Какие различия существуют между опасной экстремальной ситуации. Понятие экстремальной ситуации. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus - крайний, критический) - внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisis - решение, поворот­ный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.

Чрезвычайная ситуация

Это объективно сложившиеся условия. Катастрофа уже произошла.

Существует ряд классификаций чрезвычайных ситуа­ций по различным критериям

Региональные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает террито­рию двух субъектов Российской Федерации

Федеральные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 500, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации

Трансграничные

ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы Рос­сийской Федерации, либо ЧС произошли за рубежом и их поражающие факторы захватывают территорию Российской Федерации

По источнику происхождения

ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоци­рованные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угро­зой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биоло­гических веществ, внезапное разрушение сооружений и зда­ний, аварии на инженерных сетях и т.д.

ЧС природного (естественного) характера, сти­хийные бедствия

Опасные геологические, метеорологические, гидрологичес­кие морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, землетрясения, наводнения, цу­нами, извержения вулканов, обвалы, оползни, лавины, сели, ураганы, смерчи, торнадо, лесные пожары, ливни, снегопады, засуха и др. явления, вызванные естественными причинами.

ЧС эколого-

биологического

характера

Массовое заболевание людей инфекционными заболевания­ми (эпидемии), сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и био­сферы, просадки, оползни, обвалы, деградация почв, исто­щение невозобновляемых природных ископаемых, разруше­ние озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека

ЧС социоген­ного характера

Терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, воен­ные действия


Вы спросили — мы ответили

Опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации

Добрый день! В школе мне задали домашнее задание, оно было таким: написать 10 примеров опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Но при этом определения совпадали на 100%. Объясните пожалуйста, чем они различаются?

Ответ:

Добрый день!

Давайте заглянем в словарь-справочник Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура (авт.-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : ПЕР СЭ-Пресс, 2005. — 192 с.). Его можно полистать на Яндексе .

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний) — совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации

Опасность — способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда (Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1959. Т. 8. С. 882).
В природе или техносфере — ситуация, при которой возможно возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, разрушительно действовать на животный и растительный мир, наносить материальный ущерб. В общественной жизни существуют также опасности социального характера (прежде всего, проявления преступности), возникающие по вине людей.

Более подробно с примерами опасных и чрезвычайных ситуаций можно познакомиться в учебнике ОБЖ для учащихся 5-го класса .

Знакомый учитель по ОБЖ дал нам такие определения:

  • Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
  • Экстремальные ситуации — это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
  • Чрезвычайные ситуации — это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.

Занятие 1-2 Характер и классификация экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Учебные вопросы.

1.Особенности жизнедеятельности человека в современных условиях.

2.Характер и классификация ЧС.

Экстремальная ситуация -это условия при которых существует реальная угроза жизни, здоровью, имуществу человека.

Виды экстремальных ситуаций

1.Э.С в быту (пожар, поражение эл.током и.т.д)

2.Э.С на транспорте (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный)

3.Э.С криминогенного характера

4.Э.С в автономной среде.

Чрезвычайная ситуация (авария) - внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Катастрофа (производственная, транспортная) - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Виды ЧС.

1.Техногенные

2.Природные

3Биологосоциальные (эпидемии в т.ч животных и растений)

Классификация чрезвычайных ситуаций:

А) по причинам возникновения:

Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и др.);

Техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах и т.д.);

Антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности);

Социально-политические конфликты (военные, социальные).

б) по масштабу распространения с учетом тяжести последствий:

Локальные; объектовые;

Местные;

Региональные;

Национальные

Глобальные.

в) по скорости распространения опасности (темпу развития):

Внезапные;

Быстро распространяющиеся;

Умеренные;

Плавные "ползучие" катастрофы.

(таблица из конспекта «Классификация ЧС»)

Основные последствия ЧС:

Разрушения;

Затопления;

Массовые пожары;

Химическое заражения;

Радиоактивные загрязнения (заражение);

Бактериальное (биологическое) заражение.

Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т. д.) является следствием взаимодействия многих явлений - причин (факторов).

Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:

Ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;

Нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности:

Низкая трудовая дисциплина:

Стихийные бедствия,

Военные конфликты.

Наиболее характерными последствиями аварий являются:

Обрушение зданий,

Заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Условия возникновения и стадии развития чрезвычайных ситуаций.

Характерными условиями возникновения ЧС являются:

а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность и т. п.);

б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);

в) экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. д.), способствующих повышению факторов риска.

В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

а) первая - стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

б) вторая - инициирование чрезвычайного события;

в) третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

г) четвертая - стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Основными принципами защиты населения в ЧС являются:

а) заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий на всей территории страны. Этот принцип предполагает, прежде всего, накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержания их в готовности для использования, а также подготовку и проведение мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);

б) дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий. Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объём защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, а также от местных условий;

в) комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных и здоровых условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях обстановки. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

В современных условиях безопасность жизнедеятельности при ЧС достигается путем проведения комплекса мероприятий, включающих три основных способа защиты:

а) эвакуация населения из мест (районов) где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов;

б) использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;

в) применение коллективных средств защиты.

Наряду с этим для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных условиях осуществляются:

Обучение населения действиям в ЧС;

Своевременное оповещение об угрозе и возникновении ЧС;

Защита воды, продуктов питания от заражения радиоактивными, токсичными и бактериальными веществами;

Радиационная, химическая и бактериологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль;

Профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно - гигиенические мероприятия;

Требуемые режимы работы и поведения населения в зонах риска;

Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения; - санитарная обработка людей, дегазация, дезактивация и дезинфекция материальных средств, одежды и обуви, зданий и сооружений.

Основные сценарии управления в чрезвычайных ситуациях

Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, землетрясений в Армении показывает, что схема выхода из ЧС одинакова при всех её видах;

Создается правительственная комиссия;

Мобилизуются части и невоенные формирования гражданской обороны, армия, противопожарные подразделения, милиция, добровольцы, иногда без соответствующей подготовки и экипировки;

Путем героических усилий ликвидаторы добиваются определенной локализации аварии или катастрофы;

Предпринимаются первоочередные (далеко не исчерпывающие) меры по спасению населения и его жизнеобеспечению, в некоторой степени стабилизируется ситуация. При этом полная информация в масштабах катастрофы и величине потерь, особенно в первоначальный момент времени отсутствует или преуменьшается, в силу чего ресурсы, выделенные из центра, других государств, не могут компенсировать нанесенный ущерб. С течением времени негативные последствия ЧС накапливаются, а потребность в компенсационных ресурсах возрастает. В дальнейшем, формируется программа неотложной помощи, которая из-за недостатка ресурсов, отсутствия действенных механизмов реализации и контроля не выполняется в полном объеме.

Последствиями подобного сценария управления являются:

Углубления социальных конфликтов за счет накопления величины некомпенсируемого ущерба;

Рост недоверия масс к правящим структурам;

Деградация генофонда и пр.

В настоящее время подобный сценарий неприемлем, т. к. неспособность отдельных государств справиться с ликвидацией крупных ЧС неизбежно приведет к возникновению вторичных последствий.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Транспортные аварии

Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:

Удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, тупики и подъездные пути;

Необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;

Затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;

Труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной техники;

Наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;

Необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;

Трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии;

Организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;

Организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т.д.

Внезапное обрушение сооружений и зданий

Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким- то побочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т. п.

В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами.

Аварии на электроэнергетических сетях

Подобные аварии приводят к ЧС, обычно, из-за вторичных последствий и при условии наложения на них каких- либо чрезвычайных условий. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии на электроэнергетических сетях в зимнее время года, а также удаленных и труднодоступных районах.

Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холодные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.

Аварии на очистных сооружениях

Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким отрицательным воздействием на обслуживающий персонал и близлежащие населенные пункты, но и большими залповыми выбросами отравляющих, токсичных и просто вредных в больших количествах веществ в окружающую среду.

Контрольные вопросы

Приведите классификацию ЧС.

Объясните характеристики ЧС и их последствия.

Перечислите причины аварий и катастроф.

Условия возникновения ЧС.

Объясните стадии развития ЧС.

Перечислите способы обеспечения БЖ в ЧС.

В чем заключаются основы управления в ЧС.

Перечислите причины аварий на транспорте, электроэнергетических сетях, коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.

Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

Интерпретация рассматриваемого понятия

Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

Опасные ситуации природного характера: источники, причины

Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

  • землетрясение;
  • оползень;
  • сель;
  • эрозия;
  • лавина;
  • сильный ветер;
  • осадки;
  • морозы (заморозки);
  • гроза;
  • вулканическое извержение;
  • обвал;
  • карст;
  • цунами;
  • наводнение;
  • смерч;
  • засуха;
  • природный пожар;
  • туман.

Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

Их можно подразделить на следующие группы:

1. Метеорологические:

  • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
  • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
  • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

2. Геологические:

  • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
  • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

3. Гидрологические (гидрометеорологические):

  • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
  • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

  • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
  • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

  • количество жертв;
  • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
  • отдаленные психические и физические последствия;
  • материальный ущерб;
  • общественное и индивидуальное потрясение;
  • экономические последствия.

Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

  • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
  • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
  • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
  • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

  • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
  • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
  • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

Социальные ЧС

Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

  • войны и связанные с ними конфликты;
  • ускоренный рост народонаселения;
  • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
  • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
  • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
  • загрязнение природной среды;
  • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
  • рост преступности и экстремизма.

Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

Они бывают:

  • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
  • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
  • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

Что делать при угрозе жизни?

Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

  1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
  2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
  3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
  4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
  5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
  6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
  7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
  8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
  9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
  10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
  11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
  12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
  13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.