Незаконный спил дерева. Обвинение в незаконной рубке леса. Если необходимо спилить дерево под окном

За нелегальную вырубку леса не получить реальный срок и не отправиться валить лес легально?

Незаконная вырубка лесов в России десятилетиями остается проблемной зоной в несовершенном российском законодательстве. Начнем с того, что наказание за нелегальную вырубку леса в нашей стране предусмотрено и уголовным и административным кодексами. В первом случае оно регламентировано статьей 260 Уголовного кодекса, а во втором – статьей 8.28 Кодекса об Административной ответственности Российской Федерации (КОАП РФ). Для начала разберем существующую проблему.

Что означает термин: «Незаконная вырубка леса»?

Под нелегальной вырубкой насаждений подразумевается рубка леса, которую производят без наличия на то законных оснований - официальных разрешающих документов (договор аренды или купли участка с лесными насаждениями в целях промышленной заготовки леса). Договор физического или частного лица должен быть заключен с Министерством лесного хозяйства соответствующей области.
Под незаконную вырубку также подпадает и повреждение дерева, кустарника или лианы до степени прекращения роста растения.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

151 юристов готовы Вам помочь.

В каких случаях рубка может быть разрешена официально?

На законных основаниях владелец или арендатор участка с насаждениями может проводить сплошную рубку главного пользования и сплошную санитарную рубку (она разрешена после экспертной оценки состояния деревьев, поврежденных в результате стихии, пожаров и т.д. То есть в тех случаях, когда спасти растения невозможно).

Чем грозит экологии и экономике России незаконная вырубка леса?

В случае с экономикой, то бюджет Российской Федерации ежегодно недосчитывается порядка 10 миллиардов рублей (данные за 2013 год). Особенно актуальна проблема в промышленных масштабах на Дальнем востоке и границе с Китаем. В стране Поднебесной сильно ужесточили требования к вырубке деревьев, поэтому серые – полулегальные лесозаготовки наплодились на границе с Россией в последние годы в огромных количествах. К приему леса они относятся с большим радушием, редко обращая внимание на законность происхождения вырубленных деревьев.

Это что касается промышленных масштабов. Российской экологии же вполне могут грозить и частные действия «черных рубильщиков». Дело в том, что при вырубке деревьев, например, для досок выбираются дорогие породы сосны, причем на месте рубки оставляются сучья и ненужные верхушки деревьев, которые затем высыхая являются причиной возникновения серьезных лесных пожаров.

Вырубка также вредит и животному миру, заставляя обитателей леса мигрировать с мест их привычного обитания. Для законной лесохозяйственной деятельности нелегальная вырубка также враг номер 1. Из-за истощения лесных баз центры лесозаготовок приходится смещать в районы со слабой лесной инфраструктурой, что сильно повышает стоимость готовой продукции, а зачастую и вовсе делает законную заготовку леса нерентабельной.

Кто имеет может задерживать правонарушителей и какой предусмотрен порядок фиксации и оформления нарушения?

Помимо правоохранительных органов, регулярные рейды по своим территориям обязаны совершать и государственные инспекторы от лесных хозяйств и РосПриродНадзора. Жалобы и сигналы от граждан о незаконной рубке также принимает специальная Природоохранная прокуратура. При фиксации нарушения на месте преступления до выяснения обстоятельств задерживаются все предполагаемые нарушители. Участники рейда затем составляют протокол и проводят расчет нанесенного ущерба. Если он, по предварительной оценке, не превышает пяти тысяч рублей, то дело вступает КОАП РФ.

Административное наказание

  1. Согласно статьи 8.28, на нарушителя может быть наложен денежный штраф до трех с половиной тысяч рублей. Если в преступлении задействовано должностное лицо, то его штраф уже может составить тридцать тысяч рублей, а юридические лица, как всегда, понесут самые большие убытки – до ста тысяч рублей штрафа.
  2. Если в рубке леса применялись различная техника, то сумма штрафа возрастает для всех категорий – частное лицо может заплатить четыре тысячи рублей, должностное сорок тысяч, а юридическое лицо уже 150 тысяч рублей. При этом вся атрибутика с помощью которое совершалось правонарушение должна быть изъята.

