Личные (гражданские) и политические права и свободы, их характеристика. Гражданские и политические свободы

Гражданские и политические права - один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

Гражданские права - это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:

Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),

Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),

Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.

Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.).

Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.

В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.

Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.

Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.

10. Социально-экономические и культурные права человека в контексте международного и национального законодательства.

Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Но такая позиция сложилась не сразу. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII-XIX вв. и в начале XX в., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались в этот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале XX в. заключаются первые международные соглашения в области трудовых отношений. Тем самым началось международное урегулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути - принятие Устава Международной организации труда (МОТ), а в ее рамках целого ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ООН положило начало новому, более качественному этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах и в других международных документах. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека. Без их предоставления традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы,- пишет японский философ Я. Кэндзюро,- но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»1. А в исследовании ООН о дискриминации в области политических наук говорится: Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность, пользования этими правами, значительно сокращается в результате ухудшения условий жизни большинства и увеличения социально-экономических различий между отдельными группами населения». Констатируя факт сложного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл в свое время Советский Союз. В принятии международных документов сказались его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось экономическим, социальным и культурным правам в СССР и других социалистических странах. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА Право собственности Это одно из неотъемлемых неотчуждаемых прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право,- известный немецкий философ Г.Гегель. Собственность, по определению Гегеля,- это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложна, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»2. По отношению к внешнему миру разумное состояние, писал он, в том, чтобы «я обладал собственностью. Чем я владею и как велико мое владение - это правовая случайность». «Императив собственности» - высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизацию. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки, создавая вокруг себя холодное пространство, безжизненную пустыню. Считалось, что «священное» право собственности делает непостижимыми и невозможными другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявляться в единстве, составляя комплекс социальных и экономических прав. Реализация права на собственность с неизбежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимательства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы такое право признавалось и регулировалось отечественным законодательством. В этой связи можно считать, что в Беларуси сделаны первые шаги в данном направлении. Право на труд Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом» право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в статье 23 Всеобщей декларации прав человека. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В то же время в странах СНГ проблема безработицы постоянно обостряется. Часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий говорят о невозможности реализации данного права на практике и даже не считают это обязанностью государства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии О. фон Бисмарка. 9 мая 1884 г., выступая в Парламенте в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я безусловно признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных - он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят работы, но не могут найти ее - государство обязано дать им работу. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выполнить свои обязательства - обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей - это одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, включает а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; б) условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г)отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. На пути реализации права на труд, а также на справедливую и достаточную его оплату существуют большие препятствия. Продолжает расти армия безработных. Дискриминация в области оплаты труда в той или иной степени имеет место в подавляющем большинстве стран мира. Выход, как нам представляется, содержится в разумной экономической политике стран, обеспечивающей их постоянное развитие, а также в углублении сотрудничества государств как в этой сфере, так и в области обеспечения прав человека. Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудящихся В их числе - право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и администрации государства.

Политические и гражданские свободы – один из самых важных прав человека, признанные многими государствами.

Гражданские и политические свободы

Они имеют два основных вектора: требования от государства предоставления гражданам определенных политических и юридических возможностей, и обеспечение юридической защиты человека государством. Гражданские и политические свободы закреплены во Всеобщей декларации прав человека.

Свобода собраний

Свобода собраний является правом «первого поколения», которое закрепляет возможность гражданина проводить пикеты, демонстрации и митинги, а также собираться для проведения дискуссий, касающихся политических тем. Свобода собраний предусматривает право проведения исключительно мирных собраний.

Свобода собраний во всех демократических государствах базируется на шести принципах :

Презумпция в пользу проведения собраний мирного характера. Государство не имеет право создавать препятствия для проведения гражданских собраний.

Защита государством мирных собраний.

Законность собраний.

Соразмерность.

Административное регулирование порядка проведения мирных собраний.

Недискриминационность.

Свобода ассоциаций

Свобода союзов или свобода ассоциаций – гражданское и политическое право, который закрепляет возможность гражданина вступать или не вступать в организации, союзы и ассоциации, а также возможность в любое время отказаться от членства в них.

Наиболее известным видом права на ассоциации является право на вступление в профсоюз, с целью защиты профессиональных прав и интересов.

Свобода слова

Свобода слова – это право человека свободно и беспрепятственно выражать свои мысли. Свобода слова включает в себя возможность высказать свое мнение, как в устной, так и в письменной форме (свобода СМИ, свобода печати). Свобода слова закреплена в ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Правовые ограничения гражданских и политических свобод

Гражданские и политические свободы человека тесно сопряжены с границами и мерой этих свобод, которые определяются правом, принципами нравственности морали и гуманности.

Так в ст. 29. Всеобщей декларации прав человека указано, что реализуя свои гражданские и политические права, человек должен считаться с интересами других людей и государства.

К примеру, свобода слова, предусматривает возможность свободно выражать свое мнение только в тех случаях, если подобное высказывание не может привести к уязвлению репутации других лиц, разжиганию национальных, гражданских, либо любых других конфликтов.

Гражданские и политические свободы человека ограничиваются также в тех случаях, если их реализация может привести к раскрытию государственных тайн.

Личные (гражданские) права и свободы составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и имени, право на неприкосновенность жилища).

Личные права и свободы закреплены и регламентируются не только в конституционных нормах, а также в нормах других отраслей. Несмотря на многообразие и различие нормативного содержания каждого конкретного личного права им присущи следующие общие характеристики:

1. Они являются правами человека.

2. Они не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности и связаны с его индивидуальной частной жизнью.

Политические права - это политические права и свободы, обеспечивающие участие личности как индивидуально, так и совместно с другими лицами в жизни общества и государства, в том числе и в формировании и осуществлении публичной власти (право на объединение, свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций, право на управление делами государства, право на обращение, свобода информации и СМИ).

Общие характерные черты политических прав:

1. Они являются средствами реализации народовластия.

2. Они являются способом привлечения каждого гражданина к участию в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления.

3. Принадлежат только гражданам государства.

Социально-экономические и культурные права и свободы, их характеристика.

Социально-экономические права и свободы - это права и свободы, которые обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в социальной и экономической сферах (право на труд, отдых, на заработную плату, право на забастовки, свободу предпринимательства, право на охрану семьи, материнства, отцовства, детства, право на жилище).

Право на культуру - это права, которые обеспечивают реализацию и защиту жизненных потребностей человека в культурной сфере (право на образование, свобода творчества, участие в культурной жизни).

Конституционные обязанности человека и гражданина, их характеристика.

Конституционные обязанности - это установленные Конституцией виды необходимого поведения лиц, постоянно или временно пребывающих на территории государства.

Конституционные обязанности:

1. Защита Отечества, территориальной целостности и независимости государства.


2. Уважение государственных символов.

3. Охрана природы и культурного наследия.

4. Уплата налогов и сборов.

5. Соблюдение и исполнение законодательства.

6. Получение полного среднего общего образования.

7. Взаимные обязанности родителей и детей.

Защита прав и свобод человека и гражданина.

Под защитой прав и свобод человека и гражданина следует понимать определенный процесс, направленный на устранение препятствий в их реализации.

Способы защиты прав и свобод человека подразделяются на:

1. Основные. К ним относятся: использование судебных органов, обращение в уполномоченные государственные органы, к их должностным лицам, обращение в органы местного самоуправления, к их должностным лицам.

2. Вспомогательные. Право на обжалование возникает в случаях нарушения права или свободы, во-вторых создания препятствий к осуществлению права и свободы в третьих в случаи возложения обязанности или незаконного привлечения к юридической ответственности.

Таким образом, право граждан, в частности на судебную защиту включает в себя 2 вида правомочий:

1) Материальное содержание права (закрепляет субъективное право).

2) Процессуальное содержание (реализация определенных процессов).

Особое место среди внутригосударственных средств обеспечения и защиты прав человека занимает институт уполномоченного по правам человека.

32. Международная защита прав и свобод человека и гражданина.

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека закрепляет:

1. Равенство людей - все люди рождаются свободными и равными в правах;

2. Не­ дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам;

3. Право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

6. Право каждого на правосубъектность;

7. Равенство всех перед законом;

8. Право на обращение в суд;

10. Презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона;

11. Право на свободу передвижений и выбор места жительства;

12. Право на гражданство;

13. Право на вступление в брак;

14. Право владеть имуществом;

15. Право на свободу убеждений;

16. Право на мирные собрания;

17. Право на участие в управлении общест­венными и государственными делами;

18. Право на труд и другие права и свободы человека.

Нормативно-правовая база:

1. Гаагская конвенция, которая регулировала некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве (принята 12 апреля 1930 г.).

2. Устав ООН.

3. Всеобщая Декларация прав человека.

4. Конвенция Совета Европы о сокращении случаев многогражданства и о военной повинности в случаях многогражданства (6 мая 1963 г.).

5. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21 декабря 1965 г.).

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

ВВЕДЕНИЕ.

Основные гражданские и политические права личности имеют более длительную историю возникновения и существования, чем другие категории прав и свобод человека.

В связи с этим их нормативное содержание, как правило, весьма четко и определенно. Однако иногда эту категорию прав и свобод человека называют негативной в том смысле, что государство здесь, в отличии, например, от обеспечения социально-экономических прав не обязано предпринимать какие-либо положительные действия для их обеспечения, а, наоборот, должно воздерживаться от посягательства на эти права и свободы.

То есть, другими словами, можно сказать, что гражданские и политические права человека - это свободы человека от государства.

На мой взгляд, именно проблема гражданских прав и свобод человека - наиболее сложная, противоречивая и значимая в современном обществе.

Так как действие гражданских и политических прав, в отличие от иных социальных сфер, должно осуществляться путем воздержания от посягательства государства на провозглашенные права и свободы личности, то также острой проблемой является должное обеспечение соответствующего состояния политической и правовой системы, которое гарантировало бы соблюдение отдельных гражданских и политических прав.

Именно, в связи с актуальностью данной проблемы в настоящее время, мне хотелось бы немного подробнее рассмотреть ряд гражданских и политических прав и свобод современного человека.

ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛоВЕ­КА.

Гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это: право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Такими правами обладают граждане данного государства, иностранцы, и лица без гражданства (апатриды).

Политические права - это, как правило, права и свободы граждан только данного государства. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами.

Таким образом, абсолютного раздела между гражданскими и политическими правами и свободами человека не существует. Однако различия между данными правами видны из формулировки соответствующих статей “Пакта о гражданских и политических правах”. Например, ст. 9 говорит, что “каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность”, ст. 10, что “все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”, ст. 14, что “все лица равны перед судами и трибуналами”, ст.19, что “каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений”. Но, в отличие от вышеперечисленных статей, ст. 25 определяет, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации. право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.”

Однако следует отметить, что ряд государств предоставляет и иностранцам, и лицам без гражданства, постоянно проживать в данной стране, право участвовать в выборах в местные органы власти. В других странах - иностранцы могут быть членами политических партий и таким образом участвовать в политической жизни страны.

Следовательно, и здесь нет четкой, абсолютной границы между гражданскими и политическими правами и свободами человека.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Дискриминация - ограничение или лишение прав определенных категорий граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и т.д.

Существует несколько форм расовой дискриминации: Сегрегация (отделение) - политика принудительного отделения одних людей от других, ограничение в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильственное переселение на специально выделенные территории. Геноцид - действия, совершаемые с целью уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Также существуют дискриминации по религиозным мотивам, преследование инакомыслящих, более низкая оплата труда женщин, молодежи, “цветных”, коренного или наоборот пришлого населения (эмигрантов) и т.п.

Существует целый ряд деклараций и конвенций, специально посвященных запрету определенных форм дискриминации личности: Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967), многие конвенции антидискриминационного назначения, направленные, направленные против апартеида, как одной из главнейших форм расовой дискриминации и др.

Ряд документов имеет цель ликвидировать дискриминацию в специальных сферах общественной жизни: Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Пакт о гражданских и политических правах и др.

Запрет дискриминации можно назвать сквозной нормой в области прав человека, ибо он распространяется на пользования всеми правами и свободами. Следует заметить, что отсутствие этого правила было бы результатом недосмотра или оплошности законодательных органов государства. Например, в нашей стране имела место грубейшая дискриминация по признаку политических взглядов и убеждений, а, на мой взгляд, это очень грубое нарушение прав и свобод человека.

Однако кроме официальной дискриминации может иметь место частная дискриминация, то есть дискриминация со стороны отдельных лиц или частных компаний. Она часто является труднодоступной, но, тем не менее, недопустима. Например, устраивая свою личную жизнь, человек волен выбирать себе друга или спутника жизни, руководствуясь при этом даже какими-либо национальными предпочтениями. Но это недопустимо при приеме на работу в частное предприятие или при аренде квартиры и т.д.

Таким образом, Запрет дискриминации прав и свобод человека является ключевым во всех социальных, национальных, политических и культурных сферах общества.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Право на жизнь является, несомненно, самым естественным и неотъемлемым в жизни человека. Без обеспечения права на жизнь нельзя говорить о любых других правах и свободах. Всемирная декларация прав человека (ст. 3) и Пакт о гражданских и политических правах (ст. 6) закрепляет это право в качестве важнейшего. И это не сводится к какому-то одному единичному аспекту, например, к отмене смертной казни, а наоборот - имеет весьма широкое и глубокое содержание. Основой его является обеспечение мира и безопасности, так как война является крайним отрицанием права на жизнь. По этому комитет по правам человека отмечает, что в свете этого права основным долгом государства является предотвращение войны и поддержание мирных отношений. Особой опасностью комитет считает разработку, испытание и производство оружия массового поражения, так как оно представляет собой наиболее серьезную угрозу праву на жизнь в современном обществе.