Признаки структура виды правовых норм. Правовая норма: понятие, структура, виды. Правовая норма: понятие, структура и виды

Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Правовые нормы имеют следующие признаки:1..Регулирование поведения.2.Общий характер:Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.3.Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.4.Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.5.Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.6.Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права:

Гипотеза (если… ) - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция (то… ) - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

обязывающие - устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе… ) - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Виды норм права

По юридической силе содержащего нормы акта : нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др.

По отраслям права : нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания : императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его ), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью ).



По форме предписываемого поведения : управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества ). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев ).

По кругу лиц (сфере действия) : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия : постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия : общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

7.Система права: понятие, признаки, структура

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права.

Признаки: - Складывается в соответствии с потребностями общественного развития;- Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей права;- Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

Должна быть внутренне непротиворечивой, согласованной.

Система права носит объективный характер. Она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счете предметом правового регулирования. Система права складывается исторически, а не устанавливается по произволу нормоустанавливающего субъекта.-Объективный характер системы права не означает, что люди бессильны повлиять на нее. Такое влияние может быть оказано через источники права, различные формы правотворчества, но это влияние ограничено.-Термин "система права" не тождественен термину "правовая система". Это качественно разные явления. Если система права отражает внутреннее строение права, то правовая система - это наиболее общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства.

Структура:

Правовая норма - это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения властного характера, установленное либо санкционированное государством. Отдельная норма права самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений.
Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права - это часть отрасли права.
Кроме отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.
Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые “субинститутами” . Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности. Институты также классифицируют на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные - на их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного и административного права.
Подотрасли права - это совокупность институтов права, для которых характерна высокая степень специализации в рамках отдельных крупных отраслей права. Они регулируют отношения с определенной родовой обособленностью (близкие общественные отношения определенного вида).
Так, в гражданском праве выделяют 5 подотраслей права:
1) право собственности и других вещных прав;
2) обязательственное право (где есть общая часть и два института: договорных и внедоговорных обязательств);
3) личных, неимущественных прав;
4) право на результаты творческой деятельности;
5) наследственное право.
Отрасль права - это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Отрасль права можно определить и как самостоятельную часть системы права, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
В российской системе права выделяют следующие отрасли права:конституционное(государственное);административное;финансовое;земельное;трудовое.гражданское;семейное;уголовное;исправительно-трудовое;уголовно-процессуальное;гражданско-процессуальное;уголовно-исполнительное; социального обеспечения;таможенное.
Центральное место в системе права занимает конституционное (государственное) право - ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимодействия личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.

Правовая норма – это система общеобязательных, формально-определенных государственных правил поведения, выражающих суждения о возможном и запрещенном поведении.

Признаки правовой нормы:

1. Формально-определенный характер (форма выражение правовой нормы – статья нормативного правового акта, ее содержание).

2. Общеобязательный характер правовой нормы.

3. Возможность обеспечения государственным принуждением.

4. Сознательно-волевой характер.

5. Правовая норм имеет представительно - обязательный характер, т.е. прямо или косвенно одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает обязанность

6. Правовая норм имеет общий характер – она распространяется на неопределенное число случаев, ситуаций, действует непрерывно, адресаты норм обозначаются общими родовыми признаками.

Структура правовой нормы

В юридической науке выделяют:

  • внутреннюю (логическую) составляющую
  • внешнюю составляющую

1. Внутренняя структура правовой нормы строится по формуле:

«Если…», «То…», «Иначе…»

Она состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия обстоятельства, при наступлении которых норма права начинает действовать.

2. Диспозиция – это часть правовой нормы, определяющая правила поведения, по которым должны или могут действовать нормы права.

3. Санкция – это часть правовой нормы, определяющая карающие последствия за нарушение диспозиции.

2. Внешняя структура правовой нормы зависит от типа норм:

1. Регулятивные правовые нормы, состоят из 2-х элементов:

  • Гипотеза
  • Диспозиция

2. Охранительные правовые нормы:

  • Гипотеза
  • Санкция

Виды правовых норм:

1. По отраслям права:

1. Конституционные нормы

2. Уголовно-правовые нормы

3. Гражданско-процессуальные нормы

2. По характеру регулирующего действия:

1. Регулятивные

2. Охранительные

3. Специализированные правовые нормы – действуют опосредовано, через регулятивные и охранительные правовые нормы:

3.1. Дефинитивные правовые нормы – нормы определения, устанавливают юридические понятия.

3.2. Оперативные нормы – устанавливают временные пределы действия НПА.

3.3. Коллизионные нормы – призваны устранять юридические коллизии.

3.4. Учредительные нормы – закрепляют основные начала, цели и принципы правового регулирования.

3. В зависимости от способа регулирования принято выделять:

  1. Запрещающие правовые нормы
  2. Обязывающие правовые нормы
  3. Управляющие правовые нормы

4. В зависимости от метода правового регулирования:

1) Императивные правовые нормы – безусловно-обязательные.

2) Диспозитивные правовые нормы – лишь условно обязательные, применяются, когда договором не обусловлено иное.

1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

    Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

    Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

    Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

    Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

    Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

    управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

    обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

    запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

    По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

    По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные .

    По источнику - на конституционные , законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

    По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки.

    Общеобязательность. Государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

    Формальная определенность. Выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

    Связь с государством. Устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

    Представительно-обязывающий характер. Представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

    Микросистемность.Правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Структура правовой нормы - логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах:

1. гипотеза - указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств;

2. диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам;

3. санкция - указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер Штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

    Виды правовых норм.

Правовая норма – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Основания для классификации правовых норм:

    По субъектам правотворчества.

    1. Нормы, исходящие от государства (законы, постановления правительства…);

      Нормы, исходящие от гражданского общества (референдум…).

    По социальному назначению и роли в правовой системе.

    1. Учредительные. Отражают основы общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества;

      Регулятивные.Направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей:

Управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие;

      Охранительные. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

      Обеспечительные. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования;

      Декларативные. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;

      Дефинитивные. Формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий;

      Коллизионные. Призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

      Оперативные. устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

    По предмету правового регулирования.

    1. Нормы конституционного права;

      Нормы гражданского права;

      Нормы уголовного права и др.

    По методу правового регулирования.

    1. Императивные.Имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении;

      Диспозитивные. Носят автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях;

    По сфере действия.

    1. Нормы общего действия. Распространяются на всех лиц и функционируют на всей территории государства.

      Нормы ограниченного действия. Действуют на определенной территории. Например, областной закон, изданный субъектом федерации.

      Локальные. Действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

      Понятие и виды форм (источников) права.

    Источник (форма) права – это сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

    Источник (форма) права – есть внешнее выражение права.

    Юридическая литература выделяет четыре основных источника права.

      Нормативный акт;

      Правовой прецедент (судебный и административный);

      Правовой обычай;

      Правовой договор.

    В разные исторические периоды выделялись также иные источники права.

      Правовая доктрина;

      Религиозные догмы;

      Общие принципа права.

    Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

    1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

    4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

    Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Судебный прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

    По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. То есть если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом.

    Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Правовой обычай является древнейшим источником права.

    Главные признаки правового обычая, что отличает его от неправового обычая, заключаются в том, что правовой обычай признается государством и обеспечивается силой государственного принуждения.

    Правовой договор – это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Пример – договор об образовании СССР от 30.12.1922.

    Правовая доктрина – наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе.

    Религиозные догмы. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда - пророка Аллаха; Сунна - это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толкования Корана. Во-вторых, источниками мусульманского права являются иджма и кияс. Иджма - единое соглашение мусульманского общества; кияс – суждение по аналогии.

    Общие принципа права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются отправные, исходные начала правовой системы. Так, юристы стран как континентального, так и общего права в отсутствие законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

      Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

    Нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

    Все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают правовые последствия.

    Признаки.

      Нормативный характер;

      Является результатом правотворчества;

      Общеобязательность;

      Оформление в виде официального документа;

      Определенный порядок группировки правовых норм.

    Виды (по юридической силе).

      1. Федеральные конституционные законы;

        Федеральные законы;

        Законы субъектов РФ.

    1. Подзаконный акты.

      1. Указы Президента РФ;

        Постановления правительства РФ;

        Приказы, инструкции, положения федеральных органов исполнительной власти;

        Акты органов государственной власти субъектов РФ;

        Муниципальные акты;

        Локальные акты.

    Виды (по правовому положению субъекта правотворчества).

      Нормативные акты государственных органов;

      Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

      Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

      Нормативные акты, принятые на референдуме.

    Виды (по сфере действия).

      Общефедеральные;

      Нормативный акты субъектов РФ;

      Нормативные акты местного самоуправления;

      Локальные нормативные акты.

    Виды (по сроку действия).

      Неопределенного срока действия;

      Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

      Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

      Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъектов, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы индивида.

      Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

      Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

      Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

      Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, предприятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как "покупатель" и "продавец". Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия покупателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость (В.М. Сырых).

      Благодаря тому что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

      Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

      Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

      Из этого не следует, что понятия "право" и "норма права" соотносятся между собой как целое и часть.

      К признакам нормы права относят:

      1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

      2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

      3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

      4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

      5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

      Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав. Так, Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяя следователя, лицо, производящее дознание, суд правом вызова обвиняемого (подсудимого), одновременно возлагает на последнего обязанность явки.

      С одной стороны, норма права предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение интересов управомоченного лица. Что такое право собственника? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.

      С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц. Это весьма важная составляющая правовой нормы, ибо если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве и юридической норме. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять интересы управомоченных лиц через действие лиц обязанных.

      Следовательно, субъективные права и юридические обязанности, установленные в правовой норме, корреспондируются: выполнение обязанностей одной стороной влечет использование прав другой стороной.

      Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц.

      Предоставительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково:

      четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

      в охранительных же нормах (уголовных, административных и т.д.) больше делается упор на воплощение запретов и обязанностей;

      в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются конкретными правилами поведения.

      При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

      Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

      Вместе с тем предоставительно-обязывающий характер юридической нормы проявляется и в том, что одно и то же лицо обладает одновременно как правами, так и обязанностями, ибо каждый субъект выступает носителем и того, и другого. Данный признак - своеобразное воплощение такого принципа права, как единство прав и обязанностей.

      Структура нормы права

      Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

      Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

      1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

      Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

      а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

      б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

      в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств). Комулятивные-все в совокупности, альтернативные-или-или.

      2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

      Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

      а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201181 характеризует "бандитизм" как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

      б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

      3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.); абсолютно-определенные, относительно-определенные; простые, сложные, альтернативные; восстановительные, карательные, штрафные.

      Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

      Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

      Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

      Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

      Классификация норм права

      Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

      Выделяют следующие основные виды правовых норм :

      1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

      исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

      общие нормы , которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

      специальные нормы , которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

      2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

      3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

      4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

      императивные (содержащие властные предписания);

      диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

      поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

      5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

      6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

      7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм , - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

      8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

      9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

      10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов ;

      11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

      12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

      Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.


      Похожая информация.