Незаконный спил деревьев ответственность. Можно ли спилить дерево во дворе многоквартирного дома и как осуществляется вырубка деревьев на придомовой территории? Что такое незаконная рубка лесных насаждений

Пилим деревья на своем участке - нужно ли платить штраф?

Чаще всего собственники участков решают избавиться от деревьев, которые находятся вблизи границ участка или строений, затеняют посадки, достают ветвями до линий электропередач. Также мешают деревья, которые растут на месте планируемого строительства. Первое, что приходит в голову собственнику участка, задавшемуся вопросом, можно ли спилить дерево на своем участке: «Раз участок в собственности, то - можно пилить».

Это не всегда так, важно учитывать некоторые отдельные законодательные нюансы. Участок не должен находиться на территории охранной экологической зоны, на которой вырубка категорически запрещена. В отдельных случаях при получении разрешения и в охранной экологической зоне можно спилить дерево на своем участке. Кроме того, посмотрите кадастровый план – есть ли на нем деревья, которые вы намереваетесь вырубить? Если есть, вырубка потребует разрешения.

Если участок принадлежит хозяину на правах собственности, деревья в плане не значатся, то можно спилить дерево на своем участке. Стоит уточнить, прописан ли этот момент в уставе и правилах садового общества. Также нужно руководствоваться местным законодательством, регулирующим вырубку деревьев.

Сколько нужно будет заплатить штраф за спиленное дерево?
Незаконная вырубка считается административным правонарушением, пока нанесенный лесному фонду ущерб не превысил 5000 рублей. Речь идет о деревьях, находящихся в лесном фонде.

На частных участках, с одной стороны, гражданский кодекс разрешает выполнять со своей собственностью, которой являются деревья, абсолютно все действия. Но если деревья относятся к зеленым насаждениям и нанесены на кадастровый план, то штраф может составить до 3500 руб. за одно такое дерево для частного лица. Предприятия и должностные лица вынуждены будут заплатить в десятки раз больше.

Участок может быть передан в аренду с последующей передачей в собственность при условии строительства дома. В этом случае – изучайте договор аренды. Там должно быть написано, как арендатор должен поступать с зелеными насаждениями, должен ли он получать в администрации разрешение на вырубку.

Таким образом, для того чтобы не платить штраф за спиленное дерево, перед вырубкой уточните юридические моменты:

кадастровый план;
договор аренды землию, если он есть;
документы садового общества или кооператива;
местное законодательство;
также нужно учесть, к какой категории земель относится ваш участок.
Если вы учтете все эти нюансы и документы, то штрафа за уничтожение деревьев не будет.

Штраф за вырубку деревьев. Административная и уголовная ответственность

Незаконное уничтожение лесов наносит значительный экологический и материальный урон, в связи с чем является серьезным правонарушением. Штраф за вырубку деревьев предусмотрен значительный – его сумма может достигать сотен тысяч рублей. К ответственности призывается любой гражданин, совершивший несанкционированный сруб, будь то индивидуальный предприниматель или дачник.

Законодательство

Незаконным удалением деревьев считается вырубка, осуществляемая без специального разрешения. Подобную документацию вправе оформлять и выдавать представители органов местного самоуправления или лесной охраны (лесники). Штраф за вырубку дерева в городе или лесной зоне назначается в случае несанкционированных действий на муниципальной и федеральной территории.

Нарушители закона привлекаются к ответственности органами государственной лесной охраны, сотрудниками экологической или обычной полиции. При задержании правонарушители забираются в отделение. Оборудование и инструменты, с помощью которых осуществлялся сруб, изымаются. Наказание назначается в соответствии с Законодательством РФ.

Уголовная ответственность

Незаконное уничтожение лесных насаждений относится к экологическим преступлениям и рассматривается статьей 260 УК РФ. К охраняемым растительным объектам относятся деревья, лианы и кустарники. Для того чтобы попасть под уголовную ответственность, необязательно устранять значительную часть леса, достаточно повредить насаждение без возможности его восстановления. Подобные деяния также караются законом.

О законе следует знать владельцам дач и собственнникам земель. Штраф за вырубку дерева на своем участке полагается гражданам, совершившим правонарушение на земле, граничащей с территорией охраняемой природы. Таковыми являются, к примеру, зоопарки, заповедники.

В качестве наказания предусматривается штраф за вырубку деревьев, который может сопровождаться дополнениями в виде работ, ограничений на деятельность, снятия с должности или лишения свободы. Масштаб правонарушения расценивается в зависимости от нанесенного ущерба и классифицируется как:


За использование механизмов и специальной техники, повлекшее повреждение лесных насаждений, также взимается штраф:

  • для физических лиц – до 5 тысяч рублей;
  • для уполномоченных лиц – 20-40 тысяч рублей;
  • для юридических организаций – от 200 до 300 тысяч рублей.
  • Другие виды наказаний

    За совершение уголовного правонарушения предусмотрены не только денежные санкции. В зависимости от причиненного ущерба, судом могут быть назначены иные виды наказаний.

