Коррупция как социальное явление и юридическая ответственность. Понятие и сущность коррупции. Основные направления государственной антикоррупционной деятельности

У коррупции не существует единственно верного, канонического, универсального определения. Одной из главных причин, обуславливающих сложность формирования юридического понятия коррупции, является ее выход как социального явления в широком смысле за границы исследования экономики или права.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющие различные и не всегда очевидные формы проявления. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия, справедливо связывая его со всеми социальными процессами общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретного государства.

Подходы к этимологическому происхождению термина «коррупция» также различаются большим разнообразием. Зачастую утверждается, что слово «коррупция» произошло от латинского «corruptio», что означало «порча, подкуп», «коррумпировать», «корруптировать» (лат. corrumpere) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами».

Однако многие авторы указывают на несколько иную, более широкую трактовку анализируемого термина. Например, в латинско-русском словаре И.Х. Дворецкого, кроме значений «порча» и «подкуп» приводятся такие значения, как «совращение, упадок, извращенность, плохое состояние, превратность (мнения или взгляда)». Авторы сборника «Основы противодействия коррупции» пишут: «Коррумпировать (от лат. «corrumpere») значило повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы и т.п.

Среди прочего, отнюдь не в первом своем значении «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех - народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами».

Свою трактовку предлагает Г.К. Мишин, указывающий, что вопреки утверждениям большинства пишущих по этим вопросам авторов, латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце; душа, дух; рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти.

Анализируя основные подходы к определению коррупции как социального явления, необходимо помнить о междисциплинарном характере его исследования. Характерные для каждой отрасли обществоведения методы и исследовательские подходы оказывают серьезное влияние на выработку специфических для каждой науки определений.

Так, политическая наука воспринимает коррупцию как фактор, деформирующий политическую организацию общества, разрушающий демократические процедуры. В связи с этим на первое место ставятся такие формы коррупции, как:

Незаконное финансирование политических партий;

Парламентские злоупотребления;

Торговля влиянием и др.

Указанные формы проявления образуют отличную от деловой и бытовой политическую коррупцию, которая, в свою очередь, порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу.

С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.

В социологии распространен взгляд на коррупцию как форму девиантного поведения. «Коррупция - вид поведения, которое отклоняется от превалирующих норм. Это девиантное поведение, ассоциированное с определенной мотивацией, в частности с получением личной выгоды за общественный счет». Дж. Най определяет коррупцию как «поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей публичной роли под воздействием относительно частных (индивидуальных, семейных, частных) материальных или статусных целей».

Необходимо вспомнить и о «этическом подходе» к определению коррупции, который представлен в ряде публикаций международной организации Transparency International. По мнению сторонников такого подхода, коррупция является следствием недостатка этических правил, вызывающего кризис системы управления. Главным средством антикоррупционных реформ должно стать проведение реформы управления в целях установления «good governance» и принятие этических правил в бизнесе и в других структурах общества.

Можно рассматривать коррупцию и как экономический феномен. Экономическая сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему раскрыта в работах американских ученых С. Роуз-Аккерман, П. Мауро, И. Шихаты и др.. С. Роуз-Аккерман отмечает, что «экономика - действенный инструмент анализа коррупции. Культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход». Среди экономических теорий коррупции выделяют теорию коррупции как статусной ренты за монопольное положение чиновника, повышающей экономические издержки (П. Мауро, И. Шихата), а также так называемая «агентская модель» коррупции. Первая теория хорошо иллюстрируется отечественными учеными Г. Сатаровым и М. Левиным, полагающими, что в характеристике коррупции центральным является должностной момент, то есть «корень» коррупции в наличии «места», положения, из которого можно извлекать прибыль. «Агентская модель» впервые была описана К. Э. Бэнфилдом, считавшим, что «коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон».

Многообразие точек зрения и подходов к пониманию коррупции свидетельствует о сложности этого социального явления, требующего глубокого и всестороннего изучения. В данной работе основное внимание сосредоточено на углубленном теоретико-правовом исследовании сущности коррупции, ее истоков, признаков и отличительных черт, тех факторов, которые определяют ее негативное содержание и отрицательно-разрушающее влияние на политическую, экономическую, социальную и духовно-нравственную жизнь общества и каждого человека. Рассмотрение коррупции будет проведено не в узком формально-правовом плане, что само по себе крайне важно, а в широком смысле -- сквозь призму всей системы общественных отношений Малько А.В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 38.

Явление коррупции исследуется в рамках различных подходов, течений и направлений научной мысли. Теории различных дисциплин изучают отдельные аспекты коррупции, а многообразие этих подходов свидетельствует не только об актуальности этого явления, но и о том, что коррупционные отношения еще недостаточно изучены. И в первую очередь это связано с тем, что данное явление не столь доступно для изучения. А во-вторых, проявления коррупции, ее механизмы и формы носят абсолютно латентный характер.

Это вполне понятно и оправданно. Ведь коррупция -- это не отдельный аморальный или противоправный проступок. Если бы это было так, то и понятия «коррупция» не потребовалось Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25. Коррупция -- это структурно сложное социальное явление, которое присутствует практически везде, поражает все сегменты общественной жизни, прежде всего те, где соприкасаются интересы общества, государства, бизнеса, чиновников и граждан, где легче найти выгодный компромисс с властью и конкретными ее представителями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 25.

Слово «коррупция» дословно с латинского переводится как совращение, подкуп, порча, упадок, извращение, разложение, расстройство Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 2003. С. 205. Этот термин сложился в результате интеграции двух латинских слов: а) «corei» -- сообщество из нескольких субъектов по поводу единого предмета спора и б) «rumpere» -- нарушить что-либо. Коррупция в этом смысле -- нарушение несколькими лицами сложившихся в обществе норм права и морали для получения взаимной личной выгоды.

Трудно не согласиться и с теми авторами, которые термин «коррупция» трактуют иначе Мишин Г. К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2010. С. 264. С их точки зрения, термин corruptio происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать, развращать). Поэтому суть коррупции состоит не в подкупе и продажности публичных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в т. ч. органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция является широко распространенным явлением. По оценкам некоторых экспертов, количество правонарушений, связанных с коррупцией, со времен Советского Союза возросло в разы - она стала широко распространенным социально негативным явлением. В научной литературе нередко высказываются точки зрения, и не только юристов, о том, что коррупция является наследием прошлого и что рост числа коррупционных деяний - результат перехода от прежней системы к построению новой России. А существующие масштабы коррупции - это цена, которую стране приходится платить за такие преобразования. Кроме того, коррупция затронула если не все, то большинство ветвей государственной власти, включая и судебную. Ряд авторов и политических деятелей не исключают, что коррупцией поражена вся политическая система Долгова А. И. Криминология: Краткий учебный курс/Азалия Долгова. / М.: Издательство "Норма", М.: ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2010., Иншаков С.М..Криминология: Учебное пособие/Сергей Иншаков. М.: Юриспруденция ИД ООО, ИНФРА-М.,2012. С. 37.

Сущность коррупции заключается в «злоупотреблении служебным или социальным положением в корыстных интересах» Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой / Под ред. И. Сикоры. Киев, Визком. 2002. С. 9, злоупотреблении общественным доверием для получения неоправданных личных выгод и преимуществ в результате неофициального использования имеющихся правовых и социально-статусных возможностей.

В этом смысле ее отличают:

Сознательное подчинение публичных интересов интересам личным, корыстным;

Скрытность;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает решение, и теми, кому оно выгодно;

Попытка гарантированно защитить акт коррупции соответствующим юридическим обоснованием;

Аморальность Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 26.

Хотя значительная часть коррупционных проявлений общественным сознанием не воспринимается как аморальное поведение.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут и чаще всего не совпадают с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как антинародные и коррумпированные Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 12. Нередко бывает как раз наоборот.

В юридическом смысле коррупция -- это все то, что подпадает под коррупционное деяние (действие или бездействие) с точки зрения действующего антикоррупционного законодательства. Естественно, что чаще всего коррупционным является правонарушение (преступление или проступок) связанное со злоупотреблением служебными полномочиями, превышением полномочий и использованием служебного положения или социального статуса в корыстных целях.

Правовой аспект опасности коррупции состоит также в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, в предоставлении заинтересованным лицам широких возможностей для произвольного их толкования; в пробелах правового регулирования коррупционно возможных общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителем с целью, например, получения взятки. Ни о каких «законопослушности», «верности службе», «радении о должности», «доброй воле», «профессиональной чести», «бескорыстии» в этом случае речь уже не идет Уголовное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б. Ф. Здравомыслова. М., 2010. С. 390.

Судя по сегодняшней ситуации, это явление приобрело системный характер и затрагивает практически все общество, включая его основы. А высокий уровень коррупции характерен как для сектора государственного управления, так и для частного сектора. К сожалению, он присущ и государственным структурам, призванным противодействовать коррупции, в частности, правоохранительным органам. Однако в оценке уровня и масштабов коррупции в России не существует единого мнения, более того, эта информация носит довольно общий характер и во многом основывается на предположениях. Ситуация, которая сложилась в стране, нуждается в более подробном изучении, например, путем проведения углубленных научных исследований, анализа и оценок, а также выработке научных рекомендаций, которые дали бы более детальное представление о масштабах и формах коррупции в стране, как на общенациональном, так и региональном уровне. Ведь для того, чтобы подобные комплексные научные исследования имели высокую степень легитимности и объективности, они должны в идеале проводиться постоянно. Более того, они должны основываться на официальных и научных данных, а также на информации со стороны гражданского общества и на отработанной методике международного сообщества.

В экономическом смысле коррупция -- это латентно организованный и незаконно функционирующий механизм принудительного отчуждения собственности и корыстного перераспределения национальных богатств в ущерб государству, местным сообществам, бизнесу, гражданам. Это продажа должностных правомочий, имеющая место, как в государственном, так и частном секторе, определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами на основе злоупотребления позицией ради частной выгоды Чашин А. Н. Коррупция в России. М., 2009. С. 9. Коррупция позволяет не только изымать и присваивать чужую собственность, но и существенно ограничивать автономию и свободу личности, ущемлять право человека на дееспособность Известия Российского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2008. № 26. С. 38--49; Бочкарев С. А. Русские мыслители об антро-пологическом смысле собственности // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 26 (60): Аспирантские тетра-ди: Научный журнал. СПб., 2008. С. 38--49.

Анализируя социальный смысл коррупции, ученые, в т. ч. юристы-теоретики, утверждают, что коррупция -- это не что иное, как отказ от ожидаемых стандартов поведения ради незаконной личной или корпоративной выгоды.

Коррупцию нельзя объяснить поведением отдельного чиновника и сводить лишь к элементарному противоправному распределению услуг, имущества, информации или злоупотребления ими. Хотя внешне все выглядит именно так. В таком случае коррупция не получает должной ценностно-аксиологической интерпретации. Поэтому мы разделяем точку зрения профессора С.А. Бочкарева, который коррупцию предлагает рассматривать как систему общественных отношений, когда общество и отдельные его члены являются не только объектами коррупционных посягательств, но и самостоятельными субъектами коррупционных отношений Бочкарев С. А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. 2008. № 11. С. 2591--2594.

С точки зрения морали коррупция трактуется как циничная подмена законов и нормальных человеческих отношений извращенным пониманием всех здоровых норм и принципов общественного бытия: честности, порядочности, принципиальности, скромности. Результат же один -- незаконное обогащение одних за счет других, дискредитация официальной власти и усиление властных возможностей коррупционеров, ослабление здоровых нравственных начал и утверждение аморальных норм.

Коррупция -- это альтернатива праву и морали. Это базовый атрибут, лишающий право и мораль монополии регулирования общественных отношений. Если твердо не противостоять этому злу, то она разрушит буквально все. И очень быстро.

В каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои особенности. Свои особенности отличают и российскую коррупцию, которая:

а) стала неотъемлемой частью образа жизни российского общества, не встречает негодования и отторжения у большинства населения;

б) базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный моральный климат для коррупционных действий;

в) превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной системы, бизнеса, культуры и социальной сферы;

г) становится все более политизированной, неотъемлемым элементом борьбы за политическую и административную власть;

д) становится все более устойчивым явлением, трансформируется в «мощные коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38;

е) в значительной части отличается некриминальностью -- коррупционные вознаграждения принимаются за абсолютно законные действия, которые взяточник обязан совершить в соответствии со из своими должностными обязанностями. Наблюдается также тенденция легализации коррупции, то есть придание видимости законности коррупционных сделок и их маскировки с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты;

ж) стала на путь интернационализации и глобализации. Активизируется коррупционно продуманный кадровый обмен между государствами и коммерческими организациями Охотский Е.В. Социально-правовая сущность и основные признаки коррупции// Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 36.

Поэтому в нашей стране борьба с коррупцией не может быть простым делом, антикоррупционная стратегия может быть реализована только как сложная система самых разнообразных действий государства, общества и всех граждан.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при анализе сущности коррупции, причем как в качестве социального явления, так и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает самые различные слои общества. Однако это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров .

В социологии права существует трактовка коррупции как разновидности девиантного (отклоняющегося) поведения, стремления достичь личных целей за счет институтов публичной власти, нарушения ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов. В такого рода аспекте коррупция как явление юридическое теснейшим образом коррелируется с ее пониманием в морально-этическом ключе. И хотя с точки зрения нормативизма подобное соотнесение может носить деструктивный характер, в практической жизни с ним необходимо считаться, вводя в антикоррупционную проблематику такие категории, как «честность», «прозрачность». Недаром в зарубежной теории и практике права коррупция нередко обозначается в качестве несовместимого со статусом государственного служащего корыстного деяния .

В социально-политическом понимании коррупция достаточно давно воспринимается в качестве объективного показателя степени активности или пассивности, сознательности или иррациональности гражданского общества, поскольку действие «железного закона олигархии», напрямую влияющего на нравственное разложение управленческого аппарата, нейтрализуется только эффективным противодействием со стороны гражданских институтов .

Следует отметить, что коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею .

Осознавая роль и значение данного фактора в механизме детерминации коррупционных преступлений и задумываясь о путях противодействия данному негативному явлению, следует признать, что сиюминутное повышение уровня нравственности чиновников в результате указов, распоряжений либо специально организованных компаний недостижимо. Вместе с тем необходимо поставить заслон на пути дальнейшего разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля за выполнением ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере. Необходимо дополнить систему требований, предъявляемых к служащим, механизмам контроля за их соблюдением. В этих целях необходимо создать в каждом ведомстве специализированные структуры, например, Управления по этике, предназначенные для обнаружения и преодоления этических нарушений, не влекущих уголовной ответственности, которые должны караться с помощью административных санкций и дисциплинарных мер, способствуя предотвращению совершения более тяжких правонарушений.

Следует заметить, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления. Прежде всего, она базируется на прочном экономическом фундаменте, она затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, она оказывает активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства, она влияет на государственно-правовые механизмы. Наконец, она воздействует на общественные и личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе .

Немаловажным является и тот факт, что коррупция как явление действительности представляет собой особенный, специфический социальный конфликт, существующий на рубеже экономики и права. Специфика его заключена в том, что он неизбежно возникает между объективно развивающимися экономическими отношениями и регулирующими их нормами права.

Во-первых, развитие экономических отношений, направленное на удовлетворение потребностей человека, вынуждает экономическую деятельность пересекать правовые границы и функционировать за пределами правового поля. Причина в том, что растущие потребности людей объективно обуславливают динамику экономической деятельности, которую право не успевает своевременно и адекватно регулировать. Существующие правовые кордоны вынуждают искать компромисс в виде подкупа лиц, стоящих на страже установленных действующим законодательством ограничений.

Во-вторых, цели и формы удовлетворения отдельных потребностей людей, не соответствующие общественным интересам и потому запрещенные законом как общественно опасные, формируют в экономике нелегитимные виды противоправных экономических отношений. Чтобы избежать изобличения, лица, осуществляющие криминальную экономическую деятельность, инициируют подкуп лиц, профессиональная деятельность которых направлена на их уголовно-правовое преследование.

Последствия коррупции всегда социально значимы. Однако значимость эта в историческом аспекте не всегда имеет однозначное влияние на развитие общественных отношений, особенно на их становление в период формирования нового социально-экономического уклада общественной жизни. В связи с этим экономический, политический, социологический подходы к изучению коррупции могут существенно отличаться от правового подхода. Однако какие бы общественные науки не изучали коррупцию, результаты всегда свидетельствуют о том, что на существующие общественные отношения коррупционные деяния в той или иной мере всегда имеют негативное влияние. Поэтому правовое направление исследования коррупции нацелено на познание, прежде всего, криминальных коррупционных явлений, их детерминант, закономерностей функционирования и т.д. Юристы изучают факты коррупции, проявляющиеся как криминальные события, как акты преступного поведения.

Коррупция как социально-правовое явление представляет собой деятельность коррумпатеров и коррупционеров, направленную на извращение нормальных общественных отношений, криминализацию их содержания путем использования должностными лицами (коррупционерами) с корыстной целью своих служебных полномочий, должностного статуса вопреки интересам службы, способствуя тем самым наступлению последствий, наносящих вред государственным интересам и причиняющих ущерб обществу.

