Социальные права человека список. Социальные права как возможность человека обеспечить себе достойное существование. Социальное государство, социальная политика государства

совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В РФ С.п.ч. закрепляются в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Отличное определение

Неполное определение

Социальные права человека

это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, можно отнести: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда; право на государственную защиту материнства, детства и семьи; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения, и др.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования и дистанционного

обучения

Контрольная работа

Социальные права человека

Выполнила студентка:

Специальность: социальная работа

Проверила:

Социальные права человека…………………………………………………….

Право на труд…………………………………………………………………….

Право на социальное обеспечение……………………………………………..

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь………………………….

Право граждан на благоприятные условия жизни………………………….

Право на защиту материнства, детства и семьи…………………………….

Право на образование…………………………………………………………..

Право на жилье…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

Введение

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .

Эти слова мы видим в самом начале Конституции РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В нашей контрольной работе мы рассмотрим социальные права человека – важную составляющую часть конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Цель нашей работы – изучить социальные права человека.

Социальные права человека

· права и свободы человека в сфере труда (ст. 37) – право на труд в надлежащих условиях; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные трудовые и коллективные споры, включая право на забастовку; право на отдых;

· право на социальное обеспечение (ст. 7, 39);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право граждан на благоприятные условия жизни (ст. 42);

· защита материнства, детства и семьи (ст. 38, 39);

· право на образование (ст. 43);

· право на жилье (ст. 40).

Право на труд

Впервые право на труд было закреплено в нашей стране в Конституции СССР 1936 года. Его право раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с ее количеством и качеством.
Конституция Российской Федерации 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда. Конституция Российской Федерации закрепляет свободу труда.

Свобода труда означает свободный для гражданина выбор трудиться или не трудиться. Конституция Российской Федерации запрещает принудительный труд и закрепляет за каждым человеком право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Эти права гарантированы Конституцией Российской Федерации, поскольку в ней закреплено право частной собственности, свобода предпринимательской и творческой деятельности, равный доступ к государственной службе и другие права (ст. 32, 34, 35, 37, 44), которые позволяют каждому выбирать для себя род деятельности, в наибольшей степени отвечающий его личным потребностям и интересам. Это может быть реализовано, например, путем занятия самостоятельной предпринимательской, творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения, на основе трудового договора с определенным физическим или юридическим лицом (работодателем).

Свободный выбор рода деятельности или профессии означает также право менять место работы после соответствующего уведомления администрации, право трудиться после достижения установленного пенсионного возраста и т.д.

Право на труд имеет основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социальные права. И человек должен реализовывать свое право на труд в таких условиях, которые не унижали бы его достоинство, а способствовали наиболее полному и гармоничному развитию личности. Таким образом, обеспечение возможности трудиться невозможно рассматривать отдельно от тех условий, в которых человек реализует эту возможность.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст. 2).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность .

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является одним из важнейших. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя конкретные права на совершение определенных действий. В частности, согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ работники имеют право на:

Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний;

Получение достоверной информации об условиях и охране труда

на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных производственных факторов;

Отказ от выполнения работ в случае возникновения угрозы жизни и здоровью;

Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

Личное участие или участие через своих представителей в

рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания, происшедшего с ним на работе и т.п.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд. Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд .

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда). Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24 рабочих дней).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Право на социальное обеспечение

Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусматривается право на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение - одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.
Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральным законодательством устанавливаются минимальные размеры пенсий и пособий.

Кроме того, государством устанавливается широкая система льгот для различных категорий граждан: героев России, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, чернобыльцев. Общее число льготников составляет примерно 16 млн человек.

К льготам относятся:

Бесплатный проезд;

Бесплатные лекарства;

Ежегодная бесплатная путевка на санаторное лечение с оплатой проезда к месту лечения;

Льготы по оплате коммунальных услуг и др.

В настоящее время произведена монетизация льгот. Все лица, имеющие льготы, получают установленные федеральным законом денежные суммы, которые должны компенсировать утрату материальных льгот.
Государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения граждан, т.е. созданию частных пенсионных фондов, пенсионному страхованию. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Конституционное закрепление поощрения благотворительности имеет большое значение для социальной поддержки и защиты граждан, улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут за это ответственность.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравмедпромом России и Министерствами здравоохранения республик в составе Федерации.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства

финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рекламы. Они установлены Указом Президента РФ. Не допускается распространение в средствах массовой информации рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины, продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода редакции средств массовой информации несут ответственность.

