Миграция населения. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Реферат по демографии

Миграционные процессы в мире.

Исполнитель: студентка группы 202

Шредер Т.А.

Преподаватель: канд. филос. наук,

доцент Левченко И.Е.

Екатеринбург, 2001

Введение................................................................................................................................... 3

Глава 1. Общие сведения о миграции населения............................................................ 4

Виды миграций....................................................................................................................... 4

Иммиграция населения......................................................................................................... 6

Эмиграция................................................................................................................................ 7

Урбанизация............................................................................................................................ 8

Основные функции миграции............................................................................................ 10

Структура миграционного процесса. Понятие миграционного потока................... 12

Глава 2. Причины миграций и их историческая обусловленность.......................... 15

Заключение........................................................................................................................... 20

Список литературы.............................................................................................................. 21

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции населения.являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции населения. сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции населения. имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Прикладное значение имеют исследования миграции населения. для целей общеэкономического и регионального планирования, использования трудовых ресурсов.

Положительным моментом в миграции является расселение народов: определённая численность и плотность населения - необходимые предпосылки для развития каждой страны. Хотя нельзя преувеличивать роль плотности населения и устанавливать прямую связь между нею и уровнем социально-экономического развития. Наконец, некоторые государства (США, Австралия, Канада, Израиль) практически созданы мигрантами.

В наше время миграционные процессы в мире довольно интенсивны, хотя многие страны и вводят ограничения на въезд.

Принимая во внимание данные факторы, нельзя умалять роли миграции населения и, соответственно, ставить под сомнение актуальность темы.

В переводе с латинского migratio означает перемещение, переселение. Миграцию населения рассматривают в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”. Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные. Перечисленные виды специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует самые разные цели.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: Во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Статистика ООН признаёт мигрантами лиц, проживающих на новом месте более 6 мес. Иногда к миграциям населения относят туризм, курортные поездки, паломничество и др., что, однако, неправильно, ибо здесь нет смены места жительства.

Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

Каждый из названных видов миграции населения может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение.

В межтерриториальных миграциях населения обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские, внутри- и межрайонные. В межпоселенных миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т.е. между городами и посёлками городского типа; внутри сельской местности, т.е. между сельскими поселениями, а также между сельскими и городскими поселениями, причём в одном случае это сельско-городское миграционное движение, а в другом - городско-сельское. Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. По данным Всесоюзного выборочного обследования населения 1985 г., основными направлениями миграции в СССР были переезды из сёл в города (40%) и из городов в города (34%). Переезды из одной сельской местности в другую составили 19%, а из города в село - 7%.

Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция населения. определяется рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.), военными (захват чужих земель и их военная колонизация) и политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).Иммиграция населения играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция населения оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности. Это явление. характерно для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (4-7 вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7-8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11-17 вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина 15 - середина 17 вв.) положила начало широкому развитию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие части света, прежде всего в Америку и Австралию. В 20 в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства - Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера. Широкий размах после 2-й мировой войны 1939-45 получила иммиграция рабочей силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции - 3,4 млн., ФРГ - 2 млн., Швейцарии - 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки.

Под миграцией населения (лат. - переселение) понимают перемещение людей по территориям, которые связаны со сменой постоянного места жительства и работы и приводят к механического прироста населения. В зависимости от причин миграции бывают экономические, политические, религиозные, гуманитарные, экологические, военные. По срокам миграции делятся на: постоянные, сезонные, временные. В зависимости от характера перемещения населения различают внешние миграции-перемещение людей из страны в страну - эмиграция, иммиграция) и внутренние (переселение людей внутри страны, в основном из села в город, что усиливает процесс урбанизации).

Особое место занимает так называемая маятниковая миграция рабочей силы - переезды от места жительства к месту работы и обратно, которая распространена в пригородных зонах. Миграционные процессы состоят из потоков выбытия и потоков прибытия населения за определенный период (зарок). Разница между числом прибытии и числом тех, выехавших за этот период времени, - сальдо миграции, которое определяет увеличение численности населения данной территории за указанный период.

