Особенности осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями. Вопрос недели: По какому Федеральному закону может производить закупки Государственное бюджетное учреждение? ФЗ для бюджетных учреждений

С 01.01.2014 бюджетные учреждения, как и другие типы государственных (муниципальных) учреждений, осуществляют свои закупки по новым правилам, установленным Законом о контрактной системе*(1). Напомним, что указанный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В статье мы еще раз поговорим об общих вопросах организации закупок бюджетными учреждениями.

Когда можно не применять нормы Закона о контрактной системе?

Соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон не применяется к отношениям, связанным:

– с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
– с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с федеральными законами от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
– с закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
– с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ;
– с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Также отметим, что, по мнению Минэкономразвития и ФАС, высказанному в Письме от 05.03.2014 N 4332-ЕЕ/Д28и/АЦ/7864/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства" положения Закона о контрактной системе не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.
Кроме того, особенности проведения закупок бюджетными учреждениями установлены ст. 15 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
– в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
– когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
– отношении средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Федеральный закон N 223-Ф3) и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться этим положением. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положения, разрабатываемыми учредителями учреждений. Так, например, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 N 225/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".
Необходимо отметить, что в случае если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Каков порядок планирования закупок?

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе для осуществления планирования закупок бюджетные учреждения обязаны составлять планы-графики, а начиная с 01.01.2015 и .
Требования к содержанию планов закупок и их составлению приведены в ст. 17-21 Закона о контрактной системе.
Планы закупок должны будут формироваться исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. В включаются:

– цель осуществления закупки, определенная с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе;
– наименование объекта и (или) объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
– объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
– сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
– обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе;
– информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
– информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 Закона о контрактной системе.
Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливаются Правительством РФ. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, определенных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются также Правительством РФ.
Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
– идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе;
– наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
– дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
– дата начала закупки;
– информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
– информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
– информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством РФ. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг".

Контрактная служба или контрактный управляющий?

В силу ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе в том случае, если у бюджетного учреждения годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., оно должно создать контрактную службу, при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. Если объем закупок не превышает указанную сумму и в учреждении отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Необходимо отметить, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе".
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
– разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
– разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
– осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
– обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
– участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы;
– организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
– осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Кроме того, отметим, что согласно ст. 39 Закона о контрактной системе учреждению до начала проведения закупки необходимо создать комиссию по осуществлению закупок, определить ее состав и порядок работы. Назначается председатель комиссии. При этом число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее трех человек.
В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Какие способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно использовать?

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и абсолютно новый способ – запрос предложений.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Какова ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов?

В соответствии со ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе установлена ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ. О порядке применения такой ответственности мы писали в статье "Об административной ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках", N 4, 2014.
Что же касается нарушений Федерального закона N 223-ФЗ, несмотря на наличие в нем нормы (ст. 7), согласно которой за нарушение требований данного закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, фактически меры ответственности в законодательстве не были установлены.
Все изменилось с вступлением в силу 16.05.2014 Федерального закона от 05.05.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В частности, указанным нормативным актом предусмотрена ответственность за следующие нарушения:
– принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться путем ее проведения в электронной форме;
– нарушение предусмотренных сроков размещения на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством, а также неразмещение на официальном сайте указанной информации;
– нарушение сроков размещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в положение о закупке, а также неразмещение на официальном сайте утвержденного положения о закупке или вносимых в него изменений;
– утверждение документации о закупке, не соответствующей по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством;
– отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
– невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

В заключение еще раз отметим, что во всех случаях, за исключением прямо поименованных в Законе о контрактной системе, бюджетные учреждения обязаны применять его нормы при осуществлении закупок товаров, работ или услуг. Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Нашла этот афоризм на одном из форумов по закупкам…и как нельзя лучше он отражает всю суть работы в контрактной системе. В закупках я уже около 7 лет, но до сих пор возникают ситуации, которые ставят меня в тупик. И сколько бы лет ты не проработала в сфере закупок, ты всегда будешь совершать ошибки и чему-то

Сегодня хочу поговорить с Вами о нормировании в сфере закупок. Может кто-то до сих пор не разобрался с ним или совсем недавно в закупках и понятия не имеет что это такое и с чем его едят, то статья будет для Вас полезной. Помню, когда в конце 2015 года пришло время разрабатывать правовые акты в сфере

Федеральными законами от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части: – порядка осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункты 8, 43, 53, 54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ); – порядка рассмотрения контрольными органами

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 февраля 2017 г. N ОГ-Д28-1543 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 июня 2017 г. N 24-05-08/38833 Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее. В соответствии с

Закупки по Закону N 44-ФЗ: ключевые изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 года Вступят в силу новые правила о запрете на допуск иностранного ПО Запрет не будет касаться ПО из государств – членов ЕАЭС. Для этого оно должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему. Если хотя бы в

В продолжение темы, сегодня мы поговорим о планах-графиках на 2018 год. В предыдущей статье мы с Вами «разместили» план закупок на 2018 год. Теперь будем «формировать и размещать» план-график. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в

Новый год совсем уже близко и пора приступать к формированию планов закупок и планов-графиков на 2018 год. Поэтому сегодня я хочу поговорить именно об этом! Может кому-то данная статья окажется полезной! ПЛАН ЗАКУПОК Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, у нас бюджет

Спикер: Яна Бубнова
07.04.2014 г.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 04.05.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе или Закон №44-ФЗ), в связи с чем заказчикам будет необходимо перестраивать свою закупочную деятельность. Однако в соответствии с ч.2 ст.15 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения для некоторых закупок (от некоторых доходов) имеют право не применять нормы жестко регламентированного Закона о контрактной системе, а работать в соответствии с более гибким и либеральным Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из-под действия Закона о контрактной системе бюджетные учреждения вправе вывести следующие закупки:

· осуществляемые за счет грантов;

· проводимых за счет средств, полученных при осуществлении другой деятельности (кроме возмещения ОМС);

· осуществляемые в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.

Таким образом, начиная с 2014 года бюджетные учреждения вправе:

Осуществлять все закупки, независимо от источника финансирования, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;

При соблюдении вышеуказанного порядка осуществлять в соответствии с Законом о контрактной системе только закупки за счет бюджетных средств, а закупки за счет средств от приносящей доход деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) осуществлять в соответствии с утвержденным и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru положением о закупке.

Чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ? Закон о контрактной системе очень жесткий, процедурный, с большим количеством ограничений (например, в нем указан максимальный объем по запросу котировок в процентном соотношении и т.д.). Закон №223-ФЗ гораздо более лояльный, его называют рамочным, поскольку он устанавливает только общие требования к закупочной деятельности и основные принципы работы, включая возможность проводить закупки в соответствии с Положением о закупках, все пункты которого вы прописываете самостоятельно.

Семь основных преимуществ Закона №223-ФЗ по сравнению с Законом №44-ФЗ

Что нужно сделать, чтобы начать работать по Закону 223-ФЗ? Алгоритм действий из 10 шагов:


Какие документы по 223-ФЗ обязан размещать заказчик - бюджетное учреждение на официальном сайте:


Вопросы заказчиков по 223-ФЗ

Вопрос: Получаем субсидии от министерства, можно ли делать закупки по Закону №223-ФЗ?
Ответ: Субсидии от министерства не включены в список закупок, которые можно осуществлять согласно Закону №223-ФЗ. Эти средства по умолчанию расходуются согласно Закону №44-ФЗ. Обычно, когда выдается субсидия, с ней идет предписание, в каком порядке можно использовать эти средства.

Вопрос: Существует ли перечень товаров, работ, услуг закупка которых по Закону №223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме?
Ответ: Перечень применяется для бюджетных учреждений для тех закупок, которые будут проводиться согласно вашему Положению о закупках. Под электронной формой в данном случае подразумевается либо проведение закупки на электронной площадке, либо обеспечение полного документооборота по закупке в электронной форме, чтобы все документы были подписаны ЭП. Если вы придумаете, каким образом это можно сделать без использования электронной площадки, то законодательством это не запрещено. Такой перечень установлен Постановлением правительства №616..

Вопрос: Школа муниципальная имеет структуре подразделение детский сад. Питание учащихся начальных классов проводится за счет местного и областного бюджетов, питание воспитанников детского сада за счет местного бюджета и родительской платы. Цена договора консолидированная. Вопрос: как в Положении о закупках определить порядок данных закупок?
Ответ: Необходимо каким-то образом разграничивать. Закупки за счет родительской платы проводите отдельно, по другим источникам финансирования - отдельно. Все, что идет за счет местного и областного бюджетов, тратите согласно Закону №44-ФЗ, а остальные закупки - согласно Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Коммунальные услуги оплачиваются из двух источников - бюджетные средства и внебюджетные средства. В соответствии с каким законом проводить эти закупки?
Ответ: Если одна закупка и смешанное финансирование, то применять нужно Закон №44-ФЗ. Но вероятно есть возможность разделить закупку согласно финансированию. Хотя, если согласно Закону №44-ФЗ эти услуги закупаются у единственного поставщика, тогда нет смысла пытаться что-то дробить.

Вопрос: Как мы сможем утвердить Положение о закупках до 2014 года, если закон, предписывающий это действие, вступает в силу только в 2014 году?
Ответ: Утвердить Положение вы сможете, как только выйдет поправка к закону, регламентирующая вопрос, кто должен утверждать это положение. А в самом Положении пропишете, что действовать оно начнет с 1 января 2014 года.

Вопрос: Если по бюджету мы заключаем контракты только на коммунальные услуги, а все остальное внебюджет. Разделим мы все на 44 и 223, но обязаны ли мы выполнять у малого предпринимательства закупки (15%) согласно Закону №44-ФЗ?
Ответ: В законе на данный момент не указано, что осуществляя закупки по Закону №223-ФЗ, вы должны выполнять некий процент закупок у малого предпринимательства. Но, вероятно, скоро эту норму введут. Пока требование о 15% распространяется не на весь объем закупок, а только на ту часть, которая проводится в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Вопрос: Нужна ли комиссия при проведении процедур закупок?
Ответ: Комиссия в закупках по Закону №223-ФЗ нужна только при проведении конкурса. Это требование однако не из самого закона, а из Гражданского Кодекса РФ. Требования к составу, численности, кворуму комиссии отсутствуют. Все на усмотрение заказчика.

Вопрос: Образовательное учреждение получает внебюджет от основной деятельности. Полученные средства мы точно можем тратить по Закону №223-ФЗ? Как можно составить план по внебюджетке? Ориентировочно?
Ответ: План по внебюджетным средствам вы можете составлять ориентировочно. Если впоследствии он изменится, вы сможете внести туда изменения. Причем если изменения вносятся в конкурс или аукцион, то изменения в план нужно внести и опубликовать до момента размещения извещения об аукционе. Когда речь идет о других способах закупки, то в Постановлении №932 никакой информации об этом нет. Поэтому ориентироваться вы будете на то, что прописано в вашем Положении о закупках.

Вопрос: Маленький детский сад, не знаем как решить проблему контрактного управляющего нет в штате, нет специалистов.
Ответ: Возможно, проще всего в этой ситуации отдать закупки в уполномоченный орган.

Вопрос: Закупки по предпринимательской деятельности составляют 160000 руб в год. Как нам быть?
Ответ: Вам нужно оценить, что вам выгоднее, или продолжать закупать, в рамках Закона №44-ФЗ, или начать закупать по Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Для проведения мероприятия нам нужен определенный танцевальный коллектив. Как провести эту закупку?
Ответ:
В случае, когда вам нужен конкретный танцевальный коллектив, лучше всего заранее включить в положение о закупках возможность закупки у единственного поставщика выступлений различных коллективов, артистов. Это не будет нарушением никакого закона.

Вопрос: На электронной площадке необходимо регистрироваться уже с усиленной подписью?
Ответ: Нет, на электронной площадке OTC-tender вы можете регистрироваться с обычной ЭЦП, выданной в казначействе.

Вопрос: Незаконный способ ограничения требования к продукции, характерных только для одного товарного знака, а как же например нам нужно купить автомобиль Форд, будет ли это ограничением? Это ведь товарный знак?
Ответ: Нет, в данном случае это ограничением не будет, поскольку автомобиль Форд может поставить большое количество поставщиков. Конкуренция не ограничена, закон не нарушен.

