Правовые основы образовательной организации. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования . Люди с древних времен работали над тем , как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование . Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование , как первая ступень системы непрерывного образования .

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения , вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании » и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ .

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования , обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования , обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой , которая наполнена необходимыми документами.

Это обязательное лицензирование образовательного учреждения , его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно -правовыми актами в управлении образовательным учреждением , которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании » , т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения , взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель : создание нормативно - правовой базы ДОО , обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи :

Сформировать банк нормативно -правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

Изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения , соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений .

Основополагающими документами нормативно - правовой базы , регламентирующими в условиях введения ФГОС являются :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Р. Ф.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование ; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования . Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования . Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей» . В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей , подчеркивается их ответственность за здоровье, образование , духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса . Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования . Закон очень подробно прописывает , каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов : Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование ,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях : умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня :

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования , немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования . В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования .

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и » гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования . Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении ".

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 .10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования . С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях .

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации образовательной организации ». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации , ее учредителях , месте нахождения, графике работы , уровне образования , формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы , педагогических работниках . Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации , лицензия на осуществление деятельности , свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др . На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг "В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг . Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой из бюджета. Организации , осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета , вправе оказывать платные образовательные услуги , не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования .

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются :

По научно-методическому обеспечению :

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12) .

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении .

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25) .

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения .

3. Договор образовательного учреждения с учредителем .

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении .

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению :

1. Должностные инструкции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению :

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения .

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ").

По финансовому обеспечению :

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения .

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ").

По материально- техническому обеспечению :

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей , выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений , сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении .

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

УЧРЕЖДЕНИЙ

Цель : Формирование понятия образовательного учреждения, определение его правового статуса, типов и видов образовательных учреждений. Выявление особенностей правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений.

ДЕ1. Образовательное учреждение
Понятие образовательного учреждения
Правовой статус образовательного учреждения
Государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения.
Типы и виды образовательных учреждений
ДЕ 2. Создание, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
Учредители образовательных учреждений
Устав образовательного учреждения
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
ДЕ 3. Финансовая и хозяйственная деятельность образовательного учреждения
Финансирование образовательных учреждений
Имущество образовательных учреждений
ДЕ 4. Управление образовательными учреждениями
Понятие и правовые основы управления
Принцип единоначалия и самоуправления в управлении
Особенности управления высшими учебными заведениями

В соответствии со ст. 12 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 г. от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. от 21.07.2007 г.) (далее Закон об образовании) образовательным является учреждение , осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом . Это значит, что образовательным учреждением признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.



Для более полного раскрытия понятия образовательного учреждения как юридического лица необходимо определиться с содержанием правового статуса образовательных учреждений.

Правовой статус субъекта правоотношений включает в себя такие понятия как права, обязанности данного субъекта. Правовой статус образовательных учреждений в общем виде представлен в ст. 32 Закона об образовании, которая определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения. В ней указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Таким образом, правовой статус образовательного учреждения определяется, прежде всего, действующим законодательством, а затем Уставом образовательного учреждения. Необходимо отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отношения в сфере образования регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации. Это значит, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством, компетенция образовательного учреждения может определяться также законодательством субъектов РФ (по вопросам, отнесенным Законом об образовании к компетенции субъектов РФ).

Перечисленные в ст. 32 Закона об образовании права образовательного учреждения можно объединить в следующие основные группы:

1. Самостоятельное осуществление образовательного процесса . Сюда можно отнести такие права образовательного учреждения, как использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий; разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов; разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин, разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом об образовании; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и др.

2. Самостоятельное осуществление кадровой политики : подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования и др.

3. Самостоятельное осуществление финансовой и хозяйственной деятельности: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и др.

4. Самостоятельное определение структуры образовательного учреждения . Это право предусмотрено для всех образовательных учреждений. Так, например, в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 313-ФЗ) (далее Закон о высшем образовании) высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения. Структурные подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования не являются юридическими лицами, но могут быть частично наделены правами юридического лица. В этом отношении наибольший практический интерес вызывают такие структурные подразделения, как филиалы и представительства.

Право создавать филиалы и представительства используются в основном в области реализации профессионального образования. В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Таким образом, филиалы образовательных учреждений в отличие от представительств, вправе вести образовательную деятельность, а представительства – лишь представлять и защищать интересы образовательного учреждения.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В некоторых случаях учредители образовательных учреждений разрабатывают типовые положения о представительствах и филиалах подведомственных им образовательных учреждений (См. Примерное положение о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования РФ, рекомендованное письмом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №17-55-52ин/17-11).

