Образец акта контроля взвешивания автомобиля с грузом. Шаблоны и образцы документов, используемых при перевозке грузов автомобильным транспортом. Хранение и транпортироване живой рыбы

Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин - духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно.

Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде - образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.

В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!

В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».

Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина - зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.

Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.

В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.

Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.

Сочинение на тему «Проблема бездуховности людей»

Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин — духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно. Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде — образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.

В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!

В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».

Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.

Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.

В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.

Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.

+1

No comments posted yet

Comments

1-10 of 34

1-10 of 34

Тема: Духовность и без духовность.

Проблема нравственного отношения человека к природе. (Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)) Позиция: Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

Отношение человека к природе - одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек - царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней - нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни. Аргументы: 1)В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.

В главе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея. Аргументы: 1)В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.

2) (Потребительское отношение человека к природе) Ч.Айтматов в романе «Плаха» написал о трагическом столкновении человека и дикой природы. Начальство одного из среднеазиатских районов, чтобы «успешно» выполнить государственный план по сдаче мяса, отдаёт приказ об отстреле сайгаков в Моюнкумской долине. Сайгаков расстреливают с вертолётов, загоняют на засады охотников. В облаве погибают и молодые волчата – дети семьи волков. Но природа по-своему мстит человеку: человек убивает волчат – волчица похищает сына у пастуха Бостона, хорошего и честного человека. И тогда он вынужден убить волчицу, но при этом случайно гибнет его горячо любимый сын. Разрушение природы ведёт к духовной гибели человека, одно преступление неизбежно влечёт за собой другое. Бесчеловечное отношение к природе ведёт к нравственной деградации людей.

3) О бездуховном и бездумном отношении человека к природе говорится в романе В.Распутина «Прощание с Матёрой». Писатель рисует вначале гармоничную жизнь человека и природы (остров Матёра и Дарья). Это как бы замкнутый мир, он отгорожен от всего остального света рекой, и человек на острове по-своему счастлив. Но при строительстве новой гигантской плотины остров должен быть затоплен, поэтому оставшихся жителей вывозят на новое место, а их дома сжигают. Гибнет гармоничный мир природы, а люди так и не приживаются на новом, неудобном месте.

4) Герой книги В.Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич всю жизнь грабил реку: ловил рыбу запрещёнными сетями с крючьями (многие рыбины при такой ловле погибали, и он их просто выкидывал) и не испытывал при этом никаких угрызений совести. У него произошло полное духовное омертвление и развилось потребительское отношение к природе. Но однажды ему попалась гигантская рыбина: она запуталась в сетях и чуть было не потопила лодку. В душе героя в момент смертельной опасности наступает резкий перелом: он признаёт величие природы и даже обращается мысленно к Богу, в которого раньше не верил. Так происходит нравственное очищение и воскрешение героя. И через такое очищение должен пройти каждый современный человек, чтобы возродиться духовно, чтобы понять природу и принять её в своё сердце, ибо человек – лишь небольшая часть великой и вечной природы.

5) (Проблема воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы.) Всё больше в последнее время мы говорим о пагубном воздействии научно-технического прогресса на природу. Развивающаяся промышленность губит окружающую среду: загрязняются реки, озёра, гибнут леса, задымляется атмосфера, уничтожается озон, поэтому экологическая проблема сохранения природы стоит остро на сегодняшний день. Бьет в набат Леонид Леонов в своем романе «Русский лес», в котором поднимается проблема нерасторжимой связи природы и человека и бездумном использовании природных недр.

6) (БЕЗНРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.) 1. А.М. Булгаков. «Роковые яйца». Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы. 2. А. Блок. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. Блока. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите. 3. Н. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать. 4. С. Т. Аксаковпризнавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что - то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо. 5. А. Т. Твардовский.Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше. 6. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

7. М. Пришвин «Жень-шень».Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно – этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа – это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно. 8. И.С. Тургенев «Записки охотника».Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. С. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой - природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться. 9. Ф. И. Тютчев.Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. И. Тютчев. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек. 10. Ф. И. Тютчев «Слёзы людские…»(стихотворение).Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Тютчев. Его произведения о природе – не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли – это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром. 11. В. Астафьев «Царь - рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь - рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку. 12. С. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство – вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо.