К признакам деяний коррупционного характера обычно относятся: использование государственным служащим своего статуса вопреки интересам государственной службы; наличие у государственного служащего умысла на совершение действия (бездействия), объективно причиняющего ущерб охраняемым законом интересам власти или службы; непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы); незаконный характер получаемых государственными служащими благ (материальных и нематериальных) и другие.

Как любое социальное явление коррупция, детерминируется определенными объективными и субъективными факторами, имеет адекватные детерминантам формы проявления, включая преступные, круг своих субъектов и влечет определенные социально значимые негативные последствия.

Провоцируют коррупционную деятельность такие факторы, как: несовершенство законодательства и неадекватность законодательной базы существующей в стране социально-экономической и политической ситуации; разграничение на богатых и бедных; ненадлежащая деятельность государственных структур социального контроля, включая правоохранительные органы; дух стяжательства и беспринципности, пронизавший всю сферу государственной службы; ставшая нормой общественной жизни система корыстных злоупотреблений и взяточничества; правовой нигилизм и отсутствие веры в принципы социальной справедливости у граждан страны; безнаказанность коррупционеров в высших органах власти и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что существующая практика исследования коррупции и состояния борьбы с преступными посягательствами коррупционного характера, подтверждает многомерность коррупции как реального явления действительности и указывает на многоуровневость криминологической и криминалистической структур преступных посягательств коррупционного характера. Многочисленная библиография по исследованию указанной проблемы убедительно свидетельствует о том, что коррупция присуща любому обществу и всегда угрожает государственным и общественным интересам.

В заключении данного раздела хотелось бы отметить, что структура коррупции, её масштабы, специфика и динамика её преступных проявлений являются следствием переживаемых страной общих политических, социальных и экономических проблем; коррупция всегда расширяет свои пределы в те периоды, когда общество находится на изломе социально-политических перемен и экономических реформ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

План-конспект

урока по учебной дисциплине «Правовая подготовка»

Тема 1.18. Коррупция, как социально-правовое явление в современной России. Формы проявления коррупции

(по программе профессиональной подготовки среднего начальствующего состава)

Рязань 2012

Цель урока

1. Изучить со слушателями основные направления антикоррупционной политики России, ознакомить со структурой и содержанием понятия коррупции, как социально-политического явления, формами проявления коррупции.

Продолжительность урока: 2 часа.

План урока

I. Вводная часть - 10 мин.

II. Изложение нового материала - 55 мин.

Учебные вопросы:

История антикоррупционной политики Российского государства

Понятие коррупции и содержание современной антикоррупционной политики РФ.

Учебно-материальное обеспечение

I.Вводная часть - 10 мин.

преподаватель принимает доклад;

проверяет наличие слушателей;

доводит тему, цель нового занятия, основные вопросы, литературу.

II. Изложение нового материала - 55 мин

Вопрос № 1. История антикоррупционной политики Российского государства

коррупция власть правонарушение

Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности в IX - X вв., когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в Русской Правде в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было указано на размеры этого обеспечения общиной.

В русском языке коррупция и взяточничество как одна из ее форм исторически обозначались терминами «лихоимство» и «мздоимство». В толковом словаре В.И. Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества: «мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие - сильное расположение к взяточничеству. Взятка - срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец - жадный вымогатель, взяточник».

Мздоимство впервые упоминается в русских летописях XIII в. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов. Мздоимство упоминается и в русских летописях XIV в., например, в Двинской уставной грамоте 1397 г, понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской судной грамоты, которая имела особую статью «о посулах».

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В качестве уголовного преступления мздоимство было окончательно признано в период царствования Ивана IV по Судебнику 1550 г. и Судной грамоте 1561 г. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде временного и бессрочного тюремного заключения, а также смертной казни.

Уложение 1649 г. впервые дает определенную классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений - государственные (политические) и против порядка управления.

Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причем в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни.

Наказывались и нерадивое отношение к судейским обязанностям, волокита, изменение текста судного списка при его переписке набело подьячим по собственному усмотрению или по велению дьяка, вынос судебного дела из приказа «для хитрости» и т.п.

