Цель изучения источников права социального обеспечения. Помимо всех перечисленных выше мер, в Оренбургской области предусмотрен такой вид социальной поддержки как адресная социальная помощь многодетным семьям и выдача земельных участков семьям, имеющих тр

Источники права социального обеспечения

(установочная лекция)

    Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

    Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Право социального обеспечения – это одна из отраслей российского права, нормы которой адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца жизни, так как основой возникновения правоотношений в указанной сфере является нуждаемость в социальной поддержке в силу обстоятельств, не зависящих от самого человека (в частности, такие юридические факты, как рождение человека, временная нетрудоспособность, наступление старости, смерть, признание безработным, потеря кормильца и т.д.).

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации (т.е. по юридической силе); 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по видам регулируемых общественных отношений; 7) по субъектам отношений; 8) по организационно-правовым формам социального обеспечения.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Согласно Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1993 г. К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в России. В ст.7 Конституции говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие.

По сфере действия источники делятся на федеральные, региональные, муниципальные и локальные. По видам общественных отношений необходимо выделять акты, регулирующие отношения: а) по пенсионному обеспечению; б) по обеспечению пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг.

В зависимости от субъектов могут быть правовые акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан и других лиц.

С учётом организационно-правовой формы социального обеспечения необходимо отдельно рассматривать нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение за счёт ассигнований из бюджетов всех уровней

2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в современных условиях располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права.

1) Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребёнка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признаётся ребёнком. Конвенция «О равных возможностях лиц, обременённых семейными обязанностями» (1995 г.), также ратифицированная Российской Федерацией, предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая меры, осуществляемые через систему социального обеспечения. К источникам права социального обеспечения данного уровня относится Конвенция «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985 г.), ратифицированная Россией в 1988 г.

Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. В частности, 13 марта 1992 г. было заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения». В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. В настоящее время государствами - членами СНГ подписан ряд конкретных соглашений, в том числе и в области социального обеспечения.

2) Вторую группу источников права социального обеспечения составляют федеральные законы. Среди них особое место, как уже было подчёркнуто выше, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплён правовой статус граждан в области социального обеспечения. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст.41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46). Важное значение имеют также ст.37, провозглашающая свободу труда в обществе и запрещающая принудительный труд, и ст.53, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Одним из важнейших источников права социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Данный нормативный акт закрепляет: основные принципы охраны здоровья граждан; компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления; организацию охраны здоровья граждан в РФ; права граждан в области охраны здоровья; права отдельных групп населения в области охраны здоровья (семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и др. лиц); права граждан при оказании медико-социальной помощи; медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека; гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам; виды медицинской экспертизы; права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

Необходимо отметить, что в сфере источников права социального обеспечения действует большое количество федеральных законов. Для данной отрасли права характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Основные федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обеспечения, следующие:

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12. 2001.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07. 2002.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993.

ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995.

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. В качестве примера можно привести Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 29.12.2003.

3) Третью группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные нормативные акты, среди которых имеются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Можно выделить следующие важнейшие подзаконные нормативные правовые акты:

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 «О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации».

Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Утверждено пост. Правительства РФ от 08.07.2002.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Утверждено пост. Правительства РФ от 24.07.2002.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».

Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Утверждено пост. Правительства РФ от 30.12.2006.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Утверждены пост. Правительства РФ от 07.04.2008.

Правила признания лица инвалидом. Утверждены пост. Правительства РФ от 20.02.2006.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002.

Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты. Утверждены пост. Минтруда РФ от 30.06.2003.

Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Пенсионного фонда РФ и Минтруда РФ от 16.02.2004.

Разъяснение «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Утверждено пост. Минтруда РФ от 15.04.2003.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения. Например, постановлением Правительства Вологодской области от 29.11.2004 был утверждён Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребёнка.

Необходимо отметить, что на современном этапе важное значение приобретают также муниципальные и локальные акты как источники права социального обеспечения. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне и на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к федеральным и региональным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться, в частности, акты органов местного самоуправления, коллективные договоры.

При изучении права социального обеспечения необходимо использовать соответствующую учебную литературу. Это, прежде всего, следующие учебники:

Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2008.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2005.

Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2005.

Право социального обеспечения инвалидов в РоссииКурсовая работа >> Социология

Будет продолжать увеличиваться. Предмет исследования – право социального обеспечения инвалидов в России. Объект исследования – условия... транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития...

  • Понятие и система социального обеспечения

    Реферат >> Социология

    192 с. 7. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева... Право социального обеспечения : Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2006. – С. 31. 28 Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения ...

  • Основные принципы права социального обеспечения

    Контрольная работа >> Государство и право

    И сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Таким образом, право на социальное обеспечение каждого...

  • Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация

    Реферат >> Государство и право

    Финансовых средств в целевых источниках . Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью...

  • 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

    Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.

    Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты . В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

    Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

    В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения.
    В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

    Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

    – по юридической силе;

    – по сфере их действия;

    – по органам, принявшим нормативный акт;

    – по форме акта;

    – по правовым институтам.

    По юридической силе источники права социального обеспечения делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита , социальное обеспечение относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов.

    Основной закон РФ – это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, подзаконные акты, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

    По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

    Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий, либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

    2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

    Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет этой отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

    Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

    Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ), а также акты ООН, Совета Европы.

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации . К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., документы Совета Европы. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

    К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 000 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное поло-жение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 000 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

    Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 000 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

    Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения » было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. Правительством РФ и Республикой Молдова было подписано двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 01.01.01 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. К этой группе источников также относится Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

    Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.

    Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», от 01.01.2001 г. (с изменениями от 01.01.2001). Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

    В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т. д. Среди текущих законов назовем для примера основные законы, действующие в сфере пенсионного обеспечения. Это Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 01.01.01 г. (с изменениями от 01.01.2001 г.), и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 01.01.01 г. (с изменениями от 01.01.2001 г.).

    Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г. или Указ Президента РФ «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» от 1 апреля 1996 г. (с изменениями от 01.01.2001 г.).

    К подзаконным актам в сфере социального обеспечения относятся также постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 01.01.2001 г.); Постановление Правительства РФ от 17 июля
    1996 г. «О приемной семье» (с изменениями от 01.01.2001 г.); Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ» и др.

    Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства . Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 01.01.01 г., а также постановление Минтруда РФ от 01.01.01 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 01.01.2001 г.).

    Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»; приказом Федеральной миграционной службы от 1 ноября 1993 г. утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам (с изменениями от 01.01.2001 г.) и др.

    В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников – это повышение уровня социальной защиты граждан на региональном уровне. Они предусматривают дополнительные, более высокие меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

    Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

    Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соот-ветствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

    1) по пенсионному обеспечению граждан;

    2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами ;

    3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

    Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения.

    Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки.

    Поэтому естественно, что среди актуальных проблем науки права социального обеспечения выявление понятия и особенностей источников занимает важное место.

    От их уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей

    российского права.

    Источники права в юридическом смысле - это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

    Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

    Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям (схема 6):

    По юридической силе (законы и подзаконные акты);

    Сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);

    Времени действия (постоянные, временные);

    Порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);

    Субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).

    Предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального

    обеспечения);

    Издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента РФ; постановления (распоряжения) Правительства РФ;

    акты министерств и ведомств РФ: - межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения и социального развития РФ);

    Ведомственные акты; и т.д.

    Международные

    Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»

    Всеобщая декларация прав человека 1948 года

    Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».

    Внутринациональное законодательство

    Конституция РФ

    Федеральные законы

    Указы Президента

    Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

    От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей».

    Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

    Правовые акты субъектов РФ

    Правовые акты муниципальных образований

    Значительную роль в правовом регулировании отноше-

    ний по социальному обеспечению играют федеральные

    законы как акты высшей юридической силы на всей тер-

    ритории РФ. В современном законодательстве о социаль-

    ном обеспечении отсутствует единый кодифицированный

    закон, регламентирующий общественные отношения в

    этой области. Существующий кодифицированный закон

    jОсновы законодательства Российской Федерации об охра-

    не здоровья гражданk, принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя

    и является источником права социального обеспечения, но

    регулирует лишь часть общественных отношений, возника-

    ющих в этой сфере.

    В качестве источников данного права следует назвать

    следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ

    jО государственных пособиях гражданам, имеющим

    детейk, от 02.08.1995 № 122-ФЗ jО социальном обслужи-

    вании граждан пожилого возраста и инвалидовk, от

    17.12.2001 № 173-ФЗ jО трудовых пенсиях в Российской

    Федерацииk, от 15.12.2001 № 166-ФЗ jО государственном

    пенсионном обеспечении в Российской Федерацииk, от

    15.12.2001 № 167-ФЗ jОб обязательном пенсионном стра-

    ховании в Российской Федерацииk, от 16.07.1999 № 165-ФЗ

    jОб основах обязательного социального страхованияk и др.

    Среди законов РФ существенное значение имеют зако-

    ны, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную

    Принципами права социального обеспечения являются

    руководящие начала, определяющие сущность, направ-

    ления развития данной системы права, которые должны

    быть закреплены в правовых нормах или же следовать

    либо одном нормативном акте, поскольку указанное пра-

    во не кодифицировано. Они содержатся в различных

    федеральных законах (законах РФ). Анализ этих прин-

    ципов показывает, что отдельные из них присущи сразу

    всем или большинству институтов права социального

    обеспечения. Но необходимо обратить внимание на то,

    что в разные годы отечественные ученые по-разному

    формулировали принципы, причем их количество иногда

    Кроме того, в российской правовой системе источ-

    никами права социального обеспечения являются раз-

    личные нормативные правовые акты, регулирующие

    комплекс общественных отношений, составляющий

    предмет отрасли права социального обеспечения.

    Отмечая особенности действующих источников пра-

    ва социального обеспечения, следует указать на то, что

    для них пока еще не характерен высокий уровень сис-

    тематизации. Общей отраслевой кодификации законо-

    дательства не проведено, хотя предпосылки для этого

    уже созрели: в стране действует ряд кодифицирован-

    ных нормативных актов по отдельным видам социаль-

    ного обеспечения. Возникла настоятельная потреб-

    ность в принятии Основ социального обеспечения,

    подготовка и издание которых явились бы завершаю-

    щим этапом создания единой системы источников пра-

    Федеральные законы как источники псо

    Система и источники ПСО

    Система ПСО – совокупность норм и правовых институтов, регулирующих общ. отношения в сфере соцобеспечения и представляющих в целом единую структуру: 1) общая часть включает нормы распространяющиеся на все институты ПСО: принципы ПСО; права и обязанности граждан в сфере соцобеспечения; финансовые основы соцобеспечения; разграничение полномочий федерации и ее субъектов в сфере соц. обеспечения; 2) особенная часть включает нормы, регулирующие отд. институты ПСО: институт трудового стажа; институт пенс. обеспечения; институт пособий и компенсаций; институт соц. обслуживания; институт мед. обеспечения; институт юр. ответственности.

    Источники ПСО – совокупность НПА, принятых соотв. органами госвласти и содержащих нормы ПСО.

    Классификация: 1) акты международного права (декларации, конвенции, двусторонние и многосторонние междунар. договоры РФ); 2) Конституция РФ. Непосредственно вопросы соц. обеспечения регулируются ст. 7, 15, 37, 41, 45, 53, п. «ж» ч. 1 ст. 72); 3) федеральные законы (ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенс. страховании в РФ», ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования»); 4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 26 июня 2001 г. № 767 «О мерах по улучшению матер. положения отд. категорий граждан», Указ Президента РФ от 2 июля 1992 г. № 723 «О мерах по соц. поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными»; 5) Постановления Правительства РФ (Пост. Пр-ва РФ от 11.7.2002 г. № 516 «Об утв. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назнач-е труд. пенсии по старости», Пост. от 09.40.92 г. № 237 «О порядке утв. списков работ, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте»; 6) ведомственные акты; 7) законодательство субъектов РФ; 8) акты органов местн. самоуправления; 9) локальные акты (коллект. договоры и соглашения).

    Право социального обеспечения
    Суперека С.В.
    2008

    Источники права социального обеспечения

    Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

    Понятие и классификация источников права социального обеспечения

    Понятие источников права в праве социального обеспечения вслед за общей теорией права толкуется не только неоднозначно, но и имеет аналог, «двойника»: наряду с термином источник права на равных используется термин форма права. Когда это было сделано впервые - теперь уже не установить, но необходимо знать, что сегодня в юридической науке существует две основные точки зрения на проблему соотношения понятий источник права и форма права. Первая - названные понятия тождественны. Вторая - понятие источник права более широкое, чем понятие форма права.

    Последняя точка зрения в настоящее время является господствующей.

    Действительно, если исходить из обиде принятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям источник права следует понимать в трех смыслах :

    1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п.);

    2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т. д.);

    3) источник в формально юридическом смысле (нормативный акт, нормативный обычай, юридический прецедент, нормативный договор).

    Мы будем рассматривать источник права социального обеспечения в формально юридическом смысле. Ведь формальная определенность - один из признаков права вообще, в том числе и права социального обеспечения. Его правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне и содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию социально обеспечительных общественных отношений.

    Таким образом, источник права и форма права в формально юридическом смысле - это тождественные понятия. Объективированный в документальном виде акт правотворчества, считает С. С. Алексеев, является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования

    Наиболее распространенными источниками права социального обеспечения России являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли российского права - права социального обеспечения. В отличие от других источников нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

    В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 дается следующее определение нормативному правовому акту: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

    Нормативные акты в сфере социального обеспечения издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    В последние годы к источникам права социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. В праве социального обеспечения они также получают все более широкое распространение.

    Нормативный договор как источник права социального обеспечения - это соглашение между субъектами социально обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. Например, договор пожилого человека с организацией социального обслуживания о его платном обслуживании в стационарном учреждении, коллективный договор между работодателем и работниками, одним из пунктов которого является норма об организации бесплатного летнего отдыха детей за счет работодателя, и другие договоры и соглашения.

    Чтобы более четко уяснить суть нормативного договора, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от трудовых и гражданско-правовых договоров, а с другой - от нормативно правовых актов.

    В отличие от просто договоров (договоров сделок) нормативные договоры не носят индивидуально разового характера. Если работник и работодатель или подрядчик и заказчик заключают тот или иной договор, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ТК или ГК РФ). Участники же социально обеспечительных отношений, заключающие нормативный договор о социальном обеспечении, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

    В отличие же от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу социально обеспечительной деятельности, представляющей их общий интерес.

    В источниках права социального обеспечения России отражены социально экономические условия жизни российского общества. С их изменением меняются и источники права социального обеспечения. В последние годы это происходит довольно часто, в связи, с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются, изменяются или дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные акты, соответствующие экономическим условиям государства.

    Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям :

    1) по юридической силе, т. е. степени их важности и субординации;

    2) по сфере их действия;

    3) по органам, принявшим нормативный акт;

    4) по форме акта;

    5) по под отраслям и институтам права социального обеспечения.

    Среди перечисленных классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

    По юридической силе источники делятся на две большие группы :

    1) общепризнанные принципы и нормы международного права и

    2) международные договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты.

    В силу ст. 15 Конституции РФ международные договоры входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Государственные нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения, в свою очередь, делятся на :

    2) подзаконные акты.

    Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    В случае возникновения коллизии по поводу прав на социальное обеспечение человека между международным договором Российской Федерации и российским законом применяются правила международного договора. Таким образом, на конституционном уровне гарантирована возможность непосредственного действия и применения норм международного права о правах человека различными органами государства, включая суды.

    Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав человека.

    Здесь необходимо отметить, что содержание социального обеспечения в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти, функцией которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

    В Российской Федерации существуют следующие виды законов :

    1) Конституция РФ (Основной закон);

    2) федеральные конституционные законы;

    3) федеральные законы;

    4) законы субъектов РФ.

    Конституция РФ - основополагающий политико-правовой акт, который закрепляет конституционный строй России, принципы социального обеспечения, основные социальные права человека и компетенцию органов государственной власти в области социального обеспечения. Конституция возвышается над всеми иными законами и одновременно является юридическим фундаментом, определяющим содержание других российских законов. За ее соблюдением надзирает особый орган - Конституционный Суд РФ.

    Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15).

    Под прямым действием норм Конституции авторы понимают ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на социально обеспечительные, отношения. Причем имеется в виду, что именно регулирование составляет ядро прямого действия Конституции.

    В случае возникновения коллизии по поводу права человека на социальное обеспечение между международным договором Российской Федерации и Конституцией РФ также действует правило о высшей юридической силе федеральной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), но по своей юридической силе они не могут стоять выше, чем Конституция РФ. Такой вывод согласуется и с положением ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит: «. не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

    Прямое действие норм Конституции дает возможность человеку осуществлять и защищать свое право на социальное обеспечение всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта напрямую, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу.

    Федеральные конституционные законы принимаются, но вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о Правительстве России, об Уполномоченном по правам человека и др.). И хотя в прямой постановке не принят ни один федеральный конституционный закон, который бы регулировал отношения по социальному обеспечению, это не значит, что те законы, которые уже приняты, индифферентны к праву социального обеспечения. Они широко применяются при охране прав на социальное обеспечение и их защите.

    Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально экономической, политической и духовной жизни общества. В социально обеспечительной сфере федеральные законы касаются отдельных родов и видов социального обеспечения, а, следовательно, вносят вклад в дальнейшее развитие подотраслей и институтов права социального обеспечения.

    Классификация социально обеспечительных федеральных законов может проводиться по различным основаниям :

    По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

    По предмету правового регулирования (законы, регулирующие обязательное социальное страхование, закон, регулирующий государственное пенсионное обеспечение, законы о социальной поддержке, социальной помощи и социальном обслуживании);

    По сроку действия (постоянные законы и временные);

    По географии действия (общефедерального или регионального действия);

    По степени систематизации (обычные и кодифицированные);

    По объему регулирования (рамочные и специальные);

    По кругу лиц, на которых они распространяются (законы, регулирующие обеспечение инвалидов, пенсионеров, граждан, имеющих детей, временно нетрудоспособных и т. д.).

    Законы субъектов РФ издаются представительными (законодательными) органами субъектов РФ, и действие этих законов распространяется только на соответствующую территорию. Причем классификация региональных законов может производиться по тем же основаниям, что и федеральных.

    Подзаконные акты в сфере социального обеспечения - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы, регулирующие социально обеспечительные отношения.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании социально обеспечительных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют также огромное значение в этом регулировании, играя в нем вспомогательную и конкретизирующую роль.

    Правоведы подразделяют подзаконные акты по субординации на следующие виды .

    1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. В настоящее время сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка, хотя и имеет тенденцию к сокращению, при этом нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

    2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти правовые акты обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и, достаточно часто, во исполнение федеральных законов, а также нормативных указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия.

    3. Приказы, постановления, инструкции, положения, разъяснения и другие нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, иных федеральных министерств, а также государственных внебюджетных фондов, по вопросам, касающимся регулирования социального обеспечения. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют социально обеспечительные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данного органа исполнительной власти. Часто они имеют общее значение, выходя за рамки конкретного министерства (фонда), и распространяются на широкий круг субъектов.

    Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства :

    Во-первых, значительное место среди подзаконных актов, действующих в сфере социального обеспечения, занимают акты, принятые в последние годы органами исполнительной власти, которые в результате различных реорганизаций в тот или иной период прекратили свое существование (Минсоц обеспечения РСФСР, Минсоцзащиты населения РФ, Минтруда РФ). Все они, если впоследствии не были отменены, сохраняют свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству.

    Во-вторых, в ходе, проведенной административной реформы федеральных органов исполнительной власти между ними было произведено разделение функций. Осуществлять функции по нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности имеют право только федеральные министерства (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ). При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов (нормативно правовому регулированию) понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Следовательно, исходя из существующей структуры Правительства РФ и действующих положений о различных федеральных органах исполнительной власти, нормативно правовое регулирование в сфере социального обеспечения имеет право осуществлять Минздрав соц. развития России (оно было создано на базе упраздненных Минздрава РФ и Минтруда РФ), а также иные федеральные министерства в рамках своей компетенции (например, МВД РФ - по вопросам предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск).

    И в-третьих, издавать подзаконные акты нормативного характера имеют право государственные социальные внебюджетные фонды - ПФ России, ФСС РФ, ФОМС. Такие акты, если они затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

    Все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в сфере социального обеспечения, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их государственной регистрации, поскольку они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    4. Постановления, указы, распоряжения, высших исполнительных органов государственной власти (высших должностных лиц) субъектов РФ (например, президентов республик в составе РФ, глав правительств субъектов РФ, глав областных администраций, губернаторов и т. п.).

    5. Приказы, постановления, распоряжения отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ (например, комитетов по труду и социальной защите населения).

    6. Нормативные акты органов местного самоуправления. Данные акты принимаются в пределах компетенции глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований, местной администрации и действуют на территории соответствующих муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов).

    7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретной организации и регулирующие социально обеспечительные отношения внутри этой организации (например, о порядке направления работников на лечение и отдых в санаторий профилакторий предприятия и др.).

    Таким образом, в границах права социального обеспечения действует довольно стройная и субординированная система источников. Она позволяет хотя и на минимальном экономическом уровне, но достаточно устойчиво регулировать социально обеспечительные отношения.

    Характеристика основных источников права социального обеспечения

    Большое число и разнообразие источников права социального обеспечения позволяют охарактеризовать только основные источники, в которых закрепляются права физических лиц на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

    На самом верху «иерархической лестницы» источников права социального обеспечения находится Конституция Российской Федерации. В ней закреплен конституционно правовой статус граждан в области социального обеспечения. Содержание Конституции РФ как основного источника права социального обеспечения подробно раскрывается в ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

    В ст. 7 говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Норма ст. 7 также определяет гарантии социального обеспечения: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

    Позитивная роль непосредственного действия прав человека в сфере социального обеспечения выражается через воздействие :

    а) на смысл, содержание и применение законов, регулирующих прямо или опосредованно права человека на социальное обеспечение, и

    б) на деятельность законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, осуществляющих меры по социальному обеспечению.

    В других названных статьях Конституции РФ закреплены неотъемлемые права человека на конкретные социальные блага.

    По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

    Вторую ступень в системе источников права социального обеспечения составляют международные правовые акты по правам человека и международные договоры Российской Федерации.

    В силу ст. 15 Конституции РФ они имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

    Важнейшим международным политико-правовым актом, который устанавливает общечеловеческие права на социальное обеспечение, является Всеобщая декларация прав человека. Статья 22 этого документа гласит: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».

    Первым международным правовым актом, юридически закрепившим политические и моральные требования Всеобщей декларации прав человека, стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в данном пакте государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование (ст. 9).

    Социально-экономический и правовой статус ребенка закрепляет Конвенция о правах ребенка.

    К источникам права социального обеспечения международного уровня также относятся :

    — Конвенция № 159 МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»;

    — Принята, вступила в силу и Ратифицирована СССР (Ведомости СНД СССР и ВС СССР №45 Ст. 955);

    — Вступила в силу и Ратифицирована СССР (Международная защита прав и свобод человека);

    — Конвенция № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», ряд других конвенций МОТ.

    К числу источников права социального обеспечения относятся и международные договоры, заключаемые между Россией и государствами - участниками СНГ. Нормы этих договоров регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое, а также иные социально обеспечительные отношения. Среди них нужно выделить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

    Следует отметить, что в своем большинстве нормы международных источников права социального обеспечения в полном объеме имплементированы в российское право.

    Третья группа источников права социального обеспечения - это федеральные законы (законы Российской Федерации). В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. На сегодняшний день права граждан на тот или иной род социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание.

    Учитывая огромный объем нормативного материала и разнообразие видов социального страхования, законодатель издал ранее не использовавшийся в российском законодательстве рамочный Закон об основах обязательного социального страхования. Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Нормы этого рамочного закона служат ориентиром для других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные виды социального страхования.

    Регулируя социальное обеспечение в границах подотрасли социального страхования, законодатель издал несколько кодифицированных законов. К их числу следует отнести Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Закон о пособиях гражданам, имеющим детей.

    Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья, виды медико-социальной помощи. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов - его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и других лиц.

    Закон о пособиях гражданам, имеющим детей также является кодифицированным. В связи с его принятием утратил силу ряд действовавших тогда нормативных правовых актов различного уровня, поскольку данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. В настоящее время в нее входят пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие в связи с рождением ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое в размере и в порядке, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

    В пределах подотрасли социального страхования приняты революционные по своей сути законы об обязательном пенсионном страховании и о трудовых пенсиях. В соответствии с ними всем застрахованным назначаются трудовые пенсии по старости, а в случае их смерти - членам их семей по случаю потери кормильца.

    Революционность этих законов состоит в том, что :

    Во-первых, они впервые в России вводят наряду с распределительным принципом исчисления пенсий накопительный принцип;

    Во-вторых, ими вводятся наряду с пенсиями по государственному пенсионному обеспечению трудовые пенсии, которые могут назначаться только застрахованным лицам (и лицам, с ними связанным);

    В-третьих, ими устанавливается, что ведущим признаком при определении размера пенсии является не страховой (трудовой) стаж, а размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

    Важнейшим среди законов, принятых в рамках подотрасли государственного пенсионного обеспечения, следует назвать Закон о государственном пенсионном обеспечении, которым регулируется пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, проходящих (проходивших) службу по призыву, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, а также нетрудоспособных граждан. Федеральные государственные служащие на основании этого Закона обеспечиваются в дополнение к трудовой пенсии пенсией за выслугу лет; участники Великой Отечественной войны, военнослужащие по призыву и граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, - пенсией по инвалидности. Кроме того, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, может выплачиваться еще и пенсия по старости. Семьи военнослужащих по призыву и члены семей лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в соответствии с данным Законом обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. На основании этого Закона социальные пенсии назначаются престарелым и инвалидам, детям, потерявшим кормильца, не имевшим права на трудовую пенсию.

    Другим не менее важным актом является Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Этот Закон, учитывая сложность, напряженность и опасность военной и иной приравненной к ней службы, предусматривает особые условия и более высокий уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и других лиц, приравненных к ним по пенсионным правам.

    Значительное число законодательных источников права социального обеспечения имеется в распоряжении подотрасли социальной поддержки. Для ее регулирования изданы Закон о занятости населения, федеральные законы о ветеранах, о пособиях гражданам, имеющим детей (в части, касающейся незастрахованных по социальному страхованию граждан), № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот), № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней), № 21ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее - Закон о дополнительном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения). Закон о монетизации льгот и др.

    Социальная помощь, оказываемая государством нуждающимся в ней лицам, также регулируется законодательными актами. Среди них законы о государственной социальной помощи, о прожиточном минимуме. Федеральный закон № 44ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Закон о порядке учета доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими).

    Ведущим источником в законодательстве, регулирующем социальную помощь гражданам России, является Закон о государственной социальной помощи. Он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

    Социальное обслуживание граждан также имеет широкий круг законодательных источников. Это законы о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о социальной защите инвалидов, об основах социального обслуживания населения, о ветеранах и др.

    Число источников законов, действующих в сфере социального обеспечения, свидетельствует о том, насколько сложным и многослойным является законодательство в этой области. Сложившееся положение дел объясняется тем, что для данной отрасли характерно отсутствие единого кодифицированного источника, регулирующего весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Существующая проблема в настоящее время решается путем поэтапного принятия крупных федеральных законов, которые исчерпывающе регулируют конкретные родовидовые социально обеспечительные отношения (социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание). Это создает предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.

    Четвертую группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные акты. Они занимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Их также можно расположить в определенном иерархическом порядке.

    Прежде всего, это указы Президента РФ. Среди них нужно выделить следующие:

    Указ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

    Указ № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Данный документ является крайне важным с точки зрения не только социальной, но и политической, и моральной;

    Указ № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»;

    Указ № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей». Данным Указом введено ежемесячное денежное содержание каждому члену семьи в случае смерти (гибели) судьи

    Конституционного Суда РФ или смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда РФ.

    Следующий уровень подзаконных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Такими постановлениями устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав человека в сфере социального обеспечения.

    Так, непреходящее значение имеет постановление Совета Министров - Правительства РФ № 941, определяющее порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, ГПС, учреждений и органов УИС.

    Порядок назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

    Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируется соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ, а порядок материального обеспечения приемной семьи определен Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ.

    Правительством РФ также утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные пенсии по старости.

    Весьма продуктивной была деятельность Правительства РФ по изданию необходимых нормативных правовых актов в связи с принятием, так называемого Закона о монетизации льгот. В целях его реализации приняты важнейшие для бывших льготников постановления: № 771 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета»; № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»; № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

    Важную роль в нормотворчестве в сфере социального обеспечения в пределах своей компетенции играют федеральные органы исполнительной власти. Среди них особое место в настоящее время занимает Минздрав соц. развития РФ (правопреемник бывшего Минтруда России), так как именно оно в соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, медицинской помощи и медицинской реабилитации, уровня жизни и доходов населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, курортного дела, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного, социального страхования, занятости населения и безработицы, социальной зашиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

    Всплеск нормотворческой деятельности бывшего Минтруда России наблюдался после принятия пакета пенсионных законов. Так, постановлениями Минтруда и ПФ России утверждены важнейшие организационно правовые документы, без которых оформление пенсий было бы невозможно: Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законами о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с вышеназванными законами.

    Этот же ряд источников дополняют постановления Минтруда РФ, утвердившие Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты и Правила выплаты пенсии.

    После реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Минздрав соц. развития России начало вести достаточно активную нормотворческую деятельность. Особенно напряженной она была накануне вступления в силу Закона о монетизации льгот. В это время были изданы десятки важнейших нормативных правовых актов, таких, к примеру, как приказы: № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг № 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»; № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств».

    Только одни названия приказов Минздравсоцразвития РФ говорят об актуальности изданных министерством источников для права социального развития.

    Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств, которые являются источниками права социального обеспечения. К таким, например, необходимо отнести приказ МВД России № 822 «О размерах и порядке выплаты пособия сотрудникам полиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

    В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов РФ. Такие источники могут кроме установленных федеральными законами предусматривать дополнительные, более высокие меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными, а также регулировать условия и объемы мер социальной поддержки, социальной помощи и социальных услуг, предоставление которых возложено на субъекты РФ в рамках разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

    В качестве примеров можно привести Областной закон Ленинградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области» (далее - Закон о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области) и Закон Санкт-Петербурга № 58780 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» (далее - Закон о социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге).

    Все большую роль в регулировании социально обеспечительных отношений играют локальные источники права социального обеспечения. К ним относят приказы работодателей или их уполномоченных лиц, а также коллективные договоры и соглашения различного уровня в рамках социального партнерства. В эти акты очень часто включаются нормы, регулирующие социально обеспечительные отношения.

    Такова классификация и характеристика источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации). Впрочем, возможны классификации и по другим основаниям.

    Монархия
    Оценка предприятий
    Теория организации
    Оценочная деятельность
    Теории мотивации

    Термин «источник права» обычно имеет два значения:

    1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве и интересы народа.
    2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

    Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

    Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

    Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

    В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

    Классификация источников права социального обеспечения

    Основания классификации:

    1. по степени их важности и субординации , т.е. по юридической силе:
      • законы;
      • подзаконные акты.
    2. по сфере их действия :
      • федеральные;
      • субъектов РФ (областные, краевые);
      • отраслевые;
      • муниципальные;
      • локальные.
    3. по органам, принявшим нормативный акт ;
    4. по форме акта :
      • законы;
      • указы и распоряжения Президента РФ;
      • постановления и распоряжения Правительства РФ;
      • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
    5. по правовым институтам .

    По степени важности и субординации

    Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

    Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

    Основной закон РФ - это Конституция Российской Федерации.

    Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

    Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

    По сфере действия

    Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

    Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

    Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

    Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

    1. отношения по поводу денежных выплат;
    2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
    3. отношения процедурного характера;
    4. отношения процессуального характера.

    Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

    Международные договоры и конвенции

    Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

    В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина , который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

    К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
    Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

    Законы Российской Федерации

    Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

    Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

    В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

    На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

    • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ";
    • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
    • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей ";
    • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний " и т.д.

    Подзаконные нормативные акты

    Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

    Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

    Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной , осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

    На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

    В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

    К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.