Способы возникновения прекращения юридического лица. Возникновение и прекращение юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц

Законодательные инновации в процедурах создания юридических лиц. Классификация юридических лиц. Порядок возникновение и прекращение юридического лица. Реорганизация и ликвидация как способы прекращения юридического лица.

Курсовая работа на тему: Возникновение и прекращение юридического лица, 2017

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается потребностью научного познания возникновения и прекращения деятельности юридических лиц как особых категорий в системе гражданского права на современном этапе.
На основе развивающихся экономических отношений складываются определенные гражданско-правовые институты, неизбежно ведущие к необходимости научного обоснования существования правового явлений возникновения и прекращения существования юридических лиц и уяснения их значения в гражданском обороте. Проблемы теоретического и практического характера, возникающие в процессе возникновения и прекращения юр.лиц сегодня находятся под пристальным вниманием законодателя и научного сообщества и нуждаются в комплексном изучении.
В условиях формирования современного правового государства и рыночной экономики институты возникновения и прекращения юридических лиц в числе иных призваны обеспечить право субъектов гражданско-правовых отношений на свободу предпринимательства, объединение лиц и имущества для совместной экономической деятельности. В то время как мировой экономический кризис неизбежно ведёт к ухудшению производственной и инвестиционной активности субъектов отдельных отраслей экономики, высокий уровень законодательной регламентации позволит более эффективно использовать рассматриваемые процедуры для позитивного перераспределения ресурсов, реструктуризации организаций, создания новых рабочих мест. Процессы, способствующие оживлению бизнеса, созданию новых успешных компаний необходимы для модернизации российской экономики в целом, развития национального производства и повышения инвестиционной привлекательности отечественных компаний. Возможность ведения бизнеса должна характеризоваться доступностью использования законодательно определенных форм его организации и гарантированностью защиты прав субъектов гражданского оборота.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные аспекты возникновения и прекращения юридических лиц в свете последних изменений законодательства в 2014-2017 годах.

1. Законодательные инновации в процедурах создания юридических лиц. Классификация юридических лиц

С 1 сентября 2014 г. в ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) внесены новые изменения, касающиеся правил деятельности и организационно-правовых форм юридических лиц.
С 1 сентября 2014 г. юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ).
В зависимости от вида прав учредителей (участников) на имущество юридических лиц ст. 48 ГК РФ выделяет две группы юридических лиц:
1) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
2) юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права: корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).
К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган — общее собрание (съезд, конференция для некоторых видов некоммерческих корпораций и производственных кооперативов). К ним относятся:
. хозяйственные товарищества и общества;
. крестьянские (фермерские) хозяйства;
. хозяйственные партнерства;
. производственные и потребительские кооперативы;
. общественные организации;
. общественные движения;
. ассоциации (союзы);
. товарищества собственников недвижимости;
. казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся:
. государственные и муниципальные унитарные предприятия;
. фонды;
. учреждения;
. автономные некоммерческие организации;
. религиозные организации;
. публично-правовые компании.
Также не утратила своей актуальности классификация юридических лиц по цели создания: коммерческие (основная цель их создания — получение прибыли) и некоммерческие (основная цель их создания — выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением прибыли).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
. хозяйственных товариществ и обществ;
. крестьянских (фермерских) хозяйств;
. хозяйственных партнерств;
. производственных кооперативов;
. государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов;
2) общественных организаций;
3) общественных движений;
4) ассоциаций (союзов);
5) товариществ собственников недвижимости;
6) казачьих обществ;
7) общин коренных малочисленных народов РФ;
8) фондов;
9) учреждений, к которым относятся государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
10) автономных некоммерческих организаций;
11) религиозных организаций;
12) публично-правовых компаний;
13) адвокатских палат;
14) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В зависимости от форм собственности на свое имущество юридические лица бывают государственные, муниципальные и частные.
Законом № 99-ФЗ была исключена из ГК РФ такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью.

2. Порядок возникновение и прекращение юридического лица

Для юридического лица очень важны моменты возникновения и его прекращения. Зачастую эти моменты предопределяют дальнейшую судьбу развития организации, а также порядок урегулирования отношений между учредителями и кредиторами в процессе прекращения деятельности юридического лица.

2.1 Возникновение юридического лица

Возникновение юридического лица это его создание и государственная регистрация.
Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.
1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц — кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.
2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок сегодня применяется в России.
3. Явочный порядок (договорно-правовой). Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).

2.2 Прекращение юридического лица.

