Полицейский великобритании. Почему полицейские в великобритании не носят оружие. Стрельба - редкое явление

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE POLICE FORCES IN GREAT BRITAIN И. М. КЛЕЙМЁНОВ (I. M. KLEYMYONOV)

Характеризуется современная структура полицейских органов Великобритании. Формулируется вывод, что такие полицейские подразделения, как Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью, Ассоциация начальников полиции, целесообразно создать в России.

Ключевые слова: территориальная полиция, специальная полиция, организованная преступность, полицейские ассоциации.

The paper describe the modern structure of police organs in Great Britain. The author comes to conclusion, that in Russia should be create police organs, such as Serious Organized Crime Agency, Association of Chief Police Officers.

Key words: territorial police, special police, organized crime, police associations.

Одной из задач сравнительного правоведения является изучение структуры зарубежных правоохранительных органов с тем, чтобы использовать полученную информацию для совершенствования отечественной правовой системы. Такая задача представляется наиболее актуальной в настоящее время, когда в России происходит реформирование органов полиции.

Особый интерес вызывает структура органов полиции Великобритании. Это обусловлено, во-первых, высокой степенью доверия, которое традиционно испытывает население Объединенного Королевства по отношению к полиции. Не последнюю роль в этом занимает умелая организация полицейской работы. Во-вторых, важно обратить внимание на полицейские органы, которые созданы в ответ на вызовы современной криминологической ситуации, и постараться ответить на вопрос о целесообразности их создания в России. В-третьих, следует отметить факт развития правоохранительных органов Великобритании в последние годы, что не получило отражения в предыдущих публикациях по этому вопросу.

Полиция Великобритании включает в свой состав, во-первых, органы территориальной полиции, которая выполняет основ-

ной объём полицейской работы. Такая полиция обслуживает определённые территории («полицейские районы»), действуя на основании Полицейского Акта 1996 г. (Англия и Уэльс), Полицейского Акта 1967 г. (Шотландия) и Полицейского Акта 2000 г. (Северная Ирландия). В этих актах сформулированы цели, организация, юрисдикция и ответственность органов территориальной полиции. В Англии и Уэльсе выделены 43 полицейских района, в Шотландии - 8, в Северной Ирландии - 1.

В Лондоне действуют два территориальных полицейских формирования: Городская полиция (The City of London Police) в центре Лондона и Скотлэнд-Ярд

(Metropolitan Police Service).

Во-вторых, самостоятельное место занимают силы специальной полиции. К ним относятся Британская транспортная полиция, полиция Министерства обороны, Военная полиция, Полиция по мирному атому, Агентство по борьбе с серьёзной организованной преступностью. Последняя служба действует на основании Полицейского Акта о серьёзной организованной преступности 2005 г.

В-третьих, к полицейским относятся службы, не имеющие отношения к полиции, чьи сотрудники защищают закон.

© Клеймёнов И. М., 2011

В-четвёртых, в структуру полицейских органов включены разнородные формирования, основанные на старом законодательстве или обычном праве. Они контролируют определённую небольшую территорию (порты, парки) или мероприятие.

Главный отряд полиции Великобритании - констебли. Они имеют право на арест и обыск подозреваемого. Большая их часть служит в территориальной полиции. Также они в массовом порядке они представлены в специальных подразделениях: Транспортной полиции, Военной полиции и Полиции по мирному атому.

Многие нормативные правовые акты разрешают нанимать констеблей для специфических целей. Так появляется полиция по охране портов и доков, туннелей и лесов.

Если уголовными правонарушениями небольшой тяжести занимаются рядовые констебли, то раскрытием и расследованием серьёзных преступлений занимаются детективы - сотрудники департамента уголовных расследований (Criminal Investigation Department - СГО). CID - подразделение территориального полицейского формирования, члены которого имеют приставку «детектив» перед званием. Офицеры CID расследуют такие тяжкие деяния, как изнасилование, убийство, берглэри, мошенничество и другие преступления, требующие комплексного расследования. Детективы должны анализировать полученные доказательства, строить на их основе версии и проводить все необходимые действия от ареста до обвинения подозреваемого. Кроме расследования и обвинения, к полномочиям CID относится защита свидетелей .

Борьба с организованной, экономической преступностью относится к компетенции специальной полиции - Агентства по борьбе с серьёзной организованной преступностью (Serious Organized Crime Agency -SOCA). Оно является самостоятельной (организационно независимой) силовой структурой Соединенного Королевства, которая формально отнесена к Министерству внутренних дел.

С образованием SOCA в апреле 2006 г. ей были переданы функции таких служб, как Национальная антикриминальная бригада (National Crime Squad), Национальная служба

криминальной разведки (National Criminal Intelligence Service), Национальное объединение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (National Hi-Tech Crime Unit), секция по раскрытию и расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков Королевской акцизной и таможенной службы (HM Revenue & Customs), Пограничная служба - в части компетенции противодействия организованной преступности в сфере миграции. Следовательно, SOCA решает задачи борьбы с отмыванием денег и торговлей людьми, наркобизнесом и организованной преступностью мигрантов, вооруженной и компьютерной преступностью.

Сотрудники SOCA обладают совокупностью полномочий констебля, офицера таможенной и миграционной службы в их различных комбинациях. Они не носят униформы и не подлежат проверке со стороны констеблей территориальной полиции в бытовых ситуациях (на дорогах, улице и пр.).

Штат SOCA около 4 200 сотрудников, в том числе 400 из них занимаются непосредственно управленческий деятельностью.

Высший рабочий орган - коллегия из 11 членов. Из числа тех, кто занят непосредственно в сфере борьбы с преступностью, половина занимается криминальными расследованиями, а другая половина фокусирует своё внимание на анализе и разведке. Главный офис Агентства (всего оно располагает 40 офисами по всему Соединенному Королевству) имеет расположение в Виктории, недалеко от Скотлэнд-Ярда. Другой лондонский офис Агентства расположен в Южном Лондоне рядом с Вестминстерcким дворцом и Секретной разведывательной службой (MI-6). Уже из этой дислокации видно, какое важное значение придаётся работе SOCA.

