Центральные органы власти в начале 19 века. Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века. Центральные органы подчиненного управления

Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной, самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют безусловную юридическую силу. Верховная власть была наследственной, и правом наследования престола обладали только члены царствующего Дома Романовых в соответствии с определенным порядком престолонаследия. Члены императорского дома имели особые права и привилегии, и в соответствии со степенью родства с императором получали фамильные титулы, закреплявшие их иерархическое положение.

Органами высшего государственного управления страны являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям российского императора. Государственный совет был учрежден законодательным актом императора Александра I от 1 января 1810 года. и являлся высшим законосовещательным учреждением империи. Его председателем являлся сам император, который утверждал одобренные членами Государственного совета законопроекты. Структурно Государственный совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, двух комиссий (по составлению законов и принятию прошений) и государственной канцелярии. Для решения совместных по государственным интересам вопросов созывались объединенные заседания департаментов.

В первой половине XIX века Правительствующий Сенат постепенно был преобразован в высший судебный орган, состоящий из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, одновременно являвшийся министром юстиции. Высшим законосовещательным и административным органом по делам Русской Православной церкви оставался Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый обер-прокурором.

Комитет министров как особое правительственное учреждение был создан по манифесту от 8 сентября 1802 года и состоял из председателя и директоров департаментов Государственного Совета, министров, главноуправляющих отдельными ведомствами на правах министерств и государственного секретаря. На рассмотрение Комитета министров выносились текущие дела министерств и дела, которые особо подлежали рассмотрению Комитета. Кроме того, здесь рассматривались материалы ревизий, проводимых Сенатом, а также дела, связанные с устройством железных дорог, учреждением акционерных обществ и некоторые другие. Комитет министров готовил заключения, которые передавались на утверждение императором и впоследствии направлялись для исполнения в соответствующие государственные учреждения.


Важное место в системе высших органов управления занимала собственная его величества канцелярия, состоящая в царствование императора Николая I из шести отделений. Канцелярия при необходимости оперативно связывала императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение занималось вопросами государственной службы и анализом отчетов министров и губернаторов, второе отделение занималось кодификацией законов, третье отделение - обеспечением государственной безопасности, четвертое отделение заведовало женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое - крестьянскими делами и шестое - управлением Кавказскими территориями.

Центральные органы управления Российской империи в первой половине XIX века

В начале XIX века произошла замена коллегиальных органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства государственное казначейство. Министерства состояли из департаментов, которые разделялись на отделения, состоявшие из так называемых столов. Министры назначались императором и входили в состав Комитета министров.

Они были наделены большими правами и полномочиями в деятельности министерств, которые возглавляли. При каждом министре действовала канцелярия, совет министра и общее присутствие департаментов. Согласно утвержденному принципу единоначалия директора департаментов напрямую подчинялись министру, начальники отделения - директору департамента, столоначальники - только начальнику своего отделения. Совет министра выполнял совещательную функцию и состоял из товарища (заместителя) министра, директоров департаментов и начальника канцелярии. Ежегодно министры подавали отчеты в Государственный совет и министерство финансов.

Местные государственные органы и учреждения Российской империи первой половины XIX века

Российская империя в результате значительных территориальных приобретений на Западе и на Востоке являлась крупным централизованным государством, в административно-территориальном устройстве имевшая более 40 губерний и 10 генерал-губернаторств. Последние включали в себя столичные города Санкт-Петербург и Москву, а также территории, объединявшие несколько губерний на окраинах государства. Губернии в административном порядке делились на уезды, а уезды - на волости.

Губернаторы назначались верховной властью, но находились в двойном подчинении: они были подотчетны императору и в тоже время состояли на государственной службе в МВД Российской империи, откуда получали распоряжения и приказы. Губернаторы могли быть гражданскими и военными; последним подчинялись войска внутренней стражи, дислоцировавшиеся на территории губернии. Генерал-губернаторы имели право делать личные доклады императору и получать непосредственно от него указания. Доклады и рапорты губернаторов, чьи территории входили в генерал-губернаторство, проводились в правительственные учреждения через канцелярию генерал-губернатора.

