Развивая гражданское общество. Гражданское общество: примеры стран. Примеры становления, проявления гражданского общества в России. Возникновение гражданского долга

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сференегосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.

Отличное определение

Неполное определение

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в 17 веке в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж.Локка и развивалось в 18 веке Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями .

Решающим социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество, в объяснении которого ведущая роль принадлежит Гегелю, выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе .

В 17 веке принципиального различия между государством и гражданским обществом не проводилось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители, будучи сторонниками договорного происхождения государства, исходили из того, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Локк утверждал: « … абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью» .

В 18 веке В. Гумбольдт отмечает три различия между гражданским обществом и государством:

1) Система национальных, общественных учреждений формируется снизу;

2) Естественное и общее право в гражданском обществе;

3) Человек в гражданском обществе и гражданин - в государстве .

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство - область публичной власти. Государственное вмешательство оправдано при двух условиях:

1. С целью устранения несправедливостей и неравенства внутри гражданского общества (например, при доминирующем положении одного из классов);

2. Для защиты и содействия осуществлению всеобщего интереса .

Согласно И. Канту, гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В 19 веке К. Маркс характеризовал природу гражданского общества и его соотношение с государством так: «… форма общения на всех существующих до сих пор исторических ступенях, обусловливаемая производительными силами и, в свою очередь, обусловливающая их, есть гражданское общество… Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и потому выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать в виде национальности и строиться внутри в виде государства». Гражданское общество он рассматривал как экономический базис, обусловливающий государство .

В последние годы гражданское общество оказалось в центре внимания многочисленных субъектов политики. Это понятие стало одним из самых распространенных и употребляемых в философии политики и права, теории государства и права, политологии и политической социологии. Однако релевантность его употребления в современной политикo-правовой литературе уже привела к тому, что сущность и смысл этой категории размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания, одновременно приобретая политизированную интерпретацию .

Среди исследователей развернулась самая настоящая дискуссия о сущности этого социального феномена. Очень интересно выразил его глубинный смысл лидер мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он заявил, что мы создадим такое общество, в котором каждая кухарка сможет управлять государством. Однако с этим очень трудно согласиться. Не может быть такого государства, в котором каждый дворник или кучер способен на высоком уровне выполнять управленческие функции.

В настоящее время многие исследователи рассматривают гражданское общество в двух плоскостях: идеологической - как идею, доктрину, утопию, и институциональной - как взаимосвязанную совокупность общественно-политических институтов. В данной работе, направленной на определение конкретных факторов, детерминирующих формирование гражданского общества, как рабочий вариант принят второй подход .

И все же что такое гражданское общество? В настоящее время существует, по крайней мере, четыре огромных блока определений данного понятия.

По мнению некоторых исследователей, гражданское общество - это совокупность всех неполитических отношений, сфера своеобразного политического пространства.

Есть точка зрения, согласно которой гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов .

Ряд ученых убежден, что гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур и способных к организованным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил правового характера .

Согласно четвертому подходу, содержание дефиниции «гражданское общество» включает сферу властной деятельности свободных индивидов и их организаций, направленную на создание необходимых условий для самореализации, развития личности.

Мы предлагаем следующее авторское определение: гражданское общество - это обстоятельство, в котором происходит переход основных властных функций от государства к независимым от власти общественным объединениям, способным создать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, самоорганизации личности, реализации ее законных интересов и важнейших потребностей, роста гражданской самодеятельности.

Таким образом, гражданское общество можно также рассматривать как систему, в которой взаимодействуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его структурами и индивидами, и направлены они на развитие властных функций и личностных качеств людей, реализацию прав и свобод граждан. Причем эти связи неопосредованы государством. В такой ситуации активно действуют различные негосударственные структуры, массовые движения, политические партии, группировки по интересам и убеждениям, политически и социально активные личности. Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии. Оно способствует ее формированию и служит залогом сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником сползания государства в сторону авторитаризма и тоталитаризма, защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей, препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения и организации, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, политическими партиями, общественными объединениями, группами интересов. В гражданском обществе, в отличие от государственной системы управления, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции, поддержки и солидарности между свободными и равноправными социальными партнерами .

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются различные группы и организации, независимые от власти, объединенные общностью интересов, активно участвующие в политической жизни страны и выполняющие определенные властные функции. Среди них - местные органы самоуправления, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, семьи, трудовые коллективы, правозащитные объединения, молодежные структуры, религиозные организации, творческие союзы и ассоциации, общественные объединения предпринимателей, общественные клубы и самодеятельные ассоциации, объединения граждан по месту жительства, средства массовой информации и многие другие. Наиболее важными из них являются:

· Советы депутатов, прежде всего базового уровня, где каждый гражданин страны, избранный в них, может представлять и защищать интересы различных социальных групп и слоев, принимать управленческие решения;

· политические партии, служащие своеобразным посредником между государством и широкими народными массами;

· общественные объединения, пытающиеся решить многочисленные проблемы людей путем целенаправленного влияния на власть;

· независимые средства массовой информации, доносящие различную информацию до людей. Прямое назначение их состоит в обеспечении информационного обмена между ячейками общества, создании в нем единого информационного пространства;

· суд присяжных как орган, разрешающий конфликты и споры между государством, обществом, индивидом и друг другом;

· церковь как общественный институт, формирующий личностные качества и властные отношения, систему прав и свобод граждан при помощи специфических идеологических методов и принципов;

· семья как институт, обеспечивающий первичное пространство частной жизни и способный в силу этого стать отправной точкой «роста снизу» гражданского общества;

· профессиональные союзы, призванные отстаивать сугубо экономические интересы людей труда .

Чтобы понять сущность гражданского общества, необходимо выделить его основные ценности и признаки.

Основными ценностями современного гражданского общества, которые необходимо формировать в процессе целенаправленной социальной деятельности, являются права человека и демократия, свобода и частная собственность, идеологический плюрализм и многопартийность; инициативность граждан и толерантность; гражданская культура и свободная конкуренция и т.д.

Основными признаками современного гражданского общества являются:

Ш относительная независимость, автономность по отношению к государству;

Ш многомерность, наличие большого количества независимых от власти общественных формирований, самостоятельно регулирующих свою общественную деятельность, выполняющих значительный комплекс властных функций;

Ш высокий уровень прав и свобод граждан;

Ш передача значительной части властных функций органам самоуправления;

Ш социальный, политический и культурный плюрализм;

Ш свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности;

Ш широкие горизонтальные связи между членами общества;

Ш создание реальных возможностей для развития гражданской культуры и всесторонних способностей людей;

Ш учет мнения большинства и обеспечение прав меньшинства граждан .

Важным аспектом современной политической мысли является методологический поиск наиболее эффективных путей формирования гражданского общества. Сегодня все политики и исследователи согласны с тем, что для этого необходимы субъективные факторы и объективные условия. Но что важнее, как их можно создать? Одним из путей формирования личностных качеств «строителей» гражданского общества является повышение гражданской, правовой, политической культуры личности. Объективные условия создаются прежде всего при помощи законодательной деятельности, необходимого правового поля. Мы убеждены, что это намного эффективнее, чем первый фактор. Однако нас за такой подход постоянно критикуют, доказывая, что, во-первых, важнее, если политический субъект осознает, что с нужна частная собственность на средства а производства или землю, чем то, что государство законодательно разрешит и поддержит их. Во-вторых, что государство не заинтересовано в создании гражданского общества. Как утверждает известный российский исследователь Юрий Резник, государство и о гражданское общество - антиподы, что «не о может волк, которому поручено сторожить овец и создавать условия для их выживания, сдержать свой природный инстинкт, точно так же не может государство как орган принуждения и правопорядка быть защитником и заботливым «отцом» гражданского общества .

С этим утверждением, несмотря на всю сложность отношений государства и гражданского общества, трудно согласиться. В реальной жизни гражданское общество и государство соединены множеством структурных связей, так как государство, осуществляя функции управления в общественной жизни, не может постоянно не соприкасаться с основными гражданскими ценностями и структурами. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремления политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой задачи у него имеется достаточно большое количество средств. Среди них - активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения и организации сопротивления проведению тех или иных государственных преобразований и т.д.

Государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Это объясняется целым рядом причин. Именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти. Контакты со структурами гражданского общества являются для государства важными источниками информации о состоянии общества, его интересах, проблемах и настроениях

В сложные исторические периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство. Среди организаций гражданского общества достаточно много нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают постоянную финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.). Поэтому государство, как правило, заинтересовано в развитии гражданского общества.

Разнообразие конкретных условий становления, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с государственной властью неизбежно детерминирует наличие специфических особенностей формирования гражданского общества, находящихся в зависимости от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих форм верховной власти, типа государственного устройства.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. О. Самородний утверждает, что понятие «гражданское общество» включает всю совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономических, национальных, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и т.д.

Согласно А.Б. Венгерову, гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

По мнению Г.А. Атаманчука, гражданское общество - это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей .

В.А. Владимиров под гражданским обществом подразумевает систему отношений индивидов, обладающих собственностью и полнотой гражданских прав, относительно обособленных в рамках качественной однородности каждого конкретного структурного ее воплощения.

А.В. Одинцова определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализации интересов индивидов и их групп .

В новейшей учебной литературе гражданское общество, в частности профессором О.Э. Лейстом, характеризуется как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации» .

Как считает академик В.С, Нерсесянц, «современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» .

При всем многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что оно:

а) основано на праве;

б) целенаправленно на обеспечение реализации интересов гражданина, человека;

в) индивиды в нем равноправны;

г) индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;

д) индивиды являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов .

Современное правовое гражданское общество - это система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы .

Глубокое осмысление понятия гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права» .

В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. Как отмечал Г.Гегель, личность без частной собственности - это голая абстракция .

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации .

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе экономического прогресса, а значит, и общества в целом лежит частная собственность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные отношения частных собственников.

Структурными элементами гражданского общества являются:

Собственность;

Свободный труд;

Предпринимательство;

Общественные объединения;

Образование;

Культура;

Воспитание;

Свободные средства массовой информации .

Достижение всеобщего правового гражданского общества И. Кант считал величайшей объективно обусловленной проблемой человечества: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, а именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человеке».

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, и наоборот. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и политический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартийность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосостояния граждан, их достойного уровня жизни .

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются:

Частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения;

Социальными подразделениями - классы, нации, другие слои;

Общественными формированиями - политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества;

Традиционными - семья, клубы по интересам и другие общности .

Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождествлять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может.

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес .

Гражданское общество - способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека .

Гражданскому обществу должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы:

1) Общество существовала всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к.ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства

3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательской и частной инициативы. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей.

5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой .

Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства.

В настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть .

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости .

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

4. Гражданское общество и государство

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматрива­ется после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемокра­тические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии.

Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопро­сами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организа­ций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.

Что же такое гражданское общество и почему оно может раз­виваться наиболее полно лишь в условиях демократических по­литических режимов?

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представ­ленная

I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и

2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений граж­дан или предприятий (признак высокоразвитого демократи­ческого общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, дела­ющих первые шаги в демократическом развитии);

Объединения, составляющие гражданское общество, отра­жают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, куль­турных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, существу­ют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

Составляющие гражданское общество объединения возни­кают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Одна­ко подавляющая их часть становится долгожителями, по­стоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем обще­ственного мнения, что служит своеобразной формой прояв­ления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.

Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образо­вание коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изме­нять законодательство о банках, ужесточать условия их функци­онирования.

Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в част­ности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необ­ходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Ос­новные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммер­ческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концеп­цию развития банковского дела, рекомендации и проекты нор­мативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятель­ность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализо­ван очень сильный конкурент российских банков.

Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собствен­ности, привело к образованию в стране многочисленных коопе­ративных, арендных предприятии, акционерных обществ, то­вариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприя­тий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государ­ственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого



Мировой опыт показывает, что на налоговую политику госу­дарства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными струк­турами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация граждан­ского общества. Многочисленные союзы предпринимателей су­ществуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наиболь­ший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь воз­никли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз пред­принимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.

О Союзе малых предприятий России скажем несколько под­робнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способ­ствовать устранению монополизма в российской экономике. Дан­ной организацией разрабатываются предложения по совершен­ствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием дело­вого сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содей­ствие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конферен­ции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприя­тиям в строительстве производственных здании.

Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Од­нако спектр общественных интересов, в связи с которыми воз­никают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти инте­ресы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неустав­ных отношений, матери воинов, проходящих службу, органи­зовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкрет­ные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.

В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие при­меры организации гражданского общества. Однако и из ска­занного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидар­ности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское обще­ство М, 1994. С. 21).

В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведе­ние, экономическая теория, история, философия, социоло­гия и др.

Правоведение изучает гражданское общество как субъект граж­данского права и как субъект правового регулирования.

Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль фи­нансовой сферы в их функционировании.

История описывает конкретные национальные формы граж­данского общества, особенности участия граждан в обществен­ной жизни.

Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает харак­тер и формы взаимодействия гражданского общества с полити­ческими и общественными институтами - государством в це­лом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и ус­ловия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоз­дает целостную картину гражданского общества.