Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945). Органы военного управления и их полномочия в период великой отечественной войны

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со- вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен- них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо- пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен- ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры- той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель- ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер- кулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз- ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол- нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по- становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст- вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ- ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек- тивность довоенных организационных форм построения совет- ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно яв- лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про- мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру- гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар- мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

hspace=12>С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК

Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер- сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо- роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой- ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива- ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го- ды войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня- тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто- вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет- ся уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста- новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от- ступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею- щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас- порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия

противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис- торической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное поста- новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп- ленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от- ветственность была распространена на членов семей военнослу- жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

Еще по теме Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941-1945):

  1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
  2. Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК - ГПУ - ОГПУ) и милиции
  3. § 3 Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. 8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Лекция 11.22. Реорганизация органов государственного управления на территории белорусских земель (середина 19 века)

1. Цель создания в 1944 г. Совета по делам религиозных культов
усиление идеологического и политического влияния партии на религиозные организации
сплочения народов разных религий в борьбе против фашизма
обеспечения поддержки зарубежной православной церкви в борьбе против Германии
исправления прежних ошибок в отношении церкви

2. ВКП (б) была переименована в КПСС на … съезде партии.
XX
XIX
XXII
XXY

3. Совет Министров появился в СССР в … году.
1946
1948
1953
1943

4. Постановления ГКО …
имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми органами управления
утверждались Президиумом Верховного Совета СССР
утверждались Советом Народных Комиссаров СССР
утверждались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР

5. ГКО возглавлял …
Г. К. Жуков
И. В. Сталин
К. Е. Ворошилов
С.К.Тимошенко

6. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны
Ставка Верховного Главнокомандования
Государственный Комитет обороны
Совет Народных Комиссаров.
Политбюро ЦК ВКП(б)

7. Главную роль в обеспечении победы над фашизмом сыграли …
ВКП(б)
ВЛКСМ
профсоюзы
женские организации

8. Чрезвычайные органы управления в годы Великой Отечественной войны
Государственный Комитет Обороны
Совет Министров СССР
Ставка Верховного Главнокомандования
Высший Военный Совет
Совет по эвакуации при СНК СССР
Главное управление тыла и должность начальника тыла РККА

9. Характерные черты системы управления в годы Великой Отечественной войны
централизацией управления в рамках ГКО
железной дисциплиной во всех звеньях управления
большей самостоятельностью местной власти
мобилизационными методами управления
отсутствием бюрократизма в принятии решений
отказом от выборных органов власти

10. Ставку Верховного Главнокомандования возглавлял …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
С. К. Тимошенко
А.М.Василевский

11. Основная причина переименования ВКП(б) в КПСС
объединение республиканских партийных организаций в единую партию
утрата какого-либо значения исторического раскола партии на меньшевиков и большевиков
намерение создать новый Интернационал коммунистических и левых партий
необходимость сплочения партии в результате роста оппозиционных настроений

12. От имени Советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 г. подписал …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К.К.Рокоссовский

13. Характерные черты системы управления в 1945-53 гг.
усиление культа личности Сталина
отказ от выборных органов власти
принятие Сталиным единоличных решений в сфере управления
устранение видных руководителей (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, М. Родионова и др.)
отставка В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Берии
преобладание командно-административных, мобилизационных методов управления

Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и управление вооруженными силами. Нападение на нашу страну многомиллионной громады фашистских войск потребовало проведения немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11 365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.

Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.

Военные мобилизации не были единственным источником пополнения вооруженных сил. В первые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой.

На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований – яркое свидетельство активности народных масс в освободительной борьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.

Многое было сделано для совершенствования системы подготовки командных кадров. За годы войны ее прошло около 2 млн. военнослужащих.

В январе – феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.

В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей.

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в организацию военного управления .

В июне – августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. 23 июня 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР как орган высшего военного руководства страной. 10 июля 1941 г. она получила название Ставки Верховного командования, а 8 августа – Ставки Верховного Главнокомандования . В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны: С.К. Тимошенко (председатель), СМ. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин.

В период войны целый ряд высших партийных и государственных постов занимал Сталин. Он был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.), наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.), Председателем Транспортного комитета ГКО.

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба A.M. Василевский.

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления во главе с их Главным командованием(Северо-Западное–К.Е. Ворошилов, Западное – С.К. Тимошенко, Юго-Западное – С.М. Буденный), а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями.

Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, отдельный дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше.

Важную роль в армии и на флоте играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляли Главное политическое управление (ГПУ) РККА и Главное политическое управление ВМФ (оба – на правах военных отделов ЦК партии. К концу войны в армии действовало более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс. первичных организаций.

16 июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания многомиллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы.

