Претор играет важную роль в. Значение слова претор. Римский претор - кто это

За века своего существования создала не только великую культуру и сильнейшую армию, но и четкую систему правовых взаимоотношений между государством и гражданами. Многое из достижений римлян в разных областях было позаимствовано европейцами, причем вместе с названиями. Однако некоторые римские названия так и не нашли своего места в европейской культуре, оставшись в истории. К примеру, сегодня мало кто знает, что такое претор. А в свое время человек, занимающий эту должность, играл не последнюю роль в правовом римском государстве.

Римский претор - кто это?

С латыни слово praetor переводится как «впереди идти». Претором называли в Римской империи государственных чиновников, однако в разное время за ними были закреплены различные функции.

Если поначалу в Римском государстве был всего лишь один претор, то спустя время их насчитывалось уже несколько десятков.

Кто мог быть претором

С момента учреждения данной должности на нее мог претендовать абсолютной любой римский гражданин. Однако были важные условия для каждого соискателя. Поскольку претор - это солидная и ответственная должность, ее не мог занимать молодой человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Поэтому кандидат должен был быть возрастом от сорока и старше. Кроме того, чтобы занять пост претора, нужно было продвинуться по всем ступеням римской чиновничьей лестнице по порядку.

Самое главное, что даже добившись места претора, человек занимал его всего лишь на протяжении одного года. Конечно, можно было переизбраться на второй срок, однако для этого во время первого года нужно было очень хорошо себя зарекомендовать.

В Римской империи преторы, как и некоторые другие чиновники, не получали заработной платы за свою работу, исполняя ее для блага общества совершенно безвозмездно. Поэтому позволить себе роскошь целый год не получать плату за работу могли лишь состоятельные римляне. Хотя преторы часто использовали данную власть для отстаивания своих интересов.

История появления преторов и их функции в разное время

После установления республиканского строя в Риме приобрело несколько другое значение слово "претор". Это название двух наиболее высоких должностей в государстве: консул и диктатор.

Но со временем верховный чиновничий пост в Риме стал носить название консул, а претором стала называться следующая по старшинству должность. В этот период имел довольно четкие обязанности претор. Это контроль за судебной системой по делам между гражданами Римской империи. Кроме того, когда консул отсутствовал, его функции по управлению страной и городом выполнял претор, становясь чуть ли не первым лицом в государстве.

Со временем с совершенствованием судебной системы возникла необходимость избирать двух преторов. Один из них курировал судебную систему в Риме между его гражданами, его называли praetor urbanus. А в компетенцию второго (praetor peregrinus) входил контроль судопроизводства между иностранцами в Римской империи, а также римлянами и чужестранцами.

С началом активных завоеваний римлянами новых территорий и появлением массы провинций судопроизводство в каждой из них требовало собственного претора. Так во времена первого римского императора в Риме было уже целых 16 преторов, и их количество росло.

С появлением императоров и утратой статуса республики, круг обязанностей преторов расширился. Со временем так стали называть высшие чиновничьи посты в каждом городе Римской империи.

Право преторов

Приступая к исполнению обязанностей, преторы издавали эдикты, так называемые законы на один год. В них они не только составляли программу своей работы и принципы, на основе которых она будет осуществляться на протяжении всего года (edictum perpetuum), но и указывали, как нужно решать судебные тяжбы в том или ином случае (edictum repentinum).

С годами количество эдиктов неудержимо росло. Кроме того, каждый новый претор обязательно должен был ознакомиться с эдиктами предшественников и брать во внимание их, составляя собственные. Именно эдикты преторов представляли собой преторское право.

Со временем таких законов накопилось немало. Некоторые из них противоречили друг другу. Поэтому со временем все они были собраны и пересмотрены римским юристом по имени Савилий Юлиан.

Преторы сегодня

Сегодня утратило свое значение слово «претор». Но при этом в некоторых странах оно до сих пор актуально. В Румынии глава пласа (административная единица наподобие района) - претор. Это слово также используется как название должности представителя мера (примара) в Молдове.

С тех пор как пала Римская империя, прошло несколько сотен лет. Вместе с ней ушла в небытие и должность претора. И хотя сегодня в отдельных странах некоторые должности чиновников так же называются, у них совсем другие функции. Несмотря на это, преторы внесли немалый вклад в формирование известной нам сегодня правовой системы.

