Право на митинг относится к политическим правам. Другие вопросы из категории. Конституционное право граждан на обращения

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Тест по теме «Права и обязанности человека и гражданина»

ПРАВА

1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в органы государственной власти

2) доступ к государственной службе

3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства

5) получение квалифицированной юридической помощи

6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований

1,2,4,6

2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на отдых

4) право на неприкосновенность жилища

6) свобода труда

3,5,6

2,3,4

4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) свобода мысли, слова

5) право на жилище

6) право на отдых

1,2,4

5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на жизнь

5) свобода совести, мысли, слова

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1,2,6

6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

2,3,4

7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров

4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности

6) право на отдых

1,3,4

8. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

6) право участвовать в референдуме

1,5,6

ОБЯЗАННОСТИ

1) защита Отечества

3) выбор рода деятельности, профессии

4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия

6) уплата законно установленных налогов и сборов

1,5,6

2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное обеспечение

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности и профессии

4) сохранение природы и окружающей среды

5) уплата законно установленных налогов и сборов

6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

4,5,6

3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) сохранение здоровья

4) обеспечение получения детьми основного общего образования

5) выбор рода деятельности и профессии

6) сохранение природы и окружающей среды

1,2,4,6

Другие примеры:

1. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

1) гражданские

2) политические

Ответ:

2. Верны ли следующие суждения о правах гражданина?

А. Права гражданина принадлежат всем людям от рождения, даже не обладающим гражданством

Б. Права гражданина, являясь моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придётся отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закреплённые в обществе… (А.Д. Гусев. О правах человека и гражданина)

С1 . На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С3 . Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три примера прав человека.

С4. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

Ответы:

С1.

Носят всеобщий, универсальный характер,

Представляют собой неотъемлемое свойство личности

Носят этический характер

Представляют собой духовно-нравственный идеал

Носят многогранный и многоплановый характер

С3 . Автор утверждает, что права человека являются естественным свойством личности, потому что их нельзя передать другому человеку или государству. Если отнять у человека эти права, то человеческая личность просто исчезнет. В качестве примеров прав человека могут быть приведены право на жизнь, свободу, невмешательство в личную жизнь и т.д.

С4. Отличия прав гражданина от прав человека:

Принадлежат только гражданам государства, т.е. лицам, обладающим гражданством

Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны и т.д.


  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.

    Политические права тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

    – в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

    – самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

    – являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

    К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

    1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

    2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

    3) право на объединение (ст. 30);

    4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

    5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

    6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

    Конституционное право граждан на свободу слова и массовой информации

    Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также другими средствами. Беспрепятственное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность.

    Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду: активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае - это распространение в массах и разъяснение воззрений, идей, учений, знаний, относящихся к социальному, расовому, национальному, религиозному или языковому превосходству.

    Условием функционирования правового государства является свобода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио - аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

    В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации (признание идеологического многообразия, в частности политическое многообразие)

    Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры, то есть требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры в любой форме средств массовой информации, их финансирование немедленно прекращается, и они немедленно ликвидируются в установленном законом порядке.

    Конституционное право граждан на информацию

    Право граждан на информацию - это самостоятельное конституционное право, позволяющее свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Данное право предполагает также, что каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

    Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

    Право на информацию не охватывается полностью свободой слова и печати. Оно богаче, содержательнее и имеет собственную субстанцию, играя свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов.

    Право гражданина на информацию – сложное и многогранное субъективное право, состоящее из целого ряда юридических возможностей:

    1) право на беспрепятственное ознакомление с нормативными актами (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ направлена на осуществление данной возможности «Законы, – сказано в ней, – подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»);

    2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина или информацию о ней, а также информацию об иных сферах жизнедеятельности гражданина;

    3) право давать согласие на сбор личностной информации для экономических, культурных и иных социальных целей;

    4) право проверять достоверность такой информации и оспаривать недостоверную информацию как в административном, так и в судебном порядке;

    5) право доступа к такой информации с целью ее проверки, получения необходимых справок;

    6) право знать об использовании этой информации в соответствующих целях и соответствующими пользователями систем;

    7) право на гражданский код (обозначение гражданина в соответствующей информационной системе);

    8) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

    9) право на достоверную финансовую и потребительскую информацию и др.

    Все пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа, выступающей либо в виде государственной тайны либо в конфиденциальной форме.

    Конституционное право граждан на объединение

    Право на объединение выступает важнейшим условием осуществления политической свободы и обеспечения подлинной демократии в обществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции РФ, в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года, в которых учтены соответствующие международные стандарты.

    Именно данное право лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.

    Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

    1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

    2) право вступать в существующие общественные объединения;

    3) право воздерживаться от вступления в них;

    4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Часть 5 статьи 13 КонституцииРФ и статья 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливают запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, органы самодеятельности и иные общественные объединения, предусматривает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут быть установлены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).

    Для создания общественного объединения не требуется согласие какого-либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан-учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских – с 10 лет.

    Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях:

    При нарушении ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

    При виновном нарушении своими действиями прав и свобод граждан;

    При неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

    Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

    Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования). Это право регламентируется ст. 31 Конституции РФ, а также Указом Президента РФ от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

    Посредством осуществления данного права граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы.

    Статья 31 КонституцииРФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий:

    1) собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

    2) митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    3) демонстрация – публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;

    4) шествие уличное – организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    5) пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.

    Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами:

    Их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок (ст. 17 Конституции РФ);

    Должно преследовать мирные конституционные цели (не допускается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему вооруженных силРФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия);

    Должно проводиться без оружия.

    Существуют следующие основания для запрещения публичного мероприятия в следующих случаях:

    1) не было подано заявление о его проведении (стихийный митинг, шествие, блокирующие работу общественного транспорта, две демонстрации противников на одной и той же территории и т.д.);

    2) состоялось решение о запрете на его проведение, а организаторы все-таки стали его проводить;

    3) нарушен порядок его проведения (лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения);

    4) возникла опасность для жизни и здоровья граждан. Существующий ныне в России разрешительный порядок проведения публичных мероприятий не соответствует статьям 31 и 55 Конституции РФ, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Конституционным будет установление уведомительного порядка проведения публичных мероприятий, который должен быть закреплен соответствующим федеральным законом.

    Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.

    Право на участие в управлении государственными делами обычно гарантируется подлинно демократической организацией всей политической системы общества, Конституцией и текущим законодательством, всей практикой организации федеральных форм власти.

    Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права граждан РФ. К ним относятся:

    1) права, обеспечивающие участие граждан в формировании государственных органов власти и выражающиеся в избирательных возможностях личности избирать и быть избранными (граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) (ч. 1 ст. 81 КонституцииРФ);

    2) права граждан РФ на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни является, наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, яркой формой политической свободы (порядок реализации этого права получает подробную регламентацию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года);

    3) права граждан РФ на осуществление местного самоуправления, которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    4) права граждан РФ на равный доступ к государственной и муниципальной службе, которые означают равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации и которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    5) права граждан РФ на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных заседателей (когда дело рассматривается коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, избранных населением), в качестве присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

    Конституционное право на участие в отправлении правосудия

    Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с КонституциейРФправо на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (народного, присяжного, арбитражного).

    Судьями являются граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны.

    Участие народных, присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена на глав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно Закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по 2 заседателя каждая.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, за это время им выплачивается вознаграждение за счет республиканского бюджета в размере не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту их основной работы.

    Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам, участвующим в отправлении правосудия, в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, дееспособный, неопороченный, обладающий активным избирательным правом.

    Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

    От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

    Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе

    Исходя из права граждан РФ на участие в управлении государством, Конституция закрепляет важнейший принцип государственной службы - равный доступ к ней (ст.32 ч. 4). Гражданин РФ имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.

    Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Государственная служба-

    это деятельность, при осуществлении которой гражданин приобретает новый статус - статус государственного служащего, не теряя при этом обычного, общегражданского статуса.

    это постоянная профессиональная деятельность. Тем самым, государственная служба отличается от иных форм названного участия в управлении публичными делами, рассчитанными на эпизодическое участие (например, в избирательном процессе).

    это платная деятельность, что является прямым следствием ее профессионального характера.

    Законодательством устанавливается ряд требований к поступающим на службу в органы государственной власти: наличие у лица гражданства Российской Федерации, достижение таким лицом восемнадцатилетнего возраста, дееспособность.

    Применительно к отдельным системам государственных органов и даже к отдельным должностям законодательными актами могут предусматриваться дополнительные условия (о состоянии здоровья, о возрасте, о наличии образования и т.д.).

    Конституционное право граждан на обращения

    Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет право петиций (на обращение) в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации с целью наиболее полного удовлетворения интересов граждан, совершенствования работы федеральных и местных органов, обеспечения двусторонней связи между государством и населением.

    Статья 33 наделяет правом на обращение только граждан России, но на деле этим правом пользуются и иностранцы, и лица без гражданства, что не противоречит международно-правовым стандартам.

    Конституция предусматривает возможность как непосредственного (личного) обращения, так и различных форм его направления (по почте, через средства массовой информации и пр.). При этом сами обращения могут быть и личными и коллективными (как двух и более авторов, так и обращения, принятые на митингах и собраниях). Но во всех ситуациях обращение должно иметь индивидуальные подписи, число которых не подлежит ограничению. В случае же отсутствия таких подписей соответствующее обращение рассматривается как анонимное со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (то есть государственные органы, должностные лица вовсе не обязаны его рассматривать).

    Действующее законодательство предусматривает различные виды обращений:

    1) предложения (в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа, предприятия, организации);

    2) заявления (в котором содержится просьба о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права на получение жилья, прием на работу и т.п.);

    3) ходатайство (в котором в письменной форме содержится просьба о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод

    4) жалоба (в которой содержится требование о восстановлении нарушенного права).

    В соответствующих актах определен порядок подачи предложений, заявлений, жалоб, установлены сроки их рассмотрения (Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, а в тех случаях, когда нет необходимости в дополнительной проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления обращения).

    Система основных политических прав и свобод российских граждан

    Важное место в общей системе конституционных прав и свобод чело­века и гражданина в Российской Федерации принадлежит политичес­ким правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколе­нию прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

    Особенности данных прав:

    Они тесно связаны с личными правами, поскольку последние на­полняют их конкретным содержанием (например, свобода манифеста­ций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации от­дельных личных прав и свобод граждан);

    В отличие от личных, которые могут принадлежать каждому чело­веку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут.быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

    Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

    Они являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).

    К политическим правам и свободам граждан РФ относятся сле­дующие:

    1) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);

    2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

    3) право на объединение (ст. 30);

    4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст.31),

    5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст.32);

    6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

    Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с прорывом в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

    Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан. Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были декларированы в Конституции РСФСР 1918 г.)

    Особенности данных прав:

    Для них характерно такое общее свойство, как единство материаль­ного (экономического и социально-культурного) содержания;

    Они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

    Имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инстру­ментами утверждения гуманизма и справедливости;

    Требуют в отношении себя более детальной конкретизации в теку­щем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве;

    Одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.н.), другие - оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это, прежде всего такие фунда­ментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собст­венности).

    В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на осно­ве анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 г. Она позволяет представить соци­ально-экономические права в виде системного единства (совокупнос­ти) следующих групп прав:

    1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

    Право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

    Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

    Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

    Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

    Право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

    2. Социально-культурные права и свободы, способствующие ду­ховному развитию граждан:

    Право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

    Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

    Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

    Свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

    Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

    Право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

    3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:

    Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37);

    Право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

    Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

    Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и по­жилых граждан (ч. 2 ст. 7);

    Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

    Право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждени­ях здравоохранения (ст. 41).

    4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

    Право на отдых (ч. 5 ст. 37);

    Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

    5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе:

    Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30);



    Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

    6.6. Обязанности граждан Российской Федерации

    Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выпол­нения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходи­мости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями людей.

    Между тем, чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других людей, совершение преступлений.

    Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общест­венного бытия человека. Будучи официально признанными в государ­стве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

    Признаки конституционных обязанностей:

    1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших соци­альных ценностей;

    2) они служат реализации как личных, так и общественных инте­ресов;

    3) они имеют высшую юридическую силу.

    Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

    К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

    Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

    Эти обязанности распространяются на все без исключения катего­рии населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспи­тательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.

    Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией Рос­сии, включает в себя:

    Родительские обязанности (ст. 38);

    Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

    Воинскую обязанность (ст. 59).

    Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям на­селения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

    Конституционная обязанность человека и гражданина - это установленная государством в интересах всего общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому определенный вид, меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

    Права человека неотделимы от его обязанностей (Конституция РФ, ст. 6), причем эти обязанности равные для всех. Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, (Конституция РФ, ст. 17). Во взаимоотношениях личности, общества, государства должна присутствовать взаимная ответственность, предопределяющая свободу личности и ее действий не в ущерб интересам других личностей, общества и государства.

    Конституция Российской Федерации содержит специальные статьи, указывающие на обязанности каждого человека, находящегося на территории России и на своих граждан. К ним относятся статья 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы), статья 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам), ст. 59 (обязанность граждан защищать Отечество, нести военную службу).

    Ряд статей Конституции содержат указания на обязанности человека и гражданина в связи с закреплением и регулированием определенных общественных отношений.

    Статья 15, закрепляя отправные принципы правового регулирования всего комплекса общественных отношений, обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, что является важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, признаком правового государства.

    Статья 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При осуществлении лицом своих прав предполагается обязанность этого лица строго соблюдать права и свободы других, не допускать произвола и злоупотребления своими правами в ущерб интересам и правам других лиц.

    Статья 38 содержит обязанности граждан в области семейных отношений. Забота о детях, их воспитание - обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Родители, не выполняющие своих родительских обязанностей, могут быть по суду ограничены или полностью лишены своих родительских прав. При отказе детей содержать своих нетрудоспособных родителей, материально их обеспечивать с них могут быть взысканы в судебном порядке алименты, а при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Статья 44, представляя каждому право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в то же время возлагает на них обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Подробного рассмотрения требует конституционная обязанность защиты Отечества. Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» (ст. 12) призывается на военную службу на основе экстерриториального принципа. Реализация воинской обязанности граждан предусматривает военный учет гражданина, подготовку к военной службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание (до 60 летнего возраста) в запасе (резерве) и прохождение военного обучения, военное обучение в военное время. Обязанность граждан на всех этапах военной службы одинаковая. Невыполнение предписаний органов военного управления на любом из этих этапов влечет предусмотренную законом ответственность.

    Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе во внутренних войсках МВД, органах внешней разведки и контрразведки. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности» и военной службе, «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., другими нормативными актами.

    Особенность правового регулирования военной службы во внутренних войсках МВД (как и в других специальных войсках) состоит в том, что кроме названных выше законов и других нормативных актов, их деятельность регламентируется специальным законодательством, например, Законом о внутренних войсках МВД РФ.

    Военная служба гражданина в определенных федеральным законом случаях может быть заменена альтернативной гражданской службой (п. 3, ст. 59), связанной с выполнением обязанностей в области общеполезных работ. Федеральный закон об альтернативной службе и порядке его прохождения находится в стадии разработки.

    Конституция РФ содержит также ряд специальных обязанностей должностных лиц (см. ст. ст. 18,19,24,52,53 и др.).

    Граждане Российской Федерации самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, т.е. с наступлением совершеннолетия. Законодательство РФ устанавливает исключения из этого правила. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ по достижении 21 года (Конституция РФ, ст. 97), а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции). Трудовое совершеннолетие по трудовому законодательству наступает в 16 лет. Установлены иные возрастные критерии в гражданском и уголовном праве.

    Согласно статье 62 Конституции и в соответствии с нормами международного права иностранные граждане, лица без гражданства в отношении их прав и обязанностей приравнены к гражданам России, т.е. для этих лиц установлен национальный режим. Законодательство России устанавливает исключения из этого положения. Иностранный гражданин не может нести военную службу в Вооруженных Силах России, не может избирать и быть избранным в органы власти, а также занимать определенные должности - судьи, прокурора и др.

    В Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ содержится ряд правил для иностранных граждан в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности, пребывания на территории РФ.

    Статья 64 Конституции РФ зафиксировала, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и что они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой конституцией (ст. 135).

    Заключение

    В заключение следует отметить, что нормы института основных (конституционных) прав, свобод и обязаннос­тей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реали­зации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспе­чения указанных прав.

    Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Только конституционное право рассматривает права, свободы и обязаннос­ти человека в целом.

    Конституция регулирует наиболее важные отношения между ин­дивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентиру­ют эти отношения более детально. Конституционный статус личности является исходным, базовым, а все остальные статусы производны от него и дополняют его. Для института основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан России характерен ряд признаков:

    1) конституционные права, свободы и обязанности являются ос­новными;

    2) они составляют юридическую базу для всей системы прав, сво­бод и обязанностей;

    3) они обладают высшей юридической силой;

    4) они подлежат повышенной защите.

    Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и много­гранный конституционно-правовой институт, состоящий из различ­ных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека - принадлежность лица к гражданству определенного государства, из кото­рого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам нрав и свобод человека и гражданина.

    Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место, среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.