Что нужно знать о разбирательстве в третейских судах

Третейский суд (далее в т.ч. «ТС») – это аналог государственного суда, однако, чтобы его решение можно было принудительно исполнить, необходимо получить исполнительный лист в государственном суде: арбитражном или районном. Для реализации права на рассмотрение спора в третейском суде нужно иметь на руках подписанное третейское (арбитражное) соглашение, к которому стороны могут прийти любым способом, подтверждающим их желание его заключить (в том числе обмен бумажными и электронными письмами). Третейская оговорка может иметь вид как отдельного документа, так и пункта, содержащегося в контракте, договоре или любом ином документе.

Важная отличительная особенность третейского суда от государственного - быстрый срок получения исполнительного листа.

Осведомленные юристы и руководители компаний стараются прописать третейскую оговорку в содержании договоров, заключаемых предприятием, особенно тех, что составляются по основному виду деятельности. Если она предусматривает указание на то, что решение третейского суда является окончательным, то такое решение уже нельзя будет отменить.


По каким вопросам можно обращаться в третейский суд?

ТС имеет полномочия рассматривать практически любой гражданско-правовой спор.

В то же время существует ряд споров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть рассмотрены в третейском суде. Так не подлежат рассмотрению дела, связанные с: банкротством; отказом в государственной регистрации, защитой интеллектуальных прав, контрактным законодательством для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установлением фактов, имеющих юридическое значение; некоторыми акционерными, трудовыми, наследственными, семейными (за исключением раздела имущества) спорами; причинением вреда жизни и здоровью; выселением граждан из жилых помещений; законодательством о приватизации и рядом других, имеющих важное значение для обеспечения общественных и государственных интересов.

На практике подавляющее большинство рассматриваемых в ТС дел – споры о взыскании задолженности, о расторжении или изменении договоров. По новым положениям, указанным в Законе об арбитраже, третейские суды на полных правах смогут рассматривать и корпоративные споры.


Кто может стать участником третейского дела?

Участниками третейского разбирательства могут быть и юридические лица, и граждане. Главное при обращении в ТС – это наличие согласованного между сторонами обоюдного волеизъявления о рассмотрении споров в конкретном третейском суде.

Невозможно привлечь к участию в третейском деле того, кто не подписывал упомянутого выше соглашения, за исключением ситуации, когда такое лицо в реальном времени дает согласие на участие. И напротив, лицо, подписавшее третейскую оговорку, может уклониться от рассмотрения его дела в третейском суде только в том случае, если другая сторона также соглашается рассматривать дело в государственном суде.

Сторонами третейского дела могут быть учредители предприятий и организаций, а также акционеры непубличных акционерных обществ, описавших третейскую оговорку, например, в учредительном документе. Третейское соглашение сторон может касаться как конкретного спора из договора, так и неопределенного круга возможных споров, предусмотренных сторонами.


Порядок и условия получения исполнительного листа.

Исполнительный лист на третейское решение можно получить упрощенным способом в государственном суде. При наличии в арбитражной оговорке слов об окончательности решения третейского суда, законом исключена возможность его проверки государственным судом.

Процессуальным законом определен исключительный перечень случаев, когда исполнительный лист не может быть выдан:

При установлении фактов порочности третейской оговорки (ее недействительности, недееспособности подписанта);
- из-за выхода за пределы своего ведения, как это установлено третейской оговоркой;
- когда количество и персоналии судей или процедура рассмотрения третейского дела не соответствовали тому, о чем стороны договорились в третейской оговорке или чего требовал закон;
- если одну из сторон третейской оговорки не уведомили вовсе или уведомили ненадлежащим образом о рассмотрении дела в третейском суде.

Кроме того, государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа в той ситуации, когда законом предусмотрен запрет на такое рассмотрение, а также в случае, если решение противоречит так называемому публичному порядку РФ (нарушение основополагающих принципов российского права ).


Преимущества третейского разбирательства.

ТС позволяет предельно быстро просудить любую задолженность, включая «внутреннюю» задолженность предприятия. При этом от даты обращения в третейский суд до даты выдачи исполнительного листа может пройти от 1 до 2 месяцев. Это бывает необходимо для скорейшей подачи заявления о банкротстве, блокировки имущества должника.
Новым законом об арбитраже для государственного суда предусмотрен максимальный срок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительных листов – один месяц.

ТС практически безальтернативен в ситуации, когда вам нужно установить какие-либо обстоятельства: отсутствие/наличие определенного имущества и/или обязанности. Данные обстоятельства можно в дальнейшем использовать в спорах, например с налоговыми органами или контрагентами по договору.
Например, подрядчик нарушил сроки строительства, а из-за этого, в свою очередь, заказчик нарушил условия договора с арендатором о дате передачи объектов в аренду. Арендатор получил решение третейского суда о взыскании с заказчика-арендодателя максимальной суммы убытков и штрафов за задержку сроков передачи помещений в аренду, а заказчик-арендодатель выставил и взыскал их с подрядчика, нарушившего срок строительства, уже в арбитражном суде.

Третейское судопроизводство дает возможность взыскать дополнительные штрафы с проигравшей стороны, если она в установленный судом срок добровольно не исполнила его решение о взыскании задолженности или выполнении обязанности в натуре.
Это обстоятельство является дополнительным стимулом ответчику для добровольного исполнения вынесенного третейским судом решения, а для истца - разумной компенсацией ожидания принудительного исполнения.


Институт третейского разбирательства (арбитража) - эффективный инструмент рассмотрения споров. Использование его в бизнесе дает вам неоценимые конкурентные преимущества, как в отношении сроков, так и в отношении способов реализации своих процессуальных прав. С учетом проводимой реформы качество третейского судопроизводства уже в этом году существенно возрастет, а количество третейских судов, в том числе «карманных», напротив, сократится до минимума. Данные изменения позволят оградить добросовестных участников процесса от любых возможных злоупотреблений.

негосударственный орган, рассматривающий гражданско-правовые споры по соглашению спорящих сторон. Т.е. обладает рядом преимуществ. К ним относятся более высокая степень доверия сторон к назначаемым арбитрам, простота и оперативность процедуры разбирательства, относительно низкие судебные издержки. В силу этого популярность третейского разбирательства неуклонно растет.

Компетенция Т.е. также основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение Т.е., принимают на себя обязательство подчи\" ниться решению последнего.

Порядок создания и деятельности Т.е. в РФ регулируется: а) Положением о третейском суде (приложение № 3 к

ГПК), устанавливающим порядок разрешения споров между гражданами;

б) Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.);

в) Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". В 1997 г. в целях совершенствования правовой основы деятельности Т.е. в ГД был внесен проект ФЗ о третейских судах в РФ.

Т.е. для рассмотрения гражданско-правовых споров. подведомственных ар-битражному суду, могут создаваться как постоянно действующие (например, Третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора (создаются сторонами). Постоянно действующие Т.е. могут создаваться" торговыми палатами, биржами, иными юридическими лицами: они информируют арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого расположен постоянно действующий Т.е., о его создании и составе. Порядок организации, деятельности и разрешения споров определяется правилами организации, создавшей постоянно действующий Т.е.: при отсутствии таких правил они руководствуются действующим законодательством о Т.е. Созданные для рассмотрения конкретного спора Т.с. руководствуются Временным положением о третейском суде. При этом стороны могут и по своему усмотрению определить порядок разрешения спора.

Соглашение о передаче спора Т.е. стороны могут заключить в виде оговорки в договоре или в виде отдельного письменного соглашения. Признание недействительным договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора Т.с.

Число третейских судей должно быть нечетным. Согласно Временному положению третейским судьей может быть только физическое лицо. обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение данных обязанностей. Т.е. образуется в составе 3 судей при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных - третьего. При передаче спора в постоянно действующий Т.е. стороны назначают третейских судей в порядке, установленном правилами этого суда.

Временное положение устанавливает во многом схожие с гражданским и арбитражным судопроизводством правила, касающиеся содержания. искового заявления, оценки доказательств, применяемого законодательства, порядка принятия решения и ряда других процессуальных вопросов. Третейское разбирательство по хозяйственным спорам (в отличие от споров граждан) является платным. В расходы, связанные с рассмотрением дела Т.е., входят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы.связанные с командировкой судей к месту рассмотренияспора, и другие. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такового - самим Т.е.

Решение Т.о. принимается в письменной форме и подписывается составом суда, после чего каждой стороне передается по одному экземпляру. В 5-дневный срок после этого дело сдается для хранения в арбитражный суд субъекта РФ. на территории которых было вынесено решение Т.е. Дело, рассмотренное в постоянно действующем Т.е., хранится в этом суде.

Решение Т.е. исполняется добровольно. Если в нем не установлен срок исполнения, оно подлежит немедленному исполнению. В случае неисполнения ответчиком решения Т.е. исполнительный лист выдается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого находится Т.е. Арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа в случаях явных процедурных нарушений, таких,например,как отсутствие соглашения сторон о рассмотрении спора в Т.с. или неподсудность спора Т.е. Отказ возможен и по основаниям мате-риально-правовового характера; при этом дело возвращается на новое рассмотрение в Т.е., принявший решение. При невозможности рассмотрения дела в том же Т.е. исковое требование может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью. Эти положения противоречат международной практике и самой логике института Т.е. За рубежом компетентный государственный суд в таких случаях ограничивается проверкой лишь процедурной стороны вынесенного Т.е. решения.

Т.е. для рассмотрения споров между гражданами, подведомственных суду общей юрисдикции, организуется по особому соглашению участников конкретного спора. Постоянных Т.е. для граждан законом не предусмотрено.

Согласно Положению о третейском суде граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение Т.е., за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений. Договор о передаче спора на рассмотрение Т.е. (третейская запись) заключается в письменной форме и содержит: а)наименование сторон и их место жительства: б) предмет спора; в) наименование избранных судей; г) срок разрешения спора; д) место и время составления договора.

Т.е. образуется по усмотрению сторон в составе одного либо нескольких судей, избранных (в одинаковом количестве) каждой стороной, и одного, избранного судьями. Членами Т.е. не могут быть лица: а) недостигшие совершеннолетия; б) состоящие под опекой или попечительством; в) лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью в течение срока, указанного в приговоре; г) привлеченные к уголовной ответственности. Перемена судей до окончания рассмотрения дела не допускается. Сторона вправе отказаться от соглашения, если докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении договора. Разбирательство дел в Т.е.производится бесплатно.

Т.е. не связан правилами судопроизводства, изложенными в ГПК. Однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Т.е. признается несостоявшимся: а) вследствие истечения предусмотренного третейской записью срока; б) вследствие отказа кого-либо из судей или устранения такового; в) если при производстве дела откроется обстоятельство, дающее основание к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны и могущее оказать влияние на исход дела; г) в случае смерти одной из сторон. Решение Т.е. постановляется по большинству голосов и подписывается всеми судьями. Отказ кого-либо из судей от подписи и особое мнение отмечаются на самом решении. Решение объявляется сторонам в заседании суда, причем они расписываются на самом решении. В случае отказа стороны от подписи или\"ее неявки без уважительных причин в заседание суда решение считается ей объявленным, о чем на решении делается отметка председателя.

Решение может быть приведено в исполнение принудительно на основании исполнительного листа,выдаваемого районным судом. При его выдаче судья проверяет, как и-в вышеуказанном

случае, не только соблюдение процедуры, но и соответствие третейского решения закону (об особенностях Т.е. во внешнеэкономической сфере см. Международный коммерческий арбитраж).

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТРЕТЕЙСКИЙ СУД" в других словарях:

    Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее третейский суд для разрешения конкретного спора);... Источник: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102 ФЗ (ред. от 21.11.2011) О… … Официальная терминология

    Арбитраж для разрешения споров по гражданскому делу.Компетенция ТРЕТЕЙСКОГО СУДА основывается на соглашении сторон (арбит ражном соглашении). Законодательства большинства стран предусматриваютобязательность арбитражных соглашений.… … Финансовый словарь

    ТРЕТЕЙСКИЙ СУД - суд, избираемый спорящими сторонами. Однако часто термин употребляется по отношению к арбитражным судам, рассматривающим в том числе споры по внешнеэкономическим вопросам, например Постоянный третейский суд в Гааге, Лондонский международный… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Третейский суд - (англ. arbitration court) негосударственный орган, избираемый сторонами для разрешения возникшего между ними спора. Принципы Т.е. известны с античных времен. Еще в Др. Греции призванные с согласия обеих сторон посредники могли либо примирить… … Энциклопедия права

    См. Суд третейский Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Современная энциклопедия

    Суд, избираемый спорящими сторонами. На принципах третейского суда действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. По закону Российской Федерации Об арбитражном суде 1991 экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может… … Большой Энциклопедический словарь

    Суд, избираемый спорящими сторонами. На принципах третейского суда действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. По закону Российской Федерации «Об арбитражном суде» 1991 экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может… … Политология. Словарь.

    Третейский суд - ТРЕТЕЙСКИЙ СУД, избирается спорящими сторонами. По праву Российской Федерации хозяйственный спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан по соглашению сторон на разрешение третейского суда. При уклонении одной из сторон от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Третейский суд — это негосударственный суд, который создается самими компаниями. Компании имеют право самостоятельно создавать третейские суды для разрешения споров. Это делается для того, чтобы не прибегать к помощи государственных судов (арбитражных или судов общей юрисдикции).

Существуют третейские суды, которые действуют постоянно, но компании вправе создавать третейские суды для решения какого-то отдельного спора. Официально третейские суды не входят в судебную систему России. Например, в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды вовсе не упоминаются.

Однако есть федеральные законы, прямо посвящённые или упоминающие третейские суды:

  • «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Это основной закон, регламентирующий деятельность третейских судов в России;
  • «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Несмотря на то, что третейские суды юридически не признаются частью судебной системы России, решения третейских судов обязательны для исполнения так же, как и решения государственных судов (статьи 38, 41 закона «Об арбитраже»). Решение третейского суда можно обжаловать в арбитражном суде (статья 230 АПК) или отменить в суде общей юрисдикции (419 ГПК).

Важно знать: с 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Он установил несколько иные правила работы третейских судов, чем тот закон, что действовал ранее — «О третейских судах в Российской Федерации». Так как далеко не все юристы работают с третейскими судами, эти изменения могли пройти для многих незамеченными. Получите бесплатную консультацию, чтобы точно знать основные правила разбирательства в третейских судах.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие мы уже оговорили: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством. Но есть и другие отличия:

В возможности обратиться в суд:

  • в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;
  • для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

В части назначения судей:

  • в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;
  • в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.
  • В части оплаты работы судов:
  • в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;
  • арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

В части полномочий судов:

  • третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;
  • полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему бизнес обращается в третейские суды

  • Как правило, более высокий авторитет третейских судов по сравнению с арбитражными: участники спора могут выбирать арбитра сами, а зачастую они лично его знают и уважают его профессиональные качества;
  • Третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные. Производство в арбитражном суде — это не «битва справедливости», а «битва бумажных доказательств». Третейский суд чаще смотрит именно на то, как надо разрешить дело именно с точки зрения справедливости;
  • Разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных.

Важно знать: юристы, которые привыкли вести дела в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах, не всегда могут «адаптироваться» к третейским судам. Тем более, это касается сложных споров, например, финансовых. Поэтому обычно в третейском суде выступает специализированный юрист, в обязанности которого входит работа именно в третейских судах. Вы можете получить бесплатную консультацию и оперативно войти в курс дела по поводу работы наших специалистов в третейских судах..

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

  • договорами (подряда, поставки, контрактации, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами), в целом с финансовыми отношениями между компаниями;
  • корпоративные споры, то есть споры о «внутренних делах» компании: о принадлежности акций, долей в уставном капитале, об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.;
  • деятельностью публично-правовых компаний;
  • защитой деловой репутации.

Важно знать: есть вопросы, которые может рассматривать только арбитражный суд, которые невозможно передать третейскому суду. Это дела о банкротстве, об отказе в государственной регистрации юр.лица, административные споры с участием юридических лиц и ИП, а так же некоторые другие.

Услуги наших юристов:

  • бесплатная юридическая консультация по вопросам третейского судопроизводства;
  • разработка третейского соглашения и правил третейского разбирательства;
  • написание и подача искового заявления и отзыва в третейский суд;
  • участие в процедуре переговоров (медиации), содействие в заключении мирового соглашения;
  • организация экспертиз (бухгалтерских, товароведческих, строительных и других);
  • сбор, анализ и систематизация доказательств (документов, аудио- и видеозаписей, вещественных доказательств);
  • заявление об обеспечительных мерах;
  • представительство в третейском суде;
  • оспаривание решения третейского суда;
  • контроль за исполнением решения третейского суда.

Несмотря на то, что третейские суды менее формализованы, чем арбитражные или суды общей юрисдикции, дела, которые они разбирают, ничуть не менее сложны, чем дела государственных судов. И готовиться к разбирательству в третейском суде нужно со всей серьёзностью.

Если вам противостоит профессиональный юрист, тем более по финансовому делу, то без консультации не обойтись. Лучше проконсультироваться даже перед простым делом (тем более, что оно может только казаться простым), потому что мелкие формальные ошибки могут привести к скверным последствиям.

Консультации бесплатные и не обязывают вас ни к чему. Чтобы записаться на консультацию, достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте или оставить сообщение в форме ниже.

Гражданским кодексом РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ). Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и подведомственные арбитражному суду, до принятия им решения, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ).

Третейское разбирательство - форма разрешения правовых споров, осуществляемая не государственным судом, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами, либо в порядке, согласованном сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Из этого следует, что третейское разбирательство является формой частного правоприменения, которая не связана с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функцией государства.

Третейскими судами считаются негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего между ними спора. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая. Такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами ad hoc (лат. Ad hoc - «по месту»).

Однако, могут учреждаться и постоянно действующие третейские суды, которые действуют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды именуются институциональными (институционными). К таким судам в Российской Федерации относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, Биржевая арбитражная комиссия и др.

Особенностью постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет свое положение или устав, а также список арбитров, свои правила производства дел, то есть свой регламент.

Третейские суды в Российской Федерации действуют на основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», (в ред. от 21. 11. 2011) и Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О Международном коммерческом арбитраже» (в ред. от 3. 12. 2008 г).


Правила организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяются правилами субъектов, создавших постоянно действующие третейские суды.

Третейские суды образуются в составе 3 судей при отсутствии иного соглашения. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий их гражданских правоотношений, если иное не установлено законом

Третейский порядок разрешения споров может иметь место, как по экономическим спорам, так и по отдельным категориям споров, подведомственным судам общей юрисдикции.

Разрешение споров в третейском суде осуществляется на началах законности, равенства сторон, конфиденциальности, диспозитивности, состязательности и беспристрастности.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда. Если сторонами достигнуто мировое соглашение, третейский суд принимает решение о его утверждении. Решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

Третейские суды являются альтернативным средством для разрешения споров в гражданском обороте, они действуют за рамками государственного механизма разрешения споров, что позволяет отнести их к специфическому правовому институту, особенностями которого является следующее.

Во-первых, это возможность для сторон выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. При этом не обязательно, что судебное разбирательство будет проходить в месте нахождения третейского суда. При необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте Российской Федерации или на территории иностранного государства.

Во-вторых, стороны вправе, по согласованию с третейским судом, выбрать место рассмотрения спора, время рассмотрения и, в определенных пределах, саму процедуру рассмотрения спора.

В - третьих, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда, обладающих необходимой квалификацией. Стороны вправе выбрать того судью, которому больше доверяют и компетенция которого лучше соответствует характеру возникшего спора.

В- четвертых - закрытость разбирательства дела. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, что является дополнительной гарантией сохранению конфиденциальности и коммерческой тайны. Посторонние лица допускаются к участию в третейском разбирательстве только с согласия обеих сторон, а публикация решений третейского суда (арбитража) без согласия сторон запрещена.

Пятое - скорость и относительная дешевизна рассмотрения дел, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Третейские суды (арбитражи) не имеют вышестоящих инстанций, отсутствует процедура пересмотра решений третейских судов в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Решение третейского суда (арбитража) не предусматривает обжалования, но допускает оспаривание, если стороны в соглашении не оговорили иное.

Быстрота разрешения коммерческого спора и окончательность разрешения этого спора оперативно устраняют возникшую правовую неопределенность в отношениях сторон, вследствие чего у них снижается риск возникновения незапланированных убытков, снимается напряжение в деловых отношениях, сохраняются хозяйственные связи.

Вместе с тем, третейское разбирательство имеет и свои недостатки, в частности, основным его недостатком является добровольность исполнения решения третейского суда.

Именно поэтому законом установлена возможность проведения процедуры принудительного исполнения решения третейского суда. Для того чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через компетентный суд, постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при компетентном суде, осуществляющем судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд.

Компетентный суд - арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Аккредитация происходит путем направления в этот суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует компетентный суд об изменениях в составе третейских судей (ст. 3 ФЗ о третейских судах в РФ).

Трете́йский суд - единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство). Рассматривает споры между юридическими лицами , юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Арбитражные учреждения (третейские суды) являются институтом саморегулирования гражданского общества , осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (Арбитражного соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров .

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

  1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже»)
  2. Федеральный (Федеральный закон РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля г.)
  3. Местный (Регламент постоянно действующего арбитражного учреждения).

Постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража, в том числе правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров.

В арбитражном соглашении стороны также могут записать свои правила, являющиеся обязательными для арбитража (Третейского разбирательства).

Учреждение третейского суда

В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания "арбитражный суд" и "третейский суд", если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.

Арбитр (третейский судья), физическое лицо достигшее возраста 25 лет, если он председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то обязан иметь высшее юридическое образование , не должен иметь не снятую или не погашенную судимость . Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Не требуется получение права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации Международному коммерческому арбитражному суду и Морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации).

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным законом РФ № 382-ФЗ от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерации». До вступления в силу 01.09.2016 года (Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона - «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня г.)).

Третейское соглашение

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Решение Третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению. Если решение Третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. В этом случае государственный суд вызывает стороны третейского разбирательства и предлагает им заявить о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа (исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 239 АПК РФ и 426 ГПК РФ). Если оснований нет, то выдаётся исполнительный лист, который взыскатель имеет право направить в Федеральную службу судебных приставов либо в определённых законом случаях осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

За неисполнение решения Третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или Регламентом может быть предусмотрен штраф .

Обжалование решений третейского суда

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности:

  1. если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
  2. сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
  3. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;
  4. состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;
  5. решение ещё не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда;
  6. спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
  7. решение третейского суда нарушает основополагающие принципы около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство - арбитраж, который регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925) . На уровне штатов США третейское разбирательство - арбитраж, который регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация , которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

    Республика Беларусь

    В Республике Беларусь институт третейского разбирательства существовал с момента, когда «Положение о третейском суде», как приложение к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, было постановлением III сессии ЦИК БССР от 26.07.1923 года введено в действие на территории Белорусской ССР с 01.09.1923 года .

    Принятие Закона «О третейских судах» ознаменовало новый этап развития института третейского разбирательства в Республике Беларусь, в ходе реализации которого Министерством юстиции Республики Беларусь было зарегистрировано 27 третейских судов . Из 27 судов три созданы в качестве некоммерческих организаций, в числе которых лишь Выездной третейский суд на постоянной основе осуществляет выездное рассмотрение всех поступающих в него материалов в любом месте Республики Беларусь.