Представление прокурора как акт общего надзора. Акты прокурорского реагирования

Раздел 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В УГОЛОВНОЙ СФЕРЕ

Глава1. Акты прокурорского надзора

Акт прокурорского надзора - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означает закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств надзора, или готовящиеся правонарушения. Так же акт прокурорского надзора можно трактовать как предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Несмотря на множество определений, данных различными авторами, акта прокурорского надзора, совершенно точно можно выделить ряд признаков, которыми обладает настоящий акт:

1. Всегда выражается в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта – единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского надзора носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен данный акт, привлекается к административной ответственности. Прокурор - представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского надзора на нарушения законности - индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретного адресата.

5. Акт прокурорского надзора служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его.

6. Они всегда направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора - одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурорского надзора, являясь документом применения права .

8. Они должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9. Это - документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения). В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования. Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям.

Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные;

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов. Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мерах предупредительного акта - предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательных актов можно принести протест, представление прокурора.

К карательными актам относятся оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Ярким примером карательного акта является постановление о возбуждении о возбуждении производства об административно правонарушении. Карательным актом также может быть представление, когда с его помощью прокурор использует такое правовое средство как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности .

3. Акты прокурорского надзора, являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же разделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным следует отнести акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Речь идет о протесте, представлении, предостережении и постановлении прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования относятся - представления прокурора, принесенные на незаконные судебные акты.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» все акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные. Акты прокурорского надзора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

Исходя из выше изложенного, совершенно точно можно утверждать, что акты прокурорского надзора должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

1.2.1 Протест:

Протест на противоречащий закону правовой акт, в том числе и на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10.КоАП РФ).

1.2.2 Представление:

Представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

1.2.3 Постановление:

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4.КоАП РФ);

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7.КоАП РФ);

Письменное заключение прокурора, которое дается в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7.КоАП РФ);

Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

1.2.4 Требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», Федеральный законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»).

1.2.5 Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10.Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.6 Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.7 Заявление в суд .

На основании выше изложенного рассмотрим более подробно акты прокурорского надзора:

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение. .

Протест прокурора в порядке, предусмотренном КоАП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования прокурора. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а именно не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

Постановление о назначении административного наказания;

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, которые вынесены только должностным лицом. В других случаях протест приносится в суд. Данный протест уже не является актом прокурорского реагирования. В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет особенность. Так для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания;

в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Понятие представления прокурора можно трактовать как акта
прокурорского надзора на нарушения закона. Под ним понимается акт
прокурорского надзора, вносимый указанным в законе должностным
лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение
нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное,
гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий
соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный, превентивный и во многих случаях карательный
характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества и государства .

Среди правовых средств, с помощью которых прокуроры реагируют на выявленные нарушения закона, устраняют и предупреждают совершение правонарушений, видное место занимает предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона - важнейшая мера предупреждения коррупционных правонарушений.

На практике предостережение не применяется, если уже имеются основания для привлечения нарушителей закона к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности .

Предостережение прокурора может быть объявлено должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений.

Предостережение может быть вынесено Генеральным прокурором РФ, его заместителем либо подчиненным ему прокурором или его заместителем, другими словами, прокуроры и их заместители от Генерального прокурора до городских и районных прокуроров (прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур). Как указано в п. 1.1 указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7, применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают .

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан .

В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 20.01.2003г. « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» четко говорится о том, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 ГПК РФ. Помимо указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны и другие причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора может не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дел .

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ, а именно:

1) Исковое заявление подается в суд в письменном форме.

2) В исковом заявлении должны быть указаны:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; ..

На выявленные нарушения закона прокурор реагирует соответствующими актами.

Протест – акт прокурора, в котором он требует от органа или должностного лица привести акты, принятые ими в соответствие с законом или отменить их, а равно прекратить незаконное действие должностного лица и восстановить нарушенные права. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов — на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.

В случае не рассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом “О прокуратуре Республике Беларусь” и соответствующим процессуальным законодательством.

Представление – акт прокурора об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление – акт прокурора, которым он возбуждает уголовное дело, дело об административном правонарушении, дело о дисциплинарном производстве. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановления прокурора рассматриваются в установленные законом или им сроки.

Предписание – письменный акт прокурора об устранении нарушений закона. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение – письменный акт прокурора, выносимый им в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях. Официальное предупреждение объявляется должностному лицу или гражданину о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора – акт реагирования на нарушения законов, которые влекут уголовную и административную ответственность (ст. 25 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение в недопустимости нарушения закона - это акт прокурорского реагирования, который адресуется руководителям общественных (религиозных) объединений, должностным лицам и иным лицам, при получении прокурором сведений о недопустимости нарушения закона, оготовящихся противоправных деяниях, (ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).
Такой акт имеет явно выраженный предупредительный (превентивный) характер. Он выносится лишь при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, государства и общества либо при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О прокуратуре Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования - требования об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта - это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Действия и решения прокуратуры находят отражение в документах. Их основные виды обозначены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Одной из особенностей является высочайшая степень формализации, поскольку соблюдение требований по составлению документов является гарантией прав и законных интересов личности, общества и государства. Не случайно в деятельности органов прокуратуры активно используются установленные образцы бланков и форм тех или иных актов.
Этому всегда уделялось большое внимание.

15сентября 2003 г. генеральным прокурором был издан приказ «О бланках процессуальных документов». Любое искажение приведенных в нем бланков процессуальных документов влечет нарушение законности, а сам документ признается ничтожным, не имеющим юридической силы. Кроме того, бланки отдельных документов приводятся в качестве приложения к иным актам генерального прокурора. Так, к письму «Об устранении недостатков в оформлении административных дел и направлении их в органы, осуществляющие административную юрисдикцию» от 9 июня 2000 г. «для сведения» были приложены «формы»: определения о возбуждении дела в связи с нарушением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства в области защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и т. д.

В процессе реализации полномочий органами прокуратуры создаются различные виды документов.

Акты прокурорского реагирования. На противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти, местного самоуправления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управления, а также должностными лицами приносится протест прокурора . Условия и порядок принесения прокурором протеста определяются законом о прокуратуре.

Протест приносится, как правило, прокурором в соответствии с его территориальной юрисдикцией, хотя эту функцию может взять на себя и вышестоящий прокурор. Право опротестовывать правовые акты федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений и должностных лиц имеют лишь генеральный прокурор и его заместители. Протест приостанавливает действие правового акта. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона, как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т. д.

Форма протеста законодательством не установлена, но она выработана многолетней практикой. Помимо адресата, подписи, сроков рассмотрения он должен включать следующие элементы:
-содержание опротестованного правового акта, кем и когда правовой акт издан или совершено действие;

Правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта с указанием нормы нарушенного закона или иного нормативного акта, когда, кем издан, что в нем сказано, место публикации;

Предложение по поводу устранения допущенного нарушения, а в необходимых случаях предложение о привлечении виновного к ответственности.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а о его результатах незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если адресат, кому был направлен протест прокурора, оставил его без ответа или отклонил, то прокурор вправе направить свой протест (который трансформируется в заявление прокурора) в суд.

Акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона или их причин - представление прокурора. Оно вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочному решить этот вопрос. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении виновных в нарушении закона к дисциплинарной, административной или материальной ответственности.

Представление состоит из трех частей: вводной, обобщающей аналитической и заключительной. В них последовательно излагаются:

Материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования
преступления и т. д.);

Наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения;

Изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению;

Предлагаемые меры по предупреждению нарушений, устранению причин и условий, способствовавших им;

Указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях, и предложение прокурора о привлечении их к ответственности.

Представление прокурора в основном рассматривается в течение месяца. Причем если оно будет рассматриваться коллегиальным органом, например коллегией министерства, то прокурору сообщается о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Акт прокурорского реагирования, содержащий требование о привлечении к ответственности правонарушителя (либо уголовной, либо административной), называется постановлением.
Видам ответственности соответствуют и виды постановлений прокурора:

О возбуждении уголовного дела;

О возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Существуют определенные требования к форме постановления. При возбуждении уголовного дела прокурор руководствуется Уголовно-процессуальным кодексом, а административного производства - Кодексом об административных правонарушениях.

Постановление чаще всего состоит из трех частей. Вступительная -содержит общие сведения, которые приводятся и в других актах прокурора, указываются обстоятельства, послужившие поводом для внесения постановления. В описательной части излагаются фактические обстоятельства содеянного и наименование законодательных актов, предусматривающих ответственность за содеянное.

В заключительно-постановляющей части выносится вердикт о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении. Здесь же фиксируются данные о направлении постановления компетентному органу или должностному лицу.

В 1999 г. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен статьей, предусматривающей еще один вид акта прокурорского реагирования - предостережение.
Впервые оно фигурировало еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1987 г. о внесении изменений в закон «О прокуратуре СССР». За весьма короткий срок оно оправдало свое предназначение, но в дальнейшем по непонятным причинам на некоторое время было «забыто» законодателем.

Предостережение принимается прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений. Оно возможно только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами используются другие средства прокурорского реагирования.

Вынесению предостережения в обязательном порядке предшествует проверка сведений о готовящихся правонарушениях. Чаще всего она проводится на основании заявлений и обращений граждан, информации контролирующих органов и иных конкретных сигналов.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу под расписку либо непосредственно в прокуратуре, либо по месту работы.

Акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор руководит системой органов прокуратуры и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры акты в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, указаний.

По ключевым, основополагающим вопросам организации системы прокуратуры, отдельным отраслям прокурорского надзора и порядку реализации мер материального и социального обеспечения ее работников издаются приказы. В этой связи можно назвать приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 24 октября 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 5 января 1997 г. «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе», от 24 ноября 1998 г. «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» и др.

Приказы также конкретизируют и детализируют законы либо разъясняют порядок их применения. Есть у приказов генерального прокурора и еще одна функция - ими вводятся в действие положения и инструкции, регулирующие отдельные аспекты деятельности органов прокуратуры. Таким образом, приказы Генерального прокурора Российской Федерации - один из основных элементов нормативно-правовой базы организации и деятельности всей системы органов прокуратуры.

Среди всего многообразия видов актов Генеральной прокуратуры, встречающихся и в других органах государственной власти (распоряжения, положения, инструкции), есть особенные, характерные только для нее - указания.

Указание - это правовой акт, издаваемый по вопросам организации исполнения приказов, инструкций и других актов, а также по вопросам информационно-методического характера.
Как правило, указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они касаются вопросов организации надзора за исполнением законов внешнеэкономической деятельности и т. д. Они могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. Некоторые из них выходят за рамки ведомственной принадлежности. Такие указания - результат обобщения практической деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений.

Процедура подготовки, согласования, регистрации и учета актов органов прокуратуры, контроля за их исполнением определяется Регламентом Генеральной прокуратуры, утвержденным приказом от 15 января 2003 г.

Проекты документов готовятся в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры. Основанием их разработки могут быть поручение руководства, решение коллегии и координационного совещания, а также инициатива со стороны управлений и отделов. В последнем случае к проекту документа прилагается рапорт на имя генерального прокурора с соответствующим обоснованием. При необходимости проводят согласование проекта суправлениями и отделами, НИИпроблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре и его правовой анализ. Порядок официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации устанавливается приказом генерального прокурора.

Контрольные вопросы

1. Функции и компетенции органов прокуратуры.

2. Виды надзора Прокуратуры Российской Федерации.

3. Система органов прокуратуры.

4. Порядок образования территориальных прокуратур Российской Федерации.

5. Особая компетенция специализированных прокуратур.

6. Организационное устройство органов прокуратуры.

7. Основной организационный принцип Генеральной прокуратуры.

8. Акты органов прокуратуры.

9. Акты прокурорского реагирования.

Заключение

XXI век назван веком информатизации, а информация рассматривается как стратегический ресурс. Давно известны такие понятия, как ресурсы полезных ископаемых, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, а во 2-й половине XX века появляется понятие "информационные ресурсы" . Но информация часто нуждается в сохранении, чтобы к ней можно было обратиться спустя какое-то время.