40 % усилий SOCA приходится на борьбу с наркотрафиком, 25 % - с организованной преступностью мигрантов, 10 % - с мошенничеством, 15 % - с другими видами организованной преступности и 10 % - на оказание помощи другим силовым структурам, в том числе за рубежом.

SOCA поддерживает контакты с Интерполом, Европолом и Шенгенской информационной системой.

В Шотландии существует собственная силовая структура с аналогичными функ-

циями - Агентство по борьбе с преступностью и наркотиками (The Scottish Crime and Drug Enforcement Agency-SCDEA). Эта специальная полицейская служба отвечает за предотвращение и пресечение деятельности опасных организованных групп, включая конфискацию прибыли, полученной в результате совершения преступлений. Агентство обладает необходимой степенью автономности. В то время как органы территориальной полиции подчиняются Правительству Шотландии через систему полицейской власти, Директор SCDEA несёт прямую ответственность перед Правительством и Парламентом Шотландии.

В Северной Ирландии выполнение задач по борьбе с организованной преступностью возложено на самостоятельное подразделение (The Organised Crime Task Force -OCTF). Оно создано в сентябре 2000 г. для стратегического управления и координации в сфере борьбы с преступностью на территории Северной Ирландии деятельностью целого ряда партнёрских субъектов: Полицейской службы Северной Ирландии, Королевской таможенной службы, SOCA, Коммерческой палаты Северной Ирландии, Федерации малого бизнеса, системы криминальной юстиции Северной Ирландии и др.

Специальной полицейской структурой является Британская транспортная полиция (British Transport Police - BTI), которая создана (в 1826 г.) для обеспечения безопасности на железнодорожных магистралях. В настоящее время она действует на основе Акта о железнодорожной и транспортной безопасности 2003 г.

В штате BTI около 3 тыс. полицейских офицеров, в сфере внимания которых сеть национальных и локальных железных дорог, а также лондонское метро. Это 10 000 миль железнодорожных путей и около 3000 станций и депо. Возглавляет BTI Главный констебль.

Полиция Министерства обороны (The Ministry of Defence Police - MDР) образована в 1971 г. путём слияния трёх управлений полицейских сил: военно-воздушных, сухопутных и военно-морских. Её функции связаны с обеспечением безопасности военных объектов, работой среди аттестованного и гражданского персонала Министерства обороны.

Полномочия сотрудников МБР широки и включают все права офицеров подразделений территориальной и специальной полиции. Полицию Министерства обороны не следует смешивать с Королевской военной полицией (Royal Military Police - RMP), которая является самостоятельной структурой.

Ключевыми направлениями работы МБР выступают:

Обеспечение армейской безопасности и контртеррористическая деятельность;

Расследование уголовных дел;

Сокращение преступности;

Международные контакты в сфере своей компетенции;

Обучение кадров.

МБР обеспечивает безопасность в 120 городах, в которых расположены важные объекты Министерства обороны (например, Королевский арсенал) и военной промышленности (в частности, по производству атомного оружия) .

Королевская военная полиция выполняет задачу обеспечения правопорядка среди военнослужащих. Она отвечает за расследование воинских преступлений, предупреждение массовых инцидентов в войсках, патрулирование гарнизонов, поддержание порядка на военных базах. Она ведет свою историю с 1241 г. Сотрудников RMP часто называют «красными беретами».

К специальным полицейским структурам относится Полиция мирного атома (Civil Nuclear Constabulary - CNC), на которую возложена ответственность за безопасность атомных станций и охрану транспортируемых атомных материалов для обеспечения производственного цикла и утилизации отходов .

Мощную поддержку работе полиции оказывает Национальное агентство по улучшению полицейской работы (The National Policing Improvement Agency - NPIA). В его задачи входит развитие (создание и внедрение в практику работы) новых информационных технологий и оказание помощи в подготовке кадров для органов полиции.

NPIA функционирует с 2007 г. Агентство объединяет деятельность ряда подразделений, включая Полицейскую информационно-технологическую организацию (The Police Information Technology Organisation - PITO) и

Центрекс (в том числе Национальный центр полицейского мастерства). PITO в настоящее время занимается внедрением технологии биометрической идентификации (в будущем она будет связана с создаваемым Национальным идентификационным регистром).

NPIA создано по рекомендации Ассоциации начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO) - в рамках реализации зеленой карты (green paper) «Совместное обеспечение общественной безопасности» . Агентство реализует следующие функции на государственном уровне:

Развитие информационных систем, таких как «Полицейский компьютер», «Идент-1», «Отпечатки пальцев и ладоней», «Базы ДНК»;

Обучение специалистов по расследованию преступлений в сфере высоких технологий;

Поиск и идентификацию коммуникационных сигналов через коммуникационные сети;

Разработку программ по смене поколений на всех уровнях полицейской службы;

Осуществление исследований, подготовка аналитических отчётов.

Последняя функция выполняется информационно-аналитическим подразделением NPIA, которое имеет собственную аббревиатуру - RAI (Research, Analysis and Information Unit). Его деятельность нацелена на снижение рисков сотрудников полиции, сохранение времени и денег и оптимизацию работы. RAI содержит и пополняет Национальную полицейскую библиотеку.

В составе NPIA состоит Бюро без вести пропавших. Оно разыскивает без вести пропавших лиц и индентифицирует неопознанные трупы. Бюро работает в контакте с полицией и другими организациями, помогая сделать работу по розыску без вести пропавших более эффективной.

Секция по анализу серьёзных преступлений NPIA (Serious Crime Analysis Section -SCAS) занимается изучением преступлений с использованием специальных критериев. Главное внимание уделяется анализу изнаси-

лований и других видов сексуального насилия, безмотивных и серийных убийств на сексуальной почве. SCAS получает файлы уголовных дел уже на ранних стадиях их расследования от всех силовых структур Соединенного Королевства (включая Шотландию и Северную Ирландию) и через информационные сети оказывает интеллектуальную помощь в их раскрытии. В целях выполнения этой ответственной и сложной задачи вся информация кодируется и размещается в информационной базе ViCLAS (Violent Crime Linkage Analysis System). Это - постоянный процесс, который имеет большое значение для эффективной деятельности SCAS.

В направлении оказания помощи силам полиции по расследованию преступлений работает также подразделение Операциональной поддержки (Crime Operational Support), которое имеет целый штат специа-листов-консультантов по различным направлениям, включая семейных социологов, сле-дователей-психологов и др. В целях расследования насильственных преступлений, связанных с оружием, активно используется национальная информационная база травм (The National Injuries Database - NID). Она содержит более 20 тыс. изображений ран, нанесенных жертвам убийств и сексуального насилия. Другая информационная база ViSOR (Dangerous Persons Database) содержит сведения о лицах, представляющих общественную опасностью .

Большую роль в улучшении работы полицейских сил играет вышеназванная Ассоциация начальников полиции (Association of Chief Police Officers - ACPO). В особенности её усилия заметны в области разработки стандартов полицейской деятельности, внедрения их в систему подготовки служащих полиции. Другое важное направление деятельности ACPO - разработка критериев эффективности работы полицейских органов. Здесь в последние годы произошло важное изменение - отказ от самооценки и признание главным критерием - оценки тех общин, которые обслуживают силы полиции .

Сказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Формирование в полицейских органах Великобритании специальных подразделений по борьбе с организованной преступно-

стью - это ответ на вызовы современной криминологической ситуации. Целесообразно воссоздать такие подразделения в России, используя, в частности, организационный опыт зарубежных стран.

2. В подготовке полицейских кадров в России следует большее внимание уделить формированию информационно-аналитических навыков. Важно восполнить дефицит специалистов в области криминальной разведки, которые успешно работают в британских полицейских структурах.

1. The Serious Organised Crime Agency. - URL: http://www.soca.gov.uk (дата обращения:

2. The Ministry of Defence Police. - URL: http://www.mod.police.uk (дата обращения:

3. URL: The Royal Military Police // British Army Website (дата обращения: 17.04.2011).

4. What"s the Role of the Civil Nuclear Constabulary Where Do They Work? - Civil Nuclear Constabulary. - URL: http://www.Cnc.police.uk. 2009-03-25 (дата обращения: 17.04.2011).

5. Зеленая карта здесь понимается как предварительный документ, в котором намечены законодательные инициативы, первый шаг к изменению законодательства.

6. The National Policing Improvement Agency. -URL: http://www.npia.police.uk (дата обращения: 17.04. 2011).

7. Профессиональная этика английской полиции // Борьба с преступностью за рубежом. -М. : ВИНИТИ, 2010. - № 12. - С. 26-27.

В последнее время часто смотрю английские полицейские сериалы. Долго терпел, но в итоге не выдержал и решил разобраться во всей этой невозможной лабуде - сержант, инспектор, заместитель помощника комиссара (!). Сделал табличку, успокоился. А потом подумал - вдруг еще кому-то это будет интересно.

Полицейские звания Великобритании

Начнем с того, что полиция там, естественно, делится на полицию Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии, столичную и полицию лондонского Сити (да, всё непросто в этом королевстве). И нюансы таки есть.

Территориальная полиция (Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии):
1. Самый что ни на есть рядовой полиции - это констебль (Constable). Ниже его есть только одно звание - резервный констебль, и то только в полиции Северной Ирландии. А в Шотландии это первое звание звучит как "специальный констебль". Это тот самый "бобби", который ходит по улице с палкой в униформе и свистит в свисток;

2. Следующее звено иерархии - сержант (Sergeant). Чтобы им стать, констебль должен прослужить два года и сдать экзамен. Он имеет право орать на констеблей, когда недоволен, ибо руководит их работой. А еще он уже не носит на работе форму и занимается расследованиями;

3. Инспектор (Inspector). Он тоже занимается расследованиями, но дрюкать имеет право уже сержантов, ибо они ему подчиняются. Форму носит только на парадах и всяких официальных сборищах;

4. Старший инспектор , или шеф-инспектор (Chief Inspector). Это уже начальство средней руки - он может возглавлять участок (в некоторых графствах), помогать старшим офицерам, заниматься чем-то отдельным и специальным, управлять структурным подразделением;

5. Суперинтендант (Superintendent). Полицейское начальство - возглавляет дивизион (территориальное подразделение), либо полицию города и пр. Снова приобретает право носить форму (ну, хотя бы, как вариант, съемные погоны) - чтобы все видели;

6. Старший суперинтендант , или шеф-суперинтендант (Chief Superintendent). Если город большой, или подразделение крупное - то и начальство в нем толще;

7. Помощник старшего констебля , или помощник шеф-констебля (Assistant Chief Constable). Очередное звено в иерархии полицейских шишек;

8. Заместитель старшего констебля (Deputy Chief Constable). Заместитель - это вам уже не помощник, это каждому полицейскому везде понятно;

9. Старший констебль , или шеф-констебль (Chief Constable). Вершина пищевой цепи, руководитель одной из трех вышеперечисленных полиций;

Городская полиция Лондона :

7. Поскольку Ланден ис зэ кэпитал, то и руководителей в его полиции поболее. Вместо помощника страшего констебля тут коммандер (Commander), всего лишь очередная ступень в иерархии шишек;
8. Далее в столичной полиции следует звание заместителя помощника комиссара (Deputy Assistant Commissioner);
9. Помощника комиссара (Assistant Commissioner);
10. Заместителя комиссара (Deputy Commissioner);

11. И, наконец, комиссара (Commissioner) полиции Лондона.

Полиция Лондонского Сити:
Ну это такая "сливчатая" полиция, в ведении которой находится центральный деловой район столицы - самое важное место в УК. Тут после старшего суперинтенданта есть еще три звания - коммандера , помощника комиссара и комиссара .

Полиция Великобритании

В статье раскрывается деятельность полиции Великобритании. Приводится ряд документов, которые в разное время регулировали деятельность полиции.