    Значительный размер (от 5 тыс. руб.):

  • взыскание денежной суммы, равной размеру зарплаты или любых других доходов (за период до 3 лет);
  • обязательные работы — не более четырехсот восьмидесяти часов;
  • работы исправительного порядка — не более 2 лет;
  • работы принудительного характера — не дольше 2 лет со штрафом или без него;
  • лишение свободы сроком до 2 лет со штрафом или без него.
  • Крупный размер (от 50 тысяч ущерба):

  • взыскание денежной суммы, равной размеру заработной платы или других доходов (за период до 4 лет);
  • принудительные работы до 4 лет со штрафом или без него;
  • лишение свободы сроком до 4 лет со штрафом или без него;
  • Особо крупный размер (от 150 тыс. руб.):

  • взыскание штрафа, равного сумме любых материальных доходов (за период до 5 лет);
  • работы принудительного характера — до 5 лет со штрафом или без него;
  • лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом или без него;
  • лишение права на получение определенных должностей и занятие конкретными видами деятельности — до 3 лет.
  • Санкции для группы злоумышленников

    Штраф за вырубку деревьев в лесу группой людей приравнивается к наказанию за самый большой размер ущерба. В случаях, когда уничтожение деревьев было совершено организованной группой или в результате предварительной договоренности, назначаются максимально строгие меры пресечения – штраф до трех миллионов рублей или лишение свободы сроком до семи лет.

    Штраф за спиленное дерево в Москве

    Положение «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153) в п.6. «Охрана насаждений озелененных территорий» отмечает:

  • 6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
  • 6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
  • Таким образом, положение устанавливает порядок охраны и одержания зеленых насаждений. Больше положений п. 6. Охрана насаждений озелененных территорий: обязанности землепользователей, запреты на озелененных территориях, учет сухих деревьев, обязанности строительных и других организаций при производстве строительных работ, проведение новых посадок.

    Размер суммы штрафа за спил дерева

    Сумма штрафа за незаконный спил дерева регламентируется постановлением «Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45» (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы). В гл. 4. «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» постановлено:

    Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

    1. Повреждение зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей (от 3 500 до 4 000 руб.), (Фото 2) ; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).
    2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 руб.); на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).

    Статья 4.19. Незаконное уничтожение зеленых насаждений

    • Незаконное уничтожение зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 руб.); на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).
    • Штраф за несанкционированную пересадку дерева

      Случается, что вместо спила дерева сознательные граждане решают произвести его пересадку (Фото 3), ошибочно полагая, что таким образом они также избегут взыскания штрафа. В статье 4.23. «Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений» Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45″ (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы), отмечено:

      Статья 4.23. Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений

    • Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (20 000 р); на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (200 000 р).
    • Невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (20 000 р); на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (200 000 р).
    • Нормативы о порядке проведения спила дерева в Москве

      Порядок проведения спила дерева регламентирован Законом г. Москвы «О защите зеленых насаждений» (с изм. от 21.02., 19.12.2001; 25.06.2003; 17.03., 24.11.2004 г.), гл. 1. «Общие положения»:

      Статья 3. Вырубка деревьев и кустарников

    • Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях:
    • реализации проекта, предусмотренного градостроительной документацией, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы, получившего положительное заключение органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;
    • проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы;
    • восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;
    • ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ.
    • Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения — порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы. Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
    • Статья 4. Компенсационное озеленение

      Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств целевого бюджетного территориального экологического фонда города Москвы, а при недостатке указанных средств — за счет средств бюджета города Москвы. Если зеленые насаждения застрахованы, компенсационное озеленение производится за счет сумм страхового возмещения, выплачиваемых в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

      Если необходимо спилить дерево под окном

      Для проведения работ по удалению дерева необходимо получить порубочный билет.

      Его может получить только организация, на балансе которой находится территория с зелеными насаждениями — ГУ ИС (Государственное учреждение «Инженерная служба») района. Весь порядок необходимых согласований рабочей документации описан в «Правилах создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы».

      Для инициирования проведения работ по спилу дерева гражданину необходимо обратиться в Инженерную службу и подать заявление. Затем необходимые документы отправляются в Департамент природопользования, в отдел согласования порубочных документов. Специалист Департамента природопользования выезжает на место и составляет акт и ведомость с характеристикой дерева, подлежащего спилу. После этого принимается решение выдавать или не выдавать порубочный билет.

      Нормативы создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации

      Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153)

      Глава 1. Общие положения

      1.3. Состав рабочей проектной документации, по которой производятся работы по строительству новых объектов озеленения. 1.3.1. Производство работ по строительству объектов озеленения может осуществляться только при наличии утвержденной рабочей документации. Производство работ по эскизному проекту, проекту ТЭО и по проектной документации, разработанной на стадии «проект» не допускается. Рабочая документация может разрабатываться как самостоятельная стадия проектирования или входить составной частью в рабочий проект. 1.3.2. Рабочая проектная документация должна содержать необходимую информацию по производству работ по подготовке и вертикальной планировке территории, устройству дорожно-тропиночной сети, площадок разного назначения на озеленяемой территории, местами посадок деревьев и кустарников, посеву газонов, устройству цветников, расстановке малых форм архитектуры. Она не должна содержать излишней информации (обоснованию принятых решений, нормативных показателей и т.д.), которая указывается в утверждаемой части проекта и разрабатывается на стадиях эскизного проекта, ТЭО, проекта. Состав и содержание утверждаемых частей проектной документации с обоснованием принятых решений указывается в СНиП и методических указаниях по проектированию различных объектов озеленения и в настоящие «правила» не входят. 1.3.3. Дендроплан и перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на стройгенплане в масштабе 1:500. На стройгенплан наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяются, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки. Все эти данные записываются в перечетную ведомость, которая должна быть согласована со специально на то уполномоченным органом муниципального управления по управлению зеленым фондом города. На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке. Все деревья, которые подлежат сохранению, должны быть защищены от строительных механизмов специальными ограждениями. 1.3.4. План вертикальной планировки и дорожных покрытий. План вертикальной планировки и дорожных покрытий выполняется на геоподоснове в масштабе 1:500. На геоподоснову наносятся существующие и проектируемые здания и сооружения, инженерные коммуникации и дороги, сохраняемые зеленые насаждения с указанием: красных линий, красных отметок и поперечных профилей городских проездов, абсолютных отметок углов и полов первых этажей проектируемых зданий и входов, дождеприемных решеток (или лотков, канав и кюветов), крышек и лотков существующих коммуникаций, проектных (красных) горизонталей сечением через 0,2 м в зависимости от сложности рельефа, на проездах, тротуарах, отмостках, газонах, площадках, направлении и величин продольных уклонов на проездах, пандусах, лотках и др.; переломных точек продольных уклонов и их абсолютных отметок существующих и проектируемых; ширина проездов, тротуаров, отмосток, радиусов поворотов на пересечениях проездов, сохраняемый рельеф изображается пунктирными линиями. На плане вертикальной планировки и дорожных покрытий помещается таблица объемов дорожно-строительных работ. 1.3.5. Картограмма земляных работ. К плану вертикальной планировки на отдельном листе выполняется картограмма земляных работ, на которой указывается сетка квадратов размером 20?20 м с абсолютными красными, черными и рабочими отметками по углам квадратов или других геометрических фигур; средняя рабочая отметка по квадрату в метрах, объем земляных работ в м3 и площадь квадрата или другой фигуры в м2; нулевые линии перехода насыпи грунта условно обозначенные. Даются пояснения к балансу земляных работ, таблица объемов земляных работ насыпи и выемки в м и разрезы покрытий проездов, автостоянок, тротуаров и отмосток. 1.3.6. Разбивочный чертеж планировки масштаб 1:500. На разбивочный чертеж планировки наносятся: — здания и сооружения, проектируемые и сохраняемые (опорные); — сеть дорожек и площадок разного назначения; — проезды, дороги, отмостки. На чертеже должны быть указаны конструкции покрытий дорожек и площадок, а также их привязка к существующим и проектируемым зданиям и сооружениям. Выносные линии привязок по возможности не должны пересекаться. При невозможности «привязать» дорожки и площадки и другие элементы озеленения и благоустройства к видимым ориентирам допускается привязка их к местности путем наложения на чертеж координатной сетки. На чертеж наносятся также объемы работ, предусмотренные, проектом по устройству дорожек и площадок (пример разбивочного чертежа. 1.3.7. Посадочный чертеж масштаб 1:500. На посадочный чертеж наносятся: — сохраняемые (опорные) и проектируемые здания и сооружения; — подземные коммуникации, существующие и проектируемые; — дороги, проезды, отмостки, дорожки, площадки; — проектируемые и сохраняемые деревья и кустарники; — проектируемый газон; — проектируемые цветники; — оборудование (малые формы и их размещение); — размещение оборудования спортивных площадок не указывается. В этом случае указывается тип спортивной площадки и дастся ссылка на типовой проект. Дороги, проезды, отмостки, дорожки и площадки не привязываются. Газон затушевывается. Деревья одною возраста и вида соединяются между собой одной сплошной линией. Деревья привязываются к опорным и проектируемым зданиям и сооружениям, а также к дорогам и проездам. На посадочном чертеже дается: — место расположения цветников; — ассортимент проектируемых деревьев и кустарников с указанием наименования пород, возраста, размера кома, количества деревьев и кустарников по породам и возрастам по участкам работ для отдельных заказчиков (пример посадочного чертежа. Проекты отдельных цветников выполняются в виде фрагментов в масштабе 1:100, 1:200 с указанием ассортимента, количества рассады по культурам и мест посадки каждой культуры (рисунок чертежа). 1.3.8. Совмещенные чертежи. Для несложных по своей планировке и небольших по площади объектов разрешается выпускать совмещенные разбивочные и посадочные чертежи, на которые наносятся все элементы разбивочного и посадочного чертежа. 1.4. Необходимые согласования рабочей документации 1.4.1. Работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа. 1.4.2. Перед началом работ строитель обязан получить согласование представителей организаций, согласовывавших разрытие. Совместно с представителями этих организаций производитель работ наносит на рабочие чертежи фактическое положение кабелей и трубопроводов, места вскрытия шурфов и зоны ручной раскопки траншеи (котлована), а также устанавливает знаки, указывающие месторасположение подземных коммуникаций в зоне работ. Представители эксплуатационных служб вручают производителю работ предписания о мерах по обеспечению безопасности и сохранности принадлежащих им подземным сооружениям.