В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).
Реорганизация осуществляется пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием. Каждому из указанных способов соответствует определенный объем переходящих прав и обязанностей (правопреемство). Посколькуреорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от должника досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
В зависимости от способа реорганизации она оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении, выделении).
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Закон детально регламентирует и дальнейшие действия реорганизуемого юридического лица, что, безусловно, необходимо для соблюдения прав его кредиторов.
Например, реорганизуемое юридическое лицо после внесения записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц обязано помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником.
Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
Особенности реорганизации кредитных организаций, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при присоединении — в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется:
1) по решению его учредителей (участников);
2) по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
3) по решению суда:
. по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в следующих случаях: признания государственной регистрации юридического лица недействительной; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
. в иных случаях, предусмотренных законом, включая ликвидацию юридического лица в связи с его банкротством. Процедура банкротства происходит в соответствии с основаниями, порядком и последствиями, установленными ГК РФ (ст. 65) и Законом о банкротстве.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):
. в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при возведении объекта капитального строительства;
. во вторую — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц по трудовым договорам и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
. в третью — производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета (за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом).
Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами (за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога).
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
1. Гражданский Кодекс РФ / Консультант Плюс, 2017;
2. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 29.12.2014 N 451-ФЗ);
3. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в ред. т 03.07.2016 N 360-ФЗ);
4. Сборник разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства о юридических лицах / Зайцев О.Р., Волошин О.В. - М.:Статут, 2015. - 318 с.;
5. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / Под общ. ред. Карпычева М.В., Хужина А.М., Демичев А.А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 560 с.
6. Российское гражданское право; Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2015. - 1208 с.;
7. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 томах. Т.1: Общие положения о юридических лицах / Габов А.В., Гутников О.В., Доронина Н.Г. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.




Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Возникновение и прекращение юридического лица.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Порядок возникновения и прекращения юридических лиц устанав­ливается законодательством, регулирующим деятельность юридичес­ких лиц данной организационно-правовой формы.

1. Возникновение юридического лица содержит в себе непосредст­венное создание и государственную регистрацию. В теории и правоп-рименительной практике выделяют четыре основных порядка созда­ния юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на базе распоряжения (решения) собственника иму­щества или уполномоченного им органа. Для данного способа харак­терны три основные стадии: 1) издание инициативного (распоряди­тельного) акта собственником или компетентным органом; 2) органи­зационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверж­дение учредительных документов. В связи с ликвидацией государст­венной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в

нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации ϶ᴛᴏт порядок утратил ϲʙᴏе значение.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива со­здания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее разрешение. Стоит сказать, для данного способа характер­ны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; 3) орга­низационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств".

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни спе­циального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуется исключительно инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган исключительно проверяет соблюдение ус­тановленного порядка образования и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к ϶ᴛᴏй организационно-правовой форме, создавае­мой данным способом, для кᴏᴛᴏᴩого характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа ком­петентного органа. Этот порядок получает как во всем мире, так и у нас в стране наибольшее распространение.

Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова) выделяет еще договорно-правовой порядок1, для кᴏᴛᴏᴩого ϲʙᴏйственно наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных юридических лиц, и заключение учредителями специального (учредительного) дого­вора гражданско-правового характера.

Можно также сказать, что юридические лица создаются: 1) по воле собственника или уполномоченного им органа (например, государст­венные и муниципальные унитарные предприятия); 2) по воле их бу­дущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества);

3) по воле учредителей, создающих имущественную базу юридическо­го лица, но не являющихся его участниками (например, фонды)

Во всех случаях государство осуществляет контроль за созданием

1 См., напр.: Закон РСФСР «Ю конкуренции и ограничении монополистической деятельности па товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (ВВС. РФ. 1991. № 16 Ст 499; СЗ РФ.,1995. №25. Ст. 1977)

2 См.: Советское гражданское право: Учебник/Отв. ред. В.П. Грибанов, С.М. Корни-си: В 2 т. М., 1979. Т. 1. Гл. IX; Гражданское право: Учебник/Под ред. Е.А Суханова- В 2 т М.,1993, 1993. Т. 1.Гл.7§3.

юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистра­ции. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предо­ставление ему государством правосубъектности.

Гражданский кодекс вводит новую систему государственной реги­страции юридических лиц. Стоит сказать, для нее характерны: обязательность; опре­деление единого субъекта, осуществляющего государственную реги­страцию (органы юстиции); наличие Единого государственного ре­естра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; кон­трольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, кᴏᴛᴏᴩая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень основа­ний для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК) До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации", являющийся недостаточно совершенным (в частности, существует несколько видов государственных органов, осуществляю­щих государственную регистрацию юридических лиц и являющихся держателями Единого государственного реестра)

Юридическое лицо считается созданным с момента его государст­венной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК)

2. Прекращают ϲʙᴏю деятельность юридические лица в порядке, принципы кᴏᴛᴏᴩого сходны с действующими при их создании. Разли­чают распорядительное и добровольное основания прекращения дея­тельности юридических лиц. Добровольным основанием будет ре­шение органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК) К распоряди­тельным основаниям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК) К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия упол­номоченных государственных органов2. Из анализа ст. 113-115, 120, 294-300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как ка­зенные, основанные на праве оперативного управления, так и основан­ные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают ϲʙᴏю деятельность только в

1 См.: Статья 8 фсдераль.юго закона «О введении в действие части первой Граж­данского кодекса Российской Федерации» от 21 октября 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3302)

2 См.: Пункт 3 ст. 57 ГК, ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.

распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организа­ционно-правовым 4>ормам применимы оба вида оснований. Достиже­нием будет то, что прекращение по решению уполномоченных госу­дарственных органов допускается только в случаях, установленных законом, только в формах, установленных законом, по закрытому пере­чню актов, предусмотренных только ГК (п. 2, 3 ст. 57, п. 2 ст. 61 п 1 3 ст. 65 ГК)

С точки зрения последствий прекращения юридических лиц разли­чают реорганизацию - относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в поряд­ке правопреемства к другим лицам и ликвидацию - абсолютное прекра­щение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в по­рядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может осуществляться в пяти формах: слияние, при­соединение, разделение, выделение, преобразование. Слияние юриди­ческих лиц - ϶ᴛᴏ форма реорганизации, при кᴏᴛᴏᴩой два (или более) юридических лица прекращают ϲʙᴏе существование и возникает одно новое. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяе­мое) прекращает ϲʙᴏе существование и вливается со ϲʙᴏим активом и пассивом в состав другого (к кᴏᴛᴏᴩому происходит присоединение) При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших ϲʙᴏе су­ществование юридических лиц переходит по передаточному акту к той организации, в рамках кᴏᴛᴏᴩой они оказались после присоединения или слияния. В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более) юридических лица, в результате чего разделяемое прекращает ϲʙᴏе существование и «на его месте» возникает два (или более) юридических лица. Выделение будет антиподом присоеди­нения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при ϶ᴛᴏм прежнее юридическое лицо сохраняет ϲʙᴏе существование и наряду с ним начинает функци­онировать новое (выделенное) При разделении и выделении актив и пассив ранее существовавшего юридического лица разделяются в час­тях («пропорциях»), закрепляемых в разделительном балансе между вновь образованными (реорганизованными) юридическими лицами. Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: «преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида» и «изменение организацион­но-правовой формы». Первое понятие, как следует из § 4 настоящей главы о классификации юридических лиц, шире и представляется более удачным. При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридического лица сохраняются в прежнем состоянии.

Следует обратить внимание на специфику реорганизации отдель­ных юридических лиц: преобразования хозяйственных обществ и това­риществ одного вида в хозяйственные общества и товарищества друго­го вида, а также в производственные кооперативы (ст. 68 ГК): реорга­низации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК); преоб­разования акционерного общества в общество с ограниченной ответст­венностью или производственный кооператив (ст. 104 ГК); реоргани­зации производственных кооперативов в хозяйственные товарищества или общества (ст. 112 ГК); реорганизации государственных и муници­пальных предприятий и финансируемых собственником учреждений (ст. 114, 115, 294-300 ГК)

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) явля­ется создание специального образования - ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), кᴏᴛᴏᴩое действует от имени ликвидируемо­го юридического лица по аналогии с его органами и к кᴏᴛᴏᴩому пере­ходят полномочия по управлению делами ϶ᴛᴏго юридического лица. Гражданское материальное и процессуальное законодательство по­дробно регулирует порядок и стадии ликвидации юридического лица, порядок и очередность удовлетворения требований его кредиторов. Ликвидация оформляется путем составления промежуточного и ито­гового ликвидационного баланса (ст. 61-64 ГК)

Ликвидацию можно классифицировать в зависимости от прав уч­редителей на имущество ликвидируемого юридического лица и его судьбы на три основные группы: 1) с распределением оставшегося иму­щества между учредителями (участниками) юридического лица (хо­зяйственные общества и товарищества, кооперативы); 2) с передачей оставшегося имущества собственнику юридического лица (унитарные предприятия и учреждения); 3) с обязательным определением в уставе судьбы оставшегося имущества (общественные и религиозные органи­зации (объединения), фонды, объединения юридических лиц)

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само - прекратившим ϲʙᴏе существование после внесения об ϶ᴛᴏм за­писи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Современное гражданское законодательство, соблюдая принципы неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК), уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Стоит заметить, что они выражаются в комплексе следующих правил. /Субъект, приняв­ший решение о реорганизации юридического лица, или ликвидацион­ная комиссия обязаны письменно уведомлять кредиторов о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения (на ликвидаци-

онной комиссии также лежит обязанность выявления кредиторов) До­кумент, оформляющий прекращение юридического лица, должен со­держать, в частности, сведения о заявленных кредиторами требовани­ях, о результатах их рассмотрения, о правопреемстве (в случае наличия такового) по всем обязательствам юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспаривае­мые сторонами. Закреплено право кредитора реорганизуемого юриди­ческого лица потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства должника. Юридические лица по ϲʙᴏим обязательствам отвечают всем ϲʙᴏим имуществом. Предусмотрена система субсидиар-ной ответственности у ряда юридических лиц, а также солидарная от­ветственность по обязательствам реорганизованного юридического лица вновь возникших лиц в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица. Имущество ликвидированного юридического лица при его недостаточности распределяется между кредиторами со­ответствующей очереди пропорционально суммам требований, подле­жащих удовлетворению. Закреплено право кредитора обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии в случае отказа последней в удов­летворении его требований или уклонении от их рассмотрения и воз­можность удовлетворения требований кредитора, заявленных после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их представления.

3. Важно знать, что большой спецификой отличаются отношения, связанные с несо­стоятельностью (банкротством) юридических лиц, под кᴏᴛᴏᴩой по­нимается удостоверенная судом неспособность должника исполнять ϲʙᴏи обязательства перед кредиторами вследствие недостатка имуще­ства. Современное отечественное законодательство о несостоятельнос­ти (банкротстве) еще очень молодо и недостаточно развито. Стоит заметить, что оно вклю­чает в себя ГК, специальный закон", ряд подзаконных, в т.ч. ведомственных, нормативных актов и понимает под несостоятельнос­тью (банкротством) предприятия признанную судом или официально объявленную должником его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обяза­тельств в связи с превышением обязательств должника над его имуще­ством или в связи с неудовлетворительной структурой баланса долж­ника, что выражается вовне как приостановление его текущих плате­жей (ст. 1 Закона)

1 См.: Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» or 19 ноября 1992 г. (ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 6)

Сегодня установлена система критериев для определе­ния неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе три коэффициента: «текущей ликвидности», «обеспеченности собственными средствами», «восста­новления (утраты) платежеспособности»". Стоит заметить, что они ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно харак­теризуют общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и ϲʙᴏевременность погаше­ния срочных обязательств предприятием; наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств для его финансовой устойчивости; нали­чие или отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного срока. По совокупному анализу данных трех коэф­фициентов предприятие может быть признано банкротом.

Принудительное объявление несостоятельным возможно, если тре­бования к должнику в совокупности составляют не менее 500 мини­мальных размеров оплаты труда, установленных законом. Так как Закон от 19 ноября 1992 г. использует прежнюю терминологию (пред­приятия), следует отметить, что по общему правилу он может быть применен ко всем юридическим лицам. Изъятия устанавливаются за­коном. В их число входят казенные предприятия, общественные и ре­лигиозные организации (объединения), учреждения, объединения юридических лиц.

К неисправному должнику могут быть применимы три группы мер:

реорганизационные процедуры (внешнее управление имуществом должника, санация); ликвидационные процедуры (принудительная ликвидация предприятия-должника по решению суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредито­ров), кᴏᴛᴏᴩые осуществляются в процессе конкурсного производства;

мировое соглашение.

Под, реорганизационными понимаются процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: внешнее уп­равление имуществом должника - процедура, направленная на продол­жение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитраж­ным судом по заявлению должника, собственника предприятия-долж­ника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая путем передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному уп­равляющему, назначаемому арбитражным судом; санация - процеду-

1 См.: Постановлен не Правительства РФ «О некᴏᴛᴏᴩых мерах ко реали.чации зако­нодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490); Методические положения но оценке финансового состояния пред­приятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утн. Федеральным управлением ноделам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 г. (ЭиЖ. 1994. № 44)

pa, направленная на оздоровление предприятия-должника и состоящая в оказании ему финансовой помощи со стороны собственника предпри­ятия, кредитора (кредиторов) или иных лиц.

В мировой практике к банкам, страховым компаниям и т.п. ликви­дация вследствие несостоятельности не применяется. Средством улуч­шения их финансового положения становится санация и в первую оче­редь их реорганизация. Применение реорганизационных процедур по­зволяет предприятию обеспечить нормальное функционирование. Применение ликвидационных процедур ведет к прекращению деятель­ности предприятия.

Общее значение института банкротства заключается в предоставле­нии возможности добросовестным предпринимателям реорганизовать ϲʙᴏи дела и восстановить статус полноценных субъектов торгового обо­рота; предоставлении кредиторам определенных гарантии, в т.ч. ответственности должника за ϲʙᴏи действия, справедливого распреде­ления между кредиторами возможных потерь; исключении из граждан­ского оборота неплатежеспособных субъектов и оздоровлении рынка.

Дополнительная литература

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950; Брызгалин А. Фирменное наименование субъектов предпринимательства. ХиП. 1994. № 1; Венедиктов А.В. О государственных юридических лицах в СССР. Вестник Ленингр. ун-та. Серия общественных наук, 1955. № 3;

Витрянский В.В. Банкротство. Законность. 1993. № 6 и 7; Гриба­нов В.П. Юридические лица. М., 1961; Долинская В.В. Торговые обще­ства: сравнительный анализ. Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. № 3; Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992; Субъекты советского гражданского права. М., 1984; Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка. ГП. 1993. № 9; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Спб., 1908. Т.1.

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий:

Создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

В зависимости от характера участия государственных органов и регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается лишь на основе распоряжения учредителя без специальной государственной регистрации. Такой способ был распространен в СССР. В странах рыночной экономики вместо распорядительного порядка применяется, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, создание страховых обществ и банков). Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для различных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Государственная регистрации юридического лица является завершающим этапом его образования, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ с 1 июля 2002 года регулируется порядок регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с действующим законодательством;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) документ о государственной пошлине за регистрацию.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документов либо представления их в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Основания прекращения юридических лиц:

Добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в определенных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

Распорядительные:

По решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственною органа;

По решению суда.

Виды прекращения юридического лица:

- реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

- ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица:

С распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

С передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);

С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).

Виды реорганизации юридических лиц:

Слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

Присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

Разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

Выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

Обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, связанные с банкротством юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), урегулированы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Банкротство отдельных категорий юридических лиц регулируются Федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 № 40-ФЗ (ред. от 21.03.2002), «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 № 122-ФЗ и др. К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

- реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) процедуры:

- внешнее управление , осуществляемое арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом;

- санация , то есть оказание предприятию финансовой помощи его собственником, кредиторами или иными лицами;

- мировое соглашение ;

- ликвидационные процедуры .

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

Предыдущая

Возникновение. Юридические лица возникают первоначально (учреждаются) или в результате реорганизации других юридических лиц как их правопреемники. Выделяют несколько способов возникновения юридических лиц. Наиболее распространенным в условиях рыночной экономики и соответствующим идее автономии воли является явочно-нормативный способ, при котором для государственной регистрации юридического лица учредителю (учредителям) достаточно заявить об этом в регистрирующий орган, который не вправе проверять решение о необходимости и целесообразности создания юридического лица и отказать в его регистрации при формальном наличии всех необходимых документов (порой он, кстати, даже проверяет соответствие представленных учредительных документов закону), при этом от учредителей не требуется получения разрешений или санкций от каких-либо органов. Здесь же следует сказать о так называемом уведомительном способе, используемом, в частности, при создании (государственной регистрации в качестве юридического лица) профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, которые могут функционировать и без приобретения статуса юридического лица, т.е. без государственной регистрации (абз. 2, 9 п. 1 ст. 8 Закона о профсоюзах).

Самостоятельными способами создания юридического лица являются разрешительный, при котором учредители должны получить разрешение (санкцию) со стороны того или иного государственного органа (в частности, антимонопольного), а также распорядительный, когда юридическое лицо возникает в силу волевого акта компетентного государственного органа (он был распространен в СССР, сегодня таким способом - путем принятия специального закона - возникают государственные корпорации)*(222).

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Это возможно, в частности, при непредоставлении необходимых документов, обращении в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в других случаях (например, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат законодательству РФ, если ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, а также при наличии уже зарегистрированной некоммерческой организации с таким же наименованием). Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в суде, а согласно Закону о некоммерческих организациях - также и в вышестоящем органе.



Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам: подготовка заинтересованными лицами учредительных документов в письменной форме и их представление в регистрирующий орган; государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора. На основании устава действуют акционерные общества (п. 3 ст. 98 ГК), все кооперативы (п. 1 ст. 108, п. 2 ст. 116 ГК), а также фонды (п. 4 ст. 118 ГК). Только на основании учредительного договора функционируют хозяйственные товарищества (ст. 70, 83 ГК). На основании устава и учредительного договора действуют объединения юридических лиц (п. 1 ст. 122 ГК). Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью действуют на основании учредительного договора и устава, если же они являются одночленными - только на основании устава (п. 1 ст. 89 ГК). При наличии учредительного договора и устава закон отдает предпочтение положениям устава, причем как во внутренних, так и во внешних отношениях (п. 5 ст. 12 Закона об ООО).

Примечательно и то, что Закон о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 14) рассматривает учредительный договор и как основной учредительный документ (в ассоциациях и союзах), и как факультативный учредительный документ, который может заключаться дополнительно к уставу по желанию учредителей (в некоммерческих партнерствах и автономных некоммерческих организациях). В то же время известно мнение, что одновременное наличие устава и учредительного договора избыточно, а также пожелание отказаться от одного из этих документов в пользу другого: учредительный договор мог бы использоваться в формах, предполагающих личное участие учредителей (участников) в деятельности юридического лица, а устав - в остальных случаях. При этом возникновению уставных организаций мог бы предшествовать договор о создании юридического лица, не являющийся учредительным документом*(223).

Учредительный договор заключается, а устав - утверждается учредителями (участниками) юридического лица (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

Закон предъявляет ряд обязательных требований к содержанию учредительных документов, одни из которых относятся ко всякой организации (наименование, место нахождения, порядок управления), другие - к некоторым (определенным) организациям (в частности, ко всем некоммерческим, унитарным предприятиям, а также к другим коммерческим организациям в зависимости от их формы - ст. 12 Закона об ООО, ст. 11 Закона об АО).

Согласно п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительные документы некоммерческой организации должны определять ее наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее (если организация имеет членство), источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества при ликвидации и иные положения в соответствии с законом.

Учредительные документы юридического лица могут содержать и другие сведения кроме тех, о которых Закон говорит прямо.

Предмет и цели деятельности юридического лица закрепляются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет: а) о некоммерческих организациях; б) унитарных предприятиях; в) других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных Законом. Соответственно, если по закону определение предмета и цели деятельности юридического лица не обязательны, никто не может обязать учредителей (участников) сделать это, сами же они вправе определить предмет и цели деятельности юридического лица, даже если по закону это не обязательно. Определение в учредительных документах предмета и цели деятельности юридического лица свидетельствует о его специальной правоспособности. Отдельно Закон устанавливает, какие сведения должен содержать учредительный договор (п. 2 ст. 52 ГК, п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В учредительные документы могут вноситься изменения, которые для третьих лиц обычно приобретают силу с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК).

Устав и (или) учредительный договор не исчерпывают всего многообразия правовых оснований функционирования юридических лиц. Так, отдельные некоммерческие организации, причем только в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Известны случаи, когда юридическое лицо в принципе не имеет учредительных документов, указанных в п. 1 ст. 52 ГК: их "заменяет" специальный закон, на основании которого организация создается и действует, и который определяет особенности ее правового положения (см. ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, посвященную государственным корпорациям).

Если юридическое лицо возникает путем слияния двух или нескольких юридических лиц, договор о слиянии, подписанный всеми участниками юридического лица, создаваемого в результате слияния, может быть заменителем учредительного договора. Именно так обстоит дело в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью. В акционерных обществах учредительный договор отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Упомянутый в начале настоящей главы Закон о регистрации (ст. 2) указывает на то, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом являются Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы*(224).

Государственная регистрация юридического лица основывается на решении регистрирующего органа и сопровождается включением данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц, который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым и общедоступным для ознакомления за исключением отдельных сведений, доступ к которым ограничен. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня предоставления документов по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного его органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Моментом регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 4-6, 8, 11 Закона о регистрации).

Федеральные законы могут устанавливать специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона о регистрации). Так, решение о регистрации некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций и иных юридических лиц) принимают Федеральная регистрационная служба Минюста России и ее территориальные органы (Росрегистрация)*(225), а решение о государственной регистрации кредитной организации - Банк России*(226). Но кто бы ни принимал решение о государственной регистрации этих и других организаций, собственно их государственную регистрацию (т.е. внесение в единый государственный реестр юридических лиц) осуществляют Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (на основании решения, принятого указанным органом).

Реорганизация. Понятие "реорганизация" закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением). Поэтому реорганизация, с одной стороны, - альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой - один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц.

Реорганизация возможна в пяти формах (которые для удобства можно представить в виде следующих формул с минимальным набором символов):

а) слияние (A + B = C);

б) присоединение (A + B = A);

в) разделение (A = B + C);

г) выделение (A = A + B);

д) преобразование (A -> B).

Приведенные формулы позволяют разделить процессы реорганизации на три группы.

В первой группе процессы возникновения и прекращения одного (нескольких) юридических лиц протекают параллельно. Так, при слиянии вместо прекращающих существование A и B возникает C, при разделении - вместо прекращающего существование A возникают B и C, наконец, при преобразовании вместо прекращающего существование A возникает B.

Во второй группе (к которой относится только присоединение, иначе - поглощение, вливание) процесс прекращения юридического лица (B) не сопряжен с возникновением какого-либо юридического лица, а потому присоединение - только способ прекращения юридических лиц.

В третьей группе (к которой относится только выделение) процесс возникновения юридического лица (B) не сопряжен с прекращением какого-либо юридического лица, а потому выделение - это только способ возникновения юридических лиц.

Никакие другие формы реорганизации (помимо пяти названных) невозможны, однако возможны комбинации разных форм реорганизации. Так, ст. 19.1 Закона об АО особо регулирует случаи разделения или выделения, осуществляемые совместно со слиянием или с присоединением.

Все указанные формы реорганизации осуществляются добровольно, т.е. по собственному желанию учредителей (участников) и их решению или по решению уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК).

В то же время разделение и выделение возможны также по решению уполномоченных государственных органов или суда (например, по предписанию антимонопольного органа в отношении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход, в случае если они занимают доминирующее положение и систематически осуществляют монополистическую деятельность*(227)). Согласно абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК реорганизация юридического лица по решению государственного органа может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченными ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий - лицо, специально назначенное судом по иску государственного органа для реорганизации юридического лица (принудительная реорганизация).

Слияние, присоединение и преобразование не могут осуществляться принудительно, но иногда требуют согласования с уполномоченными государственными органами, в частности антимонопольными (п. 3 ст. 57 ГК).

Кроме того, слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты организационно-правовой формы. Это означает, что, к примеру, акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (или присоединиться к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (или выделения из него) могут быть только другие - один или несколько производственных кооперативов и никакие другие формы.

Преобразование предполагает смену одной организационно-правовой формы на другую (п. 5 ст. 58 ГК), например акционирование унитарного предприятия, т.е. преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Свобода преобразования ограничивается законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях), при этом иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Так, хозяйственные общества не могут преобразоваться в хозяйственные товарищества (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104 ГК), однако акционерное общество может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 Закона об АО), унитарное предприятие - в учреждение (ст. 34 Закона об УП), некоммерческое партнерство и частное учреждение - в хозяйственное общество, а объединение юридических лиц (ассоциация или союз) - в хозяйственное общество или товарищество (см. пп. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Понятно, что преобразование коммерческой организации в некоммерческую сопряжено с переходом от универсальной (по общему правилу) правоспособности к специальной, а преобразование некоммерческой организации в коммерческую - с переходом от специальной правоспособности к универсальной (по общему правилу).

Специфической чертой всякой реорганизации независимо от ее формы является универсальное правопреемство, т.е. процесс перехода прав и обязанностей как единого целого от одного юридического лица (правопредшественника) к другому юридическому лицу (правопреемнику). Правопреемство охватывает все права и обязанности юридического лица, а не только вытекающие из обязательств с его участием (как это может ошибочно показаться исходя из п. 1 ст. 59 ГК).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности первого переходят ко второму.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Наконец, при преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 58 ГК).

Формально правопреемство документируют: передаточный акт (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении) (п. 1 ст. 59 ГК). Если разделение или выделение происходит одновременно со слиянием или с присоединением, разделительный баланс выполняет функции передаточного акта (п. 8 ст. 19.1 Закона об АО). Согласно абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК (и с учетом пп. 1, 2 ст. 57 ГК) при реорганизации юридического лица добровольной передаточный акт или разделительный баланс утверждаются его учредителями (участниками), при вынужденной - уполномоченным государственным органом, принявшим решение о реорганизации, при принудительной - судом. Передаточный акт или разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Их непредоставление (равно как и отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица) влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). Данное последствие может касаться только тех четырех из пяти форм реорганизации, при которых возникают новые юридические лица (оно не касается присоединения). В свою очередь, некачественное документирование правопреемства не является безусловным препятствием для правопреемства как такового, что подтверждает правило п. 3 ст. 60 ГК.

Помимо передаточного акта и разделительного баланса, предусмотрено заключение договора о слиянии (между сливающимися обществами) или присоединении (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) для соответствующих форм реорганизации. Договоры о слиянии и присоединении, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать ряд существенных условий, определяемых законом (п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об АО). В обществах с ограниченной ответственностью (а в силу п. 3 ст. 95 ГК - и в обществах с дополнительной ответственностью) договор о слиянии заменяет учредительный договор и признается учредительным документом общества, создаваемого путем слияния (см. п. 3 ст. 52 Закона об ООО).

Процесс реорганизации юридического лица затрагивает интересы его кредиторов.

1. Согласно п. 1 ст. 60 ГК лица, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом его кредиторов. Им небезразличны любые формы реорганизации - будь то слияние, в результате которого возникает одно большое, но совсем не обязательно "экономически благополучное" юридическое лицо, или разделение, в результате которого возникают несколько мелких юридических лиц. Реорганизация юридического лица в любой ее форме сопряжена с универсальным правопреемством, т.е. переходом всех прав и обязанностей как единого целого от одного субъекта к другому. Поскольку в этом случае не применяется правило о необходимости согласования кредитором сделки по переводу должником своего долга на другое лицо (п. 1 ст. 391 ГК), и, следовательно, кредитор не может воспрепятствовать переводу долга (а также самой реорганизации должника), согласно п. 2 ст. 60 ГК до реорганизации должника кредитор вправе потребовать от него или прекращения обязательства (гл. 26 ГК), или досрочного его исполнения, а кроме того - возмещения убытков, иначе кредитору придется "иметь дело" не с самим должником, а с его правопреемником. Поскольку закон не регулирует последствия неисполнения реорганизуемым юридическим лицом обязанности по уведомлению кредиторов о предстоящей реорганизации, в литературе отмечается целесообразность предоставления права на судебное оспаривание реорганизации и признание ее несостоявшейся (при неуведомлении всех или большинства кредиторов) либо права требования досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников должника в порядке солидаритета по аналогии с правилом п. 3 ст. 60 ГК (при неуведомлении отдельных кредиторов)*(228).

2. При слиянии юридических лиц все права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, созданному в результате слияния. При присоединении одного юридического лица к другому к последнему также переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. Наконец, при преобразовании одного юридического лица в другое все права и обязанности первого переходят ко второму. Особых вопросов здесь не возникает, достаточно, чтобы передаточный акт отражал информацию по всем переходящим в порядке правопреемства обязательствам, в том числе спорным (п. 1 ст. 59 ГК).

Сложнее обстоит дело при разделении и выделении. Составляемый в таких случаях разделительный баланс, так же как и передаточный акт, должен содержать информацию о всех переходящих в порядке правопреемства обязательствах, в том числе спорных (п. 1 ст. 59 ГК). Если он не позволяет определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по его обязательствам перед его кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК). Однако дело здесь не столько в этом, сколько в том, что при разделении и выделении права и обязанности юридического лица подлежат распределению между двумя и более юридическими лицами. Поскольку закон не устанавливает никаких принципов и правил распределения прав и обязанностей, можно предположить, что соответствующий механизм устанавливают сами лица, заинтересованные в реорганизации юридического лица, либо публичные субъекты - компетентные государственные органы или суд (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК). Но даже в условиях столь очевидной свободы распределения имущественной массы едва ли можно согласиться с той крайней ситуацией, когда бы при разделении или выделении одно юридическое лицо получило только права, а другое - только обязанности. В последнем случае могут пострадать третьи лица (кредиторы). Именно поэтому, принимая во внимание основополагающие гражданско-правовые принципы добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК) и недопустимости злоупотребления правом при его осуществлении (ст. 10 ГК), при реализации права на реорганизацию юридического лица и распределении прав и обязанностей в порядке правопреемства при разделении или выделении целесообразно руководствоваться правилом пропорциональности (т.е. наделение большим объемом прав должно сочетаться с возложением соответствующего объема обязанностей, и наоборот). Такой подход будет обеспечивать интересы тех кредиторов, которые по каким-то причинам не воспользовались правом, предусмотренным п. 2 ст. 60 ГК. Кроме того, именно этот подход соответствует идее универсального правопреемства, согласно которому права и обязанности переходят как единое целое от одного юридического лица к другому.

Процедура реорганизации сопровождается и завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений о возникших и прекративших существование юридических лицах.

Реорганизацию следует отличать от ряда других мероприятий, с которыми так или иначе связано изменение организационной и (или) имущественной составляющей юридического лица. Так, ее следует отличать:

от изменения состава участников юридического лица (в том числе смены собственника его имущества);

изменения состава и размера имущественных взносов участников в имущество юридического лица;

изменения внутренней структуры (устройства) юридического лица (слияния или разделения цехов, бригад, производств, в том числе филиалов и представительств и т.п.);

изменения органов юридического лица (например, формирования в хозяйственном обществе отсутствовавшего прежде совета директоров или отказа от директора в пользу управляющего или управляющей организации);

создания товариществом или обществом дочернего общества по принципу одночленной компании;

комплексного отчуждения имущества юридического лица.

Все эти мероприятия отличаются от реорганизации тем, что изменения (состава участников, размера или структуры имущества, подразделений, органов и т.п.) происходят в рамках одного и того же существующего субъекта при отсутствии какого-либо другого субъекта-правопреемника, а иногда - при отсутствии необходимого для реорганизации признака универсального правопреемства (например, дочернее общество наделяется учредителем только имущественными "активами", но не "пассивами", а в таких условиях говорить возможно только о сингулярном правопреемстве). При комплексном отчуждении имущества юридического лица и вовсе имеют место два разных субъекта - отчуждатель и приобретатель (имущества), связанные между собой отчуждательной сделкой (в частности, договором продажи предприятия - ст. 559-566 ГК), причем ни тот ни другой не прекращаются и не возникают вновь (как того требует реорганизация).

Сложнее соотнести реорганизацию в форме преобразования и изменение вида юридического лица в рамках единой формы (например, переход от закрытого акционерного общества к открытому или от казенного предприятия к предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения). Поскольку сам законодатель явно смешивает вид и форму преобразуемого юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК), говорит о преобразовании закрытого акционерного общества в открытое (абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона об АО) и о том, что "не является реорганизацией изменение вида (курсив авт.) унитарного предприятия", о преобразовании казенного предприятия в обычное (соотв. п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об УП), постольку само преобразование (и сопряженное с ним правопреемство) можно рассматривать двояко: в связи с реорганизацией как одну из ее форм; вне связи с реорганизацией как простое видоизменение, происходящее в рамках единой организационно-правовой формы.

Ликвидация. Ликвидация - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательством перед кредиторами). Таким образом, именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК (см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Сущность и смысл ликвидации сводится к следующему. Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации). С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения: не допускается регистрация изменений в учредительные документы, регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации). Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);

письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;

по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;

исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;

осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности - средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений - абз. 4, 5 п. 2 ст. 120 ГК);

составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;

распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;

уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (ст. 63 ГК).

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 ГК), исходя из принципа приоритетности одних требований перед другими.

Очевидное преимущество имеют выплаты, носящие социальный характер и имеющие своим адресатом граждан. Так, наиболее приоритетными, а потому подлежащими удовлетворению в первую очередь признаются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (п. 2 ст. 1093 ГК), а также по требованиям о компенсации морального вреда.

Специальное правило о первоочередном удовлетворении требований кредиторов закон устанавливает для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета*(229), а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и заработная плата лицам, работающим (а также работавшим) по трудовому договору, а также вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Привилегированность данной категории кредиторов объясняют тем, что из-за ликвидации они: а) теряют основной, а подчас - единственный источник средств существования; б) обычно являются кредиторами единственного должника (а значит, теряют все, включая рабочее место), прочие же кредиторы, имея многих должников, рискуют потерять разве что одно требование из многих имеющихся;в)"авансируя" своим трудом юридическое лицо (поскольку заработная плата выплачивается по завершении работы), не имеют при этом никаких гарантий своего "кредита"*(230)

В третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (в частности, долги по налогам и т.п.).

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Кредиторы первых двух очередей получают причитающиеся им выплаты начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении одного месяца со дня его утверждения (п. 4 ст. 63 ГК).

Закон исходит из принципа последовательности и исключает возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК). Таким образом, имущества ликвидируемого юридического лица может быть достаточно для удовлетворения требований кредиторов только некоторых очередей, в этом случае кредиторы последующих очередей остаются без удовлетворения.

Если же имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в рамках одной очереди, закон исходит из принципа пропорциональности.

Можно выделить два способа создания юридических лиц: распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ характеризуется тем, что решение об организации исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом, или уполномоченного им органа. Так создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Добровольные способы:

а) разрешительный , когда требуется предварительное согласие органов публичной власти на создание юридического лица (например, при создании ассоциаций или союзов);

б) нормативно-явочный , который исключает необходимость получения предварительного согласия от органов публичной власти на создание юридического лица. Таким способом создается большинство организаций, в том числе хозяйственные общества и товарищества.

Процесс создания юридического лица состоит из двух этапов .

1. Фактическое создание юридического лица . Оно учреждается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (например, таким образом создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) или создается на основании учредительного договора. Примерами могут служить все коммерческие организации корпоративного типа (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Их учредители согласовывают и принимают учредительный договор. По данному соглашению стороны обязуются, прежде всего, образовать юридическое лицо, определить порядок участия каждого субъекта в его организации, форму и объем передачи ему своего имущества, участие в его деятельности. Кроме того, юридическое лицо может быть создано одним лицом, которое принимает Устав и руководствуется его положениями.

2. Государственная регистрация юридического лица. Это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Государственная регистрация осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов. Место государственной регистрации устанавливается в зависимости от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ).

Момент государственной регистрации определяется внесением регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для внесения этой записи является решение соответствующего федерального органа исполнительной власти о государственной регистрации. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.


Отказ в государственной регистрации возможен в двух случаях (ст. 23): а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Прекращение деятельности юридического лица. Различают два вида: Реорганизацию (ст. 57 ГК РФ) и ликвидацию (ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности Юридического лица, без возникновения новых юридических лиц.

Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или изменение организационно-правовой формы существующей организаций. Реорганизация может проходить в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. ст. 57 ГК РФ).

Основное отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что в первом случае возникает правопреемство, то есть переход прав и обязанностей от одного юридического лица (как правило прекращающего свою деятельность) к другим вновь созданным организациям, а во втором - правопреемство отсутствует.