Предмет бюджетного права бюджетные отношения. Бюджетное право

Воспроизводство общественного продукта является непрерывным процессом и состоит из следующих взаимосвязанных частей: производства, распределения, обмена и потребления. Главная роль принадлежит производству. Весь процесс воспроизводства определяется и отражается в народнохозяйственном учете. При этом отдельные виды учета характеризуют различные стороны этого процесса.

Предметом бюджетного учета являются государственный бюджет страны и процесс его исполнения. Наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью с помощью бюджетного учета дают возможность отражать доходы, расходы, денежные средства, расчеты, фонды и резервы, валютные средства, а также материальные ценности бюджетных учреждений, что позволяет иметь сведения о средствах, которыми располагает учреждение. Это способствует их сохранности и позволяет исчислять показатели в их движении на всех стадиях хозяйственных процессов.

Метод бюджетного учета представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющих получить полную информацию об исполнении бюджета. Элементами метода бюджетного учета являются способы первичного наблюдения за объектами учета и отражения совершаемых операций об исполнении бюджета в первичных документах и инвентаризациях; способы текущей группировки данных об объектах учета и их отражение посредством двойной записи на счетах текущего учета и в других учетных регистрах; способы итогового обобщения данных учета в бухгалтерском балансе и отчетности.

Наблюдение при помощи документации представляет собой способ первичного отражения объектов бюджетного учета, позволяющий осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за ними. Для этого на каждую отдельную или однородную группу составляют определенный материальный носитель первичной учетной информации. В нем фиксируется содержание произведенной операции.

Однако не все явления, происходящие в процессе хозяйственной деятельности учреждений, могут быть зафиксированы посредством документации (естественная убыль, неточности при приеме или отпуске средств, ошибки в учете, хищения). Установить такие явления можно не тогда, когда они происходят, а лишь при инвентаризации. Ее данные служат для приведения показателей учета в соответствие с действительностью и отражают те объекты и явления, которые своевременно не были охвачены учетом.

Итак, документация и инвентаризация применяются для осуществления первичного наблюдения за объектом бюджетного учета.



Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами учреждения, состоянием средств, их движением и источниками образования, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плановых заданий, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бюджетном учете такое отражение хозяйственных средств и операций осуществляется с помощью специальной системы счетов.

Для обобщенного представления эти данные необходимо сгруппировать и суммировать. Такую операцию в бюджетном учете и выполняют счета. Отражение хозяйственных операций на счетах бюджетного учета осуществляется посредством двойной записи . Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении двух явлений, вызываемых каждой хозяйственной операцией.

Большое количество конкретных объектов бюджетного учета требует систематического анализа хозяйственной деятельности учреждения. Для этого служит бухгалтерский баланс, в котором средства учреждения показываются в двух разделах: по их видам и размещению, а также по источникам их образования. Применение баланса и отчетности позволяет контролировать выполнение плановых показателей (сметных заданий) и совершенствовать управление учреждением.

Роль и задачи бюджетного учета на современном этапе развития общества. Требования, предъявляемые к бюджетному учету

Выступая как средство контроля за исполнением бюджета, бюджетный учет содействует рациональному распределению национального дохода на цели расширения воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства страны, точному исполнению утвержденного государственного бюджета. В этом заключается его роль.

К задачам бюджетного учета можно отнести контроль за точным исполнением государственного бюджета, соблюдением финансово-бюджетной дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании государственных средств, обеспечение охраны государственной собственности, мобилизации средств в бюджет и выявления дополнительных доходов. Кроме того, бюджетный учет должен обеспечить учреждения полной и своевременной информацией о выполнении доходной и расходной частей бюджета, необходимой для контроля и управления процессом исполнения бюджета.



Для успешного выполнения задач, поставленных перед бюджетным учетом, он должен быть правильно организован.

К бюджетному учету предъявляются следующие требования:

● его показатели должны соответствовать плановым показателям;

● он должен своевременно представлять необходимые для управления и контроля сведения и позволять внести на его основе предложения по устранению выявленных недостатков;

● он должен давать точные и исчерпывающие сведения о работе организаций и учреждений;

● его данные должны быть просты и доступны;

● он должен быть экономичным.


Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регули­рующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок рас­пределения доходов и расходов бюджетной системы, компетен­цию гос и муниципальных образований в области бюдже­та, а также бюджетный процесс. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и прин­ципы бюджетной деятельности в РФ. Среди законодательных актов специального содержания выде­ляется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирова­ния бюджетов всех уровней и, помимо этого, - детальную регла­ментацию относительно федерального бюджета. Федеральные законы «Об общих принципах организации МСУ в РФ» и «О финансовых основах МСУ в РФ» определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муници­пальных образований и органов МСУ, их вза­имоотношениях с органами гос власти. В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадле­жит важная роль в практической организации бюджетной дея­тельности гос.

30. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права стано­вятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного гос или муни­ципального денежного фонда соответствующей территории; б)права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана гос, гос или муниципального об­разования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют гос, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы гос власти и МСУ, представляющие их интересы. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: гос и его территориальные подразделения - РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образова­ния; закрытые административно-территориальные образования); органы гос власти и МСУ - представительные (законодательные) органы государствен­ной власти и МСУ; исполнительные органы гос власти и МСУ.

31. Бюджетное устройство в РФ . Все действующие на территории РФ бюд­жеты представляют в совокупности определенную систему, кото­рая называется бюджетной системой. Каждое гос имеет свою организацию бюджетной систе­мы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство.

В бюджетную систему России как федеративного гос входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельны­ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюдже­ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур­га, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо­дов и других административно-территориальных единиц, являю­щихся муниципальными образованиями в соответствии с феде­ральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само­стоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответству­ющими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств.

32. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе . Все предусмотренные законодательством доходы по со­циально-экономическому признаку можно подразделить на не­сколько групп: а) доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности; б) доходы от гос и муниципального имущества и угодий; в) доходы от гос внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан.

Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования суб­венций законом установлена ответственность. Субвенция, не ис­пользованная в срок или использованная не по назначению, подле­жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.

33. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе. Расходная часть бюджетной системы включает следующие ос­новные направления: содержание органов гос власти и МСУ, судов и правоохранительных органов; финансирование отраслей народного хозяйства; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее фи­нансирование органов гос власти и МСУ, бюджетных учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дота­ций и субвенций на текущее финансирование, а также другие рас­ходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвес­тиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведе­ние капитального (восстановительного) ремонта. Расходы распределяются между бюджетами, исходя из основных принципов: а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов МСУ (по принадлежности); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, ор­ганизаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

34. Формы финансовой поддержки, оказываемой из бюджетов бюджетной системы РФ . Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые переда­ются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении выше­стоящих органов власти, по нормативам, определяемым при ут­верждении бюджета на предстоящий финансовый год. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

35. Бюджетная компетенция (бюджетные права) РФ. Содержание бюджетных прав (компетенции) РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся со­гласно Конституции РФ на всю территорию России. Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджет­но-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика. Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность бюджетных прав (полномочий). РФ имеет право на самостоятельный фе­деральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники дохо­дов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федера­ции. Право определять компетенцию субъектов Федерации и ор­ганов МСУ по установлению на подведомст­венной им территории налогов, сборов, других бюджетных дохо­дов и их размеров. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кас­совую наличность в размере, необходимом для покрытия времен­ных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней.

36. Бюджетная компетенция (бюджетные права) субъектов РФ . Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского гос, общие принципы которого распростра­няются и на бюджетные отношения. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует сово­купность прав: Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет - республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчисле­ний от регулирующих доходов. Право контролировать использование средств муниципаль­ными образованьями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами МСУ бюджетного законодательства. Право самостоятельно использовать доходы. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федераль­ного бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

37. Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований. Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов МСУ обладают бюджетными права­ми. Право каждого муниципального образования на самостоя­тельный местный бюджет. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходи­мых финансовых ресурсов при наделении органов МСУ государственными полномочиями. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов. Право самостоятельно расходовать средства местных бюдже­тов. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов. Право органов МСУ устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132). Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, при­нятых вышестоящими органами гос власти. Право представительных органов МСУ самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

38. Принцип сбалансированности бюджета, его механизм при наличии бюджетного дефицита. В характеристике расходов и доходов бюджета важной являет­ся не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и рас­ходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбаланси­рованности бюджета, закрепленный в законодательстве, т.е. со­ответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он явля­ется необходимым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением отклонения от этого принципа явля­ется дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях расстроенности экономики и фи­нансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодоли­мым явлением. В связи с дефицитностью бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организацион­ное перестроение расходной части бюджета: в ней выделены две части бюджет текущих расходов и бюджет развития, что стало впоследствии общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.

Помимо этого, в бюджете текущих расходов предусмотрено вы­деление защищенных статей, перечень которых должен опреде­ляться ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям, хозяйствен­ным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниц образований. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования гос и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Предметом бюджетного праваявляются общестсвенные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами МСУ; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Источниками бюджетного права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения. Это – Конституция РФ (ст.ст. 57,71, 72,75), Бюджетный Кодекс, законы РФ (об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ.

28. Бюджетный кодекс РФ. Общая характеристика и правовое значение. Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом. Это первый в России кодифицированный акт в данной области. Он состоит из 5 частей. Первая включает общие положения. Вторая посвящена бюджетной системе, третья - бюджетному процессу. Четвертая касается ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пятая содержит заключительные положения (всего 1 статья о том, что БК РФ вводится в действие отдельным законом).

В структуру бюджетной системы входят федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС РФ); региональные бюджеты и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования; местные бюджеты. Для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация. В частности, классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов, операции сектора государственного управления. По решению арбитражного суда в регионе (муниципальном образовании) на срок до 1 года может вводиться временная финансовая администрация для восстановления платежеспособности. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов возлагается на Федеральное казначейство. К нарушителям бюджетного законодательства применяются такие меры, как предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, штраф, пени и другие. БК РФ введен в действие с 1 января 2000 г., кроме отдельных положений(для них установлены другие сроки).

29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, виды. Субъекты бюджетных правоотношений. К бюджетным правоотношениям относятся : отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос и муниц заимствований, регулирования гос и муниц долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности(БК РФ от 31.07.1998г).При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов.

Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:

1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и МО, гос внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с гос и муниц долгом;

3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Субъектами бюджетных правоотношений являются: 1) РФ, субъекты РФ, а также МО, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом; 2) представительные и исполнительные органы гос власти РФ, субъектов РФ и МО; 3) гос и муниц организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств. Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.

Особенностью бюджетных правоотношений является то, что они ограничены во времени сроком действия бюджета: бюджетные правоотношения возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года.

30. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права. Согласно ст. 10 БК РФ в состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Основные принципы бюджетной системы:

1) принцип единства бюджетной системы – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ);

2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ);

3) принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соот-вующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня (ст. 31 БК РФ);

4) принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ);

5) принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ);

6) принцип гласности – бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 БК РФ);

7) принцип достоверности бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ);

8) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 БК РФ),

9) принцип прозрачности – обязательное опубликование в СМИ,

10) принцип единства кассы – зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

31. Бюджетная классификация: понятие, структура и значение. Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.

Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная классификация также применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетная классификация установлена БК РФ, а также Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». При этом федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не могут содержать изменяющих ее положений. Статья 18 БК РФ, дающая определение бюджетной классификации, изложена в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 176–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Состав бюджетной классификации: 1) классификация доходов бюджетов РФ; 2) функциональная классификация расходов бюджетов РФ; 3) экономическая классификация расходов бюджетов РФ; 4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 6) классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 7) классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; 8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

Реализация основных задач бюджетной классификации обеспечивается во многом благодаря единству бюджетной классификации РФ. Бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов имеют право производить детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

32.Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
ДБ создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они способны воздействовать на хозяйственную активность, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. ДБ выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования общегосударственного фонда денежных средств между государством, организациями и гражданами и имеют общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Они образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Распределительный процесс доходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

33. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
РБ - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование РБ всех уровней бюджетной системы основывается на финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. РБ делятся на текущие и капитальные. Текущие РБ - часть РБ, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, и другие РБ, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Капитальные РБ - часть РБ, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и др. Основными формами РБ являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам. В законе о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования расходов, предусмотренных законом. При невыполнении этих условий руководитель соответствующего органа исполнительной власти вправе блокировать расходы, связанные с выполнением условий, до их выполнения.

Распределительный процесс расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

1)Централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов разного уровня.

2)Максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение дефицита бюджета.

3)Подведомственности и значимости, финансируемых объектов.

4)Территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов.

5) самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов. Распределение доходов в бюджетной системе РФ осуществляется, 1-в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разного уровня на постоянной или долговременной основе; 2- в порядке бюджетного регулирования.

34. Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения норм в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Предусмотрен порядок передачи доходов бюджета одного уровня в бюджет другого. Установлено, что средства финансовой помощи из федерального бюджета, выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах без каких-либо исключений.

Средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Средства, переданные региональному, местному бюджету, в качестве обеспечения государственных полномочий, учитываются в бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений. В течение года органы законодательной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов без внесения изменений и дополнений и соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов. Равенство бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом означает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе методики с учетом социально-экономических, географических особенностей субъектов и согласовываются с субъектами РФ до принятия закона о федеральном бюджете.

