М. Б. СмоленскийКонституционное право Российской Федерации. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В М конституционное право российской

Конституционное право Российской Федерации - Баглай М.В - Учебник - 2007 - 6 - е издание

Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.


Содержание
Предисловие
Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права

§ 1. Понятие и роль
§ 2. Предмет
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах
§ 4. Социальная природа российского конституционного права
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
§ 6. Конституционное право и политическая система
Глава 2. Источники и система конституционного права
§ 1. Источники
§ 2. Система конституционного права
§ 3. Коллизии в конституционном праве
§ 4. Ответственность в конституционном праве
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право
§ 3. Демократическое конституционное право
Раздел II. Конституция
Глава 4. Основы конституционной теории

§ 1. Конституция и государство
§ 2. Определение конституции и ее содержание
§ 3. Прямое действие конституции
§ 4. Виды конституций
§ 5. Конституции в федеративном государстве
§ 6. Соблюдение и охрана конституции
§ 7. Толкование конституции
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
§ 1. Необходимость смены Конституции
§ 2. Конституционная комиссия
§ 3. Конституционное совещание
§ 4. Развитие конституционного кризиса
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции
Раздел III. Основы конституционного строя
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Человек, его права и свободы - высшая ценность
§ 3. Суверенитет народа
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства
§ 1. Демократическое государство
§ 2. Федеративное государство
§ 3. Правовое государство
§ 4. Социальное государство
§ 5. Светское государство
§ 6. Республиканская форма правления
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
§ 2. Разделение властей
§ 3. Органы государственной власти
§ 4. Местное самоуправление
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя
§ 1. Принципы рыночной экономики
§ 2. Собственность
§ 3. Земля и другие природные ресурсы
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие
§ 5. Общественные объединения
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Глава 10. Общие положения

§ 1. Учение о свободе
§ 2. Природа конституционных прав и свобод
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека
§ 5. Классификация прав и свобод
§ 6. Ограничения прав и свобод
§ 7. Равенство и равноправие
Глава 11. Личные права и свободы
§ 1. Право на жизнь
§ 2. Достоинство личности
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность
§ 4. Право на частную жизнь
§ 5. Неприкосновенность жилища
§ 6. Национальная принадлежность
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
§ 8. Свобода совести и вероисповедания
§ 9. Свобода мысли и слова
Глава 12. Политические права и свободы
§ 1. Свобода печати и информации
§ 2. Право на объединение
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства
§ 5. Право избирать и быть избранными
§ 6. Равный доступ к государственной службе
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия
§ 8. Право обращений
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
§ 1. Право на экономическую деятельность
§ 2. Право частной собственности
§ 3. Трудовые права и свободы
§ 4. Защита материнства, детства и семьи
§ 5. Право на социальное обеспечение
§ 6. Право на жилище
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
§ 8. Право на образование
§ 9. Свобода творчества
§ 10. Право на участие в культурной жизни
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
§ 2. Самозащита прав и свобод
§ 3. Судебная защита
§ 4. Международная защита
§ 5. Возмещение вреда
§ 6. Неотменяемость прав и свобод
§ 7. Возраст
II. Конституционные гарантии правосудия
§ 1. Гарантии подсудности
§ 2. Право на юридическую помощь
§ 3. Презумпция невиновности
§ 4. Запрет повторного осуждения
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
§ 6. Право на пересмотр приговора
§ 7. Гарантия от самообвинения
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
§ 9. Запрет обратной силы закона
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина
§ 1. Равенство обязанностей
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
§ 5. Получение основного общего образования
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
§ 7. Уплата налогов и сборов
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
§ 9. Защита Отечества
Глава 16. Гражданство
§ 1. Понятие гражданства
§ 2. Двойное гражданство
§ 3. Гражданство и брак
§ 4. Приобретение гражданства
§ 5. Прекращение гражданства
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
§ 7. Правовое положение иностранцев
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция
Раздел V. Федеративное устройство
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
§ 2. Исторические этапы российского федерализма
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
§ 1. Состав субъектов Федерации
§ 2. Территория Российской Федерации
§ 3. Государственный язык
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
§ 7. Правовая система Российской Федерации
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств
§ 12. Государственные символы и столица
Глава 19. Субъекты Российской Федерации
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации
§ 2. Особенности правового статуса республик
§ 3. Особенности правового статуса автономий
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти
§ 1. Понятие органа государственной власти
§ 2. Классификация органов государственной власти
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы)
§ 5, Международно-правовые стандарты
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)
§ 7. Референдум
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Глава 22. Президент Российской Федерации
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
§ 5. Формирование Совета Федерации
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты
§ 7. Компетенция Федерального Собрания
§ 8. Порядок принятия федеральных законов
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Глава 24. Правительство Российской Федерации
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
Глава 25. Судебная власть
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти
§ 2. Конституционно-правовой статус судей
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
§ 6. Прокуратура Российской Федерации
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Органы исполнительной власти
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
§ 4. Органы судебной власти
Раздел VII. Местное самоуправление
Глава 27. Организация местного самоуправления
§ 1. Конституционно-правовые основы
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
§ 5. Гарантии местного самоуправления
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Глава 28. Общие положения
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации

21. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. – М.: Проспект, 2014. – 174 с.

22. Бородин В.В. Конституционный суд Российской Федерации – «квази» правотворческий орган / В.В. Бородин // Мир политики и социологии. – 2016. – № 2. – С. 74-81.

23. Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации / Ю.В. Бочкарева // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 97-99.

24. Волкова И.И. Судебная система Российской Федерации: конституционное регулирование и задачи реформирования / И.И. Волкова // В сборнике: Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России материалы 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. – 2016. – С. 45-50.

25. Каракотов Н.В. Судебная система Российской Федерации – эволюция в конституционных рамках / Н.В. Каракотов // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 4-2. – С. 187-189.

26. Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации / Т.С. Лисовина // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 305-310.

27. Сидорова Е.А. Место конституционных (уставных) судов субъектов в судебной системе Российской Федерации / Е.А. Сидорова // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 91-97.

28. Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации / М.Н. Тонян // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 254-256.

29. Данные с официального сайта Суда по интеллектуальным правам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/13545


Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 97.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.



Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1997. – N 1. – Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 13. – Ст. 1447.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 6. – Ст. 550.

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N 51. – Ст. 6270.

Волкова И.И. Судебная система Российской Федерации: конституционное регулирование и задачи реформирования // В сборнике: Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России материалы 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. – 2016. – С. 45.

Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 98.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 30. – Ст. 3012.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 46. – Ст. 4532.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 52 (ч.1). – Ст. 4921.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 1 (ч.1). – Ст. 1.



Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 10. – Ст. 1391.

Каракотов Н.В. Судебная система Российской Федерации – эволюция в конституционных рамках // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 4-2. – С. 188.

Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 308.

Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 309.

Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 99.

Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 254.

Бородин В.В. Конституционный суд Российской Федерации – «квази» правотворческий орган // Мир политики и социологии. – 2016. – № 2. – С. 76.

Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 255.

Павлушина А.А. Гражданская судебная юрисдикция: проблема компетентного суда //Актуальные проблемы развития науки гражданского права и гражданского процесса в России и зарубежных странах. Великий Новгород. – 2011. – Т. 1. – С. 287.

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1999. – N 26. – Ст. 3170.

Данные с официального сайта Суда по интеллектуальным правам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/13545

Андросова Е.В. Место и роль специализированного арбитражного суда в судебной системе Российской Федерации // Научный альманах. – 2016. – № 3-4 (17). – С. 18.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 491-О "По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. –2006. – N 2.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 103-О "По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. – N 82.

Сидорова Е.А. Место конституционных (уставных) судов субъектов в судебной системе Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 96.

© Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., 2003

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

* * *

Введение

Особенность развития конституционного права Российской Федерации, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований существенно оторвано от реалий времени и практической жизни.

Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. За время действия Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя дальнейшее расслоение общества продолжается. Многое из уже сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни и в области экономики, финансов, земельных отношений, и в области прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Это ведет к нарушениям прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма и в сфере федеративных отношений.

