Эссе "я и закон". Эссе по обществознанию примеры законов. Примеры для раскрытия К3

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое качество зако на

Введение

Законы играют особую роль в жизни общества. Они обеспечивают его стабильное развитие, поддерживают справедливость в нем. Общество заинтересовано в том, чтобы законы реализовывались наиболее полно.

Критерием эффективности реализации законов выступает их качество. Именно о качестве законов, а также об одном из его видов - правовом качестве законов, пойдет речь в этой главе.

1. Понятие качества закона

Разработка и последующая доработка проекта закона на всех стадиях его подготовки и обсуждения должна обеспечить высокое качество законодательного акта, т.е. соответствие его всем содержательным критериям и формально-юридическим требованиям. Понятие «качество закона» характеризует совокупность свойств и связей, которые должен иметь любой качественно совершенный закон и, соответственно, которые необходимо придать ему еще на стадии проектирования законотворчества, поэтому данное понятие занимает центральное место среди проблем законодательной техники. Качество закона не только определитель задач, решаемых в процессе законотворчества, но и в то же время критерий эффективности подготовленных законопроектов.

К сожалению, в российском правоведении пока нет единого понимания понятия «качество закона», поскольку оно было введено в научный оборот сравнительно недавно и в значительной мере является дискуссионным. В настоящее время имеется лишь ряд попыток раскрыть содержание этого понятия.

Основной подход к пониманию качества закона основывается на соотношении качества закона и его способности соответствовать экономическим и социальным реалиям, общественным потребностям и способности обеспечивать регулирование общественных отношений соответственно поставленным при издании закона целям. При этом выделяются три аспекта качества закона: социальный, политический и юридический.

Социальная характеристика качества закона включает в себя, во-первых, степень адекватности отражения в законе происходящих в обществе процессов, во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, в-третьих, прогнозирование возможных путей развития сфер общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей правового регулирования, их видоизменении в желательном для законодателя направлении. Политическая характеристика качества закона представляет собой степень соответствия выбранных законодателем вариантов регламентации общественных отношений требованиям законодательной политики и задачам общественного развития на ту или иную перспективу.

В качестве показателя качества закона необходимо выделить также степень эффективности реализации правовых норм, содержащихся в законе.

В самом общем виде понятие «качество закона» можно определить как совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений.

2 . Правовое качество закона

В системе свойств, которыми должен обладать любой качественно совершенный закон, особое место занимают его юридические свойства. В связи с этим некоторые правоведы, наряду с более общим подходом к качественно-правовой проблематике закона, выделяют самостоятельную категорию юридической науки «правовое качество закона», которая призвана сфокусировать исследовательское внимание в основном на правовых характеристиках качества закона, не умаляя, при этом, неправовые характеристики качества закона. Те и другие в равной степени важны для обеспечения качественного законотворчества.

Правовое качество закона - это вид качества закона.

В наиболее общем плане правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность правовых свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями. Правовое свойство закона обобщает в себе несколько правовых характеристик. Базисным для правовых характеристик будет соответствующее правовое свойство.

Целесообразно выделение трех основных групп (видов) качественно-правовых свойств закона:

1) свойства правовой легальности содержания закона;

2) свойства правовой легальности издания закона;

3) технико-юридические свойства закона.

Свойства правовой легальности содержания закона - это правовые свойства качества соответствия. Они отражают соответствие принятого закона нормам о нормотворческой компетенции данного законодателя, соответствие предписаний изданного закона предписаниям Конституции Российской Федерации, а также предписаниям законов более высокой юридической силы.

Свойства правовой легальности издания закона - это правовые свойства качества процедуры издания закона. Не только содержание и форма закона должны быть легальными, но и сам процесс принятия закона должен отвечать всем требованиям норм о законодательном процессе и отдельных законодательных процедурах. Свойства процедурной легальности закона отражают соответствие действий законодателя установленным правилам законодательного процесса. Процедурная легальность закона является одним из важнейших критериев оценки его правовой законности вообще.

Технико-юридические свойства закона - это правовые свойства качества техники его изложения. Они отражают соответствие закона стандартам и другим правилам законодательной техники. Без соблюдения законодателем выработанных наукой и апробированных нормотворческой практикой правил и приемов законодательной техники (требования к внешнему оформлению самого юридического документа, требования, которые относятся к содержанию и структуре документа, требования к языку нормативно-правового акта и т.д.) невозможно достижение высокого уровня качества законотворчества. Именно законодательная техника, наряду с познанием и использованием объективных социальных закономерностей, национальных традиций и других значимых социальных факторов, позволяет выразить мудрость, логичность, строгость, четкость и ясность сформулированных в законах правовых предписаний. Законотворчество только в том случае добивается успеха, если основывается на научном знании, правовой культуре и законодательной технике.

С учетом изложенного, правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность свойств правовой легальности, в смысловом своем содержании тесно связанных с социальным и политическим аспектами качества закона, а также технико-юридических свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями.

Список использованной литературы

закон правовой общество

1. Конституция Российской федерации.

2. Конституция Чувашской Республики от 30 ноября 2000 года // Российская газ. - 2000. - 07.12. - С. 3

3. О потребительской корзине ЧР: Закон Чувашской Республики от 9 июня 2004. №23 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - Ст. 3670

4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997. №134-ФЗ // Российская газ. - 1997. - 01.11. - С. 2

5. О потребительской корзине в целом по российской федерации: Федеральный закон то 31 марта 2006 №44-ФЗ // Российская газ. - 2006. - 07.04. - С. 4

6. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших

учебных заведений / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.

7. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества жизни / А.Л. Васильев // Стандарты и качество. - 2007. - №4. - С. 80-84.

8. Платошкин, А. Повышать доходы, но не цены / А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. - 2008. - №4. - С. 17-18.

9. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 г. / Федеральная служба государственной статистики // Регионология. - 2008. - №2. - С. 76-109.

10. Милосердов, В. Нужен закон о продовольственной безопасности / Владимир; В. Милосердов // Российская Федерация сегодня. - 2007. - №24. - С. 33-34.

11 Денисов, В. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России / В. Денисов. // Общество и экономика. - 2007. - №8. - С. 72-82.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "право" и "закон", их основные характеристики, а также взаимодействие этих понятий и формулирование определения правового закона. Определение права, его признаки и принципы. Признаки закона и понятие правового закона, его основные компоненты.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Сущность и назначение права и закона, их характеристики. Проблемы соотношения права и закона. Определение права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Понятие и концепция правового закона, его основные компоненты. Соотношение права и закона.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2016

    Принципы и признаки правового государства, особенности и суть верховенства закона. Понятие и функции социального государства, деятельность парламента. Теория и практика формирования правового и социального государства в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Понятие, значение и сущность уголовного закона. Понятие уголовного закона. Значение и сущность уголовного закона Российской Федерации. Принципы и задачи уголовного закона. Принципы уголовного закона в пространстве. Задачи уголовного закона.

    реферат , добавлен 29.09.2007

    Концепция правового государства. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Особенности техники уголовного закона. Понятие и состав законодательной техники. Проблемы терминологии уголовного закона. Проблемы уголовного законотворчества.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Сущность и понятие уголовного закона. Конституция как юридическое основание уголовного законодательства. Нормы о действии уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона. Анализ вопросов действия уголовного закона во времени и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Становление и развитие идеи правового государства в истории политической мысли. Особенности формирования представлений о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Система разделения властей в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Изучение становления и развития идеи правового государства в контексте определения его важнейших признаков. Определение сущности верховенства закона в правовой системе России. Анализ проблем и перспектив развития института правового государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Закон как источник конституционного права Российской Федерации. Классификация законов и их соотношение. Характеристика федерального конституционного закона и его отличия от федерального закона. Общая характеристика иных законов в современной России.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Высшая юридическая сила уголовного закона, порядок его принятия, отмены или изменения. Основание и принципы уголовной ответственности, виды наказаний за совершение преступных действий. Принципы и структура уголовного закона, уголовно-правовые нормы.


«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» - писал французский писатель, философ, публицист Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ).

Невозможно не согласиться со словами французского философа. Ведь неспроста была создана современная система законодательства в государстве, главной задачей которой является регулирование всех сфер деятельности и жизни общества. Сюда, конечно, относятся: здравоохранение, образование, политическая деятельность, охрана труда, охрана порядка, занятие предпринимательской деятельностью, трудовая деятельность и т.п. Законы регулируют и международные отношения. Каждый гражданин государства обязан соблюдать весь спектр государственных законов. В случае нарушения порядка следует административная или уголовная ответственность. Следует помнить, что эти меры регулирования необходимы не только в качестве устрашения, а, в первую очередь, для сохранения политического, экономического и социального порядка в стране и в международных отношениях. Страх ответственности перед законом останавливает человека от совершения преступления. Думаю, здесь будет уместно сказать, что закон не устрашает человека, а помогает принять правильное решение.

