Источники права регулирующие хозяйственные отношения в рф. Контрольная работа: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности. Лицензирование хозяйственной деятельности

Особенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники хозяйственного права - внешняя форма выра­жения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечиваю­щая их общеобязательность и регулятивное действие.

Источники права форма выражения существования юридических норм.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

1. хозяйственное законодательство;

2. нормативные договоры;

3. судебная практика;

4. деловые обычаи;

5. юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяй­ствования.

Виды источников права:

2. Нормативный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, госу­дарств и т. д.) которые устанавливают права и обязанности как об­щие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов.

Нормативные договоры можно условно разделить на внутриго­сударственные и межгосударственные.

Внутригосударственные нормативные договора (типичные договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.);

К внутригосударственным нормативным договорам относят­ся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъяв­лении экономически сильного субъекта хозяйствования, выра­женном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоре­сурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и т.п.

Межгосударственные (международные) нормативные договора (соглашения, конвенции, пакты и др.).

Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украи­ны, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;

3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единооб­разный закон о переводном и простом векселе;

4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;

5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инве­стиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

3. Судебная практика как источник хозяйственного права

Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного пра­ва является дискуссионным. Господствующая доктрина не призна­ет судебный прецедент в качестве источника права.

Судебный прецедент - решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел.

В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязатель­ных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приве­дем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.

1.Решения Конституционного суда устраняют пробелы в праве.

Норма, которая подлежит проверке на конституционность Кон­ституционным судом Украины, является всегда конкретной нор­мой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому со­держанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, кото­рые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судеб­ную практику, обеспечивая ее одинаковость.

2.Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с при­менением процессуальных механизмов, принятых в деятельно­сти судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права.

Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот про­тив Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, ка­сающихся защиты права собственности».

3.Законодательство Украины имеет оценочные понятия и дру­гие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции.

К таким категориям относится, в частности, «публичный поря­док», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответс­твующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оце­ночных понятий становятся неотъемлемой частью правил осу­ществления хозяйственной деятельности.

4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ (Верховного суда Украины) и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей систе­мы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде слу­чаев прямо предписывает использование в процессуальной де­ятельности судебных прецедентов.

Так, в ст. 111-15 ХПК Украины одним из оснований пересмотра Верховным Судом Украины в кассационном порядке постановле­ний Высшего Хозяйственного Суда Украины называется «выявле­ние разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-право­вого акта в аналогичных делах».

6.Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающее­ся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяйствен­ного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования обще­ственного представления о реальном содержании хозяйственных правоотношений.

Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юри­дической доктрины как источника хозяйственного права. Соот­ветствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-правовой литературе.

4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой.

В ст. 7 ГК Украины дается общее легальное определение обы­чая. Под обычаем понимается правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но яв­ляется устоявшимся в определенной сфере гражданских отно­шений.

Это правила поведения, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренные законодательством:

Могут использоваться только в сфере предпринимательской деятельности;

Не должны противоречить действующему законодательству;

Должны быть широко известны сторонам в силу многократного применения;

Особенно широко применяются в международном праве.

Особенно велика роль обычаев в хозяйственном (торговом) праве.

О применении обычая в хозяйственном праве свидетельствуют специальные указания норм права типа «торговые и иные честные обычаи» (ст. 32 ХК Украины), «профессиональная этика» (ст. 38 ХК), «условия, необходимые для договоров данного вида» (ст. 180 ХК Украины), «требования, которые обычно предъявляются» (ст. 193 ХК Украины), «виды обеспечения исполнения обяза­тельств, которые обычно применяются в хозяйственном (деловом) обороте» (ст. 199), «обычный уровень качества» (ст. 268 ХК Укра­ины), «банковские обычаи» (ст. 344 ХК Украины) и т.п.

Учитывая, тот факт, что хозяйственное право в ряде случаев допускает использование норм ГК Украины для регулирования диспозитивных отношений, следует выделять случаи соответствую­щего санкционирования обычаев со стороны ГК Украины. Так, ГК Украины указывает на «обычай делового оборота» в ст.ст. 213, 526,529,538,627,630,652 и др.

Косвенно на необходимость применения обычаев в хозяйствен­ных отношениях указывают также такие оценочные понятия, как «добросовестность» (ст. 162 ХК), «своевременные меры» (ст. 211 ХК), «непреодолимая сила» (ст. 218 ХК) и др.

Обычай применяется также в тех случаях, когда необходимо определить «разумные критерии» сроков, качества, количества и других общепринятых характеристик обязанности стороны. На­пример, согласно ч. 1 ст. 298 ХК Украины коммерческий агент должен уведомлять субъекта, которого он представляет, о каждом случае его посредничества. В данном случае уведомление должно поступить в разумный срок, хотя ХК об этом прямо не говорит.

В ряде случаев ХК Украины санкционирует возможность офор­мления торговых и других честных обычаев. В частности, согласно ст. 38 ХК Украины субъекты хозяйствования при содействии за­интересованных организаций могут разрабатывать правила про­фессиональной этики в конкуренции для отдельных сфер хозяй­ствования и определенных областей экономики. Эти правила со­гласовываются с Антимонопольным комитетом Украины и могут использоваться при заключении договоров, разработке учреди­тельных и других документов субъектов хозяйствования. В ст. 7 ГК Украины также говорится о том, что обычай может быть зафик­сирован документально.

Проблемным является вопрос о юридической силе обычаев в иерархии иных источников хозяйственного права и хозяйственных договоров. Обычай применяется в большинстве стран субсидиарно , когда нет источников права более высокого порядка. ХК Украины не содержит прямых указаний на этот счет. В то же время, исходя из смысла ст.ст. 5, 7 этого Кодекса, а также руководствуясь прави­лом о субсидиарном применении к регулированию хозяйственных договоров норм ГК Украины (ч. 7 ст. 179 ХК Украины), можно сде­лать вывод о том, что обычай, противоречащий актам хозяйствен­ного законодательства или договору, в хозяйственных отношениях применяться не может (ч. 2 ст. 7 ГК Украины).

Но нередко формализованный обычай становится в один ряд с законом. Так, в ст. 265 ХК Украины говорится, что условия дого­воров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования коммерческих терминов «Инкотермс». Тем самым обычай наделяется силой нор­мативно-правового акта.

Важно учитывать, что для эффективного использования обы­чаев в судебном споре они должны быть представлены в письмен­ном виде: подтверждаться опросами общественного мнения, за­ключениями торгово-промышленных палат, кодификациями, осуществленными общественными объединениями предпринима­телей и т.п.

5. Юридическая доктрина - это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики;

Тема 5. Правовой статус предприятий

План

1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект

2. Государственные и коммунальные унитарные предприятия

3. Понятие и виды предприятий коллективной собственности

4. Частные предприятия и другие виды предприятий

5. Объединения предприятий: понятия, виды, особенности

правового положения

6. Холдинговые компании

7. Кредитные союзы

8.Торгово-промышленные палаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Господарський кодекс України: Закон України № 436-ІV вiд 16.01.2003 р.

2. Цивiльний кодекс України: Закон України № 435-IV вiд 16.01.2003 р.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся основные правовые нормы хозяйственных правоотношений.

В зависимости от юридической силы нормативных актов источники хозяйственного права разделяются на:

1. Акты федеральных органов;

2. Акты субъектов РФ;

3. Акты органов самоуправления;

4. Акты бывшего СССР;

5. Международные правовые акты.

Акты федеральных органов включают законы РФ, подзаконные федеральные акты.

В общем случае закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом РФ или его субъектом, в законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы РФ включают:

· конституцию РФ, которая обладает наивысшей юридической силой и является базой для всего законодательства;

· гражданский кодекс;

· федеральные конституционные законы - это нормативно-правовые акты, определяющие основные начала государственного и общественного строя, а также положение личности;

· федеральные законы - это нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с федеральными конституционными законами и регламентирующие отдельные сферы общественной жизни;

· акты федерального собрания - декларации, положения и постановления.

Подзаконные федеральные акты включают:

· указы и распоряжения президента;

· постановления и распоряжения правительства;

· нормативные акты министерств и ведомств.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконны субъектов РФ.

Нормативно-правовые документы местных администраций действуют на территории данного района.

После распада СССР на территории РФ продолжают действовать союзные акты, которые не противоречат российскому законодательству.

Международные правовые акты - это набор международных нормативно-правовых документов, которые имеют преимущества перед российским законодательством.

Кроме перечисленных нормативных документов источниками хозяйственного права являются обычаи делового оборота и решения Арбитражных судов.

Принципы хозяйственного права - это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для хозяйственного права характерны следующие принципы:

Принцип целенаправленности воздействия на достижения обоюдных интересов субъектов хозяйственных правоотношений;

Равноправие субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в иерархии управления;

Принцип экономической свободы и поощрения предпринимателями поведения хозяйствующих субъектов;

Принцип поощрения добросовестной конкуренции;

Принцип защиты от монополизма;

Принцип комплексного воздействия со стороны государства на хозяйственные отношения;

Принцип законности.

В рыночных условиях оценку законности определяет достижение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов без нарушения законодательства.

Правовая система включает в себя отдельные отрасли права: хозяйственное, административное и т.д. Эти отрасли права являются основными элементами правовой системы. Они являются самостоятельными подразделениями правовой системы и состоят из правовых норм, регулирующих качественно-специфический вид общественных отношений, то есть правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в предпринимательской деятельности, образуют отрасль хозяйственного права. В свою очередь отрасли права подразделяются на правовые институты, т.е. обособленные комплексы правовых норм, регулирующие отношения конкретного вида.

Ограничение хозяйственного права от других отраслей права осуществляется при сравнении предмета хозяйственного права с предметами правового регулирования смежных отраслей. В основном область хозяйственного права - воспроизводственные отношения в экономике.

Однако, не все аспекты воспроизводственных отношений регулируются только хозяйственным правом. Например, потребление производственного продукта, который является составной частью воспроизводственного процесса, регулируется рамками гражданского права, т.е. в реальной жизни различные отрасли права взаимосвязаны друг с другом.

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать законы, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышленных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об инвестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее -- Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее--Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее -- Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее - Закон о биржах) и др.;

  • - законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.
  • 4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Президентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

  • 5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
  • 6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.
  • 7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.
  • 8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
  • 9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
  • 10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двух - сторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и много - сторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

хозяйственный право лицензирование закон


План:

    Источники (формы) хозяйственного права:

    1. Нормативно-правовой акт

      Правовой обычай

      Юридический прецедент

      Нормативный договор

      Юридическая доктрина

    История становления и развития хозяйственного права:

    1. Развитие хозяйственного права в ХХ веке

      Становление нового хозяйственного законодательства

    Соотношение Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины

Источники хозяйственного права

Характеристика источников хозяйственного права в юридической литературе представлена преимущественно анализом хозяйственного законодательства, что обедняет само понятие источника и ограничивает его разновидности лишь актами правотворческой деятельности государства. Субъекты хозяйствования осуществляют свои права и обязанности в соответствии с нормами, содержащимися в нормативно-правовых актах, а также с иными нормами, относящимися, в частности, к обычаям делового оборота, торговым обыкновениям, нормативным договорам, в том числе международным соглашениям и т. д. Все эти нормы участвуют в правовом регулировании хозяйственных отношений, на их основе осуществляется оценка поведения хозяйствующих субъектов как правомерного или неправомерного. В связи с этим необходимо дать определение общего понятия источника хозяйственного права и видов источников.

В общеправовом смысле термин «источник права» логически соединяется с понятием «форма права», поскольку речь идет как о внешнем облике правовых предписаний, так и о внутренней организации их содержания. При этом право в самом общем виде характеризуется нормативной формой, но эта нормативность имеет различные способы внешнего выражения. Форма в праве выражает систему относительно устойчивых связей всех элементов его содержания и структуру этого содержания. При этом форма, представляя структуру содержания, сливается с ним, означая способ его построения как общий принцип внутренней связи элементов, образующих это содержание. Такой характер соотношения формы и содержания отмечается во многих философских трудах, в частности Г. Гегелем.

Для обозначения способов выражения правил поведения, придания этим правилам качества юридических норм традиционно используется термин «источник права», указывающий на внешнее оформление и внутреннюю организацию содержания права. При этом применяется, как правило, двойная терминология: «источник (форма) права», ориентирующая на своеобразие внешнего оформления права и возможность извлечения соответствующих правил из его содержания.

Общеправовой подход к пониманию источника права в полной мере соотносим с хозяйственно-правовой теорией и практикой хозяйствования. Хозяйственные правоотношения - это реальность общего понятия правоотношения, а источники хозяйственного права - это конкретика общего учения об источниках права.

Однако, вряд ли обоснованно определять источники права как объективированные в документальном виде акты, документальные способы выражения и закрепления норм права. Такое понимание источников исключает из их числа правовые обычаи, которые существуют, как правило, в устной форме.

Как специальный юридический термин «источник (форма) права» означает комплексное правовое понятие, выражающее как определенный способ формирования права, так и основание для признания соответствующих правил поведения юридическими нормами.

Источник хозяйственного права как разновидность общего понятия источника права может быть определен как официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве хозяйственно-правовых норм.

Классификация источников хозяйственного права возможна на основании своеобразия способа выражения (формирования) права. Согласно этому критерию выделяются следующие виды источников хозяйственного права:

1) нормативно-правовой акт;

2) правовой обычай;

3) юридический прецедент;

4) нормативный договор;

5) юридическая доктрина.

Нормативно-правовой акт - весьма авторитетный и распространенный источник хозяйственного права. Представляет собой официально принятый компетентными органами (прежде всего законодательной и исполнительной властью) правотворческий документ, посредством которого, во-первых, в систему хозяйственного права (законодательства) вводятся (изменяются и т. д.) хозяйственно-правовые нормы, во-вторых, который содержит сами эти нормы. Система нормативно-правовых актов составляет систему законодательства.

Среди законов (и всех других источников права) ведущее место занимает Конституция государства, которая устанавливает общие и отраслевые принципы регулирования хозяйственных отношений, гарантии осуществления хозяйственной (предпринимательской деятельности(например, равенство форм собственности, запрещение монополизации экономической деятельности и недобросовестной конкуренции и др.). Особое значение в регулировании хозяйственных отношений имеет единый кодифицированный акт - Хозяйственный (Предпринимательский, Коммерческий, Торговый и т. д.) кодекс государства. Такие кодексы приняты и Действуют во многих зарубежных странах, в частности в Японии - Торговый и Хозяйственный кодексы, во Франции - Коммерческий, Германии - Торговый, США - Единый коммерческий кодекс США и т. д. При этом задачей юридической науки и практики в романо-германской правовой семье является «превращение» торгового права в хозяйственное, поскольку первое оставляет без внимания целый ряд существенных для хозяйственной деятельности вопросов.

В Гражданском кодексе РФ, включающем значительное число хозяйственно-правовых норм, также наблюдается, как отмечается в литературе, явное предметное несоответствие. Гражданский кодекс лишь создает видимость правового регулирования хозяйственной деятельности, поскольку гражданское законодательство лишено инструментов, обеспечивающих регулирование отношений между хозяйствующими субъектами (в частности, предпринимателями) и государством, обществом в целом. Претендуя на регулирование предпринимательской деятельности, гражданское право (законодательство) теряет специфику своего предмета и искусственно расширяет пределы, превращаясь в конгломерат юридических норм. Изложенное в полной мере относится к проекту Гражданского кодекса Украины.

Хозяйственно-правовое регулирование осуществляется (кроме норм кодификационных актов) также нормами законов, посвященных отдельным направлениям, видам и т. д. хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения регулируются также нормами, которые содержатся в подзаконных нормативно-правовых актах, принимаемых главой государства (президентом). Кабинетом Министров, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Нормативно-правовое акты (прежде всего законы) занимают значительное место среди источников права и в правовой семье общего права. В Великобритании закон (статутное право) приближается в своем значении к прецеденту, в США равенство закона и прецедента уже достигнуто (по ряду позиций закон даже возвышается, в смысле авторитета, над прецедентом, примером тому может служить Единый коммерческий кодекс США).

Значителен авторитет закона как источника права (особенно в публично-правовой сфере) и в религиозно-традиционной правовой семье. Так, преобладающий почти до конца XIX в. религиозно-традиционный оттенок неписаного японского права (в стране даже не было юристов) сменился основательной кодификацией законодательства, хозяйственные отношения стали предметом регулирования Торгового, а затем и Хозяйственного кодексов.

Нормативно-правовой акт приобретает силу источника права согласно определенным правилам введения его в действие: 1) со дня принятия; 2) со дня официального опубликования; 3) по истечении 10 дней со дня официального опубликования; 4) с даты, указанной в самом акте (все правила установлены для закона, 1 и 4 - для подзаконных актов). Прекращается действие нормативно-правового акта также в определенном порядке: 1) юридическая отмена (в новом акте, посвященном тем же вопросам, или в специальном акте - перечне отменяемых актов, последнее характерно для подзаконного акта); 2) фактическая отмена (содержание нового акта по смыслу означает отмену предыдущего); 3) истечение сроков, обстоятельств и т. д., в связи с которыми был принят акт.

В сфере хозяйственно-правового регулирования особенно важна четкость решения названных вопросов, пределы действия нормативно-правового акта во времени (а также в пространстве и по кругу лиц).

Нормативно-правовой акт является основным источником и в правовой системе Украины. В то же время соотношение закона и подзаконного акта как источников права в Украине таково, что вряд ли можно считать свершившимся фактом обеспечение верховенства закона. Достаточно вспомнить фактическое значение ведомственных (подзаконных) актов, например, в сфере налоговой деятельности, когда новый (или изменяемый) закон приобретает реальное действие лишь после принятия ГНАУ соответствующей ведомственной инструкции (нередко весьма своеобразно толкующей закон) и т. д. Подобные факты много раз обсуждались в печати, с ними неоднократно сталкивались на практике юристы и экономисты, однако положение дел пока не изменилось. Осложняет правовое регулирование хозяйственных отношений отсутствие единого кодифицированного акта, поскольку реализация хозяйственно-правовых норм в такой ситуации часто сопряжена с поиском необходимых норм в нормативно-правовых актах, содержащих нормы различной отраслевой принадлежности.

Правовой обычай как источник права представляет собой исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным принуждением. Обычай является исторически первым источником права, который длительное время существовал я устной форме. С течением времени наиболее распространенные обычные нормы периодически объединялись и издавались в виде сборников. Это, в частности, относится к торговому обычаю. Еще во времена Римской империи обычное право регулировало большинство торговых сделок, к которым относились аренда, продажа, товарищество, агентские соглашения, перевозка товаров и т. д. Обычаи, регулировавшие коммерческую деятельность купцов, время от времени собирались и распространялись. В качестве примера можно назвать сборник торговых обычаев моря «Амальфитанская таблица», авторитет которой в XI-XII вв. был признан всеми городами-республиками Италии. К этому же времени относятся многочисленные обычаи, которые регулировали коммерческую деятельность, связанную с организацией и проведением ярмарок (включая международные). Торговые обычаи регулировали отношения купцов на ярмарках, рынках, в портах и городах, а также служили основой для осуществления коммерческой юрисдикции (непрофессиональные торговые суды с участием юристов-профессионалов).

Обычай как источник хозяйственного права сохраняет свои первоначальные форму и содержание и в этом смысле отличается от обычая, не ставшего источником, только тем, что правовой обычай обеспечивается силой государственного принуждения. При этом определение обычая как источника права обусловлено указанием на его действие (отсылкой к нему) в соответствующих нормативно-правовых актах или ориентацией на него в принятии решений судебной практики. Воспроизведение содержания обычая в нормативно-правовом акте означает прекращение его действия в качестве самостоятельного источника и появление нового источника - нормативно-правового акта.

Признание обычая источником права может быть свидетельством законодательного пробела или, напротив, эффективности регулирования на основании привычных (естественно сложившихся) правил. Становление обычая как источника права связано с продолжительным и единообразным следованием определенным правилам, распространенностью соответствующего фактического поведения, его разумностью. Процесс формирования обычая, в отличие от нормативно-правового акта, движется не «сверху», а «снизу».

В современном праве обычай как источник - достаточно редкое явление. Применительно к хозяйственной деятельности можно отметить действие обычаев, например, в торговле лесом, когда убытки, возникающие при распиливании бревен, принято относить на счет покупателя. В торговом праве Франции действуют обычаи, связанные коммерческими отношениями издательств и типографий. Суд оценивает эти обычаи, дает им толкование, определяет их содержание или сферу применения. Обычаи действуют также в морском праве (перевозки продукции, товаров, коммерческое обслуживание судов в заграничном плавании), при заключении международных сделок (например, обычай, по которому нарушение формы внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела). Выделяют, кроме того, обычаи «делового оборота» (например, общепринятая процедура ведения коммерческих переговоров по поводу возможного заключения хозяйственных - договоров), деловые обыкновения (их значение преимущественно организационно-техническое: так, представитель всякой коммерческой фирмы начинает переговоры, обсуждение и т. д. с представления своей фирмы и себя как ее уполномоченного).

Источники хозяйственного (предпринимательского) права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

Конституция РФ - основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;

кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, а также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;

федеральные конституционные законы, называемые иногда также органическими. Они представляют собой нормативные правовые акты высшей юридической силы, принимаемые в особом порядке по сравнению с федеральными законами. Они обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

федеральные законы - нормативные правовые акты высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащие первичные нормы права, принятые в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон - продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;

указы Президента РФ - нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

постановления Правительства РФ - нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;

нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, - Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Центрального банка РФ и др.;

акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Этот Суд занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция Суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заслуживают внимания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц», от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» и др.

В связи с вступлением Российской Федерации 1 сентября 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам. Во-первых, это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору. Во-вторых, это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота. В-третьих, это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай хозяйственного оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.