В каких целях применяются меры административных наказаний. Административное наказание. Цели административных наказаний

Предприятия или организационные структуры используют разные технологические процессы для производства продукции, которые далеко не всегда обходятся без травмирования и несчастных случаев. Для расследования произошедшего становится необходимым создавать специальные комиссии по несчастным случаям.

Итак, на предприятии произошел несчастный случай, пострадал сотрудник данной организационной структуры.

Последовательность действий администрации:

  1. Необходимо сразу оказать первую помощь сотруднику, получившему травму и вызвать медицинских работников.
  2. Увезти сотрудника в поликлинику, чтобы специалистами была определена степени тяжести. Этот момент очень важен, так как от этого показателя многое зависит, в том числе каких специалистов требуется включать в комиссионный состав.

Если травма отнесена к категории легких, то достаточно определить состав комиссии из работников данного подразделения. Если травма оказалась тяжелой, то в комиссию привлекается госинспектор по ОТ.

Дополнительные важные условия создания комиссии:

  • число членов должно являться нечетным (если возникают неразрешимые вопросы, то к консенсусу приходят путем голосования);
  • непременно в комиссионный состав следует включить представителя профсоюза;
  • не допускается включать в комиссию непосредственного руководителя сотрудника, который получил травму;
  • не включается в комиссионный состав и сам пострадавший по объективным причинам;
  • если случай произошел на участке, зарегистрированном в Ростехнадзоре, то среди членов комиссии обязательно должен присутствовать представитель этой структуры.

Каким образом утверждается состав комиссии

После того как определился состав комиссии, его необходимо закрепить документально, издав распорядительный документ.

Для этого выполняются следующие действия:

  • необходимо поручить одному из работников подготовить проект приказа;
  • когда проект подготовлен, его необходимо представить к рассмотрению руководителя объекта и в юридический отдел;
  • после документ подписывается заинтересованными лицами и утверждается руководством (например, директором предприятия);
  • после того как документ стал действующим, с ним ознакомляют членов комиссии под подпись.

Кто во главе

Немаловажно правильно выбрать лицо, которое будет председателем комиссии по расследованию.

И для этого тоже существуют свои нюансы:

  1. Если травмирование отнесено к легкому, то главой назначается главный инженер или руководитель объекта.
  2. Когда произошел случай с летальным исходом, то во главу комиссии, как правило, ставится госинспектор по труду.
  3. Если случай вызвал тяжёлую травму или произошел с группой лиц, то госинспектор также возглавляет комиссионный состав.

Назначение председателя комиссии отражается в распорядительном документе. Он не только активно принимает участие в ходе работы комиссии, но и утверждает акт по форме Н-1.

Кто может являться доверенным лицом от имени пострадавшего

На практике встречаются разные случаи, и не исключено, что пострадавший не может давать объяснения по причине произошедшего. Получается, что такого рода полномочия необходимо переложить на плечи иного лица.

Закон не запрещает доверить это кому угодно, в том числе близкому родственнику или коллеге, главное, чтобы был документ с подписями обеих сторон. Так будет обеспечена его юридическая сила.

Что может потерпевший:

  • присутствовать при опросе лиц, являющихся очевидцами данного нарушения;
  • находится на месте происшествия при его осмотре, проведении видео- и фотосъемок;
  • ознакомляться с материалами расследования.

Если даже непосредственное участие пострадавшего не обязательно, у него всегда имеется право отдельно изучить материалы дела, которые члены комиссии обязаны предоставить по первому его требованию.

Издание распорядительного документа о начале расследования

Немаловажным моментом будет издание распорядительного документа. Что для этого нужно выполнить:

  1. Подготовка проекта документа поручается одному из членов комиссии.
  2. После проект рассматривается комиссионно, если имеются вопросы, то они регулируются на совещании.
  3. После формирования проекта документ направляется в юридический отдел на экспертизу. Юрист обязан посмотреть и выдать заключение на соответствие требованиям законности.
  4. После подготовки распорядительный документ согласовывается всеми заинтересованными лицами.
  5. После утверждается непосредственным руководителем объекта.

