«Свод законов Российской империи» объявлен действующим источником права. «Свод законов Российской империи» объявлен действующим источником права Свод законов российской империи 1832 г источники

Официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I.

Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и 1857 годов состояли из 15 томов (В частности, том 1 -- Основные государственные законы, том 3 -- Уставы о службе гражданской, том 9 -- Законы о состояниях (сословиях), том 15 -- Уложение о наказаниях, а в 1885 г. был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство).

Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные продолжения Свода законов с указанием на упразднённые и измененные статьи. После 1857 г. Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома (так называемые неполные издания Свода законов).

В неполное издание 1892 г. был добавлен 16-й том (Судебные уставы). В Свод законов не входили военные и военно-морские законы, законы для прибалтийских губерний, Царства Польского, Бессарабии, а также частично законы по ведомству императорского двора, иностранным делам и православному вероисповеданию.

Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода законов. Наилучшее неофициальное издание -- в 4 книгах. После падения императорской власти в 1917 г. некоторые законодательные материалы, содержавшиеся в Своде законов, подверглись переработке, но основная масса статей осталась без изменений и действовала до октябрьской революции 1917 г., а на территориях, контролируемых белыми -- вплоть до окончания гражданской войны.

Своеобразие Свода законов заключалось в том, что далеко не всегда базовые российские правовые акты изначально были оформлены как кодексы, а последующие дополнения к ним также часто не были оформлены как поправки.

Составители Свода во многих случаях вынуждены были «сшить» кодексы из разрозненных актов, при этом текст внутри каждого пункта был без изменений взят из существующего акта (внизу каждого пункта приводился номер этого акта), но порядок расположения, группировка по главам и статьям и их названия были введены составителями Свода.

Практическое пользование русскими законами было затруднительным. Вначале проще и удобнее всего было навести справки по Своду законов; чтобы проверить, нет ли изменений после последнего издания Свода, надо было проверить либо Полное собрание законов за последующие годы (можно было пользоваться предметным указателем к томам), либо Продолжение к Своду законов; а за последние два-три года, за которые еще не вышел том Полного собрания или Продолжения, следовало просмотреть подшивки Собрания узаконений (в них вообще не было указателей). Практикующие юристы выписывали по два экземпляра Собрания узаконений, вырезали из одного нужные акты, и подклеивали их в тома Свода законов.

Издал манифест о введении в действие с 1 (13) января 1835 г. «Свода законов Российской империи» (15 томов). Сменивший устаревшее Уложение 1649 г. Свод был подготовлен известным государственным деятелем того времени Михаилом Михайловичем Сперанским .

Выпустив в 1830 г. «Полное собрание законов Российской Империи», созданных со времён Соборного Уложения царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. императора Александра I, Сперанский приступил к составлению Свода действующего законодательства. Проверка того, сохраняет ли силу тот или иной акт и не противоречит ли он другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях.

В рамках Свода законов было выделено два уровня: общегосударственный Свод законов Российской империи, положения которого распространялись на всю территорию страны, и своды местных узаконений (источники партикулярного права), определявшие изъятия из общеимперского законодательства и действовавшие в отношении жителей строго определенных локальных территорий.

19 (31) января 1833 г. на заседании Государственного Совета, обсудившего представленный «Свод законов», было решено ввести его в действие с 1 (13) января 1835 г. как единственный верный юридический кодекс. М. М. Сперанский за упорядочение законодательства был награждён орденом Святого Андрея Первозванного и возведён в графское достоинство.

«Свод законов» состоял из 42-х тыс. статей, объединённых в 8 разрядов и помещённых в 15-ти томах. Законы систематизировались не по хронологическому, как в «Полном собрании законов», а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. В первых трёх томах Свода излагались основные законы, государственное и губернское установление; в 4-м - уставы о рекрутских и земских повинностях; тома с 5-го по 8-й содержали уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе; в 9-м - законы о сословиях и их правах; в 10-м - законы гражданские и межевые; в 11-й и 12-й тома были включены уставы кредитных учреждений, торговые уставы, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности, в 13-й и 14-й - уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.), а 15-й - был посвящён уголовным законам.

В 1842 и 1857 гг. Свод законов был полностью переиздан, а затем переиздавались лишь отдельные тома и выходили дополнения и изменения. В 1892 г. Свод пополнился ещё одним, 16-м томом, в котором нашли отражение судебные уставы, вступившие в силу в результате судебной реформы 1864 г. Последняя редакция Свода, со значительными изменениями, была предпринята в 1906 г.