Знание истории и современной организации государственных учреждений (властных структур) является необходимой предпосылкой для изучения истории и организации архивного дела, теории и методики архивоведения, истории и организации делопроизводства и других специальных дисциплин, и, кроме того, позволяет вести практическую работу с документами, отложившимися в деятельности государственных учреждений, а именно: научно-техническую обработку фондов учреждений, экспертизу ценности документальных материалов и организацию их непосредственного использования в научных и народнохозяйственных целях.

Понимание социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата – органов власти), их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции, направления деятельности и взаимодействия, общего и особенного в развитии органов государственной власти, реформ и контрреформ в области государственного строительства окажет помощь в поиске необходимых информационных ресурсов и позволит совершенствовать систему документооборота и документационное обеспечение управления.

Авторский коллектив выражает надежду, что данная работа позволит читателям глубже осмыслить российский опыт государственного управления, логику его развития в единстве с прогрессом общества, во взаимодействии всей совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, в конкретно-исторических условиях; понять, как и почему именно так заменена советская система современной системой государственного управления.

При этом авторы стремились также раскрыть характер, сущность, противоречия, степень эффективности, конкретные результаты, политические и социально-экономические последствия, позитивные и негативные уроки каждого акта (или системы актов) государственной власти, издававшегося в период реформ.

Надеемся, что учебное пособие позволит читателям не только обогатить свои научно-теоретические познания, но и поможет им лучше разбираться в проблемах становления и развития современной государственной системы управления, организации государственной власти в современной России, успешнее решать проблемы совершенствования и повышения эффективности управления.

Образцы актов прокурорского реагирования

Начальнику Горьковского ЛУВДТ

П Р О Т Е С Т

(в порядке ст.30.10 КоАП РФ)

на постановление зам.начальника Горьковского ЛУВД

на транспорте №**** от 30.10.2007г.

по делу об административном правонарушении

в отношении Матренычевой В.А.

30.10.2007г. заместителем начальника Горьковского ЛУВД на транспорте вынесено постановление №***** об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.16 КоАП РФ за осуществление частной охранной деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), в отношении Матренычевой В.А., которой назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Указанное постановление является незаконным, и подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

При этом, согласно Постановлению Верховного суда РФ № 26 АД-06-1 от 9 июня 2006 года исходя из положений ст. 28.2 и ч. 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Статья 20.16 КоАП РФ, по которой гр.Матренычева привлечена к административной ответственности, состоит из 4-х частей, каждая из которых предусматривает определенный состав административного правонарушения, и должна быть в обязательном порядке указана в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении гражданина к административной ответственности.

Однако, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, по какой части статьи 20.16 КоАП РФ привлечена к административной ответственности гр.Матренычева.

Согласно, ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В нарушение требований названной статьи дело рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности и сведения о надлежащем его извещении, о месте и времени рассмотрения дела в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о том, что меры по извещению и вызову указанного лица не принимались. Более того, протокол об административном правонарушении рассмотрен в день его составлении, т.е. когда указанное лицо находилось на дежурстве выполняя свои служебные обязанности, что подтверждается объяснениями правонарушителя о несении службы 30.10.2007г. на территории ст.Горький-Московский и уведомлением директора ООО ЧОП «Калибр» о дежурствах охранников с 8.00 до 8.00 следующих суток.

Согласно п.3 ст.26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

ООО «Калибр» имеет лицензию ЧО № 0279 от 27.10.2007г. на осуществление негосударственной охранной деятельности на всей территории Российской Федерации, а гр.Матренычева является работником названного охранного предприятия.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 №600, одним из необходимых лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона о частной детективной и охранной деятельности и подтвержденной удостоверениями охранника.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена необходимость наличия лицензии на осуществление частной охранной деятельности у каждого работника охранного предприятия.

Материалы дела не содержат фактов, подтверждающих вину гр.Матренычевой в совершении административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.24.6, п.3 ч.1 ст.25.11, ст.30.10 КоАП РФ и ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

Т Р Е Б У Ю:

1. В связи с поступлением данных материалов в Приволжскую транспортную прокуратуру 09.11.2007. восстановить срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности гр. Матренычевой В.А.

2. Постановление №**** от 30.10.2007г. по делу об административном правонарушении в отношении Матренычевой, 20.06.1962 г.р. отменить и производство по делу прекратить.

О результатах рассмотрения протеста сообщить Приволжскому транспортному прокурору в установленный законом 10-дневный срок в письменном виде.

Заместитель Приволжского транспортного прокурора

Начальнику Горьковской

железной дороги –

филиала ОАО «РЖД»

23.07.2010 № 7-13/1-25-10

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о пожарной безопасности и санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения

Приволжской транспортной прокуратурой с участием районных транспортных прокуроров проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, в ходе которой особое внимание уделялось обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, пребывающих в детских оздоровительных лагерях (далее – ДОЛ).

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители предприятий, организаций, учреждений обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты (включая первичные средства тушения пожаров). Руководители организаций должны осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Вопреки требованиям названного законодательства в ДОЛ выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, создающие угрозу безопасности для жизни и здоровья прибывающих в них детей.

Так, в нарушение Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003, в спальных корпусах и столовой детского оздоровительного комплекса «Яльчик» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, первичные средства пожаротушения (огнетушители) расположены в неустановленных местах допускается применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации, допускается открытая прокладка электропроводки по горючему основанию. В подсобных помещениях эксплуатируются самодельные электронагревательные приборы, жилы проводов соединены методом механической скрутки, горючие материалы хранятся под лестничными маршами и т.д.

Ранее, Марийским транспортным прокурором были выявлены аналогичные нарушения, в целях устранения которых 13.08.2009 директору ДОЛ «Яльчик» внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, однако, нарушения продолжают иметь место.

Не все нарушения правил пожарной безопасности устранены и в ДОЛ им. Вали Котика.

Так, 15.05.2010 Отделением государственного пожарного надзора МЧС по Семеновскому району Нижегородской области в ДОЛ им. Вали Котика проверкой выявлено 18 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в целях устранения которых директору ДОЛ выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В ходе проверки в порядке контроля 15.06.2010 установлено, что 1 нарушение требований пожарной безопасности – отсутствие искрогасителя на дымовой трубе котельной установки так и не устранено, в связи с чем, ОГПН МЧС по Семеновскому району Нижегородской области в отношении начальника Детского оздоровительного лагеря им. В.Котика 15.06.2010 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ – неисполнение требований предписания, которое находится на рассмотрении.

Согласно требованиям ст. 28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В нарушение требований СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» в ДОЛ им.Вали Котика количество детей в возрасте 6 – 9 лет в отрядах составляет от 27 до 31 человека, а в возрасте 15 лет – 38 человек вместо 25. Отсутствуют отдельные списки контингента работников лагеря.

В мясном цехе и цехе холодных закусок неисправно холодильное оборудование. В столовой отсутствует комната для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. В жилых корпусах нет комнат для сушки одежды.

В ДОЛ «Яльчик» не завершена уборка территории, корпусов и столовой, в спальных корпусах кровати заправлены изношенным постельным бельем, не проведена очистка выгребов надворных туалетов, в медицинском пункте отсутствует стерилизационное и бактерицидное оборудование, лекарственные средства и средства неотложной помощи.

Указанное стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей – руководителями ДОЛ «Яльчик» Ивановым и ДОЛ им. Вали Котика Петровой, а также отсутствия контроля со стороны руководителя Дирекции социальной сферы Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Сидоровой за их деятельностью.

Т Р Е Б У Ю :

1. Рассмотреть представление с участием представителя Приволжской транспортной прокуратуры и принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в Приволжскую транспортную прокуратуру в месячный срок с момента получения представления.

Приволжский транспортный прокурор

Начальнику Управления на транспорте МВД РФ по ПФО

20.09.2010 № 7-13/1-29-2010

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Приволжской транспортной прокуратурой в Волго-Вятском УВД на транспорте проведена проверка исполнения законодательства в сфере оплаты труда, защиты от безработицы, в ходе которой выявлены нарушения федерального закона о занятости населения в части своевременности уведомления органов службы занятости.

Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав для всех лиц наемного труда.

В соответствии с пунктом 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель организация не позднее чем за два месяца обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

В ходе проверки установлено, что во исполнение приказа МВД России от 15.02.2010 № 77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента РФ от 24.12.2009 № 1468» Волго-Вятским УВДТ, подчиненными ЛОВДТ осуществляются оптимизация выполняемых органами внутренних дел функций и поэтапное до 01.01.2012 года сокращение штатной численности.

При этом, при проведении организационно-штатных мероприятий Казанским, Кировским, Ижевским ЛОВДт требования Закона надлежащим образом не исполняются.

Так, в Казанском ЛОВДТ, согласно приказу и.о. начальника Волго-Вятского УВДТ от 02.07.2010 № 216 внесено изменение в штатное расписание УВДТ с переводом в резерв штатной численности (сокращением) 65 единиц должностей.

В нарушение требований п.2 ст.25 Закона, уведомление в ГБУ ЦЗН Вахитовского района г. Казани об увольнении в связи с сокращением штатов с 20.09.2010 помощника начальника дежурной части Казанского ЛОВД на речном транспорте Иванова, инспектора-руководителя группы делопроизводства и режима Казанского ЛОВД на речном транспорте Петровой, увольняемой с 09.10.2010, начальника линейного пункта милиции в пос. Затон им. Куйбышева Сидорова, увольняемого с 13.10.2010, направлено заместителем начальника ОРЛС Казанского ЛУВДТ Смирновой лишь 25.08.2010.

В Ижевском ЛОВДТ согласно приказу и.о. начальника Волго-Вятского УВДТ от 22.07.2010 № 231 внесено изменение в штатное расписание УВДТ с переводом в резерв штатной численности (сокращением) 34 единиц должностей.

Извещения о предстоящем с 01.10.2010 увольнении 9 сотрудников, Врио начальника Ижевского ЛОВДТ в центры занятости Красноуфимского, Малопургинского, Увинского, Завьяловского, Воткинского, Агрызского районов направлены 02.08.2010, т.е. менее чем за 2 месяца.

В Кировском ЛОВДТ согласно приказу и.о. начальника Волго-Вятского УВДТ от 03.08.2010 № 246 внесено изменение в штатное расписание УВДТ с переводом в резерв штатной численности (сокращением) 40 единиц должностей.

Врио начальника Кировского ЛОВДТ уведомления от 11.08.2010 № ******** о 24 сотрудниках Кировского ЛОВДТ, подлежащих увольнению по сокращению штатов с 01.11.2010, направлены в территориальные органы службы занятости Кировской области и Удмуртской Республики без указания условий оплаты труда (среднего заработка) конкретного работника, что нарушает установленные Законом требования к составу сведений о сокращаемых работниках.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Действия руководителей перечисленных ЛОВДТ могут повлечь нарушения государственных гарантий сотрудников милиции на защиту от безработицы и содействие занятости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя Приволжской транспортной прокуратуры и принять конкретные меры к устранению указанных в нем нарушений закона, причин и условий им способствующих.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.

3. О принятых мерах сообщить в Приволжскую транспортную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок, с приложением копий приказов.

Заместитель Приволжского

транспортного прокурора

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении

«___» __________ 20__г. г.Н. Новгород

Заместитель Приволжского транспортного прокурора старший советник юстиции, рассмотрев материалы проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Горьковском региональном центре связи Нижегородской дирекции связи Центральной дирекции связи – филиала ОАО «РЖД»,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проверки, проведённой Приволжской транспортной прокуратурой с участием специалистов - сотрудников Горьковского территориального отдела Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте и Горьковского филиала ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в Горьковском региональном центре связи Нижегородской дирекции связи Центральной дирекции связи – филиала ОАО «РЖД» (далее - ГРЦС) выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами производства и потребления.

В процессе деятельности ГРЦС образуются отходы производства – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, относящиеся к 1 классу опасности. ГРЦС 10.03.2009 заключён договор на вывоз и утилизацию указанных отходов с ООО «Компания «Экосервис».

В нарушение ст.1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон), допускается временное складирование на территории ГРЦС ртутных ламп, отработанных люминесцентных ртутьсодержащих трубок на срок более 6 месяцев, что подтверждается материалами проверки (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сведения о планируемых расходах за 2009 год, объяснение Филиппова). Передача указанных отходов для утилизации ООО «Экосервис» осуществляется 1 раз в год.

Ст. 15 Закона предусмотрено, что лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

В нарушение указанных требований лицо, допущенное к обращению с отходами 1 класса опасности – старший электромеханик участка механизации и автотранспорта Петров – не имеет такого свидетельства (сертификата).

В соответствии со ст. 19 Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

ГРЦС осуществляет передачу ртутьсодержащих отходов для утилизации в соответствии с договором по акту приемки, где отражается их количество. Однако каких-либо журналов или иных документов, где отражается количество образовавшихся отходов, количество отходов, переданных для временного складирования, где ведется учёт разбитых отработанных трубок, не имеется. Таким образом, учёт образовавшихся отходов 1 класса опасности в ГРЦС не осуществляется.

Согласно положениям п.п. 3.6, 3.14 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны) в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц.

Однако в ГРЦС люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, ртутные лампы с 2006 года хранились в общем складе поблизости от административного здания в не закрываемом металлическом ящике. С одной стороны склада натянута металлическая сетка, ящик расположен близко к сетке, и доступ людей к указанным отходам не был исключён. Нарушение устранено только после проведения проверки: установлен герметичный деревянный ящик, закрываемый на замок.

В соответствии с п. 2.8 Должностной инструкции главного инженера ГРЦС Кукушкина, утв. начальником ГРЦС 29.04.2008, в должностные обязанности главного инженера входит руководство разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, разработка мер по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, а также переработке и утилизации отходов.

Главный инженер Кукушкин не принял мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления. Он, являясь должностным лицом, ответственным за организацию переработки и утилизации отходов, ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности.

Таким образом, Кукушкин совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления.

ФИО Кукушкин Семен Григорьевич

дата и место рождения 25.11.1952, г. Горький

документ, паспорт, 22 08 246969, выдан ОУФМС удостоверяющий личность России по Нижегородской обл. в Канавинском районе 02.10.2008

место регистрации г. Н.Новгород, ул. Обухова, д. 45, кв. 119

место жительства г. Н.Новгород, ул. Обухова, д. 45, кв. 119

семейное положение женат, дочь 09.11.1991 года рождения

место работы, должность главный инженер Горьковского регионального центра связи

среднемесячный заработок 25 000 рублей

иные сведения

Данное административное правонарушение является длящимся. Время обнаружения административного правонарушения – 16 октября 2009 года.

Место совершения административного правонарушения – административное здание, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, ул. Вольская, д. 12, временное сооружение, оборудованное под склад, расположенное на прилегающей к административному зданию территории.

Смягчающие административную ответственность - наличие несовершеннолетних детей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 23.13, 25.11, 28.2, 28.4 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:

    Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления, в отношении должностного лица главного инженера Горьковского регионального центра связи Кукушкина Семена Григорьевича

    Постановление для рассмотрения по существу направить главному государственному санитарному врачу по Горьковской железной дороге.

Заместитель Приволжского

транспортного прокурора

Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Ст. 51 Конституции РФ разъяснена:

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Подпись_________________________

Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:____________________________________________________________________________________________________________________

Подпись___________________

С настоящим постановлением ознакомлен, копию постановления получил. Подпись___________________

Начальнику Нижегородской таможни

17.06.2010 86-11-10

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

о недопустимости нарушения закона

Приволжской транспортной прокуратурой проведена проверка в части соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, связанных с прохождением федеральной государственной службы.

Установлено, что Иванов, ранее состоявший в должности заместителя Нижегородского транспортного прокурора, обратился с Нижегородскую таможню по вопросу трудоустройства.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закона) гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.