30 мая 1942 г. для объединения руководства партизанской борьбы в тылу врага в общесоюзном масштабе и координации действий партизанских отрядов с частями Красной Армии при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения (начальник – первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко) и республиканские (украинский, белорусский, литовский, латвийский, эстонский) штабы. При штабах армий создавались спецотделы по связи с партизанскими отрядами.

С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Орловская области). К весне 1943 года диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на купированной территории. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С.А. Ковпаком, А. И. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения имели радиосвязь с Центром. C лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы, операции «Рельсовая война» и «Концерт». По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

В тылу врага сражалось в течении всей войны более 1 млн. партизан. Центральный штаб партизанского движения устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, распространял опять партизанской борьбы, готовил кадры, снабжал партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а главное - организовывал их взаимодействие с войсками. Некоторое время (с 6 сентября по19 ноября 1942 г.) существовала должность Главнокомандующего партизанским движением (Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов).

Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке.

Структура органов государственной власти и управления СССР характеризовалась в период Великой Отечественной войны (1941-1945) сосуществованием конституционных и чрезвычайных органов власти и управления. Появление последних было связано, прежде всего, с острой необходимостью принятия оперативных решений.

Среди неконституционных, чрезвычайных органов власти главную роль играл Государственный комитет обороны (ГКО), созданный 30 июня 1941 г. Он возглавлялся И.В. Сталиным, который незадолго перед войной стал Председателем СНК, а вскоре после начала войны возглавил Ставку Верховного главнокомандующего в качестве Верховного главнокомандующего, а также Наркомат обороны. ГКО состоял из пяти-девяти человек, которые были членами Политбюро ЦК В КП (б) и одновременно являлись заместителями Председателя СНК. Концентрация партийно-государственной власти и ее персонализация, таким образом, достигла своего апогея. ГКО принадлежала вся полнота власти в стране. Его постановления, согласно законам военного времени, подлежали беспрекословному выполнению всеми государственными органами и гражданами СССР. ГКО действовал через уполномоченных и существующие органы власти. В некоторых случаях для решения важных и специфических военных проблем (например, организации эвакуации) при ГКО образовывались специальные органы.

Значительное количество чрезвычайных органов в целях оперативного руководства специфическими областями государственной деятельности было создано при СНК СССР. Для руководства мобилизацией трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. При СНК союзных и автономных республик, областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1943 г. учреждается Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В ноябре 1942 г. создается Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков и их сообщников.

Чрезвычайные органы власти и управления появляются и на местах. Вся полнота власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военным советам фронтов, армий и военных округов. Военным властям предоставлялось право привлекать население к трудовой повинности, изымать для военных нужд личное имущество граждан, регулировать работу учреждений и предприятий, устанавливать нормы отпуска товаров населению, производить обыски и задержания подозрительных лиц, высылать в административном порядке «социально опасных» граждан. Военные власти издавали обязательные для населения постановления, за неисполнение которых виновные привлекались к ответственности в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

В некоторых прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны. Их председателями были первые секретари обкомов или горкомов партии. Туда входили представители местных советских, партийных органов, НКВД и военного командования. Местные комитеты обороны не только обладали всей полнотой прав местных советов, но и имели право объявлять города на осадном положении, вводить комендантский час, руководить строительством оборонительных сооружений, формировать части народного ополчения, осуществлять руководство промышленностью города. В случае объявления города на осадном положении военные органы получали право передавать виновных суду военного трибунала или же расстреливать на месте.

(1941-1945)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
СССР. В этой обстановке функция обороны государства выдви-
нулась на первое место. С начала войны партийно-государствен-
ным руководством СССР была разработана программа мобили-
зации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу ее
был положен опыт Гражданской войны.


Одним из первых юридических документов, в котором бы
изложены положения этой программы, стала Директива СН
СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и совет-
ским организациям прифронтовых областей». Директива стала
программой превращения страны в единый военный лагерь, в хо-
де выполнения которой аппарат государственного управления
и система правоохранительных органов были приспособлены
к задачам и особенностям ведения войны.

Первоочередные усилия страны направлялись на развитие
и удовлетворение потребностей Вооруженных сил. Наиболее
важные области общественных отношений стали регулировать-
ся особыми законами военного времени.

Система управления страной кардинально перестраивается,
создаются чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня
1941 г. была образована Ставка Главного командования Воо-
руженных сил
(10 июля переименована в Ставку Верховного
главнокомандования).
В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного главноко-
мандования имела своих представителей на фронтах; ей подчи-
нялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки
были управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, кор-
пуса, дивизии, бригады.
В ходе войны было введено (1943)
деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и ге-
нералитет.
Были введены новые знаки различия, сходные с до-
революционными.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обо-
роны (ГКО)
во главе с И.В. Сталиным. Этот чрезвычайный
высший орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распо-
ряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тыс. постановлений, которые имели силу законов военного времени. К компетенции ГКО относились все ключевые вопросы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу, превращения ее в единый Военныйлагерь. Своего специального аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП(б), Совнаркома, отдельных наркоматов. Какого-либо документа, регламентировавшего порядок обсуждения, принятия и исполнения решений, разработано не было, но ГКО являлся оперативным, четко действовавшим органом. Процедурные вопросы его деятельности были сведены к минимуму, заседания проводились в любое время суток. Право


принятия окончательного решения принадлежало председате-
лю ГКО.

На местах ГКО представляли его уполномоченные. В боль-
шинстве ими были секретари ЦК ВКП(б) и компартий союзных
республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их замести-
тели. Масштабы и сроки деятельности уполномоченных опреде-
лялись характером выполнявшегося задания. При ГКО по мере
необходимости создавались различные комиссии, комитеты, бю-
ро, действовавшие, в зависимости от обстоятельств, временно
или постоянно. В числе постоянных органов было, например,
Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. для конт-
роля и координации работы всех наркоматов оборонной промыш-
ленности.

Транспортный комитет ГКО с февраля 1942 г. занимался ор-
ганизацией функционирования всей транспортной системы стра-
ны. В 1944 г. при ГКО был создан Особый комитет, который
занимался вопросами репарации (возмещение экономического
ущерба СССР за счет имущества побежденных государств).

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой
ГКО осуществлял через Ставку Верховного главнокомандующе-
го. Кроме того, представители ГКО выезжали в действующую
армию для оказания помощи в организации и обеспечении важ-
нейших битв и фронтовых операций. По решению ГКО во многих прифронтовых городах в целях мобилизации местных ресурсов для оказания помощи военному командованию и установления «строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» с лета-осени 1941 г. стали создаваться чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП(б), председателя облисполкома или горисполкома, начальника областного управления или горотдела НКВД и коменданта города. При
этом в распоряжение коменданта передавались войска НКВД,
милиция и добровольческие рабочие отряды. В общей сложности городские комитеты обороны были созданы в годы войны более чем в 60 городах и сыграли важную роль в организации отпора врагу, перестройки местной экономики в интересах фронта. Многие городские комитеты обороны продолжали существовать практически до конца войны, принимали энергичные меры по восстановлению жилого фонда, коммунального хозяйства, местной промышленности, обеспечению населения продовольствием. Образование ГКО и городских комитетов обороны не привело к упразднению конституционных органов государственной

власти - Советов депутатов трудящихся, которые продолжали
действовать (в некоторых случаях даже на территории, оккупи-
рованной немцами). Работая совместно с чрезвычайными орга-
нами военного времени и оказывая им всестороннюю помощь
и поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке про-
мышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспече-
нии нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонитель-
ных мероприятий. Деятельность Советов депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны отличалось особенностями: объем работы
значительно возрос, задачи усложнились, а депутатский состав
резко сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией
многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями
в тыл страны. Затруднен был своевременный созыв очередных
сессий Советов, сложнее стало использовать коллегиальные
формы работы. Для кворума требовалось только 2/3 депутатов,
имевшихся в наличии, иногда вместо сессий проводились рас-
ширенные заседания исполкомов (с активом). Избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти. Особенностью деятельности Советов депутатов трудящихся было еще и то, что наряду с осуществлением своих обычных конституционных полномочий они стали решать новые задачи, выдвинутые военным временем:

Развертывание военного производства;

Организация эвакуации, размещение и скорейший ввод
в строй эвакуированных предприятий;

Обеспечение и бытовое устройство госпиталей, семей
фронтовиков, инвалидов войны, сирот;

Строительство оборонительных сооружений.

За годы минувшей войны высший орган государственной власти страны - Верховный Совет СССР трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.) созывался на свои сессии, на которых решались вопросы военного государственного бюджета, ратифицировались международные договоры со странами антигитлеровской коалиции. В 1944 г. Верховный Совет СССР принял принципиально важные законы, расширявшие полномочия союзных республик; «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений» и «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Наркомата


обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный
комиссариат».

Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществ-
лять свои конституционные полномочия, а при необходимости
и отдельные полномочия Верховного Совета СССР.

В условиях войны значительно усилилась роль Совета народ-
ных комиссаров СССР, который проделал огромную работу, свя-
занную с эвакуацией промышленности, налаживанием чрезвычай-
ного порядка руководства экономикой страны, восстановлением
разрушенного войной народного хозяйства. Совнарком СССР стал
также организующим и контролирующим органом в процессе вы-
полнения постановлений ГКО.

Чрезвычайно важное значение в годы войны имела деятель-
ность СНК СССР по обеспечению общественного порядка, за-
щите интересов государства и охране прав граждан, в том числе
по обеспечению строгой дисциплины в тылу, по обеспечению
фронта всем необходимым.

Одним из первых правительственных правовых актов, давших
общее направление перестройке аппарата управления, было поста-
новление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г.

Наркомам предоставлялось право самостоятельно, не спраши-
вая на то разрешения правительства, распределять и перерас-
пределять материальные ресурсы между предприятиями, строй-
ками, восстанавливать разрушенные заводы и фабрики, жилые
дома за счет капиталовложений, внелимитных затрат, а при их
отсутствии - в счет себестоимости продукции. Обстоятельства военного времени вызвали необходимость создания ряда новых центральных органов отраслевого управления СССР. Так, вскоре после начала войны был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались
(временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов. 24 июня 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) при Совнаркоме СССР было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) для руководства работой средств массовой информации, а также деятельностью различных антифашистских общественных организаций (Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет и др.).


В августе 1943 г. при СНК СССР учрежден Комитет по вос-
становлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации. На комитет возлагалась координация деятельности
наркоматов и местных органов, контроль за выполнением реше-
ний правительства по восстановлению этих районов.

В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образо-
вал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, об-
щественным организациям, государственным предприятиям и уч-
реждениям СССР (ЧГК).

ЧГК собрала огромное количество документальных и вещест-
венных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свиде-
телей, более 4 млн актов о причиненном ущербе), которые были
использованы на процессе в Нюрнберге и других судебных за-
седаниях для наказания военных преступников и их пособников.

В республиках, краях и областях, городах, освобождаемых от
оккупантов, создавались соответствующие комиссии содейст-
вия ЧГК.

Как характерную особенность деятельности государственного
аппарата в условиях военного времени можно отметить совмеще-
ние должностей руководителей высших и центральных военных
органов управления и ряда гражданских наркоматов и ведомств.
Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР
И.В. Сталин одновременно являлся председателем Ставки Верхов-
ного главнокомандования, народным комиссаром обороны СССР,
Председателем СНК СССР, Председателем Государственного коми-
тета обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

С февраля 1942 г. начальник тыла Красной армии стал вы-
полнять обязанности наркома путей сообщения СССР, а началь-
ник связи Красной армии одновременно руководил Наркоматом
связи СССР. Раскрывая особенности государственного развития СССР
в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить
массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве
с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе-сентябре 1941 г. была упразднена автономная республика
немцев в Поволжье, а сами немцы - граждане СССР (более 1 млн человек) выселены в Казахстан. В 1943-1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев,


калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы
в административном порядке переселены в Казахстан, Кирги-
зию, Узбекистан.

В октябре 1944 г. Тувинская народная республика вошла в со-
став СССР на правах автономной области РСФСР.

В целом советский государственный аппарат оказался способ-
ным успешно функционировать в чрезвычайных условиях вой-
ны. Максимальная централизация руководства способствовала
превращению страны в единый военный лагерь, что в конечном
счете явилось одним из факторов, обеспечивших победу.

Особенности реорганизации управления
чрезвычайных органов власти
(1941-1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила
проведение некоторых организационных преобразований в целях
укрепления и централизации руководства органами внутренних
дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен-
них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо-
пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних
дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были
преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен-
ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры-
той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось
компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель-
ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на
«тайном» фронте, а также особенности деятельности органов
внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от
оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых
изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь
разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД
СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер-
кулов), а Государственный комитет обороны принял решение
о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз-
ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.


Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол-
нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое
руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по-
становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст-
вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами,
паникерами) была возложена на специальные формирования войск
НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск
охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ-
ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом
и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал
в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для
непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек-
тивность довоенных организационных форм построения совет-
ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо
существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим
органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР.
В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик
имелись управления милиции, их начальники одновременно яв-
лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные
обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про-
мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру-
гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар-
мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК


ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе
с другими правоохранительными органами обязывались вести
беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер-
сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо-
роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой-
ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива-
ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных
дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го-
ды войны стал институт ответственности по законам военного
времени, который характеризовался, прежде всего, усилением
уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях
преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально
важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении
лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня-
тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация
не отменяла и не приостанавливала действие советских законов,
поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления
в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто-
вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет-
ся уголовным законодательством союзной республики по месту
совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста-
новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой
территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от-
ступать, обороняться и при этом несла значительные потери
в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею-
щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих
советских вооруженных сил попали в плен, из них только
в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду
военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас-
порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия


противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций»
9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис-
торической обстановки, то требование в трудный для Родины
час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует
признать справедливым. В то же время вышеназванное поста-
новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы
«железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп-
ленные точными юридическими формулировками, приводили
нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от-
ветственность была распространена на членов семей военнослу-
жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением
законности.