Цитаты «Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы» «Лечит болезни врач, но излечивает природа»:(Гиппократ (род. около 460 года до н. э) – древнегреческий врач) «Вся природа стремится к самосохранению» «Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается» «Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила»:(Цицерон Марк Ту́ллий - древнеримский политик и философ) «Природа всегда возьмет свое» «Природа-мать мудра, да сын безмозглый.»:(Шекспир Уильям (1564 – 1616)- английский поэт, драматург.) «Природа - творец всех творцов» «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» «Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание» «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей» «Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители» «Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда» (Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)- немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель)

«Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» (Тютчев Федор Иванович (1803 -1873)- русский поэт) «Если природа - это материя, стремящаяся стать душой, то искусство - это душа, выражающая себя в материальном» (Уайльд Оскар (1854-1900)- английский философ, эстет, писатель, поэт ирландского происхождения.) «Любовь к родной стране начинается с любви к природе» «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения» (Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.) «Быть может, Бог и сотворил пустыню для того, чтобы человек улыбался деревьям» (Коэльо Пауло (р. 1947) – бразильский прозаик, поэт.) "В природе нет ни воздаяний, ни наказаний, - а только последствия.« (Роберт Ингерсолл) С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремление И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. (Жак Делиль)

Проблема сохранения русского языка. Аргументы: 1) Т. Толстая «Кысь» В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга. 2) Статьи Н.Рериха Н.Рерих в одной из своих публистических статей говорил о том, что русский язык "может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть". Рерих убеждён в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться в сознании какой чудесный дар ему доверен. К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше внимание на то, что с каждым поколением появляются новые слова.

4)(Книга в век компьютера и телевидения) О человеке можно достаточно полно судить по кругу чтения, по его библиотеке. Задуматься над книгой – вот положение, которое А.С. Пушкин особенно ценил в своих героях. Кумир Онегина – Байрон, Ленского – Шиллер, Татьяне «романы заменяли все». В произведениях поэта книга часто выступает как символ знаний и просвещения, как знак образованности. Почему компьютер и телевидение частично вытесняют сейчас книгу? Да потому, что они отвлекают нас от забот, диктуют – как смотреть и что смотреть. В «Письмах о добром» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте больше и читайте с величайшим выбором». Произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского – те книги, которые выдержали испытание временем. «Чтение – вот лучшее учение», - писал А.С. Пушкин. Жажда чтения одолевала его: письма поэта с юга России, из Михайловского наполнены просьбами о присылке книг. Начитанность А.С. Пушкина изумляет.

5) (Проблема овладения тайной языка.) …ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык… И.С.Тургенев. С раннего детства мы говорим на естественном для нас языке: русском, татарском, английском…Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человечеству окружающий мир. Каждый язык – тайна, загадка… Чтобы постичь его, требуется немало сил, терпения. Герой повести В.Распутина «Уроки французского» деревенский мальчишка при произнесении чужих слов, «придуманных только для наказания», сначала «терялся, язык во рту деревенел и не двигался». И занятия с Лидией Михайловной, молоденькой учительницей французского, поначалу были для него пыткой. Потом незаметно для себя мальчик «усвоил главное…» и почувствовал вкус к языку. Язык – не просто средство коммуникации, он самосознание любой нации, её прошлое, настоящее и будущее. На память приходят бессмертные строчки И.С.Тургенева из стихотворения в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, свободный и правдивый русский язык…» Именно эти слова в годы Великой Отечественной войны вселили веру и надежду в жителей оккупированной фашистами территории. Веру в себя – народ, владеющий тайной языка. Язык – одно из самых главных проявлений культуры. Киргизский писатель Ч.Айтматов в книге «Заметки о себе» пишет, что ощущение причастности к окружающим людям, природе возникает именно в детстве. В рассказе «Переводчик» писатель вспоминает случай, когда он, пятилетний мальчик, совершил нечто большее, чем просто «слово в слово на обоих языках» объяснил причину гибели племенного жеребца. Он ощутил свою неразрывную связь с обоими языками: русским и киргизским. Думаю, становится очевидным, что овладеть тайной языка, значит не только усвоить его языковые особенности

6) (Проблема уровня современной издательской литературы) Сегодня люди много читают. Интерес общества к массовой литературе, издаваемой миллионными тиражами и ставшей неотъемлемой частью его языкового существования, пожалуй, уже нельзя отрицать. По данным социологов, массовая литература сегодня составляет 97% литературного потока. Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок. В предисловии к литературному альманаху «В комнате за сценой» Александр Торопцев пишет: «Для детей и о детях писать хорошо гораздо сложнее, а писать плохо грешно». Качество современной детской и подростковой литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное - от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней литературы: проблема написания современной книги, достойной чтения ребёнком, той, которую писать «гораздо сложнее» и не «грешно». Мария Московская пишет: «В наших силах противостоять идеологии общества потребления и остановить превращение страны читающей в страну играющую и торгующую, ведь где сокровища ваши, там и сердце ваше.» Давайте вместе с детьми заново привыкать к хорошему чтению, ибо уровень современной издательской литературы пагубно влияет на формирование не только культуры человека, но и на его внутренний интеллект.