Какие сроки отводятся на расследование

На изучение материалов произошедшего устанавливаются определенные сроки:

Это определено на законодательном уровне.

Действия сторон при несчастном случае

При выполнении производственного задания произошел случай, вызвавший травму. Что делать дальше?

Обстановка на месте происшествия должна сохраняться до момента расследования

Необходимы следующие мероприятия:

  • первый заметивший или очевидец обязан известить руководство и сообщить в медпункт предприятия о произошедшем;
  • после данного извещения необходимо оказать первую помощь пострадавшему;
  • после всего случившегося руководитель направляет работника в поликлинику, где специалист определяет степень травмирования;
  • справку, написанную врачом, необходимо представить руководителю.

Какие действия должны быть предприняты со стороны руководства:

  • необходимо поставить в известность соцстрах в течение суток;
  • принять все меры по сохранению обстановки на месте случившегося;
  • проинформировать вышестоящее руководство;
  • если случай произошел на опасном объекте, то необходимо сообщить в Ростехнадзор, а если происшествие связано с выбросом вредных веществ - Роспотребнадзор.

Какие ошибки допускаются при этом:

  1. Если своевременно не сообщит в фонд соцстраха, то пособие пострадавшему не начислится.
  2. Если о случившемся никому не сообщать, то возможны различные неприятные ситуации. Информация в любом случае может попасть к контролирующим органам.

Порядок проведения расследования

Когда произошло травмирование работника, то после издания распорядительного документа необходимо установить порядок проведения расследования.

Последовательность:

  1. Место, на котором произошло происшествие, в идеале нужно сохранить в исходном виде, чтобы картины была понятна. Разумеется, если это угрожает здоровью и жизни сотрудников, то данную угрозу необходимо устранить.
  2. Необходимо провести видео- или фотосъемку на месте.
  3. Схемы места случившегося тоже фиксируются на бумаге, то есть рассматривается местность и определяется объект, от которого выполняется привязка к месту, где случилось происшествие.
  4. Комиссией рассматриваются материалы по проведению инструктажей, наличию нарядов-допусков, карточки выдачи специальной одежды и обуви, а также СИЗ или СИЗОД.
  5. Проводится опрос самого пострадавшего и очевидцев. Полученные сведения заносятся в протоколы, которые подписываются лицами, давшими эти показания.
  6. На основании всех собранных материалов проводятся обсуждения, определяется, что конкретно было нарушено. Ссылка на пункт из нормативного документа заносится в акт по форме Н-1.
  7. Подготавливается акт Н-1. Документ подписывается членами комиссии. Как правило, нужно изготовить три экземпляра: один выдается на руки пострадавшему, второй - в соцстрах, а третий остается на предприятии.

Хранение акта осуществляется на предприятии в течение 45 лет. Количество актов должно соответствовать количеству пострадавших с учетом предприятия и соцстраха.

Главная особенность семинара — примеры расследования несчастных случаев взятые из практического опыта, а так же рассмотрение правовых и научно-технических основ методик расследования на предприятиях:

Если о несчастном случае не сообщать своевременно

Что делать, когда сотрудник заявил, что с ним произошел несчастный случай и он не сообщил о нем своевременно или его попросили не говорить никому, а в настоящее время ухудшилось состояние здоровья и травмирование дало о себе знать:

  1. Для начала необходимо написать заявление на имя руководителя объекта. Документ составляется в произвольной форме, на нем ставиться подпись сотрудника. Такое обращение передается через секретаря непосредственному руководителю. Один экземпляр остается у руководства, а второй на руках сотрудника, но при этом на нем должен быть поставлен исходящий номер.
  2. После рассмотрения руководителем выполняются мероприятия по подготовке распорядительного документа по расследованию данного случая.
  3. Создается комиссия и устанавливаются сроки на проведение расследования, но не более месяца.
  4. Далее работает комиссия по оценке случившегося, то есть анализируются все материалы, опрашиваются очевидцы, разумеется, если что-то действительно сохранилось или сотрудники помнят о произошедшем.
  5. После работы комиссии составляется акт по установленной форме в 3-х экземплярах. Передается документ на руки пострадавшему, остается на объекте и направляется в структуру соцстраха. По результатам пострадавшему может быть присвоена инвалидность и выплачивается пенсия, но и это зависит от тяжести происшествия.