Другое дело - право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. Гарантии в области охраны здоровья установлены: семье (ст.22); беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним (ст.24);

военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту (ст.25); гражданам пожилого возраста (ст. 26); инвалидам (ст.27); гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст.28) и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ граждане имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

· обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

· проведение консилиума и консультаций других специалистов;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

· сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 Основ;

· информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ;

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

· получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;

· получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;

· возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинении вреда здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Право граждан на благоприятные условия жизни

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является экологическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий .

Право на защиту материнства, детства и семьи

Другой не менее важной категорией прав и свобод человека является защита материнства, детства и семьи. Всеобщая декларация прав человека констатирует: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ч.3 ст.16).

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86 дней, а при рождении близнецов - 110 дней). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 50% минимальной оплаты труда.

Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает:

· повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу

и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка инвалида - до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;

· специальные правила по охране труда и здоровья женщин:

Запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелы работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

Установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

Ограничение труда в ночное время и др.

Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством:

· использование труда женщин, имеющих детей, на работе с

неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей;

· по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов

До 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому) графику, на дому;

· предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4

дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Так, основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г., предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщины во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Кодекс о браке и семье содержит основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав ребенка.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и обязанностью родителей" (ч.2 ст.38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей (ст.78 Кодекса о браке и семье).

Семейное право, опирающееся на ст.38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников.

Право на образование

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в

соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней.

Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования .

Под системой образования понимается совокупность:

· сети реализующих и образовательных учреждений различных

организационно-правовых форм, типов и видов;

· системы преемственных образовательных программ и

государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· системы органов управления образованием и подведомственных

им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст.9 Закона об образовании.

В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании. Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Право на жилье

Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

В статье 40 Конституции РФ говорится о том, что:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно

лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления

поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в

жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы была закрепленная прежней Конституцией монополия государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа незначительное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации - другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.

Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было.

Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.

Действующая конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения "в общем котле" для последующего государственного и муниципального жилищного строительства, и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения

Для малоимущих сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, осуществляется без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования.

Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд, принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам на праве собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации. Такое же право принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного фонда (ст.18 Закона): с учетом совокупного дохода семьи им может предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

Заключение

Итак, мы рассмотрели, изучили социальные права человека, и пришли к следующим выводам.

Социальные права обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

К числу социальных прав человека Конституции Российской Федерации относятся:

· права и свободы человека в сфере труда – право на труд в надлежащих условиях; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные трудовые и коллективные споры, включая право на забастовку; право на отдых;

· право на социальное обеспечение;

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· право граждан на благоприятные условия жизни;

· защита материнства, детства и семьи;

· право на образование;

· право на жилье.

Социальные права граждан являются предметом особого внимания Президента Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Они во многом определяют смысл и содержание социально-экономической политики и ее практической реализации в условиях формирования правового государства с социально ориентированной экономикой. Ведь зрелость гражданского общества, уровень развития государственности в стране оцениваются исходя, прежде всего, из сложившегося отношения к детям, инвалидам, ветеранам, пожилым людям, ко всем категориям пенсионеров.

Список литературы

2. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы.– М.: Юриспруденция, 2001.– 224 с.

3. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 47 с.

4. Козлов Е.И., Кутафин. О.Е. Конституционное право России: учеб.– М.: Проспект, 2009.– 608 с.

5. Конституционное право России: учебник / С. Г. Сергеев. -М. : Дашков и К, 2008.-575 c.

6. Социальные права граждан в вопросах и ответах. - М.: Норма, 2006.- 351 c.

7.Чиркин В.Е. Конституционное право России / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т (ин-т). - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2008.- 442 c.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948). Декларация закрепляет право каждого, как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых действия для поддержания его достоинства и свободного развития его личности и прав в экономической, социальной и культурной областях (ст. 22). Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Таким образом, Декларация закрепляет:

во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение;

во вторых, право на достойный уровень жизни;

в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение (безработица, болезнь, инвалидность, утрата кормильца и т.п.);

в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматриваются материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Пакт также признает право каждого: на достаточный уровень жизни для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12).