При губернаторах назначались вице-губернаторы в качестве заместителей с установленными законом полномочиями. В качестве управляющего органа были на местах учреждены губернские правления, состоявшие из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся губернатор. В общем присутствии обсуждали новые законодательные акты и распоряжения высшей власти касательно исполнения в губерниях. Канцелярия правления состояла из четырех отделений: первой обнародовало законы и выпускало газету «Губернские ведомости», второе руководило полицией, третье занималось делами юстиции, четвертое осуществляло связь с местными финансовыми и хозяйственными учреждениями.

Отдельным органом была казенная палата, возглавлявшаяся вице-губернатором, которая состояла из управляющего, его помощника и отделений. Хозяйственное отделение управляло государственными крестьянами и государственным имуществом; лесное отделение - казенными лесами и лесной стражей; казначейское отделение заведовало казначействами в уездах; контрольное отделение осуществляло ревизию казначейств.

Уездным органом управления был нижний земский суд во главе с капитан-исправником. В состав такого суда входили дворянские заседатели, избиравшиеся из уездного дворянства. В 1837 году этот орган стал именоваться просто земским судом, в составе которого были исправник, непременный заседатель и два сельских заседателя из государственных крестьян. При земском суде действовала канцелярия, состоявшая из исполнительного и следственного столов.

Для усиления административного контроля уезды были разделены на станы, во главе которых были поставлены становые приставы, назначавшиеся губернатором. В уездных городах действовали управы благочиния во главе с городничими. Уездный суд был первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел. Судами второй инстанции на уровне губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Кроме того, действовали губернские совестные суды, в столичных городах надворные суды, а в крупных городах с развитием капиталистических отношений возникли коммерческие суды..

В 1809 году в состав Российской империи вошло великое княжество Финляндское , разделенное на восемь губерний. Верховная власть принадлежала императору. Высшими органами власти в Финляндии являлись Сенат и Сейм. Сенат состоял из двух департаментов, занимавшихся гражданским управлением и наблюдением за отправлением правосудия. Председателем Сената был генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы. Сейм являлся сословно-представительным органом и созывался через каждые пять лет. При участии Сейма изменялись либо отменялись законы, устанавливались новые налоги.

В 1815 году в состав Российской империи вошло царство Польское, верховная власть в котором принадлежала российскому императору. Управлял Польшей наместник из императорской семьи, при котором действовали государственный и административный советы. Законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся один раз в два года для обсуждения законопроектов, касавшихся управления Польшей. Территориально царство Польское разделялось на восемь воеводств, которые в свою очередь делились на поветы (уезды), а поветы - на гмины (волости). В 1830-е годы Сейм и государственный совет при наместнике были упразднены, административный совет стал главным органом власти и управления. Воеводства были переименованы в губернии, а поветы в уезды.

На присоединенных кавказских территориях было установлено административно-территориальное деление на губернии и уезды, округа и области, для управления созданы государственные учреждения. Высшая власть была передана главнокомандующему российскими войсками на Кавказе. В 1840-е годы на Кавказе вводится наместническое правление. При наместнике учреждаются совет из военных губернаторов и назначенных императором чиновников и канцелярия.

На обширной территории Сибири учреждают два генерал-губернаторства, разделенных на губернии, которые в свою очередь разделялись на округа. Для вошедших в состав России казахских земель было установлено деление на округа, волости и аулы. Ханская власть была отменена, а местная аристократия (султаны) была привлечена для управления округами и волостями.

На территории Прибалтики действовало генерал-губернаторство, состоявшее из трех губерний, для управления которыми были созданы местные органы управления.

Таким образом, можно отметить, что в первой половине XIX века в Российской империи произошла последовательная и систематическая организация государственной службы, в результате которой сложился особый тип российского чиновника, который впоследствии активно участвовал в проведении государственно-правовых реформ.

Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века

По форме государственного устройства Россия в первой половинœе XIX в. оставалась абсолютной монархией . В случае если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился. Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели. Главное средство достижения политиче­ской стабильности в стране он видел в укреплении во­енного и бюрократического аппарата͵ как в центре, так и на местах.

Вместе с тем нарастание кризиса крепостничества, рост капиталистических отношений, уси­ление крестьянских выступлений - всœе это заставляло самодержавие приспо­сабливать административную систему к новым условиям.

Основные черты центрального управления:

1. В первой четверти века произошел переход от коллегиальной системы государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.

Их неповоротливость, не оперативность (всœе вопросы решались после обсуждения), неконкретная ответственность вызывали крайне важно сть создания таких органов власти, которые могли бы принимать решения единолично и нести всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них функций и задач. Этот процесс особенно ускорился после воцарения Александра I, вступившего на престол в результате дворцового переворота.

2. Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял импера­тор , наделœенный властью неограниченного монарха. Правление Александра I (1801-1825 гᴦ.) получило название ʼʼэпохи колебанийʼʼ.

Воспитанный на либеральных идеях ʼʼпросвещённого абсолютизмаʼʼ, он, с одной стороны, поддерживал конституционные надежды у своего ближайшего окружения, а с другой - всё больше склонялся к консервативным сторонникам сохранения незыблемости самодержавия.

Сменивший Александра I на троне, Николай I (1825-1856 гᴦ.) отбросил всœе либеральные колебания. Его ʼʼохранительнуюʼʼ политику можно характеризовать как последнюю попытку сохранения феодально-крепостнического общественного и государственного строя.

3. Большое влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные органы при императоре Александра I.

Вместо ʼʼСовета при высочайшем дворе ʼʼ в 1801 ᴦ. был создан ʼʼНепременный (ᴛ.ᴇ. постоянный) совет ʼʼ, состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться ʼʼГосударственным советом ʼʼ.

Этот орган предназначался для рассмотрения важнейших законопроектов и дел по государственному управлению.

Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал играть ʼʼНегласный (ᴛ.ᴇ. тайный) комитет ʼʼ. В него входили молодые, либерально настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.

20 (8) сентября 1802 ᴦ. был издан манифест ʼʼОб учреждении министерств ʼʼ, которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8 министерств: 1) Военных сухопутных сил; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения.

Манифестом ʼʼОб учреждении министерствʼʼ, которым было положено начало реформированию испол­нительной власти. Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления. Этот принцип вообще характерен для буржуазного общества, построенного на рыночном механизме. Для Рос­сии его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответ­ственности министров перед парламентом. Министры, входившие в пра­вительство, назначались монархом и были ответственны перед ним. Прав­да, поначалу предполагалось, что будет введена ʼʼконтрасигнатураʼʼ, то есть скрепление министерскими подписями императорских указов, но это введение не состоялось.

Но и в таком виде учреждение министерств вместо коллегий было ша­гом вперед, ибо:

1) они действовали более оперативно;

2) усиливалась пер­сональная ответственность руководителœей и исполнителœей;

3) расширя­лось значение канцелярий и делопроизводства. Функции министерств (сначала 8-ми, с 1811 ᴦ. – 13-ти) были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организа­ции и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленно­стью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университе­тов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось под­готовкой кадров для госаппарата͵ осуществляло цензуру.

Все они строились на базе единоначалия. В манифесте подчеркивалась и личная ответственность каждого министра за состояние дел во вверен­ном ему ведомстве.

Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат .

Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, в случае если оно не соответствовало действу­ющему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные рас­поряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.

Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали ʼʼпо старому обрядуʼʼ. Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый ʼʼНаказ ʼʼ, где определялись его задачи.

Одновременно с манифестом об учреждении министерств был обнародован указ ʼʼ…О лицах, избранных в управление министерствами ʼʼ.

Политика государства в отношении церкви в первой половинœе XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Священного Синода.