Автор анализирует историю формирования и функционирования различных видов полицейских структур Великобритании. Всестороннему исследованию подвергаются современная структура полиции. Подчеркивается, что полиция выполняет как оперативно-розыскные, так и уголовно-процессуальные действия.

Организация и функционирование полиции в Велико­британии регулируется следующими законами: «О полиции» 1964 г., «О полиции Шотландии» 1967 г.; «О полиции и уго­ловно-правовом доказывании» 1984 г., «О полиции» 1996 г., «О полиции Северной Ирландии» 2000 г., «О реформе по­лиции» 2002 г., «О серьезной организованной преступности и полиции» 2005 г., «О реформе полиции и социальной от­ветственности» 2011 г. и др. Уголовно-процессуальная дея­тельность полиции регламентируется законом «Об уголовном судопроизводстве и публичном порядке».

В Великобритании существуют четыре типа полицейских структур.

Первый. Территориальные полицейские силы, сфера от­ветственности которых покрывает всю территорию. Эти обра­зования известны как «внутренние полицейские силы» (Home Office police forces) и руководствуются законами о полиции 1967, 1996, 2000 гг. и другими нормативными актами. Каждое территориальное подразделение возглавляет шеф-констебль (the Chief Constable) или комиссар (Commissioner). Каждое тер­риториальное подразделение покрывает одно или несколько графств (counties) в соответствии с реформой 1974 г. Они обе­спечивают безопасность в Англии и Уэльсе, исключая Большой Лондон. В приложении к Закону «О полиции» 1996 г. указаны 43 подразделения с зонами их ответственности. В настоящее время в этих полицейских органах насчитывается свыше 150 тыс. сотрудников.

С территориальными подразделениями полиции сотруд­ничают восемь антитеррористических подразделений (напри­мер, South East Counter Terrorism Unit).

Закон «О полиции Шотландии» 1967 г. установил восемь полицейских территориальных подразделений в этой части Великобритании. Полицейские Шотландии наделены больши­ми полномочиями. В их компетенцию включены также дела о национальной безопасности, терроризме, поджогах и не­законном обороте наркотиков. В настоящее время в полиции Шотландии служит около 20 000 полицейских.

Полиция Северной Ирландии была сформирована в 1922 г. после основания свободного Ирландского государства. Она была реформирована после Договора Святой пятницы. В настоящее время в полиции насчитывается свыше 8 000 со­трудников и действует она на основании Закона «О полиции Северной Ирландии» 2000 г.

Второй. Специальные полицейские силы, имеющие вне- территориальную юрисдикцию (например, антитеррористические подразделения и др.). Они действуют на основании закона 2005 г. и других законов общего характера.

Так, согласно Закону «О борьбе с терроризмом, преступ­ностью и безопасностью» 2001 г. транспортная полиция и военная полиция имеют компетенцию в отношении преступле­ний, перечисленных в данном нормативном акте.

Основополагающим актом для военной полиции является Закон «О полиции Министерства обороны» 1989 г. и Закон «Об армии» 1955 г. Военная полиция действует в системе Ми­нистерства обороны и насчитывает свыше 4 000 сотрудников. Они не являются «констеблями» и их полномочия ограничи­ваются деяниями, указанными в секциях 208А и 209 Закона «Об армии». Вместе с тем патрули военной полиции могут осу­ществлять полицейские функции на отдельных территориях.

Полиция ядерной безопасности относится к Министер­ству энергетики и изменениям климата. В ее компетенцию входит обеспечение ядерной безопасности Великобритании и некоторые вопросы экологии, однако ее ответственность не распространяется на территорию Северной Ирландии.

Национальное агентство по борьбе с преступностью было создано в 2013 г. для противодействия преступности высоких технологий и организованной преступности.

Шотландское агентство по борьбе с преступностью и нар­котиками действует на территории Шотландии на основании Закона «О полиции, публичном порядке и уголовной юсти­ции» 2006 г. и насчитывает около 300 сотрудников.

Третий образуют т.н. «неполицейские агентства» (non­police law enforcement agencies). К ним относятся: Служба здоровья и безопасности (Health and Safety Executive), Агент­ство по мореплаванию и рыболовству (Marine and Fisheries Agency), Шотландское агентство по защите рыболовства (Scottish Fisheries Protection Agency), т.н. МЧС Великобритании, некоторые иные ведомства.

Формально указанные структуры не являются органами полиции, но имеют ограниченные полицейские полномочия. Их сотрудники не являются полицейскими офицерами, од­нако могут пользоваться статусом, аналогичным статусу со­трудников органов правопорядка. Юридическим основанием для этого является закон 2000 г., регулирующий полномочия по расследованию. Сотрудники указанных ведомств вправе входить в офисы и производственные помещения, изымать до­кументы, разыскивать подозреваемых, проводить совместные операции территориальными и специальными полицейскими органами.

«Иные ведомства» представлены несколькими структура­ми.

Так, Служба по пожарам и чрезвычайным ситуациям име­ет 48 подразделений по всей Великобритании и занимается расследованием пожаров и нарушений правил безопасности, повлекших тяжкие последствия.

Служба по торговым стандартам, охране здоровья и пу­бличной защите (Trading Standards, Environmental Health and Public Protection) также может осуществлять некоторые пра­воохранительные функции.

Четвертый - «иные полицейские силы» (miscellaneous police forces). Данные структуры основаны и действуют на ста­ром законодательстве или общем праве. Они несут ответствен­ность за правопорядок в пределах специальных территорий (доки, порты, парки и т.п.) или в отношении отдельных видов деятельности (отдельные деяния по закону о безопасности на железных дорогах и транспорте 2003 г.).

Так, например, Туннельная полиция Мерси (the Mersey Tunnels Police) действует на основании законов о графстве Мер­сисайд 1980 г. и общего права (common law). Кембриджская университетская полиция руководствуется Законом «Об уни­верситетах» 1825 г.

Все полицейские формирования автономны, но имеют об­щие черты:

  1. Все они имеют команды офицеров, отвечающих за об­щую охрану правопорядка (патрулирование, непосредственное пресечение преступлений и др.).
  2. Органы на местах имеют сотрудника, ответственного за связь с населением и местными органами власти.
  3. Во всех структурах имеется департамент уголовных рас­следований (Criminal Investigation Departments), в состав кото­рого входят детективы.
  4. Все полицейские силы имеют специализированные под­разделения, связанные с различными аспектами полицейской деятельности (дорожное движение, пожары, вооруженная под­держка и др.). В столичной полиции, кроме того, функциони­руют специальные отделы наподобие Группы дипломатиче­ской защиты, Антитеррористической команды.

Правам полицейских в уголовном процессе посвящена часть IV Закона «Об уголовном судопроизводстве и публич­ном порядке» 1994 г.

Закон «О полиции и уголовно-процессуальном доказы­вании» 1984 г. предусматривает широкие полномочия по ро­зыску и задержанию лиц в случае «разумных подозрений» (reasonable suspicion). Так, констебль может войти и осущест­влять поиск в помещениях, занимаемых или находящихся под контролем подозреваемого, если он имеет разумные основания подозревать, что там находятся доказательства или разыскива­емое лицо.

Для личного осмотра констебль в штатском должен иден­тифицировать себя и показать свой значок. Им должны быть указаны: а) имя констебля и номер полицейского участка, в ко­тором он работает; б) фактические и правовые основания осмо­тра; в) доступность документа об осмотре в течение двенадцати месяцев по запросу.

В случае осмотра припаркованного автомобиля, находяще­гося без владельца, констебль оставляет уведомление об этом с указанием времени и произведенного действия, ФИО кон­стебля и наименование полицейского участка, в котором он работает; информации о том, что может быть предъявлен иск о возмещении причиненного ущерба; доступности протокола о произведенном действии по запросу.

Констебль может остановить любое транспортное средство в любое время на основании секции 163 Закона «О дорожном движении» 1988 г. и в пределах полномочий, предоставлен­ных секцией 4 Закона «О полиции и доказательствах по уго­ловным делам» 1984 г. Пода дороги проверка, как правило, разрешается только полицейским ранга суперинтенданта (superintendent) или выше.

Закон «О борьбе с терроризмом» 2000 г. предоставляет констеблям дополнительные полномочия, в частности, розы­ска, досмотра лиц и их задержания, обысков в помещениях, изъятия документов и др.

Задержанное лицо должно быть обыскано констеблем, от­ветственным за содержание задержанных (the Custody Officer). Личные вещи задержанного изымаются, если они: а) могут быть использованы для причинения вреда себе или третьим лицам; б) могут причинить материальный ущерб; в) могут быть использованы для побега; г) являются доказательствами по факту, в отношении которого осуществлен арест, или могут быть использованы в качестве доказательств по другому делу.

Большинство полицейских сил Соединенного королевства имеют стандартные ранги (с вариациями для полиции Боль­шого Лондона (Greater London"s Metropolitan Police Service) и полиции города Лондон (City of London Police)).

Система званий выглядит следующим образом: кон­стебль (Police Constable); сержант (Sergeant); инспектор (Inspector); главный инспектор (Chief Inspector); суперин­тендант (Superintendent); главный суперинтендант (Chief Superintendent); помощник главного констебля (Assistant Chief Constable) или коммандер (Commander) в полиции Лондона и полиции лондонского Сити; заместитель главного констебля (Deputy Chief Constable) или помощник комиссара (Assistant Commissioner) в полиции лондонского Сити и полиции Лондо­на; главный констебль (Chief Constable) или помощник комис­сара (Assistant Commissioner) в полиции Лондона; заместитель комиссара (Deputy Commissioner) - это звание есть только в полиции Лондона; комиссар (Commissioner) - это звание имеется только в полиции Лондона и лондонского Сити.

Согласно закону, констебль является низшим рангом в по­лицейской иерархии, однако все лица, имеющие этот ранг, обладают всеми полномочиями сотрудника полиции (секция 30 Закона «О полиции» 1996 г.). Вместе с тем в полиции Англии и Уэльса могут служить «специальные констебли», обладаю­щие более ограниченной юрисдикцией.

В Великобритании предъявляются следующие требования к кандидату на должность сотрудника полиции: а) гражданство Великобритании либо гражданство другой страны ЕС или гражданство Содружества либо гражданство третьего государ­ства, но с постоянным видом на жительство в Великобритании; б) отсутствие судимости либо серьезных административных проступков в прошлом; в) способность физически и психоло­гически выполнять обязанности полицейского.

В различных полицейских формированиях могут приме­няться дополнительные требования и ограничения, связанные с умением плавать, иметь водительские права, владеть спецтехникой и т.д. Полный перечень ограничений приведён в цирку­ляре Министра внутренних дел Великобритании о рекрутинге в органы полиции.

Разумеется в небольшой статье невозможно осветить все ос­новные аспекты деятельности полиции Великобритании, столь разнообразной по структуре и компетенции. Предполагается цикл статей по этой тематике... (продолжение следует )

Ежедневно на патрулирование улиц Великобритании выходят тысячи полицейских. В их арсенале есть все: профессионализм, навыки, умения... Все, кроме одного - табельного оружия! Каждый человек имеет право на защиту собственной безопасности и собственной жизни - это общепринятый и неоспоримый закон. Впрочем, работает он, как показывает практика, не всегда и не везде - в Англии, например, такого права лишены... блюстители порядка. Нет, в теории и они, конечно, могут и даже должны дать отпор преступнику, но применить это на практике порой достаточно сложно. Все дело в том, что подавляющее большинство полицейских в Великобритании - безоружны.

Даже относительно спокойное британское общество потрясают время от времени события, дающие пищу для многочисленных споров, дебатов и обсуждений. Вот уже третий месяц британцы пребывают в шоке от жестокого убийства в одном из пригородов Лондона, где двое молодых людей - выходцы из Нигерии, называющие себя «радикальными исламистами», - на глазах у прохожих убили 22–летнего военнослужащего.

Ситуация экстраординарная и пугающая, поэтому в интернет–сообществе, на страницах газет, на телевизионных каналах и даже в парламенте ведутся нескончаемые дебаты на тему - что делать? Впрочем, лично у меня от всего этого многоголосья сторонников и противников, обвинителей и защитников возникает почему–то совершенно другая, не имеющая отношения к данному делу, ассоциация - две молодые, симпатичные, улыбающиеся девушки в полицейской форме. В конце прошлого года они были убиты в пригороде Манчестера, убиты жестоко и безжалостно вооруженным вором и убийцей–рецидивистом. И шансы защитить свою жизнь у них равнялись нулю - полицейские были безоружны.

«Сапожник без сапог»

Для того чтобы понять всю нелепость и трагичность ситуации, стоит вкратце ее описать. Началось все с того, что патрульные офицеры, 32–летняя Фиона Боун и 23–летняя Никола Хьюз, выехали на рядовое происшествие: в полицию поступило сообщение об ограблении дома в пригороде Манчестера - Мортрэме. Хотя здесь стоит оговориться, что Мортрэм считается одним из неблагополучных районов города - заселен безработными, живущими на пособие англичанами, эмигрантами из стран «третьего мира» и другими маргиналами. Именно поэтому об ограблении здесь и говорят как о рядовом происшествии.

Почему в злачный район были отправлены безоружные молодые девушки? Здесь все просто: в английской полиции нет такого понятия, как полицейский–мужчина или полицейский–женщина. Если вы решили служить закону, то вы просто полицейский и должны выполнять предписания независимо от пола, возраста и других подобных условий. Что касается отсутствия оружия, все еще проще - большинству полицейских в Англии вообще не положено табельное оружие!

Нет, полиция, конечно, не полностью безоружна, но огнестрельное оружие в Великобритании постоянно имеют при себе лишь представители трех структур: полиция министерства обороны, подразделение по контролю за оборотом ядерных материалов и полиция Северной Ирландии, где действуют радикально настроенные националисты. Разумеется, есть в Англии и вооруженные спецподразделения, но к их услугам прибегают крайне редко.

Что касается остальных сотрудников полиции, то в Англии и Уэльсе, например, при наличии более 32.000 сотрудников полиции право на использование оружия есть лишь у 6.653 человек. При этом все они должны иметь звание не ниже сержанта и при получении оружия обязаны обосновать, почему оно им необходимо.

Чем располагают остальные полицейские? В их штатный служебный комплект входят только наручники и телескопическая дубинка, в крайнем случае - электрошоковый пистолет, который выдается лишь в том случае, если предполагается задержание особо опасных преступников. И вот именно на плечи этих стражей порядка и ложится основная часть грязной уличной работы.

Не положено огнестрельное табельное оружие было и тем несчастным девушкам–патрульным. Когда полицейские подошли к дому, в котором предположительно совершалось ограбление, дверь распахнулась, а преступник, 29–летний Дейл Креган, открыл по ним огонь из пистолета, а потом бросил гранату (заметьте, что нападал он заведомо зная, что полицейские безоружны!). Фиона Боун была убита на месте, Никола Хьюз скончалась по дороге в госпиталь...

Справедливость в конце концов восторжествовала: преступник был задержан, и суд вынес приговор - остаток жизни Креган проведет в тюрьме. Но при этом никто не вернет 5–летней дочери Фионы Боун ее маму, а родителям Николы Хьюз их дочь...

Полицейские: «Нет оружию!»

Причин, по которым английская полиция практически безоружна, - масса. Во–первых, это пресловутый британский консерватизм. Ровно 184 года назад небезызвестный Роберт Пиль, реорганизовавший частную полицию в муниципальную и ставший отцом–основателем современного Скотланд–Ярда, провозгласил и основные принципы работы английской полиции, определив ее как «сервис», призванный помогать гражданам: была введена новая форма, которая отличала полицейских от военных (вид военной формы, по мнению Пиля, действовал на людей угнетающе) и отменено ношение оружия. Именно тогда - 29 сентября 1829 года - на улицы Лондона вышли первые патрульные, единственным оружием которых были трещетка для вызова подмоги и короткая дубинка.

Идея сама по себе была неплоха - с этим трудно не согласиться. Но ведь и преступники в те времена были вооружены не в пример хуже нынешним, и оружия было куда меньше. За почти два века страна изменилась до неузнаваемости, и преступники активно пользуются самыми современными видами оружия. Однако законы в консервативной Англии все так же непреклонны, а полицейские - все так же безоружны.

Кстати, достаточно своеобразное, намой взгляд, отношение к этой проблеме и у самих полицейских. Известны результаты опроса, в котором участвовало и более 47.000 сотрудников, из которого выяснилось, что 82 процента респондентов... против того, чтобы их вооружали! Свой выбор эти опрошенные объяснили просто: по их мнению, чем больше будет вооружаться полиция, тем больше будут вооружаться и преступники.

Утверждение, на мой взгляд, весьма спорное. Как гласит официальная статистика, только за прошедший год в Великобритании, население которой перешагнуло порог в 63 миллиона человек, было совершено без малого 10.000 преступлений, в которых так или иначе фигурировало огнестрельное оружие. И это - только официальная статистика. То есть преступники вооружаются и применяют оружие достаточно активно, в то время как полиция играет в либерализм - себе во вред.

Тем не менее даже главный констебль графства Большой Манчестер Питер Фэйхи, приехав на место убийства девушек-полицейских, хотя, естественно, и выразил глубокую скорбь и сочувствие, но в своем интервью заметил: «Мы горячо верим в британский стиль работы полиции, при котором ее сотрудники не носят при себе оружия. К сожалению, мы видим на примере Америки и других стран, что наличие у полицейского пистолета совсем не означает, что его не застрелят».

Утверждение, опять же, спорное. Конечно, убить могут и безоружного, и вооруженного полицейского, но у вооруженного есть хотя бы небольшой шанс все же остаться в живых, дав отпор преступнику.



И совсем уж необычно выглядит отношение к этой ситуации простых англичан. Если полицейские изо всех сил доказывают, что без оружия они могут обойтись, граждане, напротив - все активнее требуют вооружить полицию! По результатам все того же исследования 47 процентов британцев уверены, что полицейских надо вооружать, 48 процентов - против этого. Разбежка в один процент - минимальна, особенно если учесть, что еще несколько лет назад против вооружения полицейских высказывалось подавляющее большинство жителей Великобритании.

Традиции или - финансы?

Впрочем, если взглянуть на проблему чуть глубже, может оказаться, что оправдывать безоружность полицейских только английским консерватизмом и незыблемым соблюдением законов неверно. Вероятно, есть и другие причины, которые здешняя полиция просто не желает выставлять напоказ, ведь относятся они не к почитанию традиций, а к вопросам более практическим, например - к проблемам финансирования и подготовки.

Так очередной всплеск споров и обсуждений породил комментарий констебля, проходящего службу на юге Англии: в интервью журналистам Би–би–си он утверждал, что из–за постоянного урезания бюджета у полиции даже нет возможности снабдить достаточное число сотрудников патрульными автомобилями, не говоря уже об обучении обращению с оружием. Имя свое, по вполне понятным причинам, констебль попросил не называть, но резонанс его заявление вызвало огромный - ведь из слов стража порядка можно сделать вполне логичный вывод, что большинство его коллег не только не вооружены, но и в принципе не умеют обращаться с оружием!

Все тот же Питер Фэйхи тут же заявил, что стреляют в Англии мало и общая обстановка достаточно спокойная, поэтому тратить огромные средства на переподготовку полицейских нет никакой необходимости. Но раз я уже взяла на себя роль оппонента мистера Фэйхи, позволю себе в очередной раз с ним не согласиться. Да, глобальных беспорядков в Соединенном Королевстве действительно немного, хотя и здесь можно вспомнить массовые волнения 2011 года в Лондоне, перекинувшиеся впоследствии на другие крупные города Британии, но в расчет мы их брать не будем, так как к усмирению буйствующей молодежи были призваны как раз хорошо обученные и вооруженные отряды полиции. А вот по поводу спокойствия на бытовом уровне все не так однозначно.



Простой пример. Недавно проезжала я Солфорд - еще один «нехороший» пригород Манчестера. Именно проезжала, потому что выйти вечером из машины здесь не рискнула бы не только одинокая девушка, но и группа крепких парней. Остановившись на светофоре, наблюдала такую картину: четыре молодых человека, сильно нетрезвые, о чем–то активно спорили с двумя патрульными. Полицейские, как им и положено, были спокойны, парни - пугающе агрессивны. И первой моей мыслью было - а вдруг сейчас они выхватят нож или пистолет? Ведь они знают, что полицейские безоружны, что патруль не имеет права даже применить силу без особой на то необходимости, и это, вероятно, дает им осознание некоей видимой безнаказанности...

И подобных примеров можно привести массу. Именно поэтому я и не согласна с мистером Фэйхи, который полагает, что чем меньше оружия у полиции, тем спокойнее чувствуют себя граждане. О том, что чувствуют при этом полицейские, Питер Фэйхи не говорит ни слова. Впрочем, и что касается мнения граждан - вопрос спорный, как видно из приведенных в материале комментариев.

P.S. Почему в начале я упомянула случай в Лондоне, не имеющий отношения к нашей теме? Просто потому, что полицейские, выехавшие на это происшествие, были вооружены, и отнюдь не электрошоковыми пистолетами. И это вселяет надежду, что ситуация в Англии все же изменится и в безопасности будут чувствовать себя не только те, кого охраняют, но и те, кто охраняет.

Молва
Что думают в Манчестере?

Анн Москетт, учитель младшей школы:
- Я считаю, что полиция должна быть вооружена по последнему слову техники. Криминальные элементы в Англии, к сожалению, имеют доступ к нелегальному оружию и вооружены порой лучше самих полицейских. В такой ситуации, если у полицейских нет оружия, - кого и как они смогут защитить? Они не смогут защитить даже самих себя!

Никола Уилсон, менеджер:
- Полицейские постоянно рискуют жизнью, и если в погоне за преступником им необходимо защитить и себя, и окружающих, они имеют на это право. Полицейский с оружием - это не угроза обществу, это - уверенность законопослушных граждан в своем спокойствии и безопасности.

Кристофер Паркер, водитель:
- В последнее время все чаще слышишь об убийствах полицейских, о том, что они попадают в засады преступников, в перестрелки... Этот мир становится небезопасным, и сотрудники полиции, несомненно, должны иметь возможность за себя постоять. Лично я был бы более спокоен за свою безопасность, если бы знал, что все патрульные вооружены.


Как известно, в полиции Англии свое виденье на использование сотрудниками огнестрельного оружия. Всему миру известны лондонские бобби, которые являются одним из символов Лондона, да и всей Англии. Отсутствие оружия - пожалуй, одна из самых очевидных особенностей, которые отличают британского бобби от иностранных коллег. Для густонаселенной урбанизированной страны подобный статус британской полиции почти уникален. Полицейские большинства стран Европы, а также США, Канады и Австралии носят оружие при себе в рутинном порядке. Исключения составляют Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия и Норвегия (в которой оружие есть у полицейских в машинах, но не при себе).
Туристы и посетители Британии регулярно выражают изумление этим фактом: на полицейских, патрулирующих улицы нет кобуры. Но для большинства британцев – за исключением жителей Северной Ирландии – это нормальное и привычное положение дел. Тем не менее, когда происходят инциденты с нападениями или гибелью полицейских, то отсутствие оружия у представителей правоохранительных органов не всем кажется таким уж нормальным.
Однако руководство полицейских подразделений так комментирует существующую ситуацию: "Мы горячо верим в британский стиль работы полиции, при котором ее сотрудники не носят при себе оружия. К сожалению, мы видим на примере Америки и других стран, что наличие у полицейского пистолета совсем не означает, что его не застрелят".


Большинство самих полицейских согласны с этим мнением. Опрос 2006 года показал, что 82% из чуть более 47 тысяч респондентов из рядов правоохранительных органов не хотят, чтобы британские полицейские были в рабочем порядке вооружены. Британское общество в целом не так однозначно относится к этому вопросу. По результатам исследования социологов из центра ICM 47% британцев хотели бы, чтобы полицейские носили оружие, при 48% выступивших категорически против этого.


В Британии в целом уровень преступлений с применением огнестрельного оружия низок.
За 2010–2011 год в Англии и Уэльсе было зарегистрировано 388 случаев стрельбы, в результате которых погибли или серьезно пострадали люди. В Шотландии за тот же период произошло два случая с летальным исходом и 109 с нелетальным. И цифры из года в год уменьшаются.
Вдобавок к этому британские полицейские, их начальники, а также политики не хотят нарушать равновесие, поддерживаемое в правоохранительной системе уже 183 года.

Многие в стране считают, что если вооружить полицию, то самые главные принципы, лежащие в основе ее работы, будут автоматически нарушены. Речь идет в первую очередь о том, что основной долг полиции – перед гражданами, а не перед государством, как в других странах.

Кроме идеологических причин, препятствующих массово выдать оружие полицейским, охраняющим порядок на британских улицах, существуют и другие проблемы. Прежде всего это проблема обучения сотрудников.
Из-за урезания бюджета нет возможности снабдить достаточное число полицейских автомобилями, не говоря уже об обучении обращению с оружием. В настоящее время только малая часть полицейских имеют право при себе носить оружие. По данным министерства внутренних дел на 2014 год, в Англии и Уэльсе оно было у 6653 сотрудников правоохранительных органов - это 5% от общего числа.
Все они имеют звание не ниже сержанта (в полицейской иерархии это вторая ступень снизу), и даже когда получают огнестрельное оружие, обязаны обосновывать, зачем оно им нужно.
В каждом региональном подразделении полиции есть свое подразделение быстрого реагирования, которые имеют различную штатную структуру, название, вооружение и т.п., все это в большинстве своем зависит от бюджета полицейского управления. Самое известное из них, это SCO19 полиции Лондона.

Authorised Firearms Officers (AFO)(офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием)

AFO является основным назначением британского полицейского, прошедшего подготовку по использованию огнестрельного оружия и получившего разрешение на дежурство с ним. Уровень подготовки варьируется в зависимости от должности и подразделения. Некоторые полицейские проходят только базовый курс подготовки огнестрельного оружия, это в основном оборонительные действия. Обычно обучение по этому профилю сосредоточено на использовании какой-либо модели самозарядного пистолета - обычно это Glock 17 . Это касается тех подразделений и сотрудников, которые вооружаются только пистолетами, например полицейские в летном отряде.

Существует две классификации инцидентов, к которым может быть привлечены сотрудники AFO:
- спонтанные (то есть вооруженные офицеры вызываются на место происшествия, как только оно произошло);
- санкционированные (то есть планированная операция).


офицеры, допущенные к работе с огнестрельным оружием, как правило проходят службу на должностях офицеров групп вооруженного реагирования (ARV), сотрудников групп быстрого реагирования (SFO), сотрудника по вопросам защиты (CPO), инструктора, а так же сотрудника по защите и тактической поддержке.

Armed Response Vehicles (группа вооруженного реагирования).
Armed Response Vehicles некий аналог нашей группы быстрого реагирования ППС. Сотрудники выезжают на спонтанные инциденты с огнестрельным оружием. Обычно они осуществляют мобильное патрулирование в форме на транспортных средствах, таких как BMW X5, готовые к развертыванию в случае необходимости. Как правило, они имеют при себе пистолет, а так же автоматическое оружие (такое как H & K MP5SF и H & K G36C), которые хранятся в автомобиле. Обучение данной категории сотрудников включает в себя продвинутое вождение, поиск и остановка подозрительных транспортных средств, блокирование транспортного средства или здания, рукопашный бой, курс первой медицинской помощи.

Specialised Firearms Officers (SFO) (группы быстрого реагирования).
Аналог американского SWAT. Сотрудники данных подразделений проводят заранее запланированные, контролируемые оперативными службами, санкционированные операции против преступников, в том числе подозреваемых в хранении огнестрельного оружия. Они используют тараны и другие специальные средства и инструменты для входа в здание. Допущены до использования свето-шумовых гранат и слезоточивого газа. Сотрудники данных подразделений имеют более высокий уровня подготовки, чем сотрудники ARV. Как правило, в SFO приходят сотрудники из подразделений Armed Response Vehicles.

Counter Terrorist Specialist Firearms Officers

Некоторые полицейские региональные управления имеют штате сотрудников, которые обучены для операций по борьбе с терроризмом (CTSFO). Например, в SCO19 полиции Лондона значительная часть команды имеет допуски CTSFO и специализируется на операциях по борьбе с терроризмом. Аналогичная ситуация например в полиции Манчестера (GMP) или SFO полиции Темзы. Различные полицейские подразделения CTSFO по всей стране образуют национальную сеть CTSFO, отвечая за силовые операции против терроризма на национальном уровне. Данные подразделения в случае террористической опасности могут перебрасываться в другие регионы страны. Так например в рамках операции «Операция Pegboard», которая проводилась после убийства британского солдата Ли Ригби в Лондон было развернуто CTSFOs из полиции Уэст-Мидлендс.


Некоторые офицеры полиции проходят курс снайперской подготовки. После обучения сотрудники числятся в специализированной стрелковой команде (группа стрелков / наблюдателей), которая осуществляет поддержку операций санкционированного характера. Они обучаются вести стрельбу из полицейской винтовки при различном освещении и погодных условиях на дистанции до 300 метров, в том числе и через стеклянные барьеры, если это необходимо. Но чаще всего данные сотрудники полиции осуществляют сбор разведывательной информации при проведении различных полицейских операций.