Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные. Должностные обязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему Определение статуса военнослужащего

повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;

проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;

создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

79. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.

При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

80. Командир (начальник) обязан обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части (подразделении):

направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов;

организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях, вооружения, военной техники и другого военного имущества в парках и на складах;

предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда;

устанавливать порядок посещения военнослужащих, выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, увольнения из расположения воинской части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков, пропускного режима и требовать его соблюдения;

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях (лагерях) и в других местах временного размещения воинской части (подразделения).

81. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:

в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;

руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

82. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание:

организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;

организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности;

обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;

знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющие права, свободы и обязанности военнослужащих и устанавливающие для них социальные гарантии и компенсации, обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию этих положений;

организовывать ежегодную диспансеризацию подчиненных военнослужащих и регулярное (не реже одного раза в квартал) санитарно-эпидемиологическое обследование военных объектов питания, проживания и бытового обслуживания, принимать другие меры по охране здоровья и медицинскому обеспечению военнослужащих;

заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;

организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;

принимать меры по целевому и рациональному использованию земельных участков, находящихся в пользовании воинской части.

83. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):

повышать свои военные, педагогические, правовые знания и совершенствовать методические навыки;

знать вооружение и военную технику, порядок их боевого применения (использования), технического обслуживания, ремонта, хранения и эвакуации;

знать нормативные правовые акты Российской Федерации в пределах установленного правового минимума, нормы международного гуманитарного права и действовать в строгом соответствии с ними, а также требовать от подчиненных их соблюдения;

вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности; учитывать в работе предложения подчиненных;

умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль за исполнением приказов;

всемерно укреплять единоначалие, развивать в себе целеустремленность, ответственность, предусмотрительность, принимать меры по сплочению воинского коллектива;

действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной взаимосвязи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, не преследующими политических целей, коллективами предприятий, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения); проводить собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них представителей общественности, членов семей военнослужащих;

организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);

систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по улучшению полученных результатов; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.

84. Командир (начальник) в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими обязан:

всесторонне изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных путем личного общения с ними, повседневно заниматься их воспитанием;

осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии;

руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы;

лично проводить беседы со своими подчиненными;

поощрять подчиненных за особые личные заслуги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения - своих подчиненных во время, свободное от несения ими боевого дежурства (боевой службы), исполнения ими обязанностей в суточном наряде и занятий.

85. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:

определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;

поощрять военнослужащих, добившихся наилучших творческих результатов.

86. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

87. В случае временного убытия командир (начальник) для исполнения своих обязанностей оставляет заместителя. Если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).

88. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).

Вновь назначенного командира воинской части (подразделения) представляет личному составу воинской части (подразделения) старший командир (начальник).

89. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их обращений (предложений, заявлений или жалоб), последующего их изучения и принятия по ним решений (приложение N 6).

90. Срок приема и сдачи дел и должности командира полка и командира отдельного батальона (кораблей 1, 2 и 3 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителя командира полка по вооружению и заместителя командира полка по тылу - не более 20 дней, командира батальона и командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) - не более 5 дней, начальников служб - не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником).

Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

91. Командир воинской части производит прием и сдачу дел и должности лично в присутствии представителя старшего командира (начальника).

Для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты.

В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, воинской дисциплины, безопасности военной службы; морально-психологическое состояние личного состава.

В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество вооружения, военной техники и боеприпасов, числящихся по документам, и их фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения.

В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия личного состава; наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; состояние территории военного городка; наличие и правильность использования земельных участков; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического и другого военного имущества как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. К акту прилагаются документы на право пользования земельными участками.

Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).

92. Командир подразделения производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части.

О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества, состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни), руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.

В истории становления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именно воспитателей. "Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей".

К началу 20 века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогические курсы. "Кузница" военно-педагогических кадров для Кадетских корпусов размещалась в Санкт-Петербурге в зданиях "Соляного городка" на базе существовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей в течение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышало квалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсам особое внимание, т.к. считал, что главная задача – "развивать у кадет сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всего, что может унизить и оскорбить его...".

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Воспитатель, профессионал, педагог - духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Назначение воспитателя - максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

Создание благоприятных условий для формирования его личности.

Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Коррекция индивидуального развития кадет.

Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

На необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

Участие в управлении учреждением;

Защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

Повышение квалификации;

Аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

Нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

Обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

Преподавательский состав кадетского корпуса обязан:

Служить достойным примером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплении традиций своего учебного заведения и почитания российских законов;

Подчиняться Уставу кадетского корпуса;

Не допускать антипедагогических методов воспитания;

Обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенность в себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурный уровень;

Не допускать употребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;

Соблюдать правила ношения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;

Не опаздывать на работу и вовремя уведомлять о возможной задержке;

Вежливо относиться ко всем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споров между работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;

Беречь имущество кадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путями стремиться к его умножению.

Также существует свод правил поведения воспитателя, то есть "Кодекс чести офицера-воспитателя", включающий такие положения, как:

Первая и главная обязанность - это верность Отечеству.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь доброе имя.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более при подчинённых.

Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание.

Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинён младшему - обязан исполнять все его приказания.

Береги свою честь, честь корпуса.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Строго относись к своим служебным обязанностям.

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.

Помни всегда, что ты офицер.

Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Честь - святыня офицера.

Офицер-воспитатель должен уважать человеческие права своих воспитанников - кадет.

Офицер-воспитатель, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Не выдавай за неопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бы сомневаешься. Поступать так - преступление.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями.

Руководствуйся в жизни чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.

Всё знать никто не может, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.

Старайся, чтобы слова были мягкими, а аргументы твердыми.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито не меньше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.

На занятиях будь бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

Будь всегда правдив, и особенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:

1. Аналитическая:

а) изучение индивидуальности кадета;

б) анализ развивающегося коллектива и личности;

в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

г) анализ уровня воспитанности личности.

2. Организационно-координирующая:

а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

г) обеспечение материально-бытовых условий.

3. Коммуникативная:

а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

б) установление взаимоотношений "ученик - учитель";

в) содействие благоприятному климату в коллективе;

г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

Воспитатель отвечает:

За подготовку кадет отделения к завтрашнему учебному дню;

Воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние кадет отделения;

За поддержание внутреннего порядка в отделении;

За сохранность закреплённого за отделением имущества и помещений.

Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава отделения.

Воспитатель несет ответственность:

За жизнь и здоровье кадет вверенного ему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

За нарушение мер пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.2. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Заключение

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, формирование, сплочение и развитие коллектива, а также на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 6 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком, а кадетский коллектив – сплоченным, дружным и крепким на долгие годы. В такой коллектив живет под девизом: « Один за всех и все за одного!» Кадет отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 6 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника и коллектива в целом, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего, потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе - совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

В создании нравственной атмосферы в коллективе (учебной группе) Кадетского корпуса важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Только при наличии определенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

Библиография

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.

5. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

6. Волков И.П. Цель одна - дорог много. / И. П. Волков. - М,1988

7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

8. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001

9. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

11. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001

12. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2007 г.

13. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - N 4.

14. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

16. Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

17. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

18. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

19. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

20. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

22. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

23. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.

24. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" //www. Ruscadet.ru/

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

26. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир – 1995, №3.

27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

28. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru

29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994


Похожая информация.


Личный состав кораблей.

I. Офицеры.

А. Командир.

Во главе корабля стоит командир. Как гласит ст. 274 Морского Устава Командиру корабля ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вверяется охранение чести русского флага. Все служащие на корабле вполне подчинены командиру, который в своих действиях и распоряжениях руководствуется законом и предписанием начальства и требует того же от своих подчиненных, неослабно поддерживая на корабле строгую военную дисциплину. Он обязан содержать постоянно корабль и команду в совершенной исправности, прилагая всемерно старание продлить срок службы корабля и механизма и усовершенствовать команду в морском военном деле. Во время нахождения корабля в ходу командир определяет курс (направление движения) корабля и отвечает за безопасность его; никто без его разрешения не имеет права изменять назначенный им курс, кроме вахтенного начальника в самых исключительных случаях (как, например, при неизбежном столкновении).

