Фундаментальные исследования. Методическая разработка на тему: Развитие инновационного педагогического потенциала

Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии - профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разнопла­новые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал (от лат. potencia - обобщенная способность, возможность, сила) - главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализо­вать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений (рис. 10). Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:

ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд,

ППП - профессиональный потенциал педагога;

Пнеп - неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;

Пчип - частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе професси­ональной подготовки и практической деятельности;

Пдсп - компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);

Пдпд - часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.

Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности. Компоненты выделены по направлениям научных исследований, разрабатывающих проблему профессионального потенциала педагога (рис. 11).

Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью. С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса - стилем учебно-воспитательной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП - это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навы­ков, способов мышления и деятельности.

Ближайшим по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм. Профессионализм сводится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм - это умение мыслить и действовать профессионально.

Использование понятия профессионального потенциала помогает разобраться в иерархии понятий, его составляющих, достичь правильного выделения общих условий и конкретных факторов.

Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный (или собственно профессиональный), творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.

Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)

1.Педагогический процесс является целостным процессом
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического процесса проявляется:

В единстве процессов обучения, воспитания и развития;
-в соподчиненности этих процессов;
-в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

  • реализуется, прежде всего, в процессе обучения;
  • во внеклассной работе;
  • в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

  • в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;
  • в личности и профессионализме педагога;
  • в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

  • Педагогический процесс обладает рядом свойств.

Свойствами педагогического процесса являются:

  • целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;
  • целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;
  • целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.
  • Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

      • Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

  • эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);
  • мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);
  • формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.
      • Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

      • Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.

Связан с разработкой и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

      • Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

      • Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
      • Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

6. Педагогический процесс как система:

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

  • указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
  • понимание системы как множества элементов, которые находятся в определенных отношениях между собой.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г. Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

    • наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная система, обладающая основными свойствами системы. Минимальное допустимое число элементов в системе – два;
    • наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов;
    • наличие интегративных качеств, т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;
    • наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;
    • целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы;
    • наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:
  • во взаимодействии с внешней средой;
  • во взаимодействии данной системы с системами более низкого или высокого порядка;
    • наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;
    • наличие управления.

Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система».

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанная с внешней средой.
Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.
Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Любое образовательное учреждение рассматривается как сложная социально- педагогическая система. Процесс обучения, процесс воспитания являются подсистемой педагогического процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.

21.Педагогические специальности и квалификационные требования к личности педагога .ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Учитывая современные условия и требование обеспечения полного всеобуча, школа выдвигает определенные условия для каждого участника образовательного процесса.

Эти условия базируются как на нормативных документах, так и вырабатываются в самом педагогическом коллективе.

Педагог должен быть:


  • адаптирован к работе с любой категорией детей;

  • учитывает интересы и особенности развития ребенка;

  • обладает навыками самоанализа;

  • обладает высоким уровнем системного образования;

  • имеет стабильные результаты эффективного обучения и воспита­ния;

  • возглавляет М/О, творческие и проблемные группы;

  • его опыт является достоянием учителей школы, района, города

Требования к личности педагога и его профессионально значимые качества

Направленность личности

Наша быстро развивающаяся социальная действительность предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой ее области как профессиональное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явленней. Некоторые из таких понятий требуют более глубокого и разностороннего, по сравнению с имеющимся, рассмотрения.

Среди понятий такого рода находится «педагогический потенциал» - понятие, еще не получившее, на наш взгляд, своего исчерпывающего анализа.

Словосочетание «педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако, анализ показывает, что разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу и даже используют этот термин – но не раскрывая его содержания. Примером могут служить работы Н.А.Аминова, Е.Н.Волковой, Э.Ф.Зсера, Л.Г.Поповой, Ю.И.Турчаниновой.