Одним из первых актов России, в котором закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, является Декларация прав и свобод человека и гражданина. В Декларации провозглашен один из важнейших принципов: пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Важнейшим гарантом прав и свобод человека и гражданина является Конституция РФ. Условием реализации прав и свобод человека и гражданина «является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости».

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».

Остановимся на общих методологических подходах в определении природы права на социальное обеспечение.

Во-первых, к содержанию социальных прав необходимо подходить конкретно. Современное право на социальное обеспечение, зафиксированное в международно-правовых документах, конституциях, и законодательстве экономически развитых государств, -- результат длительного исторического становления и развития прав человека.

Во-вторых, в становлении права на социальное обеспечение огромную роль сыграло его идеологическое и доктринальное обоснование -- учение о естественных и прирожденных правах человека (учение о праве человека на достойное существование) и юридико-позитивистское учение о правах человека. Напомним, что в теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформулированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гражданские) и политические права как основные естественные и неотчуждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения, повышение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность государства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, экономических и культурных правах. Сама идея социальных прав связана с идеей социального государства. Третье поколение прав человека стало формироваться после Второй мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д.

В-третьих, право на социальное обеспечение -- это сложное по своей природе право, которое сформировалось как самостоятельный правовой феномен на пересечении публичных (административное право), частных (гражданское право) отраслей права и генетически связано с административным и трудовым правом.

В начале XXI в. развитие права на социальное обеспечение в России выходит на новый качественный уровень. Изменения в социально-экономической системе российского общества, связанные с процессами «разгосударствления» и приватизации, диктуют и трансформацию структуры отрасли права социального обеспечения.

На наш взгляд, эти объективные изменения можно свести к двум основным направлениям.

Во-первых, наблюдаются существенное усложнение системы правового регулирования социально-обеспечительных отношений и специализация отдельных составляющих отрасли как относительно автономных правовых образований. Эта специализация связана с организационно-правовыми формами социального обеспечения: социальное страхование, социальная помощь, последняя включает и медицинскую, и лекарственную помощь, социальное обслуживание и др. Свершившимся фактом является переход от единой государственной системы социального обеспечения к двум ее основным названным организационно-правовым формам.

Во-вторых, расширяется предмет отрасли за счет социально-обеспечительных отношений, вытекающих из договоров на социальное обеспечение. Структурные изменения в предмете отрасли неизбежно предопределяют изменения и в методе правового регулирования. Современное право социального обеспечения является отраслью права. основанной на единстве публичных и частных начал.

На развитие прав человека на социальное обеспечение на рубеже тысячелетий решающее воздействие оказывают два общепланетарных процесса: техническая революция в сочетании с ускоренной социальной эволюцией, результатом взаимодействия которых стали формирование постиндустриального общества и неразрывно связанный с ними процесс глобализации.

Ведущая тенденция в развитии социальных прав, на наш взгляд, связана с определением их места в системе прав человека информационного общества. Как уже отмечалось, социальные права относятся ко второму поколению прав человека.

В системе прав человека, определенных Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 6--13) социальные права занимают доминирующее место. Речь также идет о целом ряде Конвенций МОТ: № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952 г.), № 121 о пособиях в случаях производственного травматизма (1964 г.), № 128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (1967 г.), № 130 о медицинской помощи и пособиях по болезни (1969 г.) и др. Отличительной особенностью права на социальное обеспечение является зависимость его реализации от состояния экономики и ресурсов государства. В этой связи не случайны в международно-правовых актах о труде оценочные формулировки «удовлетворительное существование, достойная жизнь» и др. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах особо подчеркивается, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (ст. 2).

Некоторые ученые относят к неотъемлемым естественным правам человека только политические и гражданские права, социальные права не признают таковыми, поскольку они зависят от переменных величин

Уровня развития экономики, социальной сферы, культуры общества, политики государства.

Так, С.С. Алексеев предлагает понизить второе поколение прав человека до «прав гражданина данного государства» . Но такой подход у нас вызывает ряд возражений.

Социальные права должны не только осуществляться в зависимости от экономического положения страны, но и соответствовать ему. На возможном экономически обоснованном уровне эти права должны быть гарантированы человеку. Это касается обязательного установления любым государством при любых экономических и политических условиях минимальных границ социальных прав, которые обеспечиваются государственной защитой. Как указывалось в названном Международном пакте «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

Здесь мы имеем дело с «глобализацией прав человека». Безусловно, прав в этой части С.С. Алексеев, отмечающий, что права человека еще в большей мере утверждаются в качестве института, возвышающегося над государством в целом (при том теперь и на уровне всего мирового сообщества)". Права человека как наднациональное образование играют решающую роль в формировании мирового правопорядка вслед за международными судами.

Другое направление в дальнейшем развитии социальных прав в XXI веке связано со смещением акцентов с «экономического» человека наличность, ее личные блага. Ценностные приоритеты прав человека все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности человека в сферу субъективного самочувствия и качества жизни. В этой связи право на социальное обеспечение обогащается новыми правомочиями личностного характера. Тому свидетельство -- новеллы российского социального законодательства. Иными словами, речь идет не только об оказании материальной помощи нуждающимся лицам, но и о создании условий по их адаптации, реабилитации, интеграции в общество. Например, это право инвалидов на профессиональную ориентацию, обучение, образование, производственную адаптацию, социокультурную и социально-бытовую адаптацию, В отношении граждан старших возрастных групп при обслуживании их в геронтологических центрах предусматривается их размещение с учетом психологической совместимости, проведение мероприятий по развитию социального туризма и отдыха и др. В Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.) также содержится «широкий» подход к определению социальных прав и социальной защиты. Под ней подразумевается не только система защиты граждан от социальных рисков (безработица, болезнь, старость, потеря кормильца), но и обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая и социальную интеграцию, получение, образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, оказание социального обслуживания. В Принципах ООН в отношении пожилых людей (1991 г.) особо подчеркивается, что государства должны включать в свои национальные программы вопросы обеспечения участия пожилых лиц в жизни общества, защиты их достоинства и обеспечения реализации внутреннего потенциала.

Следующая тенденция в развитии социальных прав связана с определением оптимального сочетания нормативного (публичного) и договорного (частного) правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Современная система социальной защиты населения, как отмечалось, объединяет три основные формы социального обеспечения (социальное страхование, государственное социальное обеспечение и социальная помощь, включая социальное обслуживание). В основе первой лежат принципы социального партнерства (трипартизма или бипартизма). Вторая основана на принципах государственного обеспечения определенных категорий лиц. Третья -- на социальной справедливости и солидарной ответственности общества, предоставления государственной социальной помощи всем нуждающимся лицам.

Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение , право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище , особые права детей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах С.п.ч. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты. Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование … Юридическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека … Профессиональное образование. Словарь

    Совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное обеспечение, право на образование,… …

    Совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право… … Энциклопедия юриста

    социальные права человека - совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к С.п.ч. относятся право на социальное… … Большой юридический словарь

    Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    Понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

    - (см. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Права человека. Учебник , . "Права человека" - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…
  • Права человека. Учебник , Лукашева Е. (ред.). «Права человека» - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность,…

Каждый гражданин своей страны имеет определенные права. Сюда можно отнести право на образование, на работу, на социальное обеспечение, отдых и охрану здоровья. В случае их нарушения человек имеет право обратиться в суд и получить денежное возмещение за причиненный моральный ущерб.

Право на труд

Представленное право (часть 3 статьи 37 Основной закон) является очень многогранным, поэтому его стоит рассматривать отдельно по элементам, из которых оно состоит:

  1. За каждым человеком РФ закреплено право свободного распоряжения своими способностями к труду, делать самостоятельный выбор своей профессии и рода деятельности. В данном случае речь идет про осуществление права на труд по договору, согласно которому работодатель нанимает работника. Обладая правом свободного распределения своими способностями, человек может вообще не заниматься трудовой деятельностью.
  2. Каждый гражданин обязан выполнять свою работу в условиях, которые соответствуют всем нормам безопасности и гигиены.
  3. За выполненную работку человек имеет право получить денежное вознаграждение. В данном случае не допустима дискриминация.
  4. Государство обязано защитить своего гражданина от безработицы. Сюда стоит отнести бесплатную помощь в выборе подходящей работе и трудоустройстве, бесплатное обучение новой специальности, получение пособия по безработице.
  5. Гражданин РФ имеет право организовывать митинги с учетом принятых федеральным законом методов их разрешения. В этой связи интересно узнать, кто такие

На видео – социальные права человека по конституции РФ

На отдых

Данное право (ст. 45 Конституция)обладает тесной связью с правом на труд. Благодаря предоставленному праву каждому работающему гражданину РФ предоставляется право на восстановление усилий и сохранение здоровья, которое относится к общественным благам. В рамках этого интересно почитать про особенности деятельности и условия труда .

Также немаловажная роль отведена самому работнику, а точнее его деятельности. В его обязательства положено правильное использование отдыха. Сюда необходимо отнести совершенствование своих физических, умственных и деловых качеств. Роль государства состоит в том, чтобы закрепить в законодательных актах разумную продолжительность рабочего труда, выходных и праздничных дней, ежегодного отпуска, который должен оплачиваться.

На материнство и детство

Эта статья, прописанная в 1 части Основного закона, объединила в себе два вида права. Одно относится к родителям, а другое – к детям. Достигается оно развитой системой гарантий, которые обозначены в федеральном законодательстве. Сюда стоит отнести выплаты:

  • во вовремя вынашивания ребенка;
  • после родов;
  • на воспитание детей;
  • по потере кормильца;
  • многодетным семьям.

Основной закон РФ определяет права детей и родителей взаимного характера. У родителей права подразумевают воспитание своих детей, заботу и внимание. Однако совершеннолетние дети обязаны проявить заботу относительно своих нетрудоспособных родителей.

На социальное обеспечение

Обладать этим правом (ст. 38-39) могут люди до определенного возраста, по причине болезни, инвалидности, потери кормильца. Существуют следующие формы в рамках :

  • пособия;
  • пенсии;
  • добровольное социальное страхование.

На жилище

Это право (ст.40) является одним из основополагающих. Оно сводится к 3 возможностям юридической направленности:
постоянная эксплуатация жилого помещения;приложение усилий, направленных на улучшение жилищных условий;гарантирование и реализация здоровой жилой среды, которая будет достойна цивилизованного гражданина.

На сегодняшний день государство – это важнейший орган в данной области. Как правило, оно не обеспечивает граждан новым жильем, а только в различных проявлениях помогает людям при реализации их прав на жилье. В данном случае государство может только выделять кредиты на строительство, поощрять строительство жилого дома, выделять компенсации.

На охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья (ст.41 Конституции) – это комплекс политических, экономических, правовых, культурных, социальных и медицинских мероприятий, которые служат для сохранения и улучшения здоровья каждого гражданина. Также охрана здоровья регулирует меры по поддержанию долголетия человека, предоставления ему помощи медицинского характера при утрате здоровья.

Медицинская помощь – это комплекс мер, которые направлены на оказание помощи профилактического, леченого, реабилитационного, зубопротезного характера. Также сюда стоит отнести социальные мероприятия, направленные на уход за больными, инвалидами и нетрудоспособными лицами. Вся медицинская помощь должна быть оказана бесплатно. Спонсором в данном случае выступает государство. Но в качестве дополнения имеется частная система здравоохранения. На ее развитие деньги также выделяет государство.

На образование

В эту категорию включены права (статья 41), предусматривающие целенаправленный процесс обучения и воспитания. В РФ образование (среднее, дошкольное) является доступным и бесплатным для всех.

Бесплатно можно учиться и в высших учебных заведениях, но для этого необходимо пройти конкурс и набрать требуемое количество баллов. Сегодня происходит параллельное развитие сети учебных заведений. Также образование в РФ может принимать вид семейного самообразования, экстерната. Но для того, чтобы получить образование, были разработаны единые государственные образовательные стандарты.

Так же будет интересно узнать про международные договоры как источник конституционного права. Вся информация в данной

К сожалению, сегодня не каждый гражданин может с уверенностью сказать, что знает все свои права. Результатом такой необразованности становится проблемы с получением образования, медицинской помощи, социального обеспечения. Все права человека занесены в конституцию РФ и должны выполняться обязательно и неукоснительно. Так же полезно почитать о том, что такое .