Статьи конституции о правах человека и гражданина. Культурные права человека и гражданина по конституция рф. Уважение прав и свобод других лиц

Об утверждении Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей

Регистрационный N 2355

Правила обслуживания железнодорожных подъездных путей

I. Общие положения

1.1. Железнодорожные подъездные пути примыкают к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных грузоотправителей и грузополучателей.

1.2. Железнодорожные подъездные пути могут принадлежать организациям, физическим лицам (далее - владелец железнодорожного подъездного пути) или железным дорогам.

Принадлежность железнодорожных подъездных путей определяет обязанности владельцев железнодорожных подъездных путей и железных дорог по их техническому содержанию и текущему ремонту.

Организации, физические лица, в том числе контрагенты, использующие железнодорожные подъездные пути, принадлежащие железной дороге, именуются в дальнейшем - пользователи железнодорожных подъездных путей.

1.3. Железнодорожный подъездной путь имеет границу с железнодорожными путями общего пользования. Граница железнодорожного подъездного пути отмечается знаком "Граница железнодорожного подъездного пути. Место установки такого знака определяется железной дорогой.

1.4. Железнодорожные подъездные пути могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.218) (далее - Транспортный устав) открытие для постоянной эксплуатации построенного железнодорожного подъездного пути и подача на такой путь железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия в эксплуатацию данного пути комиссией, в состав которой входит представитель железной дороги, и установления железной дорогой по согласованию с владельцем данного пути порядка его обслуживания.

1.5. На каждый железнодорожный подъездной путь его владельцем совместно с железной дорогой по окончанию строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути (далее Инструкция). Инструкция подписывается начальником железнодорожной станции (далее - станция), владельцем железнодорожного подъездного пути и утверждается начальником железной дороги. В данной Инструкции следует указывать весовую норму и длину составов (поездов), допускаемых к обращению на железнодорожном подъездном пути, максимально допустимую скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение сигналов, нормы закрепления вагонов и другие условия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов.

Указанная Инструкция пересматривается при изменении технического оснащения железнодорожного подъездного пути и технологии его работы.

1.6 В соответствии со статьей 57 Транспортного устава работники, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой, проходят проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а работники, ответственные за погрузку, крепление и выгрузку грузов, проходят проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие указанную проверку знаний, к работе не допускаются.

1.7. Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, искусственных сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, промышленных станций, горок, полугорок, вытяжных путей, устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, используемых при поездной и маневровой работе и других обустройств и механизмов. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется железной дороге по ее требованию при принятии железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию. После ввода в эксплуатацию новых объектов или их закрытия, владелец железнодорожного подъездного пути вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает железной дороге, сообщая ей о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Железная дорога вносит изменения в техническо-распорядительный акт (ТРА) станции примыкания, составляет приложение к нему - ведомость железнодорожного подъездного пути.

1.8. Железная дорога с согласия владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути может в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий ему или используемый им железнодорожный подъездной путь.

1.9. Железные дороги могут передавать организациям, физическим лицам по их просьбе в аренду железнодорожные пути общего пользования, которые после передачи в аренду по условиям их обслуживания приравниваются к железнодорожным подъездным путям. Передача таких путей в аренду оформляется договором аренды между железной дорогой и организацией, физическим лицом. На основании этого договора между ними заключается договор, связанный с подачей и уборкой вагонов.

Текущее техническое содержание железнодорожного пути общего пользования, сданного в аренду, производится силами и средствами железной дороги по договору за счет арендатора.

1.10. Владельцы или пользователи железнодорожных подъездных путей обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и фронтов погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных подъездных путей от мусора и снега.

II. Организация работы по заключению договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоров, связанных с подачей и уборкой вагонов

2.1. В зависимости от принадлежности железнодорожных подъездных путей, заключаются следующие виды договоров, связанных с обслуживанием таких путей:

с владельцем железнодорожного подъездного пути - договор, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (далее - договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути);

с пользователем железнодорожного подъездного пути или с контрагентом при обслуживании его локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, - договор, связанный с подачей и уборкой вагонов (далее - договор о подаче и уборке вагонов).

Формы примерного договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, договора, связанного с подачей и уборкой вагонов приведены в приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам.

2.2. В соответствии со статьей 61 Транспортного устава договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов разрабатываются с учетом технологии работы станции примыкания и технологии работы железнодорожного подъездного пути, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов.

Необходимость разработки единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути и станции примыкания определяется железной дорогой и владельцем железнодорожного подъездного пути. При разработке такого единого технологического процесса могут быть использованы методические рекомендации по разработке единых технологических процессов работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, утверждаемые МПС России.

2.3. При наличии у одного владельца или пользователя нескольких железнодорожных подъездных путей с отдельными примыканиями к станции (нескольким станциям), договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договор о подаче и уборке вагонов заключается, как правило, отдельно на каждый железнодорожный подъездной путь примыкания. По согласованию железной дороги и владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути может заключаться один договор.

2.4. В соответствии со статьей 61 Транспортного устава договорами об эксплуатации железнодорожных подъездных путей и договорами о подаче и уборке вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.

При расчете технологических сроков оборота вагонов могут быть использованы методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, утверждаемые МПС России.

2.5. Согласно статье 63 Транспортного устава отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного подъездного пути регулируются заключенным между ними договором.

При обслуживании контрагента локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, между контрагентом и железной дорогой заключается договор о подаче и уборке вагонов. Заключение такого договора возможно при согласии владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути на пропуск вагонов контрагента по своим путям.

2.6. В соответствии со статьей 67 Транспортного устава договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются сроком на пять лет.

В случае изменения технического оснащения, технологии работы станции или железнодорожного подъездного пути в договоры вносятся изменения, дополнения, которые оформляются дополнительными соглашениями, или заключаются новые договоры. Проекты изменений и дополнений в такие договоры разрабатываются одной из сторон и рассматриваются в порядке и сроки, указанные в пункте 2.13. настоящих Правил.

2.7. В случае изменения владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути между новым владельцем или пользователем и железной дорогой заключается договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договор о подаче и уборке вагонов.

2.8. Железная дорога совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов приступает к разработке проекта нового договора.

2.9. До заключения договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов владелец железнодорожного подъездного пути представляет железной дороге документы, подтверждающие права на железнодорожный подъездной путь, а начальник железной дороги назначает уполномоченного представителя для разработки указанных договоров.

2.10. Договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути, и договоры, о подаче и уборке вагонов, заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного подъездного пути, плана железнодорожного подъездного пути, его продольного профиля и чертежей искусственных сооружений.

2.11. Перед заключением договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов и определения его условий железная дорога совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути производит обследование железнодорожного подъездного пути и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного подъездного пути (приложение 3 к настоящим Правилам).

2.12. Акт обследования железнодорожного подъездного пути подписывается начальником станции, инспектором по подъездным путям и владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути. При необходимости к обследованию железнодорожного подъездного пути привлекаются ревизор по безопасности движения, дорожный мастер дистанции пути и другие причастные работники железной дороги. Обследование железнодорожного подъездного пути возглавляют начальник станции и уполномоченный представитель владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

Владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути, участвующий в обследовании, подписывает акт обследования железнодорожного подъездного пути, а в случае несогласия с данными, внесенными в акт, подписывает его и письменно излагает в нем, либо на отдельном листе, прикладываемом к акту обследования железнодорожного подъездного пути, свое мотивированное мнение.

Акт обследования железнодорожного подъездного пути составляется в трех экземплярах, один из которых остается у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути, второй - в делах станции, третий передается в управление железной дороги.

По требованию железной дороги к предназначенным для нее экземплярам акта обследования железнодорожного подъездного пути владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути прикладывается план железнодорожного подъездного пути с нанесенными на нем местами погрузки и выгрузки и с указанием специализации железнодорожных путей и складских площадей.

2.13. Разработка договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов производится в следующем порядке.

Проекты договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов разрабатывается отделением железной дороги, а при его отсутствии - службой грузовой и коммерческой работы железной дороги.

Указанные проекты договоров подписываются начальником железной дороги или по его поручению начальником станции. При подписании проекта договора начальником станции в проекте договора делается ссылка на поручение с указанием даты и номера соответствующего документа.

Два экземпляра подписанного проекта договора железная дорога направляет на подпись владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути, который подписывает проект полученного договора и возвращает его железной дороге в месячный срок. Указанный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки адресата в получении договора с указанием должности и фамилии принявшего его лица; при пересылке по почте с уведомлением - с даты получения адресатом проекта договора, указанной в уведомлении. Если при подписании проекта договора у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути возникнут возражения по его условиям, то наряду с подписанием проекта договора он составляет протокол разногласий и два его экземпляра вместе с подписанным проектом договора направляет железной дороге. Наличие разногласий оговаривается в проекте договора.

Железная дорога в течение месяца с даты получения протокола разногласий обязана рассмотреть его. О дате рассмотрения разногласий железная дорога должна заблаговременно известить владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

В соответствии со статьей 67 Транспортного устава разногласия по договору об эксплуатации железнодорожного подъездного пути и по договору о подаче и уборке вагонов рассматриваются и разрешаются начальником железной дороги и владельцем или пользователь железнодорожного подъездного пути.

При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава решения принимает начальник железной дороги.

При непредставлении железной дорогой за один месяц до окончания срока действия договора проекта нового договора владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути имеет право направить железной дороге свой проект договора. Порядок и сроки рассмотрения данного проекта договора аналогичны порядку и срокам, установленным настоящим пунктом при направлении проекта договора железной дорогой.

В случае невозврата одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок, заключение договора в обязательном порядке, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До разрешения спорных вопросов все отношения сторон регулируются ранее заключенным договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договором о подаче и уборке вагонов.

2.14. Железная дорога заключает договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути с владельцем железнодорожного подъездного пути, выполняющим транспортное обслуживание контрагентов своим локомотивом по отдельному договору между ними, при наличии у такого владельца железнодорожного подъездного пути доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций.

2.15. Взаимоотношения с морскими и речными портами при перевозках грузов, кроме перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, регулируются договорами об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договорами о подаче и уборке вагонов.

2.16. Подача вагонов на железнодорожные подъездные пути в период их строительства допускается на условиях договора, заключаемого между железной дорогой и организацией, осуществляющей строительство или организацией, для которой строится железнодорожный подъездной путь.

Данный договор, может быть подписан при наличии заключения ревизора по безопасности движения о возможности подачи вагонов на этот железнодорожный подъездной путь и соответствующей инструкции регламентирующей порядок и условия передвижения локомотивов и вагонов на строящимся железнодорожном подъездном пути.

2.17. Случаи повреждения на железнодорожном подъездном пути вагонов федерального железнодорожного транспорта оформляются актом формы ВУ-25М, который подписывается уполномоченными представителями железной дороги и владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

2.18. Взаимоотношения между железной дорогой примыкания и организацией, осуществляющей строительство или финансирование строящейся железнодорожной линии регулируются заключенным между ними договором.

Порядок и сроки оформления такого договора аналогичны порядку и срокам оформления договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договора о подаче и уборке вагонов.

III. Порядок подачи и уборки вагонов

3.1. При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом владельца или пользователя этого пути вагоны подаются локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, на установленные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочный путь обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути.

При обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, вагоны подаются и убираются железной дорогой на/с железнодорожный подъездной путь к местам их погрузки, выгрузки.

3.2. Прием и сдача вагонов при обслуживании локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, производятся на местах погрузки, выгрузки, а при обслуживании локомотивом владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути - на выставочных железнодорожных путях.

3.3. Местом погрузки, выгрузки называется часть железнодорожных подъездных путей, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов.

Максимальное количество подаваемых вагонов на места погрузки, выгрузки определяется по полезной длине складского, погрузочно-разгрузочного железнодорожного подъездного пути.

При сдаче вагонов на выставочных железнодорожных путях, максимальное количество подаваемых вагонов определяется по полезной длине выставочного железнодорожного пути.

3.4. Передача вагонов на железнодорожный подъездной путь удостоверяется подписями работников сдающей и принимающей сторон в памятке приемосдатчика и в ведомости подачи и уборки вагонов. Подача и уборка вагонов на железнодорожный подъездной путь и возврат вагонов с железнодорожного подъездного пути производятся по уведомлению, расписанию или через установленные интервалы времени.

3.5. Расчет интервала времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов, зависит от технологии основного производства, технической оснащенности и технологии работы железнодорожного подъездного пути и станции примыкания.

Основными элементами, определяющими величину интервала времени, могут быть: время, необходимое на выполнение приемо-сдаточных операций, на подачу и уборку вагонов на/с железнодорожный подъездной путь, на операции по погрузке, выгрузке и перестановке вагонов.

3.6. О времени подачи вагонов станция уведомляет владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Передача уведомлений о времени подачи вагонов производится круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений.

Владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить начальнику станции их фамилии и номера телефонов.

Уведомление о времени подачи порожних вагонов под погрузку не требуется, если погрузка производится в вагоны, освобождающиеся из-под выгрузки на этом железнодорожном подъездном пути (сдвоенные операции).

Порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов, утверждаются начальником станции. Для записи уведомлений на станции ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

3.7. Время задержки подачи вагонов по вине железной дороги на места погрузки, выгрузки, на выставочные железнодорожные пути исчисляется с момента, установленного в уведомлении о подаче вагонов.

3.8. Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и выставочных железнодорожных путей устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного подъездного пути.

В случае уборки вагонов по уведомлению, а также в случае неготовности вагонов к уборке по расписанию или через установленные интервалы владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути предварительно (в сроки, установленные договором об эксплуатации железнодорожного подъездного пути или договором о подаче и уборке вагонов) сообщает железной дороге о времени готовности вагонов к уборке.

При уборке вагонов по уведомлению срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления.

При уборке вагонов по расписанию или через установленные интервалы сроком уборки считается время, предусмотренное расписанием или интервалом.

IV. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути

4.1. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.

Время нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу железнодорожных подъездных путей вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

4.2. При подаче и уборке вагонов по уведомлениям, расписанию или через уставновленные интервалы времени, время нахождения их на железнодорожном подъездном пути исчисляется при подаче:

по уведомлениям - не ранее срока, указанного в уведомлении;

по расписанию - не ранее срока, предусмотренного расписанием;

по интервалам - не ранее истечения интервала времени после предыдущей подачи.

При подаче железной дорогой вагонов без уведомления, поданные вагоны засчитываются за грузополучателем, грузоотправителем, владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути и время их нахождения на железнодорожном подъездном пути исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.

При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то железная дорога обязана вновь уведомить грузополучателя, грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути о предстоящей подаче.

4.3. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.

4.4. Задержка вагонов на станции в ожидании подачи их на железнодорожный подъездной путь под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути, а также задержка подачи вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути, оформляются актом общей формы с включением в него номеров задержанных вагонов. Фактом задержки является невозможность подачи железной дорогой вагонов в срок, установленный договором.

4.5. При задержке груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути, и отсутствии технической возможности накопления вагонов на станции примыкания, руководителем железной дороги издается приказ о задержке вагонов на промежуточной станциии. Промежуточная станция на основании этого приказа уведомляет грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути о задержке вагонов и составляет акт общей формы.

4.6. Задержка вагонов на железнодорожном подъездном пути вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварий, которые произошли у грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути и в результате которых прекращено осуществление их основной производственной деятельности, оформляется актом общей формы.

К акту общей формы должно быть приложено заключение компетентных органов о причине и квалификации обстоятельства, в результате которого нельзя производить операции по погрузке, выгрузке на железнодорожном подъездном пути.

Доставка грузов автомобильным транспортом чаще всего производится “от двери до двери”, то есть, перевозчик забирает груз непосредственно у грузоотправителя и выдает его получателю. В этом несомненное преимущество автомобильного транспорта перед другими его видами — железнодорожным, водным и воздушным. Всё что нужно для выполнения автоперевозки — пригодная для движения грузового транспорта дорога. И если дороги общего пользования чаще всего дают возможность по ним проехать (хотя в России возможны варианты), то подъездные пути к местам погрузки, разгрузки и погрузочно-разгрузочные площадки не всегда пригодны для движения грузового транспорта.

Часто такая проблема происходит на стройплощадках и с ней сталкиваются водители, перевозящие сыпучие строительные материалы — щебень, гравий, песок и т. д. Территория захламлена, на дорогу нет и намека, из земли торчат железные прутья, а прораб энергично требует заезжать. Знакомая ситуация? Давайте в ней разберемся.

Для начала надо понять что такое “подъездной путь”. Законодательство не дает определение понятию “автомобильный подъездной путь”, поэтому следует руководствоваться буквальным его толкованием — это путь, соединяющий строительную площадку и объекты государственной и частной собственности с общегосударственной и частной сетью автомобильных дорог.

Законодательство, регулирующее отношения сторон договора перевозки, не содержит прямых указаний относительно действий водителя в случае, если подъехать к месту погрузки или выгрузки невозможно из-за отсутствия подъездного пути. УАТиГНЭТ* и ППГАТ** также не содержат никаких упоминаний об этой довольно часто встречающейся ситуации.

До конца марта 2018 года на территории РФ действовали Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 года). § 5 раздела 5 “Правила погрузки и разгрузки грузов” гласят буквально следующее: “Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним в исправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственного проезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить надлежащее освещение для работы в вечернее и ночное время”. Приказом Минтранса РФ от 23.03.2018 года № 113 ОППГАТ были признаны утратившими силу.

В любом случае, обязанность грузоотправителя и грузополучателя содержать подъездные пути и и погрузочно-разгрузочные площадки в надлежащем состоянии не вступает в противоречие с другими нормами права. Более того, это требование согласуется с презумпцией добросовестности сторон гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).

С другой стороны, законодательно действия сторон при возникновении такой ситуации четко не определены, поэтому рекомендуется предусмотреть в договоре порядок уведомлений и действий перевозчика в случае, если подъехать к месту погрузки или выгрузки невозможно либо слишком затруднительно. Такое условие дисциплинирует грузоотправителей и грузополучателей, а в случае, если подъезд или маневрирование на выгрузке невозможен — избежать трудностей в фиксации и удостоверении этого факта.

Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комм. Абрамова А.И.

Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю (см. комментарии к ст.8 и 9). Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье в подведомственном жилищном фонде. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья.
Необходимо самому заработать на приобретение, строительство или коммерческий найм квартиры (жилого дома), причем без ограничения площади. Время новоселья будет определяться не низкими критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий, действовавшими на протяжении многих десятилетий, не многими годами ожидания в очереди на получение жилья в домах названных фондов, не решением об обеспечении жильем органов управления и профкома по месту работы, а доходами гражданина, материальной возможностью позволить себе купить, построить или арендовать жилье.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты строительной стоимости жилья. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.

В Конституции не перечислены, естественно, все, для кого сохранится планово-распределительная система выделения жилья: это должны предусматривать федеральные законы и законы субъектов Федерации, как действующие, так и будущие. Так, ст.9 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма. Статьей 10 Закона на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности, с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого жилого помещения (ст.14 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г.).

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Помимо государственного и муниципального и жилищных фондов по ст.40 Конституции в его состав входит и та часть частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации (см. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»).

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Вступила в силу часть вторая ГК РФ, которая регулирует жилищные отношения. Действуют правительственные постановления Российской Федерации о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления, ни судебно-прокурорскими органами, ни хозяйствующими субъектами, ни должностными лицами или работниками предприятий, учреждений и организаций, ни арендатором или нанимателем, ни собственником жилого дома или квартиры, ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами, ни иными гражданами. Ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией (ст.55), и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (см. комментарий к ст.46). Гражданин вправе обратиться и в Конституционный Суд, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Российской Федерации затрагивающий его жилищные права закон.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, они вправе требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.