      Глава 6. Охрана насаждений озелененных территорий

      Охрана насаждений озелененных территории — это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций. 6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны: — обеспечить сохранность насаждений; — обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.; — принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях; — в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; — не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.; — новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий; — во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам; — при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет; — предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений. 6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям. 6.3. На озелененных территориях запрещается: — складировать любые материалы; — устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек; — использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, использование роторных машин на уборке озелененных улиц и площадей допускается лишь при наличии на машине специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения; — сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников; — сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (целесообразно их собирать в кучи, не допуская разносов по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования, вывозить на свалку или использовать при устройстве дренажа); — посыпать солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия; — сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; — проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций согласно установленным правилам; — проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта); — ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), устраивать игры; — разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны; — подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям; — добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения; — рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников; — разорять муравейники, ловить и уничтожать птиц и животных. 6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. 6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком. 6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства, на объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства с участием местных органов. 6.7. При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны: — согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждении и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее, чем за два дня; — ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 1,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м; — при производстве замощений и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия; — выкопку траншей при прокладке инженерных коммуникаций производить в соответствии с пунктом 4.6-4.11; — при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев; — не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников; — подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев; — работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; — сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий. 6.8. Организации, учреждения и предприятия обязаны при составлении проектов застройки, прокладки дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений заносить на генеральные планы точную съемку имеющихся на участке деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов, а при их отсутствии делать об этом оговорки в плане. 6.9. Новые посадки, особенно деревьев на придомовых территориях, должны проводиться при согласовании работ в установленном порядке.

      Незаконная вырубка деревьев в населенных пунктах – серьёзная проблема в России. Лесные массивы повреждают для получения древесины, производства целлюлозы, скипидара и многих других веществ и материалов, а также для продажи хвойных деревьев в новогодние праздники.

      Российским законодательством предусмотрена ответственность за незаконную рубку деревьев. Вид ответственности зависит от объёмов повреждения леса. При ущербе до 5 000 рублей наступает административная ответственность. Ущерб от 5 тысяч считается значительным и наказывается уже по Уголовному кодексу.

      Ответственность за незаконную вырубку деревьев в городе в Москве

      Статья 8.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ посвящена незаконной вырубке, повреждению и выкапыванию лиан, деревьев и кустарников. При отсутствии отягчающих обстоятельств наказанием будет штраф от 3 до 4 тысяч рублей. Руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям придётся заплатить от 20 до 40 тысяч, а юридическим лицам – от 200 до 300 тысяч.

      Если нарушитель для вырубки леса применяет механизмы или машины, либо местом нарушения становится лесопарковый зелёный пояс, штрафы возрастают: 4-5 тысяч для граждан, 40-50 тысяч для руководителей и ИП, 300-500 тысяч для юрлиц. Будут конфискованы незаконно вырубленные деревья или продукция из них, допускается конфискация орудий нарушения.

      Данная статья Кодекса об административных правонарушениях РФ содержит наказание и за незаконное хранение, сбыт, перевозку и приобретение древесины. Физлиц накажут штрафом в 5 000, должностных лиц – в 50 000, юрлиц – от 400 до 700 тысяч.

      Положения Кодекса об административных правонарушениях РФ применяются в тех случаях, когда в деяниях нарушителей не обнаруживаются признаки уголовных преступлений. Таковыми можно считать:

      • значительный, крупный или особо крупный размеры ущерба;
      • совершение деяния группой лиц по сговору или организованной группой;
      • использование служебного положения должностным лицом для совершения преступления.

      Административная ответственность наступает для вменяемых лиц старше 18 лет. При вынесении решения судья учитывает целевое назначение повреждённого леса, масштабы вырубки или выкапывания, а также личность нарушителя.

      Уголовная ответственность за рубку леса

      Уголовное наказание за незаконную вырубку леса расписано в 260 статье Уголовного кодекса РФ. За значительный размер ущерба (от 5 до 50 тысяч) предусмотрена ответственность в виде:

      • штрафа до 500 тысяч или в сумме дохода до 3 лет;
      • работ обязательных (до 480 часов), исправительных (до 2 лет) или принудительных (до 2 лет) со штрафом от 100 до 200 тысяч или в сумме дохода от года до полутора лет (или без штрафа);
      • лишения свободы до 2 лет со штрафом от 100 до 200 тысяч или в сумме дохода от года до полутора лет (или без штрафа).

      Если размер ущерба крупный (от 50 до 150 тысяч), либо виновна группа лиц или должностное лицо, наказание ужесточается:

      • штраф от 500 тысяч до 1 миллиона или в сумме дохода от 3 до 4 лет;
      • работы принудительные до 4 лет со штрафом от 150 до 300 тысяч или в сумме дохода от 1,5 до 2 лет (или без штрафа);
      • лишение свободы до 4 лет со штрафом от 150 до 300 тысяч или в сумме дохода от 1,5 до 2 лет (или без штрафа).

      Также допускается запрет на ведение определённой деятельности или работу в определённой должности до 3 лет. Должностными лицами в данном случае считаются госслужащие или руководители негосударственных организаций, которые инициируют вырубку лесов.

      Если размер ущерба превышает 150 тысяч, либо виновна организованная группа, наказанием станет:

      • штраф от 1 до 3 миллионов или в сумме дохода от 4 до 5 лет;
      • работы принудительные до 5 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч или в сумме дохода от 2 до 3 лет (или без штрафа);
      • лишение свободы до 7 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч или в сумме дохода от 2 до 3 лет (или без штрафа).

      Срок запрета определённой деятельности также составляет 3 года. Проблема незаконной вырубки леса, таким образом, решается через жёсткие карательные меры и пресечение дальнейшей деятельности нарушителей.

      Юридическая помощь по вопросам незаконной рубки деревьев

      Штрафы за повреждение лесных массивов весьма значительные, а срок лишения свободы может достигать 7 лет. Своевременная помощь грамотного юриста поможет избежать наказания или отделаться небольшим штрафом.

      Компания «Правовое решение» предлагает помощь по административным и уголовным делам, связанным с нелегальной рубкой леса. Мы защитим Ваши интересы во время доследственной проверки и предотвратим возбуждение уголовного дела. Если состав преступления очевиден, мы защитим Вас на следствии и в суде.

      Нередки ситуации, когда встает ребром вопрос о необходимости спила дерева в условиях городской застройки (Фото 1). Предлагаем изучить этот вопрос подробно с правовой точки зрения.

      Положение "Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153) в п.6. "Охрана насаждений озелененных территорий" отмечает:

      • 6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
      • 6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.

      Таким образом, положение устанавливает порядок охраны и одержания зеленых насаждений. Больше положений п. 6. Охрана насаждений озелененных территорий: обязанности землепользователей, запреты на озелененных территориях, учет сухих деревьев, обязанности строительных и других организаций при производстве строительных работ, проведение новых посадок.

      Сумма штрафа за незаконный спил дерева регламентируется постановлением "Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45" (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы). В гл. 4. "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" постановлено:

      Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

      1. Повреждение зеленых насаждений - 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей (от 3 500 до 4 000 руб.), (Фото 2) ; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).
      2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники - 

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 руб.); на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).

      Статья 4.19. Незаконное уничтожение зеленых насаждений

      • Незаконное уничтожение зеленых насаждений - 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 руб.); на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей (50 000 руб.); на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (300 000 руб.).

      Случается, что вместо спила дерева сознательные граждане решают произвести его пересадку (Фото 3), ошибочно полагая, что таким образом они также избегут взыскания штрафа. В статье 4.23. "Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений" Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45" (Кодекс об административных правонарушениях г. Москвы), отмечено:

      Статья 4.23. Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений

      1. Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку - 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (20 000 р); на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (200 000 р).
      2. Невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений - 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (20 000 р); на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (200 000 р).

      Нормативы о порядке проведения спила дерева в Москве

      Порядок проведения спила дерева регламентирован Законом г. Москвы "О защите зеленых насаждений" (с изм. от 21.02., 19.12.2001; 25.06.2003; 17.03., 24.11.2004 г.), гл. 1. "Общие положения":

      Статья 3. Вырубка деревьев и кустарников

      • Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях:
      • реализации проекта, предусмотренного градостроительной документацией, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы, получившего положительное заключение органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;
      • проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы;
      • восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;
      • ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ.
      • Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.
Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы.
Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

      Статья 4. Компенсационное озеленение

      Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений.
В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств целевого бюджетного территориального экологического фонда города Москвы, а при недостатке указанных средств - за счет средств бюджета города Москвы.
Если зеленые насаждения застрахованы, компенсационное озеленение производится за счет сумм страхового возмещения, выплачиваемых в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

      Если необходимо спилить дерево под окном

      Для проведения работ по удалению дерева необходимо получить порубочный билет.

      Его может получить только организация, на балансе которой находится территория с зелеными насаждениями - ГУ ИС (Государственное учреждение "Инженерная служба") района. Весь порядок необходимых согласований рабочей документации описан в "Правилах создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".

      Для инициирования проведения работ по спилу дерева гражданину необходимо обратиться в Инженерную службу и подать заявление.

Затем необходимые документы отправляются в Департамент природопользования, в отдел согласования порубочных документов.

Специалист Департамента природопользования выезжает на место и составляет акт и ведомость с характеристикой дерева, подлежащего спилу.

После этого принимается решение выдавать или не выдавать порубочный билет.

      Нормативы создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации

      Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. N 153)

      Глава 1. Общие положения

      1.3. Состав рабочей проектной документации, по которой производятся работы по строительству новых объектов озеленения.

1.3.1. Производство работ по строительству объектов озеленения может осуществляться только при наличии утвержденной рабочей документации. Производство работ по эскизному проекту, проекту ТЭО и по проектной документации, разработанной на стадии "проект" не допускается.

Рабочая документация может разрабатываться как самостоятельная стадия проектирования или входить составной частью в рабочий проект.

1.3.2. Рабочая проектная документация должна содержать необходимую информацию по производству работ по подготовке и вертикальной планировке территории, устройству дорожно-тропиночной сети, площадок разного назначения на озеленяемой территории, местами посадок деревьев и кустарников, посеву газонов, устройству цветников, расстановке малых форм архитектуры. Она не должна содержать излишней информации (обоснованию принятых решений, нормативных показателей и т.д.), которая указывается в утверждаемой части проекта и разрабатывается на стадиях эскизного проекта, ТЭО, проекта. Состав и содержание утверждаемых частей проектной документации с обоснованием принятых решений указывается в СНиП и методических указаниях по проектированию различных объектов озеленения и в настоящие "правила" не входят.

1.3.3. Дендроплан и перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на стройгенплане в масштабе 1:500.

На стройгенплан наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяются, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки.

Все эти данные записываются в перечетную ведомость, которая должна быть согласована со специально на то уполномоченным органом муниципального управления по управлению зеленым фондом города.

На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке. Все деревья, которые подлежат сохранению, должны быть защищены от строительных механизмов специальными ограждениями.

