Конституционный суд обладает полномочиями по сга. Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия. Конституционный Суд и импичмент Президента

И ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.

ВОПРОС 3.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном суде РФ от 21 июля 1994г.). Итак, рассмотрим данные вопросы в определенном выше порядке.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный суд:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б)между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Полномочия Конституционного суда РФ не ограничены определенным сроком.


Если провести сравнительный анализ полномочий Конституционного суда РФ по законодательству 1991 г. и его полномочий по Федеральному закону 1994 г. можно сделать вывод, что сфера контроля Конституционного суда заметно сузилась. В то же время это ограничение сферы юрисдикции Конституционного суда может быть оценено и как "работающее" не только на его деполитизацию, но прежде всего - его разгрузку с целью эффективной работы но иным основным направлениям.

Сегодня конституционный контроль актов федеральных органов ограничен актами высших звеньев законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы государства. В отличие от унитарных европейских стран сфера юрисдикции Конституционного суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе и в проекте Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" соответствующие вопросы отнесены к общему судебному порядку (ст.46.2 проекта).

Акты субъектов федерации требуют особого анализа. Говоря о перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о федеральных конституционных законах - новой разновидности законов в РФ, впервые предусмотренной Конституцией 1993 г. Являются ли они объектами охраны Конституционным судом либо объектами проверки в Конституционном суде, т.е. конституционно-контрольной экспертизы?

Как известно , по своей юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью не совпадают с законами об изменении и дополнении Конституции. Затрагивая тему о перечне актов, хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного конституционного контроля. Специфика России не просто в сдержанном, но и в отрицательном отношении к проектам нормативных актов.

В новом Законе о Конституционном суде проекты актов не упоминаются в перечне подлежащих проверке в Конституционном суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался прямой запрет на такое полномочие. В ст.32.6 говорилось, что Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов договоров и нормативных актов, высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, не принятых нормативных актов и т.д. Это одно из немногих своеобразий, которые должны быть учтены как корректирующие к общему выводу о предельно широком круге актов, могущих стать объектами проверок в Конституционном суде РФ.

Закон о Конституционном суде РФ более ясно и детально урегулировал вопросы, касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет важнейшее значение в деле правовой защиты личности.

Положения предыдущего акта , касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной с деятельностью суда по охране конституционных прав и свобод граждан были весьма сложны и заюридизированы.

Значительно упрощена ныне и процедура возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными.Они допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе, применяющем такой Закон.

Налицо преодоление ранее существовавшего положения, когда гражданин, чьи права нарушены, перед обращением в Конституционный суд должен был пройти множество инстанций.

Важное значение имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде всего, Конституционный суд уведомляет об этом рассматривающий дело суд или иной орган, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Это не обязывает приостановить производство по делу, но вместе с тем суд или иной орган, рассматривающие дело, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным судом. Установлено, что если последний признает закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Изменены полномочия Конституционного суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее.

Такие действия Конституционный суд принимает по запросу Совета Федерации. Если суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Сонет Федерации.

Конституционный суд РФ согласно новому законодательству кроме этого утратил также еще ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции этого органа исключено рассмотрение дел конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений о наличии оснований для их отречения от должности.

Теперь нет у Конституционного суда и права давать заключения о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные е их деятельностью полномочия.

По-новому решен ряд вопросов , связанных с субъектами, которые вправе возбуждать дела в Конституционном суде. Ранее действовавшее законодательство предоставляло суду право рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Такая практика имеет место и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет Конституционному суду права рассмотрения вопросов по собственной инициативе. Таким образом, обеспечивается принцип объективности и беспристрастности в деятельности этого органа. Ранее с запросами в Конституционный суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента.

Право возбуждения дел в Конституционном суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это, конечно же, свидетельствует об определенном стремлении исполнительной и законодательной власти подмять конституционную опору, хотя, в общем-то, наверное, есть в этом и попытка предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного суда.

Конечно, новое законодательство отчасти также и несколько расширило полномочия Конституционного суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации, однако, как кажется, это всего лишь заигрывание власти в демократию, построить по настоящему которую нам еще только предстоит.

Вообще на сегодняшний день в арсенале Конституционного суда РФ две формы толкования конституционных норм.

Одна из них свойственна всем Конституционным судам и составляет основное содержание их деятельности: это - толкование конституционных норм и положений в связи с рассмотрением конкретных споров, будь то вопрос о соответствии нормативного акта конституции, спор о компетенции между государственными органами, между федерацией и ее субъектами или, наконец, вопрос о соответствии международного договора Конституции страны.

Вторая форма - это так называемый прямой запрос о толковании, которое не связано с решением вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного суда. Возможность такого прямого запроса достаточно редкое явление. B зарубежной практике судебного конституционного контроля встречается (как это было, например, в ФРГ) в первые годы действия новой Конституции.

Такова ситуация в России , где новая Конституция 1993 г. отличается во многих отношениях от предыдущих и к тому же является Конституцией жесткой: вносить в нее поправки достаточно сложно. Отсюда и предоставленная определенной категории субъектов конституционного права возможность обратиться с прямым запросом о толковании в Конституционный суд РФ и обязанность суда дать толкование той или иной нормы Конституции, соотношения норм, правового содержания использованных в тексте понятий и т.п.

Конституционный перечень правомочных на то субъектов включает: Президента РФ, каждую из палат Федерального Собрания, Правительства РФ, орган законодательной власти каждого из субъектов РФ (ч.5 ст. 125).

Таким образом , Конституционный суд имеет две возможности толкования Конституции: прямо предусмотренную Конституцией (ч.5 ст. 125), по запросам перечисленных выше субъектов (ранее такого правомочия Конституционный Суд не имел) и имплицитно присущую при решении споров о конституционности нормативных актов, споров о компетенции и иных вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Конституционного суда РФ.

Примером реализации первой возможности может служить постановление Конституционного суда по делу о толковании ряда статей Конституции РФ, предусматривающих принятие решений палатами Федерального Собрания РФ большинством от общего числа депутатов. Возник вопрос: что считать таким "общим числом" - число депутатов Государственной Думы, названное Конституцией РФ, - 450 (ч.З ст.(95) или же число мандатов, реально замещенных на момент голосования. Конституционный суд постановил, что под общим числом депутатов следует понимать число депутатов, установленное для Государственной Думы ч.3 ст.95 Конституции РФ,- 450 депутатов.

Одним из основных документов , которыми руководствовался Суд, состоит в том, что акт парламента как органа общенационального представительства должен отражать не только интересы парламентского большинства, но также интересы большинства общества. Определение результатов от числа лишь замещенных мандатов может привести к тому, что Государственная Дума в случае вакантности значительной части депутатских мандатов будет принимать федеральные законы, фактически утратив свой представительный характер.

Примером реализации второй возможности может служить решение Конституционного суда по обращению Профсоюза летнего состава Гражданской авиации РФ, который посчитал неконституционной ст. 12 действующего Закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров, на основании которой в судебном порядке была запрещена забастовка летнего состава. Названная статья запрещает, в частности, проведение забастовок в гражданской авиации. Суд посчитал, что право на забастовку может быть ограничено, но не по отраслевому принципу, а в соответствии с рамками пользования правами и свободами, которые установлены самой Конституцией. Запрет же на одном только основании принадлежности к определенной отрасли не соответствует ч.4 ст.37 и ч.2 и 3 ст.55 Конституции Российской Федерации.

Остро стоит проблема , когда толкование связано с восполнением пробелов в конституционном тексте. Явный пробел в федеральном конституционном Законе о Конституционном суде - отсутствие в нем указаний о каких-либо установках и принципах, из которых должен исходить суд при прямом толковании Конституции. Право толкования Конституции, несомненно, способствует усилению роли и престижа Конституционного суда, более полному раскрытию его юридической природы и сущности.

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя,-основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.
Поводом к рассмотрению дела считается обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, жалобы или ходатайства, отвечающего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Круг органов и лиц, имеющих право на обращение в зависимости от его характера, определен ст. 125 Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в соответствии Конституции РФ закона, иного нормативного акта, договора между органами государственной власти или противоречие в позициях сторон в сборах о компетенции или неопределенность понимания положений Конституции РФ, а также выдвижение Государственной Думой РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме с приложением необходимых документов, подтверждающих его характер, после оплаты государственной пошлины в размере от одного до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее одного месяца с момента завершения предварительного
изучения.
Конституционный Суд РФ полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел.
1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органовгосударственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров РФ.
По делам этой категории Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
V федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
S конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ исовместному ведению органов государственной власти РФ иорганов государственной власти субъектов РФ; S договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;^ не вступивших в силу международных договоров РФ. Право на обращение-в Конституционный Суд РФ по упомянутым выше вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума РФ, YJ членов Совета Федерации и депутатовГосударственной Думы РФ, ВерхшмыЙСудРФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодателиной и исполнительной властисубъектов РФ.
2. По спорам о компетенций:
S между федеральными органами исполнительной власти;
S органами государственнсй$гвласти РФ и органами государственной власти суоъектфв.РФ;
s высшими:госуцарствеВДйЙ?1 органами власти субъектов РФ".
Правом на обращение в е)|№^эдатайством о разрешении спора о компетенции обладает люйЩвз участвующих в споре, перечисленных ранее, а также ПрезидЩт РФ - в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда пр» недостижении согласованных решений (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).
3. 0 конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Так, в соответствии со ст. 101 Федерального конституциднного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд общей юрисдикции, арбитражный суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.


Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ считается официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный Суд РФ Советом Федерации, если обвинение выдвинуто Государственной Думой РФ и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии вдействиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.
Кроме того, Конституционный Суд РФ выступаете законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.



Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (выборы Председателя Суда, формирование палат, утверждение Регламента и т.д.).


4. 0 конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органьги лица, указанные в федеральном законе.
Так, в соответствии со ст. 101 Федерального KOHCTHTyundHHoro закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд обшей юрисдикции, арбитражный суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона.
Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п. 6 ст. 35).
4. Толкование Конституции РФ дается Конституционным Судом РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, органов законодательнойвласти субъектов РФ.
Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ считается официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов- государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. О даче заключений по соблюдению установленного порядкавыдвижения обвинения Президента РФ в государственной изменеили совершении иного тяжкого преступления.
Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный Суд РФ Советом Федерации, если обвинение выдвинуто Государственной Думой РФ и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.
Кроме того, Конституционный Суд РФ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Полномочия Конституционного Суда РФ реализуются путем принятия правовых актов, которыми Конституционный Суд РФ в пределах своей компетенции выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и изложения государственно-правовых распоряжений. Особенность юридической природы этих актов состоит в том, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Закон определил исчерпывающий перечень принимаемых Конституционным Судом РФ актов, относящихся к его решениям. Это постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам.
Постановлением именуется итоговое решение Конституционного Суда РФ, принятое как в пленарном заседании, так и заседании палат по существу любого из перечисленных ранее конкретных дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, кроме дел, связанных с процедурой импичмента Президента РФ. Итоговое решение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые входе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (выборы Председателя Суда, формирование палат, утверждение Регламента и т.д.).
Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 общего числа судей. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздерживаться или уклоняться от голосования.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости - в иных изданиях.
Юридическая сила решений Конртшуционного Суда РФ заключается в том, что оно окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными. лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Установлена обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда РФ.
В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или в частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Президент РФ, ПравительстваРФ, законодательный орган или высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны в установленные сроки (от двух до шести месяцев) принять новый нормативный акт, признанный неконституционным. Определено, что при неисполнении решения Конституционного Супа РФ применяются механизмы ответственности, предусмотренные федеральным законодательством. В заключение отметим важную роль Конституционного Суда РФ, связаннуюс конкретными сторонами деятельности других правоохранительных органов. Среди многих решений Конституционного Суда РФ в качестве примера сошлемся на некоторые из Них, относящиеся к деятельности суда, следствия и других правоохранительных органов.
По вопросам судебного рассмотрения дел:
1) Постановлением от 28 ноября 1996 г. N° 19-П «По делу о проверке конституционности статьи 48 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Каратузского районного суда Красноярского края» ст. 418 была признана неконституционной норма, наделяющая судью полномочиями возбуждать уголовное дело по подготовленным в протокольной форме материалам органом дознания и формулировать обвинение, т.е. из круга обязанностей правосудия исключена несвойственная ему функция осуществления уголовного преследования;
2) Постановлением от 16 марта 1998 г. № 9-П «По делу о проверкеконституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодексаРСФСР и статьи 1231ражданского процессуального кодекса РСФСРв связи с жалобами ряда граждан» была запрещена передача дел изсуда, которому они подсудны, в другой суд без принятия соответствуюшего процессуального акта, обосновывающего такое решение;
3) Постановлением от 2 июля 1998 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» были признаны неконституционными нормы, исключающие возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определения судов первой инстанции о назначении, переносе срока судебного заседания или о направлении дела на дополнительное расследование до постановления приговора по существу.
По вопросам предварительного расследования;
1) Постановление от 3 мая 1995 г. N° 4-П «По делу о проверке конституционности статей 2201 и 220г Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина К,А. Аветяна» расширило круг лиц, имеющих право на судебное обжалование ареста на предварительном следствии, включив в их число также защитников или законных представителей арестованного, причем рассмотрение жалобы осуществляется не. только судом по месту содержания лица под стражей, но и другими судебными инстанциями;
2) Постановление от 13 ноября 1995 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко» ввело право обжалования постановления о прекращении уголовного дела не только вышестоящему прокурору но и в суд.
По вопросам деятельности других правоохранительных органов: 1) Постановление от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"» подтвердило возникшее и подвергнутое сомнению при рассмотрении конкретных дел право производить взыскания с юридических лиц недоимки и пени в случае задержки уплаты налогов в бесспорном порядке. Эту же позицию под- твердил Конституционный Суд РФв постановлении от 12 мая 1998 г. № 14-П применительно к взысканиям штрафов за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин, сохранив право на последующее судебное обжалование.
Принципиальная позиция Конституционного Суда РФ высказана и по вопросам административной деятельности правоохранительных органов. Постановлением от 28 мая 1999 г. признаны неконституционными нормы ст. 226 и,267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, исключающие право граждан обратиться в суд для проверки законности судебного решения нижестоящего суда по делу об административном правонарушении.
Принятые Конституционным Судом РФ еще в 1990-е тт. постановления способствовали устранению нарушений прав граждан, укреплению авторитета закона и повышению роли правоохранительных органов в обеспечении их правоохранительных функций. Принципиальная позиция Конституционного Суда РФ по существу предопределила новые подходы к совершенствованию уголовного, гражданского, арбитражного и административного законодательства, что и нашло отражение в соответствующем законодательстве, принятом за последние два-три года.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Приведите понятие конституционного контроля.
2. Охарактеризуйте место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ.
3. Назовите основные направления конституционного контроля, осуществляемые Конституционным Судом РФ в соответствии с Конституцией РФ.
4. Расскажите о составе и структуре Конституционного Суда РФ.
5. Каковы порядок избрания Председателя КонституционногоСуда РФ и его полномочия?
6. Расскажите о полномочиях пленарного заседания и заседаний палат Конституционного Суда РФ.
7. Охарактеризуйте статус судей Конституционного Суда РФ.
8. Перечислите принципы конституционного судопроизводстваи укажите их особенности.
9. Каковы видырешений, принимаемых Конституционным Судом РФ?
10. Охарактеризуйте юридическое значение постановлений, заключений и определений Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ, как считают многие эксперты, - это один из ключевых органов власти с точки зрения государственной стабильности и качества политического управления страной. Интересно изучить его структуру, компетенции, а также спектр полномочий. Какие источники права регулируют каждый из этих аспектов? Каковы особенности работы судей КС РФ?

Определение

Как звучит определение Конституционного Суда РФ? Корректными источниками, откуда мы можем взять необходимые формулировки, могут быть действующие правовые акты. Многие юристы предпочитают, к примеру, брать за основу положения соответствующего Согласно формулировкам, в данном источнике рассматриваемый орган власти признается органом конституционного контроля, который самостоятелен и автономен.

Как мы видим, определение звучит достаточно просто. В некоторых случаях изучаемая инстанция именуется как федеральный Конституционный Суд РФ, но это, строго говоря, не вполне верно. В релевантных источниках права такое определение изучаемого органа власти отсутствует.

Главный источник права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность Конституционный Суд, - Конституция РФ, основной закон государства. Согласно ей рассматриваемая инстанция относится к высшим федеральным органам власти. В ключевых компетенциях КС РФ - рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов и иного типа правовых актов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование и разрешение релевантных споров. Определение Конституционного Суда РФ также дано в соответствующем федеральном законе.

сроки полномочий

Рассматриваемая инстанция осуществляет свою деятельность в рамках двух палат. В первой работают 10 судей, во второй - 9. Комплектация каждой осуществляется согласно жребию и регламенту. В среде юристов есть мнение: срок полномочий Конституционного Суда РФ в аспекте функционирования палат в неизменном составе - три года. Данная точка зрения соотносится с положением 20-й статьи ФЗ, регулирующего деятельность данного органа власти. Однако нет такого требования, что судьи должны меняться одновременно. Более того, ни в одном из законов не отражено условий, по которым данный орган власти может прекратить деятельность. Поэтому можно сказать, что срок полномочий Конституционного Суда РФ России законом не ограничен.

Судьи КС РФ назначаются Верхней Палатой Федерального Собрания по представлению главы государства. Деятельность они могут вести до достижения ими возраста 70 лет. Правда, это правило не касается Председателя КС. Данное должностное лицо также утверждается по представлению Президента РФ Советом Федерации и выбирается из числа действующих судей. Срок полномочий на этой должности - 6 лет. При аналогичных условиях назначаются Заместители председателя КС РФ.

В КС РФ работают также и рядовые сотрудники. Они формируют аппарат КС РФ, главной структурой которого является Секретариат. Сотрудники КС РФ осуществляют обеспечение работы Суда в аспекте организационных нюансов, научно-аналитических направлений, информационной и справочной поддержки, а также помогают судьям в их работе.

Свои функции Конституционный Суд осуществляет в Санкт-Петербурге. При этом заседания могут проводиться, если данный орган власти сочтет нужным, в любом другом городе. Представительство КС РФ открыто также и в Москве. Оно отвечает, в частности, за взаимодействие Конституционного Суда с другими органами власти в столице.

Назначение и работа судей

Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в КС РФ, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии - 15 лет. Назначаются судьи КС РФ, как мы уже отметили выше, происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей КС РФ, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге.

Деятельность граждан РФ на соответствующей должности в КС РФ несовместима с рядом других активностей - таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти. Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи КС РФ могут преподавать, заниматься наукой или творчеством.

Кто может обращаться в КС РФ?

Взаимодействовать с КС РФ могут граждане, органы власти или организации посредством запроса, жалобы или же ходатайства. В общем случае, основанием для того, чтобы КС России принял решение о начале рассмотрения дела, может являться неопределенность касательно того, соответствует ли некий нормативный акт основному закону России. К жалобе, ходатайству или запросу в КС РФ нужно приложить текст правового акта, который необходимо проверить на предмет конституционности. Для участия в судебном слушании могут быть вызваны свидетели и эксперты.

Юридическая сила решений КС

Решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного Суда. Поскольку полномочия Конституционного Суда РФ подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости. Свою деятельность рассматриваемая инстанция может осуществлять, обладая финансовой, организационной, а также материальной автономией от других властных институтов, с поправкой на то, что денежное обеспечение работы судей осуществляется за счет бюджета.

Конституционный Суд и другие органы власти

С Конституционным Судом РФ взаимодействуют также и другие высшие органы власти: Президент, Госдума, Совет Федерации, а также Правительство. Они назначают постоянных представителей в данной инстанции, которые принимают непосредственное участие в судебных заседаниях и могут занимать некоторую позицию в отношении рассматриваемых дел.

Таким образом, как считают эксперты, институты конституционного права в РФ представлены не только Судом соответствующей компетенции, но также и всеми базовыми структурами политической власти. Однако, участвуя в заседаниях, указанные органы власти не вправе оказывать на судей, рассматривающих дела, никакого давления.

Специфика компетенций

Согласно модели, которая формирует российское конституционное право, Конституционный Суд РФ обладает компетенцией, именуемой "связанной". Что это значит? Буквально следующее: полномочия Конституционного Суда РФ могут быть реализованы только при наличии запросов от субъектов общественно-политических процессов, предусмотренных основным законом государства. Таким образом, данный орган власти не наделен правом рассматривать дела, исходя из инициативы входящих в его состав судей. Вместе с тем, такого типа полномочия Конституционного Суда РФ возможно осуществлять в рамках задействования права законодательной инициативы. Так сказано в основном законе страны, в 104-й его статье.

Специфика решений, принимаемых Конституционным Судом

Какими особенностями характеризуются решения Конституционного Суда РФ? Прежде всего отметим, что постановления, а также заключения данного органа власти публикуются незамедлительно после их принятия КС РФ в официальных изданиях. Касательно юридической силы, которой обладают любые решения Конституционного Суда РФ, стоит отметить, что они не подлежат никакому обжалованию. Каких-либо подтверждений со стороны других органов власти действия КС РФ получать не должны. Если, например, Конституционный Суд принял постановление признать некий правовой акт противоречащим основному закону государства, то повторное его принятие не может быть инструментом обхода вынесенного решения. Соответствующие источники права утрачивают юридическую силу.

Итак, мы изучили важные аспекты: специфику деятельности такого органа власти, как Конституционный суд РФ, состав. Полномочия данной инстанции, а также особенности их реализации - вот следующий объект рассмотрения.

Полномочия КС РФ: толкование Конституции

Каковы ключевые полномочия Конституционного Суда РФ? К таковым, в частности, относится толкование основного закона страны, то есть разъяснение смысла формулировок, в нем содержащихся, с целью четкого для всех участников общественно-политического процесса восприятия соответствующих положений. Также толкование Конституции РФ осуществляется судом с целью корректного приспособления правовых норм основного закона к реальности, устранения двусмысленности формулировок.

Данного рода полномочие КС РФ осуществляется согласно запросу других высших федеральных структур власти, а также политических институтов субъектов РФ. Толкование основного закона страны обладает самой высокой юридической силой относительно каких-либо актов, связанных с правоприменительной практикой.

Проверка правовых актов на предмет соответствия Конституции

Каковы другие ключевые полномочия судей Конституционного Суда РФ? К таковым можно отнести проверку правовых актов на предмет соответствия главному закону государства. Соответствующие формулировки, наделяющие данный орган власти таким полномочием, содержит, в частности, Закон о Конституционном Суде РФ. Возможным поводом для изучения тех или иных норм и правовых актов на предмет соответствия ключевому для государства источнику права могут быть запросы или жалобы от органов власти, других судов, а также граждан России.

Субъектами, которые могут образовать с последующим рассмотрением дела в Конституционном суде, если речь идет о госорганах, могут быть Президент России, Совет Федерации, Госдума, Правительство, Верховный, а также Высший Арбитражный Суды и политические институты в субъектах РФ.

Соотнесение законов с правами и свободами граждан Российской Федерации

В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами РФ прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства.

Конституционный Суд и импичмент Президента

Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения - также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.

КС РФ может участвовать в процессе импичмента Президента - процедуры, связанной с выявлением факта или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент РФ в чем-либо обвиняется. Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Госдума и Верховный Суд РФ обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в КС РФ может сформировать Совет Федерации.

Споры касательно властных компетенций

Изучая полномочия Конституционного Суда РФ, кратко рассматривая их, можно обратить также внимание на следующий аспект деятельности данного органа власти - решение споров, связанных с определением компетенции тех или иных политических институтов. Дело в том, что в ряде случаев между органами на федеральном или региональном уровне могут возникать разногласия. Закон о Конституционном Суде РФ позволяет соответствующей инстанции содействовать в разрешении подобного рода споров. Правом ходатайствовать в КС РФ обладает любой орган власти. Полный перечень политических институтов указан в 125-й статье Конституции РФ.

Прочие полномочия

Перечисленные основные полномочия КС РФ, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд РФ может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу. С соответствующим запросом в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов РФ. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в РФ в силу несоответствия положениям Конституции России.

КС РФ уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону РФ. В полномочия КС РФ входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.

Организация судебного процесса

Заседания КС РФ проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения.

Дела и спорные вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ в коллегиальном порядке. При этом решения принимают только те судьи, которые непосредственно участвовали в слушаниях. Выносить постановления данный орган власти может только в случае, когда в заседаниях приняло участие по меньшей мере две трети от общего количества судей.

Дела рассматриваются КС РФ, как правило, в открытом формате. Но даже если то или иное заседание, в силу требований закона, было проведено в закрытом режиме, все принятые решения опубликовываются. Обсуждение вопросов, касающихся судебных дел, осуществляется в устном формате. КС РФ изучает объяснения всех сторон, мнения экспертов, свидетелей, исследует документы. Рассматриваются дела непрерывно. Паузы берутся для отдыха судей и проведения необходимых для дальнейшего продолжения заседаний процедур.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебных орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Конституционный суд безусловно относится к числу высших органов власти в Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Конституция РФ в Главе 7 «Судебная власть» посвящают непосредственно Конституционному Суду ст. 125, в которой устанавливаются основные полномочия (компетенция) этого органа. В ряде других статей, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
    • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Как показывает практика, это наиболее употребляемой полномочие Конституционного Суда;
    • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов, сепаратизма.
    • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
    • а) между федеральными органами государственной власти;
    • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. На практике такие споры в республиках в составе РФ решаются уже местными конституционными судами;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы.

Дело в том, что количество обращений в Конституционный суд частных лиц (по положению на 1994 г.) насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в установленные сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если обращение гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным судом. С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности в США для решения соответствующих вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет “отсеивать” большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.

Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного решения;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации. Эта функция была впервые закреплена за Конституционным Судом РФ с принятием Конституции 1993 г. Практика показала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный Суд уже поступали запросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся вступления в силу федеральных конституционных законов РФ. Тогда. Правда. Суд не воспользовался своими полномочиями, предложи депутатам самим принять соответствующий закон. Как и все другие решения этого органа, толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органов государственной власти характер.

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации

Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации”, толкование, данное Конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;

  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это совершенно новое полномочие Конституционного Суда, которого не было по прежней Конституции. Это полномочие является также примером формального конституционного контроля. Строго говоря, появление этого полномочия было продиктовано почти исключительно желанием авторов действующей Конституции до предела усложнить процедуру отрешения Президента;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. По сравнению с аналогичным правомочием Конституционного Суда образца 1991 г. появилось важное изменение: законодательная инициатива ограничена пределами своего ведения, т.е. вопросами непосредственно связанными с организацией работы Конституционного Суда, процедурой конституционного контроля и т.п. Это новшество призвано оградить Конституционный Суд от излишнего проявления политической инициативы;
  • 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля (на сегодняшний день никаких новых полномочий Конституционный Суд по договорам между субъектами РФ и «центром» не получил).

Рассмотрим их (полномочия) подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Одни считают, что Конституционный суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.

Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.

Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения конституционного законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне выяснения отношений между “центром” и субъектами Российской Федерации, так и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими субъектами РФ. При рассмотрении вопросов по международному праву Конституционный суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 г., которая провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Конституция устанавливает также приоритет норм международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона. Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными положениями, сформулированными еще в 1992 г.

Заключаются они в следующем:

  • 1. Для обоснования приоритета международного договора по отношению к актам субъектов федерации важное значение имеет постановление по делу о беженцах Северной Осетии (Речь идет о деле 1992 г.). В данном деле Суд, в частности, заявил, что положение ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющее равенство граждан перед законом, в силу ст.32 Конституции имеет преимущество “перед законодательством Российской Федерации, следовательно, и республик в ее составе”.
  • 2. Большое значение имеет также подход к рассматриваемой проблеме, сформулированный Конституционным судом в постановлении о ст.33 КЗоТ. Он заключался в том, что подлежащий применению закон всегда должен оцениваться с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права.

В Законе содержится важная оговорка о том, что Конституционный Суд должен решать исключительно вопросы права. Эта оговорка направлена против возможных рецидивов вовлечения Конституционного Суда в политические акции, имевшее место в 1992-1993 гг. Надо сказать, что и в старом законе (ст. 1 часть 3) было записано: «Конституционный Суд РСФСР не рассматривает политические вопросы». Что, однако, никак не помешало суду делать обратно.

Отдельным полномочием является принятие Конституционным Судом Регламента по вопросам своей внутренней деятельности.