Однако, нельзя забывать, что законы издаются не по инициативе одного человека. Перед изданием закона учитывается необходимость его принятия в рамках интересов общества. Как известно, Россия заинтересована в увеличении численности населения (принятие закона о выплате пособий при рождении второго ребенка), освоении Сибири и Дальнего Востока, поддержании экологии, сохранении редких видов живых организмов (открытие и содержание заповедников, заказников и национальных парков), развитии науки (открытие новой астрономической обсерватории МГУ на Кавказе), образования (система бесплатного образование), производства, экономики и трудоустройстве граждан (государственная программа «Земский врач»).

Но самый важный закон государства - это Конституция. В ней закреплены основные принципы государства, организация власти, а также отображены основы взаимоотношений государства и гражданина. Благодаря Конституции с момента рождения мы получаем права (пример: на жизнь, на образование, на частную собственность), свободы (пример: свобода слова, свобода в выборе вероисповедания) и обязательства. Согласно пунктам Конституции государство заботится о гражданах и защищает их. Законы издаются в рамках, не противоречащих Конституции!

Уважаемые читатели.Разрешите представить интервью текущего номера журнала, тема которого интересовала меня и многих других людей в России: качество российского закона.Несмотря на то, что юридическая наука накопила массу знаний о правотворчестве, мы провозгласили политическую цель - построить правовое государство, однако качество закона все хуже, и хуже.Учитывая, что с помощью закона у нас сейчас стремятся решить все социальные проблемы, то качество закона становиться значимой, ключевой проблемой общества.
Мнение русского народа о законах нам всем известно, что нашло отражение в известной пословице: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".Подтверждение этой пословице можно найти во многих принимаемых Государственной Думой РФ законах и изменениях к ним.Отказаться от закона мы не можем, поскольку он является одним из основных социальных регуляторов, значит его необхопоэтому нас интересует мнение специалистов в том, можно ли изменить сложившуюся ситуацию.
В этом интервью доктора юридических наук постарались разобраться с некоторыми аспектами проблемы и ответить на два главных российских вопроса: почему и что делать?


Клепицкий Иван Анатольевич - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Критерии качества закона простые, закон должен быть: 1) нужным, 2) понятным, 3) исполнимым.
Потребность и польза. Если отсутствует насущная потребность в законе - закон принимать нельзя.Всякий новый закон вреден, если убедительно научно не обосновано иное.Стабильность права - сама по себе благо весьма ценное.Всякий новый закон так или иначе ограничивает свободу человека и разрушает сложившийся правопорядок.Со временем люди могут приспособиться и к плохим законам, но они не могут приспособиться к законодательным бурям.Ситуация, когда ежегодно принимаются сотни законов - очень нехорошая ситуация.Отслеживать такую массу узаконений - непосильная задача, причем не только для обывателя, которому закон адресован, но и для профессионального юриста.Еще сложнее соблюдать и правильно применять новые законы.Полагаю, 10-20 законов в год - это тот предел, который может осилить общество.Больше не нужно, законов должно быть мало, и они должны быть бесспорно полезными.Специалисты при законотворческой работе должны всесторонне и на высоком научном уровне исследовать как полезные, так и вредные (что неизбежно) последствия нового закона, тщательно их взвесить и пояснить законодателям и гражданам (современные пояснения к законопроектам, написанные на коленке, не выдерживают никакой критики, достаточно их сравнить, напр., с Объяснениями к проекту Уголовного уложения 1903 г.

или даже с трудами чуждой нам британской Law Commission).Нужно уходить от диктатуры случайности в области законотворчества и приходить к систематической и планомерной научной работе.Сегодня ситуация столь запущена, что нужны какие-то сдерживающие факторы в этой области, например, полезно ввести солидную пошлину за внесение законопроекта в парламент, около 500 млн.рублей.Эти деньги можно было бы тратить на финансирование работы над законопроектами.
Понятность. Закон пишется не для бухгалтеров, налоговых консультантов и инженеров, он пишется для всех людей, за исключением тех, расстройства психики которых выражены столь сильно, что их следует признать недееспособными.Закон должен быть написан на простом русском языке, понятном для всякого, этим языком владеющего.При этом он должен быть по возможности краток, чтобы люди не тратили много время на ознакомление с законами, у них есть много других дел.В идеале порядочный человек, совершенно с законами не знакомый, не должен сталкиваться с проблемами, из этих законов вытекающими.Закон для людей, а не люди для законов.
Исполнимость. Нельзя принимать законы, которые не будут соблюдаться и исполняться.Это развращает людей и приводит к аномии.В особенности, нельзя тиранить людей, тирания вызывает естественное сопротивление.Если ничего нельзя, то можно все.Яркий пример - законы, направленные на борьбу с табакокурением и оборотом алкоголя.Если государство проявляет неуважение к человеку в своем законе, это рождает ответное неуважение человека к государству и его законам, не только подрывает легитимность власти, но и девальвирует ценность права как такового, а в итоге приводит и к нравственной деградации общества.Законодательство - слишком острый, опасный и сложный инструмент, им нужно пользоваться со знанием и с большой осторожностью.
Качества законодательства, к сожалению, падает, ситуация усугубляется.
Есть простой и многократно опробованный рецепт : нужно поручить сочинение законов профессионалам, ведущим специалистам в соответствующей области права.Это не бесплатный рецепт, но ведь мы доверяем, к примеру, лечение болезней или ремонт машин квалифицированным специалистам, оплачиваем их услуги адекватно сложности работы.Почему же сочинение законов мы доверяем энтузиастам? Депутаты и чиновники (в том числе и с научными степенями в области права) не должны заниматься законотворчеством, они должны заниматься политикой и администрированием.Дума - не фабрика законопроектов, а народное представительство.Депутаты формируют политическую волю, дают задание профессионалам на разработку законопроекта, делают замечания (вместе с «заинтересованными ведомствами»), на которые профессионалы отвечают и которые учитывают (если это полезные замечания).

Мнение «заинтересованных ведомств» также должно учитываться, но не более того.Они ведь заинтересованные, это большая опасность для качества закона.Клерки также не должны сочинять законы, законотворчество предполагает редкие таланты и способности.Законов должно быть мало, они должны сочиняться коллегиями реально ведущих специалистов, юристов, труд которых должен высоко оплачиваться.Энтузиазм не гарантирует качества, напротив, нездоровый интерес к проблеме свидетельствует о некой личной заинтересованности, исключающей беспристрастное и всестороннее ее исследование и лечение.
Экономистов и прочих экспертов можно привлекать для консультации, но нельзя их подпускать к тексту закона.Все законопроекты должны фильтроваться в коллегиях профессионалов - юристов, именно они обладают профессиональными познаниями, навыками и умениями в этой области.Конечно, депутаты могут проголосовать и за плохой закон, специалисты не могут подменить народное представительство.Но и народное представительство не может заменить специалиста.Мнение специалистов должно быть озвучено до голосования, оно должно быть доведено до сведения сенаторов и главы государства.
В идеале коллегии профессионалов должны работать на постоянной основе.Это может быть независимая Комиссия по кодификации права (к примеру, аналог упомянутой Law Commission), в составе которой Совет по кодификации частного права, Совет по кодификации уголовного права и процесса, Совет по систематизации публичного права.Можно вспомнить и высочайше утвержденные редакционные комиссии для составления гражданского и уголовного уложений.В любом случае нужно понимать, что законотворчество - это очень сложная работа, требующая большого труда и высочайшей квалификации.Нельзя экономить на качестве законов.


Звечаровский Игорь Эдуардович - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Качество российского закона: как его повысить? Принимая во внимание возможность трактовки понятия качества в различных значениях, наверное, в данном случае о качестве закона уместно говорить по признаку «хороший - плохой», имея в виду в первую очередь его содержание и юридико-технические параметры.
Любой нормативный правовой акт, в том числе имеющий форму закона, и более близкого для меня - уголовного закона, должен прежде всего, отвечать правилам живого великорусского языка в плане грамматики и синтаксиса.К сожалению, уже по этому, казалось бы банальному критерию, в действующем уголовном законодательстве можно привести ряд примеров, когда текст закона перегружен и словесно и терминологически, допускает неоднозначную его интерпретацию, а, соответственно, и применение (например, ч. 2 ст. 43, ст. 226.1, примечание 1 к ст. 228 УК РФ).
Говоря об языке закона, мы не должны забывать, кому адресован уголовный закон.

Очевидно, таких адресатов два - тот, кто должен соблюдать его требования, и тот, кто должен применять закон.На мой взгляд, величайшим заблуждением, особенно практических работников, является мнение, что закон адресован только им.Если уголовный закон принимается для того, чтобы его соблюдали, а не для того, чтобы его нарушали, его положения должны быть понятны обычным людям, а точнее физическим лицам, не обремененным знаниями уголовного права, толкованиями уголовного закона Верховным судом России.Творцы уголовного закона должны всегда помнить об этом и не допускать ситуаций подобной той, которая присутствует при определении правил необходимой обороны в ст. 37 УК РФ.Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту прав и свобод способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).Но дело то в том, что все способы необходимой обороны, интересующие уголовный закон, запрещены этим же законом, а в названной статье Уголовного кодекса предусмотрено правило, однозначного толкования которому не могут дать даже юристы-профессионалы.Ничего не говорится в этой статье и о так называемых «условиях правомерности необходимой обороны» и уж тем более в контексте отдельно относящихся к посягательству и отдельно - к обороне.
Еще раз подчеркну, что основным адресатом уголовного закона выступают те, кто обязан соблюдать его требования.Здесь я сознательно не стал употреблять слова «граждане», чтобы не повторять ошибку законодателя, допущенную им в названии ст. 4 УК РФ.Строго говоря, в качестве основных адресатов уголовного закона могут выступать не только граждане, но и лица без гражданства, и иностранные граждане.И такая терминологическая строгость должна быть обязательным атрибутом уголовного закона.Словоблудие и ненужная синонимичность здесь недопустимы.
Мы, по-моему, уже привыкли к межотраслевой рассогласованности правовых норм в нашем законодательстве.Однако в одном случае она точно не допустима: когда речь идет о нестыковках материального и процессуального уголовного закона.На эту тему очень много сказано, но, к сожалению, мало что сделано или сделано просто небрежно.Например, у нас до настоящего времени обстоятельства, исключающие преступность деяния (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42 УК РФ) не имеют своей процессуальной формы реализации.Мы спокойно относимся к ситуации, когда уголовно-процессуальный закон предписывает прекращать уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием со ссылками на уголовный закон.Тогда зачем же нужны ст. 28, 28.1 УПК РФ?
В рамках затронутого вопроса с чем нельзя мириться точно, так это с противоречиями внутри отдельной отрасли законодательства, в данном случае - уголовного.Таких противоречий специалистам известно немало.

Обращу внимание лишь на одно.Несомненным достоинством УК РФ является закрепление в нем принципов, на которых он базируется (ст. 3-8).Однако всегда ли это обстоятельство осознает и помнит сам законодатель? Не противоречит ли принципу законности, предусмотренная в четырех случаях в УК РФ (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53) возможность замены назначенного судом наказания более строгим наказанием при том, что более строгое наказание здесь назначается за деяние, вообще не являющееся преступлением? Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение или снятие судимости прекращает все правовые последствия, связанные с судимостью.Очень серьезная декларация.Но тогда почему такой вид наказания как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) имеет бессрочный характер? Может быть потому, что по своей сути не является уголовным наказанием?
В заключение хотелось бы сделать два общих замечания, касающихся функциональных параметров качества уголовного закона.
Во-первых, каким бы совершенным, «качественным» не был закон с точки зрения содержания и юридической техники, его результативность зависит от своевременного доведения до всеобщего сведения.Знает ли наше население, например о том, что любое лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (а это три четверти всех ежегодно регистрируемых в стране преступлений), в случае деятельного раскаяния в содеянном может выйти полностью «сухим из воды» - из конфликта с уголовным законом (ст. 75 УК РФ)? Вопрос глубоко риторический.
И второе.Законодатель должен крайне осторожно обращаться с уголовным законом в решении тех или иных социально-экономических (и уж те более - политических) проблем.По моему глубокому убеждению, если такие проблемы не решаются с помощью гражданского, административного законодательства, тщетны надежды на их решение с помощью законодательства уголовного.Если, конечно, при этом не создавать в глазах обывателя лишь иллюзию их решения.


Курченко Вячеслав Николаевич - председатель судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда, профессор УрГЮУ, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный работник судебной системы РФ

Качество российского закона: как его повысить? Совершенствование уголовного законодательства никогда не теряет своей актуальности.Данный процесс предполагает повышение его законодательно-технического качества.В период разработки УК РФ 1996 года основное внимание было направлено на определение существа уголовно-правовых предписаний.Вносились предложения о включении в УК одних составов и исключении других.Были споры о том, какой быть системе наказаний.

Однако с тех пор прошло 20 лет.
Однако в уголовный кодекс продолжают вноситься те или иные изменения, корректируются санкции статей.С одной стороны, законодатель ограничивает пределы судейского усмотрения, а с другой, эти пределы значительно расширяет.
Гуманизация уголовного законодательства должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» из статьи 111 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, исключен нижний предел санкции .В результате этого изменена санкция части 4 статьи 111 УК РФ - лишение свободы до 15 лет.Ранее за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего нижний предел лишения свободы составлял 5 лет.Возник очень большой разрыв между нижним и верхним пределом санкции.
Применение к виновным мер уголовно-правового воздействия за особо тяжкие преступления предопределяется теми потенциальными возможностями, которые заложены в соответствующей санкции законодателем.Важно поэтому установить в законе строго выдержанные, взаимно согласованные, соизмеримые с тяжестью преступления санкции.Размеры их должны быть таковыми, чтобы, с одной стороны, судья не был стеснен чрезмерно узкими пределами санкции, имел достаточный простор для судейского усмотрения при избрании наказания, а с другой стороны, чтобы этот простор не трансформировался в судейский произвол, не порождал субъективизма, что имеет место, когда законодателем допускается слишком большой разрыв между минимальными и максимальными границами санкции.
На наш взгляд, во вносимых изменениях в уголовный кодекс отсутствует системность относительно законодательной регламентации преступлений, наказаний, видов освобождения от уголовной ответственности и других явлений.Отсутствие четкой законодательной техники объективно мешает законодателю делать продуктивные предложения, направленные на совершенствование законодательства криминального цикла.Назрела потребность в разработке нового уголовного кодекса.Должна быть детально проработана методика системного построения уголовно-правовых предписаний, методика построения состава преступления, санкций
На хорошее качество закона можно рассчитывать, если законодателем будут учитываться разрабатываемые теоретические проблемы уголовного права, касающиеся уголовного правотворчества, оформления уголовно-правовых предписаний, структуры уголовного закона.Качество действующего закона показывает, что законодатель не в полной мере, а иногда и вовсе не учитывает научные рекомендации, мнение правоприменителей.Рассмотрение проектов уголовного закона в контексте его конструирования немаловажно с учетом позиции практикующих юристов.
Реализация принципа законности требует прежде всего четкого описания непосредственно в законе объективных и субъективных криминообразующих признаков соответствующих деяний, признаваемых преступлениями.

Экономия законодательного материала здесь неуместна.Обращаясь к анализу объективной стороны преступлений, предусмотренных ст.ст.228.1, 234, 234.1 УК РФ следует отметить, что объективная сторона этих деяний должна быть тождественной и не может существенно отличаться.В ст.228.1 УК РФ установлена уголовная ответственность только за производство, сбыт и пересылку наркотических средств.психотропных веществ.Между тем такие деяния, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление признаются самостоятельными оконченными деяниями в ст.ст.234 и 234.1 УК РФ.
Законодатель при формулировании диспозиции уголовно-правовой нормы должен избегать выходов как за минимальную границу допустимого уровня абстрактности, так и за максимальную.
Достаточно много вопросов у правоприменителей, касающихся определений групповой и организованной преступности.Существует проблема разграничения таких форм соучастия, как организованная группа, преступная организация и преступное сообщество ввиду их терминологической и качественной неопределенности в нормах действующего УК РФ.Необходимо регламентировать уголовную ответственность за преступление, совершенное группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителей, но один из них не является субъектом преступления.Например, лицо признано невменяемым либо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Любые изменения в УК РФ, а тем более разработка нового проекта уголовного кодекса, должны быть предметом широкого обсуждения и комментирования юридической общественности.Нет необходимости ежеквартально оптимизировать уголовный кодекс, а возникает насущная потребность в новом кодексе.Новый УК РФ должен содержать концептуальные решения по целому ряду вопросов разделов и глав.В условиях качественно иного развития России накопилось немало системных проблем, которые сложно решить только лишь коррекцией действующего УК РФ.В процессе реформирования необходимо сохранить базовые, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты, осуществив лишь их необходимую модернизацию в целях защиты охраняемых интересов от современных угроз.
Следует обратить внимание на юридическую терминологию и технику, используемую разработчиками для воплощения поставленных задач.
Возможно, в новом УК разъяснить некоторые понятия, содержащиеся в кодексе.Например, можно подумать над раскрытием содержания и признаков вреда здоровью человека, тяжких последствий.
Судебные ошибки зачастую допускаются из-за неопределенности или недостаточной определенности в уголовном законе отдельных понятий и терминов.Новый УК призван устранить подобные затруднения в правоприменительной практике, разгрузить конструкции статей УК, повысить качество уголовного закона.

На наш взгляд, избыточными являются составы преступлений, предусмотренные ст.ст.159.1 - 159.6 УК РФ.Эти нормы явно излишни, в судебной практике возникли проблемы применения старой и новой редакций УК РФ, коллизии специальных составов мошенничества.Как правоприменитель негативно оцениваю существование в УК РФ ст.210.Участники преступных объединений могут отвечать за конкретные преступления в соответствии со ст.33 и 35 УК РФ.Статья 210 УК ориентирована на аморфное участие в криминальном объединении.При конструировании данного состава преступления необходим учет доказательственных аспектов.По ст.210 УК немало оправдательных приговоров.Признаки, вводимые в состав преступления должны быть достаточно четкие, понятные правоприменителю.Многочисленные и несистемные поправки в УК снижают качество уголовного закона.


Курбатов Алексей Янович - профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, доцент

Качество российского закона: как его повысить? Качество законов в настоящее время большинство специалистов оценивают как достаточно низкое.
По моему мнению, это является следствием наличия ряда проблем системного характера в правовой системе России.Отмечу основные из них.
Во-первых, отсутствует единая стратегия законодательной деятельности.В результате принимаются несогласованные разноплановые решения.Например, российской правовой системе «навязывается» абсолютно чуждая ей медиация, но при этом целенаправленно уничтожается третейское разбирательство, которое существовало даже в советский период.
Во-вторых, принятие законов стало основным способом решения различных проблем.Появилась проблема - необходимо принять закон, причем как можно быстрее.Особенно это проявляется применительно к уголовной и административной ответственности, хотя уже давно известно, что тяжесть наказания и количество правонарушений в прямой зависимости не находятся.На количество правонарушений прямое влияние оказывает неотвратимость наказания.
В-третьих, право стало рассматриваться как средство реформирования.Сейчас перепишем какой-нибудь американский закон и у нас сразу появится рынок ценных бумаг, исчезнет недобросовестная конкуренция, суд станет справедливым и т.д.и т.п.Или перейдем на международные стандарты или рекомендации международных организаций и все наладится, даже если нет их официального и адаптированного к российской правовой системе перевода.
В-четвертых, произошло «разбалансирование» законодательного процесса.Какая-то группа неофициальных лиц может превратить непонятно во что реформу в целой отрасли права (имею в виду гражданское право).

Или, наоборот, за несколько дней более чем сомнительный закон принимается, подписывается Президентом РФ и вводится в действие (в качестве примера приведу Федеральный закон от 01.12.2014 г.№ 403-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 г.№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В-пятых, поменялась последовательность действий.Сначала принимаем - потом начинаем думать, что с этим делать.В качестве примера можно привести саморегулирование.Причем это порождает замкнутый круг.С одной стороны, низкое качество законов в совокупности с падением уровня юридического образования порождает всякие утопические мысли, например, что с помощью принципа справедливости суды могут решить все проблемы.С другой стороны, участники законодательного процесса перестают тщательно работать над текстами законов - пусть их на практике потом «подкорректируют».
В-шестых, под влиянием компрадорской политики, проводимой рядом федеральных министерств и государственных организаций, произошла подмена понятий, с помощью которых оценивается «качество» законов.Обеспечение баланса интересов в праве, когда интересы одних ограничиваются с целью охраны интересов других, заменили эффективностью и целесообразностью, хотя в большинстве случаев, что это такое вразумительно объяснить невозможно.
Пока эти проблемы не будут хотя бы частично устранены, изменений к лучшему не будет.
Перечень общих необходимых для этого мер здесь очевиден.
1.Разработка единой стратегии законотворческой деятельности.
2.Осознание того, что хороший закон небольшой группой лиц за несколько месяцев написать невозможно.В законодательный процесс по максимуму должны быть включены профессиональное и научное сообщество, его мнение должно иметь хоть какое-то значение.Вывешивание законопроектов на сайте для дачи замечаний всеми, кому не лень, или создание экспертных советов, которые собираются два раза в год, - это фикция.
3.Вспомнить, что основное значение и права вообще, и законов в частности - это придание стабильности отношениям.Право предназначено для установления обязанностей и введения ограничений, его возможности по стимулированию развития весьма ограничены и сводятся, в основном, к устранению препятствий.
4.Возможность принятия и введения в действие законов за несколько дней должна быть полностью исключена.
5.Любые большие законодательные изменения должны начинаться с предварительной разработки и публичного обсуждения концепций этих изменений.


Рахманова Екатерина Николаевна - заведующая кафедрой уголовного права Северо-Западного филиала ФБОУВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, доцент


Качество российского закона: как его повысить? Вопрос о качестве закона приобретает особое звучание применительно к качеству уголовного закона.

Законодатель, как минимум, должен понимать, что уголовно-правовые запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.Здесь можно вспомнить Конституционный Суд РФ, который указал, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.Требование ясности и недвусмысленности уголовно-правовой нормы напрямую связано с недопустимостью пробелов уголовно-правового регулирования, с непротиворечивостью закона и с пределами его толкования.В этой связи возникают вполне закономерные вопросы: в каких случаях отсутствие в УК РФ нормы о преступности какого-либо деяния следует рассматривать как пробел закона, принимая во внимание, что само по себе отсутствие нормы не означает отсутствия защищенности объекта; до каких пределов допустима конкретизация закона? Ответы на эти ключевые вопросы, на наш взгляд, следует искать в области гуманитарной теории.Объективным, фактически осязаемым, подлежащим проверке критерием в рассматриваемых случаях выступают права человека.Если отсутствие в УК РФ нормы не обеспечивает эффективной правовой защиты прав человека, значит, в законе имеется пробел; если отсутствие ясности в законе приводит к нарушению прав человека, значит установленный запрет неопределенен; если толкование уголовного закона нарушает гарантии прав человека, следовательно, оно нелегитимно.

Интервью содержит полезные мысли по улучшению качества закона и многое из них будет реализовано в будущем.Практически повышение качества закона возможно при введении ответственности законодателя за принятые законы, а именно установление прямой зависимости между качества закона и оплатой труда.

Федеральный закон от 7 марта 2011 г.№ 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации.2011.№ 11.Ст.1495.

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Раскрытие теоретической части

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть — это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Раскрытие теоретической части

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии — политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примеры для раскрытия К3

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Примеры для раскрытия К3

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Раскрытие теоретической части

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Примеры для раскрытия К3

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Что такое закон? Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно - правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Основная задача закона заключается в том, чтобы обеспечить стабильность, безопасность, а также справедливость в обществе. Всё это возможно только при том условие, если каждый гражданин вне зависимости от своего социального статуса, будет попадать под действие закона и отвечать перед ним наравне со всеми. Только так удастся достичь полного правопорядка, то есть состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законов и других правовых норм. Так я понимаю слова автора.

И я полностью согласна с ним. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно правовых актов государства, другими словами среди правовых актов, имеющих официальную документальную форму и содержащих обязательные правила поведения, которые гарантируются принудительной силой государства.

Именно благодаря им удается регулировать наиболее важные общественные отношения. И если через закон можно переступить, обойти его, то можно смело сказать, что данное государство является неэффективное. Поэтому крайне важно, чтобы закон был един для всех, чтобы все лица, будь то юридическое, то есть официально зарегистрированная организация, или же физическое лицо, а именно субъект гражданского права, соблюдали законы и правила государства в равной степени, независимости от того, какое они положение занимают в обществе, кто они по происхождению и другим различающим признакам.

Так, например, можно вспомнить ситуацию, которая произошла в Италии, когда их бывший Председатель Совета министров Сильвио Берлускони был осужден за мошенничество, злоупотребление своим служебным положением, а также непристойное поведение. Данный пример показывает нам, что в Италии вне зависимости от статуса человека, закон одинаков для всех и не важно, кто именно нарушил закон, кто стал правонарушителем, то есть тем, кто совершил преступление или поступок, потому что он также, как и любой другой человек будет отвечать перед законном, нести юридическую ответственность, которая выражается в применении мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение правонарушения.

Также ещё одним примером является Израиль. Несколько лет на одной из главных трасс ехала с большой скоростью автомашина, которая принадлежала министру внутренних дел этой страны. Данное нарушение было зафиксировано рядовым инспектором, поэтому министр в скором времени получил квитанцию для оплаты штрафа за превышение скорости. Через несколько дней министр лично заплатил штраф, а также вручил денежную премию инспектору, за отличное несение службы. Аналогичная ситуация произошла в Англии, когда журналист не стал уступать место на дроге сзади идущему кортежу, потому что в данной стране существует такой закон. Впоследствии оказалось, что за журналистом в одной из машин ехала Елизавета II, она также лично поблагодарила за то, что он не уступил дорогу, потому что закон должен быть един для всех, и никто не должен быть исключением.

Но, к сожалению, не во всех странах мы можем наблюдать такое равенство всех перед законом. К примеру, в России всё чаще можно увидеть на заголовках газет или по телевизору, как дочь, сын, высокопоставленного чиновника, или же сам представитель власти создает аварийные ситуации на дорогах, попадает в ДТП, в которых часто гибнут простые пешеходы, граждане. В конце концов, итог почти всех таких дел один: дело либо не возбудилось, либо виновников произошедшего становится пешеход. Поэтому, крайне

важно, чтобы в России были предприняты все меры для повышения качества законодательства, состояния судебной защиты, а также развития правовой культуры. Потому что только так можно подтвердить, что наше государство по-настоящему является демократическим.

Таким образом, в заключение можно сказать, что закон должен быть не только на словах, * но и на деле обладать верховенством. Если люди в зависимости от своей профессии, положения в обществе начнут по-разному воспринимать закон, а тот в свою очередь будет позволять это делать, то страшно представить, что ждёт такое государство. Только пока соблюдается в точности закон, в обществе будет порядок, справедливость, поэтому необходимо, чтобы закон имел одинаковый смысл для всех людей и не делал никому поблажек и исключений.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -