Развитие экономики минэкономразвития. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия Распоряжение от 28 февраля 2019 года №342-р. В действующем законодательстве в области технического регулирования отсутствуют механизмы признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, что затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции. Предлагаемые законопроектом новеллы будут способствовать предотвращению незаконного обращения продукции, обеспечению защиты потребительского рынка от возможного ущерба людям, связанного с приобретением фальсифицированной продукции.25 февраля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о правовом регулировании вопросов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия В действующем законодательстве в области технического регулирования отсутствуют механизмы признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, что затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции. Предлагаемые законопроектом новеллы будут способствовать предотвращению незаконного обращения продукции, обеспечению защиты потребительского рынка от возможного ущерба людям, связанного с приобретением фальсифицированной продукции.
18 февраля 2019 , Внутренний и въездной туризм О порядке классификации гостиниц Постановление от 16 февраля 2019 года №158. Основная цель классификации гостиниц – предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц установленной системе классификации. Гостиницы будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звёзд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звёзд». Введение обязательной классификации гостиниц будет способствовать увеличению туристского потока и развитию внутреннего и въездного туризма за счёт повышения конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Катайск» (Курганская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №119. Создание ТОР «Катайск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ясный» (Оренбургская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №120. Создание ТОР «Ясный» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Белорецк» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №121. Создание ТОР «Белорецк» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Костомукша» (Республика Карелия) Постановление от 12 февраля 2019 года №122. Создание ТОР «Костомукша» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Менделеевск» (Республика Татарстан) Постановление от 12 февраля 2019 года №123. Создание ТОР «Менделеевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Володарск» (Нижегородская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №124. Создание ТОР «Володарск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Чапаевск» (Самарская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №126. Создание ТОР «Чапаевск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Глазов» (Удмуртская Республика) Постановление от 12 февраля 2019 года №125. Создание ТОР «Глазов» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Благовещенск» (Республика Башкортостан) Постановление от 12 февраля 2019 года №127. Создание ТОР «Благовещенск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.
Постановление от 12 февраля 2019 года №129. Создание ТОР «Нефтекамск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоуральск» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №130. Создание ТОР «Новоуральск» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.
15 февраля 2019 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Лесной» (Свердловская область) Постановление от 12 февраля 2019 года №131. Создание ТОР «Лесной» будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию города, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению кадрового потенциала, созданию гражданских производств на основе инновационных разработок предприятий атомной отрасли, привлечению инвестиций.
1Министр Экономики РФ.
Экономическая ситуация в стране зависит от того, насколько эффективную деятельность будет вести государство. Вопросами экономики, ее развития, оценкой инвестиционных проектов, модернизацией и проч. занимается министерство экономического развития. Во главе его стоит Министр Экономики. Он утверждается Правительством страны по указу Президента на основании рекомендации председателя Правительства. После согласования новоиспеченный Министр вступает в должность и начинает исполнять свои обязанности. Рассмотрим подробнее, кто такой министр экономики, кто им является в настоящее время, каковы его обязанности, чем занимается и за что отвечает?
Министр экономики.
Министр экономики возглавляет министерство экономразвития – федеральный исполнительный орган власти РФ, который занимается разработкой стратегии экономического развития, внешнеэкономической работы страны, торговли с другими государствами.
История Минэкономразвития началась в 2008 году. До этого ему предшествовали другие органы, отвечающие за экономику страны. За время своей работы Министерство возглавляли многие известные политики. Так, с мая 2000 г. – по сентябрь 2007 года главой Минэкономразвития был Г.О.Греф. С сентября 2007 года – по мая 2012 год – Э.С.Набиуллина. С мая 2012 г. – по июнь 2013 г. – А.Р. Белоусов. С июня 2013 г. – по настоящий момент – Улюкаев Алексей Валентинович.
Министр экономики назначает заместителей, которые отвечают за работу 26 ведомств, находящихся в подчинении министерства, таких как Росимущество, Роспатент, Росреестр, Росстат, Министерство Юстиции, ФТС и др
А.В.Улюкаев родился в Москве 23 марта 1956 г. Он окончил МГУ по специальности экономиста, аспирантуру, получил звание доктора эконом.наук и звание доктора экономики французского университета в Гренобле. Работал советником по экономическим вопросам при правительстве, помощником зам. председателя правительства, замом министра финансов, зам.председателя ЦБ РФ. Любит сочинять стихи (издал сборник «Отсвет и огонь»), имеет трех детей, написал несколько научных трудов по экономическому развитию страны, имеет множество государственных наград.
Обязанности министра финансов.
Перечень обязанностей довольно широкий. Он занимается:
- руководством работы своего ведомства,
- издает распорядительные документы и приказы,
- дилегирует обязанности между своими замами,
- определяет уровень ответственность руководителей подконтрольных ему структур,
- вносит предложения по назначению или снятию с должности сотрудников министерства,
- решает вопросы о прохождении госслужбы в госорганах страны,
- согласовывает штатное расписание и зарплатный фонд сотрудников министерства,
- подписывает бюджет расходов на содержание подконтрольного аппарата,
- награждает отличившихся работников,
- является членом коллегии Минэкономики для рассмотрения важнейших вопросов и проблем экономическо-социальной политики, кадровых перестановок, внутристрановой торговли.
Министр также участвует в решении экономических вопросов, регулирует отношения субъектов страны и государства на международном уровне. К его задачам относится:
- Анализ и прогноз социально-экономического развития страны.
- Развитие бизнес-среды и предпринимательства (МСБ).
- Осуществление госконтроля и муниципального надзора за юридическими лицами.
- Лицензирование центров для подтверждения соответствия и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
- Регулирование макроэкономики: экономических циклы, рост, уровень безработицы, уровень цен, денежное обращение, торговый баланс страны и др.
- Лоббирование антикоррупционной политики.
- Контроля за экспортными и импортными операциями.
- Проведение конкурсов на поставку товаров и услуг для госнужд.
- Разработка решений по стабильному развитию РФ и ее внешнеэкономическим взаимодействиям.
- Проведение анализа положения страны на основе методов регулирования экономическо-социальной области.
- Подготовка обоснования госнужд, связанных с обороноспособностью и госбезопасностью страны.
- Формирование инвестиционной политики РФ.
- Создание комплекса мер по оптимизации присутствия государства в экономической деятельности.
- Участие в реализации мероприятий по формированию безопасности страны, исключению экономических угроз извне, защита интересов РФ, участников ВЭД, производителей и покупателей товаров и услуг.
- Проведение политики в области внутристрановой торговли, области услуг и местного рынка.
- Создание благоприятных условий для вывода местных товаров на мировой рынок и вливание страны в межстрановую торговлю.
- Создание благоприятной атмосферы по привлечению зарубежных инвестиций.
- Разработка мер по регулированию валютно-кредитных отношений с другими странами.
- Формирование союзной политики и отношений, зоны «Free sale», одного торгового пространства в странах СНГ, Таможенного союза,
- Контроль за поступлением на счета иностранной валюты по внешнеторговым операциям.
- Защита населения в чрезвычайных ситуациях в рамках своей компетенции.
- Составление прогнозов развития отраслей экономики на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу.
- Подготовка отчетов и докладов об экономическом состоянии страны, ее субъектов и в отношении иных государств.
- Разработка мер по устранению диспропорций экономики.
- Поиск путей оптимального развития приоритетных отраслей и преобразования институтов экономики.
- Создание проектов законодательных актов или норм и внесение их на рассмотрение в Правительство РФ.
- Разработка сводного баланса по стране и субъектам, а также бюджета их развития и др.
Таким образом, роль Министра экономики и Минэкономразвития в деятельности страны велика. При грамотном подходе она способна повлиять на благосостояние и финансовую стабильность государства как внутри страны, так и на международном уровне.
Министерство, отвечающее за экономическое развитие страны, по определению должно быть инициатором и главным проводником новых идей и реформ. Однако в условиях дефицитного бюджета постоянно сокращается поток инвестиций в экономику. Новый министр утверждает, что для повышения ВВП достаточно эффективно использовать имеющиеся средства.
Министерство экономического развития (МЭР) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное административно-правовое регулирование в экономической сфере.
Министерство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов через выработку нормативных актов, мониторинг и контроль, ведение регистров учета. Также в его функции входит планирование всей экономики в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса. Вышестоящий орган — Правительство Российской Федерации, министр экономического развития назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.
Коротко об истории создания
После образования РСФСР в 1991 году было впервые создано федеральное Министерство экономики, на которое были возложены функции по государственному регулированию хозяйственного развития страны. В советский период этим занимался Госплан. В мае 2000 года оно было переименовано в Минэкономразвития и торговли. Ему были переданы функции по делам СНГ, операции по валютному и экспортному контролю . В 2008 году, торговля была выведена из ведомства (кроме международной). Министерство экономического развития, его задачи и функции определились в том виде, какой сохраняется до сегодняшнего дня.
Первым министром ведомства стал Герман Греф, которого в 2007 году сменила Эльвира Набиуллина, занимавшая до этого пост заместителя министра (рис. 1). С 30 ноября 2016 года его руководитель — Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов.
Структура и подведомственные службы
В составе Министерства 29 департаментов, оно регулирует деятельность более 50 направлений экономической жизни (рис. 2).
В его компетенцию входят:
- Сектор реальной экономики : промышленный, строительный, агрокомплексы и обслуживающие их отрасли. Его субъекты — предприниматели, организации, и их производственно-хозяйственная деятельность.
- Финансовый рынок: банковская, страховая, аудиторская, оценочная, инвестиционная деятельность кредитных и финансовых организаций.
- Рынок ценных бумаг: профессиональная предпринимательская деятельность, связанная с акциями, облигациями и другими ценными бумагами. К ней относятся брокерская, дилерская, депозитарная, клиринговая и другие разновидности.
Кроме того, у него в подчинении 4 федеральные агентства, осуществляющие разрешительные и регистрационные функции (рис. 3).
Росимущество:
- ведет учет государственного недвижимого имущества;
- организует продажу госсобственности (приватизация);
- осуществляет права акционера в банках с госучастием;
Росреестр:
- проводит кадастровую оценку недвижимых объектов;
- ведет государственный кадастр недвижимости (ГКН);
- регистрирует права собственности на недвижимые объекты;
- ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП).
Росаккредитация:
- проводит аккредитацию организаций и ИП, выдает свидетельства;
- выдает бланки соответствия на продукцию, подлежащую сертификации;
- ведет реестр выданных деклараций о соответствии продукции.
Роспатент:
- регистрирует изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и выдает патенты;
- ведет государственный реестр объектов, на которые зарегистрированы исключительные права.
В ноябре 2016 года Указом Президента из подчинения Минэкономразвития было выведено Федеральное агентство по государственным резервам (Госрезерв). В структуре МЭР оно находилось с 2004 года, а теперь перешло непосредственно в ведение Правительства РФ.
Задачи и деятельность Министерства
Главные задачи Министерства экономического развития:
- обеспечение стабильности российской экономики,
- ее устойчивости в долгосрочной перспективе,
- снижение зависимости от внешней конъюнктуры.
Таким образом, оно призвано выступать главным идеологом всех экономических реформ. В истории России такой период отмечается лишь однажды — во время руководства Германа Грефа, когда ВВП увеличивался на 7,5% в год. Экономисты связывают успех с его эффективной работой в связке с Алексеем Кудриным (Минфин). И в то же время, не стоит забывать, что это был период высоких цен на нефть.
МЭР ежемесячно представляет в Правительство отчет о текущей ситуации в экономике, и данные по состоянию на ноябрь 2016 года выглядят неутешительно (табл. 1). Однако в целом рецессивное падение по отношению к 2015 замедлилось, то есть отмечается положительная динамика ВВП (рис. 3).
Экономический показатель | ||||
---|---|---|---|---|
Средняя цена за нефть (доллар/баррель) | ||||
Инфляция на конец периода | ||||
Промышленность | ||||
Сельское хозяйство | ||||
Обрабатывающие отрасли | ||||
Строительство | ||||
Объем услуг населению | ||||
Оборот розничной торговли |
По мнению многих экономистов за последние годы роль и авторитет МЭР существенно снизились. Развитие экономики всегда требует инвестиций, а начиная с 2012 года, дефицит государственного бюджета ежегодно увеличивается. Соответственно, урезается финансирование многих целевых инвестиционных программ. Стремление Минфина сохранить оставшиеся резервы и макроэкономическую стабильность перевешивает чашу весов за счет снижения темпов экономического роста. Так, при верстке бюджета на 3-летний период Минэкономразвития трижды пересчитывало прогнозные показатели для того, чтобы «загнать» их в рамки выделенного финансирования. На этой почве в течение нескольких последних лет между двумя ведомствами возникает конфронтация.
Новый министр и старые задачи
В ноябре 2016 на должность министра экономического развития назначен Максим Орешкин. Он убежденный сторонник бюджетного правила , и считает, что увеличение инвестиций в экономику само по себе не приводит к росту ВВП. Эксперты прогнозируют два варианта развития событий. Либо на посту министра экономики его позиция изменится, либо МЭР окончательно утратит свои позиции.
Однако Правительство и Президент, назначая бывшего замминистра финансов руководить экономикой, ожидают от него нового эффективного подхода к решению задач макроэкономического развития. Они перед ним уже поставлены.
- Вернуть Министерству главную роль в составлении макроэкономических прогнозов, так как по факту эти вопросы сейчас решают Минфин и ЦБ.
- Сосредоточить усилия на поддержке эффективных отраслей промышленности, и сократить инвестиции в убыточные.
- Усилить влияние на региональные власти с целью переориентировать их на поддержку предпринимательства.
- Создать инструменты активизации торговых представительств за рубежом с целью расширения экспорта, и продвижения российских товаров.
- Провести реформирование налоговой системы в ближайшие 2 года.
- Прекратить споры с Минфином по поводу федеральных целевых и инвестиционных программ, законодательно оформив последние как инструмент бюджетного механизма.
Каким станет Министерство экономического развития, и как это повлияет на будущее страны — покажет время. Интересно, что не оправдались прогнозы некоторых политиков и экономистов об объединении двух министерств. Такое в истории уже было — недолгий период в 1991 - 1992 годах. Однако многие из них все же считают, что тесная «кооперация» МЭР и Минфина служит началом периода длительного застоя в экономике.