Как правильно поступить, если травмирование незначительное

Многие руководители задаются вопросом, что делать, когда сотрудник получил небольшую травму и даже на больничный с ней не направляют. Действительно, как быть, если человек просто порезал палец и слегка зацепил кожу? В этом случае тоже должны быть предприняты действия следующего характера:

  • необходимо сообщить руководству;
  • с пострадавшего берется объяснительная, в которой он четко и лаконично излагает свое суждение;
  • составляется акт произвольной формы и подписывается представителем работодателя и сотрудником.

Расследование получения травмы - непростое занятие, потому что, с одной стороны, необходимо соблюсти интересы потерпевшего, а с другой — защитить репутацию организационной структуры.

Советы по расследованию:

  1. Члену комиссии рекомендуется принять роль следователя. То есть он должен правильно поставить вопрос и находить ту ниточку, которая приведет его к определению истинных причин произошедшего.
  2. Бывает и такое, что сотрудник не пользовался средствами защиты и получил травму. Если по этому поводу ему неоднократно делали замечания и это отражалось документально, то при таких обстоятельствах вина на руководителя предприятия ляжет в меньшей степени.
  3. Травмирование происходит в большинстве случаев с сотрудниками, которые много лет проработали на одном месте и с теми, кто пришел недавно. Именно этим категориям необходимо уделять особое внимание.

Об актах расследования несчастного случая на производстве смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

При возникновении на производстве несчастных случаев согласно регулирующему законодательству непосредственный работодатель несет обязательство сообщить о случившемся в компетентные органы и организовать расследование. В ходе организации такого действия согласно действующему порядку собирается комиссия, состав которой определяется в зависимости от тяжести НС самим работодателем или требует включения в нее определенных представителей органов власти. После проведения расследования члены комиссии делают выводы о причине произошедшего и степени вины участников, а также выносят рекомендации для устранения опасных факторов и недопущения повторения аналогичных ситуаций.

Порядок создания

В процессе формировании комиссии по расследованию НС работодателю следует руководствоваться статьей 229 Трудового кодекса РФ, а также действующей редакцией Положения об особенностях проведения расследований, которое утверждено Минтруда и соцразвития. Сама комиссия представляет собой группу из определенного количества человек, причем нормативно-правовыми актами установлено, что минимальный состав такой группы лиц, выясняющих обстоятельства произошедшего, должен составлять не менее 3 человек.

Кроме того, рекомендуется также чтобы количество членов было нечетным - только в такой ситуации при вынесении решения о причинах НС, виновных лицах и непосредственной степени их вины путем мнения большинства будет достигнуто согласие по поводу того, какой будет вердикт. Сама комиссия должна включать в себя компетентных сотрудников или специалистов, которые правомочны делать выводы на основании специализации работы или занимаемой ими должности.

Формирование и назначение членов

Формирование комиссии непосредственным работодателем должно осуществляться незамедлительно после того, как произошел НС. Такое требование вызвано тем, что в ходе расследования возможно потребуется провести анализы определенных последствий (непосредственно измерить или определить значения показателей) или факторов, которые с течением времени могут несколько исказиться. Сам процесс расследования должен осуществиться в течение 3 дней с момента формирования комиссии. В процессе создания комиссии при стандартных ситуациях, когда НС не квалифицируется как тяжелый или в результате него не последовал летальный исход кого-либо из пострадавших, в перечень включают:

  • Квалифицированного специалиста по охране труда, который назначается ответственным за организацию ОТ на производстве, о чем свидетельствует отдельный приказ работодателя;
  • Представителей предприятия или организации, на которой имел место НС;
  • Представителей профсоюзной организации или другого органа, который также отдельно уполномочен по ОТ.

В соответствии с действующим Федеральным законом №125 «Об обязательном соцстраховании от НС на производстве» в проведении расследований имеют право принимать участие представители исполнительного государственного органа - ФСС, который непосредственно осуществляет сбор и накопление направляемых обязательных взносов, а также их последующее направление на нужды, описанные законодательными нормами (оплата лечения, компенсация на период нетрудоспособности и так далее).

Параллельно с этим при формировании комиссии стоит учитывать требование, которое предъявляется статья 229 ТК РФ - те сотрудники, на которых было возложено обязательство соблюдения норм охраны труда и что были назначены ответственными за их выполнение, не могут входить в состав группы. Такой факт связан с тем, что расследование должно проводиться лицами, никаким образом не заинтересованными в результатах вынесенного решения. В обязательном порядке в составе комиссии назначается председатель. Выбор председателя происходит в порядке, который зависит от степени тяжести НС. Если НС не был признан тяжелым, то комиссию может возглавлять непосредственный работодатель, на предприятии которого и произошел НС. Если же случай тяжелый или с летальным исходом, в такой ситуации председателем будет выступать в обязательном порядке представитель ФСС.

Права и обязанности

В процессе непосредственного проведения расследования НС члены специально созданной комиссии имеют право на получение доступа к информации относительно того, какие обстоятельства способствовали возникновению НС и кто может быть виновным в случившемся. Отдельным моментом в таких ситуациях может стать внутренняя документация, которая содержит информацию, не подлежащую разглашению. С другой стороны, согласно ТК РФ и регулирующему законодательству работодатели не имеют права скрывать информацию относительно ОТ на предприятии - такие действия могут повлечь за собой привлечение к ответственности. Кроме того, комиссия имеет право:

  • Собирать свидетельские показания, производя опрос лиц, что могут дать информацию, полезную в расследовании;
  • Запрашивать у непосредственного начальства предприятия проведения дополнительных анализов, технических экспертиз, которые дают основания сделать определенные выводы о случившемся при этом;
  • Делать выводы о причинах НС;
  • Выносить рекомендации относительно устранения мер безопасности для предотвращения возникновения аналогичных ситуаций.

После того, как комиссия заканчивает свою работу, оформляется отдельный акт, в который входит описание причины случившегося (в том случае, если это установлено), определение того, кто непосредственно виновен в НС. В зависимости от таких выводов в отношении лиц, ответственных за ОТ, могут последовать увольнения, дисциплинарные взыскания, предупреждения и так далее. Кроме того, виновные могут кроме последствий административного характера также нести обязательство частичного возмещения причиненного ущерба. Кроме таких выводов членами комиссии указываются рекомендации, которые должны быть приняты работодателем во внимание и в кратчайшие сроки устранены.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ ПОСТРАДАВШИЕ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со ст. 212, 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73) устанавливает с учетом ст. 227-231 ТК РФ обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации имеет право участвовать представитель исполнительного органа страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (далее ФСС РФ). В соответствии со ст. 229 ТК РФ лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Представители работодателя в комиссии, как правило, должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда. В комиссии они защищают интересы работодателя, поэтому он объективно заинтересован включить в ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны труда) работников.

Непосредственный руководитель работ из состава административно-технического персонала, выдавший пострадавшему задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, и осуществлявший контроль за ее выполнением, в состав комиссии не включается.

Специалистом по охране труда считается работник службы охраны труда предприятий и организаций. Но на сегодняшний день чаще всего должности специалистов по охране труда занимают по совместительству в соответствии с приказом директора другие работники предприятия, причем выполнение обязанностей специалиста по охране труда зачастую не главная их работа, выполняют они ее неохотно, больше — из-за отсутствия выбора (или выполняй, или увольняйся). В этом случае принципиально важно, прошел ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проверку знаний по охране труда в соответствии с должностными обязанностями и характером производственной деятельности.

Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя. Его обязанности при расследовании несчастного случая сравнимы с обязанностями государственного инспектора труда — обеспечение объективности расследования и правильности оформления его результатов.