Вопрос: Что такое аккредитация?
Ответ: Аккредитация означает, что вам нужно зайти на электронную площадку, зарегистрироваться там с вашей ЭЦП, предоставить нам комплект документов. Мы этот пакет документов подтверждаем и аккредитовываем вас. Вам становится доступен ваш личный кабинет, в котором вы можете проводить электронные закупки по Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Заключение договоров до 100,0 тыс. руб. как определяются: с одним и тем же поставщиком можно будет заключить несколько договоров на сумму не более 100,т.р. или же обязательно с разными поставщиками?
Ответ: Это зависит от того, какие позиции вы планируете закупать. Если вы одну закупку раздробили на три договора, то такая сделка впоследствии будет признана фиктивной, т.е. сделкой, призванной замаскировать настоящую, большую сделку. Так делать нельзя. Это нарушение принципов Закона №223-ФЗ, за это вам могут выдать предписание. Все сделки должны быть обоснованными.

Вопрос : Какая плата взимается за пользование электронной площадкой?
Ответ: Заказчики пользуются электронной площадкой OTC-tender бесплатно. Поставщики - победители закупки - платят от 1 до 3 тыс. рублей.

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Когда и что можно закупать бюджетным учреждениям в рамках 223-ФЗ, и что для этого нужно – разбираемся в этом материале.

Казалось бы, бюджетные учреждения, должны в закупках полностью следовать положениям 44-ФЗ. Однако в Законе о контрактной системе предусмотрен ряд случаев, когда даже бюджетные учреждения могут закупать товары, работы или услуги в рамках более гибкого 223-ФЗ, регулирующего закупки отдельных видов юрлиц.

С одной стороны, это облегчает работу контрактному управляющему , с другой - ставит перед ним новые правила и условия проведения закупки.

223-ФЗ для бюджетных учреждений

Право бюджетных учреждений осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ прописано в ч. 2 и 3 ст. 15 Закона №44-ФЗ. Это исключение связано с источником финансирования закупки и действует только на некоторые закупки бюджетных учреждений.

Так, из-под действия 44-ФЗ бюджетные учреждения могут вывести закупки, которые проводятся за счет средств грантов или за счет денег, полученных от какой-либо другой, сторонней деятельности (кроме средств, полученных для возмещения обязательного медицинского страхования). Закупки, где бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту, а для его исполнения требуется привлечь еще компанию или физлиц, также можно проводить в рамках 223-ФЗ.

Сразу оговоримся, что, например, субсидии из бюджета не могут финансировать закупки бюджетных учреждений в рамках 223-ФЗ . Такие закупки проводятся строго по 44-ФЗ.

Правда, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ бюджетным организациям следует выполнить еще одно обязательное условие, прописанное и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ.

Положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений

Источник финансирования - это не единственное условие, которое должно быть соблюдено для проведения закупки бюджетным учреждением по 223-ФЗ. Еще одно обязательное условие - организация должна утвердить и разместить еще до начала года в ЕИС правовой акт по ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ. Таковым будет положение о закупке бюджетного учреждения. В противном случае организации придется проводить закупки по 44-ФЗ.

Утвердить положение о закупке обязан учредитель бюджетного учреждения (п.6 ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ).

В положении о закупке, согласно 223-ФЗ, нужно прописать способы закупки, порядок ее подготовки и проведения, а также механизм заключения и исполнения договора.

Отметим, что 223-ФЗ - «рамочный». В этом документы прописаны общие требования и принципы закупочной деятельности. Конкретные механизмы и сроки той или иной закупки заказчик устанавливает самостоятельно, прописав как раз таки в положении о закупке. Но это лишь одно из отличий 44-ФЗ и 223-ФЗ.

44-ФЗ и 223-ФЗ: отличия двух законов

Говоря об имеющейся возможности у бюджетных учреждений проводить некоторые закупки в рамках 223-ФЗ, мы не можем не поговорить о разнице между данными законами. Ведь, несмотря на всю лояльность 223-ФЗ, у многих заказчиков возникают вопросы о его применении. Дело в том, что закон № 223-ФЗ определяет только общие принципы осуществления закупок, в то время как в 44-ФЗ четко прописан весь механизм и сроки проведения закупок.