Лит.: Баженова Т. М.; Кодан С. В.«Составить из всех многочисленных указов свод узаконений». К 175-летию издания свода законов российской империи // Чиновникъ. 2008. № 1 (53); То же [Электронный ресурс]. URL : http://chinovnik.uapa.ru/en/issue/2008/01/13/?print ; Верхоланцева Т. Ю. Свод законов Российской империи: история создания, структура, издания // Библиотековедение. 2009. № 2; То же [Электронный ресурс]. URL : http://www.rsl.ru/datadocs/Bibliotekovedenie_02_2009.pdf#page=38 ; Свод законов // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 57. СПб., 1900. С. 193; Свод Законов Российской Империи [Электронный ресурс] // Классика российского права. Б. д. URL : http://civil.consultant.ru/code/ .

См. также в Президентской библиотеке:

Бумаги по ревизии Свода Законов [Дело] : 1828-1836. (РГИА Ф. 1251 Оп. 1, часть 1. Д. 121) ;

Дело о Комитетах для обозрения Сводов с Высочайшими резолюциями и пометками Сперанского и его собственноручным всеподданнейшим докладом [Основное] : 1828-1834 гг. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 119-Основное) ;

Записка действительного статского советника Василия Брилевича «Соображение о средствах применения Свода к решению дел» [Дело] : 14 ноября 1834 г. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 169) ;

Матвеевский А. П. Обзор содержания, изданий и продолжений Свода законов Российской империи. (I-XV т.). СПб., 1887 ;

Обозрение исторических сведений о Своде законов. Одесса, 1889 ;

Первое издание Свода законов было произведено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842,1857гг.) и шесть непол­ных (1833,1876, 1885,1886,1887, 1889 гг.) изданий. Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Впервые сложи­лись основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное. В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верхов­ной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора. Царская власть закреплялась как наследственная, наслед­ником признавался старший сын императора (в случае без­детности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). Средства на содержание членов импера­торской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества. Члены императорской фамилии полу­чали титулы «высочество»и «светлость»в зависимости от сте­пени родства с царствующим императором. Законодатель различал верховное и подчиненное управ­ление. Органами верховного управления были Государственный совет. Комитет министров, канцелярии и двор импера­тора. Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал оконча­тельно. В его компетенцию входили дела о назначении пен­сий и пособий, о разрешении православным церквам, монас­тырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.Законодатель разделял дела Комитета Закрепленная в законе система местных органов управ­ления сохранялась в том виде, в каком она сложилась в конце XVIII в. Главами административных органов в губернии были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления. По закону 1845 г. губернское правле­ние состояло из общего присутствия и канцелярии (общее присутствие составлялось под председательством губернато­ра из вице-губернатора, советников и асессоров). В 1837 г. система была несколь­ко изменена: был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседа­телей. Во главе волости стояли волостные управления (во­лостной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами. Развитие частного (гражданского) права проходило на ос­нове кодификации старых форм права, что не могло не по­влиять на характер этой отрасли: сохранились элементы со­словного неравенства, ограничения вещных и обязательст­венных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общи­ны и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственнос­ти, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособ­ность и дееспособность духовных лиц и евреев. Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания. Мастерам-евреям позво­лялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны. Распоряжение землей подвергалось особым ограничени­ям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждать­ся ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Про­должало существовать право родового купца и система майо­ратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья. В сфере гражданского права широко применялись мест­ные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут - «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались. Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряже­ния о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

Книга первая

Книга вторая

Книга третья

Книга четвертая

Книга пятая

Свод законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке. Он был впервые напечатан в течение 1832 года. Манифестом 31 января 1833 года «Свод законов» был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода, о котором было заявлено, что он, «единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его единства».

Все тома Свода были переизданы в 1842 и 1857 годах. Вплоть до Судебной реформы 1864 года он издавался в 15 томах. В качестве отдельного – 16-го – тома вышли Судебные уставы. Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов состояло из 40 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений; все издания Собрания насчитывают более 100 томов).

Громоздкость издания Свода законов, редкие переиздания небольшими тиражами вызвали с конца XIX века появление так называемых неофициальных изданий Свода. Представленное на сайте неофициальное издание Свода законов Российской империи было выпущено в пяти книгах в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно включает в себя полный текст всех 16 томов, согласованных с последними на то время «продолжениями, постановлениями, изданными в порядке ст. 38 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями». Издание выпущено под редакцией и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского, юрисконсульта Министерства юстиции и преподавателя гражданского судопроизводства в Императорском училище правоведения.

Подробнее об особенностях данного издания читайте в предисловии к нему.

civil.consultant.ru

. Характеристика.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при царе Николае I.

Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из «Полного собрания законов Российской империи», Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Первое издание — 1832 г., последующие — 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м — уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м — законы о сословиях и их правах; в X-м — законы гражданские и межевые; в XI-XII-м — уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м — уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права.

В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства — создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов.

