Разрешено ли строительство на землях лесного фонда, что можно и нельзя делать на такого рода участках? Использование лесных ресурсов россии

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ , – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Виды разрешенного использования

Классификатор ВРИ лесных земельных участков:

Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

Право пользования

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

  1. концессии;
  2. на безвозмездной основе;
  3. не длительного пользования.

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать .

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.


Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласование границ земельного участка

Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» , согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу .

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:


Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок , при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации 11 . Лесной Кодекс Российской Федерации от 22.01.1997 //Сборник кодексов Российской Федерации устанавливает, что лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Эти документы выдаются при осуществлении любого вида лесопользования и любым лицам (как юридическим лицам, так и гражданам).

Выдача лесорубочного и лесного билетов возможна только на основании гражданско-правовых договоров (аренды, безвозмездного пользования, концессии, протокола лесного аукциона, имеющего силу договора). Исключение составляет краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей бюджетных учреждений, населения в порядке мелкого отпуска древесины, сельскохозяйственных организаций, где достаточно решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абз. 2 ст. 43) 1 . Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до 1 года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. Указанные документы выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре, и предоставляют право лесопользователю осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме и на конкретном участке лесного фонда.

Лесорубочный билет (лесной билет) на осуществление лесопользования в лесном фонде выписывается лесхозом. Он представляет лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и лесных второстепенных ресурсов. За пределами лесного фонда лесорубочные билеты выписывают организации, ведущие лесное хозяйство, или лесхозы по договору с соответствующими ведомствами.

Основание для выдачи лесничеством ордера - выданный этому лесничеству лесорубочный билет. В соответствии с ордером проводятся отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка лесных второстепенных ресурсов. Лесничеством, на основании ордера без выдачи лесорубочного билета, может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Лесной билет - документ, предоставляющий право на ведение лесопользования, кроме вывески и заготовки древесины, живицы и лесных второстепенных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом.

В случае возникновения лесного спора и рассмотрения его в суде (арбитражном суде) лесорубочный билет должен быть предъявлен как документ, имеющий доказательственную силу. В связи с этим необходимо строго соблюдать Правила учета, хранения, заполнения и выдачи бланков лесорубочных билетов, ордеров на мелкий отпуск древесины на корню и распоряжений леснику 11 Приказ Госкомлеса СССР №131 от 2.11.1983.. Лесной билет при лесных побочных пользованиях выдается лесничеством на один сезон. Если лесопользователь намерен получить участки лесного фонда на несколько сезонов, то он должен позаботиться об оформлении нового лесобилета.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли- продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Лесное законодательство содержит и правило о том, что использование лесов может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия лесных ресурсов, и о том, что использование лесов может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, то есть без оформления правоудостоверяющих документов на лесной участок. Например, в соответствии с п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

См.: ст. 80 Лесного кодекса РФ (1997 г.).

Примером использования лесов без изъятия лесных ресурсов является использование лесов в целях научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т.д. Обратим внимание, что положение п. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ касается всех лесов, независимо от того, на каких землях они расположены - на землях лесного фонда или на землях иных категорий.

Лесной кодекс РФ перечисляет дополнительные основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком, не предусмотренные земельным и гражданским законодательством, за невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. В этом проявляется специфика лесных правоотношений.

Использование лесов допускается в следующих целях: 1)

заготовка древесины; 2)

заготовка живицы; 3)

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4)

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5)

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; 6)

ведение сельского хозяйства; 7)

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8)

осуществление рекреационной деятельности; 9)

создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10)

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11)

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12)

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13)

строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14)

переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15)

осуществление религиозной деятельности; 16)

иные цели в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отметим также, что Лесной кодекс РФ содержит открытый (неисчерпывающий) перечень видов использования лесов. При этом право на осуществление (в пределах соответствующего участка леса) одного или нескольких видов деятельности предоставляется одному (а не нескольким, как в прежней редакции Лесного кодекса РФ) лесопользователю.

Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. При этом в Земельном кодексе РФ также нет исчерпывающего перечня целевого предоставления земельных участков в пользование.

Законодательство РФ о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Гражданам - в аренду либо безвозмездное срочное пользование.

Статья 71 Лесного кодекса РФ.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Конкретный вид права пользования зависит от вида использования лесного участка, предусмотренного Лесным кодексом РФ.

Особые требования законодатель устанавливает для предоставления лесных участков на праве аренды, что находит свое отражение в следующем: 1.

Обязательно проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 72, 74 Лесного кодекса РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений,

специализированных портов (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74 Лесного кодекса РФ). 2.

Обязательно проведение государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков. 3.

Установлены минимальный и максимальный сроки для договора аренды лесного участка. Срок от 10 до 49 лет - это так называемый общий срок, а до 49 лет или от 1 года до 49 лет - специальные сроки, в течение которых использование лесов допускается в целях, например:

выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - до 49 лет (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов - от 1 года до 49 лет (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - до 49 лет (ст. 45 Лесного кодекса РФ).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки. В этом смысле положения земельного и лесного законодательства взаимодополняют друг друга.

Лесной кодекс РФ содержит отсылочные положения на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Права аренды лесных участков регулируются непосредственно Лесным кодексом РФ, поскольку в Земельном кодексе РФ, в частности, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке аренды земельных участков.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентируется ст. 20 Земельного кодекса РФ, право безвозмездного срочного пользования земельными участками - ст. 24 Земельного кодекса РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов.

Неограниченное применение норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо - это должно делаться с учетом соответствующих положений Лесного кодекса РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Если лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке аренды до одного года не обязательна государственная регистрация этого факта. Лесной кодекс РФ регулирует лесные правоотношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских правоотношений, не должен им дублироваться.

Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом

РФ. Для этого необходимо подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор.

Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе:

сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;

передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);

отдавать арендные права в залог;

вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ (1997 г.) осуществлять запрещал. 3.

СТ 25 ЛК РФ

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Комментарий к Ст. 25 ЛК РФ

Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 - 15. До подпункта 8 включительно - это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 - 13 комментируемой статьи 25 Лесного кодекса России, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода - это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями - уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Использование лесов, согласно статье 25 Лесного кодекса РФ, может быть следующих видов:

1) заготовка древесины:

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, обра­зовательной деятельности;

7) осуществление рекреационной деятельности;

8) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

9) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных рас­тений, лекарственных растений;

10) выполнение работ по геологическому изучению недр, разра­ботка месторождений полезных ископаемых;

11) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искус­ственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

12) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электро­передачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

13) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

14) осуществление религиозной деятельности;

15) иные виды, определенные в соответствии с частью второй ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 Лесного кодекса РФ, закрепляющей право граждан свободно и бес­платно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять за­готовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недре­весных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о жи­вотном мире Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Вилы использования лесов, признаваемые предпринима­тельской деятельностью, осуществляются на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответ­ствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О го­сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно ст. 71 Лесною кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставля­ются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам - в безвоз­мездное срочное пользование и в аренду. В аренду лесные участки предоставляются в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, пред­усмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. В постоянное (бессрочное) пользование и без­возмездное срочное пользование лесные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.


По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмо­тренных Лесным кодексом РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесною участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 10 до 49 лет. В случаях использования лесов, предусмотренных п. 11-13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, договор аренды лесного участка заключается на срок от 1 года до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка опре­деляется в соответствии со сроком разрешенного использования ле­сов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аук­циона по продаже права на заключение такого договора, за исключе­нием случаев использование лесов для:

Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства,

Выполнения работ по геологическому изучению недр, для раз­работки месторождений полезных ископаемых;

Строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусствен­ных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специ­ализированных портов;

Строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

Реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

Заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юри­дическим лицам или индивидуальным предпринимателям для исполь­зования лесов в соответствии со ст. 43-46 настоящего Кодекса.

Лесной кодекс РФ 2006 г., в отличие от Л К РФ 1997 г., не пред­усматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов и вводит понятие лесная декларация - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в орган исполнительной власти, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осущест­вления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане осуществля­ют заготовку древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящих­ся в государственной или муниципальной собственности Купля- продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору купли-продажи лесных насаждений при­меняются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодек­сом РФ. В договоре купли-продажи лесных насаждений указывается местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по ре­зультатам аукциона по продаже права на заключение такого догово­ра, за исключением случаев: осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов: заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Граждане заключают договоры купли-про­дажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установ­ленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. Согласно ст. 94 Лесною кодекса РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Опенка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в со­ответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кадастровая стоимость лесных участков может определяться в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.