Субъектами хозяйственного права являются. Предприятие как основной субъект хозяйственного права. К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды субъектов хозяйственного права

1. Понятие субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права -- это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью, созданные в установленному законом порядке, имеют необходимое для осуществление такой деятельности имущество и владеют хозяйственной правосубъектностью.

Признаками субъектов хозяйственного права являются:

1 -- непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг) или руководство хозяйственной деятельностью, которая приемлема собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединением, промышленно-финансовым группам и хозяйственным министерствам и ведомствам;

2 -- создание в установленном законом порядке;

3 -- наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью (такое имущество может закрепляться за субъектами хозяйственного права на разных правовых титулах: праве собственности, праве полного хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пользования и т.п.);

4 -- наличие хозяйственной правосубъектности, то есть признанной и закрепленной государством за определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав; объем хозяйственной правосубъектности участников хозяйственных правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности выделяют:

-- субъекты хозяйственного права, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность;

-- субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности.

В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственную, коммунальную, коллективную, частную и смешанную формы собственности которые являются субъектами хозяйственного права.

К государственным принадлежат государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства.

К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы.

К коллективным -- хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями,

К частным -- индивидуальные предприниматели, частные предприятия.

Смешанные -- это арендные, общие предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации разных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права

Одним из субъектов хозяйственного права являются индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели -- это физические лица, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, которые непосредственно осуществляют такую деятельность.

Закон устанавливает ограничение для определенных категорий лиц относительно возможности осуществления ими предпринимательской деятельности.

Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие, народные депутаты Украины и прочие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в общем порядке для всех субъектов предпринимательской деятельности, то есть соответственно требованиям Хозяйственного Кодекса Украины.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, относительно которой законом не установлен запрет для данной категории субъектов.

2. Предприятие как основное звено экономики

Правовое положение предприятий определяется Хозяйственным и Гражданским Кодексами Украины, согласно которым этим субъектам хозяйствования присущие такие черты:

* принадлежность к основному звену экономики;

* непосредственное осуществление производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности;

* возможность функционирования на любой форме собственности: государственной, коммунальной, коллективной, частной;

* обязательный учредительный документ -- устав;

* функционирование на базе отделенного имущества, которое находит выражения в наличия самостоятельного баланса и счета в банка; это имущество может быть закреплено за предприятием на правах собственности.

* наличие хозяйственной правосубъектности, в том числе статуса юридического лица с одновременным запретом иметь в своем составе других юридических лиц;

* порядок управления предприятием зависит от типа предприятия: управление предприятием унитарного типа - осуществляется единоличным руководителем, который назначается собственником имущества предприятия; корпоративного типа -- с помощью созданных участниками органов (собрание участников, исполнительный и контрольный органы);

* степень самостоятельности предприятия (объем его прав и обязанностей);

1- зависит от правового режима имущества предприятия: предприятия-собственники имущества имеют максимальный объем прав и минимум обязанностей;

2- относительно предприятий не собственников -- стратегические вопросы создания и деятельности таких предприятий решаются собственниками их имущества

Государственное предприятие (ГП) -- это предприятие унитарного типа, которое действует на базе отделенной части государственной собственности без деления ее на частицы, создается в распорядительном порядке компетентным органом и входит в сферу управления указанного органа.

основные черты:

2) предприятие несобственник, что предопределяет необходимость выполнения указаний собственника и согласование с ним основных вопросов деятельности;

3) функционирование на базе государственного имущества, которое закрепляется за ГП на праве полного хозяйственного ведения;

4) функции собственника имущества относительно государственного предприятия выполняет отраслевое министерство, к сфере деятельности которого належит предприятие, или государственное хозяйственное объединение, в состав которого включено предприятие;

5) управление ГП осуществляется единоличным руководителем, который назначается на должность путем заключения с ним контракта органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Сравнительно с другими предприятиями несобственниками государственное предприятие имеет дополнительные ограничения в таких своих полномочиях:

1) учредительских;

2) относительно распоряжения закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения имуществом;

3) относительно распоряжения прибылью;

4) относительно заключения договоров.

Казенное предприятие -- это такое унитарное предприятие, которое действует на базе отделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без деления ее на части, создается путем преобразования из государственного предприятия по решению Кабинета Министров Украины и входит в сферу управления органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом.

Основные черты казенного предприятия:

1) хозяйственная организация унитарного типа;

2) функционирует на базе государственного имущества, которое не подлежит приватизации;

3) создается по решению Кабинета Министров Украины путем реорганизации в форме преобразования государственных предприятий.

4) функции собственника имущества относительно казенного предприятия выполняет отраслевое министерство: утверждает устав казенного предприятия, назначает его руководителя, осуществляет контроль за соблюдением положений устава и эффективностью использование закрепленного за казенным предприятием государственного имущества; осуществляет планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия и т.д.;

5) действует на основании устава, который разрабатывается на основе за утвержденного Кабинетом Министров Украины Типичного устава казенного предприятия, и может включать, кроме общих положений, положение об обязательной отчетности казенного предприятия за установленной Кабинетом Министров формой и ответственность руководителя предприятия за результаты его хозяйственной деятельности;

6) принадлежит к предприятиям несобственникам: функционирует на базе государственного имущества, которое закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления, которое предусматривает необходимость целевого использование имущества с значительным ограничением полномочий относительно его распоряжения, а также субсидиарную ответственность государства за обязательствами казенного предприятия.

Арендное предприятие -- это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коммунального или иного предприятия с целью аренды и эксплуатации целостного имущественного комплекса последнего для осуществления хозяйственной коммерческой деятельности.

Характерные особенности арендного предприятия:

2) действует на основании Хозяйственного кодекса, "О хозяйственных обществах", "Об аренде государственного и коммунального имущества", учредительных документов, договора аренды;

3) имеет форму хозяйственного общества;

4) участниками такого общества являются члены трудового коллектива предприятия, имущество которого передается в аренду;

5) создание членами трудового коллектива хозяйственного общества с целью аренды имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, на котором они работают, обусловленное участием в нем более чем 50 процентов членов трудового коллектива;

6) участники хозяйственного общества -- арендного предприятия должны брать обязательное трудовое участие в производственно-хозяйственной деятельности такого предприятия;

7) действует на базе арендованного целостного имущественного комплекса государственного, коммунального или иного предприятия;

8) функционирует на базе смешанной собственности: государственной или коммунальной и коллективной.

Кроме общих оснований прекращения деятельности, которые присущи любой хозяйственной организации, арендное предприятие имеет еще дополнительную -- разрыв или прекращение договора аренды без следующей пролонгации.

субъект хозяйственный право кооператив

3. Понятие хозяйственного общества

Хозяйственные общества -- это хозяйственные организации, которые создаются физическими и/или юридическими лицами на договорных началах путем объединения имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Правовое положение хозяйственных обществ регулируется Законом Украины от 19 сентября 1991 г. "О хозяйственных обществах".

Характерные особенности:

* хозяйственные организации корпоративного типа;

* возможность применения этой организационно-правовой формы для предприятий, других хозяйственных организаций низового звена экономики, которые имеют целью получения прибыли, неприбыльных хозяйственных организаций, хозяйственных объединений;

* наличие статуса юридического лица;

* основной правовой титул имущества общества -- право собственности;

* делимость имущества общества на доли, размер которых определяется учредительными документами общества;

* обязательное наличие у общества двух фондов -- уставного и резервного:;

* основатели имеют право выбора вида общества из числа тех, что предусмотренные законом: - АО, ООО, ОДО, ПО, Коман. О.

В зависимости от того, какие элементы (имущественные или личные) доминируют в хозяйственном обществе, законодательством предусмотрены применения разных принципов правового регулирования:

Акционерное общество (АО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определеное количество частей равной нарицательной стоимости, выраженных в акциях, и которое несет ответственность за своими обязательствами всем собственным имуществом; акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости надлежащих им акций.

Характерные особенности:

2) деление уставного капитала на частицы равной нарицательной стоимости, которые именуются акциями;

3) ответственность АО за своими обязательствами лишь имуществом, которое належит нему на правах собственности;

4) отсутствие у акционеров субсидиарной имущественной ответственности по обязательствам общества, если они (акционеры) полностью выплатили свои части;

5) основатели -- физические и/или юридические лица; и т.д.

Акционерные общества функционируют в двух видах: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Ст. 81 ХКУ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом; участники, которые полностью уплатили свои взносы, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости своих взносов.

Основные черты:

1) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке на момент создания общества;

2) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или разным);

3) ответственность общества по собственными обязательствами всем своим имуществом;

4) отсутствие у участников общества субсидиарной имущественной ответственности за долги общества, если они полностью уплатили свои частицы; и т.д.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своими обязательствами всем своим имуществом, а в случае его недостаточности -- также имуществом участников раз мер котрого определен учредительными документами и является кратным размеру к вкладу любого из них.

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

2) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке, которая действует на момент создания общества;

3) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или неравным);

4) наличие системы органов управление: собрание участников -- вышестоящий орган, дирекция (коллегиальный) или директор (единоличный) -- исполнительный орган, ревизионная комиссия -- контрольный орган;

5) субсидиарная ограниченная имущественная ответственность участников по обязательствам общества, предельный размер которой устанавливается или законом (относительно доверительных обществ) или учредительными документами ОДО в одинаковом для всех участников кратном размере к их вкладах; и т. д.