Формирование миграционных потоков происходит под действием специфических закономерностей. Наиболее устойчивыми из них являются:

приоритет экономических факторов в формировании системы потоков добровольной миграции - основная масса перемещений в пространстве вызвана желанием индивидов улучшить свое материальное состояние;

дифференциация уровня миграционной мобильности в зависимости от качественных характеристик индивидов повышенная степень участия в миграционном движении присуща молодым, хорошо образованным лицам, которые не состоят в браке, имеют хорошее состояние здоровья!я. определенные особенности характера (инициативность, смелость);

функционирование двух противоположно направленных потоков - достаточно длительное существование потока миграции вследствие возвращения части мигрантов, которым не удалось закрепиться на новом месте;

инерционность потоков миграции-перемещение населения в установленном направлении продолжается еще некоторое время после того, как прекращается действие факторов, обусловивших формирование соответствующего потока;

определяющее влияние на формирование объема перемещения миграционных возможностей региона, выхода и миграционной емкости населения региона, показателями которых являются численность населения - миграционный поток тем более массовый, чем больше по численности населения регионов, между которыми он проходит;

зависимость объемов миграции от расстояния - чем ближе расположены регионы, тем, при прочих равных условиях, интенсивнее миграционные связи между ними;

взаимосвязь миграционных процессов и ментальных особенностей населения - чем больше степень родства менталитета жителей двух регионов (схожесть языков, обычаев, религии, преобладающих ценностей, репродуктивных установок), тем интенсивнее миграционные контакты, а наличие длительного и интенсивного обмена населением способствует сближению социальных признаков.

Миграционные процессы влияют на естественное воспроизводство населения путем изменения возрастной структуры регионов выхода и населения, трансформацию репродуктивного поведения контингентов населения, изменения условий жизни переселенцев, что отражается на состоянии их здоровья. Миграция влияет и на функционирование и развитие рынка труда; миграционные процессы способствуют развитию расширенного мировоззрения личности, обусловливают повышение приспособляемости к разнообразным условиям жизни, а также обмен навыками и опытом между жителями разных регионов, распространение полезных знаний. Они приводят к перераспределению производителей и потребителей материальных благ и платных услуг между регионами и их подразделениями, изменяют качественные характеристики рабочей силы различных регионов вследствие неравномерной участия в миграционных процессах представителей различных социально-демографических групп.

Миграционные процессы часто приводят к заполнению рабочих мест, не пользующихся спросом у коренного населения - когда отдельные специалисты мигрируют за границу, а там работают на рядовых работах (особенно женщины - домохозяйками, горничными, ухаживают за престарелыми и т. п).

Миграционные процессы, таким образом, является своего рода демографической и демоекономічною "инвестиции" в регионы-реципиенты и, наоборот, вызывают старение населения и ухудшение трудоресурного потенциала в регионах-донорах. Особенно большое экономическое значение миграция имеет как фактор урбанизации, что является неотъемлемым источником количественного и качественного роста. Следовательно, процесс миграции всегда является географическим по форме проявления и социально-экономическим по содержанию.

В экономическом аспекте миграции, прежде всего, выделяют такие ее формы:

миграция, связанная со сменой места жительства (стационарная миграция);

трудовая миграция, которая преимущественно имеет обратный характер.

Такое деление является сугубо теоретическим. На практике, как правило, разделить акты переезда по признаку возвратности можно лишь условно. Мигрант, выбывает до нового места жительства с намерением поселиться на постоянно, может через некоторое время вернуться в места рождения и, наоборот, временный выезд иногда завершается закреплением на новом месте. К тому же цели лиц, которые мигрируют, могут существенно отличаться от оформленных деклараций.

Миграционные процессы переезда за своими причинами можно объединить в две большие группы:

добровольные (трудовая, учебная, этническая, брачная, климатическая, договорная миграция и т. п.);

вынужденные (экологические миграции, насильственной выезд, бегство населения в результате военных действий и миграции по политическим мотивам). По способу реализации миграции делятся на организованные и индивидуальные.

Внешние миграции классифицируют также по принципу легальности (легальные и нелегальные) и по статусу мигрантов. Как отдельные категории участников миграционного процесса выделяются:

лица, которые переезжают на постоянное проживание;

трудовые мигранты, которые переезжают на работу по контрактам (на срок действия контракта);

высококвалифицированные специалисты

работники транснациональных компаний и совместных предприятий, которые по характеру деятельности переезжают из страны в страну;

нелегальные трудовые мигранты;

лица, ищущие политического убежища, беженцы.

Характерными чертами современной миграционной ситуации в Украине в большой степени является ликвидация последствий (ошибок) миграционной политики бывшего Советского Союза, в частности:

репатриация представителей депортированных народов и этнических украинцев - жертв политических репрессий;

постепенное затухание миграционных контактов с государствами Балтийского региона, Закавказья, Центральной Азии наряду с углублением связей со странами, не входившими в состав бывшего СССР;

уменьшение интенсивности стационарных миграций (которые связаны со сменой места жительства и регистрируются государственной статистике) вместе со становлением и развитием нового для Украины вида международного движения населения - трудовой миграции

Широкомасштабные колебания миграционного прироста происходят на фоне стабильного снижения интенсивности стационарных миграций населения.