Командир должен отлучаться с корабля как можно реже; отлучаясь он передает командование старшему офицеру и ни под каким видом не оставляет корабля вместе с ним; если корабль находится в составе эскадры, командир не имеет права ночевать на берегу без разрешения флагмана.

Что бы более рельефно выделить власть командира на корабле он совершенно изолирован от офицеров; а именно стол он имеет отдельно от кают-компании и может находиться в кают-компании лишь по приглашению офицеров; при входе командира на шканцы все находящееся там, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, переходят на левую сторону шканцев.

Б. Старший офицер.

Старший офицер есть главный помощник командира по командованию кораблем. Ему подчинены все служащие на корабле, и он является председателем офицерской кают-компании.

Обязанности старшего офицера весьма обширны; он отвечает за наружный вид корабля, наблюдает за чистотой и порядком как внутри, так и снаружи его, за исправностью вооружения, шлюпок, надежным укреплением якорей и т.п. Он составляет и поверяет расписание команды, ведет наряд офицеров, командует всеми авральными (общими) работами; наблюдает за обучением команды, за мерами предосторожности при нагрузках пороха, артиллерийских снарядов, угля и т.д.



В. Офицеры.

Офицеры корабля разделяются на флотских офицеров и инженер-механиков. В смысле замещения должностей командира и старшего офицера в случай их отсутствия или болезни (в бою в случай выбывания) все флотские офицеры имеют преимущество перед инженер-механиками, независимо от чинов, так как подготовка вторых носит довольно узкоспециальный характер.

Флотские офицеры.

Все флотские офицеры на корабле несут ряд обязанностей по общей корабельной службе и по специальности. Часть офицеров называется офицерами-специалистами.

Офицеры-специалисты.

Таковыми являются штурманские, артиллерийские, минные, водолазные офицеры и офицеры подводного плавания. Ранее штурманские и артиллерийские офицеры были особой подготовки, носили специальную форму и составляли особые корпуса.

В настоящее же время на эти должности назначаются флотские офицеры, из кончивших специальные классы. Офицеры специалисты назначаются наравне с прочими офицерами к несению общей корабельной службы и вахты (дежурств), но от командира зависит отступать от этого правила.

Штурманские офицеры владеют кораблевождением и путеисчислением. Они определяют девиацию компасов, ведут метеорологический и вахтенный журнал. В их ведении находятся карты, астрономические и физические инструменты, книги, зрительные трубы, компасы, хронометры, магниты и т.п. Они ведут наблюдение за исправным состоянием руля и других приспособлений для управления ходом корабля. Если их несколько, то один из них является старшим и непосредственным помощником командира по кораблевождению и путеисчислению; он должен предварять командира о каждой опасности, находящейся на пути корабля и поблизости его.

Артиллерийские офицеры . Каждый флотский офицер должен быть знаком с действиями артиллерии, так как главное назначение военных кораблей - ведение артиллерийского боя. Для заведывания же артиллерийской частью на корабле (орудиями и всеми принадлежностями их), а также якорными канатами, электрическими и другими приспособлениями для действия артиллерии, а также руководством всеми артиллерийскими занятиями и подготовительной практикой стрельбы, назначаются специальные артиллерийские офицеры; если их несколько, то старший из них есть ближайший помощник командира по управлению артиллерии, по боевой подготовке личного состава артиллерийской специальности и по содержанию в исправности материальной части артиллерии. В бою они руководят огнем корабля.

Минные офицеры заведуют минной частью на кораблях, т.е. всеми минными устройствами, минами и принадлежностями их, а также всеми вообще электрическими приспособлениями не находящимися в ведении других специалистов, главным образом освещением корабля. Они руководят знаниями по минной части, а в бою минной стрельбой.

Водолазный офицер заведует водолазной частью на корабле.

Офицеры подводного плавания обучаются специально для плавания на подводных лодках.

Общие обязанности офицеров.

Остальные офицеры являются заведующими командою (ротными командирами и младшими офицерами) и командирами орудийных плутонгов. По этой последней должности они являются ответственными помощниками старшего артиллерийского офицера по управлению огнем, по содержанию в исправности артиллерии и по боевой подготовке личного состава своего плутонга; плутонговый командир должен в совершенстве знать материальную часть своего плутонга, таблицы стрельбы и уметь управлять прицелом и целиком во всех условиях боя. Кроме того офицеры имеют обязанности по заведыванию какой либо частью корабля, шлюпкой и т.п. и исполнять другие назначения, возлагаемые на них командиром.

Один из флотских офицеров назначается ревизором.

Ревизором называется офицер, соединяющий в себе должности адъютанта, начальника хозяйственной части и казначея сухопутных войск.

Он ведает: 1) всем письмоводством на корабле как по строевой, так и по хозяйственной части, 2) всеми частями судового хозяйства, 3) всеми денежными капиталами в качестве казначея, 4) вещами и материалами корабля. Ему подчинены содержатели. Ревизор назначается также и к несению вахтенной и общей корабельной службы наравне с прочими офицерами, но по усмотрению командира может быть освобожден от вахты на время, необходимое по своей непосредственной обязанности.

2. Инженер-механики .

Один из инженер-механиков является старшим механиком корабля.

Старший механик заведует управлением паровыми механизмами корабля и отвечает за исправность и сохранность всех частей его. Он ведает также всеми механическими приспособлениями на корабле. Он принимает меры, чтобы работа по изготовлению машин к действию была окончена в назначенное время; при разводке и прекращении паров, при усиленном ходе и вообще при всех важных работах он лично управляет машиною, распоряжаясь всей машинной командой. В остальное время в машинном отделении остается очередной (вахтенный) механик и очередная вахта машинистов и кочегаров. Во время стоянки на якорь механики несут суточное дежурство; во время же нахождения корабля под парами стоят на вахте определенное число часов.

Остальные механики несут обязанности трюмного, водолазного и минного механика. Трюмный механик назначается в помощь старшему механику для надзора за устройством непотопляемости и водоотливными средствами. Минный механик в техническом отношении подчинен как старшему механику, так и офицерам специалистам, но несет вместе с тем вахтенную службу в машине. На инженер-механиков возлагаются и некоторые наряды по общей корабельной службе.

Назначение и состав корабельной вахты

Вахта - особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту.

В состав корабельной вахты входят: вахтенный офицер, помощник вахтенного офицера, командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенные на концах, рассыльный.

Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен.

Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб.

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному. Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля ее продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость. Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит ее развод в установленном месте. После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

Вахтенный офицер назначается из офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.



Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

Вахтенному офицеру подчинены:

а) личный состав командных пунктов и боевых постов, находящихся в боевой готовности по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия корабля на самооборону;

б) наряд корабельной вахты и корабельного дежурства, если дежурный по кораблю не назначен.

Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

Вахтенный офицер обязан:

а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварий и предпосылки к ним;

е) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства - самостоятельно;

з) знать состояние главной энергетической установки корабля;

и) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

к) знать запасы корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

л) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, опускающемся тумане, тропическом циклоне (тайфуне, урагане);

м) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

н) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

о) организовать выполнение воинского приветствия прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

п) вести вахтенный журнал, подписывая в конце вахты сделанные в нем записи.

Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. В крайних случаях, не терпящих отлагательства вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив о происшествии или предпосылке к нему командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);

б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры по затемнению в ночное время;

ж) следить за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;

м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

н) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и т.д.), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым;

о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке - и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.

На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

в) контролировать режим работы главной энергетической установки, радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

д) следить за использованием средств регенерации и составом газовоздушной среды;

е) контролировать подъем и опускание выдвижных устройств и состояние забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

ж) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением (выключением) якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72);

з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

н) контролировать своевременность отбития склянок.

Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) ведет наблюдение: за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра требует от вахтенного рулевого докладывать ему замеры направления и силы ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему на борт катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место с разрешения командира корабля (старшего помощника командира). Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, лично определяя место корабля по контрольным пеленгам и замерам на навигационной РЛС дистанции до береговых ориентиров, прокладывая их на специальном планшете, а также используя брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа он должен немедленно доложить командиру корабля.

Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ……………………………………6

Общие положения КУ ВМФ-2001…………………………………. 6

Повседневная и боевая организация корабля………………….8

Повседневная организация………………………………….8

Боевая организация………………………………………….10

Корабельные расписания…………………………………………..14

Объявление тревог на корабле……………………………………18

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА НА КОРАБЛЕ…………………………………..19

Общие положения……………………………………………………19

Виды и формы боевой подготовки………………………………...20

Подготовка матросов, старшин и мичманов……………………..25

Подготовка офицеров………………………………………………..26

Подготовка корабля…………………………………………………. 28

Планирование и учет боевой подготовки……………………….. 28

ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА КОРАБЛЯ…………………………………..29

Корабельный распорядок и содержание корабля………………30

Корабельный распорядок…………………………………… 30

Повседневная жизнь корабля……………………………………….34

Размещение личного состава на корабле…………………34

Для каждого портового средства назначается его офицер охраны. Такой офицер может быть назначен в качестве офицера охраны портового средства в отношении одного или более портовых средств.

При назначении одного лица выполнять обязанности офицера охраны нескольких портовых средств с целью обеспечения эффективного выполнения им своих обязанностей следует принимать во внимание:

Уровень однотипности портовых средств, включая их расположение, техническое оснащение, характеристики обрабатываемых грузов, технологию обработки грузов, типы судов, которые заходят в портовое средство;

Отдаление одного портового средства от другого;

Характер угроз портовым средствам и возможные последствия в случае осуществления этих угроз;

Уровень уязвимости портовых средств;

Объем и сложность мер по обеспечению охраны портовых средств согласно с их планами охраны.

Основными задачами и обязанностями офицера охраны портового средства являются:

Проведение первоначального всеобъемлющего освидетельствования охраны портового средства с учетом соответствующей оценки охраны портового средства;

Обеспечение разработки, внедрение, поддержание и выполнение плана охраны портового средства;

Проведение регулярных проверок охраны портового средства с целью убедиться в том, что меры охраны продолжают оставаться надлежащими;

Повышение информированности в вопросах охраны и повышение бдительности персонала портового средства;

Обеспечение того, чтобы персонал портового средства, ответственный за охрану, прошел надлежащую подготовку;

Направление сообщений соответствующим властям и регистрация событий, угрожающих безопасности портового средства;

Координация осуществления плана охраны портового средства с соответствующими офицерами охраны компаний и с офицерами охраны судов;

Координация действий со службами безопасности, при необходимости;

Обеспечение того, чтобы выполнялись требования, касающиеся персонала, ответственного за охрану портового средства;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось, испытывалось, калибровалось и обслуживалось;

Оказание помощи офицерам охраны судов, по их просьбе, в установлении личности людей, желающих пройти на судно.

Офицеру охраны портового средства должна оказываться необходимая поддержка в выполнении задач и обязанностей, налагаемых главой ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодексом ОСПС.

Офицер охраны портового средства должен обладать такими же знаниями и получить такую же подготовку, как и офицер охраны компании (см. параграф 4.1). Кроме того, он должен обладать надлежащими знаниями и получить подготовку в следующих областях:

Методология оценки охраны портового средства;

Учения и занятия по вопросам охраны, в том числе проводимые совместно с судами.

Согласно Положению об офицере охраны портового средства:

1. Офицер охраны портового средства несет персональную ответственность за:

Разработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства;

Организацию охраны портового средства;

Защиту от несанкционированного проникновения в портовое средство;

Подготовку и должное выполнение обязанностей персоналом, который ему подчиняется;

Связь с офицерами охраны судов и офицерами охраны компаний;

2. Для выполнения своих обязанностей офицер охраны портового средства имеет право:

Контролировать деятельность персонала охранных предприятий, которые осуществляют охрану портового средства;

Осуществлять проверку организаций охраны на территории портового средства;

Проводить совещания по вопросам рассмотрения, обсуждения и устранения нарушений в организации и осуществлении охраны портового средства;

Вести переписку с судами, компаниями и другими внешними организациями по вопросам охраны;

Принимать участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам совершенствования систем охраны портовых средств;

Пользоваться льготами, которые предусмотрены действующим законодательством Украины;

3. Офицер охраны портового средства назначается на должность или увольняется с должности приказом начальника порта или руководителя предприятия, организации, учреждения, под юрисдикцией которого находится соответствующее портовое средство;

4. Кандидатура офицера охраны портового средства согласовывается с соответствующей признанной в области охраны организацией, которая имеет на это полномочия (ГП “Агентство морской безопасности”).