7) (Оскудение русского языка) В книге для молодёжи «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет: «Самая большая ценность народа - его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!.. вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем... но мысли наши формируются языком». И вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Засорение его иностранными словами и всевозможными сленгами просто недопустимо. Замечательный русский писатель И.С. Тургенев пишет: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Мы обязаны сохранять чистоту языка, хотя языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками установленных норм. Великий знаток русского языка К.Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Каждый из нас обязан помнить о важнейшей особенности литературного языка - его нормативности. Произношение, выбор слов, употребление грамматических форм - всё это должно быть подчинено в литературном языке известным правилам, нормам, которые были выработаны нашими предками. Забота о чистоте родного языка – важнейшая составная всего образовательного процесса.

Цитаты: 1)Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. - А. Куприн 2)Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. - П. Мериме 3)Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.- Н. Гоголь 4) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. - К. Паустовский 5) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - И. Тургенев

Наука и человек Аргументы: 1)(Духовные последствия научных открытий) Научные открытия позволяют двигаться вперёд, обогащают нашу жизнь. Так, изобретение компьютеров, мобильных телефонов открыло перед нами широкие возможности для общения, обработки и передачи необходимой информации, обучения… Однако, прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер. Вспоминается повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», в которой идёт речь о непредсказуемых последствиях научных открытий. Становится ясно, что самое страшное - когда результатами научных открытий начинают пользоваться люди ограниченные, мелко мстительные, злобные, мыслящие исключительно лозунгами. Таким образом, научные открытия служат не только во благо человечеству, но и могут обернуться злом. Всё зависит от нас самих, от нашего разумного сознания, ответственного перед судьбами человека и мира.

2) (Проблема негативного влияния цивилизации на жизнь человека.) Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться. К. Краус, немецкий ученый Человечество в своем развитии добилось огромных достижений: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Не несут ли эти блага цивилизации гибель человечеству? Величайший дар цивилизации – телевидение – превратилось в дар данайцев. Почему? Телевидение – символ всей современной аудиовизуальной культуры. Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. Благодаря телевидению, мы были везде, на всей планете, и слышали обо всём. Но что это нам дает? Общее впечатление без переживания. «Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно», - напоминал В. Высоцкий. Многие удовлетворяются жизнью без истины – живут как наблюдатели «рядом с бытием». Одни – роботообразные – не нуждаются в переживании, другие же, наркообразные, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания... Впереди у них – компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

Ни одна страна в мире не может находиться вне технического прогресса. О том, что он отрицательно влияет на жизнь людей, давно уже предупреждают нас многие писатели. Ведь говорить об этом – значит говорить о том, быть или не быть нам завтра. Одним из первых к этой теме обратился В. Астафьев в своей замечательной книге «Царь-рыба». Восхищенно описывая могучую Сибирь, величественный Енисей, В. Астафьев в то же время заставляет задуматься и над затопленной, заплесневелой водой Бирюсы, и над «устраиваемым мамаевым побоищем на лесосеках», когда бездумно истребляется лиственница, и над самоловами браконьеров, от «деятельности» которых «верная половина» рыбы погибает. Так человек в погоне за наживой, прибылью, используя современные технические средства, готовит себе гибель.

Публицист Роллан Сейсенбаев в очерке «Крик земли» пишет об испытании ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Огромный гриб заполонил небо, горы стекали, огромные камни с грохотом катились вниз, скрипели, гнулись деревья. И. Курчатов сразу же после этого взрыва воскликнул: «Это чудовищно! Не дай бог, если это когда-нибудь применят против людей. Нельзя такого допустить...» В 1963 году в Москве представителями правительств СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Но ядерные взрывы продолжаются, теперь уже подземные. И поэтому там в казахских степях рождаются дети-калеки, умирают от лейкоза, живут с незарастающим темечком, почти открытым черепом... Так что делается с нами? Зачем собственными руками приближаем конец света?

3) (Ответственность человека за сохранение жизни на земле.) Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля – все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова "Плаха". Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре "Плахи" конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары - ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В повести "Плаха" волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова "На волков", она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.