Участие в расследовании несчастного случая представителя ФСС РФ преследует цель: воздействовать на правильность его квалификации как несчастного случая на производстве и предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В связи с этим работодателю экономически выгоднее квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив все расходы на страховщика — ФСС РФ (оплата больничного листа, возмещение вреда в случае постоянной утраты трудоспособности).

При наличии на предприятии профсоюзной организации представители профсоюзного комитета должны участвовать в работе комиссии и в том случае, если пострадавший не является (не являлся) членом профсоюза.

Под иным уполномоченным работниками представительным органом следует понимать, например, комитет или комиссию по охране труда либо другой орган, образуемый по инициативе работодателя и (или) работников. Если численный состав работников предприятия менее десяти человек, то в обязательном порядке необходимо избрать уполномоченного по охране труда и включить его в состав комиссии.

Представители работников, выдвигаемые в комитет (комиссию), — это, как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Как указывалось выше, минимальное количество членов комиссии должно быть не менее трех. Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, Трудовым кодексом Российской Федерации не регулируется и диктуется исключительно целесообразностью. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии определяет ее председатель, который осуществляет и руководство ходом расследования несчастного случая. Он же принимает решение о целесообразности привлечения к участию в расследовании представителей, например, санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора и других специалистов.

В начальный период расследования уже можно сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Ими могут быть некоторые члены комиссии. В этом случае их следует вывести из ее состава и назначить других.

Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии по расследованию несчастного случая, часто сетуют на то, что им приходится выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.), другие же члены комиссии зачастую в расследовании не участвуют, а только подписывают подготовленный работником службы охраны труда акт формы Н-1. Такая постановка вопроса зависит, прежде всего, от самого работника службы охраны труда и от руководителя предприятия.

Проект приказа об утверждении комиссии готовит, как правило, работник службы охраны труда, т.е. лицо, в первую очередь заинтересованное в эффективности работы комиссии, поэтому к содержанию приказа и к подбору лиц, включаемых в состав комиссии, необходимо подойти очень ответственно. Лиц, о которых уже заранее известно, что они не будут работать в комиссии, а только в ней числиться, включать в состав комиссии не следует. Кроме того, если этот вопрос стоит очень остро, то в приказе можно сразу же установить конкретные обязанности каждого члена комиссии, причем с приказом их нужно ознакомить под роспись. Неправильно, если инженерно-технические работники подразделения, где произошел несчастный случай, никакой нагрузки при его расследовании не несут. Ведь одно только посещение пострадавшего, когда он находится в лечебном учреждении, оказывает на руководителей работ большее воздействие, чем самый строгий приказ о привлечении их к ответственности.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет также состав комиссии. Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо из сторон, поименованных в Трудовом кодексе Российской Федерации, нелегитимна. Следовательно, нелегитимны документы, оформленные такой комиссией. Это надо учитывать при формировании комиссии по расследованию несчастного случая.

Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев регламентируется ст. 231 ТК РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда).

В комиссию, кроме государственного инспектора труда и лиц, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, включают также представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организации профсоюзов.

В случае невозможности включения в состав комиссии представителя соответствующего территориального объединения профсоюзов или его участия в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюза.

При отсутствии в составе комиссии, начавшей свою работу, представителя территориального объединения профсоюзов или территориальной организации профсоюза в ее работе принимает участие представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа предприятия (организации).

Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может также принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Как было отмечено выше, при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации, в состав комиссии в обязательном порядке включают представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа и уполномоченного по охране труда, которые по своему правовому статусу уже являются представителями работников данной организации (включая пострадавшего). Поэтому при расследовании вышеназванных несчастных случаев ни самого пострадавшего, ни какое-либо иное его доверенное лицо (кроме перечисленных выше) в состав комиссии по расследованию несчастного случая, как правило, не включают.

В то же время при расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших у работодателя — физического лица, участие доверенного лица пострадавшего непосредственно в составе комиссии обязательно.

