Структура власти состоит из следующих частей. Структура органов государственной власти. Структура государственной власти

Кредитные взаимоотношения организаций с учреждениями банков строятся на основе кредитных договоров, которые опреде­ляют взаимные обязательства и ответственность сторон. В роли кредитора может выступать только учреждение банка или иная кре­дитная организация, имеющая соответствующую лицензию ЦБ РФ на проведение такой деятельности.

Договор кредита заключается обязательно в письменной форме и является возмездным, т.е. предусматривает размер взыскиваемых процентов за пользование кредитными средствами. Договор кредита предусматривает обязательное его обеспечение для гарантированно­сти возврата денежных средств. Предметом договора могут быть только деньги. Необходимо подчеркнуть, что при заключении кре­дитного договора важна дата выдачи кредита, так как с нее начина­ется отсчет срока его погашения и соответственно начисления про­центов.

Проценты за пользование кредитом могут быть обычными (уп­лачиваемые в пределах срока выдачи кредита) и повышенными (уп­лачиваемые при нарушении срока возврата кредита).

Займы могут выдаваться как юридическими, так и физическими лицами. Оформление займов и порядок их погашения регулируются договорами займа. Этот договор вступает в силу с момента переда­чи денег (или иных активов) заимодавцем заемщику, в результате чего возникают соответствующие обязательства. Договор займа также является возмездным, но может заключаться как в письмен­ной, так и в устной форме. Проценты за пользование заемными средствами могут взыскиваться как в денежной, так и в натураль­ной форме.

Кредиты и займы в зависимости от сроков погашения подразде­ляются на краткосрочные (до 12 месяцев) и долгосрочные (свыше 12 месяцев).

Для учета банковских кредитов и займов других организаций предусмотрены два синтетических счета: 66 «Расчеты по кратко­срочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кре­дитам и займам». По кредиту этих счетов отражается получение кредитов или займов, а по дебету - их погашение. По действую­щей методологии бухгалтерского учета задолженность по кредитам и займам отражается с учетом причитающихся процентов.

Полученные кредиты и займы увеличивают безналичные де­нежные средства или иные активы организации, что отражается на счетах:

Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специаль­ные счета в банках», 41 «Товары» и др.

Кредитами или займами можно погашать задолженность перед поставщиками, расплачиваться по налогам и сборам и пр.:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др.

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Рас­четы по долгосрочным кредитам и займам».

Основным нормативным документом, регламентирующим бух­галтерский учет кредитов, займов и расходов по ним, является по­ложение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) . Согласно этому документу суммы процентов по коммерческим кредитам и займам признаются операционными расходами того периода, в котором они произведе­ны. Таким образом, суммы начисленных процентов по ним отра­жаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Рас­четы по долгосрочным кредитам и займам».

Существует некоторая особенность при начислении процентов по кредитам и займам, полученным для покупки материально­производственных запасов и объектов внеоборотных активов. На ос­новании положений ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 до получения и ввода этих активов в эксплуатацию начисленные проценты относятся на увели­чение их, соответственно, фактической и первоначальной стоимости:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Рас­четы по долгосрочным кредитам и займам».

При возврате кредитов и займов и перечислении процентов по ним на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:

Д~т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Рас­четы по долгосрочным кредитам и займам»

К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Аналитический учет по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» ведется по каждому кредиту или займу.

Еще по теме Учет расчетов по кредитам банков и заемным средствам:

  1. 117. Состав и структура заемных средств предприятий. Роль банковского кредита в составе заемных средств. Организация и принципы кредитования. Порядок оформления кредитов на ссудных счетах. Процентные ставки за пользование банковским кредитом. Методы оценки кредитоспособности клиентов банками

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственная власть: понятие, признаки, структура


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

  • 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);
  • 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);
  • 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);
  • 4. Охватывает все население государства;
  • 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).
  • 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
  • 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

  • 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.
  • 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Анализ структуры государственной власти открывает путь к познанию и раскрытию ее внутреннего строения. В структуре государственной власти находят свое отражение элементы социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального характера.

Руководствуясь принципами плюрализма и многосторонности в определении структуры государственной власти представляется целесообразным рассмотрение данного понятие с нескольких позиций:

Одним из общепринятых в отечественной теории государства и права подходов к структуре государственной власти является рассмотрение ее элементов с точки зрения юридической природы и сущности. В структуре государственной власти представляется возможным выделить волю доминирующего социального слоя (класса) или народа, обусловленной политическими, социальными, экономическими, духовно-нравственными и иным факторами, а также силу, превращающую властную волю в эффективный инструмент воздействия на общественные отношения, придающий государственной власти принудительный характер.

Воля- это определяющий элемент государственной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом, т.к. власть всегда принадлежит личности, коллективу людей, социальному слою или классу, народу, волю и интересы, которых она выражает.

Воля - это явление социально-психологическое, одна из сторон общественного сознания. Она формируется в процессе взаимодействия объективных и субъективных социальных факторов, взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Другим неотъемлемым элементом структуры государственной власти является сила. Без концентрированной, носящей организованный характер, силы воля не способна к реализации и самоутверждению, не способна оказывать воздействие на общественные процессы и поведение людей. Сила государственной власти находит материальное свое выражение в государственных органах управления и принуждения: правительство, суд, прокуратура, армия, полиция, органы государственной безопасности, тюрьмы и др. Сила может быть выражена и в моральном (духовно-нравственном) аспекте: в ее авторитете, в идеологическом воздействии, традиционности. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице силовых структур.

Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она становится неспособной реализовывать волю субъекта власти, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Поэтому, пока существует государственная власть, у нее будут носители организованной силы - силовые структуры, обладающие правом применения оружия, специальных средств, физической силы и иных средств принуждения. Применение средств принуждения в отношении людей со стороны государственной власти, естественно должно носить обоснованный характер, основанный на принципах законности, целесообразности, объективности, необходимости, гуманизма и т.п. При этом, любая государственная власть, в первую очередь должна опираться на силу авторитета, идеологию, традиции, средства массовой информации. Поэтому автор согласен с В.М. Корельским в том, что «если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальное насилие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсутствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе».



Применение организованной силы государственной власти имеет, безусловно, необходимый характер при отражении внешней агрессии, в борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью или предупреждением, пресечением правонарушений.

Исходя из своей функциональной характеристики , структура государственной власти будет включать следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. В данном случае государственная власть будет выступать как определенное правоотношение, складывающееся между властвующими и подвластными субъектами, основанное на реализации воли первых и подчинение этой воле вторых.

Субъекты власти - это источники государственной власти, аккумулирующие и претворяющие в жизнь государственную власть. В качестве субъектов государственной власти выступают народ (нация), социальные общности, классы, группы, коллективы людей или человек в целом, т. е. те, права и интересы которых выражает в данный момент государство. Однако чаще всего, в качестве субъектов государственной власти выступают органы государства, или государство в целом.

При этом важно подчеркнуть, что властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Он определяет, в какой форме, и в каком объеме тот или иной государственный орган будет выражать, и проводить в жизнь государственную волю.

Объекты власти - это подвластные субъекты, в отношении которых осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения, социальные группы, общности, классы, общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти очень близки друг к другу и в некоторых случаях могут совпадать между собой (референдумы, выборы, сходы местных жителей, представительные органы, местное самоуправление), в недемократических обществах они жестко разграничены (народ и правящая партийная номенклатура, финансовая олигархия, аристократическая элита, военная хунта, религиозный конклав и т.п.).

Властеотношения - это отношения, которые возникают между носителями власти (субъектами) и подвластными (объектами власти) в процессе реализации государственной власти. Властеотношение – это содержание властной деятельности. Оно выражается в том, что, с одной стороны, происходит проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой - подчинение объектов власти субъектам власти.

Средства осуществления власти - это тот инструментарий, которым пользуется субъект государственной власть в процессе своего воздействия на объект власти, то, при помощи чего государственная власть реализует свою волю. Основными средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем современное государство демократического типа для осуществления своей власти может использовать и другие средства, не носящие принудительный характер (например, органы местного самоуправления, различные общественные (некоммерческие) организации, средства массовой информации, нормы морали, религии и т. д.).

Методы осуществления власти - это те приемы (способы), которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле подвластных субъектов. Традиционными методами государственной власти являются метод убеждения и метод принуждения.

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Государственное принуждение - то психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Метод убеждения предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

В современных условиях значительно возросла роль методов морального и материального стимулирования, поощрения используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

Заслуживающей самого пристального внимания, является точка зрения Т.Н. Радько, выделяющего в рассматриваемой структуре государственной власти такой ее элемент как ресурсы.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В числе основных ресурсов власти можно выделить - утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным ресурсам относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные ресурсы включают в себя ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе, прежде всего путем правового регулирования.

В зависимости от важнейших сфер жизни общества выделяют следующие виды ресурсов: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся: государственная собственность, государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть частично обеспечивает себя, добивается порядка, устойчивости в экономике.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать социальные конфликты. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия и поддержки населения. Государственная власть нередко распределяет население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий (дворяне; купцы, мещане, разночинцы и т. п.).

Культурно-информационные ресурсы - это знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государственная власть старается уважительно относиться к историческим, национальным традициям народа, нередко использует их в своей политике.

Идеология также является одним из важнейших ресурсов государственной власти. В любом государстве этому ресурсу придается первостепенное значение, так как власть посредством идеологии оправдывает свое существование, свою легитимность, обосновывает проведение своих методов властвования и достижение Определенных целей, стремится добиться уважения и понимания у населения своих действий.

Силовые ресурсы необходимы каждому государству. Их составляют армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности (разведка). Задачей этих органов является обеспечение правопорядка, осуществление принуждения, защита власти от тех, кто выступает против власти.

Ресурсы необходимы государственной власти для обеспечения стабильности и порядка в обществе, эффективного управления общественными процессами.

Структуру государственной власти можно рассматривать с учетом принципа разделения властей, который применяется в политических системах подавляющего большинства современных государств, не исключая Российскую Федерацию. При классификации по данному основанию в структуре государственной власти можно выделить такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями власти. В своем единстве они и образуют государственную власть. Следует вместе с тем отметить, что выделение триады ветвей власти не отражает всего многообразия существующих в мире моделей разделения властей. Так, например, в Конституциях латиноамериканских государств (конституции Колумбии 1991 г., Никарагуа 1987 г., Бразилии 1988 г., Венесуэлы 1999 г. и др.) мы найдем упоминание об избирательной ветви власти. В Конституции Кубы 1976 г. (ст.68) об учредительной власти – власти народа, основанной на его праве принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. В Конституции Египта 1980 г. (ст.206) наряду с традиционными властями говорится об информационной власти («пресса – народная независимая власть»). В конституции мексиканского штата Идальго в качестве четвертой власти закрепляется муниципальная власть. В законодательстве можно встретить упоминание о контрольной государственной власти, в отдельных конституциях развивающихся стран с однопартийной системой упоминается партийная власть, рассматривающаяся как особая разновидность государственной власти.

Конституция Китайской Республики (Тайвань) 1947 г. предусматривает фактически шесть ветвей власти: учредительную в лице Национального собрания; законодательную в лице Законодательной палаты; исполнительную в лице Президента, Вице-президента и Исполнительной палаты; судебную в лице Палаты юстиции; контрольную в лице Палаты контроля, проверяющей главным образом деятельность административных органов; и экзаменационную в лице Экзаменационной палаты, ведающей комплектованием гражданской службы.

В Российской Федерации представители отечественной теории государства и права признают существование президентской власти, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти, контрольно-надзорной власти (Прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ, Счетная Палата, избирательные комиссии, Центральный Банк РФ).

Однако данную структуру государственной власти, безусловно, можно применять только к тем государствам, где признается и на конституционном (законодательном) уровне закрепляется принцип разделения властей.

Структуру государственной власти можно рассматривать и из ее территориальной организации . В этом случае в унитарных государствах мы выделяем центральную (верховную) власть, которая действует на всей территории страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных единиц или муниципальных образований (городов, районов, округов, поселков, деревень и т. д.). Для федеративных государств применяется трехзвенная структура власти: центральная власть, региональная власть, местная власть. Региональная власть осуществляется государственными органами на территории субъектов федерации (штаты, провинции, республики, автономные районы и др.).

Таким образом, любая властная деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Несмотря на множество факторов, и интересов лежащих в основе возникновения государства, функционирования государственных институтов можно твердо сделать вывод, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

Власть, политическая власть – значение понятий

С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

Разделение власти

Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

Государственная власть: структура и функции

Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

Исполнительная власть в России

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура органов исполнительной власти в России

Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

  1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
  2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
  3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Органы законодательной власти

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Федеральное собрание: структура

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

Судебная власть

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

  1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
  2. Разрешение споров между гражданами.
  3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

Признаки судебной власти РФ

Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
  • судебная власть ни от кого не зависит;
  • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Судебная система РФ

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Политический режим в России

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 4. Формы государства

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства - это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia - единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама - и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos - бог + kratos - власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными . Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак - систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий - дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха - брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, - «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika - общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы - парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента - Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными . К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии - Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен . По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные . К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения . Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу . Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения . Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип , который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos - народ + kratos - власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia - безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos - толпа, чернь + kratos - власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоёв общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas - власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным . Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

1) Что представляет собой форма государства? 2) Какие формы правления вам известны? 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного? 4) Каковы признаки демократии? 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?

1. Изобразите в тетради в виде схемы существующие формы правления.

2. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Она может быть постоянным или временным союзом суверенных государств, созданным для обеспечения их общих целей. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность (своё гражданство, систему государственных органов, конституцию, законодательство) и делегируют центру строго ограниченный круг полномочий. Конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Является ли конфедерация формой государственного устройства или она относится к международно-правовому объединению государств? Аргументируйте свой ответ.

3. В Италии ряд областей, отличающихся самобытной исторической и культурной традицией, в прошлом самостоятельные государства, обладают правами самоуправления, близкими к правам субъектов федерации. В то же время в Индии штаты не имеют собственных конституций, гражданства, судебной системы, а их границы могут быть изменены федеральным парламентом без согласия штатов. Сделайте возможные выводы из приведённых фактов.

«Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право».

И. А. Ильин (1882-1954), русский философ

«Никогда все акты государственного властвования не могут быть сведены к простому исполнению существующих законов».

Н.М. Коркунов (1853-1904), русский учёный-правовед