В абсолютном выражении главным миграционным партнером как прибытия, так и выбытия является Россия. На нее приходится около 55 % общего зовнішньоміграційного оборота.

По относительной интенсивности убытия из Украины первое место занимает Израиль (в 1999-2000 гг. около 300 выбывших в расчете на 100000 жителей этой страны в среднем за год), далее идут Молдова, Россия, Беларусь (30-50 чел на 100000 населения), Германия и большинство стран СНГ Основными миграционными партнерами по прибытию населения в Украину является Молдова (более 100 человек на 100000 жителей), Российская Федерация (28), Армения, Израиль, Беларусь (17-18).

За 1994-2000 pp. Украина по официальным данным потеряла более 600 тыс. человек вследствие миграции, преимущественно молодого и среднего возраста. Сегодня легально и нелегально за пределами Украины находятся и работают около 5,5 - 6,0 млн. лиц, среди которых значительное количество высококвалифицированных специалистов и ученых различных специальностей. Однако ежегодное количество выбывших до экономически развитых стран постепенно уменьшается:

во-первых, из-за исчерпания этнической составляющей этого потока;

во-вторых, вследствие смягчения действия факторов, стимулирующих отъезд;

в-третьих, благодаря расширению возможностей проведения возвратной трудовой миграции в эти страны без изменения местожительства.

Повышение уровня жизни населения постепенно нивелирует этот миграционный процесс, учитывая, что властями государства будет принята программа по созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройства работоспособного населения с доведением до минимума имеющегося безработицы. Сегодня в условиях практического исчерпания потенциала демографического роста едва ли не единственной возможностью увеличения общей численности населения Украины остается активная миграционная политика. Именно миграционный приток может компенсировать естественную убыль населения и обеспечить сбалансирование половозрастной структуры населения.

Сальдо миграции в 2008 году: положительное (синий), отрицательное (оранжевый), близкое к нулю (зелёный), нет данных (серый)

Понятие «миграция» следует охарактеризовать как «территориальные перемещения индивидов из государства в государство, из региона в регион» . Основными участниками современных миграционных потоков являются учащиеся, трудовые мигранты, беженцы, переселенцы, репатрианты и нелегальные мигранты. Перемещения мигрантов подразделяются на сезонные, то есть зависящие от времени года (как, например, туризм и сезонные сельскохозяйственные работы) и маятниковые - регулярные передвижения из определенного пункта и возвращение в исходный.

Рассматривая современные миграционные процессы, следует выделить иммиграцию (перемещение эмиграцию (миграционные потоки ее пределы на постоянное или длительное жительство). Исторически преобладала миграция населения «переселенческого типа» - так в результате данного типа миграции мигранты перемещались через границы государств и меняли место жительства.

К эмиграции или реэмиграции (процессу возвращения эмигрантов в страну исхода на постоянное место жительства) как результатам массовых потоков миграции и иммиграции могут привести различные факторы, те или иные политическим события. Однако процессы, стимулирующие приток иммигрантов могут завершить свое действие и тогда эмигранты под воздействием факторов могут стать реэмигрантами или репатриантам.

Мигранты являются социальными субъектами, акторами миграционных процессов, а сами миграционные процессы рассматриваются как результат личной мотивации мигрантов. В самом деле, отрыв образа человека от конкретных людей, их индивидуальных особенностей создает значительные трудности и для воплощения образа в отдельных сферах науки и искусства.

Динамика миграционных процессов

В современном мире международные потоки трудовой и иных видов миграции обуславливают более сложные политическими и экономическими изменениями. Международные миграции обусловлены такими факторами, как экономические, политические и социокультурные.

Современные миграционные потоки как феномен международной жизни и международных отношений представляет собой взаимодействие мигрантов и общества, как страны исхода, так и общества принимающей страны. Для объяснения динамики и процессов международной миграции главным научным сотрудником Института социально-политических исследований РАН Л.Л.Рыбаковским была предложена теория миграционного процесса, состоящего из трех этапов, в котором выделяются исходная, основная и заключительная фазы миграционного процесса. Исходная фаза миграции связана с принятием решения и готовности к миграции. Основная фаза миграции связана с фактическим процессом миграции. И, наконец, заключительная фаза миграции связана с процессом прибытия и адаптации мигрантов к новым социальным условиям принимающего общества. Таким образом, рассмотрение этапов процессов миграции позволяет рассматривать международную миграцию как один из ключевых социальных и международных процессов и применить к ней методологические принципы, разработанные в социологии и международных отношениях.