При расследовании несчастного случая на производстве все члены комиссии, в т.ч. и председатель комиссии, обладают равными правами в рассмотрении обстоятельств и причин несчастного случая, формировании выводов комиссии.

Лица, принимающие участие в расследовании несчастного случая, обладают равными правами с лицами, проводившими расследование несчастного случая (членами комиссии), за исключением подписи под текстом акта расследования. Такими лицами являются доверенное лицо пострадавшего, специалисты, привлекаемые к участию в расследовании, и другие, т.е. те, кто поименован во вводной части акта расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в разделе «Лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая».

Требования к формированию комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом аналогичны требованиям к формированию комиссий по расследованию легких несчастных случаев, изложенным в предыдущем разделе (за исключением персонального состава комиссии).

При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования и некоторые другие несчастные случаи расследуют комиссии, формируемые и возглавляемые работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПОСТРАДАВШЕГО ИЛИ ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником. Личное участие работника возможно только в расследовании легких несчастных случаев после их происшествия или других несчастных случаев, расследуемых по заявлению пострадавшего, о которых не было своевременно сообщено работодателю, а работник к моменту обращения выздоровел или вполне дееспособен. Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда. Может быть, поэтому случаи личного участия пострадавших работников в расследовании происшедших с ними несчастных случаев не являются массовыми. Многие из пострадавших работников о таком праве, предоставленном им законодательством, даже не подозревают, а работодатель не старается их об этом уведомить.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Как правило, доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, т.е. тогда, когда работник лично не в состоянии отстаивать свои интересы в ходе расследования несчастного случая. В соответствии с Положением (Трудовым кодексом Российской Федерации) доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании и легких несчастных случаев, однако, такие случаи редки.

О праве пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) на участие в расследовании несчастного случая его доверенного лица работодатель должен уведомить пострадавшего или его родственников. Лучше, если работодатель сделает такое уведомление в письменной форме. Копия письма работодателя и доверенность пострадавшего, если он будет поручать участие в расследовании своему доверенному лицу, приобщаются к материалам расследования. Но пострадавший может и не поручать участие в расследовании своему доверенному лицу — это его право, а не обязанность. Специальной расписки о том, что он не будет привлекать к участию в расследовании свое доверенное лицо, от пострадавшего, как это иногда делают, требовать не следует. Для этого достаточно расписки пострадавшего в получении уведомления работодателя о праве на участие в расследовании его доверенного лица. Доверенными лицами пострадавшего могут быть его родственники, знакомые, коллеги по работе, может быть приглашен специалист по охране труда и со стороны, например с другого предприятия, и т.д. При групповом несчастном случае доверенных лиц может быть несколько — у каждого пострадавшего отдельно. С доверенным лицом в ходе расследования должен работать в контакте председатель комиссии.

Нельзя выступать доверенным лицом пострадавшего кому-то из членов комиссии по расследованию несчастного случая, например председателю профсоюзного комитета, уполномоченному по охране труда и др. Если пострадавший попросит кого-то из них представлять его интересы в качестве доверенного лица, то они не должны входить в состав комиссии.

Доверенное лицо пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) наравне с членами комиссии непосредственно участвует в расследовании несчастного случая (в опросах очевидцев, должностных лиц, в осмотре места несчастного случая, знакомится с нормативной документацией по охране труда и др.). Вместе с тем его правовое положение в расследовании несчастного случая определено Трудовым кодексом Российской Федерации как лица, принимающего участие в расследовании несчастного случая, в то время как правовое положение членов комиссии определено как лиц, проводящих расследование несчастного случая.

