Вопросы создания системы противодействия коррупции возложены на. Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе? непосредственному руководителю в кадровую службу федерального государствен

С изменениями и дополнениями от:

31 марта, 1 июля, 4 ноября 2010 г., 12 сентября 2011 г., 4 января, 28 февраля, 28 июля 2012 г., 2 апреля 2013 г., 14 февраля 2014 г., 9 октября 2017 г., 13 мая 2019 г.

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

б) Совет для решения возложенных на него основных задач:

запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Заседание Совета ведет председатель Совета.

Решения Совета оформляются протоколом.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

7. Установить, что:

а) президиум Совета:

формирует повестку дня заседаний Совета;

рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

рассматривает заявления лиц, замещающих должность атамана войскового казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

рассматривает заявления лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо заместитель председателя президиума Совета;

в) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;

г) решения президиума Совета оформляются протоколами.

8. Установить, что председатель президиума Совета:

а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;

б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

в) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.

9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

10. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 731);

Журавленко Н.И., Даукаев И.М. формирование системы противодействия коррупции

В статье рассмотрены некоторые вопросы формирования системных мер противодействия коррупции.

Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция, борьба с коррупцией.

Zhuravlenko N.I., Daukayev I.M. formation of system of counteraction of corruption

In article some questions of formation of system measures of counteraction of corruption are considered. Keywords: corruption counteraction, corruption, fight against corruption.

В настоящее время актуальной является проблема разработки механизма создания и развития целостной системы противодействия коррупции. Попробуем сформулировать основные принципы построения такой системы. Для достижения целей борьбы с коррупцией необходимо решение следующих задач: обеспечить реализацию воздействий на коррупцию, при которых коррупционное поведение становится нецелесообразным, невыгодным для потенциального коррупционера; осуществить воздействие на общество, на его сознание, при котором убеждение в нецелесообразности коррупционного поведения превращается в устойчивую моральную парадигму; так структурировать затраты на противодействие коррупции, чтобы обеспечить снижение коррупции в обществе до оптимального уровня; построить систему противодействия коррупции так, чтобы обеспечить оптимальные значения устойчивости и эффективности общественной системы в целом.

Решение первой задачи требует воздействия на «функцию принятия решений» коррупционера, на функцию ожидания потерь. Коррупционное действие совершается только тогда, когда оно попадает в область целесообразного поведения, выгодного для потенциального коррупционера. Именно это не должно случиться, именно этому надо противодействовать. Иных путей эффективного воздействия на коррупционера быть не может. Существует только один способ недопущения коррупционного поведения - сделать коррупционное действие невыгодным и опасным для коррупционера.

В результате общественного регулирования исчезает (или почти исчезает) лишь абсолютно невыгодная нецелесообразная деятельность. Любая иная деятельность будет существовать, несмотря на репрессивные или воспитательные меры. Противозаконная, но выгодная для индивидуума деятельность неискоренима. Если общественное пространство (совокупность правового, экономического, политического и других пространств) не

дает проявиться преступным наклонностям, то они остаются нереализованными, тлеют, словно угли, под слоем пепла.

Вторая задача направлена на создание и поддержание представления общества о нецелесообразности (а следовательно, об аморальности) коррупционной деятельности. Это механизм управления динамикой общественной морали. Общественная мораль может необратимо изменяться только в том случае, если положения морали, внушаемые пропагандой и воспитанием, объективно выгодны всем членам общества.

Любое моральное убеждение, в том числе и убеждение в нецелесообразности коррупционной деятельности, базируется на личном и общественном опыте, на механизме бесчисленных проб и ошибок, доведенных до своего рода «общественного условного рефлекса». Общество должно активно воздействовать на эти процессы, идти для достижения цели на определенные затраты. Оценка соотношения «затраты-результаты» и здесь является критериальной. Затраты общества на компенсацию запаздываний становления морали являются целесообразными, эффективными при оптимальном соотношении затрат и результатов.

Третья задача решается в ходе проектирования системы противодействия коррупции, которое должно основываться на основном законе противодействия преступности: потери общества от преступности и затраты на борьбу с преступностью должны быть оптимальны по глобальному целевому общественному критерию. Реализация этого закона осуществляется путем создания совокупности механизмов воздействия на общество, на политические, экономические и социальные процессы в обществе, а также на потенциальных коррупционеров с целью обеспечения оптимальных соотношений затрат и потерь. Это действительно сложная задача, но она может быть решена.

Основные элементы системы противодействия коррупции могут включать: подсистему противодействия совершению коррупционных действий;

подсистему обнаружения коррупционной сделки; подсистему идентификации коррупционера; подсистему воздействия на коррупционера; подсистему воздействия на общество.

Перечисленные подсистемы достаточны для организации антикоррупционной деятельности и позволяют осуществлять ее оптимизацию по глобальному общественному критерию. Это условные наименования основных подсистем, которые не имеют отношения ни к существующим принципам построения правоохранительных органов, ни к действующим методам борьбы с коррупцией. Эта структура может рассматриваться как отправной пункт проектирования оптимальной системы противодействия коррупции.

Результаты деятельности в каждой из этих подсистем должны быть измеряемы и рассматриваться в качестве частных целей и способов достижения общей цели системы. Это позволяет установить для каждой из подсистем свой внутренний частный критерий принятия решений, критерий оценки деятельности и управления ею.

Для борьбы с коррупцией необходимы твердая политическая воля и личный пример высшего руководства. Но даже если это все появится, то на первых порах эффективность принимаемых мер будет снижаться укоренившимся у населения недоверием ко всему, что исходит от государства. Тем более что проникновение криминала в политику отражается на всем функционировании государственного организма, сами законы начинают действовать по-другому. Происходит рост недоверия общества к власти. И это страшно, потому что даже когда властные структуры пытаются реализовать хорошее решение, никто не верит, что за этим решением стоят благие намерения. Создается стереотип недоверия: все, что исходит от власти, - это не для общества, а для самой власти. Тем более что в стране идет повсеместная и постоянная война коррупционеров за сферы влияния. Едва ли не самым опасным оружием в этой борьбе являются средства массовой информации, каждое из которых сегодня имеет своего хозяина.

«Войны компроматов», в которые втянуты сейчас различные политические и экономические структуры, могут иметь неожиданные последствия: гибель мощных финансовых групп, проявление «эффекта отдачи», когда жертвой становится тот, кто первый поднимает оружие, а также впечатляющий крах эффектных чиновничьих карьер.

Все это либо уже происходит, либо близко к осуществлению. Но даже в относительно стабильной политической ситуации возможны более серьезные последствия и, прежде всего, отказ от

демократической и реформистской политики. Страх перед подобными возможностями подталкивает различные группировки к консолидации во имя самосохранения. Подобная консолидация может стать препятствием для борьбы с коррупцией. Такой «консолидации» коррупционных сил можно и нужно противопоставить другую - консолидацию общественных сил в борьбе с коррупцией. Но для этого необходим широкий спектр реально действующих общественных организаций. Бессмысленно бороться с коррупцией методами «посадок» коррупционеров, отрубания им рук или голов. Прежде всего, это очень сложно с процессуальной точки зрения, так как подобные преступления труднодоказуемые.

Только антикоррупционная политика как постоянный процесс может привести к положительному результату. Причем первый эффект возможен не ранее чем через три-четыре года. Так, например, в Италии после проведения в течение нескольких лет операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20 %.

Кардинальным средством против коррупции многие исследователи называют диктатуру, но мировой опыт доказывает обратное - политизированная борьба с коррупцией очень часто расчищала путь к диктатуре. Парадокс в том, что, установившись, диктатура еще больше раскручивает коррупцию, увеличивая ее масштабы и разлагая власть. Наконец, общество, находящееся в переходном состоянии от тоталитаризма (или долговременной диктатуры) к демократии, несет в себе вирус реванша диктатуры под лозунгом борьбы с издержками демократии, среди которых коррупция в числе первых.