Среди факторов, обуславливающих готовность индивидов участвовать в современных миграционных процессах, следует выделить эндогенные и экзогенные, которые воздействуют на появление миграционной установки (стремления переместиться в другую страну).

Влияние внешних факторов, обуславливающих мотивацию к миграционному поведению (стремления мигрировать), неоднозначно - так на миграционную мотивацию объективные условия социальной среды, сложившиеся на их родине, но и восприятие потенциальными мигрантами социальной действительности. Внешние факторы, специфически воздействующие на мигрантов в стране исхода, приводят к появлению множества мотивов мигрировать, что приводит к разнообразным способам перемещения мигрантов (например, как легальному, так и нелегальному), так и множеству адаптационных стратегий и тактик мигрантов в стране-реципиенте (полная или частичная адаптация к социо-культурным нормам страны реципиента, индивидуальная или коллективная стратегия адаптации посредством компактного проживания мигрантов и т.д.).

Под внутренними факторами следует рассматривать мотивацию, обуславливающую стремление к миграционному поведению (например, желание мигранта улучшить свое социально-экономическое положение, стремление к реализации творческого потенциала Более того, данный подход позволяет рассматривать международную миграцию в контексте социокультурных изменений: а) как фактор, трансформирующий социальные связи в обществе страны-реципиента; б) влияющий на систему социального взаимодействия в стране-реципиенте, так как концентрация мигрантов с иные ценностями и нормами внутриобщинного взаимодействий, чем у коренного населения в каком-либо районе, вызывает ответную, иногда негативную реакцию местного сообщества.

Следует также отметить, что динамика миграционных процессов обусловлена социальными явлениями. Так, неблагоприятные внешние условия, такие, как ухудшение экономической, экологической или политической ситуации в стране проживания могут стать факторами обуславливающими готовность потенциальных переселенцев к вынужденной миграции. Однако мигрантам присущи различные социально-экономические характеристики, и поэтому они различными способами реагируют на неблагоприятные условия среды проживания и выбирают разнообразные стратегии миграции. Поэтому для более полного анализа причин детерминации миграции необходимо уделять внимание социально-психологическим особенностям потенциальных и реальных мигрантов (по крайней мере, нельзя полностью исключить эти факторы, рассматривая массовые потоки миграции).

Позитивные и негативные аспекты миграции

Среди позитивных последствий современной международной миграции следует указать, что легальные трудовые мигранты выплачивают налоги и другие обязательные взносы стране-реципиенту. Одним из последствий массовых потоков миграции становятся демографические изменения в структуре населения страны исхода и страны-реципиента: миграционные процессы позволяют развивающимся странам уменьшить количество безработного трудоспособного населения (преимущественно молодежи) посредством миграции молодежи в страны-реципиенты.

Позитивными последствиями потоков трудовой и внешней миграции являются пополнение демографического потенциала принимающей страны. Действительно, современные миграционные потоки оказывают влияние на демографические показатели стран-доноров и стран-реципиентов миграционных потоков. Миграционные потоки не только способствуют решению в странах донорах и странах-реципиентах миграционных потоков, но и способствуют оттоку трудоспособного и квалифицированного населения в странах-донорах.

Среди негативных последствий современной международной миграции следует указать рост нелегальной миграции. Число нелегальных мигрантов также увеличивается за счет туристов, учащихся и работников, у которых истек срок визы или трудового контракта, однако которые уклоняются от возвращения в страну исхода, и продолжают нелегально пребывать на территории страны-реципиента, надеясь, несмотря на свой нелегальный статус, продолжать работать в стране-реципиенте.

Мигрантам присущи низкий уровень жизни и социальных стандартов новоселов и текучесть населения. Значительное количество нелегальных рабочих-мигрантов уменьшает заработную плату коренных рабочих, конкурирующих с мигрантами. Конфликты между мигрантами и коренным населением могут обостряться спадов в экономике. Массовая миграция также имеет негативнее последствия для стран-доноров миграционных потоков: миграция из стран исхода может привести к «утечке мозгов» и к выезду за пределы страны исхода трудоспособного населения.

Современным миграционным потокам присуще увеличение потоков мигрирующей рабочей силы по направлению Юг-Север. Страны Европы связаны с возможностью этих стран интегрировать трудовых мигрантов общество. Также увеличивается численность нелегальных рабочих-мигрантов. Легальная миграция рабочей силы - лишь часть широкомасштабной миграции. Все эти явления способствуют увеличению популярности правых и ультраправых партий в Европе.

Таким образом, современные глобальные миграционные потоки предоставляют значительные преимущества как государствам-реципиентам миграционных потоков (дополнительные ресурсы рабочей силы), так и государствам-поставщикам миграции (позволяют частично решить вопрос трудоустройства избыточной рабочей силы). Миграционные потоки в страну-реципиент стимулируют рост экономики этой страны, способствуют росту благосостояния коренного населения и мигрантов, а также способствуют экономическому и социальному развитию страны исхода. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента, что приводит к росту социальной напряженности в обществе.

Современные миграционные потоки демонстрируют, что указанная характерная черта современных миграционных процессов предоставляет значительные преимущества государствам-реципиентам миграции, как ресурса рабочей силы, так и государствам поставщикам миграции как избыточной рабочей силы. Однако многие современные миграционные процессы приводят к возникновению социально-экономических проблем и конфликтов между иммигрантами и обществом страны-реципиента.

Процессы глобализации также являются катализатором миграционных потоков. Современные урбанизация и индустриализация, а также процессы экономической и культурной глобализации, обуславливающие массовую миграцию и пространственные перемещения людей, приводят, по мнению Э.Хобсбаума, к «кризису основополагающей идеи о необходимости существования территории» . Более того, в виду кризиса идеи об этнической гомогенности населения национальных государств, современные государства представляют собой полиэтнические общности, объединенные общей экономической системой, а современные этнические группы, полиэтнических государствах, в большей степени обеспокоены соперничеством с другими этническим группами и социокультурных (культурные и религиозные традиции) и политических (власть, влияние) ресурсов.

Вместе с этим смотрят:
Нелегальная миграция в США
Этнические профсоюзы
Мигрант ищет заработок

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

  • Становление миграционной системы России
    • Генезис миграционной системы России
    • Сущность миграционной системы России
    • Закономерности, противоречия и основные тенденции развития миграционной системы России
    • Государственно-правовые основы регулирования миграционной системы России
    • Миграция как социально-экономическое явление, объект познания и государственно-правового регулирования
    • Современные подходы к определению сущности понятия «миграция»
    • Сущность, функции и факторы миграции людей
    • Виды миграции людей
    • Информационное обеспечение сферы миграции в России
    • Правовые основы обеспечения информационной безопасности России в сфере миграции
    • Автоматизированные системы управления миграционными процессами и обеспечения информационной безопасности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности в сфере миграции на основе создания единого информационно-правового пространства
  • Сравнительно-правовой анализ миграционных процессов в России и за рубежом
    • Угрозы безопасности России в сфере миграции
    • Концепция основных стадий миграционного процесса
    • Субъекты миграционных правоотношений
    • Зарубежный опыт государственно-правового регулирования миграционных процессов и его приемлемость для совершенствования миграционной политики России
    • Роль международных организаций (ГФММ, MOM, МОТ, УВКБ ООН) в выработке глобальной миграционной политики
    • Характеристика международных конвенций
    • Историко-правовой и сравнительно-правовой анализ, тенденции и перспективы развития МС США, Франции, ФРГ
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы США
    • Состояние и основные тенденции развития миграционной системы ФРГ
    • Состояние и тенденции развития миграционной системы Франции
    • Особенности решения задач экономической безопасности в сфере регулирования миграционных процессов за рубежом
    • Федеральные органы исполнительной власти в сфере государственно-правового регулирования миграционных процессов
    • Генезис органа управления миграционной системой
    • Место, роль и перспективы развития МВД России и ФМС России в сфере миграционных процессов и обеспечения государственной безопасности
    • Взаимодействие ФМС России с международными и межведомственными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями
    • Основные этапы формирования правовой базы миграционной политики Российского государства
    • Федеральное законодательство в сфере миграции
    • Региональное законодательство в сфере миграции
    • Федеральные и региональные миграционные программы как механизм реализации миграционной политики России
  • Формирование и реализация отечественной миграционной политики
    • Дореволюционная миграционная политика России
    • Советская миграционная политика
    • Миграционная политика современной России
    • Основные этапы формирования и механизм реализации государственной миграционной политики
    • Место, роль и особенности правоотношений органов, организаций и учреждений в миграционной системе России
    • Институциональная структура реализации государственной миграционной политики
    • Общая характеристика деятельности органов государственной власти в сфере миграции
    • Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции
    • Сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Органы миграционного учета, их место и роль в сфере обеспечения безопасности России
    • Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания
  • Государственно-правовое регулирование миграционных процессов в России
    • Государственное регулирование правоотношений с соотечественниками в России и за рубежом
    • Основания признания и подтверждение принадлежности к соотечественникам
    • Особенности правоотношений с соотечественниками
    • Полномочия государства в области отношений с соотечественниками
    • Механизм конституционно-правового регулирования процесса переселения в Россию соотечественников
    • Правовое регулирование внешней трудовой миграции в системе обеспечения государственной безопасности России
    • Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности
    • Правовое регулирование порядка привлечения иностранных работников и трудоустройства иностранцев в России: правовой статус трудовых мигрантов в России
    • Особенности трудоустройства иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом
    • Становление и развитие института российского гражданства как инструмента обеспечения безопасности
    • Политика Российской Федерации в отношении двойного гражданства и обеспечения безопасности
    • Обеспечение государственной безопасности в области производства по делам оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации
    • Субъекты правоотношений в вынужденной миграции
    • Механизм конституционно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Состояние и тенденции государственно-правового регулирования вынужденной миграции в России
    • Основные причины возникновения негативных явлений в сфере миграции
    • Субъективный состав юридической ответственности в сфере миграции
    • Обеспечение безопасности России в части ответственности за нарушение порядка въезда, выезда, транзитного проезда, проживания (пребывания) на территории Российской Федерации
    • Правоприменение в сфере миграции
  • Взаимосвязь миграционных и демографических процессов в системе безопасности России
    • Правовые основы обеспечения демографической безопасности России
    • Государственно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности России
    • Миграционный контроль в Российской Федерации как элемент системы государственной безопасности
    • Основные угрозы безопасности России
    • Система иммиграционного контроля России: состояние и перспективы
    • Особенности организации правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения безопасности России
    • Перспективы правоохранительной деятельности в сфере миграции в интересах обеспечения государственной безопасности России
    • Влияние демографических процессов на государственно-правовое регулирование сферы миграции
    • Демографическая ситуация в современной России
    • Угрозы государственной безопасности из сферы демографических процессов
    • Взаимосвязь демографических и социально-экономических процессов
    • Модели экономико-демографических процессов
    • Особенности регулирования демографических процессов в России
    • Механизм реализации демографических процессов
    • Государственно-правовые основы становления и развития системы профессионального миграционного образования в России

Концепция основных стадий миграционного процесса

Если задаться целью фиксировать факты выбытий людей из одного населенного пункта и прибытия людей в другой населенный пункт, то в каждом миграционном процессе можно обнаружить исходную, основную и заключительную стадии. Разработка концепции трех стадий миграционного процесса (Концепция - 3Ст) пришлась на последнюю треть XX в. (была опубликована в конце 80-х годов 1 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.. 1987; Рыбаковский Л.Л., Заславская Т.И. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // СОЦИУС. 1978. № 1. ), а ее авторами являются Т.И. Заславская, Л.Л. Рыбаковский и другие, выделившие в отдельно взятом миграционном процессе три взаимосвязанные стадии:

  1. исходную (подготовительную) стадию, в которой формируется миграционная подвижность, принимается решение о миграции;
  2. основную стадию - собственно переселение людей;
  3. завершающую стадию, связанную с приживаемостью (адаптацией) мигрантов в местах их вселения (новом населенном пункте, стране въезда).

Принципиальные положения Концепции - 3Ст.

1. Миграционная подвижность (мобильность) и миграционное перемещение (переселение) рассматриваются как два взаимосвязанных, но разных по своей сути явления: первое - как способность (готовность) к миграции (установка), второе - как акт перемещения. реализация установки на миграцию.

2. Отказ от одностороннего понимания взаимодействия человека с новой социальной средой и природно-географическими условиями. Углубление знаний о приживаемости людей в районах их вселения, выделение адаптации как самостоятельного компонента и придание ей направленности позволило миграцию людей считать завершенным процессом.

3. Вычленение из переселения его стержня - миграционного потока - указывает на общее количество участников конкретного миграционного процесса. Совокупный поток - некое множество прямых и обратных миграционных перемещений, структурированных по личностным и географическим характеристикам. Миграционные потоки объединяют районы выхода (вселения) и создают основу для формирования региональных индикаторов миграционных связей.

4. Мигрант - это будущий новосел при условии его территориального перемещения, а новосел - это бывший мигрант в период его обустройства и адаптации в районе вселения. Причем новоселы, обладая повышенной миграционной активностью (способностью к переселению), являются и потенциальными мигрантами.

5. Понятия «миграционная подвижность» и «перемещение (переселение)» - не синонимы. Миграционная подвижность - это более общее понятие для различных видов перемещения, потенциальной и реальной миграции; это также потенциальная готовность людей к изменению своего территориального статуса. Если под миграцией населения 2 В узком значении - это законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства (буквально переселение); в широком значении - территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. понимаются территориальные перемещения, то под миграционной подвижностью - способность к миграции (потенциальная миграционная активность).

В конце 60-х годов прошлого столетия Т.Н. Заславская отмечала, что склонность к переселению есть процесс формирования потенциальной склонности к миграции. Спустя два года она же утверждала, что «положительное отношение к мобильности, сочетающееся с принятым, но еще не реализованным решением о перемещении в сфере труда, представляет собой так называемую потенциальную мобильность». В области сельско-городской миграции это положение было интерпретировано Л.B. Корель: «потенциальная миграция представляет собой психологическое состояние готовности сельского жителя к отъезду из данного села».

В отличие от потенциальной миграции миграционная подвижность - это способность лица к миграции, сформировавшаяся вследствие накопленного миграционного опыта. Такой опыт Л.B. Корель называет миграционной биографией (включает совокупность перемещений, предшествующих моменту социологического обследования). С помощью определенной системы показателей можно дать оценку миграционной подвижности населения той или иной территории в целом и отдельных его групп по разным параметрам.

По мнению Л.Л. Рыбаковского, мобильность зависит от числа совершенных переселений, продолжительности проживания в районе выхода или месте вселения и т л. Она связана с участием населения в других видах миграции (например, в маятниковой миграции). Сочетание различных обстоятельств может привести к тому, что лица, обладающие меньшей миграционной подвижностью (миграционным опытом), окажутся в числе потенциальных мигрантов, а мигранты с их опытом перемещений составят постоянное население.

Тем не менее, при равных условиях жизни лица, обладающие большей миграционной подвижностью 3 Миграционная подвижность - это свойство, присущее и отдельному человеку, и совокупности людей, и в целом населению. Повышение миграционной подвижности - процесс исторический в развитии человечества. В обобщенном виде он характеризуется ростом активности переселений людей. В России дореволюционной, по расчетам А.А. Кауфмана, в переселении участвовало 0,14% общей численности населения страны (10% его годового прироста). В послевоенные годы, по расчетам М.Я. Сонина, в миграциях участвовало в 6 раз больше людей, чем в дореволюционное время. В 70-е годы XX в. объем миграций населения в 3-3,5 рала превышал число родившихся в стране (в 4,5-5 раз превышал естественный прирост населения). В последнюю треть минувшего столетия в миграциях участвовало в 25-30 раз больше людей, чем во времена А.А. Кауфмана. , имеют, как правило, и большую психологическую готовность к переселению. Человек с большим миграционным опытом скорее решается снова переселиться, даже если его удовлетворяют условия жизни в последнем месте жительства чем тот, кто родился в данной местности и прожил там всю свою жизнь.

6. Воздействие общества на миграционные процессы осуществляется при помощи так называемых регуляторов поведения:

  • изменение территориальных и поселенных различий в объективных условиях жизни, удовлетворяющих интересы и потребности людей. Это изменение может являться объектом государственного регулирования. Различия в условиях жизни влияют на миграцию людей как объективные факторы, постепенно воздействуя на интересы, потребности, ценностные ориентации;
  • выделение уровней воздействия на миграционное поведение: а) индивидуального, учитывающего психические и иные особенности субъектов; б) массового по отношению к населению в целом, с помощью чего личность воспринимала бы ценностные ориентации, равнозначные долгу перед Родиной (поднятие целины, строительство БАМа и т.д.). По сути, это реализация определенных ценностных ориентаций высокой социальной значимости.

7. На стадии передвижения реализуется миграционная подвижность населения. Совокупность передвижений, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территории, составляет миграционный поток 4 Мощность миграционного потока зависит, как правило, от численности людей тех регионов, между которыми осуществляется миграционный обмен, от их местоположения. Чем больше людей участвуют в миграционном обмене, и чем ближе районы расположены, тем значительнее объем миграций. По мере удаления районов исхода от мест вселения интенсивность миграций снижается. с его социально-демографическими характеристиками, от комбинации которых зависит миграционная подвижность населения. Структуру миграционного потока образуют: половозрастной состав переселенцев, их семейное положение, национальность, продолжительность проживания в районах исхода, образование, профессии, а также географическая характеристика их районов исхода и мест вселения, типы поселений (городской, сельский, сельско-городской) и др.

Ряд выводов из анализа интенсивности межрайонных миграционных связей в Украине, обоснованных А.У. Хомрой, соответствуют российской действительности (например, преобладающая доля мигрантов переселяется в соседние области). Вместе с тем им отмечено, что в Украине для интенсивности миграционных потоков не имеет значения, в каком экономическом районе находится та или иная территория 5 Хомра А.У. Миграция населения: Вопросы теории, методики исследования. Киев. 1979. . Л.Л. Рыбаковский это объясняет тем, что размеры регионов, исторические традиции экономического районирования в Украине существенно отличаются от России. На объем миграций влияют такие факторы, как этническое, хозяйственное и природное сходство территорий, исторически сложившиеся связи и др. Оценить интенсивность миграционных потоков (через связи между двумя и большим числом районов) можно через показатель КИМС (коэффициент интенсивности миграционных связей), который нивелирует влияние численности людей районов исхода и мест вселения мигрантов на интенсивность миграционного обмена.

Каждому миграционному процессу вследствие своеобразия исторического развития стран, их экономических, природно-географических, этнических и других особенностей присущи собственные миграционные потоки, характеризующие специфику межтерриториального и межпоселенного перераспределения людей.

В миграции людей в дореволюционную и советскую эпохи в России преобладал процесс расселения как:

  1. движение населения из обжитых частей страны в слабозаселенные восточные и северные районы;
  2. непрерывный отток сельских жителей в города;
  3. интенсивная урбанизация (рост крупных городов).

8. Стадия приживаемости знаменует начало превращения мигранта в новосела, а ее окончание - переход новосела в старожила. Приживаемость (ныне его иногда подменяют понятием «интеграция») означает приспособление, с одной стороны, человека к новым условиям жизни, с другой - условий жизни к потребностям человека. Приживаемость - это объективное изменение нового образа жизни человека посредством совершенствования новой для него социальной среды через его социальную деятельность, формирующую его потребности, отвечающую целям его гармоничного развития.

В целом речь идет об адаптации и обустройстве новоселов в местах их вселения при переходе в категорию старожилов. Понятие «приживаемость» отражает русское переселенческое движение конца XIX - начала XX в. и, как отмечает Э.Б. Алаев, не имеет иноязычных аналогов 6 Алиев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983. . Так, глагол installer (от франц. и англ. - поселиться, обосноваться, водвориться) имеет иной смысл. Для европейских стран приживаемости соответствуют термины «адаптация» и «интеграция». Это отражает, например, название миграционной структуры Франции с 2007 г. - Министерство иммиграции, интеграции и национальной идентификации.

Исходя из того, что адаптация мигрантов зависит от мест их исхода и мест вселения, Л.Л. Рыбаковский выделил четыре варианта переселения.

  1. мигрант перемешается внутри данной местности из одного населенного пункта в другой, идентичный по социально- экономическому статусу (из села в село в рамках одного административного района области);
  2. мигрант без смены статуса населенного пункта проживания переселяется в новую местность, отличающуюся своими природными условиями и географическим положением (с Северного Кавказа на Дальний Восток);
  3. мигрант переселяется в одной местности в населенный пункт другого социально-экономического статуса (внутри области из села в город);
  4. место вселения находится в ином районе, отличающемся от места исхода природно-географическими условиями и социально-экономическим статусом населенного пункта.

Адаптация новоселов к различным условиям и образу жизни населения в районах вселения протекает неравномерно. В некоторых формах она завершается быстро, в других - в процессе превращения новосела в старожила. Это объясняется тем, что для приживаемости характерно приспособление новых условий к потребностям переселенцев 7 Рыбаковский Л.Л. Управление демографическими процессами: специфика, факторы, политика. Демографические процессы в СССР. М., 1983. С. 111. . Приспособление материальных условий жизни к потребностям людей в прошлом называлось «обустройством новоселов». Содержание этого термина составляли условия жизни новоселов на новом месте (они должны были соответствовать условиям жизни старожилов, но быть лучшими, чем в местах исхода переселенцев).

Обустройство - это процесс достижения новоселами уровня благосостояния старожилов. По мнению Ж.А. Зайончковской, условия жизни новоселов делятся на две группы: не зависящие от времени проживания на новом месте и меняющиеся по мере отдаления от даты вселения 8 Зайончковская Ж.А. Новоселы в городах. М., 1971 . В отдельных случаях для обустройства не требуется много времени (когда новосел сразу получает на новом месте работу, жилье). Как правило, для обустройства необходимо время, большее (меньшее) по продолжительности, чем время, нужное для адаптации, без чего приживаемость недостижима.

Вместе с тем на обустройство переселенцев в местах государственного регулирования их вселения в Российской империи и Советском Союзе выделялись специальные ресурсы (ссуды, пособия, оплата проезда и провоза имущества жилье, земельные участки и т.д.).