Согласно Цицерону (De Leg . III. 3) «претор» - это титул, обозначавший консулов как командующих армиями государства; по его мнению, это слово содержит те же составные части, что и глагол praeire (идти впереди). Период и полномочия консульского командования, соответственно, могли называться Praetorium (Liv. VIII. 11). У латинян также существовала должность с названием «претор»; этот же титул Ливий дает стратегу ахейцев.

Впервые должностное лицо, называвшееся собственно претором, было назначено в 366 г. до н.э.; претор избирался только из патрициев, специально создавших эту должность как своего рода компенсацию за то, что им пришлось разделить консульство с плебеями (Liv. VI. 42, VII. 1). До 337 г. до н.э. плебейские преторы не назначались. Претор назывался collega consulibus (коллега консулов) и избирался под теми же ауспициями в центуриатских комициях. Сначала выбирали консулов, затем преторов. (Liv. XLV. 44).

Первоначально претура была чем-то вроде третьего консульства, а основные преторские функции (jus in urbe dicere , Liv. VI. 42; jura reddere , Liv. VII. 1) представляли собой часть функций консулов, - последние, согласно вышеуказанному фрагменту Цицерона, назывались также судьями (judices a judicando). Иногда претор командовал войском государства, а когда консулы отсутствовали и находились в армии, - исполнял их обязанности в городе. Он являлся курульным магистратом, обладал империем и, следовательно, был одним из старших магистратов (Magistratus Majores), но обязан был чтить консулов и повиноваться им (Polyb. XXXIII. 1). Знаками должностного отличия (insignia) претора были шесть ликторов, в связи с чем Полибий называет его ἡγεμὼν или στρατηγὸς ἑξαπέλεκυς, а иногда просто ἑξαπέλεκυς. Плутарх (Sulla , 5) использует выражение στρατηγία πολιτική. В более поздний период претор в Риме имел только двух ликторов (Censorinus, c. 24). Судя по Ливию, первоначально претура предоставлялась консулу предыдущего года. Луций Папирий стал претором после того, как занимал должность консула (Liv. X. 47).

В 246 г. до н.э. был назначен еще один претор, обязанностью которого являлось осуществление правосудия в спорах иноземцев между собой либо в спорах между иноземцами и римскими гражданами; соответственно, он назывался претор по делам иноземцев (Praetor Peregrinus) (Dig. 1. tit. 2 s. 28). Второй претор тогда стал называться Praetor Urbanus “qui jus inter cives dicit”, а иногда просто Praetor Urbanus и Praetor Urbis (городской претор). Функции, которые предстояло выполнять преторам, распределялись между ними по жребию. Если один из них возглавлял армию, то второй исполнял в городе обязанности обоих. Иногда военный империй претора продлевался на второй год. Когда территория государства расширилась за пределы Италии, были учреждены новые преторские должности. Так, в 227 г. до н.э. было назначено два претора для управления Сицилией и Сардинией, и еще два добавлено в 197 г., после создания двух испанских провинций. Из шести преторов два оставались в городе, а остальные выезжали из него (Liv. XLV. 44). Сенат определял их провинции, распределявшиеся затем по жребию (Liv. XXXII. 27, 28). После исполнения судебных функций в Риме претор часто получал управление провинцией с титулом пропретора, а иногда с титулом проконсула. Сулла увеличил количество преторов до восьми, Юлий Цезарь - сначала до десяти, затем до двенадцати, четырнадцати и шестнадцати. (Dion Cassius, XLII. 51, XLIII. 51, и примечания Реймара). Август после нескольких изменений установил число преторов, равное двенадцати. При Тиберии их было шестнадцать. Клавдий назначил двух преторов для разрешения вопросов, связанных с фидеикомиссами, когда количество дел в этом разделе права стало весьма значительным, но Тит оставил только одного такого претора; а Нерва создал должность претора для разрешения споров между фиском и частными лицами. «Таким образом», говорит Помпоний о своем собственном времени, - «восемнадцать преторов осуществляют правосудие (jus dicunt ) в государстве» (Dig. 1. tit. 2 s. 34). Марк Аврелий, согласно Капитолину, (M . Ant . c. 10), назначил претора по делам опеки, что должно было произойти уже после того, как Помпоний написал свое произведение. Основные обязанности преторов были судебными, и, по-видимому, время от времени возникала необходимость увеличивать количество преторов и поручать им особые разделы правосудия.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н.э. претору по делам иноземцев постановлением сената было поручено следить за ремонтом некоторых акведуков и препятствовать незаконному использованию воды (Frontinus, De Aquaeduct ., lib. 1).

Городской претор назывался собственно претором и являлся первым по рангу. Как подразумевает название, обязанности удерживали его в Риме и он мог покидать город лишь на срок не более десяти дней. В его обязанности входило руководство Аполлоновыми играми (Ludi Apollinares). Также он являлся главным магистратом, осуществляющим правосудие; эдикты сменявших друг друга преторов внесли большой вклад в развитие и совершенствование римского права. Как городской претор, так и претор по делам иноземцев имели право издавать эдикты (Jus Edicendi) (Gaius, I. 2), и после установления императорской власти их функции в этом отношении, по-видимому, не были ограничены, хотя постепенно должны были сужаться по мере того, как получили распространение императорские указы и рескрипты. Границы власти этих двух преторов обозначались выражением Urbanae Provinciae.

Основная судебная функция претора в гражданских делах состояла в назначении судьи. Только при издании интердиктов претор выносил окончательное решение. Судебные слушания перед претором имели техническое название in jure .

Также преторы председательствовали в судах по уголовным делам. Существовали постоянные судебные комиссии (Quaestiones perpetuae) (Cic. Brut . c. 27) по делам о вымогательстве (Repetundae), незаконном соискании должности (Ambitus), умалении величия римского народа (Majestas) и казнокрадстве (Peculatus), которыми руководили остальные четыре претора - в тот период, когда всего преторов было шесть. В дополнение к ним Сулла создал комиссии по делам о подлоге и лжесвидетельстве (Falsum), об убийствах и отравлениях (De Sicariis et Veneficis) и об отцеубийствах (De Parricidis) и с этой целью добавил еще двух или, согласно некоторым источникам, четырех преторов - ибо сообщения Помпония и других авторов по этому вопросу противоречивы (Sueton. Caesar , 41; Dion Cass. XLII. 51). Претор председательствовал в таких процессах, но вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей.

Осуществляя правосудие, претор восседал на курульном кресле в трибунале - части суда, предназначенной для претора, его помощников и друзей и находившейся напротив скамей (Subsellia), которые были заняты судьями и прочими присутствующими (Cic. Brut . 84). Но претор имел право совершать множество служебных действий вне суда или, как это называлось, e plano или ex aequo loco , в противоположность e tribunali или ex superiore loco : например, в некоторых случаях он имел право утвердить акт манумиссии, находясь на открытом воздухе, например, по дороге в бани или театр. (Gaius, I. 20).

Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора (Dion Cassius, XXXVII. 30; Plutarch, Cicero , 17). Саллюстий был назначен претором, ἐπὶ τῷ τὴν βουλὴν ἀναλαϐεῖν (Dion Cassius, XLII. 52).

Преторы в различном количестве существовали до времен поздней империи и продолжали осуществлять правосудие (Cod. 7. tit. 62. s. 17; 5. tit. 71. s. 18).

Как показано выше, функции преторов были главным образом юридическими, и данную статью следует завершить ссылкой на статьи EDICTUM, IMPERIUM, JUDEX, JURISDICTIO, MAGISTRATUS, PROVINCIA. К источникам, ссылки на которые приведены в статье EDICTUM, можно добавить “Die Prätorischen Edicte der Römer, &c., von D. Eduard Schrader, Weimar, 1815”.

Джордж Лонг

© 2006 Перевод О.В. Любимовой

William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, London, 1870, pp. 956-957.


а) претор
Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.
Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi). В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.
Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).
Следующий претор обычно использовал эдикт своего предшественника и лишь вносил в него необходимые изменения и дополнения. Определенное неизменное содержание эдикта, которое сохранялось из года в год, называлось edictum tralaticium.
В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.
б) юристы
первоначально правовые знания были в руках понтификов, так как право (ius) не отличалось от обычая (fas). Хотя кодекс XII таблиц и возникновение должности преторов вторглись в их монополию, но не разрушили ее. Но в нач. III в. до Р.Х. появились юристы, которые не были понтификами. Как уже отмечалось, первый шаг был сделан Гн. Флавием, который опубликовал формулы древней процедуры, также как и календарь dies fasti et dies nefasti. Это получило название ius Flavianum (Pomp.1.2.2.7).
Второе важное событие произошло в 252 г. до Р.Х., когда понтифик Тиберий Корунканий в первый раз дал правовой совет и публичные юридические наставления. Фактически это было в то же время и первым обучением праву.
Наконец, следует упомянуть и о сочинении Секста Элия Пэта "Commentarii tripertita", которое было первым юридическим произведением, адресованным широкой публике, содержащим основы права, истолкование процессуальных формул, комментарий к Законам XII таблиц и сборник судебных формул. Это получило название ius Aelianum, как бы дополнявшее ius Flavianum.
Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до Р. Х) составил систематическое изложение гражданского права в 18 книгах. Он имел также многих учеников. Друг Цицерона, Сервий Сульпиций Руф, написал около 180 книг по праву и также имел множество учеников. Таким образом, постепенно возник отряд юристов. Они стали давать бесплатные советы, ибо эта их деятельность способствовала росту их престижа и авторитета. Они были, как правило, выходцы из патрицианских сенаторских фамилий. Рост влияния юристов был обусловлен усложнявшейся правовой практикой.
Функции юристов можно охарактеризовать следующими латинскими глаголами: respondere, docere. cavere, agere, interpretare и scribere.
Respondere - наиболее важная функция юристов: давать юридический совет своему клиенту. Последний мог быть частным лицом, претором или судьей (iudex privatus). Судьи в эпоху республики были частными гражданами. Эта деятельность юристов стала специфической и получила название responsa prudentium (ответы юристов).
Docere - указывает на обучение праву. Так как ответы давались публично и бесплатно, будущие юристы могли свободно прийти послушать и поучиться.
Cavere - обозначает защиту интересов клиента. Юристы советовали своим клиентам, как соблюдать формальности и не допускать небрежности в правовых делах, как составлять правовые документы, как организовывать судебные процессы.
Interpretare - обозначает интерпретацию и использование существующих правовых норм и принципов. Юристы применяли общие правила к индивидуальному случаю. Но важным аспектом этой деятельности было то, что юристы распространяли Римское право посредством интерпретации и применения его существующих норм и положений. Таким образом, нормы Римского права получали новую область применения, и возникало новое право.
Наконец, scribere - обозначает составлять, писать произведения на тему о праве. Юристы начали писать и это свидетельствовало о том, что право стало систематизированным и возникла юридическая наука, которая и до настоящего времени остается основой юриспруденции. Юридическая наука, развитая юристами, достигла своего апогея в течение первых двух с половиной веков от Р.Х. Это был классический период Римского права, более или менее совпадающий с периодом Принципата.

В Древнем Риме первоначально титул "претор" принадлежал только консулам или диктаторам и относился к ним как к командующим армией государства. В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium.

Впервые магистрат, называвшийся претором, вступил в свою должность в 366 году до Р.Х. Эта должность была введена в качестве реакции патрициев на допуск плебеев к занятию консульской магистратуры.
Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, в первую очередь, их судейские обязанности. Но претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе.
В частности, претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т.д.

Когда цензоры прекращали исполнение своих полномочий, претор по поручению сената осуществлял надзор за состоянием общественных зданий и сооружений.

Претор был курульным магистратом, то есть он являлся одним из высших должностных лиц в государстве, но консулам он должен был повиноваться и выказывать им все знаки уважения. Поэтому неудивительно, что первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

Сразу после введения этой магистратуры преторы избирались только из числа патрициев, но уже с 337 года эта должность стала доступной и для плебеев.

Выборы преторов, которых называли college consilibus (коллега консулов), происходили на тех же центуриатных комициях и при тех же ауспициях, что и выборы консулов. Сначала на Марсовом поле выбирали консулов, а потом – претора (ов).

По закону претором мог стать полноправный гражданин Рима, достигший возраста 39 лет и занимавший должность квестора, однако история немало исключений из этого правила.

В качестве дополнительных инсигний, преторы имели право на курульное кресло, тогу претекста и 6 ликторов.
Praetor urbis при вступлении в должность присягал на верность законам Республики. Затем он всходил на ораторскую кафедру и объявлял свой эдикт (т.е. свод основных законоположений), которым он должен руководствоваться при принятии решений. Это заявление называлось Formula или Lex annua и записывалось большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики.
Остальные преторы также издавали подобные эдикты.

С 246 года в Риме стали выбирать двух преторов, которые разделили между собой, в первую очередь, судейские функции. Старший претор (Praetor Urbis) занимался исключительно делами между римскими гражданами. Младший претор (Praetor peregrinus) занимался судебными делами между иностранцами или между римлянами и иностранцами. Остальные преторские функции распределялись между коллегами по жребию. Если одному из них доставалось командование армией, то другой должен был непременно оставаться в городе.
Часто военный империй претора продлевался на второй срок.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. по специальному постановлению сената Praetor peregrinus должен был следить за состоянием и ремонтов акведуков, а также препятствовать незаконному забору воды частными лицами.

Территория римского государства со временем расширялась, и с 227 года до Р.Х. стали избирать еще двух преторов, вначале для управления провинциями Сицилией и Сардинией с Корсикой.
Еще двух преторов стали избирать с 197 года после образования двух провинций в Испании.
Из шести избранных преторов два старших оставались в Риме, а остальные выезжали в провинции, которые между ними распределялись сенатом с помощью жребия.

Гай Гракх провел закон, согласно которому еще перед выборами должностных лиц сенат должен был определить, какие провинцию станут на следующий срок консульскими, а какие - преторскими. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние консулов на выбор более выгодных провинций. Сенат же должен был назначать консулов в те провинции, где шли военные действия, или которым могли угрожать внешние враги.

После выполнения своих судейских обязанностей в Риме в течение года претор обычно получал в управление одну из провинций в должности пропретора, но иногда претор командовал в провинции, получив титул проконсула.

При Сулле количество преторов было увеличено до восьми, а при Цезаре оно колебалось от 10 до 16, но подробное рассмотрение их функций уже выходит за границы нашей темы. Коротко говоря, они занимались различными судебными проблемами.

Собственно словом "претор" назывался обычно Praetor urbis, или городской претор, который являлся старшим по рангу среди преторов. Он являлся главным магистратом, осуществлявшим правосудие. В его обязанности также входило руководство Аполлоновыми играми, играми в цирке и играми в честь Кибелы. Должностные обязанности должны были постоянно удерживать претора в Риме, так что он мог покидать город на срок не более десяти дней.

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии.
В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновений чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

В 149 году до Р.Х. в Риме была проведена очередная судебная реформа и созданы постоянно действующие комиссии, которые разбирали уголовные дела. Теперь все шесть избранных преторов в течение года занимались судебными делами, и только по истечении года они отправлялись в свои провинции.
Два старших претора по-прежнему разбирали гражданские дела, а остальные преторы занимались различными видами уголовных дел. Были учреждены постоянные судебные комиссии по делам о вымогательстве, незаконном соискании должностей, умалении величия римского народа и казнокрадстве, которые возглавлялись преторами.

По предложению Гая Гракха была создана постоянная комиссия для рассмотрения злоупотреблений римских магистратов в провинциях. Возглавлять эту комиссию должен был претор из сословия всадников. В связи с таким назначением, очевидно, должны были быть перераспределены функции остальных преторов, так как об увеличении числа избираемых преторов при этом ничего не известно.

В дополнение к уже существующим постоянно действующим комиссиям Сулла создал еще комиссии по делам о подлогах и лжесвидетельствах, по делам об убийствах и отравлениях и по делам об отцеубийствах. Чтобы судебная система функционировала, Сулла добавил еще двух преторов (по некоторым источникам – четырех) к уже существующим. Так что в I веке до Р.Х. такие уголовные комиссии почти полностью свели на нет судебные функции комиций.

Осуществляя правосудие, претор сидел на курульном кресле в трибунале – это была часть судебного помещения, отведенная для претора, его помощников и друзей и находившаяся напротив скамей, которые занимались судьями и остальными присутствующими. Несмотря на такое почетное положение, претор только председательствовал в этих судебных процессах, а вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность.

Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора.

(Продолжение следует)

Просмотров: 8

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры - консулов и диктаторов . В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium .

Претор государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись. Преторы действовали в одном из двух официальных качеств: командующие армией или избранный магистрат.

Претор

лат. praetor, от prae-ire - идти впереди, предводительствовать

В 367 г. до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae ) верховное должностное лицо стало именоваться консулом , а термином претор стала обозначаться следующая по старшинству должность. Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, основной компетенцией претора стало совершение городского правосудия по гражданским делам.

Претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе, и им принадлежала высшая власть. Претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т. д.

Претор назывался collega consulibus (коллега консулов) и избирался под теми же ауспициями в центуриатских комициях. Сначала выбирали консулов, затем преторов . Претор являлся курульным магистратом, обладал империем и был одним из старших магистратов (Magistratus Majores), но обязан был чтить консулов и повиноваться им. Знаками должностного отличия (insignia) претора были шесть ликторов, в более поздний период претор в Риме имел только двух ликторов.

Первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

До 337 г. до н. э. преторы избирались исключительно из патрициев, специально создавших эту должность как своего рода компенсацию за то, что им пришлось разделить консульство с плебеями.

На должность претора могли претендовать римские граждане не моложе 40 лет и прошедшие через нижестоящие должности (квестуры и курульного эдильства для патрициев, квестуры и народного трибуната - для плебеев). Претор избирался сроком на один год, свои обязанности исполнял безвозмездно. Выборы происходили в центуриатских комициях.

Преторы имели право на курульное кресло (sella curulis), расшитую золотом и пурпуром тогу (toga praetexta) и 6 ликторов. Вступая в должность (1-го января, одновременно с консулами), praetor urbanus с ораторской кафедры объявлял эдикт (edictum, formula, lex annua), который записывался большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики; здесь излагались те принципы, которых намерен был держаться претор во время своего должностного года при судебных решениях. Не имея права отлучаться из Рима, praetor urbanus иногда должен был ведать все гражданское судопроизводство, если его товарищ получал командование армией (в качестве magistratus cum imperio претор имел не только высшую судебную, но и военную власть), и исполнять некоторые функции отсутствующих консулов (созывать сенат и комиции, производить набор и т. д.).

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии. В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновении чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

С 242 до н. э. стали избирать два претора - городской претор (praetor urbanus ), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами (cives) и чужестранцами (peregrini) или между самими чужестранцами (перегринский претор ) (praetor peregrinus ).

Городской претор являлся первым по рангу. Обязанности удерживали его в Риме и он мог покидать город лишь на срок не более десяти дней. В его обязанности входило руководство Аполлоновыми играми (Ludi Apollinares). Он являлся главным магистратом, осуществляющим правосудие; эдикты сменявших друг друга преторов внесли большой вклад в развитие и совершенствование римского права. Как praetor urbanus , так и praetor peregrinus имели право издавать эдикты, и после установления императорской власти их функции в этом отношении, по-видимому, не были ограничены, хотя постепенно должны были сужаться по мере того, как получили распространение императорские указы и рескрипты (edictum). Границы власти этих двух преторов обозначались выражением Urbanae Provinciae.

Основная судебная функция претора в гражданских делах состояла в назначении судьи (judex). Только при издании интердиктов претор выносил окончательное решение (interdictum). Судебные слушания перед претором имели техническое название in jure.

Также преторы председательствовали в судах по уголовным делам. Существовали постоянные судебные комиссии (Quaestiones perpetuae) по делам о вымогательстве (Repetundae), незаконном соискании должности (Ambitus), умалении величия римского народа (Majestas) и казнокрадстве (Peculatus), которыми руководили остальные четыре претора - в тот период, когда всего преторов было шесть. В дополнение к ним Сулла создал комиссии по делам о подлоге и лжесвидетельстве (Falsum), об убийствах и отравлениях (De Sicariis et Veneficis) и об отцеубийствах (De Parricidis) и с этой целью добавил еще двух или, согласно некоторым источникам, четырех преторов - ибо сообщения Помпония и других авторов по этому вопросу противоречивы. Претор председательствовал в таких процессах, но вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей (judicium).