По нашему мнению, цель борьбы с коррупционной преступностью в Российской Федерации состоит не в том, чтобы искоренить ее, а в том, чтобы добиться минимально возможного уровня коррупционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности. Эта цель вполне согласуется с общей целью борьбы с преступностью, которую четко сформулировал видный российский криминолог В.В. Лунеев: «Общество не в силах искоренить преступность, но оно в состоянии удерживать ее на более или менее социально терпимом уровне. Общество без преступлений утопично. И было бы большой ошибкой полагать, что социальная свобода, к которой человечество неистово стремится в течение всей своей истории, может коррелировать с полной интериоризацией уголовных законов во внутренние императивы поведения.

Такое возможно лишь в антиутопиях Дж. Оруэлла, где «свобода - это рабство». Преступность можно успешно контролировать и даже предупреждать в рамках объективно и субъективно возможного»1.

Основные направления организационно-управленческого механизма борьбы с коррупцией можно классифицировать по целям, по статусу субъектов управления коррупцией, по масштабу территориального охвата, по уровню субъектов коррупции, по общественным институтам.

Ключевой целью практически любой коррупционной деятельности является стремление к овладению экономическими ресурсами либо отстаивание политических интересов. В этой связи основные направления борьбы с коррупцией по целям ориентированы на обеспечение контроля за распределением экономических ресурсов, а также на сохранение политической стабильности в обществе. По статусу субъектов управления коррупцией необходимо выделить государственный сектор экономики и частный, негосударственный предпринимательский сектор, бизнес-структуры и т. д. По масштабу территориального охвата выделяются межрегиональное и международное сотрудничество.

Роль общественных институтов в современных условиях имеет немаловажное значение. Возможности средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений, ориентированных на реализацию мер по борьбе с коррупцией, фактически безграничны, и именно на них следует делать основной акцент при реализации прочих основных направлений.

По уровню субъектов основные меры борьбы с коррупцией должны реализовываться на институциональном и низовом (индивидуальном) уровнях. Причем институциональный уровень должен реализовываться через укрепление нормативноправового законодательства, а индивидуальный, низовой - через формирование нравственных, культурных ценностей, деловой репутации людей и страны в целом.

Организационно-управленческий механизм борьбы с коррупцией предполагает наличие соответствующих целей, задач, инструментов, методов,

1 Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые региональные и российские тенденции. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 29-30.

принципов и факторов. Рассмотрим их более подробно. Ключевой целью повышения эффективности организации механизма противодействия коррупции является повышение уровня и качества жизни населения, а также повышение индекса развития человеческого потенциала. В соответствии с этой целью должны быть решены следующие задачи: укрепление нормативно-правового законодательства; контроль за распределением экономических ресурсов; сохранение политической стабильности в обществе; формирование и развитие нравственных и культурных ценностей, деловой репутации страны и другие.

Создание условий экономической стабильности и национальной безопасности немыслимо без соответствующих инструментов, главным из которых является ужесточение федерального нормативно-правового законодательства, укрепление международного сотрудничества. С целью отслеживания реальной ситуации, происходящей в российской действительности, необходимо осуществлять регулярный мониторинг общественного мнения, контролировать доходы должностных лиц и членов их семей.

Классические методы управления, оправданные временем, включают экономические, административные и социально-психологические направления.

Реализация основных направлений противодействия коррупции немыслима без соблюдения следующих принципов: справедливости, про-

зрачности, беспристрастности, недопущения конфликта интересов, политической нейтральности, соблюдения норм и правил служебной и профессиональной этики и ряда других.

Главными индикаторами того, что разработанная система противодействия коррупции успешно реализуется, будут следующие факторы: удовлетворенность граждан социально-экономическим благополучием в обществе, развитие научно-технического прогресса, развитие международного сотрудничества, а также повышение деловой активности на разных уровнях.

Пристатейный библиографический список:

1. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые региональные и российские тенденции. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

19 мая 2008 года N 815

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

(в ред. Указов Президента РФ от 31.03.2010 N 396, от 01.07.2010 N 821)

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).
Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
2. Установить, что:
а) основными задачами Совета являются:

Подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

Контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

Б) Совет для решения возложенных на него основных задач:

Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Заседание Совета ведет председатель Совета.

Решения Совета оформляются протоколом.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

4. Утвердить прилагаемый состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

6. Утвердить прилагаемый состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

7. Установить, что:

А) президиум Совета:

Формирует повестку дня заседаний Совета;

Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

Создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

Рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

Б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо по его поручению один из членов президиума Совета;

В) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;

Г) решения президиума Совета оформляются протоколами.

8. Установить, что председатель президиума Совета:

А) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;

Б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

В) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

Г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.

9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

10. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 731);

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 1068 "О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4210).

11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

СОСТАВ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Медведев Д.А. - Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Барщевский М.Ю. - Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

Бастрыкин А.И. - Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

Дубик С.Н. - начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

Зорькин В.Д. - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Иванов А.А. - Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Кучерена А.Г. - член Общественной палаты Российской Федерации

Лебедев В.М. - Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Мартынов А.А. - член Общественной палаты Российской Федерации

Нарышкин С.Е. - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

Окорокова Г.П. - член Общественной палаты Российской Федерации

Руденко В.Н. - директор учреждения Российской академии наук Институт философии и права Уральского отделения РАН

Степашин С.В. - Председатель Счетной палаты Российской Федерации

Хабриева Т.Я. - член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор

Якобсон Л.И. - доктор экономических наук, профессор

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

(в ред. Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 396)

Нарышкин С.Е. - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель президиума Совета)

Бортников А.В. - директор ФСБ России

Брычева Л.И. - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

Дворкович А.В. - помощник Президента Российской Федерации

Дубик С.Н. - начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров(ответственный секретарь)

Коновалов А.В. - Министр юстиции Российской Федерации

Марков О.А. - помощник Президента Российской Федерации

Набиуллина Э.С. - Министр экономического развития Российской Федерации

Нургалиев Р.Г. - Министр внутренних дел Российской Федерации

Собянин С.С. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Чайка Ю.Я. - Генеральный прокурор Российской Федерации

Чуйченко К.А. - помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации

В антикоррупционной системе России выделяются органы государственной власти, осуществляющие разработку антикоррупционной политики. Они вырабатывают стратегию противодействия коррупции, которая является инструментом долгосрочной государственной антикоррупционной политики. Стратегия представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственного и муниципального управления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

В отличие от антикоррупционной стратегии Национальный план противодействия коррупции является инструментом краткосрочной государственной антикоррупционной политики. Ныне действует Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147. Положения об организационных основах противодействия коррупции, содержатся и в Федеральном законе «О противодействии коррупции», ст. 5 которого определяет организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции (п. 1 ст. 5).

Совет по противодействию коррупции

При Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции, который был учрежден «в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих» (Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815).

Основными задачами Совета по противодействию коррупции являются:

  • а) подготовка предложений Президенту РФ по реализации государственной антикоррупционной политики;
  • б) координация деятельности органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
  • в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (п. 2 Указа Президента РФ от 19.05.2008 № 815).

Для решения возложенных на Совет по противодействию коррупции основных задач Совет запрашивает и получает необходимые материалы от органов государственной власти Российской Федерации, приглашает на свои заседания представителей этих органов, а также представителей общественных объединений (п. 2 Указа Президента РФ от 19.05.2008 № 815). Полномочия Совета подчеркивают совещательный характер его деятельности.

Следует отметить, что подобный профильный совещательный орган при Президенте РФ уже существовал в недалеком прошлом, правда, назывался иначе. Указом Президента РФ от 24.11.2003 № 1384 при Президенте РФ был создан Совет по борьбе с коррупцией «в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны». Он и существовал до 2007 г. Следует отметить схожесть формулировок и цели деятельности советов в части устранения причин и условий, порождающих коррупцию. В отличие от Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, основной задачей Совета по борьбе с коррупцией являлось «оказание содействия Президенту Российской Федерации в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации» (Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384). Практика показывает, что наличие совещательного органа при Президенте РФ не является серьезным препятствиям на пути распространения коррупции в государстве, поскольку решения такого органа носят достаточно общий характер.

Президиум Совета по противодействию коррупции

Для оперативного решения вопросов в Совете по противодействию коррупции образован Президиум Совета по противодействию коррупции. Возглавляет Президиум Совета глава президентской администрации. Президиум формирует повестку дня заседаний Совета и рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета, а также создает рабочие группы по особо важным вопросам, рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих, и вопросы урегулирования конфликта интересов (п. 7 Указа Президента РФ от 19.05.2008 № 815).

Президиуму Совета по противодействию коррупции совместно с Правительством РФ в Национальном плане дан ряд поручений, среди которых можно отметить принятие мер по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, т.е. руководство деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих осуществляется на высшем государственном уровне, что, с одной стороны, укрепляет систему государственного управления, централизуя ее, а с другой - повышает зависимость региональных органов управления от центра, что при определенных условиях может служить почвой для злоупотреблений.

Кроме того, Президиуму Совета по противодействию коррупции совместно с Правительством РФ поручено обеспечение подготовки методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции. Им предстоит ответить на вопросы: как и каким образом должна осуществляться антикоррупционная деятельность в России. Вместе с тем, процессы противодействия коррупции давно запущены, а их направления определены Федеральным законом «О противодействии коррупции», поэтому Президиуму Совета совместно с Правительством РФ было бы целесообразней поручить обеспечение подготовки методических рекомендаций по вопросам повышения эффективности противодействия коррупции в России.

Председателем Президиума Совета по противодействию коррупции является руководитель Администрации Президента РФ. Он формирует повестку дня заседаний Президиума Совета, определяет направления деятельности созданного Президиумом Совета рабочих групп и утверждает руководителей этих групп, организует обеспечение деятельности Совета, а также докладывает Совету о ходе реализации антикоррупционных мероприятий (п. 8 Указа Президента РФ от 19.05.2008 № 815).

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 гг. Председателю Президиума Совета по противодействию коррупции поручено обеспечить контроль за исполнением Национального плана противодействия коррупции и представление один раз в год председателю Совета по противодействию коррупции - Президенту РФ доклада о ходе его реализации и предложений по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции. Представляется, что исходя из принципов противодействия коррупции и особой важности реализации Национального плана противодействия коррупции этот доклад должен быть гласным. В настоящее время информация о докладе в СМИ очень скромная. Кроме того, председатель Президиума Совета по противодействию коррупции организует рассмотрение на заседаниях Президиума Совета ряда вопросов и обеспечивает подготовку проектов антикоррупционных актов и предложений Президента РФ, а также функционирование официального сайта Администрации Президента. Указом Президента РФ от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» к ведению Президиума Совета по противодействию коррупции было отнесено рассмотрение вопросов, касающихся урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан.

Федеральное Собрание Российской Федерации

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» Федеральное Собрание РФ обеспечивает разработку и принятие федеральных законов о вопросах противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

В Государственной Думе Федерального собрания РФ вопросами противодействия коррупции занимается профильный Комитет по безопасности и противодействию коррупции. Комитет осуществляет анализ федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, а также подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции. Комитет также взаимодействует с другими субъектами антикоррупционной деятельности и запрашивает необходимые материалы, выступает с инициативой проведения парламентских слушаний по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции и осуществляет иные полномочия.

В Совете Федерации Федерального собрания РФ вопросы противодействия коррупции находятся в ведении целой системы Комитетов Совета Федерации. Отсутствие профильного комитета обязывает все десять Комитетов Совета Федерации постоянно заниматься антикоррупционной деятельностью в границах своего профиля. Приоритетное место в этой системе принадлежит Комитету по обороне и безопасности, Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества , Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и т.д. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания взаимодействуют с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) по противодействию коррупционным практикам. Каждый комитет Совета Федерации в пределах своих полномочий проводит мониторинг антикоррупционного законодательства и практики его применения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях, изучает и обобщает опыт органов власти по противодействию коррупции в субъектах РФ, проводит экспертизу проектов федеральных законов и законов субъектов РФ в сфере противодействия коррупции, а также выполняет ряд других важных функций.

Сравнительный анализ деятельности Комиссий Федерального собрания РФ, осуществляющих в рамках своих полномочий, деятельность по противодействию коррупции, позволяет сопоставить их задачи. Исходя из анализа задач Комиссий, дабы исключить дублирование, целесообразно создать объединенную комиссию Федерального Собрания РФ по законодательному обеспечению противодействия коррупции, состоящую как из сенаторов, так и из депутатов.