Уголовное наказание

  1. Если ущерб лесу нанесен уже существенный, то все материалы и доказательства нарушения, собранные в результате проверки, направляются в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Если нарушителей на месте установить не удалось, то правоохранители обязаны начать следствие по поиску и установлению виновников.
  2. При нанесенном ущербе свыше пяти тысяч рублей частный нарушитель уже может заплатить до 500 тысяч рублей или с него потребуют высчитать доход равный полученному за последние три года. Статья 260 также предусматривает присуждение обязательных или исправительных работ до двух лет с внушительным штрафом до 200 тысяч рублей.
  3. Это, что касается действия в одиночку. А если нарушение было совершено целой бригадой, еще и по предварительному сговору, то тут штраф легко достигнет полутора миллионов рублей. Принудительные и исправительные работы также предусмотрены, но еще преступнику грозит до четырех лет тюрьмы со штрафом до трехсот тысяч рублей.
  4. Если говорить о нарушителях промышленного масштаба, то последствия будут еще строже – в отдельно взятых случаях штрафы до трех миллионов рублей, исправительные и принудительные работы на большие временные отрезки. Также лишение права занимать некоторые должности и тюремный срок до семи лет.

Применение закона на практике

  1. При обвинении в незаконной вырубке подозреваемые чаще обращаются за квалифицированной юридической помощью. Как уже было озвучено выше, закон в этой области в России крайне несовершенен и обладает целым рядом слабых мест. Так, например, единого обозначения термина «рубки» в судебной практике не появилось до сих пор.
  2. И в ряде регионов он трактуется по-разному. Некоторые правозащитники считают, что под уголовно-правовым запретом находится только непосредственная рубка деревьев, и соответственно нарушителем можно считать только тех лиц, кто непосредственно участвует в вырубке леса (спиливание, вырубание и срезание насаждений). Те лица, кто занимается сопутствующей деятельностью – первичной разделкой деревьев, подготовке к вывозу и непосредственно вывозом леса при их осведомленности в вышеуказанной деятельности считаются лишь пособниками в преступлении.
  3. В других же регионах нарушителями закона являются все зафиксированные лица вне зависимости от распределяемых ролей в бригаде, будь то простые грузчики или водители. Отсутствие единообразия в практике и соответственно применение норм ответственности оставляют большой плацдарм для маневра адвокатам.

Также практика показывает, что фактически зафиксировать, а затем и доказать правонарушение зачастую оказывается крайне сложно или невозможно вовсе. Например, не всегда вывоз заготовленного леса производится в тот же день, что и вырубка деревьев (интервал может достигать двух недель, месяца или даже более). Таким образом задержанные при вывозе деревьев водители чаще всего утверждают, что не имеют никакого отношения к вырубке, а лишь перевозят брошенные деревья. К методологии первичного сбора информации о причиненном ущербе у адвокатов также могут быть серьезные вопросы. Кроме того, найти и доказать главных нарушителей – организаторов незаконной рубки подчас не представляется возможным.

Этим несовершенством системы, разумеется, продолжают пользоваться не только мелкие «рубщики», но и серые промышленники несмотря на кажущиеся серьезные последствия. Отсюда и постоянный рост масштабов незаконных вырубок леса по всей России. Действенной мерой исправления ситуации может быть только серьезная доработка нормативно-правовых актов, а также единый, утвержденный на федеральном уровне подход к применению наказания.

Представлять, к какой ответственности можно быть привлечённым за вырубку деревьев, и в каком случае, должен любой и каждый владелец или пользователь территории, на которой произрастают зелёные насаждения или имеются деревья, расположенные рядом с Вашим участком и представляющие угрозу для Ваших строений, посадок декоративных растений или линии электропередач. Или просто напросто затеняют Вашу территорию.

В этой публикации я коротко расскажу, в каком случае может наступить ответственность за вырубку деревьев. Что из себя представляет эта ответственность, а так же укажу на несколько моментов, от которых зависит размер наказания.