1.3.4. План вертикальной планировки и дорожных покрытий.

План вертикальной планировки и дорожных покрытий выполняется на геоподоснове в масштабе 1:500. На геоподоснову наносятся существующие и проектируемые здания и сооружения, инженерные коммуникации и дороги, сохраняемые зеленые насаждения с указанием: красных линий, красных отметок и поперечных профилей городских проездов, абсолютных отметок углов и полов первых этажей проектируемых зданий и входов, дождеприемных решеток (или лотков, канав и кюветов), крышек и лотков существующих коммуникаций, проектных (красных) горизонталей сечением через 0,2 м в зависимости от сложности рельефа, на проездах, тротуарах, отмостках, газонах, площадках, направлении и величин продольных уклонов на проездах, пандусах, лотках и др.; переломных точек продольных уклонов и их абсолютных отметок существующих и проектируемых; ширина проездов, тротуаров, отмосток, радиусов поворотов на пересечениях проездов, сохраняемый рельеф изображается пунктирными линиями. На плане вертикальной планировки и дорожных покрытий помещается таблица объемов дорожно-строительных работ.

1.3.5. Картограмма земляных работ. К плану вертикальной планировки на отдельном листе выполняется картограмма земляных работ, на которой указывается сетка квадратов размером 20?20 м с абсолютными красными, черными и рабочими отметками по углам квадратов или других геометрических фигур; средняя рабочая отметка по квадрату в метрах, объем земляных работ в м3 и площадь квадрата или другой фигуры в м2; нулевые линии перехода насыпи грунта условно обозначенные.

Даются пояснения к балансу земляных работ, таблица объемов земляных работ насыпи и выемки в м и разрезы покрытий проездов, автостоянок, тротуаров и отмосток.

1.3.6. Разбивочный чертеж планировки масштаб 1:500. На разбивочный чертеж планировки наносятся:

- здания и сооружения, проектируемые и сохраняемые (опорные);
- сеть дорожек и площадок разного назначения;
- проезды, дороги, отмостки.

На чертеже должны быть указаны конструкции покрытий дорожек и площадок, а также их привязка к существующим и проектируемым зданиям и сооружениям. Выносные линии привязок по возможности не должны пересекаться. При невозможности "привязать" дорожки и площадки и другие элементы озеленения и благоустройства к видимым ориентирам допускается привязка их к местности путем наложения на чертеж координатной сетки.

На чертеж наносятся также объемы работ, предусмотренные, проектом по устройству дорожек и площадок (пример разбивочного чертежа.

1.3.7. Посадочный чертеж масштаб 1:500. На посадочный чертеж наносятся:

- сохраняемые (опорные) и проектируемые здания и сооружения;
- подземные коммуникации, существующие и проектируемые;
- дороги, проезды, отмостки, дорожки, площадки;
- проектируемые и сохраняемые деревья и кустарники;
- проектируемый газон;
- проектируемые цветники;
- оборудование (малые формы и их размещение);
- размещение оборудования спортивных площадок не указывается. В этом случае указывается тип спортивной площадки и дастся ссылка на типовой проект.

Дороги, проезды, отмостки, дорожки и площадки не привязываются. Газон затушевывается. Деревья одною возраста и вида соединяются между собой одной сплошной линией.

Деревья привязываются к опорным и проектируемым зданиям и сооружениям, а также к дорогам и проездам.

На посадочном чертеже дается:

- место расположения цветников;
- ассортимент проектируемых деревьев и кустарников с указанием наименования пород, возраста, размера кома, количества деревьев и кустарников по породам и возрастам по участкам работ для отдельных заказчиков (пример посадочного чертежа.

Проекты отдельных цветников выполняются в виде фрагментов в масштабе 1:100, 1:200 с указанием ассортимента, количества рассады по культурам и мест посадки каждой культуры (рисунок чертежа).

1.3.8. Совмещенные чертежи. Для несложных по своей планировке и небольших по площади объектов разрешается выпускать совмещенные разбивочные и посадочные чертежи, на которые наносятся все элементы разбивочного и посадочного чертежа.

1.4. Необходимые согласования рабочей документации

1.4.1. Работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа.

1.4.2. Перед началом работ строитель обязан получить согласование представителей организаций, согласовывавших разрытие. Совместно с представителями этих организаций производитель работ наносит на рабочие чертежи фактическое положение кабелей и трубопроводов, места вскрытия шурфов и зоны ручной раскопки траншеи (котлована), а также устанавливает знаки, указывающие месторасположение подземных коммуникаций в зоне работ.

Представители эксплуатационных служб вручают производителю работ предписания о мерах по обеспечению безопасности и сохранности принадлежащих им подземным сооружениям.


      Глава 6. Охрана насаждений озелененных территорий

      Охрана насаждений озелененных территории - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.

6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:

- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.

6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям.

6.3. На озелененных территориях запрещается:

- складировать любые материалы;
- устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
- использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, использование роторных машин на уборке озелененных улиц и площадей допускается лишь при наличии на машине специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения;
- сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
- сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (целесообразно их собирать в кучи, не допуская разносов по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования, вывозить на свалку или использовать при устройстве дренажа);
- посыпать солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия;
- сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;
- проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций согласно установленным правилам;
- проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);
- ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), устраивать игры;
- разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;
- подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
- добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;
- рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;
- разорять муравейники, ловить и уничтожать птиц и животных.

6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.

6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства, на объектах, состоящих под государственной охраной, и памятниках садово-паркового искусства с участием местных органов.

6.7. При производстве строительных работ строительные и другие организации обязаны:

- согласовывать с предприятием зеленого строительства (хозяйства) начало строительных работ в зоне городских насаждении и уведомлять указанные предприятия об окончании работ не позднее, чем за два дня;
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 1,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- при производстве замощений и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия;
- выкопку траншей при прокладке инженерных коммуникаций производить в соответствии с пунктом 4.6-4.11;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;
- подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;
- сохранять верхний растительный грунт на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный растительный грунт передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.

6.8. Организации, учреждения и предприятия обязаны при составлении проектов застройки, прокладки дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений заносить на генеральные планы точную съемку имеющихся на участке деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов, а при их отсутствии делать об этом оговорки в плане.

6.9. Новые посадки, особенно деревьев на придомовых территориях, должны проводиться при согласовании работ в установленном порядке.

      В Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

      Уголовный закон призван обеспечивать конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и конституционную гарантию охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей.

      В настоящее время в Российской Федерации распространение получило такое преступление, как незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (ст. 260 УК РФ).

      Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

      Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

      Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы), либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

      К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ) причисляются такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, обдир коры).

      Преступление признается оконченным с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста.

      Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде 6 лет лишения свободы. Кроме того, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, орудия, оборудования или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, будут конфискованы.

      Для справки:

      Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

      1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан , если эти деяния совершены в значительном размере, -

      наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

      2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
      а) группой лиц;
      б) - утратил силу;
      в) лицом с использованием своего служебного положения;
      г) в крупном размере, -

      наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

      наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.


      Помимо уголовной ответственности за незаконную рубку деревьев существует и административная ответственность .

      Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба , причиненного посягательством, превышающий 5 тыс. руб. (примечание к ст. 260 УК РФ).

      Другим критерием отграничения преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, от административного правонарушения (ст. 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста , содеянное влечет административную ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ.

      Для справки:

      Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

      1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

      2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

      влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

      3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

      Подготовлено по материалам Прокуратуры РТ , 26.06.2015 г.

      ///
      Дополнительная информация. Выдержка из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 (ред. от 26.05.2015 г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

      15. Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

      Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

      16. Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

      Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

      Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

      17. К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

      18. Уголовная ответственность по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.

      19. При квалификации незаконной рубки, совершенной организованной группой (часть 3 статьи 260 УК РФ), следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать наличие организатора (руководителя), большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность, распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

      Действия всех членов организованной группы, принимавших участие в подготовке или в совершении незаконной рубки насаждений, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части 3 статьи 260 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

      20. Если лицо совершило незаконную рубку лесных насаждений, посредством использования другого лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств (в том числе в связи с прекращением в отношении этого лица уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления), его надлежит привлекать к ответственности как исполнителя преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ.

      21. Действия лица, совершившего незаконную рубку насаждений, а затем распорядившегося древесиной по своему усмотрению, не требуют дополнительной квалификации по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за хищение чужого имущества.

      Незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества.

      22. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

      Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

      Разъяснить, что критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.

      За нелегальную вырубку леса не получить реальный срок и не отправиться валить лес легально?

      Незаконная вырубка лесов в России десятилетиями остается проблемной зоной в несовершенном российском законодательстве. Начнем с того, что наказание за нелегальную вырубку леса в нашей стране предусмотрено и уголовным и административным кодексами. В первом случае оно регламентировано статьей 260 Уголовного кодекса, а во втором – статьей 8.28 Кодекса об Административной ответственности Российской Федерации (КОАП РФ). Для начала разберем существующую проблему.

      Что означает термин: «Незаконная вырубка леса»?

      Под нелегальной вырубкой насаждений подразумевается рубка леса, которую производят без наличия на то законных оснований - официальных разрешающих документов (договор аренды или купли участка с лесными насаждениями в целях промышленной заготовки леса). Договор физического или частного лица должен быть заключен с Министерством лесного хозяйства соответствующей области.
      Под незаконную вырубку также подпадает и повреждение дерева, кустарника или лианы до степени прекращения роста растения.

      Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

      151 юристов готовы Вам помочь.

      В каких случаях рубка может быть разрешена официально?

      На законных основаниях владелец или арендатор участка с насаждениями может проводить сплошную рубку главного пользования и сплошную санитарную рубку (она разрешена после экспертной оценки состояния деревьев, поврежденных в результате стихии, пожаров и т.д. То есть в тех случаях, когда спасти растения невозможно).

      Чем грозит экологии и экономике России незаконная вырубка леса?

      В случае с экономикой, то бюджет Российской Федерации ежегодно недосчитывается порядка 10 миллиардов рублей (данные за 2013 год). Особенно актуальна проблема в промышленных масштабах на Дальнем востоке и границе с Китаем. В стране Поднебесной сильно ужесточили требования к вырубке деревьев, поэтому серые – полулегальные лесозаготовки наплодились на границе с Россией в последние годы в огромных количествах. К приему леса они относятся с большим радушием, редко обращая внимание на законность происхождения вырубленных деревьев.

      Это что касается промышленных масштабов. Российской экологии же вполне могут грозить и частные действия «черных рубильщиков». Дело в том, что при вырубке деревьев, например, для досок выбираются дорогие породы сосны, причем на месте рубки оставляются сучья и ненужные верхушки деревьев, которые затем высыхая являются причиной возникновения серьезных лесных пожаров.

      Вырубка также вредит и животному миру, заставляя обитателей леса мигрировать с мест их привычного обитания. Для законной лесохозяйственной деятельности нелегальная вырубка также враг номер 1. Из-за истощения лесных баз центры лесозаготовок приходится смещать в районы со слабой лесной инфраструктурой, что сильно повышает стоимость готовой продукции, а зачастую и вовсе делает законную заготовку леса нерентабельной.

      Кто имеет может задерживать правонарушителей и какой предусмотрен порядок фиксации и оформления нарушения?

      Помимо правоохранительных органов, регулярные рейды по своим территориям обязаны совершать и государственные инспекторы от лесных хозяйств и РосПриродНадзора. Жалобы и сигналы от граждан о незаконной рубке также принимает специальная Природоохранная прокуратура. При фиксации нарушения на месте преступления до выяснения обстоятельств задерживаются все предполагаемые нарушители. Участники рейда затем составляют протокол и проводят расчет нанесенного ущерба. Если он, по предварительной оценке, не превышает пяти тысяч рублей, то дело вступает КОАП РФ.

      Административное наказание

      1. Согласно статьи 8.28, на нарушителя может быть наложен денежный штраф до трех с половиной тысяч рублей. Если в преступлении задействовано должностное лицо, то его штраф уже может составить тридцать тысяч рублей, а юридические лица, как всегда, понесут самые большие убытки – до ста тысяч рублей штрафа.
      2. Если в рубке леса применялись различная техника, то сумма штрафа возрастает для всех категорий – частное лицо может заплатить четыре тысячи рублей, должностное сорок тысяч, а юридическое лицо уже 150 тысяч рублей. При этом вся атрибутика с помощью которое совершалось правонарушение должна быть изъята.

      Уголовное наказание

      1. Если ущерб лесу нанесен уже существенный, то все материалы и доказательства нарушения, собранные в результате проверки, направляются в следственные органы для возбуждения уголовных дел. Если нарушителей на месте установить не удалось, то правоохранители обязаны начать следствие по поиску и установлению виновников.
      2. При нанесенном ущербе свыше пяти тысяч рублей частный нарушитель уже может заплатить до 500 тысяч рублей или с него потребуют высчитать доход равный полученному за последние три года. Статья 260 также предусматривает присуждение обязательных или исправительных работ до двух лет с внушительным штрафом до 200 тысяч рублей.
      3. Это, что касается действия в одиночку. А если нарушение было совершено целой бригадой, еще и по предварительному сговору, то тут штраф легко достигнет полутора миллионов рублей. Принудительные и исправительные работы также предусмотрены, но еще преступнику грозит до четырех лет тюрьмы со штрафом до трехсот тысяч рублей.
      4. Если говорить о нарушителях промышленного масштаба, то последствия будут еще строже – в отдельно взятых случаях штрафы до трех миллионов рублей, исправительные и принудительные работы на большие временные отрезки. Также лишение права занимать некоторые должности и тюремный срок до семи лет.

      Применение закона на практике

      1. При обвинении в незаконной вырубке подозреваемые чаще обращаются за квалифицированной юридической помощью. Как уже было озвучено выше, закон в этой области в России крайне несовершенен и обладает целым рядом слабых мест. Так, например, единого обозначения термина «рубки» в судебной практике не появилось до сих пор.
      2. И в ряде регионов он трактуется по-разному. Некоторые правозащитники считают, что под уголовно-правовым запретом находится только непосредственная рубка деревьев, и соответственно нарушителем можно считать только тех лиц, кто непосредственно участвует в вырубке леса (спиливание, вырубание и срезание насаждений). Те лица, кто занимается сопутствующей деятельностью – первичной разделкой деревьев, подготовке к вывозу и непосредственно вывозом леса при их осведомленности в вышеуказанной деятельности считаются лишь пособниками в преступлении.
      3. В других же регионах нарушителями закона являются все зафиксированные лица вне зависимости от распределяемых ролей в бригаде, будь то простые грузчики или водители. Отсутствие единообразия в практике и соответственно применение норм ответственности оставляют большой плацдарм для маневра адвокатам.

      Также практика показывает, что фактически зафиксировать, а затем и доказать правонарушение зачастую оказывается крайне сложно или невозможно вовсе. Например, не всегда вывоз заготовленного леса производится в тот же день, что и вырубка деревьев (интервал может достигать двух недель, месяца или даже более). Таким образом задержанные при вывозе деревьев водители чаще всего утверждают, что не имеют никакого отношения к вырубке, а лишь перевозят брошенные деревья. К методологии первичного сбора информации о причиненном ущербе у адвокатов также могут быть серьезные вопросы. Кроме того, найти и доказать главных нарушителей – организаторов незаконной рубки подчас не представляется возможным.

      Этим несовершенством системы, разумеется, продолжают пользоваться не только мелкие «рубщики», но и серые промышленники несмотря на кажущиеся серьезные последствия. Отсюда и постоянный рост масштабов незаконных вырубок леса по всей России. Действенной мерой исправления ситуации может быть только серьезная доработка нормативно-правовых актов, а также единый, утвержденный на федеральном уровне подход к применению наказания.