Статьей 78 бюджетного кодекса российской федерации. Теория всего

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 344-ФЗ)

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Соглашения о предоставлении предусмотренных настоящим пунктом субсидий федеральным бюджетным или автономным учреждениям, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, заключаются в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2020 п. 2 ст. 78.1 (в части утверждения бюджетных ассигнований на субсидии) не распространяется на средства бюджета, выделяемые по ч. 1 - 3 ст. 7, ч. 3 ст. 6 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, и средства, зарезервированные в соответствии с ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ.

2. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями.

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 466-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ, от 14.11.2017 N 315-ФЗ)

3. При предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 23-ФЗ, от 18.07.2017 N 178-ФЗ, от 28.12.2017 N 434-ФЗ, от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

4. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

5. В договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с настоящим Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных настоящим пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

(п. 5 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)

6. Договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и дополнительные соглашения к указанным договорам (соглашениям), предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования.

(п. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 504-ФЗ)

Бюджетный кодекс (БК) РФ занимается установлением основных принципов бюджетного законодательства нашего государства. Регламентирует правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, организацию и функционирование бюджетной системы России. Описывает базисы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в нашей стране. Определяет бюджетные полномочия РФ и её субъектов, муниципальных образований. Рассматривает такие вопросы, как классификация доходов, ранжирование операций сектора государственного управления, принцип единства бюджетной системы РФ, самостоятельность бюджетов и т.п.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ)


В Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации поступают многочисленные запросы о применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросу, касающемуся порядка предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают необходимым обратить внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации.

1. (далее - Бюджетный кодекс) содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.

Кроме того, в данной статье определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса .

Аналогичная позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 478010-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Согласно указанному официальному отзыву Правительством Российской Федерации не поддержан законопроект, направленный на внесение изменения в в части дополнительного закрепления положения о предоставлении субсидий некоммерческим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По нашему мнению, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.

Так, например, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям - объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий. Такая позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 41427-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации " (которым было предложено установление в Бюджетном кодексе новой формы бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера).

4. В отношении возможности предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, в том числе созданным в форме фонда, обращаем внимание на следующее.

предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.

Так, согласно и 26 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Источниками формирования имущества фонда как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) и добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Таким образом, публично-правовое образование, если оно выступает учредителем фонда, вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения его деятельности.

не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.

Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учетом требований статьи 78 Бюджетного кодекса , на наш взгляд, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.

Исходя из вышеизложенного, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу .

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.Нестеренко

Статс-секретарь -
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.Попова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2019)

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

При осуществлении закупок за счет субсидий, предусмотренных п. 8 ст. 78, на получателей субсидий распространяются положения ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, определенные ч. 4.1 ст. 15 указанного закона.

8. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Условие об осуществлении получателем субсидии закупок в порядке законодательства о контрактной системе не применяется : к договорам, заключенным до 01.01.2018; к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

8.1. В федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядками и критериями к таким инвестиционным проектам (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры.

8.2. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые должны соответствовать положениям пункта 3 настоящей статьи и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

(Пункт 4 введен Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 4969)

(Статья 78 в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2117)

Субсидии в большинстве стран предоставляются, как правило, сельскохозяйственным производителям, субъектам малого бизнеса, их кредиторам, страхователям, другим контрагентам, а также другим получателям в рамках специальных целевых программ. Несмотря на ограничения, введенные Всемирной торговой организацией, доля субсидий в доходах сельскохозяйственных производителей достаточно высока.

В настоящее время в Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны, на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с уплатой страховых взносов, и др. С учетом приближенности объекта регулирования значительная часть субсидий (например, субъектам малого и среднего бизнеса) предоставляется не на федеральном, а на региональном и местном уровнях.

Субсидии нередко используются в рамках косвенного финансового регулирования, при котором получатель субсидии предоставляет средства реальному объекту государственной финансовой поддержки.

Правила предоставления в 2009 г. субсидии из федерального бюджета Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" в виде имущественного взноса для оказания финансовой поддержки ОАО "АвтоВАЗ" путем предоставления беспроцентного займа утверждены приказом Минпромторга России от 04.06.2009 № 493.

Субсидирование социально ориентированных некоммерческих организаций можно рассматривать как один из способов обеспечения достаточного предложения услуг в социальной сфере в условиях оптимизации бюджетного сектора, а также стимулирования частных инициатив.

Преимуществами субсидии как метода финансового регулирования являются направление бюджетных средств на цели, связанные с поддержкой конкретных видов деятельности, возможность возврата средств при нецелевом их использовании или невыполнении условий предоставления субсидии. Но если предоставление субсидии ориентировано не на вид деятельности или группу субъектов хозяйствования (например, субъекты малого деятельности), то возникает риск нарушения рыночных принципов при выделении средств отдельным организациям. Возможность использования субсидии как метода финансового регулирования может ограничиваться международными соглашениями, но также и финансовыми возможностями публично-правового образования, особенно субъектами федерации и муниципальными образованиями, в том числе в кризисный период.

2. Государственные и муниципальные закупки.

Государственные и муниципальные закупки занимают значительный вес в составе государственных и муниципальных расходов. В США государственные и муниципальные закупки товаров и услуг достигают 1/5 общего объема их производства, в среднем по странам ОЭСР доля государственных и муниципальных закупок составляет 12,5% ВВП (от 5% в Мексике до 26% в Нидерландах).

Для исполнителей государственных и муниципальных заказов такой метод финансового регулирования позволяет экономить расходы на изучение конъюнктуры рынка, рекламу, применение системы скидок для покупателей и т.д. Участие исполнителей в выполнении заказов по поставкам для государственных и муниципальных нужд является не только вопросом престижа, но и обеспечивает значительные объемы выручки от реализации товаров, работ или услуг. Переход к среднесрочному бюджетному планированию, позволяющему размещать контракты на сроки, которые превышают один финансовый год, также может служить финансовым стимулом для исполнителей государственных и муниципальных заказов к осуществлению того или иного вида деятельности, повышению качества продукции, работ или услуг.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что государственные закупки на нужды национальной обороны не только обеспечивают занятость населения, но и стимулируют инновации, высокотехнологичное производство. Во многих странах в условиях отсутствия академической науки научные исследования университетами и иными организациями проводятся в соответствии с государственным заказом. В целом, государственные и муниципальные закупки могут формировать спрос на инновационную продукцию, технологии.

Государственные и муниципальные закупки продовольствия могут, с одной стороны, поддерживать производителей аграрно-промышленного комплекса, с другой - сдерживать рост потребительских цен в условиях неурожая.

Конкурсные условия размещения государственных и муниципальных заказов стимулируют конкурентные начала предпринимательской деятельности. По мнению Анхеля Гурриа, председателя ОЭСР, правительства разных стран должны максимально использовать потенциал государственных и муниципальных закупок для реализации социально-экономических и экологических целей.

В настоящее время в большинстве стран совершенствуется организация государственных и муниципальных закупок, направленная на достижение эффекта масштаба, использование информационных технологий, прозрачность процедур размещения заказов и их исполнения. Самыми перспективными направлениями такой организации являются централизованные закупки, охватывающие большое количество государственных и муниципальных заказчиков, а также использование системы электронных аукционов.

Ограничения в использовании государственных и муниципальных заказов как метода финансового регулирования, как и в случае с субсидиями, связаны с международными соглашениями, в отдельных случаях - с объемами финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении соответствующих публично-правовых образований.

3. Бюджетные инвестиции.

Бюджетные средства являются основным источником инвестиций для реализации социальных, инфраструктурных проектов, могут выступать дополнительным источником финансирования при реализации инвестиционных проектов частным инвестором. Софинансирование инвестиционных проектов с участием бюджетных средств обеспечивает дополнительные гарантии частным инвесторам, облегчает отдельные процедуры (например, землеотвода и т.д.).

В теории государственных и муниципальных финансов бюджетные инвестиции связывают не только с доходами бюджетов, но и с заимствованиями. "Золотое правило" государственных и муниципальных заимствований гласит: заимствования необходимо привлекать не для текущих, а для капитальных расходов.

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 6, 79, 80 Бюджетного кодекса РФ.

В 2011 г. объем бюджетных инвестиций в основные средства составлял в Российской Федерации 1,6 трлн руб. (2,9% ВВП) или 18,9% общего объема инвестиций в основные средства . В составе федерального бюджета с 2006 г. создан Инвестиционный фонд РФ, средства которого направляются на финансирование инфраструктурных проектов на началах государственно-частного партнерства, с 2011 г. - Федеральный дорожный фонд, основная сумма бюджетных ассигнований которого также связана с инвестициями. Аналогичные фонды могут создаваться в составе бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Создание указанных фондов не означает их обособления на самостоятельных банковских счетах, расходы фондов осуществляются с единых счетов соответственно федерального, региональных и местных бюджетов, но неиспользованные до конца финансового года бюджетные ассигнования переходят на следующий год.

4. Социальные выплаты. Наибольший удельный вес в составе государственных и муниципальных расходов занимают социальные выплаты, они включают пенсии, пособия, компенсации , субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии на уплату страховых взносов на социальное страхование и другие выплаты населению. Наряду с прогрессивным налогообложением социальные выплаты призваны снизить разницу в уровнях доходах отдельных социальных групп, а также выровнять уровень потребления до факта утраты трудоспособности и после.

В общей сумме социальных выплат наибольший удельный вес занимают пенсии, в настоящее время появилось большое число публикаций, в которых отмечается необходимость для развитых стран проведения пенсионных реформ для достижения среднесрочной сбалансированности в сфере государственных и муниципальных финансов.

В российском бюджетном законодательстве социальные выплаты в составе расходов бюджетов бюджетной системы определяются как бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения.

Критерием эффективности социальных выплат в системе государственного финансового регулирования является снижение разрыва в доходах отдельных групп населения, а также соотношение выплат к расходам на их администрирование. Новым направлением в мире, ориентированным на сокращение административных расходов при осуществлении социальных выплат, является широкое внедрение информационных технологий и для подачи заявления о назначении социальной выплаты, и для осуществления платежей.

5. Бюджетные ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Регулирование социальных пропорций достигается помимо других методов финансового регулирования доступностью для граждан качественной медицинской помощи, образовательных услуг, услуг в области культуры и социального обслуживания. Если в нашей стране происходил переход в условиях рыночных преобразований от преимущественно бесплатных услуг в сфере образования и здравоохранения к частично платным, то в зарубежных странах, наоборот, расширялся объем бесплатной медицинской помощи, образовательных услуг.

В Российской Федерации еще со времен СССР предоставление бесплатных образовательных услуг, медицинской помощи, услуг по социальному обслуживанию обеспечивалось до 2011 г. на основе сметного финансирования государственных и муниципальных учреждений, оказывающих такие услуги. С 1993 г. источником бесплатной медицинской помощи кроме средств соответствующих бюджетов стало обязательное медицинское страхование. С началом рыночных преобразований учреждения в нашей стране получили возможность оказывать платные услуги, а в 1990-е гг. оказание платных услуг, сдача имущества в аренду обеспечивали большую часть их затрат.

В зарубежных странах публично-правовые образования для предоставления населению социальных услуг закупают эти услуги у их поставщиков, при этом поставщиками могут быть как государственные (муниципальные) учреждения, так и негосударственные организации. В рамках реализации концепции перехода в секторе государственного и муниципального управления от управления затратами к управлению результатами, с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, за которыми сохранилось право оказывать платные услуги и использовать доходы от таких услуг, были переведены на получение бюджетных ассигнований в форме субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, а также целевых субсидий и инвестиций. Размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основе произведения нормативной стоимости услуги и контингента получателей услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги, финансируются в соответствии с бюджетной сметой.

Финансовое обеспечение публично-правовыми образованиями услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной политики не только отвечает задачам социальной справедливости, но и решает задачу формирования "человеческого капитала", который в постиндустриальной экономике играет наиболее важную роль.