Осуществляя правосудие, претор восседал на курульном кресле в трибунале - части суда, предназначенной для претора , его помощников и друзей и находившейся напротив скамей (Subsellia), которые были заняты судьями и прочими присутствующими. Но претор имел право совершать множество служебных действий вне суда или, как это называлось, e plano или ex aequo loco , в противоположность e tribunali или ex superiore loco : например, в некоторых случаях он имел право утвердить акт манумиссии, находясь на открытом воздухе, например, по дороге в бани или театр.

Когда римляне шагнули за пределы Италии и постепенно стали приобретать провинции, требовалось в каждой завоеванной области поставить воеводу, который бы командовал оккупационной армией, творил суд и заведовал администрацией. Эти новые воеводы также были преторами , число которых возрастало, таким образом, с расширением завоеваний. Консулы должны были отправляться в те провинции, которым угрожал опасный враг, а преторы - в менее беспокойные: но иногда консулы брали себе с корыстной целью более богатые области, не заботясь об интересах защиты.

Гай Гракх провел закон, в силу которого сенат наперед, до избрания консулов и преторов , определял, какие провинции будут консульскими, какие - преторскими . По требованию Гракха был поставлен особый претор во главе суда, созданного в 149 г. для разбора процессов о вымогательствах воевод (quaestiones perpetuae repetundarum).

С 227 г. до н. э. были введены две дополнительные должности преторов преторов , ответственных за провинцию Сицилию и за провинцию Сардинию.

С 197 г. до н. э. количество преторов было увеличено до шести. Были введены новые должности преторов в обеих испанских провинциях (Дальняя и Ближняя Испании (Hispania Citerior и Ulterior )). Распределение претора на тот или иной круг деятельности осуществлялось жребием. Два из шести преторов находились в Риме, а четыре других отвечали за провинции, в которые их назначил сенат. Сенат определял их провинции, распределявшиеся затем по жребию. После исполнения судебных функций в Риме претор часто получал управление провинцией с титулом пропретора, а иногда с титулом проконсула.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. претору по делам иноземцев постановлением сената было поручено следить за ремонтом некоторых акведуков и препятствовать незаконному использованию воды

Реформа судопроизводства при призвала к жизни еще 5 специальных палат (quaestiones perpetuae) для разбора различных категорий уголовных преступлений, с преторами во главе и присяжными судьями, список которых (album indicum) составлялся претором. В I в. до н. э. эти палаты вытеснили почти всецело юрисдикцию комиции. Таким образом, кроме praetor urbanus и praetor peregrinus , сохранивших за собой гражданское судопроизводство, ежегодно избирались еще 6 преторов в качестве председателей уголовных палат. Ввиду того, что к этому времени число провинций увеличилось до 10, по истечении должностного года все 8 преторов , подобно консулам, получали промагистратуру и в качестве пропреторов получали управление областями.

При Цезаре число преторов увеличили до 10, затем до 12, 14 и 16. после нескольких изменений установил число преторов, равное 12. При Тиберии их было 16. Клавдий назначил двух преторов для разрешения вопросов, связанных с фидеикомиссами, когда количество дел в этом разделе права стало весьма значительным, но Тит оставил только одного такого претора; а Нерва создал должность претора для разрешения споров между фиском и частными лицами. Таким образом, число преторов доходило до 18.

доходило до 10, при Тиберии - до 16, при Нероне - до 18. Судебные функции и провинции распределялись между членами преторской коллегии по жребию. На обязанности претора лежало, кроме того, заведование некоторыми играми (Apollinares, circenses, Megalenses). Эти функции сохранились за ними и в эпоху принципата, между тем как почти все судебные функции перешли в руки префектов преторианского и городского, а управление императорскими провинциями - в руки пропреторов; для получения последней должности даже не требовалось предварительного замещения претуры.

Преторы в различном количестве существовали до времен поздней империи, и продолжали осуществлять правосудие.

Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность. Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора .