3 правоспособность и дееспособность юридических лиц. Особенности деятельности юридического лица как субъекта гражданских правоотношений в российской федерации. Система управления хозяйственной деятельностью и принцип правоспособности

§ 13. Конституция в иерархии нормативных актов

Что такое конституция? Среди правовых актов выделяется один, имеющий чрезвычайное значение в правовой системе страны, – конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, устройство.

Конституция – это основной закон государства; она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и обязанности граждан и др.

Конституция является главным юридическим документом государства. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с её положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части государства примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо её статьи можно обращаться прямо в суд.

Конституции делятся на писаные и неписаные. В большинстве стран, в числе которых и Россия, конституции писаные. Они представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства и т. д. Вместе с тем есть страны, в которых нет конституций в обычном смысле этого слова. К таким государствам относится, например, Великобритания, которая формально является конституционной монархией. Источниками британской конституции являются парламентские законы, конституционные соглашения и система «общего права», в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. Конституция Великобритании имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей – писаной и неписаной.

Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США); учредительным собранием (Италия, Индия); путём референдума (Франция, Греция, Испания, Россия); путём октроирования, т. е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.

Конституционное право. Текст конституции составляет основы конституционного (или государственного) права. Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок деятельности органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой конституции.

Принципами конституционного права в России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основные источники конституционного права – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе и др.; федеральные законы: о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан, об общих принципах организации местного самоуправления и др.

Конституционный вопрос в России. Этот вопрос имеет свою давнюю историю и специфику. Исторически регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти, об участии различных сословий народа в управлении страной.

В XVI–XVII вв. компетенция великого государя, самодержца была безграничной. Ведению верховной самодержавной власти подлежали все сферы общественной жизни – политическая, экономическая, семейная, нравственная и т. д. Представительными учреждениями, через которые действовала верховная власть, были Боярская дума и в чрезвычайных случаях Земский собор, в котором народ был представлен достаточно широко. В него входили вся Боярская дума, высшее духовенство. На его совещаниях присутствовали также местные выборные власти – от дворян, купцов, иногда и «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Приведём в качестве примера состав Земского собора 1598 г., избравшего в цари Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники чёрных сотен – 16.

О конституции впервые серьёзно заговорили в начале XIX в. в связи с реформаторскими разработками русского государственного деятеля М. М. Сперанского (1772–1839) и движением декабристов. Однако отношение к конституционному правлению у российского общества было в целом скептическим. Даже Л. Н. Толстой, которого трудно упрекнуть в монархизме, писал, что «переменять монархию на конституцию – это такая же нелепица, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество» (т. е. мелкие секты).

В царствование императора Александра II с целью установления конституционного правления были предприняты важные шаги: отмена крепостного права, проведение судебной реформы, демократизировавшей судопроизводство, а также земской, военной и др. Был подготовлен проект российской конституции. Террор народовольцев надолго приостановил становление конституционализма в империи.

В годы первой русской революции 1905–1907 гг. император Николай II счёл необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную думу. Вскоре были разработаны основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи, аналогичную конституционным законам Великобритании.

В советский период отечественной истории было принято несколько конституций – в 1918, 1924, 1936, 1977 гг.

Советские конституции каждая по-своему отразили основные этапы продвижения общества по пути социалистического и коммунистического строительства. Истоки этих конституций – в первых актах Советского государства. Это, прежде всего, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождём Октябрьской революции В. И. Лениным. На её базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция СССР 1924 г. закрепила создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция СССР 1977 г. закрепила тезис о построении в Советском Союзе «развитого социалистического общества».

Последние российские конституции советского периода формально основывались на демократических принципах. Однако их значительный демократический потенциал во многом не был реализован. Многие декларированные в конституциях принципы не находили воплощения в практике повседневной жизни, поскольку советская действительность регулировалась не правовыми, а в основном политическими идеями и нормами. Приведём один пример. Как известно, советы были основой политической системы в нашей стране с октября 1917 по октябрь 1993 г. Однако советы, давшие имя великой стране, в реальной жизни какой-либо значительной роли не играли. Это была пышная декорация, прикрывавшая реальную власть партийных руководителей. По Конституции, Верховный Совет СССР был высшим законодательным органом государства. Однако поразителен следующий факт: за 48 лет существования Верховного Совета ни один из его членов ни разу не выступил против принятия законов, проекты которых он рассматривал. Известен единственный случай, когда ректор Ленинградского университета А. Д. Александров в 1961 г. воздержался при голосовании закона о введении смертной казни за валютные операции. На следующий срок академик Александров кандидатом в депутаты Верховного Совета уже выдвинут не был.

