Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления. Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления Межбюджетные трансферты местным бюджетам

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ "Межбюджетные трансферты", нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

  • 1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
  • 2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
  • 3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • 4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
  • 5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
  • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  • 7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:

  • 1) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки поселений;
  • 2) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • 3) субсидии местным бюджетам из фондов муниципального развития;
  • 4) субсидии местным бюджетам из региональных фондов софинансирования социальных расходов;
  • 5) субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
  • 6) иные субвенции, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
  • 7) средства, перечисляемые в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
  • 8) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
  • 9) бюджетные кредиты местным бюджетам.

Из приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Это дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов; субсидии из фондов муниципального развития; субсидии из региональных фондов софинансирования социальных расходов; субвенции из региональных фондов компенсаций; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ. К ним относятся:

1) дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений;

Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Поселение - это городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

  • 2) иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района;
  • 3) субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;
  • 4) субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • 5) средства, перечисляемые в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;
  • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.

Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.

межбюджетный трансферт экономический

Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.

Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.

Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.

Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.

Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.

Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий) .

Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.

1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.

Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.

Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ . Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.

Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.

Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).

Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.

Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.

Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.

Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:

  • а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя ;
  • б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
  • 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.

Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.

Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.

Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.

  • Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
  • См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов".
  • Раздел I. Финансовая деятельность в рф
  • 1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.
  • 3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
  • 1) Налоговый метод;
  • 4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.
  • 5. Конституционные основы финансовой деятельности рф.
  • 6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • 7. Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.
  • 9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.
  • Раздел II. Финансовое право рф.
  • 1. Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования.
  • 2. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.
  • 3. Финансовое право как наука.
  • 4. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов.
  • 6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
  • 7. Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации.
  • 8. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
  • III. Финансовый контроль государства.
  • 5. Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование.
  • Раздел IV. Бюджетное право в рф.
  • 1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные и консолидированные.
  • 2. Структура бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит.
  • 3.Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы.
  • 6. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности классификация. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 7. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 8. Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации(упорядочении) бюджетной системы.
  • 9. Доходы бюджета. Виды доходов.
  • 10. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
  • 11. Расходы бюджета. Резервные фонды: порядок образования и использования.
  • 12. Расходные обязательства (ро): понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
  • 14. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
  • 1. Принцип ежегодности бюджета.
  • 2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.
  • 3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
  • 5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
  • 6. Принцип достоверности бюджета.
  • 7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
  • 8. Принцип специализации бюджетных показателей.
  • 15. Порядок составления бюджета.
  • 16. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
  • 17. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
  • 18. Порядок составления, внешней проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
  • 19. Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно - правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф.
  • Раздел V. Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий.
  • Раздел VI
  • 1. Понятие налога и сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
  • 2. Система налогов и сборов: понятие, основание и значение их классификации. Направления её совершенствования.
  • 3. Понятие налогового права. Его система.
  • 5. Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика.
  • 6. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
  • 7. Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
  • 8. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
  • 9. Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
  • Раздел VIII. Правовые основы государственных расходов.
  • Раздел 9. Финансово- правовые основы банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
  • 2. Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций.
  • 3. Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
  • 4. Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены ранее выпущенных знаков.
  • 6. Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф.
  • 7.Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля.
  • 8. Органы валютного регулирования, их полномочия.
  • 9. Субъекты валютных правоотношений. Понятие резидента и нерезидента. Основы их валютно правового статуса.
  • 10. Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.

    Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

    Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

    Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

      дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

      субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

      субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

      иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

      межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

    При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    Можно отметить, что в соответствии с действующими методологиями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределяются по двум принципам:

    1) первая часть дотаций распределяется среди субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 65% среднероссийского уровня;

    2) вторая часть дотаций распределяется уже среди большего количества регионов, право на получение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, для которых ограничивается средним уровнем расчетной бюджетной обеспеченности.

    В результате для решения одной и той же задачи выравнивания применяются различные методы, что приводит к некоторому снижению результативности использования дотаций.

    Другим видом межбюджетных трансфертов, который необходимо выделить, являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

    Субсидии обладают такими характеристиками, как:

    Целевой характер расходования;

    Наличие условий для получения средств;

    Обязательства получателей субсидий по обеспечению софинансирования соответствующих расходов.

    Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

    Следующей характеристикой субсидий являются условия их получения:

    Представление отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы;

    Выполнение программы или ее этапа, выполнение плана использования субсидий или его этапа;

    Отсутствие критериев дисквалификации

    Все это также позволяет рассматривать данный межбюджетный трансферт как стимулирующий механизм бюджетного федерализма.

    Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

    Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

    Их размер для конкретного субъекта Российской Федерации не зависит от уровня бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (объема доходов) и не включается в состав собственных доходов региональных и местных бюджетов.

    Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    Субсидия – это денежные выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

    Иными словами, субсидия – это материальная помощь, выраженная в денежной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

    Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

      субсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

      субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

    Основные свойства субсидии

    Основные свойства субсидии:

      безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

      целевой характер;

      софинансирование (на условиях долевого финансирования).

    Таким образом, субсидию отличает то, что:

      субсидии выделяются на строго определенные цели;

      средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

      выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

    Виды субсидий

    Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

    1. По виду предоставления:

      В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.