Небольшое произведение В. П. Астафьева «Людочка» вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В рассказе автор создает символический образ старой яблони, которая погибла только потому, что отдала все свои соки растущим на ней плодам, как мать старается отдать все лучшее своим детям. «Голый, плоский ствол остался с расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Еще одной». Да, умирают деревни, отдав самое лучшее, все народные традиции и обычаи русскому человеку. Вот почему большинство великих людей были выходцами из деревни. Они выросли на земле и впитали в себя всю прелесть русской природы. Каждая травинка, каждый кустик дорог им, все это они считают своим родным, близким. А что же в городе? Даже то, что еще осталось от природы, сами люди испоганили так как считали ничьими. Какими ужасными красками описывает Астафьев отвратительную канаву в парке, как гибнет все живое и прекрасное рядом с ней. Живя вблизи с этой мерзостью, впитывая всю эту дрянь, сами люди меняются, деградируют. Таким является Стрекач, в образе которого автор собрал все гадкое, что только может быть в человеке. Главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Астафьев призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему, увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее.

В повести Распутина "Прощание с Матерой" поднимается проблема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто "не поливал потом каждую борозду". Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что "правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни". Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине. Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: "Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас". Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!

Независимо от жанра, все литературное творчество Александра Костюнина, переполнено тревогой за судьбу родной земли, устремлено к познанию сегодняшнего дня, к современности, к раскрытию духовности, содержательности, осмысленности человеческой жизни, к познанию чуда земного существования в его органическом соединении с природой. Костюнин напоминает о гуманности, доброте, нашем единении с природой, об ответственности науки, власти и общественности за настоящее и будущее, за красоту земли, за сохранение и улучшение природной среды. С болью и тревогой говорит писатель людям о необходимости сохранения природы. На аспект необходимости нового взгляда на природу и совместное существование с ней человека обращают внимание такие произведения Александра Костюнина, как «Жор глубинной щуки», «Колежма» и другие.

Цитаты; Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. А. Герцен Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великий вес и последствия. Паустовский К. Г. Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. У. Грове Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великий вес и последствия. Паустовский К. Г. Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. У. Грове

Гражданственность и патриотизм Аргументы: 1) (Проблема героизма) В повести Быкова «Сотников» поднимается проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Герои повести-Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом, уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.

Проблему героизма поднимает на страницах своего романа «Война и мир» Л.Н. Толстой. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких, как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”.

2) (Проблема героизма в мирное время.) Вспомним слова горьковской героини: «В жизни всегда есть место подвигам». Их подтверждением стала повесть Ю. Щербака «Чернобыль», повествующая о героизме пожарных при ликвидации аварии на атомной станции. Эти люди, не жалея жизни, спасали не только близлежащие города: Чернобыль, Припять, Киев – они спасали будущее всех нас. В наши дни героями можно считать сотрудников МЧС, которые спасают людей от наводнений, вытаскивают из-под обломков подорванных домов, выводят из обесточенных туннелей метро, своими телами закрывают детей в захваченной террористами школе. К сожалению, сегодня героизм нужно проявлять слишком часто, чтобы выжить. Но героем может стать лишь смелый, честный, порядочный человек, любящий не только себя, умеющий сострадать другим людям. Именно таким человеком был герой книги В. Астафьева «Печальный детектив». За долгие годы службы в милиции капитан Сошнин не скопил денег, не приобрел элитного жилья, престижной машины. Жена и та бросила его, не выдержав такого ритма жизни. В любую минуту милиционер готов был помочь обиженному, защитить ребенка, спасти старика. Вот на таких настоящих героях, готовых, как Данко, отдать свое сердце во имя спасения других, и держится наша Россия.

3) (Проблема предательства как духовного поражения человека.) М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поднимает проблему предательства как духовного поражения человека. Его герой, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, отдает приказ о казни бродячего философа Га-Ноцри Иешуа, хотя и не находит в его действиях состава преступления. Философ лишь критиковал великого кесаря. В душе Пилата борются два начала – доброе и злое. Побеждает палач, предавая Иешуа страшной казни и погибая при этом как личность. Содеянное мучит Пилата, заставляя признаться: «Предательство – самый страшный грех человека». А предал Пилат свои убеждения и человека, ставшего ему близким. Предательство существует столько, сколько живет человек с его слабостями и недостатками. На путь предательства вступает герой повести В. Быкова «Сотников». Партизан Рыбак, попав в плен к немцам и стремясь спасти жизнь, предает отряд, а также людей, которые ему помогали выжить. А главное – он предает друга Сотникова, согласившись участвовать в его казни. Преступив истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Любовь к родине начинается с семьи. (Фрэнсис Бэкон) Цитаты; Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон I) Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (Василий Сухомлинский) Когда тебя предали - это всё равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается. (Л.Н. Толстой) Зачем мне другие? Я не хочу быть вагоном, в который входят и выходят. Мне нужен один пассажир... с которым я доеду до конечной. (Аль Пачино) Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства. (Бруно Ясенский)

Щедрость и хлебосольство русского человека Характер русского человека многогранен. Щедростью и добротой знаменит наш народ. Самобытный национальный характер русского человека были отражены в произведениях русских писателей таких, как Л.Н.Толстого «Война и мир», Н.С.Лескова «Очарованный странник», А.С.Солженицына «Матренин двор», А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Война и мир» - национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа. Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все идет от души, искренне. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» описывается щедрость и гостеприимство русских помещиков на примере семьи Лариных: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Им квас как воздух был потребен. И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

(Связь человека со своим народом) Один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на Бородинском поле понял «…весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения…» После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своём понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!...Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». События 1917 года меняют представления Анны Ахматовой о жизни и предназначении поэта, становятся точкой отсчёта в её творчестве. Горькие испытания, выпавшие на долю России, не сломили решимость Ахматовой разделить судьбу своей Родины: разрушенной, голодной, истекающей кровью гражданской войны, но по-прежнему любимой и родной. Ахматова твёрдо знала, что в эти исторические дни должна быть на родной земле, рядом со своим народом, а не искать спасения за рубежом, как это сделали многие из знакомых ей людей. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении «Мне голос был…» Остаётся быть верной своему народу поэтесса и в поэме «Реквием». Она скорбит о судьбе родины, но в годы тяжёлых испытаний остаётся верна ей: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл, - я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был» Один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский убеждён, что русские выиграют Бородинское сражение. В его словах чувствуется та особенная любовь к родине, которая заставляет забыть о возможных противоречиях. Андрей Болконский уже не противопоставляет себя народу, не думает о личной славе и почестях, как перед Аустерлицким сражением. Напротив, он объединяется с народом, становится частицей русской армии.

Человек среди людей 1) (Общественное благо и счастье человека.) В истории России есть немало примеров героического, самозабвенного служения наших соотечественников обществу. Стоит лишь вспомнить некоторые факты. Горьковский Данко в рассказе «Старуха Изергиль» пожертвовал жизнью ради счастья своего народа, символически вырвав собственное сердце и осветив им путь людям к свету и благополучию. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» героиня счастлива лишь тем, что бескорыстно помогает всем, кто обращается к ней за помощью. Она делает это с чистыми, светлыми помыслами. Душа её покойна. Матрена Васильевна, конечно, не ставит перед собой цель помочь всем, но ведь её односельчане – маленькая часть большого общества.

2) (Проблема нравственной брезгливости.) Проблемы нравственной брезгливости касается А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Главный герой произведения, Чацкий даёт Молчалину уничижительную характеристику: «Вот он, на цыпочках и не богат словами». Это же чувство испытывает и читатель, знакомясь в последнем действии с жизненной установкой Молчалина: отец завещал ему «угождать всем людям без изъятья», всем – даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». Поистине, низость человеческая не имеет пределов. Отвращение, нежелание иметь хоть что-то общее с подобными героями вызывают Митрофанушка и Скотинин – герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофан не может поделить сто на три, его расчёты вызывают не только смех, но и брезгливость. Но знаменитое умозаключение Митрофанушки учёбы не касается: «Не хочу учиться, хочу жениться». Под стать племяннику его дядюшка Тарас Скотинин. Собираясь жениться, рассуждает: «если для каждой свинки хлевок, то для жены найду светёлку». Жених Софьи, услышав такие слова, восклицает: «Какое скотское сравнение!»

3) (Проблема ответственности человека за свои поступки.) «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.

Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу. И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком. На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы – родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.

Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?

4) (Проблема отношения к старикам.) В повести Ю.В. Трифонова «Обмен» говорится о старой большевичке Ксении Фёдоровне, в прошлом библиографе крупной академической библиотеки, которая смертельно больна. Её сын, Виктор, хочет использовать смерть матери для увеличения своей жилплощади. Он едет к больной для переговоров, понимая, что «добивает» этим мать – она ещё не всё знает о своей болезни и надеется на выздоровление. Мне кажется, что своим произведением Ю.В. Трифонов призывает читателя быть добрее, человечнее: не обменивать совесть на удобства в жизни, любить старых и беззащитных людей. В произведении В.П. Астафьева «Последний поклон» повествуется о герое, который корит себя за то, что не смог приехать на похороны своей бабушки – «отдать ей последний поклон» (не отпустили его в вагонном ДЕПО). Герой осознал тяжесть горя, постигшего его, только после смерти самого близкого и родного для него человека. Прочитав произведения В.П. Астафьева и Н.В. Трифонова, я поняла, что пожилые люди нуждаются в помощи, в поддержке. Ведь придёт час, когда мучительным упрёкам сердцу обернётся наше равнодушие к старикам.

5) (Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь.) Я вспоминаю Андрея Соколова, героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека», который не смог пройти мимо оставшегося сиротой ребёнка, не побоялся взять на воспитание мальчика, настрадавшегося и натерпевшегося в годы войны. Сильный духом человек чувствует моральную ответственность за судьбу осиротевшего Ванюшки, он должен помочь ребёнку. В пьесе А.Вампилова «Старший сын» поднята та же проблема. Сначала герой пьесы, Владимир Бусыгин, шутя называет себя старшим сыном семейства, в которое попал случайно, чтобы переночевать. Затем, познакомившись ближе с людьми, поверившими в его выдумку и принявшими его за сына и брата, Владимир понимает, что не может теперь их обмануть, бросить, забыть о них, берёт на себя заботу об этих людях.

6) (Проблема искупления греха.) Тема искупления греха является одной из самых главных в русской литературе. Сразу же вспоминается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе - гармонии.

В 30-е гг. А. Ахматова, стремясь осмыслить народную трагедию тоталитарного века, прибегает к библейской теме. Она пишет похожее на псалом «Распятие». Стихотворению предпослан эпиграф из церковного песнопения: « Не рыдай Мене, Мать, во гробе зрящи». В 1 строфе на торжественной ноте повествуется о распятии Христа: Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Мене оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене...» Казнь Иисуса Ахматова называет «великим часом», потому что своей смертью Иисус искупил грехи людей и стало возможным (свершилось) духовное возрождение человечества.

Героиня рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней. Она твердо знает, что смерти нет. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души - это путь страданий, а значит, путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь - тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве. Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей Сартр Ж.-П. Цитаты.

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно.


Сочинение

Если бы человек жил только инстинктами, наверное, наш мир не смог бы стать таким, каким он является сейчас. Одной из составляющих нашего бытия, помимо прочего, является культура. О её роли в нашей жизни предлагает задуматься в своем тексте Д.С. Лихачев.

Говоря о проблеме, автор, в первую очередь, конечно, имеет в виду бездуховность и бескультурье как феномен цивилизованного и высокотехнологичного 21 века. Подразумевая такие проблемы современного общества, как страшная агрессивность, а также потребность в постоянной деятельности, писатель выводит понятие культуры. Он подводит нас к мысли о том, что весь внешний технологический прогресс дает человеку возможность упрощать свою деятельность, но культура придает этой деятельности содержание и глубину, нужный подтекст. «Культурный человек – это...тот, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому».

Д.С. Лихачев считает, что роль культуры состоит в том, что она наполняет деятельность человека высоким содержанием, определяет нужный, полезный вектор. Классическая культура воспитывает каждого, кто к ней приобщается, делает нас чище и наполняет своим опытом. Культурный человек не просто поглощает книги и музыку, а обогащается ими, приобретает уважение к другим народам, к их культуре и верованиям.

Безусловно, я согласна с мнением автора. Я тоже считаю, что культура выполняет одну из главных ролей в нашей жизни, делая из человека разумное и мыслящее существо, способное к полезным и даже красивым поступкам. Благодаря, например, книгам, в которых заложен опыт предыдущих поколений, человек имеет возможность культурно обогащаться и совершенствоваться, наращивать багаж своих знаний, и, к тому же, учиться смотреть на себя со стороны.

Так, например, среди произведений русских классиков существуют те, в которых герои служат ярким примером бескультурья и бездуховности. Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», раскрываются как невежественные личности, без каких-либо духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов, например, Манилова, ограничен настолько, что из всего многообразия дел он любит собирать кучки трубочного пепла. Характеризующей деталью в его доме служит книга, с закладкой на все той же 14 странице, «которую он постоянно читал уже два года». Невысокий уровень культуры и читательского кругозора в поэме является общей чертой чиновничества. С помощью подобных образов Н.В. Гоголь призывает читателя быть культурным и развиваться.

О роли культуры рассуждал и Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». В ней писатель говорит о том, что изучение наук не является заведомо гарантом к культурному развитию личности. Другими словами, насильно нельзя вырастить интеллигента. Как бы не пыталась Простакова научить своего сына быть образованным и культурным - его нежелание и неспособность к этому, наложенные на плохое воспитание, не могли привести к хорошему результату. Те герои, которые изначально служат антиподами Простаковой и Митрофанушки, потому и ужасаются образу жизнедеятельности этой семьи, что сами уже стали интеллигентными и порядочными людьми до знакомства с главными героями комедии.