Конституция РСФСР 1978 г. явилась точной копией Конституции СССР 1977 г. Даже после внесения в неё множества поправок она оставалась «конституцией эпохи развитого социализма».

Что такое конституционная система? Многие юристы считают, что могущественна не сама конституция, а конституционная система . Она состоит, во-первых, из отношения общества к конституции, а во-вторых, из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия легко было убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. И в нынешней Конституции Российской Федерации есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, социальным и демократическим, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина и др. В настоящее время очень важно, чтобы действия как граждан, так и государства строго опирались на конституционные нормы, чтобы начали активно и независимо действовать суды общей юрисдикции, чтобы на страже закона стояла российская прокуратура и т. п.

Что такое конституционализм? Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввёл важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.

В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времён и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели её в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.

Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.

Думаем, сравниваем, делаем выводы

1. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» решительно осудил всякого рода конституционные грёзы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… «Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот». Согласны ли вы с этой позицией?

2. Существуют ли в современной России проблемы, связанные с реальным конституционализмом? Если да, то чем они обусловлены? Какие факторы оказывают влияние на становление конституционализма?

3. Американскому государственному деятелю Генри Киссинджеру принадлежит циничная фраза: «Незаконное мы совершаем немедленно, неконституционное требует несколько больше времени». Как вы её интерпретируете?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в своё время. Что мешало воплотить её положения о правах и свободах человека в жизнь? Что ещё необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Как соотносятся понятия «конституционализм» и «политический режим»? Как они связаны на практике?

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.


Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

По мнению многих исследователей, гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно. Авторы считают, что они появляются в момент официальной регистрации компании. Рассмотрим далее особенности дееспособности и правоспособности юридического лица.

Мировая практика

В цивилистике имеет место несколько теоретических подходов к рассматриваемому вопросу. К примеру, в Германии правоспособность и дееспособность юридических лиц во времени не совпадают. Первая возникает в момент предварительной регистрации компании. О дееспособности юридического лица в Германии говорят тогда, когда предприятие прошло официальную процедуру постановки на учет. Аналогичная ситуация складывается в Финляндии.

Ключевые элементы

Правоспособность и дееспособность юридических и физических лиц обладают рядом отличительных признаков. Они регламентированы законодательством. Дееспособность, в частности, включает в себя три главных элемента:

  1. Сделкоспособность. Она представляет собой возможность получать права и создавать обязанности посредством собственных действий.
  2. Деликтоспособность - способность отвечать за совершенные нарушения.
  3. Умение реализовывать собственные возможности и выполнять обязательства.

Правоспособность представляет собой способность гражданина являться обладателем прав.

Общая характеристика

Правоспособность и дееспособность граждан и их гражданские права находятся под защитой Конституции и ФЗ. Закон предусматривает определенные требования, при исполнении которых люди могут реализовывать свои возможности. Так, например, дееспособность физлиц наступает в момент совершеннолетия по общему правилу. Более раннее ее возникновение может быть обусловлено вступлением в брак до 18-ти лет. Правоспособность и дееспособность физических лиц может быть ограничена. И в том, и в другом случае это осуществляется по решению суда, а также в соответствии с положениями законодательства. Основания, по которым может ограничиваться правоспособность и дееспособность физических лиц, различны.

В первом случае это допускается, например, при совершении человеком преступления. В таких ситуациях он может лишиться свободы на конкретный срок, вплоть до пожизненного. Человек может быть признан ограниченно либо полностью недееспособным. По общему правилу, установлены возрастные пределы, достигнув которых человек приобретает большие возможности. Например, малолетние до 14-ти лет не могут совершать самостоятельно сделки. С 18-ти лет человек не только может заключать договора, но и несет полную ответственность за последствия их подписания. Правоспособность появляется с рождения. Человек наделяется определенными юридическими возможностями. Конституция гарантирует защиту свобод и прав граждан. По общему правилу, люди могут иметь собственность, наследовать ее, осуществлять предпринимательскую деятельность, учиться, работать. Дети имеют право на семью, воспитание, содержание и пр. Ограничение этих возможностей не допускается, кроме случаев, установленных в законе. Гражданская правоспособность и дееспособность людей, таким образом, возникает в разное время.

Организации: общие признаки

Отличительными чертами являются:

1. Ограниченные функции.

2. Госрегистрацию.

3. Правосубъектность юридических лиц. Понятие включает в себя наличие определенных полномочий, обязанностей и возможностей по их реализации.

4. Учредительные документы.

5. Внутреннюю структуру.

6. Бухгалтерскую документацию.

7. Органы управление.

8. Обособленное имущество.

9. Фирменное наименование.

Кроме этого, внутри организации осуществляется контроль над деятельностью. Компания также подчиняется надзорным органам.

Правосубъектность юридических лиц ("Государство и право")

Теоретические подходы к рассмотрению этого определения основываются на законодательстве. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают в одно время. В отечественном законодательстве установлено правило, состоящее в том, что осуществление коммерческой деятельности без проведения процедуры официальной регистрации не допускается. Правоспособность и дееспособность юридического лица - разные элементы, однако они имеют тесную взаимосвязь. Не зарегистрировавшись, организация в действительности не существует. Она не может приобретать какие-либо возможности и нести обязанности. В этой связи все сделки, заключенные без регистрации, считаются недействительными и не влекут соответствующих последствий.

Ограничения

Правоспособность и дееспособность юридического лица, по мнению ряда авторов, ограниченными быть не могут. Тем не менее законодательство устанавливает ряд исключений. Так, например, управляющие органы компании-должника обязаны получить письменное согласие от временного управляющего на совершение некоторых сделок на этапе наблюдения. К ним, в частности, относят:


Унитарные предприятия

Правоспособность и дееспособность юридического лица этой категории также имеют свои ограничения. Так, закон предписывает предприятиям иметь обособленное имущество. Унитарные предприятия не могут быть собственниками. Они владеют имуществом на праве хозяйственного ведения. В отличие от большинства других организаций, унитарные предприятия не могут совершать с материальными ценностями никаких сделок без согласия на них собственника. Заключенные договора с нарушением этого правила считаются ничтожными.

Казенные предприятия

Правоспособность и дееспособность юридического лица этого типа также ограничены. Такие предприятия не могут иметь имущество в собственности. Они владеют им на праве оперативного управления. Это, в свою очередь, отражается на объеме их возможностей. В частности, отчуждение имущества допускается только после получения на это согласия Правительства либо уполномоченной исполнительной структуры. Одобрение на совершение сделки предприятие может также получить у регионального госоргана. Что касается муниципальных организаций, то для совершения ими сделок необходимо согласие территориальных структур. Ограничения для заключения тех или иных договоров, максимальный объем или виды сделок могут предусматриваться уставом предприятия. Дееспособность организации в этом случае выражается в самостоятельной реализации продукции/услуги, произведенной ею. Возможность распоряжаться имуществом предприятие получает только согласно предмету и цели деятельности, в рамках, предусмотренных уставом.

Ликвидация предприятия

Законодательство содержит ряд положений, регламентирующих прекращение дееспособности юрлица. При этом порядок признания отличается от правил, установленных для людей. Прекращение дееспособности означает ликвидацию, банкротство компании. Вместе с этим сохраняются некоторые его возможности. В частности, речь идет о гражданских обязанностях и правах. Тем не менее реализовывать их организация не может. Так, предприятие может продолжать иметь в собственности имущество, но закон налагает определенные ограничения и не позволяет распоряжаться им. Прекращение правоспособности и дееспособности совпадает с моментом внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Возможности и обязанности

Организации, действующие на территории России, обладают широким спектром прав. Вместе с ними возникают и обязанности предприятий. В рамках правоспособности юрлицо может совершать сделки, осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Оно может самостоятельно либо с другими организациями формировать объединение. Юрлица могут становиться преемниками, но они не могут завещать имущество.

Наименование

Юрлицо вправе взять себе фирменное название. К наименованию законодательство предъявляет ряд требований. В частности, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму компании. Наименование некоммерческого, унитарного предприятия отражает характер деятельности. Фирменное название считается объектом особого права и подлежит регистрации.

Другие возможности

Юрлицо может обладать правом на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности. Организация может пользоваться средствами индивидуализации продукции либо услуг. К этим категориям, в числе прочего, относят право на название места производства, на знак обслуживания и пр. Возможности организации связаны с нематериальными ценностями. К ним относят права:

  • На защиту деловой репутации.

Юрлицо может обладать и прочими субъективными правами, если они не запрещаются законодательством. Так, компании обладают возможностью обеспечивать свою информационную защиту, ограничивать или запрещать доступ к сведениям, которые составляют коммерческую тайну.

Обособленное имущество

Организация вправе владеть материальными ценностями. Наличие обособленного имущества выступает в качестве существенного признака предприятия. Организация является субъектом финансовых, налоговых и прочих отношений. Большинство действующих предприятий выступают в качестве собственников. Они могут самостоятельно распоряжаться имуществом в порядке, установленном законодательством. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения. Для них существуют особые предписания.