С ответственностью за спил зелёных насаждений я сталкиваюсь довольно часто, так как рубка нежелательных деревьев по заказу моих клиентов является одной из оказываемых мной услуг. В связи с этим, мне пришлось в своё время изучить досконально все нормы права, регламентирующие спил зелёных насаждений, ведь штрафные санкции за этот вид правонарушения касаются и меня, как непосредственного исполнителя. Кстати, мной несколько ранее была написана статья про незаконную вырубку деревьев, в которой я рассказал реальный случай из реальной жизни. Очень рекомендую Вам прочесть эту публикацию. Она расположена по адресу: (указать адрес, по которому лежит статья про незаконную вырубку деревьев).

Вот ещё одна ситуация, которую мне довольно часто приходится наблюдать в процессе выполнения работ по спилу зелёных насаждений. При осмотре деревьев, которые заказчик желает вырубить, выясняется, что назначенные к спилу насаждения расположены около участка заказчика на поселковой земле или землях Лесного фонда. На мой вопрос по поводу разрешительных документов слышу следующее: «А нельзя ли побыстренькому всё спилить, пока никто не видит?» Отвечаю: «Нельзя. Размер возможных штрафных санкций может намного превысить гонорар. Да и незаконно всё это… Получайте разрешение…» Далее я расскажу Вам, почему так говорю в некоторых случаях.

Вот, что можно сказать об ответственности за вырубку деревьев:

1. В каких случаях вырубка деревьев является незаконной и за это деяние специально уполномоченные должностные лица могут привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством? - В любых, когда требуется разрешительная документация на спил зелённых насаждений.

Разрешение на вырубку нужно оформлять в обязательном порядке, если деревья, которые Вы хотите убрать, расположены не на Вашей территории, а на землях Лесного фонда или на муниципальных землях.

Деревья, которые растут на Вашем участке, если Вы являетесь владельцем этой территории и в документах, подтверждающих Ваше право собственности на неё, не указанно каких-либо обременений и она не расположена в границах особоохраниемых природных территорий, Вы имеете право рубить без разрешения соответствующих контролирующих органов и к ответственности за это привлечены не будете.

2. Из чего складывается ответственность за незаконную вырубку деревьев? По результатам расследования Вы должны будете оплатить непосредственно сам штраф или понести уголовное наказание, а так же возместить размер ущерба, нанесённый Вами окружающей среде. Должен Вам сказать, что итоговая сумма может быть весьма и весьма внушительная.

3. Кто может быть привлечён к ответственности? – все, имеющие отношение к вырубки деревьев без оформленных разрешительных документов. Это и заказчик, и непосредственный исполнитель работы.

4. От чего зависит размер наказания?. Мера ответственности за незаконную вырубку деревьев зависит от многих факторов, таких, как толщина ствола срубленных деревьев, их порода и количество. И вот на что нужно обратить самое пристальное внимание в случае, если Вам грозит наказание за незаконный спил деревьев:

а) от размера рассчитанного ущерба зависит, будет ли возбуждено уголовное дело или ограничатся административным взысканием, а этот ущерб очень сильно зависит от породы срубленных деревьев. Самое дешёвое – осина, тополь, берёза. Затем идут хвойные: ель, сосна. Самые дорогие деревья – дуб. Ну а пихту, дуб северный, лиственницу, сосну кедровую рубить даже не думайте без тщательно оформленных всех разрешительных бумаг. Гарантировано заведут уголовное дело и последствия будут весьма печальные;
б) очень сильно зависят как размер самого ущерба, так и штрафные, от того, на чьей территории произошёл незаконный спил. Если на территории Лесного фонда – это один случай. Лесной фонд является федеральной собственностью, и его использование регламентируется Федеральным Лесным и Природоохранным законодательством. Другое дело, если без разрешения вырубились деревья на территории какого-либо муниципального образования. Так в Москве методика расчёта ущерба, нанесённого окружающей среде, очень сильно отличается в большую сторону от методики, по которой считают ущерб органы лесной охраны. И привлекают к ответственности за вырубку деревьев в Москве с учётом экологического законодательства города Москвы. Из-за этого, размер штрафных санкций в Москве за незаконную вырубку деревьев в разы превышает средний показатель по стране и легко может составлять порядка миллиона рублей всего лишь за три – четыре срубленных без разрешения дерева.


Вот коротко и всё, что нужно знать об ответственности за незаконному вырубку деревьев обыкновенному землепользователю, что бы проникнутся всей серьёзностью этого вопроса. На самом деле, тема ответственности за незаконную вырубку деревьев, очень обширная и востребованная. Поэтому, я обязательно займусь разработкой подробной инструкции по получению разрешения на вырубку зелёных насаждений, в которой изложу чёткий порядок действий.

Я буду очень рад, если данная статья удержала кого-либо из моих читателей от необдуманных поспешных действий и тем самым сэкономила кучу драгоценных времени, денег и нервов. Удачи Вам.

В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Уголовный закон призван обеспечивать конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и конституционную гарантию охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей.

В настоящее время в Российской Федерации распространение получило такое преступление, как незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ).

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы), либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ) причисляются такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдир коры).

Преступление признается оконченным с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста.

Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде 6 лет лишения свободы. Кроме того, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, орудия, оборудования или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, будут конфискованы.

Для справки:

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан , если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) - утратил силу;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.


Помимо уголовной ответственности за незаконную рубку деревьев существует и административная ответственность .

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба , причиненного посягательством, превышающий 5 тыс. руб. (примечание к ст. 260 УК РФ).

Другим критерием отграничения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, от административного правонарушения (ст. 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста , содеянное влечет административную ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ.

Для справки:

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Подготовлено по материалам Прокуратуры РТ , 26.06.2015 г.

///
Дополнительная информация. Выдержка из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 (ред. от 26.05.2015 г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

16. Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

17. К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

18. Уголовная ответственность по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.

19. При квалификации незаконной рубки, совершенной организованной группой (часть 3 статьи 260 УК РФ), следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать наличие организатора (руководителя), большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность, распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

Действия всех членов организованной группы, принимавших участие в подготовке или в совершении незаконной рубки насаждений, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части 3 статьи 260 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

20. Если лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, посредством использования другого лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ.

21. Действия лица, совершившего незаконную рубку насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за хищение чужого имущества.

Незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества.

22. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

Разъяснить, что критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.

Вы хотите удалить дерево на своём участке или разросшийся куст перед многоэтажкой не пропускает свет в окна первого этажа? Желаете сделать всё в соответствии с законом, но не знаете с чего начать оформление? Эта статья поможет вам.

В свете всё больше и больше ухудшающейся экологической обстановки в мире сохранение деревьев и кустарников как естественных хранителей климата и качества воздуха носит государственный характер. Принимается множество законов, постановлений, рассматривается несметное количество законопроектов по всей стране, и все они напралены на то, что каждое дерево должно быть сохранено.

Самым главным в перечне тематических нормативных актов, пожалуй, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно 16 статье этого документа, любое негативное воздействие на окружающую среду является платным. А глава 14 этого закона полностью посвящена ответственности за нарушения в области охраны природы. Так за невыполнение некоторых норм можно получить не только имущественное взыскание, но и попасть под административное или уголовное наказание. Не менее важен при сохранении экологического наследия и Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ. Главой 13 он также устанавливает ответственность за незаконное использование леса и нанесение ущерба зелёным насаждениям. Лицо, причинившее своими действиями вред, обязано его возместить. Более подробно о методике и таксах для исчисления размера ущерба можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Как бы не было важно сохранение природы и в частности деревьев и кустарников для страны, однако случаются ситуации, когда без удаления конкретного растения обойтись просто невозможно. Это строительство новых домов и коммуникаций в городах, прокладка линий электропередач в лесах, удаление сухих и потенциально опасных деревьев и многое другое. Есть и другие примеры использования древесной растительности: заготовка топлива и деловой древесины. Рассмотрим, как должны быть оформлены эти виды работ в каждом случае.

Удаление зелёных насаждений на собственном участке

Многие люди считают, что если земля находится в их собственности, то и всю растительность можно уничтожать по своему усмотрению. Однако мнение это ничем не подкреплено и относится в большей степени к плодовым деревьям и кустарникам на дачных участках. Так, если в вашем саду погиб куст смородины и вместо него решено посадить грушу — за разрешением идти нет нужды. Но если дело касается клёна или дуба, произрастающего на участке, или прочих деревьев, то без оформления соответствующих документов можно обойтись далеко не всегда. В Москве, к примеру, получение порубочного билета и для удаления деревьев и для их обрезки обязательно для всех, независимо от принадлежности территории. И даже если вы сами когда-то посадили это дерево, оно всё равно относится к городскому зелёному фонду, охраняемому законом по всей строгости. Конечно, можно срубить растение «втихаря», но есть риск ответить за нарушение. Особенно если соседи хотят пополнить ряды борцов за экологию района за ваш счёт.

На необъятных просторах нашей страны есть и такие регионы, где на муниципальном уровне владельцам частных домовладений дано право на самостоятельное распоряжение растительностью в пределах границ своего участка. Обычно это оговаривается в правилах содержания и охраны зелёных насаждений для конкретного поселения или района. Но если вы не уверены, что в вашей местности принят такой документ, или не знаете об актуальных изменениях — лучше всё же обратиться за разрешением. В случае, когда удаление деревьев не запрещено, вы совершенно бесплатно получите отказ, мотивированный отсутствием необходимости получения каких-либо разрешений. Этот документ тоже своего рода «разрешение» и с его помощью можно будет отстоять свою правоту перед соседями, грудью вставшими на защиту экологии ценой вашего дерева.

Если разрешение всё же требуется, обратиться в компетентные органы придётся. В разных местах эту функцию выполняют различные организации: администрации районов и городов, исполнительные комитеты и т. п. Подготовкой самих разрешений зачастую занимаются отделы охраны окружающей среды или экологический контроль. В Москве порубочные билеты выдаются по принципу «одно окно» Департаментом природопользования. Ваше обращение будет рассмотрено в течение 30 дней (рабочих) с момента регистрации. Однако не следует слишком рассчитывать на какой-то определённый срок. При отсутствии конкретного перечня документов ваше заявление попросту не примут или примут, но первое уведомление будет об отсутствии необходимых бумаг. Во втором варианте срок начинает своё исчисление с момента предоставления полного комплекта.

Для получения разрешения недостаточно лишь направить запрос, зачастую требуется организовать и, что немаловажно, оплатить проведение обследования удаляемого дерева или кустарника. Специалисты определят породу, толщину и состояние растения. На основании результатов обследования будет составлен план мероприятий по озеленению и рассчитаны компенсационные выплаты. Взамен одной удалённой единицы обычно высаживают несколько новых. А в тексте разрешения указывается, что можно удалить такое-то растение по такому-то адресу при условии перечисления средств в рассчитанном размере в пользу администрации. Следует обратить внимание на то, что многие путают акт обследования с самим разрешением. Основанием для действий является лишь полученный определённым образом оформленный документ: порубочный билет или разрешение (в зависимости от местоположения).

Однако это общий случай. Чаще всего удаление деревьев на участках граждан связано с какими-либо неудобствами: дерево высохло и угрожает падением, ветви упираются в крышу дома, кустарник создаёт густую тень, и солнечный свет не попадает в жилое помещение. В большинстве таких случаев компенсационные выплаты и посадки не производятся, и дерево можно удалить не слишком тратясь на восстановление экологии. В особых случаях, когда дерево официально признано аварийным, его можно срезать, имея на руках лишь акт обследования с соответствующей отметкой.

Удаление зелёных насаждений на арендуемых участках

Алгоритм действий будет, как и в варианте с собственным участком , однако есть некоторые особенности. Так при получении разрешения пакет документов будет несколько увеличен и вам нужно будет предоставить следующее:

  1. Письмо-заявку от хозяина зелёных насаждений о необходимости выдачи разрешения в компетентный орган.
  2. Акт обследования указанных в заявлении зелёных насаждений, оформленный по всем требованиям соответствующей уполномоченной организацией.
  3. Перечётную ведомость зелёных насаждений, планируемых к вырубке или обрезке, заверенную подписью и печатью хозяина территории.
  4. План местности с указанием вырубаемых и подлежащих обрезке растений, заверенный печатью хозяина территории.
  5. Договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке или обрезке растительности.
  6. Доверенность на право получения разрешения, оформленную владельцем участка в соответствии со всеми нормами.

Немного упрощается ситуация, если договор аренды предусматривает право на обращение с зелёными насаждениями по своему усмотрению и это чётко прописано в тексте. В этом случае заявку на получение разрешения можно оформить от своего имени, а вместо доверенности приложить заверенную в установленном порядке копию договора.

Удаление зелёных насаждений на участках, принадлежащих посторонним людям или сторонним организациям

Если с удалением растительности на собственной территории всё более или менее понятно, то что делать, когда вашему дому угрожает накренившееся соседское дерево — вопрос не такой уж и простой. Разрешение на спил растительности на чужом участке вам никто не даст, следовательно, вопрос нужно решать с владельцем территории.

Для начала следует написать соседу (или соседствующей с вами организации) письмо с просьбой удалить аварийное дерево. Для того чтобы доказать этот факт в последствии, при передаче бумаги можно попросить получателя расписаться на копии. В случае отказа письмо направляется почтой с уведомлением о вручении. Довольно часто соседи упираются и не хотят производить работы за свой счёт. Если вы не хотите портить отношения — можно решить вопрос, оплатив работы из своего кошелька. Однако когда и такое предложение не принято или вы не намерены оплачивать то, за что, собственно, должен отвечать владелец территории, следующий шаг — написание жалоб. Для этого подойдёт организация, заведующая в вашем районе зелёными насаждениями и выдающая разрешения на их удаление и обрезку. Именно эта контора помимо согласования может написать и предписание, которым обяжет нерадивого соседа избавиться от растительности на участке. Если дерево не просто бросает густую тень на ваши окна, а является потенциальной угрозой жизни и здоровью — можно написать заявление в прокуратуру. В таком случае будет рассмотрена уголовная ответственность владельца злосчастного растения.

Удаление зелёных насаждений на государственных землях (территории городов, посёлков, леса, земли общего пользования)

Удаление растительности на землях с определённым хозяином дело нужное, но довольно редкое. Большинство вопросов возникает тогда, когда приходится срезать дерево на земле, принадлежащей государству. И не только в случае создания помех для жилья, но и в случае заготовки древесины, дров и прочего. Для всего этого требуется своё разрешение. Рассмотрим некоторые случаи более подробно.

Случай № 1. Произрастающее на городской земле дерево затеняет окна квартир

Для начала следует установить факт ухудшения освещённости квартиры солнечным светом. Подтверждается это санитарно-эпидемиологическим заключением о несоответствии помещения нормам по инсоляции. Для проведения соответствующих замеров и последующего оформления документа следует обратиться в Роспотребнадзор. Если факт установлен, то следующий шаг написание письма-прошения об удалении растения в организацию, заведующую этой территорией. Это может быть ЖЭУ, администрация района, управление садовым товариществом и прочие. Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией с принятием соответствующего решения: удалением дерева или его обрезкой до достижения квартирой норм по инсоляции.

Если после вашего обращения прошёл немалый срок, а действия администрацией так и не начаты, можно написать заявление в органы экологического контроля. Эта организация выдаст соответствующее предписание. Следует помнить, что ответственность лежит не только на гражданах, пытающихся незаконно вырубить растительность, но и на чиновниках, не следующих законам и допускающим неправильное содержание зелёных насаждений. Несомненно, радует тот факт, что штрафы для должностных лиц на порядок больше.

Случай № 2. Вы решили проложить коммуникации к себе на участок, но вам мешают кустарники и дерево, растущие на земле общего пользования

Этот случай немного сложнее рассмотренных ранее. Здесь помимо разрешений и актов осмотра местности необходимо предоставить к рассмотрению ещё и некоторые разделы проекта. При рассмотрении будут учтены все варианты сохранения зелёных насаждений, в том числе возможность пересадки. Отсутствие последнего значительно упрощает сбор документов и проведение строительных работ. Да и ответственность за пересаженные и погибшие деревца никого не обрадует.

В общем случае для выдачи разрешения необходимо предоставить следующее:

  1. Разрешение на строительство, выданное и оформленное в установленном порядке.
  2. Договор аренды на землю, на которой будет производиться строительство.
  3. Генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории, по которой пройдёт коммуникация.
  4. Заключение экологической экспертизы на разработанный проект.
  5. Заключение по дендрологической части на документацию.
  6. Перечётная ведомость зелёных насаждений.
  7. Подтверждение оплаты оформления и компенсационных выплат.
  8. Акт пометки деревьев, предусмотренных к удалению.
  9. Проект компенсационного озеленения территории (необязательно та же местность).

Если вы планируете не новое строительство , а всего лишь ремонт уже существующих коммуникаций, список документов будет несколько короче:

  1. Заявление-письмо от заказчика строительства, то есть от вас с указанием контактного телефона и контактных данных исполнителя (ваших либо вашего представителя) в полном объёме.
  2. Генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории с чётким указанием зон производства работ и охранной зоны существующих коммуникаций.
  3. Заключение по дендрологической части проекта.
  4. Заключение экологической экспертизы (в случае если некоторые из инженерных коммуникаций пройдут по новому следу).
  5. Подтверждение оплаты компенсации за уничтожаемые объекты растительного мира.
  6. Копии договоров с фирмами, которые будут осуществлять вырубку или пересадку растений на указанной территории.
  7. Адреса пересадки зелёных насаждений, если пересадка предусматривается проектом.
  8. Проект благоустройства указанной в заявлении территории.
  9. Проект компенсационного озеленения территории.

Часто люди, сажая то или иное дерево, не задумываются о нанесении вреда коммуникациям. В случае если растение произрастает в охранной зоне или по другим причинам нарушает требования нормативно-правовых актов — его удаление производится без возмещения компенсации, в том числе и компенсационных посадок.

Случай № 3. Заготовка древесины в лесу для собственных нужд

Покосившийся от времени сарай или повреждённая пожаром постройка требуют пополнения запасов древесины для ремонта. Наиболее оптимальным вариантом, по мнению многих, является самостоятельная заготовка материалов, как говориться, прямо на месте. Особенно если до леса рукой подать. На территории Российской Федерации действующим Лесным кодексом предусматривается право граждан на заготовку древесины на собственные нужды путём заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Это оговорено в статье № 30.

Для оформления договора необходимо направить письменное заявление в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины. При подписании этого документа необходим выезд на место заготовки леса представителя лесничества и представителя заготовщика — для определения и пометки деревьев, предусмотренных в рубку, и оформления технологической карты на разработку лесосеки. Перед закрытием договора гражданин обязан вызвать на место производства работ представителя лесничества для проведения освидетельствования. Оно предполагает собой:

  1. Оценку очистки места рубки от веток, остатков древесины и прочего мусора.
  2. Соблюдение технологии заготовки, оговоренной технологической картой.
  3. Соответствие объёма заготовленной древесины объёму, указанному в договоре.

После проведения освидетельствования выдаётся разрешение на вывоз заготовленной древесины из леса.

Случай № 4. Заготовка дров путем очищения леса от бурелома и ветровальных деревьев

Многие считают, что можно самостоятельно очищать лес от поваленных и высохших деревьев: и себе польза и природе помощь. Однако законодательство Российской Федерации такое право за своими гражданами не закрепляет. Напротив, самовольная заготовка и вывоз древесины буреломных и ветровальных растений карается немалыми штрафами и конфискацией орудия заготовки (обычно пилы или топора), если вас застали на месте преступления.

Оформляется заготовка дров , как и в предыдущем случае, с соответствующей оплатой. Правда, стоимость такой древесины довольно низкая из-за пригодности только в качестве топлива и не так уж сильно ударит по карману. Если же заготовка бурелома будет производиться без соответствующего разрешения и оценки — в расчёт ущерба она пойдёт по стоимости деловой древесины. В совокупности с конфискацией пилы и уплатой штрафа сумма набежит значительная, гораздо больше оплаты годового запаса уже колотых и привезённых на место дров.

Удаление зелёных насаждений на охраняемых землях

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» установлены территории, на которых применяется особое законодательство при охране зелёных насаждений.

Так, на землях заповедников зачастую не допускается не то что повреждение растительности, но и само пребывание посторонних. Национальные парки более лояльны и допускают заготовку древесины гражданами для собственных нужд. Под этот закон попадают и парки и санаторно-оздоровительные курорты, а также места к ним приравниваемые. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается только уголовная. Следует также отметить, что при назначении наказания судом может быть предусмотрена и довольно крупная конфискация имущества, задействованного при нарушении законодательства. В частности, это могут быть не только инструменты, но и транспортные средства.

В заключение хотелось бы добавить несколько слов об ответственности. Так, глава 26 УК РФ, а именно статьи с 260 по 262, предусматривает уголовные наказания за правонарушения против растительности. Здесь и крупные штрафы, и исправительные работы, в некоторых случаях предусматривается и лишение свободы. Хочется отметить ужесточение ответственности за нарушение законодательства группой лиц по предварительному сговору. Эта поправка применяется наиболее часто, т. к. заготовка древесины и даже простой спил дерева в одиночку — мероприятие практически невыполнимое. Административные наказания предусматриваются ст. 8.28 КоАП РФ, но применяются они лишь для незначительных правонарушений. При заготовке дров и древесины, строительстве и просто обрезке деревьев следует уточнять местные правовые документы, регламентирующие охрану зелёных насаждений. Из-за размеров нашей родины различия местных нормативных актов могут доходить до полностью противоположных.

Большинство людей не задумываются о ценности леса в жизни человечества. Переоценить его важность трудно, так как лесные насаждения оказывают благотворное влияние на климат, способствуя наличию чистой воды и воздуха. К тому же лес придает разнообразие живой природе, является источником множества материальных ресурсов для человека. Однако стремительный рост городов, увеличивающееся потребление ресурсов, получаемых при переработке деревьев, привело к резкому сокращению площади территории, занимаемой лесами.

Законодательство РФ, направленное на сохранение леса

Именно поэтому законы РФ защищают подобные насаждения как в массовом масштабе, так и в единичном. Российские законы регулируют этот вопрос, запрещая самовольное искоренение деревьев, предусматривая как штраф за спил дерева в городе, так и за его пределами. Причем в зависимости от масштаба правонарушения предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. В данной статье будут рассмотрены штрафы за такие незаконные деяния в зависимости от их масштаба, а также в качестве примера - за спил деревьев в Москве и Московской области. Если у вас останутся вопросы после прочтения статьи - задайте их профессиональному консультанту, и получите ответ!

Уголовная ответственность за незаконную вырубку леса

Прежде всего стоит разобраться, что подразумевается под "значительным размером". Согласно примечанию ст.260 УК РФ, у правительства есть особая методика расчета ущерба и такса, согласно которым размер ущерба классифицируется на три категории:

  1. Значительный размер - более 5 000 рублей.
  2. Крупный размер - более 50 000 рублей.
  3. Особо крупный размер - более 150 000 рублей.

Штраф за незаконную вырубку леса в первом случае будет назначен:

"...в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового" (ст.260 ч.1 УГ РФ).

Искоренение лесных посадок в крупных размерах, а также если это преступление совершенно группой лиц или лицом, воспользовавшимся своим служебным положением, приведет к наказанию в виде:

"...штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового."

Вышеперечисленные действия в особо крупных размерах предусматривают наложение ответственности:

"...в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового."

Штрафы за спил деревьев в Москве и Московской области

Зеленые насаждения в столице РФ строго охраняются, так как в условиях мегаполиса каждое дерево на счету. Именно поэтому в Москве запрещен самовольный сруб даже одного дерева или кустарника. Чтобы срубить хоть одну единицу зеленых насаждений, необходимо получить специальное разрешение - порубочный билет, выдаваемый лишь в определенных ситуациях и в установленном законодательном порядке. Даже одно самовольно спиленное дерево в Москве приведет к наложению:

"...административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей" (ст.4.19 КоАП г.Москвы N 45).

Штраф за спиленное дерево в лесах Московской области будет определяться по ст.8.28 ч.1 КоАП РФ, согласно которой незаконный спил

"...влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей."

Если правонарушение осуществлялось с применением механизмов и техники, то, по ч.2 с.8.28 КоАП, назначается штраф:

"...на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения"