Право общедолевой собственности можно ли. Общая долевая собственность. Право общей долевой собственности. С какой площади дома рассчитывается доля собственнику

Задача государственного экологического контроля - провер­ка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды всеми государственными органами, предприятиями, орга­низациями и гражданами, которым такие требования адресова­ны. Государственный контроль носит, таким образом, надведом-ственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осу­ществляемый в рамках экологической функции государства, го­сударственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально госу­дарственный экологический контроль более других видов контро­ля может влиять на процесс исполнения экологических требова­ний, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать

к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостанов­ление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постанов­ка вопроса о привлечении к уголовной или административной от­ветственности, возмещении экологического вреда или примене­нии мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задача предупредительного контроля - недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий го­сударственный экологический контроль осуществляется специ­ально уполномоченными органами на стадии эксплуатации пред­приятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного уп­равления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный эко­логический контроль можно подразделить на общий и специаль­ный. Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной ком­петенции. Подразделение государственного экологического кон­троля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.



Государственный экологический контроль проводится на ос­нове определенных принципов. Главные из них:

Открытость и доступность для юридических лиц, индивиду­альных предпринимателей и иных субъектов-природопользовате-лей нормативных правовых актов, устанавливающих обязатель­ные экологические требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Законность. Данный принцип проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишь уполномоченные органы в преде­лах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами;

Периодичность и оперативность проведения мероприятий по контролю, предусматривающих полное и максимально бы­строе проведение их в установленные сроки;

Объективность, которая основывается на достоверных и полных данных о деятельности контролируемого объекта;

Разделение хозяйственных и контрольных функций. Дан­ный принцип характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Носивший ранее в основном доктринальный характер, в настоящее время он закреплен в ст. 65 Закона об охране окружающей среды. Его суть заключается в том, что функция проведения специального госу­дарственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы;

Возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), нару­шающих порядок проведения мероприятий по контролю, опреде­ленный законодательством.



Правовые основы организации и осуществления государствен­ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за­конами, регулирующими статус Президента России, Правитель­ства РФ и правительств субъектов Федерации, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов. К основным актам относятся Законы об охране окружаю­щей среды (ст. 64-66), о недрах (ст. 37), о животном мире (ст. 16) и об охране атмосферного воздуха (ст. 24), Земельный ко­декс РФ (ст. 71), Водный кодекс РФ (ст. 81), Лесной кодекс РФ (ст. 76). В соответствии с названными законами Правительство РФ утвердило ряд положений об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной отдельных природных ре­сурсов (см. приложение 1).

Государственный контроль в сфере взаимодействия общества и природы регулируется также законом общего характера - Фе­деральным законом от 8 августа 2001 г. «О защите прав юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе­нии государственного контроля (надзора)» 1 . Хотя этот Закон, судя по названию, регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при про­ведении государственного контроля (надзора), он предусматрива­ет ряд существенных положений по организации и проведению контроля, важных для эффективной реализации этой важнейшей функции государственного управления.

2. Государственный экологический контроль

Как предусматривает ст. 1 данного Федерального закона, он не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении ко­торых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей по их инициативе. В контексте За­кона мероприятие по контролю - совокупность действий долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. Очевидно, во-первых, то, что применительно к госу­дарственному экологическому контролю взаимодействие с юри­дическими лицами или индивидуальными предпринимателями необходимо и полезно для обеих сторон, во-вторых - к назван­ным субъектам как природопользователям относится ряд обяза­тельных экологических требований.

2.1. Государственный общий экологический контроль

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Правительством РФ, правительствами (ад­министрацией) субъектов РФ.

Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регламентируются Консти­туцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного -через подразделения его администрации. Непосредственный кон­троль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председате­ля Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей феде­ральных служб.

Президентский контроль реализуется через Контрольное уп­равление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президен­та РФ в субъектах Федерации.

Государственный общий экологический контроль осуществля­ют также органы исполнительной власти общей компетенции -

XVI. Правовые основы экологического контроля

Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический контроль проводится ими путем за­слушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководите­лей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в дан­ной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Федерации, указам Президента РФ, постановлениям правительств.

Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют контроль за использованием природных ресурсов и охраной окру­жающей среды, радиационным состоянием территорий, соблюде­нием утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

2.2. Государственный специальный экологический контроль

Государственный специальный экологический контроль про­водится преимущественно органами надведомственной компетен­ции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятель­ность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутст­вует организационная подчиненность.

Общие положения о государственном экологическом контроле установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 65, 66).

Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о порядке осуществления государственного контро­ля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров РФ от 23 де­кабря 1993 г. (с изм. и доп.); Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использо­ванием и охраной недр, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 2 февраля 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях ре­жимных военных и оборонных объектов, утвержденным поста-

2. Государственный экологический контроль

новлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 16 июня 1997 г.; Положением о государствен­ном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Важные положения, касающиеся организации и проведения ме­роприятий по контролю, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственно­го надведомственного экологического контроля, широк. В систе­му таких органов входят как специально уполномоченные госу­дарственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные зада­чи в данной сфере, включая:

Министерство природных ресурсов РФ;

Федеральную службу земельного кадастра России;

Государственный комитет РФ по рыболовству;

Иные министерства и ведомства РФ (Министерство сельско­го хозяйства РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федераль­ный горный и промышленный надзор России, Федеральный над­зор России по ядерной и радиационной безопасности и др. (см. разд. VIII «Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды»).

Специально уполномоченные органы проводят государствен­ный экологический контроль в форме предупредительного и теку­щего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой дея­тельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими за­ключений на проекты решений. Так, в соответствии с Лесным ко­дексом РФ места строительства объектов, влияющих на состоя­ние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим терри­ториальным органом федерального органа управления лесным хо­зяйством с обязательным проведением государственной экологи­ческой экспертизы.

Текущий государственный экологический контроль осущест­вляется специально уполномоченными органами на стадии экс-

XVI. Правовые основы экологического контроля

плуатации предприятий и иных экологически значимых объек­тов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на орга­ны государственного"экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля ин­спектора в пределах своей компетенции имеют право:

" посещать в целях проверки организации, объекты хозяйст­венной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборон­ные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с до­кументами и иными необходимыми для осуществления государ­ственного экологического контроля материалами;

Проверять соблюдение нормативов, государственных стан­дартов и иных нормативных документов в области охраны окру­жающей среды, работу очистных сооружений и других обезвре­живающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

Проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

Проверять выполнение требований, указанных в заключе­нии государственной экологической экспертизы, и вносить пред­ложения о ее проведении;

Предъявлять требования и выдавать предписания юриди­ческим и физическим лицам об устранении нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды и нарушений при­родоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

Приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законода­тельства в области охраны окружающей среды;

Привлекать к административной ответственности лиц, до­пустивших нарушение законодательства в области охраны окру­жающей среды;

Осуществлять иные определенные законодательством пол­номочия.

Некоторые существенные полномочия государственных ин­спекторов по охране природы законодательством установлены

2. Государственный экологический контроль

применительно к иным сферам. Так, согласно Закону об охране атмосферного воздуха они вправе аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавли­вать действие таких разрешений на определенный срок, если ус­ловия разрешений не соблюдаются; давать предписания, обяза­тельные для физических и юридических лиц, об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государст­венные инспектора по охране природы и использованию при­родных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов эко­логического права Законом о защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей установлены требования о по­рядке проведения контроля. В частности, для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ). В нем указываются лицо (лица), уполно­моченное на проведение контроля и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые осно­вания проведения контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе). Его продол­жительность не должна превышать один месяц. В исключитель­ных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями обязательных экологических тре­бований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каж­дым органом государственного контроля (надзора) плановое меро­приятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланово­го контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контро­ля исполнения предписаний об устранении выявленных наруше­ний в деятельности юридического лица или индивидуального

XVI. Правовые основы экологического контроля

предпринимателя, обнаруженных в результате планового конт­роля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

Получения информации от юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей, органов государственной власти о воз­никновении аварийных ситуаций, об изменениях или о наруше­ниях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно при­чинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и иму­ществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей;

Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загряз­нения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридичес­ких лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юри­дических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, свя­занные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии при­знаков таких нарушений.

При этом решение органа государственного контроля (надзо­ра) о проведении внепланового контроля должно быть мотивиро­ванным.

Экологическим законодательством установлены некоторые особенности проведения государственного экологического кон­троля. О некоторых из них выше уже говорилось.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственно­го контроля (надзора) не вправе:

Проверять выполнение обязательных требований, не отно­сящихся к компетенции органа государственного контроля (над­зора);

Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении контроля должностных лиц или работников проверя­емых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

Требовать представление документов, информации, образ­цов (проб) продукции, если они не являются объектами меро-

2. Государственный экологический контроль

приятии по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

Требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в ко­личестве, превышающем нормы, установленные государственны­ми стандартами или иными нормативными документами;

Распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприя­тий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством РФ;

Превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Законом предусмотрены требования по оформлению результа­тов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установ­ленной формы в двух экземплярах. Помимо таких данных, как дата, время и место составления акта; наименование органа госу­дарственного контроля (надзора); фамилия и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; дата проведения контроля, в нем указываются: сведения о результатах мероприя­тия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за эти нарушения; сведения об ознакомлении или об отказе в озна­комлении с актом представителя юридического лица или индиви­дуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продук­ции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (за­ключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контро­ля (надзора), работников, на которых возлагается ответствен­ность за нарушения обязательных требований, и другие докумен­ты или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руко­водителю юридического лица или его заместителю и индивиду­альному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

XVI. Правовые основы экологического контроля

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет протокол в по­рядке, установленном законодательством РФ об административ­ных правонарушениях, и дает предписания об устранении выяв­ленных нарушений.

При выявлении в результате проведения мероприятия по кон­тролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных экологических требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательст­вом РФ, обязаны принять меры по устранению выявленных нару­шений, их предупреждению, предотвращению возможного при­чинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде или имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших на­рушения, к ответственности.

В случае, если при проведении контроля будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здо­ровью, окружающей среде или имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к не­допущению причинения вреда, в том числе путем приостановле­ния производства (реализации, выполнения) товара (работы, ус­луги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

При этом орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на прове­дение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате кото­рых выявлены нарушения обязательных требований.

Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены конкретные обязанности долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. 11). В частности, они обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предуп­реждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

Соблюдать законодательство РФ, права и законные интере­сы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3. Ведомственный и производственный экологический контроль

Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служеб­ных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

Не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведе­нии контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении контроля, относящуюся к пред­мету проверки необходимую информацию;

Знакомить должностных лиц юридического лица или инди­видуального предпринимателя либо их представителей с резуль­татами контроля;

При определении мер, принимаемых по фактам выявлен­ных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граж­дан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Некоторые из этих обязанностей предусмотрены также в ст. 66 Закона об охране окружающей среды.

Реализация изложенных положений позволяет органам госу­дарственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности осуществлять данную функцию государственного управления.

3. Ведомственный и производственный экологический

контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заклю­чается в основном в обеспечении центральными органами ис­полнительной власти РФ и субъектов Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Та­кими объектами являются государственные учреждения, орга­низации и предприятия, находящиеся в подчинении вышесто­ящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный

XVI. Правовые основы экологического контроля

контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного эколо­гического контроля. Различие между ними -- прежде всего в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведом-ственный характер. Другое существенное отличие состоит в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или тер­риториального уровня, имеющими в своем ведении объекты, яв­ляющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического пра­вопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические ре­зультаты их деятельности и прибыль.

Сферой производственного экологического контроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и вы­сокой эффективности обусловлена тем, что предприятия - это ос­новная категория природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль про­водит руководитель предприятия, руководители функциональ­ных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наибо­лее полезным может быть контроль, осуществляемый экологичес­кими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на пред­приятиях часто отсутствуют. С учетом важности производствен­ного экологического контроля и в целях повышения его эффек­тивности Законом об охране окружающей среды установлена обя-

4. Муниципальный и общественный экологический контроль

занность субъектов хозяйственной и иной деятельности Предоста­вить сведения об организации производственного эколог^е^ого контроля в органы исполнительной власти и органы Местного самоуправления, осуществляющие соответственно государствен­ный и муниципальный контроль (ст. 67).

Главной задачей производственного экологического Контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по ра­циональному использованию природных ресурсов и охране окру­жающей среды; б) соблюдения нормативов предельно Допусти­мых воздействий на природу, установленных предпр иятию; в) выполнения иных требований законодательства об о^ру жаю. щей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых эко­логических требований в рамках ведомственного и производст­венного контроля принимаются уполномоченными долж НОСТНЬ1 . ми лицами. На предприятии это, как правило, - руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного акологи-ческого контроля во многом зависит от взаимодействия с органа­ми государственного экологического контроля. Пока такое взаи­модействие не развито. Более того, руководители предпр иятии и экологические службы считают своей задачей защиту Hij TepecoB предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представле­ния государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля -- важны^ резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исхо­дить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при этом реализовать ^е толь­ко административные методы, но и методы убеждения j! воспи­тания.

Понятие доли и определение долей собственников. Содержание права общей долевой собственности. Владение и пользование общим имуществом. Распоряжение общим имуществом. Распределение плодов, продукции и доходов от использования общего имущества.

Расходы по содержанию имущества.

1. Понятие доли.

Доля в праве долевой собственности - категория, выражаемая арифметически (например, 50% в праве собственности на наследственное имущество или 1/3 в праве собственности на квартиру). Объект общей собственности всегда является единым (неделимым). Таким образом, каждый сособственник при долевой собственности имеет долю в субъективном праве собственности на все общее имущество, но не право индивидуальной собственности на часть общего имущества.

Поясняющий пример: В общей долевой собственности трех лиц находится трехэтажное здание площадью 3000 кв. м; доли сособственников равные (то есть 1/3 в праве собственности на здание); каждый из сособственников (по соглашению между ними) пользуется одним этажом площадью 1000 кв. м. Предположим, третий этаж здания уничтожен. Теперь в качестве объекта права собственности осталось двухэтажное здание площадью 2000 кв. м, а доля каждого сособственника осталась, как и прежде, 1/3 в праве собственности на здание. А если бы в нашем примере существовали три объекта недвижимости - три этажа здания, и у каждого этажа был бы свой собственник, то гибель одного этажа прекратила бы право собственности одного конкретного лица и не повлияла бы на объем прав собственников двух других этажей.

Долю в праве нельзя понимать в том смысле, что право собственности разделилось ("субъективное право не может быть поделено на части: оно или есть или нет").

Поэтому с юридической точки зрения "доля в праве собственности - это объем прав и обязанностей каждого из сособственников (в отношении остальных) по владению, пользованию и распоряжению общей вещью".

(Б.М. Гонгало, Т.И. Илларионова, В.А. Плетнев)

2. Определение долей сособственников.

По общему правилу доли сособственников считаются равными. Это означает, что в арифметическом выражении единица (100%) делится на число сособственников - таким образом, доля, например, каждого из двух сособственников будет равна 50%, доля каждого из шестнадцати сособственников будет равна 1/16. Приращение (уменьшение) общего имущества в этом случае не влечет изменения размера доли.

Отступление от принципа равенства долей происходит, если иной размер доли каждого сособственника:

Или определяется на основании закона (например, размер доли участника договора о совместной деятельности определяется исходя из денежной оценки вклада - см. ст. 1042 ГК РФ);

Или установлен соглашением всех сособственников.

Так, соглашением может быть установлен порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из сособственников в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Неотделимые улучшения общего имущества, произведенные одним из сособственников за свой счет (например, возведение пристройки к дому, замена двигателя в автомобиле и т.п.), могут повлечь увеличение доли этого сособственника только в одном случае - если улучшения были произведены с соблюдением установленного порядка использования общего имущества (то есть с явного или с подразумеваемого согласия всех остальных сособственников на изменение размера долей в этом случае). Если изменение размера долей не предусмотрено, возможно пропорциональное возложение на остальных сособственников части расходов по осуществлению неотделимых улучшений общего имущества (но только в случае, когда есть основания применить нормы гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении). Неотделимые улучшения следует отличать от издержек по содержанию и сохранению общего имущества (см. подп. "г") п. 3 настоящего параграфа). Отделимые улучшения общего имущества поступают в собственность того из участников, который их произвел, то есть не образуют приращения имущества, находящегося в общей собственности. Иное может быть предусмотрено соглашением сособственников (например, увеличение доли сособственника, который произвел улучшения, или сохранение долей с выплатой соразмерной компенсации и др. варианты).

а) владение и пользование общим имуществом, находящимся в долевой собственности;

б) распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности;

в) распределение плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в долевой собственности и

г) распределение расходов по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности.

(а) Владение и пользование общим имуществом, находящимся в долевой собственности.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех сособственников, то есть единогласно.

Порядок управления общим имуществом зиждется не на большинстве голосов, а на принципе единогласия.

(О.С. Иоффе)

Ориентиром для определения объема правомочий каждого сособственника по владению и пользованию общим имуществом служит размер доли.

Порядок владения и пользования общим имуществом может быть различным:

1) совместное владение и пользование имуществом в целом;

2) владение и пользование частью общего имущества;

3) получение компенсации.

Порядок владения и пользования имуществом зависит от его предназначения, а также от того, возможно ли автономное владение и пользование обособленной частью общего имущества. Так, для жилого дома (квартиры) характер владения и пользования предполагает предоставление конкретному со собственнику конкретных помещений, но в отношении, например, автомобиля это фактически может быть только график (очередность) пользования.

При обособлении части общего имущества в целях владения и пользования право общей собственности на имущество, конечно, не прекращается. Обособленные части имущества могут не всегда соответствовать принадлежащим со собственникам долям.

Судебная практика

Пп. "б" п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом".

Соглашением участников общей долевой собственности может быть предусмотрено, что имущество предоставляется во владение и пользование только некоторым из них, а остальным выплачивается компенсация, соответствующая их доле (независимо от того, возможно или нет обособление части имущества).

Компенсация вместо предоставления имущества во владение и пользование подразумевает собой постоянные выплаты деньгами или выдачу иным имуществом. Никакого выкупа доли выплата (выдача) такой компенсации не влечет. Данную компенсацию следует отличать от компенсации, влекущей утрату доли в праве общей собственности (см. п. 2-5 § 5 настоящей главы).

При недостижении согласия между сособственниками порядок владения и пользования имуществом устанавливается судом по требованию любого из сособственников. При этом в судебном порядке каждый сособственник имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. И только при невозможности обособления части имущества сособственник вправе требовать в судебном порядке, чтобы другие сособственники, владеющие и пользующиеся имуществом, выплачивали ему соответствующую компенсацию.

Судебная практика

Абз. 2 п. 37 Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

(б) Распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ, распоряжение всем имуществом, то есть вещью, являющейся объектом права долевой собственности, осуществляется всеми сособственниками только единогласно, независимо от размера долей.

При недостижении единогласия распоряжение общим имуществом невозможно - споры по этому поводу суду не подведомственны.

В связи с этим особую важность приобретает различие между распоряжением общим имуществом и распоряжением долями в праве общей собственности на это имущество. Только распоряжение долей осуществляется конкретным со собственником самостоятельно, без согласия других сособственников (см. п. 4 § 3 настоящей главы).

(в) Распределение плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в долевой собственности.

Плоды, продукция и доходы от использования общего имущества - это все полученное как в результате реализации правомочия пользования, так и в результате распоряжения общим имуществом.

В соответствии со ст. 248 ГК РФ все полученное от использования имущества поступает в состав общего имущества, то есть происходит приращение общего имущества без изменения долей. По умолчанию плоды, продукция и доходы от использования общего имущества подлежат распределению - тогда они распределяются между сособственниками соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между сособственниками.

(г) Распределение расходов по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности.

Сособственники сообща несут бремя содержания общего имущества. Расходы по содержанию общего имущества делятся на:

а) расходы публично-правового характера (налоги и иные обязательные платежи, связанные с имуществом);

б) расходы частноправового характера (издержки по содержанию и хранению имущества).

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый сособственник обязан участвовать в расходах по содержанию общего имущества соразмерно со своей долей. Эта норма является императивной, но очевидно, что расходы частноправового характера могут по соглашению сособственников распределяться иным образом.

Частноправовые расходы перераспределяются между всеми сособственниками независимо от того, кто из сособственников эти расходы произвел и независимо от того, было ли получено согласие остальных на производство этих расходов. Однако издержки по содержанию и сохранению общего имущества должны быть необходимыми (то есть обоснованными и неизбежными). В противном случае риск несения расходов ложится на произведшего их сособственника без какой-либо компенсации.

Понятие общей собственности возникает тогда, когда одним объектом владеет несколько лиц (как физических, так и юридических).

Основания возникновения и виды

Возникает такой вид собственности ввиду различных оснований: официальная регистрация брака; , где проживает несколько человек; создание фермерского хозяйства, где есть несколько владельцев и т.д. — иными словами, когда два человека или несколько получают во владение собственность, которую невозможно разделить на несколько частей либо в силу закона, либо без изменения его назначения.

Можно выделить два вида права общей собственности, которые отличаются по сути владения и регулируются разными нормами:

  • долевая собственность – вид собственности, для которого характерно выделение определенной доли во владении имуществом как движимым, так и недвижимым;
  • совместная собственность – когда доли владения имуществом заранее не определены.

Доля в собственности квартиры — что это?

Когда квартира поступает в собственность нескольким лицам и доли владения заранее оговорены, речь идет о долевой собственности квартиры. В такой ситуации распоряжаться жильем можно только при условии согласия всех собственников, не зависимо от размера доли.

Следует понимать, что если все владельцы проживают на территории квартиры, то реально поделить площадь в соответствии с долями каждого по документам не представляется возможным. В таком случае совладельцы стараются договориться и поделить жилплощадь, учитывая жизненные обстоятельства и необходимости каждого. Если же этот вопрос не получается решить мирным путем, собственники обращаются в суд, где будет определен порядок пользования жилплощадью. При необходимости поменять порядок из-за каких-либо новых обстоятельств (например, рождение ребенка) суд может пересмотреть решение, которое было вынесено ранее.

Нормативные акты, которыми регулируются вопросы в долевом праве собственности на квартиру

Для того чтобы определить порядок пользования и как совладельцы могут распоряжаться своими долями следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ (часть первая) от 30.11.1994 N-51 ФЗ. Глава 16 полностью посвящена регулированию прав общей собственности.

Если же нас интересует конкретно право долевой собственности в квартире, стоит обратить внимание на следующие статьи:

  • ст. 245. В статье говорится о том, что если в общей собственности доли заранее не определены, то тогда доли будут считаться равными. Также при вложении средств в улучшение состояния имущества – размер доли может увеличиваться пропорционально вложениям.
  • ст. 246. Распоряжаться долевой собственностью можно только по согласованию совладельцев, при этом любой из собственников имеет право , и т.д. свою долю.
  • ст. 247. Дольщики имеют право пользоваться имуществом по соглашению всех содольщиков. Каждый из владельцев имеет право получить в пользование свою долю, если по факту это не возможно, он вправе рассчитывать на компенсацию.
  • ст. 248. Все что владельцы могут получить в результате эксплуатации долевой собственности (доходы, плоды и др.) делится между собственниками соответственно с их долями, если нет других договоренностей.
  • ст. 249. Растраты на содержание общей долевой собственности – все это также делится между совладельцами в соответствии с размерами долей.
  • ст. 250. Эта статья описывает право совладельцев на преимущество в покупке доли в общей долевой собственности, при условии, если продажа идет не через публичные торги.
  • ст. 251. При продаже, доля переходит во владение с даты заключения договора, если в договоре не указано других условий.
  • ст. 252. Раздел имущества может пройти по соглашению всех содольщиков. Любой из совладельцев имеет право на выдел своей доли либо по соглашению всех собственников, либо по решению суда. Если же выдел или раздел имущества не возможен или запрещен законом, то дольщик имеет право на компенсацию, после получения которой, он лишается права собственности.
  • ст. 255. Кредитор имеет право заявить в суд, если один из владельцев в общей собственности не может погасить задолженность имуществом, которое у него есть, на взыскание доли должника, при этом доля может быть продана как остальным владельцам собственности, так и с публичных торгов, а денежные средства, вырученные в процессе, пойдут на уплату долгов.

За последнее время изменения коснулись только 1-го пункта статьи 250 ГК РФ (изменения вступили в силу 01.03.2015), в которой говориться о преимущественном праве покупки совладельцами доли в общей собственности. Были добавлены моменты, при которых данное преимущество упраздняется при продаже собственности с , точнее доли .

Основные проблемы: как делить, продать или сдать долю в квартире

Итак, проблемы, с которыми сталкиваются люди, владеющие долевой собственностью можно разделить на несколько видов: хочу иметь свою комнату, хочу продать или сдать свою долю. Разберем все по порядку.

Хочу иметь свою комнату

Если вы не просто владеете долей в квартире, а вам приходится и жить в ней вместе с другими содольщиками, возникает вопрос: как поделить площадь, чтобы у всех был свой угол. Данный вопрос регулируется законодательством и описывается в ст. 245 ГК РФ – о порядке пользования жилым помещением. Первый вариант определения порядка – это мирный, ведь лучше договориться со своими соседями полюбовно и решить, кто и где будет жить.

Полезно! Даже если вы обо всем договорились с другими жильцами, лучше всего оформить порядок пользования у нотариуса, чтобы потом не пришлось доказывать, кто и что говорил.

Другой вариант, когда мирным путем решить вопрос с проживанием не получается, — обратиться в суд. Суд примет во внимание все обстоятельства и поделит комнаты между собственниками, так как посчитает правильным, не всегда учитывая размеры долей собственников. Если у одного владельца есть семья, а второй одинок, то большая комната по размеру достанется, первому.

Хочу продать свою долю?

Когда совместное проживание не устраивает одного или нескольких владельцев собственности, и они хотели бы получить свою долю в денежном эквиваленте, встает вопрос о продаже доли в общей квартире. В такой ситуации возможно несколько выходов:

  1. Если о продаже доли заявляет только один из собственников, то остальные жильцы имеют преимущество перед другими желающими в покупке и в этом случае необходимо получить их согласие. Это право регулируется статьей 250 ГК РФ.
  2. Если несколько совладельцев хотели бы продать жилье целиком, а один, имеющий незначительную долю, которую невозможно выделить реально, не согласен, то можно обратиться в суд (на основании пункта 4 статьи 252 ГК РФ), где будет получено разрешение на продажу квартиры без согласия «протестующего», с условием выплаты ему компенсации в размере его доли от общей стоимости квартиры.
  3. Если же расстаться готовы все совладельцы, то они могут просто продать квартиру и получить каждый свою долю.

Важно знать, что продажа доли в квартире выходит намного ниже стоимости той же доли, если квартира продается целиком. Разница в цене может достигать 15-25%.

Как сдать свою часть?

Здесь все очень просто – сдать или прописать кого-либо на своей части жилплощади возможно только с согласия всех собственников, регулируется этот вопрос на основании статьи 246 ГК РФ. Если же возникает необходимость прописать несовершеннолетнего ребенка, то это можно сделать без разрешения других собственников, т.к детей прописывают по месту прописки одного из родителей, (ст. 70 ЖК РФ, нормы Семейного кодекса)

Право общей совместной собственности супругов

Для того чтобы возникло право совместной собственности между мужчиной и женщиной должен быть официально зарегистрирован брак. Имущество, нажитое в браке, поступает в совместную собственность супругов, где каждый имеет равную долю. Другой порядок может быть установлен при условии, если был подписан брачный договор, в котором с согласия мужа и жены обозначаются права собственности относительно имущества каждого из них. Вопросы, возникающие в ходе пользования и распоряжения совместным имуществом, регулируются статьей 256 ГК РФ и статьями 33-39 СК РФ.

Под право совместного пользования попадает имущество, которое было нажито супругами в течение брака, но важно знать, что это право не распространяется на:

  • нажитое до брака;
  • полученное в результате ;
  • личные вещи.

Все это является раздельной собственностью супругов.

К сведению: индивидуальное имущество одного из супругов может быть признано совместным, при условии, что в него были вложения во время брака, которые сильно увеличили стоимость объекта (ремонт, перестройка).

Хотя при совершении сделок с совместной собственностью письменного или нотариально заверенного разрешения обоих супругов не требуется (исходя из того, что оба супруга согласны на сделку и другое не доказано), но распоряжаться недвижимостью или объектами, требующими регистрации и/или нотариального удостоверения, супруги без нотариально заверенного согласия другого супруга не могут согласно ст. 35 СК РФ.

Раздел имущества может быть осуществлен как во время брака, так и при его расторжении. Регулируется этот процесс статьями 38 и 39 СК РФ. В лучшем случае раздел происходит мирным путем, когда владельцы договариваются, кому что достанется. Если же достичь соглашения самостоятельно не получается, единственный выход – обратиться в суд. В судебном порядке будет установлен раздел имущества в равных долях, так чтобы оба супруга получили равные по стоимости доли имущества. В случае, когда доли равными не выходят, супругу с меньшей долей назначается денежная или иная компенсация.

Очень важным моментом является не только приобретение собственности в период брака, но и на какие средства она была приобретена, т.к. это очень сильно может повлиять на решение суда о разделе.

Пример №1

Супруга подала в суд на мужа для раздела квартиры, которая была приобретена во время брака.

Суд установил, что эта квартира была куплена на средства, в результате продажи добрачного имущества мужа, которые не являются общей собственностью. Ввиду этого факта суд принял решение, что квартира разделу не подлежит, т.к. не является совместно нажитым имуществом.

Пример №2

Супруга обратилась в судебные органы для раздела имущества, в том числе и квартиры, после расторжения брака.

Судом было указано, что данная квартира не была приобретена супругами за общие средства, а была подарена мужу как военнослужащему, соответственно данная недвижимость не является общей и совместной собственностью и разделу не подлежит.

Как осуществляется раздел недвижимого имущества, находящегося в долевой собственности?

На видео — порядок, процедура и особенности раздела имущества, которое принадлежит не одному собственнику.

Собственности определены законом или договором. Право общей долевой собственности предоставляет сособственникам возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, которое является единым целым.

Каждый участник общей собственности имеет определенную долю в праве собственности на вещь. Доли участников общей долевой собственности считаются равными, если законом или соглашением сторон не установлено иное. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Доля в праве общей собственности представляет собой определенную имущественную ценность, поэтому каждый участник долевой собственности может самостоятельно распоряжаться ею.

В юридической литературе высказаны различные мнения по поводу правовой природы доли в общей долевой собственности:

    • доля признается не чем иным, как долей в праве собственности на общее имущество;
    • доля может быть либо реальной, либо идеальной (реальными называют доли, которые индивидуализированы в натуре путем точного обозначения части вещи, принадлежащей тому или иному сособственнику, в отличие от идеальных долей, которые не выделены в натуре, а определены в виде дроби в общей собственности).

Осуществление права общей долевой собственности

Содержание права общей собственности составляют традиционные правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Однако поскольку сособственников несколько, возникает необходимость достижения их согласия, формирования общей при осуществлении этих правомочий. Поэтому владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников; если же согласия достигнуть не удалось, то порядок владения и пользования устанавливается судом.

При этом объем правомочий участника, как правило, связан с размером его доли в праве общей собственности. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. При отсутствии такой возможности сособственник имеет право требовать компенсации от других сособственников, пользующихся имуществом, приходящимся на его долю. Владея и пользуясь имуществом, сособственники могут получать плоды, продукцию и иные доходы, которые согласно ст. 248 ГК поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением. Иное, в частности, может быть предусмотрено договором простого товарищества (ст. 1048 ГК).

Поскольку право собственности предоставляет его обладателю не только возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и возлагает на него бремя несения всех расходов по его содержанию (ст. 210 ГК), постольку и право общей собственности подразумевает несение сособственниками определенных расходов по содержанию имущества. Законодательство выделяет две группы расходов, которые несут сособственники:

    1. обязанности публично-правового характера (налоги, сборы, иные обязательные платежи;
    2. издержки по содержанию и сохранению имущества.

В обоих видах этих расходов каждый участник долевой собственности обязан участвовать соразмерно своей доле.

При рассмотрении такого правомочия, как распоряжение , следует различать:

    1. распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности всех сособственников;
    2. распоряжение долей в праве долевой собственности.

В первом случае распоряжение имуществом осуществляется по соглашению всех участников. Важно отметить, что при недостижении соглашения участников они не могут обратиться за разрешением спора в суд, поскольку согласие каждого сособственника является обязательным и потому не может быть заменено судебным решением.

Что касается права сособственника распорядиться своей долей в праве, то здесь действуют иные правила. Каждый участник общей долевой собственности вправе распорядиться принадлежащей ему долей по своему усмотрению: продать, подарить, завещать, предоставить в и т.д., и согласия других сособственников для этого не требуется. Однако право сособственника на возмездное распоряжение своей долей в праве на имущество имеет определенные ограничения, установленные в ст. 250 ГК.

Право преимущественной покупки

В случае продажи доли ее сособственником постороннему лицу другие участники имеют право ее преимущественной покупки по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях. Поэтому при отчуждении доли постороннему лицу продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о своем намерении с указанием цены и других условий, на которых он ее продает. Законом не установлены какие-либо требования к такому извещению. Это могут быть письмо, факсовое сообщение, телеграмма и т.д. Главное в том, чтобы это требование было выполнено и в случае возникновения спорной ситуации отчуждающий свою долю сособственник мог представить доказательство надлежащего уведомления других сособственников. В частности, во избежание проблем при доказывании факта извещения предлагается производить извещение при участии нотариуса (ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате).

Изменения с 01.01.2017 г.

Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю

    • в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца , а
    • в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней

со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.

Особенности извещения участников долевой собственности о намерении продавца доли в праве общей собственности продать свою долю постороннему лицу могут быть установлены федеральным законом.

Право преимущественной покупки отчуждаемой доли может быть осуществлено лишь самим сособственником , поскольку законом установлено императивное правило, запрещающее уступку преимущественного права (п. 4 ст. 250 ГК).

Несоблюдение установленного правила, т.е. продажа доли с нарушением права ее преимущественной покупки другими сособственниками, не означает недействительность совершенной сделки. Однако любой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (п. 3 ст. 250 ГК). В случае удовлетворения такого требования происходит замена лица в обязательстве.

Требовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя другие участники общей долевой собственности могут и тогда, когда отчуждающий долю сособственник изменил цену или другие существенные условия договора продажи.

Преимущественное право покупки применяется при отчуждении доли только по и мены . При отчуждении доли по другим возмездным договорам, например по договору ренты, право преимущественной покупки у других сособственников не возникает. Преимущественное право покупки не действует также при продаже доли с публичных торгов, проводимых при отсутствии на то согласия всех участников долевой собственности в случаях и с соблюдением правил, предусмотренных п. 2 ст. 250 ГК и другими нормативными актами.

Доля в праве общей собственности переходит к приобретателю по договору с момента заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное (п. 1 ст. 251 ГК). Переход доли в праве общей собственности по договору, подлежащему государственной регистрации, осуществляется в момент его государственной регистрации.

Если сособственник продает долю другому сособственнику, то преимущественное право покупки не действует, и при желании нескольких участников общей долевой собственности приобрести долю право выбора покупателя принадлежит продавцу.

Прекращение права общей долевой собственности

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними. Раздел имущества означает прекращение общей собственности. Каждому из бывших сособственников будет принадлежать новый объект права собственности, образовавшийся в результате раздела, которым они вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться.

Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При выделе доли общая собственность будет сохранена лишь в отношении оставшихся участников. Бывший же участник долевой собственности перестает быть сособственником, а становится собственником выделенного имущества - нового объекта права. И раздел, и выдел по общему правилу должны производиться по соглашению между участниками. Если же участники не смогли достигнуть соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли, спор может быть разрешен в судебном порядке. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся сособственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3 ст. 252 ГК).

Суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в долевой собственности. Несоразмерность имущества, выделяемого участнику в натуре, его доле в праве собственности, устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.

В исключительных случаях суд может и при отсутствии согласия сособственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию. Это возможно при наличии следующих обстоятельств: доля сособственника незначительна; доля не может быть реально выделена; у сособственника нет существенного интереса в использовании общего имущества.

Обращение взыскания на долю в общем имуществе осуществляется и при долевой, и при совместной собственности, с той лишь особенностью, что при совместной собственности предварительно требуется определить долю участника.