В 1817 ᴦ. было создано Министерство духовных дел и народ­ного просвещения.

Министру передавались административные функции Синода и уста­навливался контроль за его судебной деятельностью.

При этом Министер­ство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 ᴦ.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.

В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Синод оказался отде­ленным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. При этом пре­обладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.

Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию...

  • Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной, самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют безусловную юридическую силу. Верховная власть была наследственной, и правом наследования престола обладали только члены царствующего Дома Романовых в соответствии с определенным порядком престолонаследия. Члены императорского дома имели особые права и привилегии, и в соответствии со степенью родства с императором получали фамильные титулы, закреплявшие их иерархическое положение.

    Органами высшего государственного управления страны являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям российского императора. Государственный совет был учрежден законодательным актом императора Александра I от 1 января 1810 года. и являлся высшим законосовещательным учреждением империи. Его председателем являлся сам император, который утверждал одобренные членами Государственного совета законопроекты. Структурно Государственный совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, двух комиссий (по составлению законов и принятию прошений) и государственной канцелярии. Для решения совместных по государственным интересам вопросов созывались объединенные заседания департаментов.

    В первой половине XIX века Правительствующий Сенат постепенно был преобразован в высший судебный орган, состоящий из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, одновременно являвшийся министром юстиции. Высшим законосовещательным и административным органом по делам Русской Православной церкви оставался Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый обер-прокурором.

    Комитет министров как особое правительственное учреждение был создан по манифесту от 8 сентября 1802 года и состоял из председателя и директоров департаментов Государственного Совета, министров, главноуправляющих отдельными ведомствами на правах министерств и государственного секретаря. На рассмотрение Комитета министров выносились текущие дела министерств и дела, которые особо подлежали рассмотрению Комитета. Кроме того, здесь рассматривались материалы ревизий, проводимых Сенатом, а также дела, связанные с устройством железных дорог, учреждением акционерных обществ и некоторые другие. Комитет министров готовил заключения, которые передавались на утверждение императором и впоследствии направлялись для исполнения в соответствующие государственные учреждения.

    Важное место в системе высших органов управления занимала собственная его величества канцелярия, состоящая в царствование императора Николая I из шести отделений. Канцелярия при необходимости оперативно связывала императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение занималось вопросами государственной службы и анализом отчетов министров и губернаторов, второе отделение занималось кодификацией законов, третье отделение – обеспечением государственной безопасности, четвертое отделение заведовало женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое – крестьянскими делами и шестое – управлением Кавказскими территориями.

    Центральные органы управления Российской империи в первой половине XIX века

    В начале XIX века произошла замена коллегиальных органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства государственное казначейство. Министерства состояли из департаментов, которые разделялись на отделения, состоявшие из так называемых столов. Министры назначались императором и входили в состав Комитета министров. Они были наделены большими правами и полномочиями в деятельности министерств, которые возглавляли. При каждом министре действовала канцелярия, совет министра и общее присутствие департаментов. Согласно утвержденному принципу единоначалия директора департаментов напрямую подчинялись министру, начальники отделения – директору департамента, столоначальники – только начальнику своего отделения. Совет министра выполнял совещательную функцию и состоял из товарища (заместителя) министра, директоров департаментов и начальника канцелярии. Ежегодно министры подавали отчеты в Государственный совет и министерство финансов.

    Местные государственные органы и учреждения Российской империи первой половины XIX века

    Российская империя в результате значительных территориальных приобретений на Западе и на Востоке являлась крупным централизованным государством, в административно-территориальном устройстве имевшая более 40 губерний и 10 генерал-губернаторств. Последние включали в себя столичные города Санкт-Петербург и Москву, а также территории, объединявшие несколько губерний на окраинах государства. Губернии в административном порядке делились на уезды, а уезды – на волости. Губернаторы назначались верховной властью, но находились в двойном подчинении: они были подотчетны императору и в тоже время состояли на государственной службе в МВД Российской империи, откуда получали распоряжения и приказы. Губернаторы могли быть гражданскими и военными; последним подчинялись войска внутренней стражи, дислоцировавшиеся на территории губернии. Генерал-губернаторы имели право делать личные доклады императору и получать непосредственно от него указания. Доклады и рапорты губернаторов, чьи территории входили в генерал-губернаторство, проводились в правительственные учреждения через канцелярию генерал-губернатора.

