого кредита увеличивается с ростом производства и товарооборота и сокращается с их уменьшением. Предложение и спрос на него возрастает в периоды промышленного подъема и уменьшается во время кризисов. Под влиянием кризисов производство и реализация товара сокращается, а спрос на банковский кредит для уплаты долгов возрастает. В период оживления и подъема увеличивается спрос на банковские ссуды.
Сфера использования банковского кредита несколько шире: коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, а банковский кредит – и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.
Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок.
Более наглядно отличие банковского кредита от коммерческого кредита можно увидеть в представленной ниже таблице.

В чем особенность потребительского кредита?

Потребительская форма кредита используется для кредитовании физических лиц в товарной или денежной формах. Потребительский кредит сочетает в себе черты коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели).
В данном случае кредиторами являются предприниматели при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования (техники, мебели, холодильников, автомашин, различных услуг и др.), и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению для приобретения недвижимости (квартир, земли), оплаты дорогостоящего медицинского обслуживания и т.п.
Механизм погашения кредита осуществляется следующим образом: банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары или оказанные услуги, а покупатель постепенно погашает ссуду в банк.. Потребительский кредит может выдаваться на срок до 3 лет.
Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос.

Каковы особенности государственного кредита?

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Выступая кредитором, государство через Центральный Банк или казначейскую систему производит кредитование:
1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;
2) коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Отличительная особенность государственного кредита в том, что государство в лице его органов власти различных уровней участвует в кредитных отношениях в качестве кредитора или заемщика.
Государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений. Государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности.
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. В основном они формируются за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций, не предназначенных для текущего потребления. Иногда источником государственного кредита могут быть средства, предназначенные для текущего потребления, когда физические и юридические лица сознательно ограничивают текущие потребности.
В нынешних условиях привлечение сбережений населения и юридических лиц путем распространения государственных бумаг позволяет покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. Средства, взятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме общегосударственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета.
В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

В чем особенности международного кредита?

Отличительным признаком данной формы кредита является принадлежность одного из участников к другой стране, но сам состав участников кредитной сделки не меняется, в кредитные отношения вступают те же субъекты – банки, предприятия, государство и население.
Международный кредит можно классифицировать по нескольким базовым признакам:


Международный кредит играет двоякую роль в экономике страны. Положительную – стимулируя ускорение развития производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую деятельность, и отрицательную – обостряя противоречия рыночной экономики, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.
Россия хотя и предоставляет кредиты иностранным субъектам, однако в большей степени выступает заемщиком, нежели кредитором.

Какие еще существуют формы кредита?

В отдельных случаях используются и другие формы кредита, такие как:
1) прямая форма кредита, т.е. ссуда выдается непосредственно ее пользователю. В данном случае пользоваться полученной ссудой может только тот, кто эту ссуду получил;
2) косвенная форма кредита. В данном случае ссуда берется для кредитования других субъектов. Например, если торговая организация получает ссуду в банке не только для приобретения и продажи товаров, но и для кредитования граждан под товары с рассрочкой платежа. Косвенным потребителем банковского кредита являются также граждане, оформившие ссуду от торговой организации на покупку товаров в кредит;
3) явная форма кредита , т.е. кредит выдается под заранее оговоренные цели;
4) скрытая форма кредита возникает, если ссуда использована на цели, не предусмотренные взаимными обязательствами сторон;
5) новая форма кредита , например лизинговый кредит. Объектом обеспечения становятся не только традиционное недвижимое имущество, но и современные виды техники, новые товары, являющиеся признаком современной жизни (автомобили, яхты, дорогостоящая видеоаппаратура, компьютеры);
6) развитая и неразвитая формы кредита характеризуют степень его развития. В этом смысле ломбардный кредит называют устаревшим кредитом, не соответствующим современному уровню отношений. Но все-таки несмотря на это, данный кредит применяется в современном обществе.

Какие бывают виды кредита?

Каждая форма кредита имеет большое количество видов. Вид кредита – это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране есть свои особенности. В России кредиты классифицируются в зависимости от:
1) стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом;
2) отраслевой направленности;
3) объектов кредитования;
4) его обеспеченности;
5) срочности кредитования;
6) платности и др.

По объектам кредитования различают кредит, использующийся для приобретения различных товаров, кредит для осуществления различных производственных затрат. Объект кредитования может иметь материально-вещественную форму и не иметь таковой.
Ссуда довольно часто берется под разрыв в платежном обороте, когда у предприятия временно отсутствуют свободные денежные средства, но возникают обязательства по разнообразным видам текущих платежей. Это могут быть потребности, связанные с необходимостью платежей по выплате заработной платы персоналу предприятия, различных налогов в федеральный или местный бюджеты, по взносам по страхованию имущества и пр. В этом случае кредит покрывает недостаток денежных средств или разрыв в платежном обороте.
Прямое обеспечение содержат, например, ссуды, выданные под конкретный материальный объект, на покупку конкретных видов товарно-материальных ценностей.
Косвенное обеспечение могут иметь, например, ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте. Хотя ссуда и выдается на покрытие платежных обязательств заемщика, прямой оплаты товарно-материальных ценностей, которые прямо противостояли бы кредиту, может не быть, однако проявляется косвенное материальное обеспечение в форме товарных запасов, созданных за счет собственных денежных источников.
Полное обеспечение имеется в том случае, если размер обеспечения равен или выше размера предоставляемого кредита.
Неполное обеспечение возникает тогда, когда его стоимость меньше размера кредита.
Краткосрочные ссуды обслуживают текущие потребности заемщика, связанные с движением оборотного капитала. Срок возврата таких ссуд не выходит за пределы одного года.
Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают долговременные потребности, обусловленные необходимостью модернизации производства, осуществления капитальных затрат по расширению производства. В России к среднесрочным ссудам относили ссуды со сроком погашения от шести до двенадцати месяцев, к долгосрочным – кредиты, срок оплаты которых выходил за пределы года.
Платный кредит подразумевает плату за пользование кредитными ресурсами в виде ссудного процента.
Бесплатный кредит выдается в очень ограниченных размерах. По окончании срока кредитования необходимо вернуть только сумму полученного кредита без процентов. Такой вид кредита применяется при кредитовании сотрудников банка, при личных дружеских формах кредита и др.

РАЗДЕЛ 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Коммерческое кредитование

Зачем предприятиям нужен кредит?

Использовать кредит в деятельности своего предприятия удобно и выгодно. Кредит помогает сделать шаг вперед, вывести предприятие на новый виток развития. Кредит дает возможность развивать свое дело.
Далеко не все предприниматели используют кредит в своей деятельности. Многие рассчитывают только на себя и проявляют осторожность в отношениях с кредиторами. Это лишает их возможности осуществить планы по расширению своего предприятия, в своей деятельности они обходятся только собственными средствами.
Однако в последнее время предприниматели все чаще и чаще обращаются в банки за получением кредита. Отношение предпринимателей к получению банковского кредита быстро меняется, когда они видят успех предприятий, воспользовавшихся банковским кредитом. Узнав о преимуществах кредитования, они тоже обращаются в банк. И такое происходит все чаще.
Другая категория заемщиков – те, кто берет кредиты, у кредиторов, не имеющих официальной лицензии. Однако, за это приходится платить до 5% в месяц в валюте.
Только получение кредита в банке гарантирует вашему бизнесу безопасность и конфиденциальность. Банк станет вашим надежным партнером и квалифицированным консультантом.
Чтобы стать успешным бизнесменом нужно уметь выбирать надежных партнеров и пытаться так использовать возможности рынка услуг, чтобы от этого ваш бизнес только выиграл. Банковские кредиты – современная и удобная услуга, доступная каждому юридическому лицу.

Какие требования к заемщику предъявляет банк в рамках кредитования предприятий?

Для удобства отобразим эти требования в таблице.

Как осуществляется кредитование юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица?

Банк предоставляет кредиты юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на осуществление капитальных вложений и пополнение оборотных средств на:
1) приобретение сырья и материалов;
2) расчеты с кредиторами;
3) выплату заработной платы работникам и т.д.

Каковы условия предоставления кредита?

Процентная ставка по кредиту устанавливается на основании действующих в банках тарифов. Порядок погашения кредита определяется банками по согласованию с заемщиком. Проценты обычно уплачиваются ежемесячно и начисляются на остаток непогашенной части кредита.
Максимальный размер кредита определяется на основании оценки платежеспособности заемщика, ликвидности представленного обеспечения возврата кредита, а также с учетом благонадежности заемщика. Условием выдачи Банком кредита является предоставление заемщиком обеспечения возврата кредита и уплаты процентов.
Банком рассматриваются следующие виды обеспечения:
– поручительства платежеспособных юридических лиц (гарантии кредитных организаций);
– поручительства платежеспособных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
– залог имущества (в том числе товаров в обороте, имущественных прав и т.д.).

Как производится кредитование под залог ценных бумаг?

В таблице приведены примерные параметры кредитования под залог ценных бумаг.

Погашение задолженности: погашение основного долга в конце срока действия кредитного договора, погашение процентов – ежемесячно.

Что такое малые кредиты?

Некоторые банки предлагают такой вид кредита как малые кредиты. Малые кредиты – это кредиты от 10 000 до 150 000 долл. США. Эти значения устанавливаются в зависимости от решения банка. В виде исключения повторные заемщики по такому кредиту могут получать кредиты и на большую сумму. Чаще всего заемщиками являются производственные предприятия и предприятия сферы услуг, которые находятся в процессе расширения или обновления оборудования или им необходимы средства для закупки крупной партии сырья. Предприятия торговли могут использовать такие кредиты только для финансирования проектов, связанных с капитальными вложениями, например: приобретение оборудования, приобретение недвижимости, ремонт торгового помещения.
Обычно, малые кредиты выдаются на срок до двух лет , однако, могут рассматриваться сроки до трех лет . Кроме того, если для осуществления проекта вся сумма кредита требуется не сразу, то кредит может быть выдан частями – до 3-х траншей.
Погашение кредитов осуществляется равными долями ежемесячно . Возможен гибкий график погашения, при этом может предоставляться отсрочка по сумме основного долга до одного квартала, или могут быть предусмотрены неравные суммы платежей, если процесс производства на предприятии носит сезонный характер.
Также предусмотрен гибкий подход к обеспечению залогом. В качестве обеспечения принимается имущество, принадлежащее предприятию, руководителям предприятия или третьим лицам. Возможно оформление в залог имущества, приобретаемого на кредитные средства.

Каковы параметры отбора потенциальных заемщиков?

Потенциальные заемщики определяются исходя из следующих параметров.
Сферы деятельности и цели кредитования. Кредит может предоставляться предприятиям, занимающимся предпринимательской деятельностью в сфере производства товаров и услуг и торговли, на пополнение оборотного капитала и приобретение основных средств.
Форма собственности предприятия. Не менее 51 % капитала предприятия должно быть в частной собственности и принадлежать российским гражданам или российским коммерческим предприятиям.
Продолжительность существования бизнеса. Предприятие должно существовать не менее года. В зависимости от вида предпринимательской деятельности этот срок может варьироваться.
Ограничения.
Кредит не могут получить предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:
– производство табачных изделий
– производство крепких спиртных напитков;
– производство и торговля оружием и другими изделиями военного назначения;
– содержание казино;
– валютные спекуляции;
– инвестиции во все виды ценных бумаг;
– деятельность, создающая угрозу для окружающей среды.
Все проекты обязаны соответствовать действующим нормам федерального законодательства по охране окружающей среды и постановлениям муниципальных органов, регулирующих экологические нормы.

2. Организация кредитования хозяйствующих субъектов

Какие этапы включает процесс кредитования?

Процесс кредитования организаций и предприятий разделяют на несколько этапов:
1) рассмотрение кредитной заявки на получение кредита;
2) оценка кредитного риска и кредитоспособности заемщика;
3) выбор обеспечения кредита;
4) принятие решения о целесообразности выдачи кредита и его условиях;
5) оформление кредитного договора или кредитного обязательства и выдача кредита;
6) контроль за выполнением условий договора и погашением кредита (дебиторской задолженности);
7) окончательное погашение кредита.

Что такое кредитная заявка?

Инициатором получения кредита является заемщик, поэтому он заполняет заявку на получение кредита и предоставляет необходимые документы. Потенциальный заемщик, обращаясь в банк за получением кредита предоставляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемом кредите:
– цель кредита;
– сумма и валюта кредита;
– вид и срок кредита;
– порядок погашения и уплаты процентов;
– предлагаемое обеспечение.
Также банк требует, чтобы к кредитной заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставления кредита и объясняющие причины обращения в банк. Чаще всего представляют следующие документы:
1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;
2) финансовый отчет , включающий баланс и отчет о прибылях и убытках за последние 2-3 года. Баланс показывает структуру активов, обязательств и капитала хозяйства. В отчете о прибылях и убытках содержатся подробные сведения о доходах и расходах предприятия, размере и распределении чистой прибыли;
3) отчет о движении денежных средств . Этот отчет показывает направления использования ресурсов предприятия, времени и размера высвобождения денежных средств и образования потребности в дополнительном финансировании. Он основан на сопоставлении балансов предприятия за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет показывает картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.;
4) промежуточные (квартальные) финансовые отчеты . Они позволяют более подробно проанализировать финансовое положение предприятия, отражают динамику увеличения или уменьшения ее потребности в ресурсах в течение года, ежеквартально или ежемесячно;
5) банковские справки и справка из налоговой инспекции . Банковские справки необходимы для анализа кредиторской задолженности клиента и используемого обеспечения, с тем чтобы точнее определить возможности кредитования заемщика и оценить общий уровень кредитного риска. Справка из налоговой инспекции должна свидетельствовать об отсутствии задолженности по налогам;
6) бизнес-план . Он должен подтверждать не просто о серьезных намерениях клиента, но и указать на источники погашения кредита и уплаты процентов. По качеству бизнес-плана можно судить о характере бизнеса клиента и наличии реальных перспектив его развития. Многие кредитные заявки связаны с финансированием новых предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях будущей деятельности и методах ее осуществления;
7) прогноз финансирования . Он содержит оценки будущих продаж, дебиторской задолженности, расходов, издержек производства продукции, потребности в денежной наличности, оборачиваемости запасов, капиталовложениях и т.д. такие показатели формируют оценочный баланс, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам);
8) данные внутреннего оперативного учета . Составление баланса требует затрат времени. Однако кредитору могут потребоваться данные оперативного учета заемщика, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.
Заявка вместе с документами поступает к работнику кредитного отдела, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущем заемщиком. Беседа позволяет не только выяснить детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, оценить профессиональную подготовку руководящего состава предприятия, обоснованность оценок положения и перспектив развития хозяйства.
Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты всех бесед с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих стандартный набор вопросов.

Примерный образец отчета о результатах беседы служащего банка с возможным заемщиком

Этот отчет корректируется и дополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Из отчетов кредитный инспектор узнает информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личная встреча. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении.
После изучения кредитной заявки и сопроводительных документов кредитный инспектор вновь беседует с будущим заемщиком. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все нюансы работы предприятия-заемщика, он должен акцентировать внимание на основных вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.
Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности.

Примерные вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику
1. Сведения о клиенте и его компании:
1) какая правовая форма у компании;
2) когда она была учреждена;
3) кто владелец компании;
4) какова прибыль компании;
5) была произведена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения;
6) подвержено ли это имущество порче;
7) каковы издержки по его хранению;
8) какова основная продукция компании (или каковы виды основных услуг);
9) каков опыт и квалификация менеджеров;
10) кто основные клиенты-поставщики и покупатели компании;
11) на каких условиях продается товар (услуга)?

2. Вопросы об спрашиваемом кредите:
1) на какую сумму клиент хотел бы получить кредит;
2) как им была определена эта сумма;
3) достаточно ли обоснованно составлен прогноз финансовых потребностей;
4) учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита;


Введение.

Система местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. На этапе реформирования местного самоуправления невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права – это Муниципальное право РФ, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления. Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. Оно регулирует:

· Выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;

· Управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;

·Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;

· Реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.

Местное самоуправление в РФ функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на каждом из этих уровней.

Целью этой работы является рассмотреть правовые основы местного самоуправления, раскрыть основные положения Конституции РФ, Федеральных законов, актов субъектов РФ и нормативно правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления.

1.Понятие правовой основы местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления. Система нормативных правовых актов и нормы местного самоуправления имеют следующие внутренние структуры. Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы:

Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. К нормативно-правовым актам этого уровня относятся Конституция РФ, Федеральный закон № 154 от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и другие Федеральные законы, затрагивающие вопросы местного самоуправления. Указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Конституционного Суда РФ также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов РФ. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ.

Третью группу, составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законом. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом. Законы издаются Федеральным собранием РФ, законодательными органами РФ.

Главное место в системе законов занимает Конституция РФ, на основе которой принимаются Федеральные законы, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления. Это значит, что нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, и иными федеральными органами должны соответствовать Конституции РФ и действующим Федеральным законом. Такое соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться в субъектах РФ. Кроме этого, все законы и подзаконные акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым президентом РФ и правительством РФ. При этом акты президента и правительства не входят в противоречие с Конституцией РФ и Федеральным Законом. Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующие отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства. Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, указанным законом, и другими Федеральными законами, конституции, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ. Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов РФ. Часть 2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом». В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности остальных законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией РФ и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Это значит, что все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ, и названному федеральному закону. Конституция РФ и названный Федеральный закон являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность всех органов государственной власти в области местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» применяются положения Конституции РФ. Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе местного самоуправления. В-третьих , нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Специальными законами являются, например:

1. Федеральный Закон № 154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,

2. Федеральный Закон № 126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»,

3.Федеральный Закон № 138 от 26.11.96г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,

4.Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной службы в РФ», законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции РФ, в ряде Федеральных законов, Конституциях и уставах субъектов РФ, а также в отдельных законах субъектов РФ, не имеющие специального предназначения. К таким законам можно отнести:

Закон РФ № 21118-1 от 27.12.97 г. «Об основах налоговой системы в РФ»,

Закон РСФСР 2056-1 от 18.12.91г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»,

Закон РФ 2395-1 от 21.02.92 г. «О недрах»,

Закон РФ № 3266-1 от 10.07.92 г. «Об образовании» и другие...

2. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.

Важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции РФ местного самоуправления признается и гарантируется в РФ. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления в соответствии со ст. 72 отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. В ст. 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и Федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти. Часть вторая статьи 3 Конституции РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепляет наличие муниципальной собственности у муниципальных образований, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Местное самоуправление имеет свои полномочия. Согласно статье 15 части 2 Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Конституция тем самым определяет условия деятельности местного самоуправления. Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащие в главе первой Конституции РФ об основах Конституционного строя в РФ. Не менее важными являются нормы, установленные в главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления. Тем самым Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправления с другой. При этом основу самоуправления составляет человек, его права и свободы. Далее в статье 32 ч. 2 Конституции РФ за гражданами РФ закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Все граждане, обладающие правом избирательного голоса, осуществляют свою власть через избираемые ими представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная норма Конституции РФ определяет формы прямого волеизъявления граждан и осуществления ими власти через создаваемые ими органы местного самоуправления. Статья 33 Конституции РФ вводит элемент открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части 2 этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции РФ. В части 1названной статьи определен перечень главных полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья закрепляет за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Такой подход позволяет создать органам местного самоуправления самостоятельную экономическую основу, являющуюся фундаментом местного самоуправления. Часть вторая статьи 131 Конституции РФ расширяет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Это означает, что местное самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также вопросы государственного значения. Для осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления передаются государством материальные и финансовые ресурсы. Статья 133 устанавливает правовые и экономические гарантии местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и Федеральными законами. Конституция РФ содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят открытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов РФ и другие нормативные правовые акты. Из всего этого можно сделать вывод, что Конституция РФ, является основным законом общества и государства. Конституция РФ установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты. При этом нормы Конституции РФ подразделяются на нормы.

Правовая основа местного самоуправления - совокупность правовых гарантий, механизмов и средств реализации гражданами права на местное самоуправление , установленных законодательными актами федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция РФ , федеральные законы , конституции (уставы), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований , нормативные акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления на территории РФ. Правовая основа местного самоуправления имеет трехуровневый характер.

Правовые основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению местными делами, независимость и невмешательство со стороны государства , а также создавать условия для эффективного решения вопросов, возникающих на местном уровне власти .

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 7 данного ФЗ раскрывается содержание понятия «законодательная основа местного самоуправления». Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Нормативно-правовые положения указанного ФЗ в равной мере распространяются на республики , края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права , не могут противоречить Конституции РФ и данному ФЗ, не должны ограничивать гарантированные этими нормативными актами права местного самоуправления. В случае же противоречия применяются конституционные нормы и нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В процессе законодательного регулирования вопросов местного самоуправления органам местного самоуправления необходимо исходить из следующих направлений правотворческой деятельности:

  1. проводить обязательную юридическую экспертизу нормативного акта представительного органа государственной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления на предмет соответствия его норм высшим законодательным актам международного уровня, Конституции РФ и федеральным законам;
  2. представительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления должны принимать нормативно-правовые акты только в тех случаях, когда нормы федерального (регионального) законодательства требуют детализации;
  3. представительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты только по тем вопросам, которые отнесены к их ведению (совместному ведению РФ и субъектов РФ).