Однако и приведенных достаточно, чтобы заключить, что педагогический потенциал понимается исследователями, во-первых, как нечто само собой разумеющееся, во-вторых, совершение неоднозначно. Упомянутые выше и аналогичные им (в отношении интересующегося нас вопроса) работы вносят свой вклад в разработку проблемы педагогического потенциала, но касаются отдельных ее сторон, проблема в целом не ставится. Авторы этих работ, говоря о педпотенциале, имеют в виду свой предмет исследования, т.е. происходит редукция понятия «педагогический потенциал» к педагогическим способностям, направленности, субъектности и т.д. Но ни один из этих элементов не исчерпывает систему. Оказывая взаимовлияние, элементы могут вызывать явление компенсации, однако возможности компенсации для разных элементов неодинаковы. Неодинаковы также и возможности развития элементов и трудности, связанные с их развитием. Лишь целостное представление о педагогическом потенциале дает основание для заключения о педагогическом статусе желающего стать учителем (например, абитуриента педагогического института) или работающего педагога.

Наше понимание педагогического потенциала учителя может быть представление в рамках теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Как известно, В.С.Мерлин в большой системе интегральной индивидуальности выделяет следующие иерархические уровни:

Система индивидуальных свойств организма. Ее подсистемы:

а/ биохимические, б/ общесоматические, в/ свойства нервной системы /нейродинамические/;

Система индивидуальных психических свойств. Ее подсистемы:

а/ психодинамические /свойства темперамента/, б/ психические свойства личности;

Система социально-психологических индивидуальных свойств. Ее подсистемы:

а/ социальные роли в социальной группе и коллективе, б/ социальные роли в социально-исторических общностях.

Наложение схемы В.С.Мерлина на педагогический потенциал позволяет увидеть в нем следующее. Во-первых, это нейродинамические свойства, носителями которых являются задатки: установление, что для лиц с высоким педагогическим потенциалом характерно сочетание слабости, лабильности и активированности нервной системы. Эта триада порождает способность противостоять возникновению синдрома «принудительного общения» (термин введенный эстонскими психологами, изучавшими деятельность видеотренеров, ведущего к «эмоциональному сгоранию» педагога).

Во-вторых, это психические свойства личности: направленность, мотивирующая педагогическую деятельность учителя, его профессиональный опыт и то ПВК, которыми стали некоторые отношения личности.

В-третьих, это психодинамические свойства. Они присутствуют в педагогическом потенциале в виде ПВК, которыми стали соответствующие свойства темперамента.

Таким образом, с точки зрения теории интегральной индивидуальности педпотенциал учителя-преподавателя есть система, иерархическими уровнями которой являются его нейродинамические, психодинамические и личностные свойства.

В рамках теории интегральной индивидуальности можно рассмотреть педпотенциал учителя несколько иначе, а именно, как структуру, включающую в себя психодинамические, инструментальные и мотивационные характеристики. Интеллектуальные характеристики педпотенциала представлены профессиональным опытом учителя и некоторым личностными качествами.

Инструментальные характеристики педпотенциала – это педагогические способности. Они играют в структуре педпотенциала особую роль, являются его ядром. На этот факт специально обращает внимание Л.Д.Кудряшова, которой принадлежит оригинальная психологическая теория способностей.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Киренска» Иркутской области

666701, Иркутская обл.,

Методический совет

Личностный потенциал педагога.
Способы достижения профессионального успеха и самореализации.

Учитель живет до тех пор,

пока он учится, как только

он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

Слайд №1 Название

Слайд 2 Обращение Путина

Современная школа, изменения, происходящие в системе образования, всецело направлены на ученика. Мы говорим о создании ситуаций комфортности ребенка, о развитии его внутреннего потенциала. Применяя различные методы и технологии стараемся, что бы каждый ученик попал в среду действия, раскрыл свой талант. Говорим об одаренности детей. Говорим о психологических особенностях детей. Но у медали две стороны – это ученик и учитель. Мы не проговариваем о ситуации комфортности учителя, не проговариваем о психологическом состоянии учителя.

Профессиональная деятельность учителя по своему характеру давно и однозначно рассматривается как довольно нелёгкий труд. Сложность её проявляется в умении и способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач.

С введением новых стандартов мы говорим о требовании к профессиональной деятельности педагога - что требуется новое педагогическое мышление, установка на индивидуальность. Но сам учитель то же индивидуальность.

Слайд 3 Личностный рост учителя

Инновационные процессы в современной системе образования направлены на создание условий для полноценного развития и реализации не толдько ученика, а так же личностного и профессионального потенциала преподавателя.

Преподаватель реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности. Развитие личностного и профессионального потенциала - это непрерывный процесс, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании.

Слайд 4 Личностный потенциал

Личностный потенциал человека включает, прежде всего,

ресурсы личности, данные ему от рождения (мировоззрение, мотивацию к самореализации), личностные качества (коммуникативный, эмоциональный, познавательный, творческий потенциал).

Второй его составляющей служит профессиональный потенциал (деловые способности и возможности, а также профессиональные качества - профессиональное мышление, лидерские способности)».

Развитие личностного потенциала требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать своё поведение в соответствии с задачами и ситуациями.

Педагогическая деятельность является сферой, где реализуется личностный потенциал. В педагогических ценностях, личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Итак, для развития профессионального потенциала необходимо обладать личностными качествами. Тогда раскроются и способности, и интересы, и инициативность, и самостоятельность, и ответственность, и пригодится педагогический опыт, будут развиты творческие возможности. Появится необходимость творить себя, творчески осмысливать события жизни и собственного опыта, творчески использовать и преобразовывать известное, создавать качественно новое.

Качества творчески работающего педагога:

Нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);
- педагогический такт;
- способность к сочувствию, сопереживанию;
- артистизм;
- развитое чувство юмора;
- умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;
- создание проблемных ситуаций;
- умение возбуждать вопросы детей;
- поощрение воспитателем детского воображения;
- знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Слайд 5 Творчество

Учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам захотеть этого. Удовлетворённость профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью.

Слайд 6 Готовность к творчеству

Огромную роль в развитии и реализации личности педагога, его профессионализма играет возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; выбор темы по самообразованию; возможность побывать на уроках коллег ; выступления на методическом совете, на районном методическом совете; курсы повышения квалификации; участие в конференциях, семинарах, мастер - классах, конкурсах педагогического мастрества.

"Он (учитель) лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"

(Дистервег А.)

Слайд 8 Мотивы

Мотивами, побуждающими учителя к самообразованию являются:

ежедневная работа с информацией.

Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу , общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

инициатива и творчество.

Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

стремительный рост современной науки в т. ч. психолого-педагогической.

Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

изменения, происходящие в жизни общества, социализация личности.

Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

общественное мнение.

Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

материальное стимулирование.

Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес к совершенствованию педмастерства.

Учиться просто интересно. Говорят: врачу: «Врачуешь - исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Самообразование есть необходимое условие деятельности учителя по повышению профессионального мастерства. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического Вуза. К этому учитель должен прийти сам.

Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность . Эта деятельность предполагает:

Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями учёных в области преподавания дисциплин;

Изучение и внедрение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков и внедрение современных технологий;

Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;

Творческая и исследовательская работа учителя.

Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

Слайд 10 Развитие личностного потенциала

Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе личностный и профессиональный потенциал можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что развитие личностного и профессионального потенциала преподавателя заключается в совершенствовании себя и своей деятельности, осознании себя творческой индивидуальностью, а также в решении педагогических задач. Ведь любые трудности и препятствия в становлении профессиональной личности - это стимул дальнейшего развития.

Слайд 11 Сегодня от учителя….

Только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.

Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Убежденность в том, что самым главным является личностное совершенствование, а не профессиональное, и в том, что необходима разработка целой области науки, ориентированной на самосовершенствование воспитателя, проявляется в таком высказывании

Из выступления Верхозиной Ольги Александровны – заведующей Центром научно-методического сопровождения детской одаренности и молодых талантов ИИПКРОО, кондидата психологической наук

Основные положения
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

· «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.»

· «Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих

глубокими знаниями и способных к новаторству»

Всероссийский мониторинг по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Цель мониторинга: Определение эффективности деятельности образовательных учреждений Иркутской области по выявлению и развитию детской одаренности и молодых талантов

Участники мониторинга:

1. 109 образовательных организаций Иркутской области участники инновационного проекта «Поддержка одаренных детей»

2. образовательные организации Иркутской области, реализующие углубленные образовательные программы

3. образовательные организации Иркутской области по желанию (дополнительно 60 образовательных организаций Иркутской области).

Слайд 14 Динамика одаренности за последние три года

Слайд 15 Виды одаренности

1) За последние три года увеличилось количество достижений обучающихся в разных видах деятельности в Иркутской области.

2) В большей степени проявляется интеллектуальная, психомоторная, творческая, академическая одаренность, в меньшей художественно-исполнительская и социальная.

3) Результаты свидетельствуют, что образовательная среда, созданная в образовательных организациях соответствует проявлению способностей и талантов обучающихся не в полной мере. Созданы условия для проявления отдельных видов одаренности.

4) Необходимо расширение «территории успеха» для обучающихся разных уровней образования, в том числе в начальном, дошкольном образовании . Необходима активизация работы на муниципальном уровне.

Мальчики - 40% и девочки – 60% Среди обучающихся, имеющих достижения, преобладают девочки, в соответствии с чем, требуется определить новые подходы, технологии, создать условия для проявления одаренности, способностей, повышения мотивации достижений среди мальчиков.

Проявление одаренности, способностей и талантов школьников не всегда связано с успеваемостью, что требует разработки индивидуальных программ, учета индивидуальных особенностей одаренных школьников.

Отмечается у трети обучающихся изучаемой выборки повышенный и высокий уровень школьной тревожности, особенности самооценки, имеющей негативный характер, недостаточное развитие коммуникативных и организаторских способностей.

2) Необходимо усиление психологической работы, повышения психологической культуры педагогов, своевременного выявления проблем, разработки и использования новых психолого-педагогических технологий развития детской одаренности, поддержки личности одаренного ребенка.

3) Формирование эффективного стиля педагогического взаимодействия и создание психологически безопасной среды.

Мониторинг педагогов Выводы

1. Требует особого внимания деятельность по сопровождению психолого-педагогической готовности педагогов по выявлению и развитию детской одаренности и молодых талантов.

2. Необходимо активизировать повышение квалификации педагогов, создать условия для прохождения курсов повышения квалификации, участия в различного уровня семинарах, конференций, обмена опытом, распространения лучших практик, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий , электронного обучения.

Выводы по проведению Мониторинга

: «Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего – работы каждого человека над своей душой, – может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детей».

Какой же он – современный учитель, учитель XXI века, учитель Новых федеральных стандартов . Невозможно лечь спать одним человеком, а проснуться обсалютно другим. Но определенный набор качеств у людей, выбравших профессию учитель, формируется еще в студенчестве.

Учитель должен быть организатором. Какую бы важное первостепенное значение мы не отдавали бы ученику – дирижер все равно учитель.

Учитель должен обоадать чувством юмора . Дети любят нас разных, но белее всего они любят нас – веселых, когда мы в легкую можем найти выход из сдложной, казалось бы, ситуации. Да еще не без доли юмора.Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Учитель должен быть настойчивым и самодисциплинированным. Эти же качества мы обычно хотим видеть в учениках. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с коллегами, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Иногда возникает неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. В силу разных причин – зачастую это бытовые проблемы. Бывает, что ученики не восприняли подготовленный материал так, как мы планировали.

Проблемы молодых учителей рознятся с проблемами более взрослого поколения. Но на каждом периоде профессиональной деятельности есть свои плюсы и минусы.

Начало профессиональной деятельности – до 6 лет. Старшие более опытные учителя, я тоже личность.

Этап профессиональной зрелости.

Какой, по словам Достоевского должен быть современный учитель?

Достоевского рисуют нам учителя в действии, с творческим подходом, ищущего свое, но непременно новое, самостоятельного, инициативного.

В школе: 10-15 лет стажа – 4 человека: ,

После 25 лет стажа – учителя – стажисты, фундамент школы

Период лилерства и мастерства. Характеризуется повышенной величиной рабочего времени . Например, в воскресенье 60% учителей работают в большом объеме. Среди них – до 90% - учителя русского языка и математики.

Учителя после 50 лет – опора школы.

Статистика нашей школы

I группа – 1 чел. - Маркова АО

II группа – 5 чел. – Башарина ЕВ, Касаткина ЕН, Лисякова АВ, Сбродова РА, Тетерина НН

III группа – 3 чел. – Бренева ЖВ, Бренева СВ, Куклина ГА

IV группа – 10 чел. – Бакулова ТИ, Гноевой АП, Кузакова НН, Кулакова ЛМ, Ляпунова НГ, Сафонова ИС, Тетернтьева ТН, Тюрнева ОН, Палашенко ИА, Николаевнко ВВ.

Средний возраст педагогического коллектива – 47 лет

профессия – главный смысл жизни

слайд 28 Универсальный выход

Слайд 29 Профессиональная деятельность педагога

Слайд 30 Иллюстрация

Профессиональная деятельность педагогов традиционно является одним из основных объектов научно-педагогических исследований. И это закономерно, поскольку педагог во все времена был и остается ключевым звеном в образовании. Можно менять образовательную парадигму, систему образования и ее нормативную базу, содержание образования и его методологию, применяемые в обучении и воспитании методики и технологии и т.д. Однако качество образования, в конечном счете, будет определяться тем, кто и как реализует эти «научные концепты» в повседневной образовательной деятельности. Иначе говоря, качественные характеристики профессиональной деятельности педагогов во многом являются определяющим фактором качества образования.

Например, Т.Л. Божинская, раскрывая перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, определяет педагогический потенциал как динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Педагогический потенциал региональной традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания. Педагогический потенциал аккумулирует эти ресурсы региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности .

Однако следует подчеркнуть, что эффективность педагогической деятельности педагогический потенциал региональной культуры обеспечит только в том случае, если он будет использоваться субъектами этой деятельности. Для этого он должен быть соответствующим образом инструментализован , в противном случае «педагогический потенциал региональной культуры» останется невостребованным и не будет «транслирован» субъектам культуры и образования.

То же самое относится и к педагогическому потенциалу семьи, средств массовой информации, искусства, туризма и др.

Что же касается педагогического потенциала различных образовательно-воспитательных феноменов, то они обладают им имманентно, по своей сути, другой вопрос – в какой степени.

Так или иначе, изучение педагогического потенциала культурных, социальных, образовательно-воспитательных структур и объектов – самозначимое направление научно-педагогических исследований, которое получает все большее развитие.

Наряду с этим активно развивается и область исследований педагогического потенциала как характеристики личности, чаще всего – учителя. Однако это понятие, хотя и используется в научной и учебной литературе достаточно часто, пока еще не получило своего исчерпывающего раскрытия. По мнению некоторых авторов, это словосочетание обычно вообще используется в роли образной метафоры.

Проведенный нами анализ различных источников не позволяет с этим согласиться. Он со всей очевидностью свидетельствует, что педагогический потенциал учителя, преподавателя как самостоятельное явление все больше привлекает внимание исследователей, приобретает теоретическое, даже методологическое и научно-практическое значение, а понятие «педагогический потенциал» соответственно наполняется научными смыслами, приобретает терминологический статус в понятийном аппарате педагогики.

Как указывается в одном источнике , в самом общем представлении педагогический потенциал учителя обозначает совокупность возможностей человека, занимающегося педагогической деятельностью. Однако специфика понятия «педагогический потенциал» состоит в том, что оно позволяет рассматривать возможности учителя не только такими, каковы они есть сейчас, но и с позиции их формирования и перспектив развития, поскольку концентрирует в себе три аспекта:

· прошлое – совокупность качеств и свойств, накопленных человеком в процессе личностного и профессионального развития;

· настоящее – актуализация возможностей и их применение в профессионально-педагогической деятельности;

· будущее – тенденции будущего профессионального и личностного развития.

Содержательно педагогический потенциал при этом рассматривается как совокупность объединенных в систему естественных (психофизиологических) и приобретенных (социальных) качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Природная, психофизиологическая составляющая педагогического потенциала – это задатки . Их значимость определяется тем, что не каждый человек может стать хорошим педагогом, а тем более достичь профессионального мастерства. Вряд ли у кого-то сегодня это вызывает сомнение. Совокупность компонентов социальной составляющей, которая исторически меняется в зависимости от представлений о том, каким должен быть учитель, включает: способности, профессионально важные качества, педагогический опыт, педагогическую мотивацию, педагогическую направленность личности профессиональная подготовка сама по себе, априори не является фактором развития педагогического потенциала: чтобы выполнять эту функцию, она должна обладать определенными характеристиками.

То же самое относится и к другим формам непрерывного педагогического образования, которые декларируются как способствующие профессиональному развитию педагогов, в том числе их педагогического потенциала.

Многовалентность термина «педагогический потенциал», который может использоваться для характеристики объектов разного рода, обусловила появление целого ряда терминов, в целом синонимичных ему, но в то же время уточняющих, более четко проявляющих его понятийное наполнение, таких как « профессиональный педагогический потенциал », «профессионально-педагогический потенциал учителя », «профессиональный потенциал педагога ». Хотя эти термины более «громоздкие», они удобны тем, что однозначно отражают соотнесенность понятия с личностью педагога, исключая тем самым возможности для разночтения.

Обобщая разные подходы к пониманию профессионального потенциала педагога, можно выделить следующие основные позиции:

· В понимании одних исследователей профессиональный потенциал педагога представляет собой ту часть внутренних личностных ресурсов человека (таких как потребности, способности, ценностные ориентации, установки, личностные качества и свойства, мотивы, знания, умения, навыки и др.), которые у него имеются в наличии , а поэтому при определенных условиях могут проявиться в профессиональной деятельности, однако в силу тех или иных причин объективного либо субъективного характера используются не в полной мере или вообще не находят применения. То есть потенциал – это то, что не представлено окружающим, что скрыто в недрах человеческой личности, не реализуется в каких-либо деятельностных проявлениях, по крайней мере, в профессиональной сфере. В этом смысле потенциал противопоставлен личностным характеристикам, проявляемым и объективно фиксируемым в различных формах активности, профессиональной педагогической деятельности учителя.

· Согласно другим представлениям, под профессиональным потенциалом педагога понимается вся полная совокупность внутренних личностных ресурсов (возможностей) – и тех, которые активно реализуются в профессиональной деятельности, и тех, которые могут быть реализованы при желании и необходимости, и даже тех, которые пока не сформированы в структуре личности, но могут быть сформированы на основе имеющихся ресурсов и возможностей.

Очевидно, что это разные по своему объему и содержанию понятия – первое является частью второго, охватывается его объемом. В то же время в теоретическом, исследовательском плане данные подходы, при всем их различии, и правомерны, и продуктивны, так как они направлены, в конечном счете, к одной цели – всесторонне изучить это явление, «обозначить место потенциала человека, его возможностей в образовательной системе и роль профессионально-педагогического потенциала учителя в организации и осуществлении профессиональной деятельности», поскольку, как справедливо утверждает О.О. Киселева, «от величины, качества педагогического потенциала и возможности максимально его реализовать зависит система отношений всех субъектов образования, результативность педагогической деятельности в целом» .

/ О.О. Киселева. – М., 2002. – 378 с. Количество просмотров публикации: Please wait