    При губернаторах назначались вице-губернаторы в качестве заместителей с установленными законом полномочиями. В качестве управляющего органа были на местах учреждены губернские правления, состоявшие из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся губернатор. В общем присутствии обсуждали новые законодательные акты и распоряжения высшей власти касательно исполнения в губерниях. Канцелярия правления состояла из четырех отделений: первой обнародовало законы и выпускало газету «Губернские ведомости», второе руководило полицией, третье занималось делами юстиции, четвертое осуществляло связь с местными финансовыми и хозяйственными учреждениями. Отдельным органом была казенная палата, возглавлявшаяся вице-губернатором, которая состояла из управляющего, его помощника и отделений. Хозяйственное отделение управляло государственными крестьянами и государственным имуществом; лесное отделение – казенными лесами и лесной стражей; казначейское отделение заведовало казначействами в уездах; контрольное отделение осуществляло ревизию казначейств.

    Органом управления в уезде являлся нижний земский суд во главе с капитан-исправником. В состав такого суда входили дворянские заседатели, избиравшиеся из уездного дворянства. В 1837 году этот орган стал именоваться просто земским судом, в составе которого были исправник, непременный заседатель и два сельских заседателя из государственных крестьян. При земском суде действовала канцелярия, состоявшая из исполнительного и следственного столов. Для усиления административного контроля уезды были разделены на станы, во главе которых были поставлены становые приставы, назначавшиеся губернатором. В уездных городах действовали управы благочиния во главе с городничими. Уездный суд выступал первой инстанцией для мелких уголовных и гражданских дел. Судами второй инстанции на уровне губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Кроме того, действовали губернские совестные суды, в столичных городах надворные суды, а в крупных городах с развитием капиталистических отношений возникли коммерческие суды.

    В 1809 году в состав Российской империи вошло великое княжество Финляндское, разделенное на восемь губерний. Верховная власть принадлежала императору. Высшими органами власти в Финляндии являлись Сенат и Сейм. Сенат состоял из двух департаментов, занимавшихся гражданским управлением и наблюдением за отправлением правосудия. Председателем Сената был генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы. Сейм являлся сословно-представительным органом и созывался через каждые пять лет. При участии Сейма изменялись либо отменялись законы, устанавливались новые налоги.

    В 1815 году в состав Российской империи вошло царство Польское, верховная власть в котором принадлежала российскому императору. Управлял Польшей наместник из императорской семьи, при котором действовали государственный и административный советы. Законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся один раз в два года для обсуждения законопроектов, касавшихся управления Польшей. Территориально царство Польское разделялось на восемь воеводств, которые в свою очередь делились на поветы (уезды), а поветы – на гмины (волости). В 1830-е годы Сейм и государственный совет при наместнике были упразднены, административный совет стал главным органом власти и управления. Воеводства были переименованы в губернии, а поветы в уезды.

    На присоединенных кавказских территориях было установлено административно-территориальное деление на губернии и уезды, округа и области, для управления созданы государственные учреждения. Высшая власть была передана главнокомандующему российскими войсками на Кавказе. В 1840-е годы на Кавказе вводится наместническое правление. При наместнике учреждаются совет из военных губернаторов и назначенных императором чиновников и канцелярия.

    На обширной территории Сибири учреждают два генерал-губернаторства, разделенных на губернии, которые в свою очередь разделялись на округа. Для вошедших в состав России казахских земель было установлено деление на округа, волости и аулы. Ханская власть была отменена, а местная аристократия (султаны) была привлечена для управления округами и волостями.

    На территории Прибалтики действовало генерал-губернаторство, состоявшее из трех губерний, для управления которыми были созданы местные органы управления.

    Таким образом, можно отметить, что в первой половине XIX века в Российской империи произошла последовательная и систематическая организация государственной службы, в результате которой сложился особый тип российского чиновника, который впоследствии активно участвовал в проведении государственно-правовых реформ.

    По форме государственного устройства Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией . Если у императора Александра I в начале его правления ещё были какие-то мечтания о либеральных преобразованиях, то в дальнейшем он от них избавился. Его преемник на престоле, Николай I вообще считал, что условия для каких-либо ограничений монархической власти в России ещё не созрели. Главное средство достижения политиче­ской стабильности в стране он видел в укреплении во­енного и бюрократического аппарата, как в центре, так и на местах.

    Вместе с тем нарастание кризиса крепостничества, рост капиталистических отношений, уси­ление крестьянских выступлений - все это заставляло самодержавие приспо­сабливать административную систему к новым условиям.

    Основные черты центрального управления:

    1. В первой четверти века произошел переход от коллегиальной системы государственного управления к единоначалию. Это процесс был вызван как значительным ростом территории Российской империи, так и недостатками старой системы коллегиальных органов.

    Их неповоротливость, не оперативность (все вопросы решались после обсуждения), неконкретная ответственность вызывали необходимость создания таких органов власти, которые могли бы принимать решения единолично и нести всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них функций и задач. Этот процесс особенно ускорился после воцарения Александра I, вступившего на престол в результате дворцового переворота.

    2. Во главе государства и его весьма обширного аппарата чиновников по-прежнему стоял импера­тор , наделенный властью неограниченного монарха. Правление Александра I (1801-1825 гг.) получило название «эпохи колебаний».

    Воспитанный на либеральных идеях «просвещённого абсолютизма», он, с одной стороны, поддерживал конституционные надежды у своего ближайшего окружения, а с другой - всё больше склонялся к консервативным сторонникам сохранения незыблемости самодержавия.

    Сменивший Александра I на троне, Николай I (1825-1856 гг.) отбросил все либеральные колебания. Его «охранительную» политику можно характеризовать как последнюю попытку сохранения феодально-крепостнического общественного и государственного строя.

    3. Значительное влияние в первой четверти XIX в. приобрели совещательные органы при императоре Александра I.

    Вместо «Совета при высочайшем дворе » в 1801 г. был создан «Непременный (т.е. постоянный) совет », состоявший из 12 сановников, в основном консервативного направления. Впоследствии он стал называться «Государственным советом ».

    Этот орган предназначался для рассмотрения важнейших законопроектов и дел по государственному управлению.


    Но главную роль в первые годы царствования Александра I стал играть «Негласный (т.е. тайный) комитет ». В него входили молодые, либерально настроенные друзья императора (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н.Новосильцев и Адам Чарторыйский). Именно они убеждали императора провести реформу государственного управления.

    20 (8) сентября 1802 г. был издан манифест «Об учреждении министерств », которыми предполагалось заменить устаревшую систему петровских коллегий. Учреждалось 8 министерств: 1) Военных сухопутных сил; 2) Морских сил; 3) Иностранных дел; 4) Юстиции; 5) Внутренних дел; 6) Финансов; 7) Коммерции; 8) Народного просвещения.

    Манифестом «Об учреждении министерств», которым было положено начало реформированию испол­нительной власти. Манифест окончательно утвердил в России отраслевой принцип организации управления. Этот принцип вообще характерен для буржуазного общества, построенного на рыночном механизме. Для Рос­сии его принятие являлось простым подражанием Западу, ибо здесь не мог действовать главный принцип буржуазной государственности – ответ­ственности министров перед парламентом. Министры, входившие в пра­вительство, назначались монархом и были ответственны перед ним. Прав­да, поначалу предполагалось, что будет введена «контрасигнатура», то есть скрепление министерскими подписями императорских указов, но это введение не состоялось.

    Но и в таком виде учреждение министерств вместо коллегий было ша­гом вперед, ибо:

    1) они действовали более оперативно;

    2) усиливалась пер­сональная ответственность руководителей и исполнителей;

    3) расширя­лось значение канцелярий и делопроизводства. Функции министерств (сначала 8-ми, с 1811 г. – 13-ти) были обширными и часто выходили за рамки их названий. Так, Министерство внутренних дел кроме организа­ции и поддержания общественного порядка управляло ещё промышленно­стью и строительством. Министерство просвещения кроме руководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университе­тов), управляло музеями, типографиями, библиотеками, занималось под­готовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

    Все они строились на основе единоначалия. В манифесте подчеркивалась и личная ответственность каждого министра за состояние дел во вверен­ном ему ведомстве.

    Министры получали право законодательной инициативы. Ежегодно каждому из них полагалось представлять отчеты о своей деятельности императору и в Сенат .

    Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действу­ющему законодательству. Но, поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные рас­поряжения, рассмотрение таких распоряжений в Сенате превращалось в простую формальность, а иногда вообще не проводилось.

    Основой для создания Военного и Морского министерств, а так же Министерства иностранных дел стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком вошли в состав новых органов и работали «по старому обряду». Другие министерства составились из нескольких старых или вновь создаваемых учреждений. Каждое министерство получило так называемый «Наказ », где определялись его задачи.

    Одновременно с манифестом об учреждении министерств был обнародован указ «…О лицах, избранных в управление министерствами ».

    Политика государства в отношении церкви в первой половине XIX в. определялась общими задачами перехода от коллегиальной системы управления к единоначалию. Но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника - обер-прокурора Священного Синода.

    В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народ­ного просвещения.

    Министру передавались административные функции Синода и уста­навливался контроль за его судебной деятельностью.

    Однако Министер­ство фактически не функционировало и вскоре было упразднено (в 1824 г.), поскольку при решении о его создании не были приняты в расчет экономические условия существования духовенства и ряд других факторов.

    В 30-х годах Синод окончательно превратился в безгласный совещательный орган при обер-прокуроре. Синод оказался отде­ленным от остальной церковной организации промежуточными светскими органами. Однако пре­обладание в структуре церковного управления государственных элементов не получило законодательного закрепления. Самодержавие и духовенство были обоюдно заинтересованы в сохранении некоторой формальной самостоятельности церкви с целью сохранения ее престижа и влияния на народные массы.

    История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

    49. Высшие органы управления в начале XIX в.

    Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.

    До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при Высочайшем дворе, в 1801–1810 гг. действовал Непременный совет, состоявший из 12 высших сановников и выполнявший совещательные функции, в 1810 г. был учрежден Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи. Государственный совет прожил более столетия и был ликвидирован только революцией 1917 г.

    Председателем Государственного совета был император или заменяющий его сановник из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначенные императором высшие государственные чиновники. Государственный совет состоял из пяти Департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел Царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

    Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия возглавила систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые подразделялись на экспедиции. С появлением этих новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он стал высшим судебным органом, а департаменты сената - высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

    В 1802 г. в соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» началась министерская реформа. Вместо коллегий были созданы министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. В их руках была исполнительная власть в рамках сферы деятельности. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

    Император возглавлял и Комитет министров, созданный в 1812 г. для решения межведомственных споров.

    Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

    40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

    Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих 1. Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

    Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

    Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов - Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

    Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

    Высшие органы государства Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

    Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

    Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

    Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

    Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

    Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

    Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Президент и

    Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

    40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

    Из книги автора

    63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

    Из книги автора

    Таможенные органы в начале XX в. В конце XIX – начале XX в. в структуре таможенных органов происходили большие изменения, уделялось большое внимание таможенным учреждениям, например: учреждаются таможни в городе Херсоне, преобразуются Скулянская и Немецкая таможни в

    Из книги автора

    41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

    Из книги автора

    87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

    Из книги автора

    92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных