Государственно-территориальное устройство. Государственное устройство - это что такое? Признаки государственного устройства. Что такое национально-государственное устройство Форма государственного правления

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2665

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге - единый);
  • федеративное (от лат. foedus - союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio - союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки :

  • территориальное единство государства . Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки :

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства .

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились .

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом , по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства .

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Государственный (территориальное) устройство определяет внутреннюю территориальную организацию государства, взаимодействие центральных и местных органов власти. По государственному устройству различают простые (унитарные - от лат uniras - единство) и сложные государства.

В унитарном государстве территориальные единицы - области, департаменты, земли, штаты и т.д. - не имеют даже элементов суверенитета. У них отсутствуют собственные, отдельные от общегосударственных, законы, гражданство, налоги. Территория унитарного государства считается целостной. В унитарном государстве, как правило, действуют единая конституция и законы, создана единая система государственных органов. В международных отношениях унитарное государство выступает как единое целое. Унитарными государствами являются Польша, Финляндия, Дания, Франция. Унитарным, согласно конституции, является и Украина.

В отличие от унитарных государств административные единицы сложных государств имеют определенные признаки суверенитета, однако часть своих полномочий передают центра. Сложные государства разделяют на федерации, конфедерации и империи.

Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при котором государство является союзом ряда государственных образований, которые имеют определенную политическую самостоятельность, однако передают часть своих нрав и суверенитета органам федерации. В федеративном государстве каждая составная часть - земля, провинция, штат и т.д. - имеет суверенитет, определенные особенности законодательства, судопроизводства, но сохраняются целостность государства, общие высшие органы власти. В таком государстве, как правило, существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти как в отдельных составных частях (субъектах федерации), так и в государстве в целом. При этом законодательство страны четко определяет компетенцию органов каждого уровня. Решение общегосударственных (федеральных) органов власти обязательные для субъектов федерации и их органов власти, нормативные акты (и, в частности, общегосударственная конституция) федерации имеют высшую юридическую силу, чем нормативные акты отдельных частей государства. Характерным для федерации есть двойное гражданство - каждый гражданин отдельного субъекта федерации являются одновременно и субъектом государства в целом. Отдельные части федерации сохраняют право выхода из государства при условии соблюдения определенных процедур, ведь объединения осуществляется на основании договора об объединении отдельных государств, передают часть своих полномочий общегосударственном центра. Федерациями ныне, например, Федеративная Республика Германия, Россия, США и т.д..

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые объединяются для достижения определенных, четко определенной цели в отдельной сфере государственной деятельности (как правило, временный). Конфедерация действует на основании договора, при этом каждая из частей конфедерации сохраняет свой суверенитет. В конфедерации нет единой конституции, общей судебной и финансовой системы. В ней может создаваться совместный орган, состоящий из представителей отдельных частей конфедерации, но его решение не обязательны для субъектов государства. Каждое из государств - членов конфедерации - сохраняет свой суверенитет и имеет право в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создают в основном для выполнения отдельных задач (обороны, торговли и т.д.). Они, как правило, имеют неустойчивый характер, быстро распадаются (так случилось, например, с Объединенной Арабской Республикой, в состав которой входили Сирия и Египет) или превращаются в федерации (именно так произошло с Соединенными Штатами Америки, которые на начальном этапе своего развития были конфедеративным образованием). Сейчас в мире много федеративных государств. Это такие государства, как Австрия, Бельгия, Индия, Пакистан, Австралия, Южно-Африканская Республика, Канада, Мексика, Аргентина и т.д..

Одна из последних в истории настоящих конфедераций была создана Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. и получила название Сенегамбия. Однако в сентябре 1989 г. она распалась. Сейчас конфедерацией, по официальным названием, является Швейцария (полное название - Швейцарская конфедерация), но фактически по содержанию швейцарской конституции она является федеративным государством.

В некоторых унитарных государствах отдельным территориальным единицам предоставляют дополнительные полномочия. Так, в Украине существует Автономная Республика Крым, в Испании - автономные провинции басков и Каталония.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.