Форма акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 (форма 4), во вводной части которого отдельно перечисляются лица, проводившие расследование несчастного случая, и отдельно — лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая. Под текстом акта ставятся лишь подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая. Таким образом, акт расследования группового несчастного случая доверенное лицо не подписывает. И это правильно. Как показала практика, доверенные лица во многих случаях не хотели ставить свою подпись под текстом акта, особенно когда в нем отмечались нарушения, допущенные пострадавшим, считая, что такая подпись ограничит их право на дальнейшее обжалование результатов расследования. Эта подпись доверенного лица скорее нужна была председателю комиссии, чем ему. Наличие такой подписи доверенного лица как бы свидетельствовало о том, что расследование несчастного случая проведено объективно и обжалования его результатов не будет.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая для обеспечения большей объективности расследования и защиты интересов пострадавшего, поэтому очень важно, кто является доверенным лицом. Предположим, что это — один из родственников пострадавшего. Чаще всего это жена, отец, мать или еще кто-то из близких родственников. Как правило, они не могут быть объективными, особенно, если до этого не были знакомы с нормативными документами по охране труда. Особого эффекта их участие в расследовании не дает, а в основном создает неудобства для членов комиссии, т.к. таким доверенным лицом положительно воспринимаются только факты, указывающие на нарушения, допущенные работодателем, и болезненно — на нарушения со стороны пострадавшего. В таких случаях некоторые вопросы, возникающие в ходе расследования, приходится обсуждать с членами комиссии в отсутствие доверенного лица.

Если доверенным лицом выступает коллега по работе, то он находится в служебной зависимости от работодателя и поэтому, как правило, не может быть до конца принципиальным.

Наиболее предпочтительно привлекать к участию в расследовании в качестве доверенного лица специалиста по охране труда с другого предприятия или специалиста-пенсионера, они не находятся ни в служебной, ни в экономической зависимости от работодателя. Оказать пострадавшему или его родственникам помощь в подборе доверенного лица, я думаю, должен профсоюзный комитет предприятия или другой уполномоченный работниками представительный орган.

Обязательное участие в расследовании несчастного случая доверенного лица пострадавшего целесообразно, если он произошел при обстоятельствах, связанных с очевидными нарушениями требований по охране труда самим пострадавшим. Это позволяет решить все спорные вопросы уже на стадии расследования и избежать, таким образом, жалоб со стороны пострадавшего или его родственников на необъективность расследования.

В тех случаях, когда доверенное лицо не принимало участие в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны ознакомить его (по требованию) с материалами расследования, желательно под роспись.

Ознакомление с материалами расследования, в случае их обжалования, должно быть скрупулезным.

В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования. Председатель комиссии обязан содействовать в получении доверенным лицом таких документов. Тогда и подпись об ознакомлении с материалами расследования несчастного случая доверенное лицо будет ставить не формально, а вполне осознанно. Здесь подразумеваются только избирательные документы, а не все, которые направляются в органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.

А.Б. Демин,
начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

Нижеприведенная статья посвящена административным наказаниям, существующим в российском законодательстве. В ней наши читатели узнают о видах и сроках административных наказаний, какими статьями закона регулируются данные взыскания.

Административное наказание - есть мера административной ответственности, применяемая в отношении правонарушителей в целях защиты правопорядка и предупреждения совершения новых незаконных деяний. Основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение. Круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, определен КоАП РФ, а также иными законодательными и подзаконными актами, в которых отражены как материальные нормы, так и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Штраф

Административное взыскание, носящее материальный (денежный) характер. Это наиболее эффективная мера принудительного воздействия, применяемая как основное административное наказание. Размер административного штрафа регулируется КоАП РФ и иными законодательными актами субъектов РФ, при этом в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа составляет 100 рублей, а максимальный размер - 60 млн. рублей. Для физических лиц сумма административного штрафа не может превышать 500 тысяч рублей, для должностных лиц - не более 1 млн. рублей, для юридических лиц - не более 60 млн. рублей. Размер штрафа, назначенного за правонарушение в виде мелкого хищения чужого имущества, который рассчитывается на основании стоимости объекта административного нарушения, не должен превышать 5-тикратный размер стоимости похищенного имущества (ст. 7.27 КоАП РФ). Административный штраф определяется по следующим основаниям:

  • стоимости предмета административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение и т.д.

Кроме того, административный штраф может быть выражен в величине, кратной:

  1. сумме валютной операции, проводимой незаконным способом;
  2. сумме денежных средств, которые не были зачислены в установленные сроки на расчетные счета банков;
  3. сумме денежных средств, которые не были возвращены на территорию РФ в установленный срок;
  4. сумме административного штрафа, не уплаченного ранее, вынесенного за совершение административного правонарушения;
  5. сумме денежных средств либо ценных бумаг, с которыми были проведены операции по списанию или зачислению с нарушением требований о резервировании.

Административный штраф зачисляется в бюджет государства в полном объеме. Такая мера взыскания не может быть применена в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, курсантов военно-образовательных профессиональных учреждений до момента подписания контракта о прохождении военной службы.

Конфискация

Принудительное безвозмездное изъятие объекта административного правонарушения и передача его в собственность государства.

Отметим, что конфискация, как мера административного взыскания, не предполагает изъятие всего имущества правонарушителя, каковым является мера уголовного наказания.

Настоящее законодательство предусматривает широкий круг применения такого вида административного взыскания. Вместе с тем, в Особенной части КоАП РФ увеличен перечень объектов, подлежащих конфискации, в частности, это могут быть валютные ценности, денежные средства, боеприпасы и оружие (за исключением случаев, когда охота и рыболовство являются основными законными источниками средств к существованию, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ), средства связи с отсутствием сертификатов, этиловый спирт, незаконная печатная продукция, транспортные средства и другое. Конфискация объекта административного правонарушения назначается в судебном порядке.

Лишение специального права

Данная мера административного наказания применяется в отношении лиц, систематически нарушающих порядок пользования данным правом. Срок административного взыскания в виде лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3-х лет. Отметим, что в соответствии с 3.8 КоАП РФ лишение специального права на управление транспортным средством, как мера административного воздействия, не может быть применена в отношении лица, использующего транспортное средство в связи с инвалидностью, исключения составляют:

  • случаи управления ТС в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • случаи уклонения от медицинского освидетельствования с целью установления состояния опьянения;
  • случаи оставления места ДТП, участником которого являлось лицо-инвалид, управляющее транспортным средством.

Административный арест

Данная мера административного наказания представляет собой самую строгую норму административной ответственности в отношении правонарушителя и предполагает содержание последнего в условиях изоляции от общества на определенный срок. Административное взыскание в виде ареста может быть назначено на срок - до 15 суток, за нарушение режима чрезвычайного положения, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ряд других нарушений - до 30 суток. Порядок содержания лиц, в отношении которых была вынесена мера административного наказания, во время отбывания административного ареста определен Федеральным законом от 26.04.2013 г. №67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Мера наказания в виде административного ареста не может быть применена в отношении следующих лиц:

Дисквалификация

Данная мера административного наказания представляет собой лишение права физического лица занимать руководящие должности, входить в совет директоров, заниматься предпринимательскими видами деятельности, управлять юридическим лицом. Срок дисквалификации, определенный законодательством, может составлять от 6 месяцев до 3-х лет. Данная мера административного наказания назначается в судебном порядке и может быть установлена в отношении:

  1. сотрудников, которые выполняют административно-хозяйственные, организационные либо распорядительные функции в исполнительном органе юридического лица;
  2. членов совета директоров;
  3. граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр.лица.

Административное выдворение иностранных граждан без гражданства за пределы РФ

Данная мера административного наказания предполагает принудительное перемещение правонарушителя через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы. Практически все статьи КоАП РФ, содержащие данный вид наказания, закрепляют за собой право вынесения дополнительного наказания - административного штрафа. Административное выдворение за пределы РФ назначается в судебном порядке либо компетентными лицами органов исполнительной власти (например, сотрудниками пограничных органов). В случаях отсутствия необходимых средств у лица, выдворяемого за пределы РФ, его перемещение через Государственную границу производится за счет средств госбюджета.

Мера административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ не применима к гражданам иностранных государств, являющихся военнослужащими.

Нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный . При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

  • нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
  • нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет , и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации . Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или . При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета: