Основы конституционного строя как правовой институт. Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя как конституционно-правовой институт. Элементы народовластия в РФ

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

Признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

Отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

Запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

Право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Характеристика основ конституционного строя:

Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

♦ государственного устройства - государственные основы;

♦ политической системы - политические основы;

♦ экономической системы - экономические основы;

♦ социальной системы - социальные основы;

♦ правовой системы - правовые основы;

♦ правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ - республика;

» по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;

» по форме государственного режима РФ - демократическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация - суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основой конституционного строя России является народовластие.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

› коллективный субъект - граждане РФ;

› объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

К числу основных институтов конституционного права относятся - институт основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ), институт прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ), институт федеративного устройства Российской Федерации (гл. 3 Конституции РФ), институт органов публичной власти (гл. 4-8 Конституции РФ). Рассмотрим подробнее каждый из них.

Институт основ конституционного строя

Каждое современное государство обладает определенными свойствами, которые определяют его специфику. Они позволяют охарактеризовать государство как демократическое или тоталитарное, как республика или монархия и т.д.. Совокупность таких свойств позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или точнее - о государственном строе. Строй, зафиксированный в конституции государства, становится его конституционным строем, минимальными признаками которого ныне является судебная защита прав человека и разделение властей 28 .

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Легализация понятия «основы конституционного строя» является новым фактом не только для конституционного права нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, глава 1 которой так и на-

зывается: «Основы конституционного строя» . К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства. Соответственно в главе 1 «Основы конституционного строя» закреплены не все общественные отношения, характеризующие российскую государственность и входящие в предмет конституционно- правового регулирования, а только наиболее важные из них. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это - ценности демократии:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (ч. 1 ст. 1); «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3) и др.

Это - ценности государственности:

«Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4); «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4) и др.

Это - ценности социального мира:

«Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя. К ним Конституция РФ относит: суверенитет парода; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканскую форму правления; разделение властей; правовое, демократическое, социальное, светское государство; политический плюрализм; социальное рыночное хозяйство; многообразие и равноправие форм собственности; признание и гарантирование местного самоуправления.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя:

  • - Российская Федерация - это демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.
  • - Российская Федерация является суверенным государством. Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.
  • - В Российской Федерации провозглашается народовластие. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный парод. Народовластие - волеизъявление парода в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление пародом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти пародом имеет место па выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, па собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д.. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, по с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.
  • - Российская Федерация - это государство с федеративным устройством, основными принципами его являются: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения пародов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России. Если вопрос относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.. Самостоятельную группу образуют полномочия РФ в сфере внешних сношений и обороны.
  • - Российская Федерация - это правовое государство, непреходящим общим началом которого является его связанность с правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе “индивид - общество -государство”. Взаимное равновесие элементов есть необходимое условие свободы, обеспечения юридической справедливости, при котором только и возможно правовое государственное устройство, отвечающее своему предназначению. Соответственно правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, по такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

Поэтому правовое государство характеризуется наличием такой системы законодательства, которое обеспечивает защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

  • - В Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство обязано защищать, признавать и соблюдать права и свободы человека, установленные гл. 2 Конституции РФ.
  • - В Российской Федерации провозглашается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, то есть Конституционным судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.
  • - В Российской Федерации провозглашается независимость местного самоуправления. Гарантии самостоятельности местного самоуправления установлены в ст. 12 Конституции РФ.
  • - В Российской Федерации провозглашается идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений. Ни одна идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной.
  • - Российская Федерация - это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Как видим, к основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления, которые не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Неслучайно главу 1 Конституции РФ называют «конституцией» в Конституции РФ. Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституционного характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится еще на начальном этапе решения этой задачи.

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А.
  • Страшуна. Общая часть. М., 2000. С. 1-2.
  • Сам конституционный строй как форма организации российского государствасодержательно закреплялся в той или иной мере и всеми российскими советскимиконституциями. Впервые же он был юридически частично обозначен в Основныхзаконах 23 апреля 1906 г. - акте конституционного значения. - См.: Кутафин О.Е.Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. С. 195.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя - обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.

Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Причем конституционный строй - это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.

Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции - закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.

Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих.

Гл. 1. Конституции РФ «Основы конституционного строя». Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности. Закрепление их в гл. 1 Кон. РФ подчеркивает их особое значение, особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая само по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в РФ.

В числе основополагающих признаков РФ, закрепленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), на первом месте указан демократический характер Российского государства. Понятие демократия неразрывно связано с идеей народного суверенитета. Народный суверенитет - это неограниченное всевластие народа, определяемое общей волей граждан государства, которое реализуется во всех сферах общественной жизни в определенных Конституцией и законами РФ формах. Суверенитет обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.

Далее, - в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 К РФ) выражен гуманистический потенциал конституционного строя. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Гос. устройство России основывается на принципе федерализма . Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированы в ст. 5 Конституции:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Кон. РФ провозглашает РФ правовым государством , т.е. государством, во всей своей деятельности подчиняющимся праву, считающим главной своей целью и ценностью обеспечение прав и свобод человека.

Кон. РФ провозглашает РФ социальным государством , т.е. государством которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России.

Согласно Кон. РФ (ст. 14) РФ - светское гос. , никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В целом можно сказать, что данные принципы выступают как свод юридических норм и политико-правовой каркас, организационно, функционально и социально скрепляющий общество и государство.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм. Они сведены в определенную систему, внутри которой существуют сложные связи, которые проявляются во внутренней структуре этой отрасли. Система конституционного права совпадает со структурой Основного закона. В разделах Конституции РФ объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др., т.е. нормы, совокупность которых образует конституционно-правовые институты. Каждый из них представляет собой упорядоченную совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Но среди них особое место занимают те, которые включены в основную часть Конституции РФ - в первый раздел. К их числу отнесены - институт основ конституционного строя (гл. 1), институт нрав и свобод человека и гражданина (гл. 2), институт федеративного устройства Российской Федерации (гл. 3), институт органов публичной власти (гл. 4-8). Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения.

Институт основ конституционного строя

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй - это определенная форма, установленный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, гл. 1 которой называется "Основы конституционного строя" .

К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

В гл. 1 Конституции РФ закреплены не все общественные отношения, входящие в предмет конституционно-правового регулирования, а только наиболее важные, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это ценности:

Демократии:

"Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" (ч. 1 ст. 1); "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2); "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3); "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3) и др.;

Государственности:

"Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4); "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4) и др.;

Социального мира:

"Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

1. Демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1).

Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.

2. Суверенное государство (ст. 4).

Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.

3. Народовластие (ст. 3).

Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление народом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народом имеет место на выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, на собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и свободные выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными), в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления - лишение свободы. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.

4. Федеративное устройство государства (гл. 3).

Его основными принципами являются: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения пародов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов РФ как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа Российской Федерации. Если вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению Федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны.

5. Правовое государство (ст. 1).

Российская Федерация связана нормами права и признает их высшую юридическую силу. Государство и общество должны достигнуть состояния, в котором Конституция имеет высший приоритет. Правовое государство характеризуется наличием разветвленной системы законодательства, обеспечивающего защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

6. Человек и гражданин, его права и свободы являются высшей ценностью (гл. 2).

Государство обязано защищать, признавать, соблюдать и гарантировать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ.

7. Принцип разделения властей (ст. 10).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется па основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из грех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

  • 8. Независимость местного самоуправления (ст. 12, гл. 8). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  • 9. Идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений (ст. 13).

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

10. Светское государство (ст. 14).

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Не случайно гл. 1 Конституции РФ называют "конституцией в конституции". Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституцией його характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится на самом начальном этапе решения этой задачи.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.