Сказанное позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции Российской Федерации, в последовательном осуществлении демократического курса государства и обеспечении верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.

Необходимо в интересах укрепления целостности государства последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля за изданием подзаконных актов.

Предстоит завершение институционализации судебной системы, принятие новых законов о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан. Особого внимания заслуживает не разрешенная до настоящего времени проблема развития института присяжных заседателей.

Назрела острая необходимость сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов.

Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Несмотря на то, что теоретические положения курса «Конституционное право Российской Федерации» требуют дальнейшей разработки, его изучение поможет студентам систематизировать полученные знания, усвоить идеи и положения конституционной реформы и государственного строительства в Российской Федерации.

Глава 1
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука

1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но равновесие между властью и свободой необходимо соблюдать, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права и борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике именуются ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко установить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать – фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

2) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений и обеспечивает единство общества:

– лежащими в основе общества принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

– механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные . Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния, характерная черта которых – четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

6-е изд., изм. и доп. - М.: 2007 . - 7 84 с.

Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.

В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.

Формат: pdf / zip (6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007 . - 7 84 с.)

Размер: 2 ,93 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (3 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2002 . - 800 с.)

Размер: 713 Кб

/ Download файл

Содержание
Предисловие 12
Раздел I. Основы теории конституционного права 15
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 15
§ 1. Понятие и роль 15
§ 2. Предмет 17
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах 20
§ 4. Социальная природа российского конституционного права 21
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы 23
§ 6. Конституционное право и политическая система 27
Глава 2. Источники и система конституционного права 29
§ 1. Источники 29
§ 2. Система конституционного права 43
§ 3. Коллизии в конституционном праве 44
§ 4. Ответственность в конституционном праве 46
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем 49
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 50
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 58
§ 3. Демократическое конституционное право 72
Раздел II. Конституция 76
Глава 4. Основы конституционной теории 76
§ 1. Конституция и государство 76
§ 2. Определение конституции и ее содержание 79
§ 3. Прямое действие конституции 85
§ 4. Виды конституций 86
§ 5. Конституции в федеративном государстве 88
§ 6. Соблюдение и охрана конституции 92
§ 7. Толкование конституции 97
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 101
§ 1. Необходимость смены Конституции 101
§ 2. Конституционная комиссия 104
§ 3. Конституционное совещание 107
§ 4. Развитие конституционного кризиса 108
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года 111
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции 112
Раздел III. Основы конституционного строя 115
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 115
§ 1. Понятие конституционного строя 115
§ 2. Человек, его права и свободы - высшая ценность 117
§ 3. Суверенитет народа 121
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 127
§ 1. Демократическое государство 127
§ 2. Федеративное государство 130
§ 3. Правовое государство 132
§ 4. Социальное государство 136
§ 5. Светское государство 139
§ 6. Республиканская форма правления 141
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 143
§ 1. Суверенитет Российской Федерации 143
§ 2. Разделение властей 148
§ 3. Органы государственной власти 151
§ 4. Местное самоуправление 154
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 156
§ 1. Принципы рыночной экономики 157
§ 2. Собственность 160
§ 3. Земля и другие природные ресурсы 163
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие 167
§ 5. Общественные объединения 173
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина 1 7 8
Глава 10. Общие положения 178
§ 1. Учение о свободе 178
§ 2. Природа конституционных прав и свобод 180
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека 184
§ 5. Классификация прав и свобод 191
§ 6. Ограничения прав и свобод 192
§ 7. Равенство и равноправие 203
Глава 11. Личные права и свободы 206
§ 1. Право на жизнь 207
§ 2. Достоинство личности 211
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 215
§ 4. Право на частную жизнь 219
§ 5. Неприкосновенность жилища 223
§ 6. Национальная принадлежность 224
§ 7. Свобода передвижений и места жительства 226
§ 8. Свобода совести и вероисповедания 234
§ 9. Свобода мысли и слова 238
Глава 12. Политические права и свободы 240
§ 1. Свобода печати и информации 241
§ 2. Право на объединение 246
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации 253
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства 255
§ 5. Право избирать и быть избранными 256
§ 6. Равный доступ к государственной службе 257
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия 258
§ 8. Право обращений 259
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 260
§ 1. Право на экономическую деятельность 262
§ 2. Право частной собственности 268
§ 3. Трудовые права и свободы 274
§ 4. Защита материнства, детства и семьи 280
§ 5. Право на социальное обеспечение 282
§ 6. Право на жилище 286
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 288
§ 8. Право на образование 289
§ 9. Свобода творчества 291
§ 10. Право на участие в культурной жизни 293
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод 294
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 295
§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства 295
§ 2. Самозащита прав и свобод 295
§ 3. Судебная защита 296
§ 4. Международная защита 297
§ 5. Возмещение вреда 298
§ 6. Неотменяемость прав и свобод 299
§ 7. Возраст 300
II. Конституционные гарантии правосудия 300
§ 1. Гарантии подсудности 301
§ 2. Право на юридическую помощь 302
§ 3. Презумпция невиновности 304
§ 4. Запрет повторного осуждения 304
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств 305
§ 6. Право на пересмотр приговора 305
§ 7. Гарантия от самообвинения 305
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью 306
§ 9. Запрет обратной силы закона 307
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 307
§ 1. Равенство обязанностей 308
§ 2. Соблюдение Конституции и законов 308
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц 309
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 309
§ 5. Получение основного общего образования 310
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры 310
§ 7. Уплата налогов и сборов 311
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды 311
§ 9. Защита Отечества 312
Глава 16. Гражданство 314
§ 1. Понятие гражданства 314
§ 2. Двойное гражданство 318
§ 3. Гражданство и брак 319
§ 4. Приобретение гражданства 320
§ 5. Прекращение гражданства 325
§ 6. Государственные органы по делам гражданства 327
§ 7. Правовое положение иностранцев 327
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 331
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция 333
Раздел V. Федеративное устройство 336
Глава 17. Общие положения 336
§ 1. Понятие и формы государственного устройства 336
§ 2. Исторические этапы российского федерализма 340
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма 346
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 347
§ 1. Состав субъектов Федерации 348
§ 2. Территория Российской Федерации 351
§ 3. Государственный язык 353
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы 355
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации 356
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов 360
§ 7. Правовая система Российской Федерации 361
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа 363
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура 365
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации 366
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств 370
§ 12. Государственные символы и столица 373
Глава 19. Субъекты Российской Федерации 374
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации 374
§ 2. Особенности правового статуса республик 383
§ 3. Особенности правового статуса автономий 388
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и 392
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 392
§ 1. Понятие органа государственной власти 392
§ 2. Классификация органов государственной власти 395
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом 399
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации 403
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве 403
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права 405
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме 407
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы) 409
§ 5, Международно-правовые стандарты 414
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс) 417
§ 7. Референдум 434
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 446
Глава 22. Президент Российской Федерации 451
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти 451
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей 460
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации 468
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 488
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства 488
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации 491
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат 495
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы 499
§ 5. Формирование Совета Федерации 506
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты 509
§ 7. Компетенция Федерального Собрания 530
§ 8. Порядок принятия федеральных законов 566
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации 585
Глава 24. Правительство Российской Федерации 600
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти 600
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 603
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации 611
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации 623
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации 629
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации 640
Глава 25. Судебная власть 645
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 645
§ 2. Конституционно-правовой статус судей 657
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации 665
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации 686
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 694
§ 6. Прокуратура Российской Федерации 700
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 712
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации 712
§ 2. Органы исполнительной власти 721
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации 730
§ 4. Органы судебной власти 740
Раздел VII. Местное самоуправление 742
Глава 27. Организация местного самоуправления 742
§ 1. Конституционно-правовые основы 742
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления 754
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан 761
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 764
§ 5. Гарантии местного самоуправления 769
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 770
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации 772
Глава 28. Общие положения 772
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию 772
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 775
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации 781