5. Раскрывая понятие правового статуса образовательного учреждения необходимо указать на право образовательного учреждения образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы) , в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений) в целях развития и совершенствования образования.

Деятельность ассоциаций и союзов регламентируется Гражданским кодексом РФ (частью первой) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) и Федеральным Законом РФ №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 26.06.2007 г. с изм. от 19.07.07 г.). В последние годы на территории Российской Федерации и Республики Башкортостан все чаще встречаются случаи создания некоммерческих организаций. Так, например, в 2005 году в Республике Башкортостан создана Ассоциация «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», учредителями которого явились образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, одной из основных целей которого в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №803 от 23.12.2005 г. явилось развитие современной системы непрерывного педагогического образования и повышение качества профессионального образования.

Таким образом, действующее законодательство, реализуя принцип автономности образовательных учреждений, предоставляет им обширные права и широкие возможности для осуществления образовательной деятельности. В то же время Закон об образовании предусматривает и ответственность образовательных учреждений :

За невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

Качество образования своих выпускников;

Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Кроме того, все предусмотренные действующим законодательством виды деятельности должны осуществляться образовательными учреждениями в строгом соответствии с действующим законодательством.

В определении правового статуса образовательного учреждения огромное значение имеет вопрос о его учредителе . В зависимости от того, кто выступает учредителем образовательного учреждения, они могут подразделяться на:

Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);

Муниципальные;

Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в основном соответственно за счет средств государственного и муниципального бюджета. В связи с этим действующее законодательство строго регламентирует основные сферы деятельности таких образовательных учреждений. В Законе об образовании указано, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. А в отношении негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. В действующем законодательстве можно выявить иные различия в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений (см. таблицу).

Таблица №

Основные характеристики Государственные и муниципальные образовательные учреждения Негосударственные образовательные учреждения
Учредители Органы государственной власти, органы местного самоуправления Отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Регулирование деятельности Деятельность регулируется Типовыми Положениями, утвержденными Правительством РФ Типовые Положения об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида выполняют функции примерных.
Правовой режим имущества Собственником имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование Собственником имущества является образовательное учреждение

Помимо определения статуса образовательного учреждения, огромное значение имеет отнесение образовательного учреждения к определенному виду и типу.

Типы и виды образовательных учреждений определяются в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании и Типовыми положениями об образовательных учреждениях.

По информации Министерства образования России (см., в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах». №9. 2003 г. С. 95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, имеются следующие виды образовательных учреждений.

Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Тип «общеобразовательное учреждение» подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.

Тип «общеобразовательная школа-интернат» подразделяется на виды: общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат.

Тип «общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подразделяется на виды: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом; детский дом-школа; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Тип «специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)» подразделяется на виды: специальная общеобразовательная школа открытого типа; специальное профессиональное училище открытого типа; специальная общеобразовательная школа закрытого типа; специальное профессиональное училище закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа открытого типа.

Тип «образовательное учреждение начального профессионального образования» подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

Тип «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста» подразделяется на виды: начальная школа - детский сад; начальная школа - детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Тип «специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» подразделяется на виды: специальный (коррекционный) детский сад; специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; специальное (коррекционное) профессиональное училище.

Тип «оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» подразделяется на виды: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип «образовательное учреждение среднего профессионального образования» подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип «другие образовательные учреждения для детей» подразделяется на виды: межшкольный учебный комбинат.

Тип «образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» подразделяется на виды: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Тип «учреждения дополнительного образования детей» подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Тип «образовательные учреждения высшего профессионального образования» подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Тип «образовательные учреждения дополнительного профессионального образования» подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Образовательные учреждения независимо от типа и вида осуществляют свою деятельность на основании Устава, который разрабатывается на основании Типового положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Так, например, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №264 регулирует деятельность высших учебных заведений. Средние специальные учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160.

Как было указано ранее, образовательные учреждения являются юридическими лицами, поэтому для них действует порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Законом об образовании.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц регулируется Федеральным Законом РФ №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19.07.2007 г.), в соответствии с которым порядок создания образовательного учреждения можно свести к следующим основным этапам.

I этап. Принятие учредителем решения о создании образовательного учреждения. Учредителем образовательного учреждения могут выступать:

Органы государственной власти;

Органы местного самоуправления,

Отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

При создании образовательного учреждения органом государственной власти или местного самоуправления указанное решение оформляется в виде приказа соответствующего органа. В случае, если учредителем выступают несколько лиц, то они заключают учредительный договор, а решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей образовательного учреждения. Законодательством может быть установлено, что учредителем данного вида образовательного учреждения могут выступать только органы государственной власти соответствующего уровня. Так, например, Законом об образовании установлено, что учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II этап . Подача учредителем в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, заявление на проведение регистрации с приложением документов, необходимых для проведения регистрации. К таким документам относятся:

1) Решение о создании образовательного учреждения

2) Устав образовательного учреждения. Устав является основным документом, регламентирующим все сферы деятельности образовательного учреждения. Локальные акты образовательного учреждения не должны противоречить его уставу. Устав разрабатывается на основании Типового Положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и в нем в обязательном порядке указываются:

· наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

· учредитель;

· организационно-правовая форма образовательного учреждения;

· цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

· основные характеристики организации образовательного процесса (например, правила приема обучающихся, воспитанников;режим занятий обучающихся, воспитанников и др.)

· структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения, осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и др.

· порядок управления образовательным учреждением, в том числекомпетенция учредителя, структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности, порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

· права и обязанности участников образовательного процесса;

· перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

3) Учредительный договор (подается в случае создания образовательного учреждения несколькими учредителями).

4) Квитанция об уплате государственной пошлины

III этап . Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

С момента регистрации у образовательного учреждения возникают права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. (Порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений см. в гл. 6)

Особенности реорганизации и ликвидации образовательного учреждения установлены ст. 34 Закона об образовании, в соответствии с которым образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством реорганизация образовательного учреждения может осуществляться в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения.

Порядок реорганизации во многом схож с порядком создания образовательного учреждения.

Необходимо лишь отметить, что порядок создания и реорганизации, основания и порядок ликвидации устанавливаются:

Для федеральных государственных образовательных учреждений – Правительством Российской Федерации;

Для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации - органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

Для муниципальных образовательных учреждений – органом местного самоуправления.

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Правовое регулирование финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений различается в зависимости от статуса образовательных учреждений. Указанные различия связаны, прежде всего, с различным источником финансирования деятельности, а также с различным правовым режимом имущества государственных и негосударственных образовательных учреждений.

В связи с тем, что негосударственные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность за свой счет и с использованием своего имущества, их можно приравнять в отношении финансово-хозяйственной деятельности к коммерческим организациям.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в основном за счет средств государственного и муниципального бюджета, а потому финансовая и хозяйственная деятельность находится под строгим государственным (муниципальным) контролем.

Финансовые отношения государственных (муниципальных) образовательных учреждений имеют следующие особенности:

1. Финансирование осуществляется в отношении: федеральных государственных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов финансирования; государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

2. Финансирование затрат , связанных с получением на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение . Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Источник финансирования указанных затрат определяется в зависимости от того, какой компонент государственного образовательного стандарта реализуется в процессе обучения. Обучение студентов и финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов в пределах: федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; регионального компонента государственного образовательного стандарта производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

4. Источником финансирования деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать кроме вышеперечисленных средств иные дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. Указанные правомочия реализуются образовательными учреждениями при строгом соблюдении требований действующего бюджетного законодательства.

6. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность , может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. В соответствии списьмом Центрального банка РФ №31-Т от 04.03.2003 г. бюджетные учреждения перешли на обслуживание в органы федерального казначейства Минфина России и финансируются через открытые в них лицевые счета.

Имущественные отношения в сфере образования также имеют свои особенности. Указанные отношения регулируются нормами гражданского законодательства, а также Федеральным законом о некоммерческих организациях, ст. 39 Закона об образовании, а также ст. 27 Закона о высшем образовании.

В соответствии со ст. 39 Закона об образовании за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Собственником имущества государственного образовательного учреждения являются:

Российская Федерация – в случае, когда учредителем образовательного учреждения выступает Федеральный орган государственной власти. Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, по управлению имуществом.

Субъект Российской Федерации – в случае, когда учредитель образовательного учреждения – орган государственной власти субъекта РФ. Функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации осуществляет Комитет по управлению собственностью при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан.

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением, находится в его оперативном управлении. Право оперативного управления регулируются ст. 296 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Государственные и муниципальные образовательные учреждения владеют и пользуются имуществом, переданным ему в оперативное управление, но не имеют права распоряжения. Закон об образовании предоставляет им единственное правомочие по распоряжению – это право передать имущество в аренду в установленном действующим законодательством порядке.здведомственные образовательного учрежденияеедерального казначейства Минфина России

Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия.

На международном уровне образование осуществляется на основании следующих нормативных документов.

Среди документов ООН, посвященных образованию, выделяют Декларацию прав ребенка, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Дополнительным Протоколом 1952 г., Международный пакт "О гражданских и политических правах", Декларацию "О социальных и правовых принципах", касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Декларацию "О праве на развитие", Конвенцию "О сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе", Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов .

Всемирная декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Нью-Йорк 1990 г. в качестве одной из целей продекларировала обязательство предоставления базового образования и обучения грамоте всех детей планеты, осуществление программ по снижению неграмотности, создание условий для получения образования в течение всей жизни, которые дадут возможность ощущения поддержки в благоприятных социальных и культурных условиях.

Конвенция Международной организации труда № 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах" 1957 г. указывает, что лица, входящие в составы заинтересованного населения, пользуются такими же правами, возможностями профессионального обучения, что и остальные граждане. В этих целях правительства государств создают особые, предназначенные для них средства обучения. Данные средства предоставляют заинтересованным лицам возможность получения подготовки для таких занятий, к которым данное население издавна проявляло способность. Такая возможность представляется на всех ступенях образования наравне с остальным общегосударственным коллективом. Образовательные программы, предназначенные для заинтересованного населения, согласуются со степенью его социально-экономической и культурно-бытовой интеграции в общегосударственный коллектив. При этом дети заинтересованного населения обучаются грамоте на своем родном языке или, в случае невозможности, на языке, наиболее распространенном в той этнической группе, к которой они принадлежат.

Суть деятельности ЮНЕСКО - способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрение развитию народного образования, сохранение, увеличении и распространении знаний.

Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: - Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.

В целях объединения усилий государств - членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: "Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям".

Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически все ситуации и коллизии, которые могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы", Всемирная декларация "Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки"; Европейская конвенция "Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты" 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция "Об эквивалентности университетских периодов обучения" 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция "Об академическом признании университетских квалификаций" (№ 32), Европейское соглашение "О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом" 1969 г., Конвенция "О защите архитектурного наследия Европы" 1985, 1992 гг., Конвенция "О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе"1997 г.

Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и другими субъектами установлены следующими документами:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным Законом Российской Федерации "Об образовании";

Другими законодательными и нормативными актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Важно отметить, что Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование "законодательными и иными нормативными актами".

Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации "Об образовании". Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.

Закон "Об образовании" важен следующими своими положениями:

В практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

Был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения - это юридическое лицо, не коммерческая организация в форме учреждения (в последней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществлять и иные не коммерческие организации), осуществляющая образовательный процесс;

Установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;

Определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие „не предпринимательской деятельности" в сфере образования, определено содержание экономической автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений;

Закон в значительной мере уравнял государственные и не государственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные отличия: не государственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

Государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона "Об образовании" можно выделить Федеральные законы "Об общественных объединениях и общественных организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и ряд других.

Безусловно, важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

С одной стороны, государство взяло на себя определенные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно;

С другой стороны - эти обязательства стабильно не выполнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность в системе, и, в итоге, в большинстве своем эти гарантии были отменены.

Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 Закона Российской Федерации "Об образовании": "Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением".

Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, "сплеча". В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона "Об образовании" от 13.01.1996г. образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. "Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц". Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы :

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР"; от 24.12.1996 №1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др.);

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18.10.2000 №796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 05.04.2001 №264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти").

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" и т.д.);

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) "профильные", т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации" и др.).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных;

Разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

Иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. .

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.

Подводя итоги обзора правовых основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:

Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;

Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Особенности учредительства;

Тип образовательного учреждения и

Вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.

13. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

История педагогики и образования как область научного знания знакомит с основами формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, рассматривает воспитание и образование многих поколений на протяжении всей истории человечества.

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания. Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.

Дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя – оно все равно не может угнаться за стремительным ростом информации. Не являются выходом также узкая специализация и профессионализация. Напротив, современные проблемы чаще всего возникают на стыке различных дисциплин, требуя широкого, разностороннего взгляда, умения видеть взаимосвязи и их динамику. Сегодня особенно очевидна пагубность искусственного разделения «гуманитарного» и «точного» образования. Не менее опасен и разрыв образования с воспитанием.

Неприемлемо насилие и принуждение и в образовании, которое оказывается эффективным только тогда, когда служит условием максимальной самореализации, постоянного поиска, роста и развития.

Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время наметил насущные проблемы и перспективы века грядущего.

Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая должна быть не просто хронологическим описанием исторически сменявшихся образовательных идей и педагогических воззрений, механическим запоминанием имен их авторов, а представлять собой их анализ в максимально широком и многообразном социально-культурном контексте.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем: в любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, «технологии» производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. Различие педагогических школ и течений – не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность.

Изменения, которые произошли в образовании, вызвали необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

Изучение истории педагогики и образования помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые научные знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.