      В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным бюджетом.

    2. По типу реализации:

      Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.

      Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», определенным категориям граждан, сниженная для некоторых юридических лиц.

      Перекрестная субсидия - это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

    Цели предоставления субсидий

    Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям.

    Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

    Основными целями предоставления субсидий являются:

      Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.

      Помощь юридическим лицам. Например, малому бизнесу.

      Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

    Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

    В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

      на покупку или строительство жилья;

      на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

      субсидия безработным, создающим свой бизнес.

    Также можно различать подтипы субсидирования:

      помощь лицам с группой инвалидности;

      многодетным семьям;

      малообеспеченным слоям населения;

      компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

    Кто может претендовать на получение субсидии

    В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

      малообеспеченные граждане;

      граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

      граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

      официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

      граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

    Порядок действий при оформлении субсидии

    Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

      предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

      заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

      заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

      заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

    Основания для прекращения выплаты субсидии

    Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

      у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

      поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

      заявитель предоставил ложную информацию;

      если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

    Субсидирование

    Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе).

    Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета.

    Иными словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Субсидия: подробности для бухгалтера

    • Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий

      Статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) ... статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) ... выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, ... правило, выступает нецелевое использование субсидий. Целевые субсидии должны быть использованы в... Порядок взыскания неиспользованных возврат остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета...

    • Что изменилось в учете целевых субсидий у АУ?

      ... (поступлением), возвратом остатков неиспользованных субсидий, с учетом последних изменений в... (поступлением), возвратом остатков неиспользованных субсидий, с учетом последних изменений в... объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются Правительством РФ, высшим... сектора государственного управления» – при поступлении субсидии текущего характера; 162 «Поступления капитального... ** Возвращен неиспользованный остаток целевой субсидии в случае недостижения целевых показателей...

    • Субсидии лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам

      На исполнение которого предоставляется субсидия. В отношении субсидий на выплату денежных поощрений... их работникам определяется правилами расходования субсидии, устанавливаемыми высшим исполнительным органом... отметим следующее. Полномочия по расходованию субсидий (расходные обязательства) выполняет либо... (уполномоченного органа) по предоставлению субсидий бюджетным (автономным) учреждениям отражаются... утвержденному порядку расходования указанной субсидии администрация района после получения денежных...

    • Целевые субсидии: учитываем по-новому

      Экономическое обоснование размера целевой субсидии. Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с... управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера. Указанные подстатьи применяются... поступлениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям... поступлениям капитального характера относятся целевые субсидии, направленные на формирование (увеличение) основных...

    • Субсидия на возмещение затрат, не обеспеченных доходами: восстановление НДС

      На которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом... представляется расчет через пропорцию. Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат... участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений... образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации... затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых... компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений...

    • Нецелевое использование средств субсидии: обзор судебной практики

      Назначению. Случаи нецелевого использования субсидий Если проанализировать сложившуюся за последнее... учреждение обязуется осуществлять использование субсидий в целях оказания госуслуг... учреждение допустило нарушение при использовании субсидий, выделенных на выполнение государственного... провели проверку правильности использования средств субсидии, предоставленной учреждению на выполнение... каждого. * * * Нецелевое использование средств субсидий не является бюджетным правонарушением, поскольку...

    • Возврат целевых субсидий

      Автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком...) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком... Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях: выплаты... в частности, нецелевое использование субсидии. Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом... нарушений в порядке использования такой субсидии (например, выявление нецелевого использования...

    • Операции с целевыми субсидиями: документальное оформление

      Определяющим направления использования учреждением целевой субсидии, является план финансово-хозяйственной... учреждениями, получающими средства целевых субсидий, утверждаются учредителем учреждения и представляются... Минфина РФ № 226н Наименование субсидии Код субсидии Код по бюджетной классификации... обязательств юридических лиц – получателей субсидий (включая субсидии, предоставление которых в 2017 ... источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета...

    • Нюансы признания расходов на ОС, произведенных за счет субсидий

      РФ определены особые правила учета субсидий, которые получены «упрощенцем». Предусмотренный этой... РФ определены особые правила учета субсидий, которые получены «упрощенцем». Предусмотренный этой... примерах из практики. Правила учета субсидии «упрощенцем». Для предметного разговора напомним... объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом... составе облагаемых «упрощенным» налогом доходов субсидию, предоставленную на развитие крестьянского (фермерского...

    • Учет НДС при получении субсидий и инвестиций упорядочился

      На приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции. ... работ, услуг), приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, ... применяется, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций... применять, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций... в размере полученной субсидии. Если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных... года, предшествовавшего году получения указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. ...

    • Благоустройство дворовой территории МКД за счет субсидии

      Есть производителя работ. Соответственно, полученные субсидии могут квалифицироваться как денежные средства... актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям... финансирование проведения капитального ремонта МКД. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение... подчеркивают финансисты, дополнительное налогообложение таких субсидий не возникает, поскольку расходы, на...

    • Примеры отражения в учете операций по возврату остатков субсидий

      Ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания: 1 ... ситуации по возврату целевых субсидий и субсидий на выполнение госзадания: 1 ... Автономному учреждению была выделена целевая субсидия на приобретение научного оборудования в... системы РФ остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет (последним днем... году автономному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение книг для... обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного...

    • Учет расходов по выделенной субсидии

      Раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как... статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при... на компенсацию понесенных расходов. Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат... учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной... учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ...

    • О направлении средств субсидии на госзадание и ответственность за нецелевое использование

      Определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, ... положения государственных (муниципальных) учреждений» субсидии на выполнение государственного задания поступают... затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. ... выполнения учреждением целей предоставления субсидии на выполнение государственного задания является... РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения...

    • Имеет ли бюджетное учреждение право осуществлять расходы на оплату работ по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за счет остатка средств, сложившегося ввиду экономии субсидии на выполнение муниципального задания?

      РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения... определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливается нормативным правовым актом... определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является... затратам, использованным при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания. ... имеет право самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания...

    Региональные межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

    · финансовой помощи местным бюджетам. Данный вид межбюджетных трансфертов существует в виде дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), а также субсидий;

    · субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций бюджетам, в том числе автономным округам;

    · средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти;

    · бюджетных кредитов местным бюджетам.

    При получении финансовых средств из бюджета субъекта соблюдаются все правила, закрепленные законодательством о налогах и сборах.

    Бюджетные кредиты из бюджетов субъектов предоставляются на условиях отсутствия просроченной задолженности муниципальных органов перед бюджетом.

    Еще одним условием, обязательным для исполнения, является использование кредита только местными властями и по назначению. Предоставление кредита юридическим лицам не допускается.

    При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов.

    Исключением из этого списка по-прежнему остаются субвенции. Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется в составе бюджета субъекта в целях выравнивания исходя из численности жителей финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения.

    Порядок образования регионального фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций из указанного фонда, в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

    Объем регионального фонда финансовой поддержки поселений утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

    Право на получение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта РФ.

    При этом размер указанной дотации определяется для каждого поселения субъекта исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

    27. Условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

    Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

    · Субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам РФ из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

    · Субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам РФ из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права :

    1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)

    · В субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам РФ из Инвестиционного фонда РФ субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, осуществляются следующие дополнительные меры :

    1) подписание соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;

    2) организация исполнения бюджета субъекта РФ с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в органах Федерального казначейства;

    3) представление финансовым органом субъекта РФ в Минфин РФ в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период;

    4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

    При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ, а также при нарушении предельных значений Министерство финансов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

    28. Назначение федерального бюджета, его основные характеристики.

    Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, неденежные отрасли (такие, как сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).

    Федеральный бюджет – форма образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

    Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

    Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

    Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.

    Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений.

    Основной источник поступлений – доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

    Структура доходов бюджета не является константой и зависит от экономического развития страны в определенный период.

    Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств.

    Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности.

    В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами являются доходы и расходы бюджета.

    Доходы и расходы в свою очередь подлежат группировке.

    Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней.

    29. Состав доходов и расходов федерального бюджета.

    К налоговым доходам федерального бюджета относятся :

    · федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    · региональные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

    · пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

    Неналоговыми доходами федерального бюджета являются :

    · доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

    · доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в федеральный бюджет;

    · административные платежи и сборы;

    · штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации;

    · доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.

    В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

    Глава 7, статья 50 Налоговые доходы ФБ.

    · налог на прибыль организаций

    · налог на добавленную стоимость

    · акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья

    · акцизы на спиртосодержащую и алкогольную продукцию

    · акцизы на табачную продукцию

    · акцизы на автомобили легковые и мотоциклы

    · акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

    · налога на добычу полезных ископаемых

    · регулярных платежей за добычу полезных ископаемых

    · сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

    · водного налога

    · государственной пошлины

    статья 51. Неналоговые доходы ФБ:

    · доходов от использования имущества , находящегося в государственной собственности Российской Федерации

    · доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации

    · части прибыли унитарных предприятий , созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей

    · лицензионных сборов

    · таможенных пошлин и таможенных сборов

    · платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда

    · платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

    · платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям

    · платы за негативное воздействие на окружающую среду

    · консульских сборов

    · патентных пошлин

    · платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов

    · сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий

    · утилизационных сборов

    · прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей

    Глава 10. Расходы ФБ.

    Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

    За счет средств федерального бюджета обеспечиваются :

    · финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

    · государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических);

    · финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления;

    · финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах;

    · ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    · финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса;

    · финансирование выборов и референдумов Российской Федерации;

    · обслуживание государственного долга Российской Федерации;

    · финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.

    30. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

    В состав источников внутреннего финансирования дефицита

    1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

    2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

    4. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

    5. изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

    6. иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

    В состав иных источников внутреннего финансирования

    · поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

    · поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

    · курсовая разница по средствам федерального бюджета;

    · объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    · разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    · разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    · разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    · разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

    · разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

    · прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

    2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

    2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

    3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

    В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    · объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    · разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

    · прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.