Полное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части размер которых определен учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Все участники которые от лица общества совместно осуществляют предпринимательскую деятельность несут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Основные черты".

1) разновидность хозяйственного общества;

2) учредительный документ -- учредительный договор

3) отсутствие законодательных требований к размеру и порядку формирования имущества, которое регулируется учредительным договором;

4) отсутствие органов управления обществом, поскольку управление делами общества осуществляется самыми участниками в порядке, определенном учредительным договором общества; и т.д.

Коммандитное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части в размерах, определенных учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и имеет одного или больше участников, которые от лица общества осуществляют предпринимательскую деятельность и несут по его обязательствам ответственность всем своим имуществом (полных участников), а также других участников, присутствующих в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчиков).

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

3) обязательность одного учредительного документу -- учредительного договора;

4) отсутствие законодательных требований к размеру имущества и порядка его формирование (эти вопросы регулируются учредительным договором);

5) ограничение совокупной части вкладчиков 50 % имущества общества;и т.д.

4. Правовое положение производственных кооперативов

Производственный кооператив (ПК) -- это хозяйственная организация корпоративного типа, которая создается на добровольных основах гражданами для общего осуществления хозяйственной (прежде всего производственной) деятельности с целью получения дохода и действует на основании устава, на основах членства, обязательного трудового участия в его деятельности, самоуправление и самофинансирование.

Нормативной основой деятельности производственного кооператива являются законы: общий (Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР") и специальный (Закон Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации").

Основные черты производственного кооператива:

1) хозяйственная организация корпоративного типа;

2) цель деятельности -- получение дохода и обеспечение занятости население;

3) создание на добровольных основах;

4) непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции/товаров, выполнение работ, предоставление услуг);

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) -- это производственный кооператив, созданный физическими лицами -- сельскохозяйственными товаропроизводителями для общего производства продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства, с обязательным трудовым участием в его деятельности.

Особенности сельскохозяйственного производственного кооператива.

1) специфический предмет деятельности -- производство продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства;

2) минимальное количество основателей (членов) -- три лица;

3) основные участники (члены) СПК -- физические лица, которые достигли 16 лет и являються сельскохозяйственными производителями;

4) обязательность трудового участия членов СПК в процессе производства;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    В работе рассматриваются следующие вопросы: Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм, каких отраслей права формируется отрасль хозяйственного права? Дается характеристика особенностей метода хозяйственного права.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Значение гражданско-правового института вещных прав в гражданском обороте. Изучение норм права, регулирующих правоотношения, связанные с объектами вещного права. Субъекты вещных правоотношений. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие и предмет хозяйственного права. Методы хозяйственного права: императивный (вертикальные отношения); диспозитивный (горизонтальные отношения). Признаки предпринимательской деятельности. Создание коммерческих организаций. Хозяйственный договор.

Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права

Понятие, признаки и основные группы субъектов хозяйственного (предпринимательского) права

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью (регулируют ее), созданные в соответствии с порядком, установленным законом, имеют необходимое для осуществления такой деятельности имущество и обладают соответствующей правоспособностью.

Как видим, основными признаками субъекта хозяйственного права являются:

непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и оказание услуг) или руководство (управление) такой деятельностью (регулирование ее), что присуще собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединениям, промышленно-финансовым группам, исполнительным органам государственной власти финансово-экономического блока;

создание в установленном законом порядке;

наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью. Данное имущество может закрепляться за субъектом предпринимательского права на разных правовых титулах: право собственности, право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пользования и др.;

наличие правоспособности, т. е. определенной государством для соответствующего хозяйствующего субъекта возможности быть субъектом права: иметь и осуществлять предпринимательские права и обязанности, отвечать за их выполнение и иметь юридическую возможность защищать свои права и законные интересы от возможных нарушений. Объем правоспособности участников предпринимательских правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществления деятельности субъектов хозяйственного права их делят на две большие группы.

К первой группе принадлежат те, кто непосредственно осуществляет хозяйственную деятельность (индивидуальные предприниматели, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы и т. д.).

Во вторую входят такие субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство экономикой страны, в том числе организацию хозяйственной деятельности (органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе исполнительные органы государственной власти финансово-экономического блока, а также центральные компании финансово-промышленных групп, которые регулируют и координируют хозяйственную деятельность входящих в группу организаций).

Следует обратить внимание на то, что объем правомочий субъектов хозяйственного права второй группы определяется прежде всего государством в соответствии с задачами и функциями, которые они выполняют в интересах общества в целом или его составных частей.

Все предпринимательские организации первой группы, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые, закрытые, акционерные общества работников - народные предприятия), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), являются юридическими лицами. Следовательно, они должны обладать и обязательными признаками юридического лица, наличие которых необходимо для признания хозяйственной организации субъектом предпринимательского права. Перечислим эти признаки.

Организационное единство, предполагающее, что предпринимательская организация имеет структуру, штаты, органы управления, которые определяются законом и закрепляются в ее учредительных документах: уставе и (или) учредительном договоре либо в положении об организациях данного вида. Предпринимательские организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ. Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК РФ). В таких хозяйственных организациях общее собрание акционеров является высшим органом управления. Они имеют совет директоров, исполнительный орган и ревизионную комиссию со строго обозначенной компетенцией.

Наличие обособленного имущества. В зависимости от вида и организационно-правовой формы хозяйственной организации степень обособленности ее имущества различна. Например, хозяйственные организации, являющиеся хозяйственными товариществами, обществами, производственными или потребительскими кооперативами, обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, а государственные или муниципальные унитарные предприятия - правом хозяйственного ведения. Имущество предпринимательской организации учитывается на ее самостоятельном балансе, наличие которого доказывает самостоятельность хозяйственной организации и обособленность ее имущества.

Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 126 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность предпринимательской организации по своим долгам тесно связана и вытекает из имущественной обособленности ее имущества.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени. Оно означает, что хозяйственная организация вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В учредительных документах предпринимательской организации должно определяться ее наименование (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Индивидуализации хозяйственных организаций служат как фирменные наименования, так и товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Вместе с тем наличие указанных выше признаков у предпринимательской организации, относящейся к первой группе, не свидетельствует о том, что она уже является юридическим лицом. Для признания предпринимательской организации юридическим лицом необходима государственная регистрация, данные которой включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Следовательно, хозяйственная организация первой группы приобретает права юридического лица только с момента государственной регистрации.

В то же время субъекты предпринимательского права, относящиеся ко второй группе, регулирующие или организующие экономическую деятельность (исполнительные органы государственной власти, различные объединения предпринимательских организаций), свою легитимность, права и обязанности приобретают иными способами. В частности, федеральные органы исполнительной власти получают свои полномочия после издания указа Президента РФ или принятия постановления Правительства РФ, утверждающих соответствующие положения об этих органах и определяющих их компетенцию и характер деятельности.

Коллективные субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности (холдинги, промышленно-финансовые группы) не являются юридическими лицами. Они вступают между собой (на основании договоров, соглашений) в многочисленные экономические связи и образуют единые производственно-хозяйственные комплексы, так называемые хозяйственные системы. В эти комплексы-системы входят предприятия, организации, банки и центры, которые являются юридическими лицами, в то время как сам комплекс-система в целом таковым не является, хотя в некоторых отношениях обладает хозяйственной правосубъектностью. Так, В. В. Лаптев справедливо замечает, что в качестве субъектов права подобные комплексы выступают, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным законодательством, где они признаются «группами лиц». В отношении финансово-промышленных групп законодательством допускается признание входящих в их состав производственных предприятий консолидированными группами налогоплательщиков, т. е. субъектами налоговых отношений . В ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривается, что инвесторами могут быть группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица.

Как видим, в производственно-хозяйственных комплексах входящие в них хозяйствующие субъекты тесно связаны между собой экономическими, организационными, технологическими и юридическими отношениями, что требует внутрисистемного регулирования предпринимательской деятельности.

  • См.: Лаптев В. В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. С. 108.

Понятие субъекта хозяйственного права обосновано теорией хозяйственного права, которая исходит из того, что субъектами хозяйственного права есть участники хозяйственных отношений, т.е. организации и их структурные подразделы. Отдельные граждане, если они осуществляют предпринимательство без создания предприятия, также должны признаваться субъектами хозяйственного права, а не субъектами гражданского права, как считалось раньше, хотя их правовой статус нуждается в детальном исследовании.

Среди организаций - субъектов хозяйственного права можно выделить: а) организации, которые в виде профессионального промысла вырабатывают и реализуют для общественных (не собственных) потребностей продукцию, выполняют работы, предоставляют услуги; б) организации - потребители результатов хозяйственной деятельности; в) организации, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность в экономике.

Субъекты хозяйственного права действуют или как владельцы основных средств производства (например, кооперативы, хозяйственные общества), или как хозяйствующие субъекты, основанные собственниками (например, государственное предприятие, частное предприятие, предприятие, основанное кооперативом). Управленческие организации - министерства, ведомства - определенные законом как уполномоченные владельцем (владельцами) органы (ст. 33 Закона Украины "О собственности", ст. 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине").

Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность.

Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

По общему правилу, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм субъектов хозяйственного права определяется законодательством Украины (предприятия, объединение предприятий, министерства и т.п.). Кроме того, предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Это может быть одна из предусмотренных законом форм или даже и не предусмотренная (например, заимствованная из-за границы). В этом случае предприниматель руководствуется Законом Украины "О предпринимательстве" и своим уставом.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права есть то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Т.е. в имущественном отношении субъект хозяйственного права есть самостоятельным и не зависит в своих решениях от основателей и участников. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положении) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Правом собственности и хозяйственным законодательством относительно управления имуществом определяется правовой титул, за которым имущество принадлежит субъекту. Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и другие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим признаком субъекта хозяйственного права есть его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать у обязательство, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственном правоотношении прав и обязанностей. Субъекты хозяйственного права (кроме подразделов организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридическое отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности области хозяйственного права, но и для практического восприятия предмета ГК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Многие участники хозяйственных отношений, несомненно, выходят за рамки указанных понятий: промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, инвестиционные фонды и др. Кроме того, хозяйственная практика знает не только филиалы и представительства (как это предусмотрено в ГК), но, например, отделение, цеха, отделы и т.п. Данные субъекты де факто участвуют в экономических отношениях. Зажима здесь экономического разнообразия в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо, филиал или представительство) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса.

Вот почему ГК Украины сохранил достигнутую в начале 2003 года разнообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. В том числе ХК не ограничил организационные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Под давлением хозяйственно-правовой необходимости в процессе доработки проекта ГК Украины в ч.1 ст.83 (сначала - ст.65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться "в других формах, установленных законом".

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, в, 13) используют несколько понятий, которые могут относиться к категории субъекта хозяйственного права: "субъект хозяйствования", "субъект хозяйственной деятельности", "участник хозяйственных отношений". Очевидно, что первые два понятия - синонимы. А вот соотношение понятий "субъект хозяйствования" и "участник хозяйственных отношений" следует различать.

В соответствии со ст.2 ГК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования признаются не только субъекты хозяйствования, но и потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. На основании указанной нормы, исходя из специфики участия в хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции стоит выделить 4 группы участников хозяйственных отношений.

Первую группу составляют субъекты хозяйствования, понятие которых раскрыто в ч.1 ст.55 ГК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пример соотношения понятие "участник хозяйственных отношений" и "субъект хозяйствования" можно увидеть в смысле ч.2 ст.23 ГК: отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. В этом случае органы местного самоуправления, вступая в договорные отношения с субъектами хозяйствования, например, при передаче коммунального имущества в аренду, становятся участниками хозяйственных отношений.

В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • · хозяйственные организации - юридические лица, созданные отвечает видно ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • · граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители (ст. 20, ст.39 ГК).

В ст.1 Закона Украины "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. Приводится понятие потребителя - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хозяйственных отношениях ограничивается их попыткой на соблюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Названные органы не являются субъектами хозяйствования по ГК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. Но не всякий орган и не в полном объеме полномочий реализует хозяйственную компетенцию.

субъект хозяйственное право предприниматель

В общем виде компетенция - это положен законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязанности органов по управлению и осуществления хозяйственной деятельности, то есть все их права и обязанности, принадлежащие к области хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления определяется путем указания на его управленческие функции. В частности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести только те органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют следующие функции:

  • а) вступают в производственно-торговые и другие имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст. ст.8, 13, 23 ГК Украины и ст 167-176 ГК Украины, Закона Украины "О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд" от 22.12.95 г. И т. Не случайно, в соответствии со ст.1 Закона "О защите экономической конкуренции" от 11.01.2001р. органы государственной власти и органы местного самоуправления в части их деятельности по производству, реализации, приобретения товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования;
  • б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины), в том числе при защите экономической конкуренции (ст.18 ГК Украины);
  • в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, общественными предприятиями, учреждениями и организациями (ст 22, 24 ГК Украины);
  • г) легализуют хозяйственную деятельность (ст. ст.58,59 ГК Украины);
  • д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст 47, 48 ГК Украины);
  • е) пользуются другими, предусмотренными в законе, правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления важно учитывать, что полномочия таких органов ограничены принципом "разрешено только то, что определено законом". Данный вывод следует из содержания ч. З ст.8 ГК Украины: "Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины".

К четвертой группе относятся граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствования основаны на общих положениях права собственности, закрепленных в ст. ст.319-320 ГК Украины, согласно которым собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он (владелец) может использовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст.135 ГК Украины, согласно которой владелец имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право осуществлять организационно-учредительные полномочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя / участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника в отношении создания (учреждения) субъекта хозяйствования - юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким предприятием, составляя основу организационно-хозяйственных отношений. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернему или государственном предприятии, в фермерском хозяйстве, или опосредованно - через органы управления хозяйственных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием других лиц. При этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно вспоминает о них. В частности, в ст.75 ГК Украины приводится перечень соглашений государственного коммерческого предприятия, на осуществление которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйственной компетенцией. В ст.20 ГК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст.69 ГК Украины предложено, что владелец (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования прав и обязанности лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, делает их субъектами права.

Кроме того, следует учитывать существование вышеуказанных "нетипичных" субъектов хозяйствования. В буквальном смысле слова их нельзя отнести ни к субъектам хозяйствования, ни к участникам хозяйственных отношений, так как закон каждый раз отождествляет участников хозяйственных отношений с физическим или юридическим лицом. Но такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью, - не имеют статуса юридического лица. Данные субъекты могут иметь собственный баланс, банковские счета (обособленные подразделения - даже идентификационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчетность, но и их статус подлежит специальному нормативно-правовому регулированию.

Как подтверждение таких выводов можно привести положения ст. С Закона "О внешнеэкономической деятельности", которые относят к субъектам внешнеэкономической деятельности:

  • 1. представительства и филиалы иностранных юридических лиц, осу ют на территории Украины хозяйственную деятельность;
  • 2. объединение граждан и / или юридических лиц, которые не являются юридическими лицами по закону Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.

Таким образом, будучи поименованными в законе и наделенными определенными правами и обязанностями, идентификационными данными, заняв место в системе особых форм налогообложения и учета - данные субъекты определенным образом субъективируются, становясь Не столько законодательной, сколько правовой фигурой - суб " объектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их объединения, органы, граждане (участники хозяйственных отношений), а также другие организационно-правовые формы хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ии результаты или реализуют управленческую компетенцию или организационно-учредительные полномочия, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность, то есть совокупность общих юридических возможностей с непосредственной или косвенного участия в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности в различных субъектов хозяйственного права не однородна. Для субъектов хозяйствования, например, она реализуется в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениям ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права нужен неодинаков объем правомочий - разная совокупность юридических прав и обязанностей 1.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйственного права традиционно не называются потребители и граждане - учредители. Здесь проявляется своего рода "слабое звено" хозяйственно-правовой теории: если гражданин, не являющийся предпринимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, теряется своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с другими отраслевыми правоотношениями, в т. ч. гражданскими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что подобные сомнения безосновательны. Сфера хозяйствования лишена твердых границ, она существует во взаимодействии с другими общественными отношениями. Поэтому хозяйственное право, с целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено влиять на поведение лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматриваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, граждан-основателей и других нехозяйствующих субъектов. В тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъектами права.

Но не все такие субъекты имеют полную хозяйственную правосубъектность. В рамках хозяйственного права граждане-потребители, например, наделяются только правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяйствования (ст.20 ГК Украины). Такая защита должна общехозяйственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдение правил бытового обслуживания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т. ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями не является хозяйственными согласно ч. З ст.175 ГК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъекты не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.

Нетипичными коллективными субъектами хозяйствования могут быть названы обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций, действующих на территории Украины, в частности филиалы и представительства, особенно иностранных юридических лиц. Юридическая форма закрепления их статуса находит проявление в том, что структурные подразделения субъектов хозяйствования включаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители - на основании доверенности хозяйственной организации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные банковские счета, печать, собственный баланс, самостоятельную налоговую отчетность, хозяйственные споры по искам таких структурных подразделений рассматриваются по месту их нахождения.

Общие положения по филиалов и представительств приводятся в ст.95 ГК Украины. Филиал - обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство - это также обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена выполнением юридических действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагают на них юридическим лицом.

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по нескольким критериям.

На основании глав 4 "Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)" и 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" (в том числе положения статей 42 и 52) ГК Украины, можно сделать вывод, что по критерию наличия цели получения прибыли можно субъектов хозяйствования разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективные и индивидуальные. Коллективные образования - это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные это граждане - предприниматели (или, как их часто называют, частные предприниматели).

Следует отметить, что ГК Украины применяет понятие гражданина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное обстоятельство некоторыми авторами отмечается как преимущество ГК Украины, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без гражданства даже там, где они разные (например, в отношении прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахождение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ГК в этом вопросе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст.129 ГК Украины говорит, что иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом". Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст.26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не заменять в хозяйственном законодательстве понятие "гражданин" на понятие "физическое лицо". В то же время, существует и противоположная точка зрения, исходящая из того, что в праве на занятие предпринимательством реторсии отношении иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально находятся на территории Украины, в ст.42 Конституции Украины, не предусмотрено. Поэтому нет оснований сужать понятие физического лица к понятию гражданина. Несмотря на теоретическую дискуссионность данному вопросу, нельзя не заметить практическую удобство применения понятия "гражданин - предприниматель" вместо понятия "физическое лицо - предприниматель", использованные в этом курсе.

Принципы хозяйственного права

Принципы права – это основополагающее начало руководящее идеей права, определяющее его сущность.

Принципами хозяйственного права являются исходящие положения, на основе которых строится вся регулирующая система отношений в хозяйственной сфере.

Принципы хозяйственного права:

Принцип законности;

Принцип справедливости;

Принцип неприкосновенности собственности;

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

Свобода предпринимательской деятельности;

Свобода заключения хозяйственного договора;

Принцип защиты нарушенных прав и интересов хозяйствующих субъектов;

Принцип юридического равенства различных форм собственности;

Принцип свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности;

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Субъекты хозяйственного права – это носители предпринимательских прав и обязанностей. Данные права и обязанности относятся к сфере, как непосредственного осуществления хозяйственной деятельности, так и сфере регулирования и организации этой деятельности.

Хозяйственное право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного права – это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из этого, субъектами хозяйственного права являются:

1. Физические лица, зарегистрированные в качестве ИП

2. Юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные организации

3. РФ, ее субъекты и муниципальные образования

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с законом «о развитии малого предпринимательства в РФ» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным субъектов хозяйственного права является ИП и юридические лица.

В соответствии с законом, они подлежат государственной регистрации; обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Выделяют следующие признаки субъектов права:

1. Субъекты хозяйственного права обладают правами и обязанностями, относящимися к этой области права. Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права, в условиях плановой экономики, характеризировалось обычно как хозяйственная компетенция.



Хозяйственная правоспособность не одинаково определяется применительно к различным видам субъектам предпринимательской деятельности, так, коллективно хозяйствующие субъекты – это предприятия, обладающие общей правоспособностью, а государственные и муниципальные предприятия имеют лишь специальную правоспособность, позволяющие им вести не всякую деятельность, только одну, которая соответствует предмету деятельности данного субъекта.

2. Наличие у субъекта хозяйственного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности, в то же время, предпринимательская деятельность может осуществляться на основе государственной и муниципальной собственности. При этом собственником имущества в государственных и муниципальных предприятиях остается государство или муниципальное образование, а создаваемые ими унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения им оперативного управления.

3. Ответственность за нарушения субъектом своих обязанностей. Предпринимательская ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств. Важную роль в применении ответственного решения играет Арбитражный суд.

4. Государственная регистрация субъектов государственной деятельности, т.к. статус субъекта хозяйственного права возникает лишь после государственной регистрации. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях. Государственная регистрация обязательна только для субъектов предпринимательской деятельности. Что касается субъектов хозяйственного права, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности, то их регистрация проводится иными способами, например, утверждением положения о таком субъекте.

Гражданин, осуществляющий ПД, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключения сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Незарегистрированная организация, также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность; все доходы от такой деятельности подлежат взысканию в бюджет.

Для участия в ПД гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности, которая признается в равной степени за всеми гражданами вне зависимости от пола, национальности, возраста.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Гражданин приобретает права и осуществляет обязательства от собственного имени. Право на имя - неотъемлемое право любого лица. Закон не допускает осуществление прав и обязанностей под именем другого лица (кроме закона об авторском праве – о вымышленном имени). Лицо может изменить свое имя. Регистрации подлежит присвоение и перемена имени.

Совокупность гражданских прав и обязанностей - это содержание гражданской правоспособности :

· право избирать место жительства (то место, где лицо постоянно или преимущественно проживает);

· право иметь имущество в собственности, наследовать и завещать его;

· право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

· право создавать юридические лица;

· право иметь иные имущественные и личные неимущественные права;

Не допускается злоупотребление своими правами в ущерб другим участникам имущественного оборота (например, нельзя осуществлять действия, направленные ограничение конкуренции). Граждане должны осуществлять свои права разумно и добросовестно. Гражданская правоспособность является неотчуждаемой, даже в добровольном порядке. Свои права можно не реализовывать, но нельзя от них отказаться. Никто не может быть ограничен в своей правоспособности, иначе как в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также исполнять гражданские обязанности. Она предполагает самостоятельные действия. Включает в себя деликтоспособность - способность нести гражданскую ответственность.

Зависит от 2-х факторов:

· возраст лица

· вменяемость

Полная дееспособность:

· с 18 лет;

· при вступлении в брак;

· эмансипация - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Условия: достижение 16 лет, согласие родителей или законных представителей, несовершеннолетний должен либо работать по трудовому договору, либо заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия родителей вопрос может быть решен судом. Если несовершеннолетний признается эмансипированным, то он несет самостоятельную имущественную ответственность и получает право заключать любые сделки.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в качестве индивиду­ального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель (ИП) - дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивиду­ального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуще­ствляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

Таким образом, можно выделить условия, позволя­ющие гражданину заниматься предпринимательской деятельностью: его дееспособность и государственная регистрация в качестве индивидуального предприни­мателя.

Правовой статус индивидуального предпринимате­ля согласно действующему законодательству таков, что предприниматель наряду с коммерческими организация­ми является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

ИП вправезаключать любые предпринима­тельские договоры, не противоречащие действующему законодательству. Лица, занимающиеся индивидуаль­ным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о сов­местной деятельности (простого товарищества).

К этой деятельности применяются правила, регулиру­ющие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или су­щества правоотношения.

ИП имеет право:самостоятельно форми­ровать производственную программу, выбирать постав­щиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами, оспаривать в суде в установленном за­коном порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

ИП обязан:осуществлять свою деятель­ность в соответствии с действующим законодательством, исполнять обязательства надлежащим образом; своевре­менно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать законно установленные налоги.

ИП несет ответственность: за ненадле­жащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окру­жающей среды, нарушение антимонопольного законода­тельства, реализацию потребителям продукции, причи­няющей вред здоровью.

ИП отвечает по своим обязательствам всем при­надлежащим ему имуществом, за исключением имуще­ства, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; деятельность ИП, нарушающего правила предпринимательской деятельно­сти, в результате которой причинен вред охраняемым за­коном правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений.

За ненадлежащее осуществление своих прав и испол­нение обязанностей ИП может быть привлечен к гражданско-правовой, административной, уго­ловной ответственности.

Понятие, признаки, классификация юридических лиц

Юридическое лицо (ЮЛ) - это организация, имеющая следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответ­ственность имуществом по своим обязательствам; само­стоятельное выступление в гражданском обороте (приоб­ретение и осуществление имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету и быть зареги­стрировано в качестве ЮЛ.

ЮЛ обладает правоспособностью и дееспособностью, которые у него возникают одновременно и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра ЮЛ.Правоспособность может быть общей (у коммерческих организаций, за исключени­ем унитарных предприятий) и специальной (у некоммер­ческих и унитарных организаций). Общая правоспособ­ность означает способность ЮЛ заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Специальная пра­воспособность - это ограничение видов деятельности (возможные виды деятельности перечисляются в учреди­тельных документах ЮЛ), для этого ЮЛ должно иметь лицензию.

ЮЛ может иметь обособленные подразделения, распо­ложенные вне места нахождения: филиалы (осуществляют все функции ЮЛ либо часть их) и представительства (пред­ставляют интересы ЮЛ и осуществляют его защиту).

Правоспособность ЮЛ осуществляется с помощью его органов: единоличных (директор, управляющий, предсе­датель, президент) и коллегиальных (директорат, коллегия руководителей, общее собрание трудового коллектива).

Индивидуализация ЮЛ осуществляется с помощью наименования предприятия, а также с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которые являются интеллекту­альной собственностью ЮЛ. Место нахождения ЮЛ оп­ределяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное. Ком­мерческое ЮЛ должно иметь фирменное наименование. ЮЛ может обладать коммерческой либо служебной тайной. ЮЛ обладает деловой репутацией.

Классификация ЮЛ:

По степени участия труда и капитала они делятся на объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества);

По порядку создания имущественной базы они делят­ся на корпорации (добровольные объединения) и учр­еждения (дочерние предприятия);

По форме собственности на свое имущество они де­лятся на государственные, муниципальные и частные;

В зависимости от соотношения в правах учредителей и самого ЮЛ на имущество последнего ЮЛ делятся на тех, в отношении которых учредители имеют обяза­тельственные права, на тех, учредители которых име­ют право собственности или вещные права на имуще­ство ЮЛ, и на тех, в отношении которых их учредите­ли не имеют имущественных прав;

В зависимости от организационно-правовой формы ЮЛ делятся на хозяйственные товарищества и обще­ства, кооперативы, унитарные предприятия (государ­ственные и муниципальные), учреждения, финанси­руемые собственником, некоммерческие организа­ции;

В зависимости от цели деятельности ЮЛ делятся на коммерческие (основная цель их создания - получе­ние прибыли) и некоммерческие (основная цель их со­здания - выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением при­были).