Мне кажется, что культура является, или, по крайней мере, должна являться образом нашей жизни и нашего мышления. Человек – существо мыслящее и рефлексирующее, и его деятельность постоянно должна быть направлена на развитие как умственное, так и духовное. В этом ему и помогает культура.

Люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений. Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Вступление.

Рассказать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли "лгати" на промышление Божие. что это-де - во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви - это уж будет в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия мифов до них не додумается.

Архиепископ Никон. (Рождественский).

Восстановить или построить каменный храм - дело, несомненно, нелегкое. Строить же подлинный храм человеческой души - дело великое, и оно куда сложнее и труднее.

Рассказать о христианстве, показать его можно книгами, храмами, иконами, пением, но это все поверхностно, но именно на этом уровне нынче остановлено внимание большинства. Задача и цель Православия - научить людей истинному христианству, то есть восстановить способность воспринимать Божественные энергии, воссоздать в душе человека его божественный образ.

В своей работе я бы хотела поднять проблему бездуховности нашего общества, я не говорю о полной бездуховности - нет, я о том, что большинство людей не представляют, что значить верить, верить не только во что-то насущное, то есть в окружающее нас, а в то, что должно быть внутри нас - любовь, то, что дает начало всему. Именно любовь к Высокому, вера заставляет задуматься над смыслом существования человека. Этим и актуальна проблема, тем, что многие забыли, об истинном предназначении человека: любить ближних, пробуждать в себе и в других веру, чистую, настоящую, не прикрытую ложью, мыслить и чувствовать, помнить заветы Божьи.

Первая половина двадцатого века

Говоря о Православии, мы начинаем думать о церкви. Так что пережила церковь? Какой подвиг был совершен Православием? На что должна обратить внимание современная молодежь, чтобы почувствовать значимость веры, веры не только в себя, но и в Бога?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно вспомнить историю. Начиная с Октябрьской революции и заканчивая 90-ми годами - это время притеснения церкви, а начало всего было положено в правление В. Ленина и Сталина, время, когда священные места: храмы и соборы - разрушали; попов, епископов, священников - убивали, то время, когда большевики пытались искоренить веру. Об этом говорят документы того времени. Я привожу один из таких, как подтверждение этого.

Председателю В. Ч. К. №13666/2 товарищу Дзержинскому Феликсу Эдмундовичу.

Указание

В соответствии с решением В. Ц. И. К. и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.

Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.

Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В. Ц. И. К. Калинин.

Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин) ".

Но это гонение не сломило народ, они продолжали креститься, тайно молиться, и из этого не трудно сделать вывод, что в то время люди поистине трепетно относились к вере.

Исторически было выверено, по переписи 1937 года больше половины населения СССР открыто называли себя верующими. Следует подчеркнуть, что это была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, место их проживания, работы и при этом спрашивали: "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?" Православно верующими назвали себя треть городского населения и две трети сельского - всего, таким образом, половина населения Советского Союза (56,7%).

Вторая половина двадцатого века

Вера для народа - это все, именно, благодаря ней, русские объединились и выиграли Великую Отечественную Войну. Во время войны церковь являлась успокоением для людей, это то, что давало им силы - вера! Теперь в речи Сталина вместо партийного "товарищи" - "братья и сестры", "соотечественники". Уже летом 1941-го года сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. В итоге положение Церкви в СССР за годы войны разительно изменилось. Церковь обрела легальный статус, открылись тысячи храмов, возобновилась работа семинарий, но уже в 1948 году политика Сталина меняется в антицерковную сторону. Вплоть до смерти Сталина ни один новый православный храм не был открыт.

Более того, в конце 1940-х - начале 1950-х годов храмы вновь стали отбираться под клубы и склады. В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распоряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сентябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский). Но, несмотря на все это, самым главным в истории Великой Отечественной Войны является то, что русский народ продолжал верить и должен верить и сейчас, ведь чудо 40-х годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, "войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей".

И говоря о хрущевском времени, мы можем вспомнить, что натиски Церкви ослабли, но все же людям, и особенно тем, кто был в партии нельзя было быть верующими, но можно привести такой пример, академик Королев - человек, который тайно ходил в церковь, верил и давал большие деньги на то, чтобы восстановить и построить храмы.

Значит, есть те люди, которые несмотря ни на что, идут и молятся в церковь. И самое главное, батюшки и церковные служители не были сломлены этим тяжелым временем, Церковь и вера не искоренилась, благодаря тем людям, кто продолжал верить. Есть в русском народе сила и то, что влечет их к Богу то, что невозможно сломить физически то, что заложено в человеке духовно.

Современное общество и отношение людей нашего времени к вере на основе статистики

Говоря о современном обществе, о современной России, можно сделать вывод, что люди, живущие в наше время, не могут быть признаны истинными православными, потому что мировоззрения не соответствуют «требованиям» православной веры: люди слабо знают догматику, мало посещают церковь, редко причащаются, и об этом говорят многочисленные опросы, проводившиеся на протяжении десяти-пятнадцати лет цель которых – выявление характера религиозного мировоззрения,

По результатам 1996 года количество опрошенных (1000 человек) к верующим отнесли 66,2% респондентов (половина из них 36,4% - «определенно верующие»). При этом 47% верят в колдовство, порчу, дурной глаз.

Результаты 1996г. (1000чел.) Результаты 1997г. (1578 чел.)

42% верят в бессмертие души "Бог - высшая личность" - 42%;

41,5% -в Воскресение Иисуса Христа; "Верите, в бессмертие души" - 39%

40% - в Божий суд "Верите в спасительную силу молитвы, обряда" - 37%

38,7% - в спасение души для вечной жизни "Верите в существование Рая" - 22%

32,2% - в существование дьявола, сатаны "Верите в существование Ада" - 22%

31% - в загробную жизнь "Верите во второе пришествие Христа" - 19%

21% - в приход антихриста "Боитесь греха" - 36%

18% - в конец света нет ответа - 25%

В другом экспресс-опросе того же фонда (декабрь 1998г. , 1600 опрошенных по общероссийской выборке) согласны/не согласны с утверждениями: "Верите ли вы в приметы?" - "Да" - 56%, "Нет" - 36%, "Не знаю" -8%; "Верите ли вы предсказаниям астрологов?" - "Да" - 30%, "Нет" - 55%, "Не знаю" - 15%.

Чудеса Православия

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе Тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляют болящую плоть.

А. А Ахматова

С этих слов я хочу начать говорить о тех чудесах, которые происходят в мире Православия. Для этого мне бы хотелось больше рассказать о молитве, о ее исцеляющей силе.

Но почему о ней, о молитве?

Именно, потому, что это величайший, бесценный дар Творца человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим.

Но многие ли этим дорожат? Многие ли понимают это?

К сожалению, нет. Некоторые часто несмысленно и неискренно молятся. Но ведь как молитва нас учит каяться, находить в себе недостатки, изображает всю внутреннюю жизнь человека, заставляет пробудить в нас искренние чувства.

«Как прекрасно они научают нас каяться, благодарить Бога за бесчисленные Его милости, славословить Его за Его божественные совершенства, просить Его о разных нуждах!», «Каждому дается явление Духа на пользу».

Еще я хотела бы сказать о том, что в жизни каждого случаются чудеса и исцеление молитвой не единственное из них, просто надо уметь их видеть, да и вообще жизнь человека – это сплошное чудо, потому что судьба его есть непрестанное действие Божиего о нас попечения. Но не всегда человеку все это кажется ясным, так как он смотрит на все поверхностно, и все печали, заботы и радости, из которых ткется ткань судьбы человеческой, мешают разглядеть ее узор.

Я считаю, что люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений, ведь, что творится вокруг? Оглянитесь!

Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Мне кажется, что достаточно вспомнить многие случаи исцеления молитвами, иконами, мощами, чтобы поверить в силу Бога, в силу нашей веры! Православия!

Я могу привести свой пример. В прошлом году к нам в Покровский собор привозили мощи святой праведной Матроны. Мы стояли в очереди к мощам в собор около трех часов, на улице был мороз, я очень сильно замерзла, думала, что просто заболею, но никаких признаков простуды у меня не было, даже наоборот, я почувствовала в себе силы, легкость. Могу сказать больше, что Матрона помогла моей знакомой, и это не единственный случай.

Ведь не правда ли стоит задуматься?

Значит святые нас слышат, помогают нам, направляют, оберегают.

Я думаю, что все в жизни стояли перед выбором и в это время внутренний голос направлял нас на истинный путь! Умейте прислушиваться к нему! Зачастую он помогает нам избежать многих ошибок.

Сила в любви, вере! Помните это!

И в заключение я хотела бы закончить работу такими словами:

"Душа русского народа крепнет молитвами Церкви небесной и земной. Душа русского народа выдержала и выдерживает, не становится безбожной, не повергается в прах пред прахом материи".