В 1714 г. Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье, был издан Указ о фискалах и об их должности и действии. Наиболее важный критерий, положенный в основу определения их компетенции, - «взыскание всех бесгласных дел». Статья вменяла фискалам в обязанность принятие мер по борьбе с взяточничеством и казнокрадством. С этой же целью в 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора («ока государева»), которому были подчинены обер-прокуроры в Сенате и в Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были присутствовать на заседаниях тех учреждений, при которых учреждались и осуществлять гласный общий надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената.

Следует отметить, что при Петре I впервые стали бороться с коррупцией системно. Так, не только были усилены уголовно-репрессивные меры, созданы специальные контролирующие органы, но и была предпринята попытка искоренить эту проблему путем установления стабильного жалованья всем чиновникам и созданием четкой и определенной структуры, численностью и компетенцией органов государственного управления. Позднее политика Петра I была продолжена в законодательных актах правительства Екатерины II, Александра I и других государей.

В Советском Союзе предусматривались гораздо более жестокие, чем в других странах, наказания взяточникам - вплоть до смертной казни. Однако представители номенклатуры были фактически неподсудны. В 1970 - е гг. коррупция стала приобретать системный характер. В крахе советского режима значительную роль сыграло обнародование выявленных в конце 1980-х гг. злоупотреблений на самом высоком уровне.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси, и в настоящее время продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в РФ

Вопрос № 2. Понятие коррупции и содержание современной антикоррупционной политики РФ. Формы проявления коррупции

В отечественной юридической литературе термин «коррупция» в правовой понятийный аппарат ввел А.Я. Эстрин в работе «Взяточничество», вышедшей в рамках деятельности кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей.

Существуют и другие определения этого понятия. Большинство европейских стран (в том числе и Россия) в соответствии с Конвенцией Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27 января 1999 г. договорились о достаточно широком понимании коррупции.

Коррупция, как определено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция многообразна в своих проявлениях, она выражается, с одной стороны, в возможности использования служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ, а с другой - в возможности предоставления этих преимуществ заинтересованным лицам в корыстных целях. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности доминирует продажность. Достаточно часто коррупция представляет собой подобие односторонних сделок или хищения.

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные проступки, преступления, однако разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.

К сожалению, часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение, равно как многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является даже правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями. Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, зачастую расходится с понятием коррупции, принятым в научной литературе, законодательных и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам относятся принятие в дар и дарение подарков государственным или муниципальным служащим в связи с их должностным положением либо с исполнением служебных обязанностей, при условии, что стоимость любого подарка не превышает трех тысяч рублей (ст. 575 ГК РФ). В этих случаях речь идет о принятии подарков лишь за законные действия.

Коррупционные преступления представляют собой наиболее опасные проявления коррупции. Современное российское уголовное законодательство включает нормы об ответственности за собственно коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления. Все они характеризуются следующими признаками: 1) использование служебного положения в личных целях; 2) корыстный характер деяния; 3) участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц; 4) наличие в действиях сторон подкупа; 5) получение или передача предмета подкупа.

С макроэкономической точки зрения в настоящее время выделяются два вида коррупции: широкомасштабная (основная, крупная, элитарная) и мелкомасштабная (розничная, низовая мелкая, повседневная и т.п.). Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов еще и политиков. Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепроникновения, всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае выступают как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица. Кроме того, различают политическую и бюрократическую коррупцию, которая имеет тенденцию к сращиванию через сговор (collusion).

Коррупция в обществе может проявляться редко (единичная), а может носить массовый характер (систематическая). Если коррупция выражается лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие честных и открытых отношений. Систематическая коррупция существует в случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможности доступа к этим благам. Систематическая коррупция порождает так называемые «коррупционные ловушки», которые функционируют как на микро-, так и на макроуровне.

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:

1) Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом

незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление

сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан

усложненность бюрократических процедур

монополия ведомств на предоставление услуг

структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

служебного мошенничества и других формах хищения;

получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

III. Заключительная часть -15 мин.

Ответы на вопросы слушателей, которые возникли в ходе занятия.

Опрос слушателей с целью закрепления нового материала.

Объявить оценки.

Дать задание на самоподготовку.

Разработал:

«___»____________ 2012 г.

Литература

Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

Антикоррупционная политика: Учеб. пособ. М.: ИНДЕМ-СПАС, 2004.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // СЗ РФ. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».

Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 192 с.

Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 01.07.2010) // Рос. газета. 2008. 22 мая.

Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2010. № 30. Ст. 4070.

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Рос. газета. 2008. 30 декабря.

Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI - XX вв.: диалектика системного подхода. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. 96 с.

Богуш Г.И. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2006. № 3. С. 22 - 39.

Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 58 - 61.

Гуцев П. Ю. Конституционные основы противодействия коррупции в России // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12. С. 9 - 12.

Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. № 6. С. 3 - 8.

Литвинова Ю. И. Антикоррупционная политика как предмет правового исследования // Философия права. 2006. № 3. С. 96 - 98.

Лысков А. Явление коррупции - меры государства: правовые и политико-этические аспекты // Законность. 2008. № 9. С. 2 - 8.

Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX - XIX вв.: историко-правовой анализ // История государства и права. 2010. № 7. С. 25 - 28.

Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Понятие и общие признаки коррупции, исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности, меры ее профилактики. Предпосылки распространения коррупции в современной России, этапы становления и перспективы развития антикоррупционной политики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие коррупции и исторические этапы формирования антикоррупционной политики в России. История формирования концепции противодействия коррупции, ее доктринальное определение. Причины и условия коррупции в России, правовые меры противодействия ей.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    Причины коррупции в свете учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти. Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции. Уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в России.

    реферат , добавлен 10.10.2009

    Причины возникновения и методы борьбы с злоупотреблением властью, исследование мировой коррупции. Сущность и формы антикоррупционной политики Российского государства в экономической, организационно-правовой и социальной сферах в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2011

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

    презентация , добавлен 02.04.2016

    Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Понятие и формы коррупции, ее результаты и следствия. Причины коррумпированности государственных служащих. Государственно-правовые, специальные, организационные меры борьбы с коррупционной преступностью.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Требования к методическому обеспечению антикоррупционной политики. Модели коррупции и "социальная ловушка". Методическое обеспечение антикоррупционной политики в Российской Федерации. Урегулирование конфликта интересов. Кодекс этики и перспективы.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Особенности квалификации коррупционных преступлений. Социальный аспект противодействия коррупции. Воспитательная функция юридического образования в разрезе антикоррупционной политики. Основные модели взаимодействия правовых и религиозных систем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.

3 слайд

Описание слайда:

Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально-нравственного состояния общества. Современный подход: термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.

4 слайд

Описание слайда:

Основные смысловые нагрузки Коррупция как отклонение от норм; Коррупция как реализация интересов; Коррупция как стратегия группового поведения; Коррупция как системная неэффективность.

5 слайд

Описание слайда:

Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах

6 слайд

Описание слайда:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.

7 слайд

Описание слайда:

«Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.

8 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность коррупции как социального явления заключается: в разложении структуры власти; перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.

10 слайд

Описание слайда:

Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.

11 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции экономический упадок; политическая нестабильность; несовершенство законодательства; неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; слабость демократических традиций; непрозрачность власти; неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.

12 слайд

Описание слайда:

Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.

13 слайд

Описание слайда:

Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подочетности органов государственной власти.

14 слайд

Описание слайда:

Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации -муниципальное образование); Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); Таможенный контроль; Регистрация прав собственности; Регистрация недвижимости; Проведение проверок контролирующими органами; Выдача заключений и разрешений; Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении

15 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства Высокий уровень административного усмотрения; Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; Неудобный для клиента «интерфейс»; Правовая неграмотность государственный служащих; Слабость внутреннего административного контроля; Отсутствие практики внутреннего аудита; Неразвитость аудита эффективности; «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).

16 слайд

Описание слайда:

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ.

17 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Правовая основа противодействия коррупции Основные принципы противодействия коррупции Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции Организационные основы противодействия коррупции Меры по профилактике коррупции Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

18 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции» Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

19 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Экономические: Нарушение конкурентных механизмов рынка Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов Неэффективное использование бюджетных средств Рост цен за счет коррупционных издержек Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата «расползание» коррупции на бизнес и НПО

20 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Социальные последствия: Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития Закрепление и увеличение имущественного неравенства Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей Укрепление оргпреступности Рост социальной напряженности

21 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции Политические: Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов Деградация доверия к власти Падает престиж страны Профанируется политическая конкуренция Дискредитируется политический режим

22 слайд

Описание слайда:

Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

23 слайд

Описание слайда:

Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.

24 слайд

Описание слайда:

Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), Transparency International (Берлин, ФРГ), Political Risk Services (Сиракузы, США).

25 слайд