Будучи в своей основе феодально-крепостническим, Свод законов учитывал в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии. Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 году было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Несмотря на то, что Полное собрание законов и Свод законов Российской империи вобрали в себя немало устаревших норм, которые тормозили развитие капиталистического общества, эти собрания законов значительно подняли авторитет Российского государства в глазах более цивилизованной Европы и просуществовали, претерпев ряд изменений, до 1917.

3. Тестовые задания

1. Форма общественных отношений у древних славян в VII-VIII в. Носила название:

а) абсолютная монархия;

б) военная демократия;

г) ограниченная монархия.

2. Устав Владимира Мономаха

а) регулировал правовое положение холопов;

б) был посвящен церковному праву;

в) уменьшал проценты по займам и ограничивал ростовщичество;

3. Под преступлением Русская Правда понимала:

а) нанесение ущерба государству;

б) общественно опасное деяние;

в) нанесение материального или физического вреда любому лицу;

г) нанесение материального, физического либо морального вреда любому лицу.

а) вступать в брак;

в) служить в хозяйстве кредитора;

г) заниматься торговлей.

5. Крамолой российское законодательство XIV — XVI вв. называло:

а) преступления против церкви;

б) преступления против личности;

в) измену государю, восстание, мятеж или призыв к этим действиям;

г) преступления против собственности.

7. Крепостью в Соборном Уложении 1649 г. называют:

а) состояние принадлежности крестьянина феодалу;

б) документ, удостоверявший право собственности на крепостных и холопов;

в) документ, удостоверявший право собственности на недвижимость, крепостных и холопов;

г) документ, зарегистрированный специальным органом, удостоверявший право собственности на любое имущество.

8. По Манифесту 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему русскому дворянству» дворяне:

а) освобождались от уплаты всех налогов;

б) освобождались от телесных наказаний;

в) получали исключительное право покупать деревни и владеть землей и крестьянами;

г) освобождались от обязательной военной и государственной службы.

9. Порядок передачи престола ближайшему родственнику по мужской линии определялся:

а) Указом о престолонаследии 1724 г.;

б) Табелью о рангах 1722 г.;

в) Манифестом о вступлении на престол Екатерины II;

г) Указом о престолонаследии 1797 г.

10. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1846 г. ставило на первое место преступления:

Свод законов российской империи 1832 г

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);

2) учреждения: а) центральные (т. I, ч. 2), б) местные (т. II), в) Устав о государственной службе (т. III);

3) ?законы правительственных сил?: а) Устав о повинностях (т. IV),

б) Устав о податях и пошлинах (т. V), в) Устав таможенный (т. VI),

г) Уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);

4) законы о состояниях (т. IX);

5) законы гражданские и межевые (т. X);

6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий; кредитный, торговый, промышленный (т. XI),

б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сельские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в казачьих селениях, колониях иностранцев на территории империи (т. XII);

7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, ссыльных (т. XIV);

8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основывалось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского. Законы делились по тому же признаку.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.(стр. 394-395)

Государственные законы подразделялись на четыре категории: законы основные, учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях. Сюда относились также законы предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные.

Свод основных государственных законов состоял из двух разделов: ст. с 1 по 81 включали законы?о священных правах и преимуществах

Верховной Самодержавной Власти?; ст. 82—179 содержали?учреждение о Императорской фамилии?.

В этой части Свода содержались нормы о существе самодержавной власти, о порядке наследования престола, о вступлении на престол и о присяге подданства, о титуле императорского величества, гербе, вере, о законах, о власти верховного управления.

В последующих пяти томах Свода законов (IV—VIII т.) содержались законы?государственных сил?, т.е. нормы, регламентирующие источники доходов, повинности, имущества и пр. факторы, на которые опирается государственная система. В IX т. включены законы о состояниях и сословиях, в X т. — законы гражданские и межевые.

В томах XI—XIV содержатся законы полицейские, о?государственном устройстве и благочинии?, последний, XV т. содержал уголовное законодательство.

Гражданские законы подразделялись на три категории: законы?союза семейственного?; общие законы об имуществах; законы межевые, определяющие порядок?развода? границ владения; особенные законы об имуществах (называемые законами государственного благоустройства или экономии, относящиеся к сфере торговли, промышленности и кредита). Сюда же относились законы о порядке взыскания побесспорным делам, законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах гражданских взысканий.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр. 395-396)

Произошло первое формальное разделение (в истории российского права) на право публичное и частное.

Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль (хотя материальное право еще не было отделено от процессуального).

Этот принцип будет действовать в течение всего последующего развития российского права.

По плану Сперанского Свод являлся лишь этапом подготовки Уложения. Однако последнее так и не было составлено, а его роль стал играть Свод.

По мысли Сперанского кодификация должна была пройти через три этапа: на первом составлялось Полное собрание законов, на втором —Свод законов, на третьем — Уложение. На последнем этапе, в Уложении все действующие законы должны были быть переработаны, т.е. исправлены и дополнены на основе общих принципов права. Из-за своего слишком теоретического характера идея об Уложении была отвергнута, ограничились созданием Полного собрания и Свода.

Сильной стороной Свода стало то, что он свел воедино действующие, рожденные жизнью, а не сочиненные нормы. Этот корпус норм послужил позднее базой для создания Гражданского и Уголовного уложений.

Вместе с тем Свод объединил множество противоречащих друг другу правовых норм, не всегда формулируя общие положения и правила, сохранял многие устаревшие нормы, грешил неопределенностью формулировок и многословием.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Полное собрание законов и свод законов

Параллельно с работой над Сводом подготавливалось хронологическое собрание законов. Такие попытки предпринимались и ранее, но работа не доводилась до конца. Второе отделение канцелярии составило свой план работы. Весь правовой материал предполагалось разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до Манифеста Николая I (12 декабря 1825 г.), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.

Началом Собрания стало Уложение 1649 г., объединившее весь предшествующий ему правовой материал. Собрание законов должно было вобрать в себя всезаконодательные акты, изданные верховной властью и правительственными органами (действующие и отмененные). В Собрание включались те судебные решения, которые стали судебным прецедентом или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые?важны в историческом отношении?.

Создание Полного собрания законов было необходимо для работы над составлением Свода законов и стало подготовительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка. В Собрание вошло более 330 тыс. актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составленные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г. 10 января 1832 г. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. (стр.396)

Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Первое издание Свода законов было осуществлено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий.

Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения: меняющаяся ситуация требовала пересмотра старых норм. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Однако именно в рассматриваемый период впервые были сформированы основные отрасли отечественного права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

57.Свод Законов Российской империи 1832 г

Первое издание Свода законов было произведено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842,1857гг.) и шесть непол­ных (1833,1876, 1885,1886,1887, 1889 гг.) изданий. Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Впервые сложи­лись основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное. В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верхов­ной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора. Царская власть закреплялась как наследственная, наслед­ником признавался старший сын императора (в случае без­детности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). Средства на содержание членов импера­торской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества. Члены императорской фамилии полу­чали титулы «высочество»и «светлость»в зависимости от сте­пени родства с царствующим императором. Законодатель различал верховное и подчиненное управ­ление. Органами верховного управления были Государственный совет. Комитет министров, канцелярии и двор импера­тора. Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал оконча­тельно. В его компетенцию входили дела о назначении пен­сий и пособий, о разрешении православным церквам, монас­тырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.Законодатель разделял дела Комитета Закрепленная в законе система местных органов управ­ления сохранялась в том виде, в каком она сложилась в конце XVIII в. Главами административных органов в губернии были губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления. По закону 1845 г. губернское правле­ние состояло из общего присутствия и канцелярии (общее присутствие составлялось под председательством губернато­ра из вице-губернатора, советников и асессоров). В 1837 г. система была несколь­ко изменена: был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседа­телей. Во главе волости стояли волостные управления (во­лостной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами. Развитие частного (гражданского) права проходило на ос­нове кодификации старых форм права, что не могло не по­влиять на характер этой отрасли: сохранились элементы со­словного неравенства, ограничения вещных и обязательст­венных прав. Крестьянам запрещено было выходить из общи­ны и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственнос­ти, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособ­ность и дееспособность духовных лиц и евреев. Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания. Мастерам-евреям позво­лялось принимать учеников из христиан лишь с разрешения ремесленной Управы. Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в ряде регионов страны. Распоряжение землей подвергалось особым ограничени­ям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждать­ся ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Про­должало существовать право родового купца и система майо­ратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде. В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья. В сфере гражданского права широко применялись мест­ные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как «сословие лиц», сервитут - «право участия частного», правоспособность и дееспособность не разграничивались. Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряже­ния о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Свод законов российской империи 1832 г

Свод Основных государственных законов 1832 г.

Вниманию читателей предлагается первая конституция России. Она была составлена под руководством начальника II отделения императорской канцелярии М.М. Сперанского (см. вступительный текст к Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. 1809) не в законодательном, а в т.н. кодификационном порядке, т.е. при сведении воедино всех действовавших законов. Источниками свода были приведенные выше законы о престолонаследии, Государственном совете, министерствах и др. нормативные акты. Несмотря на неоригинальность, свод был первым в истории российского законодательства текстом, содержащим все основные положения государственного права, кроме постановлений о правах сословий. По своему содержанию Основные законы 1832 г. юридически закрепляли абсолютную монархию. Они действовали до 1906 г., а некоторые их главы – до 1917 г.

Первый раздел Свода (собственно конституция) приводится почти полностью, за исключением статей, пересказывающих близко к тексту Акт о порядке престолонаследия 1797 г., а также имеющих частный характер примечаний к некоторым статьям. Второй раздел (положение об императорской семье) приводится в извлечениях.

Раздел первый. О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти.

I. О существе верховной самодержавной власти.

Ст. 1. Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной самодержавной власти его не токмо за страх, но и совесть сам Бог повелевает.

2. Та же власть верховная и самодержавная принадлежит и императрице, когда наследство престола, в порядке, для сего установленном, дойдёт до лица женского; но супруг её не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществом наравне с супругами государей, кроме титула.

II. О порядке наследия Престола.

3. Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.

4. С Императорским Всероссийским Престолом нераздельны суть Престолы: Царства Польского и Великого Княжества Финляндского.

14. Дети, происшедшие от брачного союза лица Императорской Фамилии с лицем, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование Престола права не имеют.

15. При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола.

16. Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным.

17. Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать вышепостановленные законы о наследии Престола.

III. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке.

IV. О вступлении на Престол и присяге подданства.

31. По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Его предшественника.

32. В манифесте о восшествии на Престол возвещается вместе и законный Наследник Престола, если лице, коему по закону принадлежит наследие, существует.

33. Верность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наследнику, хотя бы он и не был наименован в манифесте, утверждается всенародною присягою.

34. Каждый присягает по своей вере и закону.

Примечание 2. К присяге приводятся все вообще подданные мужеского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания.

V. О священном короновании и миропомазании.

35. По вступлении на Престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие.

36. Совокупно с Императором, по изволению Его, приобщается сему священнодействию и Августейшая Его Супруга. Но если бы коронование Императора последовало прежде вступления Его в брак, то коронование Супруги Его совершается в последствии не иначе, как по особенному Его соизволению.

Примечание 1. По бывшим доселе примерам, cвященный обряд коронования и миропомазания совершается в Московском Успенском Соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по Высочайшему назначению к сему призываемых.

Примечание 2. Император, пред совершением сего священнаго обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных Символ Православно-Кафолическия веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово. (См. чин действия священного коронования).

VI. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе.

37. Полный титул Императорского Величества в актах, вне государства исходящих, есть следующий:

«Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовские земли, Черниговский; Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Армянские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая.»

38. Титул в грамотах, внутрь государства исходящих, есть следующий:

Божиею милостию, Мы, N.N., Император и Самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

39. Российский Государственный герб есть: в золотом щите черный, двуглавый, коронованный тремя золотыми коронами орел, держащий в правой ноге золотой скипетр, а в левой таковую же державу; на груди орла изображён в красном поле Московский герб: Святый Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копьем змия; на правом крыле орла три щита с гербами: новгородским, киевским и астраханским, на левом также три щита с гербами: владимирским, казанским и сибирским; вокруг же щита на гриди орла обвешана цепь ордена св. Андрея Первозванного; в большой же Государственной печати, сверх того, вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей.

Примечание. Везде, где употребляются гербы царств, в титуле упоминаемых, помещается и герб царства Польского.

40. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Православная Восточная греко-российская.

41. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной греко-российской.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

43. В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих , благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи.

46. Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами , Верховною Властию к сему предназначенными.

47. Империя Российская управляется на твёрдых основаниях положительных законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих.

48. Законы в империи действуют или единообразно в общей их силе, или с местными в некоторых их частях изменениями. Пространство сих изменений, места, где они допускаются, и связь их с законами общими, определяются в уставах особенных.

О составлении, пояснении и дополнении законов.

49. Первообразное предначертание законов составляется или по особенному высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало своё от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в Правительствующем Сенате, в Святейшем синоде и в министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сём случае места сии подносят предположения их установленным порядком на высочайшее благоусмотрение.

50. Все предначертания законов рассматриваются в Государственном совете , потом восходят на высочайшее усмотрение, и не иначе поступают к предназначенному им совершению, как действием самодержавной власти.

51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти.

Примечание. Меры, приемлемые к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, но служащие к единому разрешению недоумений или затруднений в образе исполнения, не составляют сами по себе нового закона.

52. В случае неясности или недостатка существующего закона, каждое место и правительство имеет право и обязанность представлять о том по порядку своему начальству. Если встреченное сомнение не разрешается прямым смыслом закона, тогда начальство обязано представить Правительствующему сенату или министерству, по принадлежности.

О форме законов и хранении их

53. Законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения .

Примечание. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются сверх сего рескриптами и приказами.

54. Новый закон и дополнение закона постановляется не иначе, как за собственноручным высочайшим подписанием .

55. Изъяснения закона, коими установляется токмо образ его исполнения, или же определяется истинный его разум, могут быть излагаемы по словесным высочайшим повелениям в виде указов, объявляемых местами и лицами, от верховной власти к сему уполномоченными .

Примечание 1. К объявлению высочайших указов уполномочиваются: председатели общего собрания и департаментов Государственного совета, министры и главноуправляющие разными частями, вице-канцлер, начальник Главного морского штаба его императорского величества, сенаторы, члены и обер-прокурор Святейшего синода, государственный секретарь, статс-секретари, дежурные генерал-адъютанты и сверх сего все лица, кои особо будут на то уполномочены императорским величеством.

Примечание 2. Ограничения в силе объявляемых указов изъяснены ниже, в статье 66.

56. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы, хотя бы оные содержались в именных повелениях, данных особенно какому-либо лицу или месту, должны быть от тех мест и лиц вносимы в списках в Правительствующий сенат.

57. Законы общие, содержащие в себе новое правило, или пояснение, дополнение, либо отмену прежних законов, обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом.

58. Обнародование закона в губернии принадлежит токмо губернскому правлению . Он обнародывается без всякого сокращения, а тем паче изменения в смысле.

59. Закон получает обязательную силу не прежде, как со дня его объявления. В присутственных местах каждый закон воприемлет свою силу и должен быть прилагаем к делам не прежде, как со дня получения его в том месте, к исполнению коего оный подлежит.

60. Закон действует токмо на будущее время. Никакой закон не имеет обратного действия, и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся прежде его обнародования.

61. Из сего правила изъемлются следующие случаи:

1) Когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и разъяснение смысла закона прежнего.

2) Когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на времена, предшествовавшие его обнародованию.

Об исполнении и применении закона.

62. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.

63. Закон, в надлежащем порядке обнародованный, должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностранцами, в России пребывающими, поколику до них принадлежать может, без различия званий, чина и пола.

64. Законы должны быть исполняемы беспристрастно, несмотря на лица и не внимая ничьим требованиям и предложениям.

65. Законы должны быть исполняемы по точному и буквальному смыслу оных без всякого изменения или распространения. Все без изъятия места, не исключая и высших правительств, во всяком случае должны утверждать определения свои на точных словах закона, не переменяя в них, без доклада императорскому величеству, ни единой буквы, и не допуская обманчивого непостоянства самопроизвольных толкований. Но если бы где-либо, по различию буквального смысла узаконений, встретилось затруднение в избрании и приложении закона к рассматриваемому делу – в таком случае, по невозможности согласить буквальный смысл одного закона с таковым же другого, самая необходимость предписывает, особенно в высших местах, следовать общему духу законодательства и держаться смысла, наиболее оному соответствующего.

66. В силе объявляемых высочайших указов постановляются следующие ограничения:

1) Никакой закон, за собственноручным высочайшим подписанием изданный, не может быть отменён указом объявляемым.

2) Объявляемый указ не может иметь силы в делах: о лишении жизни, чести или имущества; об установлении и уничтожении налогов, о сложении недоимок и казённых взысканий и об отпуске денежных сумм свыше тех, кои особыми постановлениями ограничены; о возведении в дворянство и лишении оного, и о производстве в чины первых шести классов и из 9-го в 8-й класс .

67. Указ, так называемый сепаратный, то есть состоявшийся по частному делу, если в нём не будет именно означено, что он распространяется в подобных случаях и на будущее время, и притом если он не будет надлежащим порядком обнародован, не имеет силы закона.

68. Окончательное судебное решение частного дела имеет силу закона для того дела, по коему оно состоялось.

69. Судебные решения дел частных хотя могут быть приводимы в пояснение в докладах, но не могут быть признаваемы законом общим, для всех обязательным, ниже служить основанием окончательных решений по делам подобным.

70. Высочайший указ, по частному делу последовавший, или особенно на какой-либо род дел состоявшийся, по сему именно делу или роду дел отменяет действие законов общих.

71. Привилегии, дарованные верховной самодержавной властью частным лицам или обществам, изъемлют их от действия общих законов по тем предметам, на которые в тех привилегиях содержатся точные постановления.

72. Закон сохраняет своё действие, доколе не будет отменён силой нового закона.

73. Отмена закона существующего совершается тем же порядком, какой выше означен для составления законов. Закон общий и всенародно объявляемый отменяется не иначе, как таковым же общим законом. Указ, изданный за собственноручным высочайшим подписанием, не иначе отменён может быть, как таковым же указом, за собственноручным высочайшим подписанием.

74. Если бы по делам общим государственным и гражданским существовал закон, сопряжённый с неудобствами в исполнении, то Правительствующему сенату дозволяется представить о том императорскому величеству. Сие разумеется впрочем только о прежних постановлениях, и не может касаться законов, вновь издаваемых или подтверждаемых от верховной власти.

75. При получении в губернии нового общенародного узаконения, главный начальник губернии может созвать палаты , для уважения оного обще с губернским правлением, и буде новый закон усмотрится в чём-либо, по местным обстоятельствам, неудобным, то дозволяется им вообще единогласно сделать своё представление Сенату; но в случае подтверждения от верховной власти имеет быть чинимо непременное и безмолвное исполнение.

76. Если бы в указе, от Правительствующего сената последовавшем, губернское присутственное место что-либо противное законам или интересу его императорского величества, то оно обязано, не исполняя указа, представить о том Правительствующему сенату; если же Сенат, не взирая на то, останется при своём определении и оное подтвердит, то учинить уже безмолвное и непременное исполнение.

77. Если б предписанием министра, содержащим в себе объявление высочайшего повеления, отменялся закон или учреждение, за собственноручным высочайшим подписанием изданное, тогда начальство, ему подчинённое, обязано, не чиня исполнение, представить о сём министру. Если же и за сим представлением предписание будет подтверждено в той же силе, то начальство обязано случай сей представить Правительствующему сенату на окончательное разрешение.

78. Если бы в предписании, непосредственно от власти министра исходящем, начальство, ему подчинённое, усмотрело отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочайшего повеления, тогда оно обязано представить о сём министру. Если же и за сим предписание будет подтверждено от лица министра в той же силе, тогда начальство обязано случай сей представить на окончательное разрешение Правительствующему Сенату.

79. Законы, особенно для какой-либо губернии или для какого-либо рода людей изданные, новым общим законом не отменяются, если в нём именно таковой отмены не постановлено. Сие же разумеется и о личных привилегиях.

IX. О власти верховного управления.

80. Власть управления во всём её пространстве принадлежит государю. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчинённого определённый степень власти вверяется от него местам и лицам, действующим его именем и по его повелению.

81. Предметы управления подчинённого, образ его действий, степень и пределы власти, оному вверяемой, во всех вообще установлениях, как высших государственных, так и низших им подведомственных, определяются подробно в учреждениях и уставах сих установлений.

Раздел второй. Учреждение об императорской фамилии

I. О степенях родства в Доме Императорском.

82. Все лица, происшедшие от Императорской Крови в законном браке, царствующим Императором дозволенном, признаются Членами Императорского Дома.

83. Все Члены Императорского Дома степени свои считают по родству с тем Императором, от которого прямою линиею происходят, не смешивая оного приблизившимся родством с последующими императорами, после начальника Фамилии на Престол восшедшими.

89. Родившиеся от женского пола совершенно отличаются от родившихся от пола мужеского; и потому счета в родстве с Императором для получения титула, пенсии и приданого вести не должны, а пользуются всем оным по праву, отцу их принадлежащему, и ничего от государства и от департамента Уделов требовать не имеют.

90. Дети, рожденные от брака, на который не было соизволения царствующего Императора, не пользуются никакими преимуществами, Членам Императорского Дома принадлежащими.

III. О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах.

100. Титулы, принадлежащие Членам Императорской Фамилии, суть:

1) Наследник Цесаревич, Великий Князь и Императорское Высочество.

2) Великий Князь, Великая Княгиня, Великая Княжна и Императорские Высочества.

3) Князь, Княгиня, Княжна Императорской Крови и Высочества .

101. Титул Наследника Цесаревича, Великого Князя и Императорского Высочества принадлежит единому, объявленному всенародно Наследнику Престола.

102. Титул цесаревича, по изволению императора, может быть присвояем и другим членам императорского дома, в воздаяние вящее особенных их подвигов.

103. Титул Великого Князя, Великой Княжны и Императорских Высочеств есть общий всем сыновьям, дочерям, внукам, правнукам и праправнукам Императора .

104. Титул князя и княжны крови императорской назначается от детей праправнука, всем последующим родам, в мужеском поколении императорской крови происшедшими .

113. Все Великие Князья при Святом Крещении получают ордены Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святыя Анны .

114. Великие Княжны при Святом Крещении получают знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины.

115. Князья и Княжны Крови Императорской получают те же самые ордены по достижении установленного для них совершеннолетия .

119. К обеспечению на всегдашнее время состояния Императорской Фамилии и к облегчению расходов государственных, на ее содержание определяются особые недвижимые имения и денежный капитал, под наименованием удельных, состав коих и образ управления, посредством учрежденного для сего департамента, определяются в особенном уставе.

120. Из имений сих и капиталов, с пособием от государственного казначейства, назначается приличное и нужное содержание всем без изъятия Членам Императорского Дома, в мужеском поколении происшедшим, а именно: 1) лицам мужеского пола до совершеннолетия, для воспитания, денежное жалованье, а от совершеннолетия на всю их жизнь, для содержания, денежные доходы или уделы; 2) женскому полу до замужества, денежное содержание, а при замужестве единовременно приданое награждение, чем и пресекается уже всякое дальнейшее с их стороны требование; 3) вдовствующим Императрицам, Великим Княгиням и Княгиням Крови Императорской денежная по жизнь их пенсия.

122. Императрица, во время царствования Ее Супруга, получает по шести сот тысяч рублей в год, и содержание Ее двора. Все оное Императрица сохраняет и во вдовственном состоянии, на время пребывания в России; буде же оставит Россию, то получает половину содержания .

124. Наследничье содержание, кроме содержания двора, по триста тысяч рублей в год. Супруге Наследника, во время замужества - по сту пятидесяти тысяч рублей в год, во вдовстве же пенсии по триста тысяч рублей, и содержание двора, а по выезде из России - по сту пятидесяти тысяч рублей пенсии. Детям Наследника обоего пола до совершеннолетия, или до брака, Государем дозволенного, каждому по пятидесяти тысяч рублей .

125. Приданого награждения Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской выдается:

1) Дочерям и внукам Императора, от которого прямою происходят линиею, по миллиону рублей.

2) Правнукам и праправнукам - по триста тысяч рублей .

3) Происходящим от праправнуков Императорских и далее, каждой по сту тысяч рублей , распространяя сие и на все последующие роды мужеских поколений Крови Императорской.

126. Вышеопределенное содержание Императрице, Наследнику, Его Супруге, а также детям Их до совершеннолетия или до брака, равно как приданое награждение Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской, производится из сумм государственного казначейства.

V. О гражданских правах Членов Императорского Дома.

183. На брак каждого лица Императорского Дома необходимо соизволение царствующего Императора, и брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается.

184. По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами православного исповедания, так и с иноверными.

185. Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания (ст. 62 Основных Государственных Законов).

188. Лице Императорской Фамилии, вступившее в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть, не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, не может сообщить ни оному, ни потомству, от брака сего произойти могущему, прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии.

194. Брак Членов Императорского Дома расторгается по точной силе церковных узаконений и по определенным в оных причинам.

195. Брак в таковых случаях расторгается по положению Святейшего Синода, с утверждения Императора.

196. Члену Императорского Дома, коего брак расторгнуть, дозволяется вступить в новый брачный союз, когда, по причинам расторжения брака предшествующего, сие непротивно правилам Церкви.

198. Для Великих Князей и Великих Княжен, а также Князей и Княжен Крови Императорской, коим присвоен титул Высочества, совершеннолетие назначается с двадцати лет, а если брак этих лиц будет совершен ранее сего возраста, то со дня брака; для Князей и Княжен Крови Императорской, имеющих титул Светлости, возраст совершеннолетия определяется, согласно общим гражданским законам, в двадцать один год.

VI. О обязанностях Членов Императорского Дома к Императору.

220. Каждый Член Императорского Дома обязуется к лицу Царствующего, яко к Главе Дома и Самодержцу, совершенным почтением, повиновением, послушанием и подданством.

222. Царствующий Император, яко неограниченный Самодержец, во всяком противном случае имеет власть отрешать неповинующегося от назначенных в сем законе прав и поступать с ним яко преслушным воле монаршей.

Свод законов Российской империи. Издание 1832 года. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1832.

  • Медико-социальная экспертиза Зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2018 № 50338 Начало действия документа - 26.03.2018 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н"Об утверждении классификации технических средств реабилитации(изделий) в рамках федерального перечня […]
  • А если я не успел заплатить в ПФРФ до 31 декабря, то что теперь? Штрафы? И как быть? Да вообщем то и не знаю что куда платить, и сколько. как ИП по Упращёнке. Пени будут. Рассчитать сколько платить можно тут - http://ipipip.ru/platej-ip/ рассчитать пени можно тут - http://ipipip.ru/shtrafi/ Вопрос задан в 2012 […]
  • Несовершеннолетние(маленькие) мамы в России Многие девушки становятся мамами задолго до своего совершеннолетия. Сегодня мы поговорим об этих несовершеннолетних(маленьких) мамах. Почему девушки становятся мамами в 14-16 лет. Как живут Несовершеннолетние мамы в России и какова их судьба и их детей. Маленькие дети, […]
  • Займы через систему Контакт В современной жизни всё больше и больше популярности набирает интернет. А значит, получить онлайн займы или деньги становится реальностью с системой Contact. Микрофинансовые организации уже долгое время работают в интернете и зарекомендовали себя как надёжные и стабильные партнёры, которые […]
  • Приказ МВД России от 09.01.2018 N 2 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2018 N 49864) МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ […]
  • Глава 113 закона о компаниях Рекомендации ЗАКОН О КОМПАНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КИПР Глава 113, с поправками от 2017 года (по состоянию на ноябрь 2017 года) После издания книги “Закон о компаниях Республики Кипр”, Глава 113, с последними изменениями от 31 августа 2011 года, были приняты следующие законодательные акты, […]