Соглашения между РФ и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений, являются недействительными, исполнению не подлежат.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется: - дотациями на выравнивание уровня минимальной бюджетной - обеспеченности субъектов РФ; - субсидиями на финансирование целевых расходов; - бюджетными кредитами .

35. Бюджетная компетенция РФ. Содержание БК РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ на территорию России. Принадлежность БК суверенному государству отличает их от прав других субъектов. БК РФ обеспечивает создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью БК в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач. Посредством БК РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории страны и единая социально-экономическая политика. БК создает финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба. БК РФ закреплена в ряде статей Конст РФ.

Бюджетно-правовой статус РФ сост. совокупность след. бюджетных прав.

1. Осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения.

2. РФ имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ.

3. Право устанавливать налоги, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему.

4. Право разграничивать бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

5. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.

Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях: а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории России в целом; б) в отношении федерального бюджета; в) в отношении бюджетов субъектов Федерации; г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.

36. Бюджетная компетенция субьектов РФ. Понятие «БК» выражает круг субъективных прав и обязанностей субъекта РФ в области бюджета. Субъективное право рассматривается теорией права как принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективная обязанность – предписанная субъекту мера должного поведения.. Бюджетный кодекс РФ не раскрывает содержания бюджетной компетенции субъекта РФ, но содержит статью, посвященную компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений. БК субъекта РФ нельзя отождествлять с бюджетной компетенцией его органов, но в конкретном финансовом правоотношении дееспособность субъекта РФ приходится на долю представляющих их в данном правоотношении государственных органов. Выявление БК субъектов РФ производится путем анализа Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ и др. нормативных правовых актов бюджетного законодательства, нормативных правовых актов субъектов РФ. В условиях федеративного устройства государства БК субъектов РФ основывается на разграничении этой компетенции между федеральным центром и субъектами РФ.

Согласно Конституции РФ различаются 1) сфера ведения РФ (установление правовых основ единого рынка); 2) сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конст РФ); 3) сфера ведения субъектов РФ (Ст 73, 74 Конст РФ). Бюджетные полномочия субъектов РФ конституционно ограничены предметами ведения РФ и её полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом принятия законов по вопросам собственной бюджетной деятельности есть выражение принципа федерализма в организации бюджетного устройства страны.

Субъекты РФ обладают разнообразными бюджетными правами и обязанностями.

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права

Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

3. Предмет банковского права. Метод банковского права Предметом банковского права являютсяобщественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

2. Система источников бюджетного права Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год,

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

15. Понятие бюджетного процесса Бюджетный процесс– это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Бюджетным процессом является регламентированная законодательная деятельность

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

Из книги автора

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Из книги автора

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

Из книги автора

Из книги автора

1. Предмет банковского права Банковская система в условиях рыночных отношений обеспечивает: ?аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц; ?их межрегиональное и межотраслевое перераспределение; ?внутринациональные и международные расчетные

Из книги автора

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Тема 5. Механизм бюджетно-правового регулирования

5.1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

5.2. Бюджетные правоотношения: понятие и виды

5.3. Источники бюджетного права

Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других - только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института - развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право включается в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.п., не составляют предмета бюджетного права.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит - с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Использованная законодателем кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования.

Следовательно, предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

Установления доходных источников бюджетов всех уровней;

Расходования бюджетных денежных средств;

Межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;

Осуществления бюджетного контроля;

Установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.

Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования - это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.

Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Поскольку бюджетное право составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права классифицируются на общие и особенные . Общие обусловлены юридической природой бюджетной деятельности государства, ее публичным характером, направленностью на обеспечение общего интереса. Специальные методы используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности. Среди общих методов, применяемых в бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.

Особенность императивного метода в бюджетном праве - расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов Федерации и выделение в их бюджетно-правовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права, и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Кроме императивного метода государство при регулировании бюджетных отношений использует элементы диспозитивного метода . Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования не означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия.

Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом. Следующей группой методов бюджетного права являются специальные методы -- метод дотаций, метод финансирования целевых государственных программ и т. д.

Специфика методов бюджетного права заключается в совокупности особенностей методов финансового права, проявляющихся относительно сферы бюджетных отношений, а также в наличии специальных способов правового воздействия на отдельные стороны бюджетной деятельности. Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с механизмом бюджетно-правового регулирования являются основными элементами юридического режима правового регулирования бюджетных отношений, с помощью которых бюджетное право становится относительно самостоятельным правовым образованием в системе финансового права. Одновременно следует помнить, что бюджетное право использует те же общие методы правового воздействия, что и финансовое право в целом.